Расширенный поиск
Указ Президента Республики Калмыкии от 10.05.2001 № 73 У К А З Президента Республики Калмыкия О президентской целевой программе "возрождение традиционного пастбищного животноводства" (2001-2010 гг.) В целях создания условий для устойчивого развития сельских территорий на основе восстановления традиционного пастбищного животноводства, вывода аграрного сектора экономики республики из кризисного состояния на основе роста производства сельскохозяйственной продукции постановляю: 1. Утвердить прилагаемую президентскую целевую программу "Возрождение традиционного пастбищного животноводства" (2001 - 2010 гг.). 2. Правительству Республики Калмыкия обеспечить реализацию президентской целевой программы "Возрождение традиционного пастбищного животноводства" (2001-2010 гг.). 3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Республики Калмыкия К.Илюмжинов Элиста 10 мая 2001 года N 73 Утверждена Указом Президента Республики Калмыкия от
10 мая Президентская целевая программа "возрождение традиционного пастбищного животноводства" (2001-2010 гг.) Содержание Паспорт Программы Введение 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения 2. Основные цели и задачи 3. Сроки и этапы реализации 4. Ресурсное обеспечение Программы 5. Основные проекты Программы: Проект N 1. "Разведение крупного рогатого скота калмыцкой породы на основе традиционной пастбищной технологии"; Проект N 2. "Развитие табунного коневодства на основе традиционной пастбищной технологии"; Проект N 3. "Возрождение курдючных овец калмыцкой породы"; Проект N 4. "Разведение поголовья калмыцких верблюдов - бактрианов". 6. Формирование основ традиционного пастбищного природопользования: организация селекционно - племенной работы; рациональное использование пастбищных угодий и кормопроизводство; сельскохозяйственное водоснабжение; развитие производственно - сбытовой сферы. 7. Нормативно - правовое и научное сопровождение Программы 8. Оценка эффективности реализации Программы 9. Управление Программой и контроль за ходом ее выполнения Приложения
Паспорт
Наименование Президентская целевая Программа "Возрождение Программы: традиционного пастбищного животноводства" (2001 -2010 гг.)
Дата принятия Закон РСФСР от 26.04.91 г. N 1107-I решения о "О реабилитации репрессированных народов", разработке постановление Правительства Российской Программы и Федерации от 14.03.97 г. N 303 "О федеральной наименование целевой программе социально - экономического соответствующих развития Республики Калмыкия и национально - нормативных культурного возрождения калмыцкого народа". актов: Указ Президента Республики Калмыкия от 9.01.2001 г. N 9 "О мерах по материально - экономической реабилитации калмыцкого народа в 2001-2010 гг.", распоряжение Президента Республики Калмыкия от 9.01.2001 г. N 5-рп "О государственном учреждении "Племенное объединение по восстановлению пастбищного животноводства" Государственные Администрация Президента Республики Калмыкия, заказчики Правительство Республики Калмыкия Программы:
Разработчики Министерство экономики Республики Калмыкия, Программы: ГУ "Племенное объединение по восстановлению пастбищного животноводства", научно - исследовательские учреждения республики
Исполнители Министерства и ведомства Республики Калмыкия, основных муниципальные образования районов и г. Элиста мероприятий: Республики Калмыкия, сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности, научно - исследовательские учреждения
Цели: Создание условий для полной материально - экономической реабилитации народа Калмыкии и экологической реабилитации территории Республики Калмыкия. Сохранение земельных ресурсов степной зоны Юга России, как основы жизни и деятельности населения, создание условий для устойчивого развития сельских территорий на основе восстановления рационального аграрного природопользования - традиционного пастбищного животноводства. Развитие и возрождение уникальных отечественных сельскохозяйственных животных калмыцких пород: крупного рогатого скота, лошадей, курдючных овец, верблюдов. Вывод аграрной экономики республики из кризисного состояния путем ускорение роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышения экономической эффективности агропромышленного производства, социального обновления села. Формирование специализированной животноводческой высокодоходной сельскохозяйственной зоны по производству экологически чистой мясной и другой животноводческой - продукции, рачительного хозяина пастбищных угодий.
Ожидаемые
Экономика: К конечные показатели, характеризующие преимущества результаты: пастбищного животноводства как эффективной технологии: годовое производство мяса скота в живом весе составит 34 тыс. тонн, прогнозируется иметь к 2011 году крупного рогатого скота 215 тыс. голов, в т.ч. 67,6 тыс. голов, выращиваемых на основе пастбищной технологии, лошадей всего - 26,8 тыс. голов, в т.ч. калмыцкой породы - 14,5 тыс. голов; овец - 1179,5 тыс. голов, в т.ч. калмыцкой курдючной породы более 380 тыс. голов; верблюдов - 1190 голов. Ожидается снижение себестоимости основных видов продукции животноводства за счет сокращения затрат на кормопроизводство.
Социум: В активную сельскохозяйственную деятельность с учетом производственно - сбытовой сферы будет вовлечено дополнительно около 5 тыс. человек. Будут созданы условия для материально - экономической реабилитации калмыцкого народа.
Экология: Экологический эффект будет состоять в применении рациональной практики землепользования, сохранении и воспроизводстве кормовых угодий, предотвращении дальнейшего опустынивания территории через формирование постоянного финансового и материального интереса сельхозтоваропроизводителей в достижении устойчивости развития сельских территорий.
Источники Общая потребность в финансировании на финансирования: реализацию Программы - 571,3 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 201,3 млн. рублей (из них кредит лизинг - 76,1 млн. рублей), республиканского бюджета - 270 млн. рублей, внебюджетных источников - 100 млн. рублей (сводная таблица прилагается)
Система О ходе реализации участники Программы организации отчитываются перед исполнительными органами, контроля за которые ежеквартально информируют Президента исполнением Республики Калмыкия Программы:
Введение
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения На протяжении пяти тысяч лет северо - западная часть Прикаспия использовалась для занятий животноводством. Неотъемлемая часть Российского государства, историческая территория обитания калмыцкого этноса на протяжении 17-19 веков сформировалась, как единый территориально - экономический и природно - климатический комплекс, именуемый "Калмыцкой степью", природно - ресурсный потенциал которого наиболее полно отвечал требованиям пастбищного животноводства - исторически сложившегося и веками соблюдаемого типа землепользования, основанного на разведении при минимальных затратах основных видов сельскохозяйственных животных. В этот период в среднем здесь выпасалось более 200 тысяч голов крупного рогатого скота, 100 тысяч лошадей, около 1 миллиона курдючных овец и 20 тысяч верблюдов - все калмыцкой породы. Содержание подобного количественного и видового соотношения сельскохозяйственных животных калмыцкой породы на основе пастбищной технологии комплексного сельскохозяйственного животноводческого производства поддерживало равновесно - устойчивое состояние агропромышленного потенциала и исторической аграрной специализации. Этнохозяйственный опыт и традиции рационального природопользования передавались из поколения в поколение и обеспечивали воспроизводство естественного плодородия сезонных пастбищных угодий. В течение 20 века форсированное изменение привычного уклада жизни, потеря хозяйственной элиты степных скотопромышленников в результате войн, репрессий, вынужденной эмиграции, тринадцатилетняя депортация калмыцкого народа, последующее административное внедрение на территории республики несвойственной сельскохозяйственной практики привели к значительной утрате традиционной материально - хозяйственной культуры в т.ч. опыта ведения пастбищного животноводства, исчезновению отдельных видов сельскохозяйственных животных адаптированной калмыцкой породы. Неоправданное изменение специализации животноводческой отрасли, замена пастбищной технологии сезонного использования сельскохозяйственных угодий стационарной, увеличение масштабов земледелия, регулярного орошения, перегрузка пастбищ привели к потере устойчивой среды обитания. Ухудшилось качество около 6 млн. га сельскохозяйственных угодий. В результате нерационального землепользования пастбищные угодья деградировали, значительно потеряв биологическую и экономическую продуктивность, 80% из них находятся в разных стадиях сбоя. Более трети сельскохозяйственных угодий подвержены ветровой и водной эрозии, площадь засоленных земель составляет почти половину территории. Вызывает тревогу состояние воды и воздуха. Глобальной проблемой стало возникновение на территории Республики Калмыкия единственной и первой в Европе антропогенной пустыни площадью около 1 млн. га. Серьезно подорван степной животный и растительный мир. На грани исчезновения находятся сайгаки. Из государственного реестра отечественных сельскохозяйственных животных исчезли калмыцкая курдючная овца, в степи осталось только 250 голов верблюдов, лошадей 8,8 тыс. голов. Имеющиеся 147,4 тыс. голов крупного рогатого скота калмыцкой породы частично потеряли свои генетические свойства и качества ввиду игнорирования традиционных методов их разведения. Изменение ботанического состава и структуры травостоя снизили кормовую продуктивность пастбищных угодий в 2-3 раза. Таким образом, неправомерная административно - хозяйственная деятельность на территории республики в течение прошлого века привела к значительному сокращению естественного природно - экономического потенциала. Выход из сложившейся эколого - экономической ситуации - в восстановлении исторического опыта землепользования, характерного для территории единого степного природно - экологического комплекса, экономически наиболее целесообразного и экологически наиболее безопасного - пастбищного животноводства, специализирующегося на комплексном разведении в определенной пропорции четырех видов сельскохозяйственных животных калмыцкой породы, наиболее приспособленных к природно - климатическим условиям. Практическую осуществимость восстановления пастбищного животноводства подтверждает современная сельскохозяйственная практика. Этот вид хозяйствования продолжает давать 70% мирового производства мяса, шерсти и шкур. Аборигенное животноводство эффективно используется в современном Китае и Монголии, в наиболее устойчивых животноводческих предприятиях Юга Российской Федерации и нашей республики. В начале XXI века в республике сложились условия для реализации целевой президентской программы "Восстановление традиционного пастбищного животноводства". Из 7 473,1 тыс. га земельных ресурсов 88,8% являются землями сельскохозяйственного назначения, в структуре которых 81% составляют пастбища. Доля пастбищных угодий в сельскохозяйственном производстве в ближайшие 5 лет может возрасти за счет залужения неиспользуемых 400 тыс. га нерентабельной пашни и ввода в оборот практически незадействованных свыше 1,5 млн. га пастбищ. В сельской местности проживает свыше 59% трудоспособного населения республики. Среднегодовая численность занятого в сельском хозяйстве населения составляет всего 19 тысяч человек. Возможность потенциального увеличения их числа подтверждается ростом личных подсобных хозяйств. Важнейшим условием реализации Программы является наличие скоординированной политики в области восстановления традиционного пастбищного животноводства, проводимой руководством республики, органами исполнительной власти, местного самоуправления, коллективами сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, руководителями фермерских хозяйств и ЛПХ. В агропромышленном комплексе республики сложилась благоприятная ситуация для адаптации экологически приемлемой технологии и традиционных методов ведения пастбищного животноводства к современным социально - экономическим условиям: относительно стабилизировалось поголовье скота и производство животноводческой продукции увеличилось число рентабельных предприятий, в основном за счет животноводческих. В животноводстве возросла доля частного сектора, в котором за последние четыре года поголовье крупного рогатого скота увеличилось в 1,3 раза, овец в 1,5 раза. В республике появились агроменеджеры, освоившие рыночные механизмы управления в условиях кризиса, достаточен научный потенциал, способный заниматься проблемами восстановления всех видов скота калмыцких пород, экологизацией аграрного землепользования. Созданы ГУП "Джангариада" по коневодству, Госучреждение" Племенное объединение по восстановлению пастбищного животноводства", республиканский земельный фонд "Хальмг Теег". Производственные мощности, ранее задействованные в животноводческой отрасли, в настоящее время загружены не полностью и могут быть использованы в восстановлении пастбищного животноводства. В последнее десятилетие в республике развернуто массовое движение по возрождению народных обычаев и традиций, ремесел и промыслов, возрос интерес к этнохозяйственному историческому опыту. 2. Основные цели и задачи программы - создание условий для полной материально - экономической реабилитации народа Калмыкии и экономической реабилитации территорий Республики Калмыкия; - сохранение земельных ресурсов степной зоны Юга России, как основы жизни и деятельности населения, создание условий для устойчивого развития сельских территорий на основе восстановления рационального аграрного природопользования - традиционного пастбищного животноводства; - развитие и возрождение уникальных отечественных сельскохозяйственных животных калмыцких пород: крупного рогатого скота, лошадей, курдючных овец, верблюдов; - вывод аграрной экономики республики из кризисного состояния, возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышение экономической эффективности агропромышленного производства, социальное обновление села; - формирование специализированной животноводческой высокодоходной сельскохозяйственной зоны по производству экологически чистой мясной и другой животноводческой продукции, рачительного хозяина пастбищных угодий. Программа ориентирована на выполнение следующих задач: - восстановление поголовья скота и доведение его до проектной численности через интродукцию; - улучшение экологического состояния кормовых угодий путем регулирования нагрузки и достижения экологически оптимальной структуры стада; - снижение себестоимости животноводческой продукции за счет пастбищного содержания скота, увеличения продуктивности скота; - повышение качества продукции животноводства и увеличение объемов сельскохозяйственной продукции. Наряду с вышеперечисленными задачами предусматривается также развитие социальной инфраструктуры, повышение занятости и доходов сельского населения, создание дополнительных производственных мощностей. 3. Сроки и этапы реализации программы 1 этап - "Адаптация" (2001-2004 гг.) - этап первоначального накопления агроресурсного потенциала для восстановления пастбищного животноводства: - инвентаризация поголовья сельскохозяйственных животных калмыцкой породы и их постепенный перевод на пастбищные методы содержания; государственные и внебюджетные закупки сельскохозяйственных животных калмыцкой породы; конкурсный отбор участников целевой президентской программы на основе их эквивалентного участия в закупках сельскохозяйственных животных калмыцкой породы; - зооветеринарное государственное регулирование оборота поголовья сельскохозяйственных животных калмыцкой породы на территории республики. Аттестация племенных хозяйств и расширение опорной базы племенного животноводства. Создание научных, учебно - производственных и опорных предприятий по разведению сельскохозяйственных животных калмыцкой породы; - инвентаризация пастбищных угодий и базы кормопроизводства в целях создания условий для перераспределения сельскохозяйственных угодий в пользу рациональных землепользователей; - разработка комплексной Национальной программы по возрождению территориального природно - экономического комплекса "Халимыг Теег" ("Калмыцкая степь"), подготовка и принятие документов по правовым, нормативным и научно - методическим основам возрождения пастбищного животноводства. Этап должен завершиться государственным мониторингом сельскохозяйственных угодий, сельскохозяйственных животных, эколого - экономического состояния сельхозпредприятий. 2 этап - "Возрождение" (2005-2007 гг.) - этап практического перехода к традиционному пастбищному животноводству на современной социально - экономической, научно - информационной основе: - оптимизация структуры отрасли, уточнение размещения и специализация по видам и породам скота с учетом эколого - экономического районирования; формирование республиканского оборотного фонда сельскохозяйственных животных калмыцких пород; - организация сезонных пастбищеоборотов, обустройство зимних пастбищ (скотопрогоны, кормопроизводство, водоснабжение); разработка Генеральных схем землеустройства на Черных землях и побережье Каспийского моря; - предоставление преимуществ и льгот в области налогообложения, выделения дополнительных сельскохозяйственных угодий, предоставления государственной поддержки в создании инфраструктуры пастбищного животноводства сельскохозяйственным предприятиям и скотопромышленникам, занимающимся рациональным пастбищным животноводством; - формирование эффективного собственника в степной животноводческой отрасли; - внедрение экологических паспортов сельскохозяйственных предприятий и квотирования содержания сельскохозяйственных животных по видам, породам и численности; сертификация сельскохозяйственных угодий животноводческих предприятий и заключение долгосрочных договоров. 3 этап - "Стабилизация" (2008-2011 гг.) - этап практического освоения адаптивных степных животноводческих технологий и формирования основ равновесно - устойчивой системы аграрного природопользования: - формирование оптимальной структуры поголовья сельскохозяйственных животных калмыцкой породы по видовому соотношению и количеству, соответствующей емкости пастбищных угодий, специфике природных и экономических условий; - совершенствование качеств сельскохозяйственных животных калмыцких пород посредством селекционно - племенной работы на научной основе и технологии их выращивания, организация степной биржи племенных сельскохозяйственных животных, оптимизация технологии переработки, хранения и сбыта элитной, экологически чистой животноводческой продукции; - формирование на территории республики специализированных экономических сельскохозяйственных районов; - совершенствование системы государственного управления агропромышленным комплексом в целом, животноводством, сельскохозяйственными угодьями, кормопроизводством и сельским водоснабжением. 4. Ресурсное обеспечение программы Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств федерального, республиканского бюджетов и внебюджетных источников. Из общей потребности в инвестициях 571,3 млн. рублей предусматривается выделение: из федерального бюджета - 201,3 млн. рублей (35,2%), в том числе кредит лизинг - 76,1 млн. рублей (после согласования в Министерстве сельского хозяйства РФ, Министерстве экономического развития и торговли РФ), из республиканского бюджета - 270 млн. рублей (47,2%), за счет внебюджетных источников - 100 млн. рублей (17,5%) (собственные средства предприятий). Сводный расчет потребности в финансировании прилагается (приложение N 1 ). Распределение инвестиций по годам уточняется при разработке краткосрочных прогнозов и составлении бюджетной заявки на очередной год. Реализация программных мероприятий может быть осуществлена только при условии использования комплекса взаимосвязанных организационных и экономических рычагов. При этом представляется необходимым использовать возможности основных направлений экономической политики, кредитно - денежного механизма, системы государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, лизинга, целевых дотаций и субсидий. В случае сокращения объемов бюджетного финансирования целевой Программы по сравнению с предусмотренными, государственные заказчики разрабатывают дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников для реализации проектов и отдельных программных мероприятий в установленные сроки. Финансовое обеспечение Программы основывается на максимальном использовании средств предприятий и привлеченных источников (кредиты банка, бюджетные средства, собственные средства предприятия и другие источники). Научно - техническое и информационное обеспечение основывается на включении в Программу конкретных заданий по разработке новых технологий, совершенствованию законодательной, нормативной правовой базы и экономического механизма в сфере возрождения традиционного пастбищного животноводства в 2001-2010 гг. 5. Основные проекты программы Переход на малозатратные отрасли животноводства, такие, как мясное скотоводство, табунное коневодство, курдючное овцеводство и верблюдоводство в ходе реализации проектов осуществляется согласно программным мероприятиям, включающим разработку Планов восстановления и развития отдельных видов скота калмыцкой породы Порядка использования бюджетных средств на закупку животных, Порядка предоставления скота, летних и зимних пастбищ в аренду юридическим и физическим лицам, рекомендованным родовыми общинами, землячествами и органами местного самоуправления, Порядка квотирования скота на территории традиционного природопользования. Предусматривается возврат товаропроизводителями вкладываемых средств в виде поголовья с последующим его вводом в производственный оборот. В ходе реализации программы предполагается переход на новые технологии содержания животных, увеличение численности поголовья различных видов скота калмыцкой породы, изменение их видового соотношения, улучшение селекционно - племенных качеств, рост производства мяса с учетом полного удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, обеспечение перерабатывающих предприятий сырьем, улучшение финансового состояния сельхозтоваропроизводителей, решение социальных проблем за счет расширения рынка труда, развития инфраструктуры села, и как итог - материально - экономическая реабилитация народа Калмыкии. В настоящее время сохранение и возвращение в естественную природную среду обитания редких и исчезающих сельскохозяйственных животных становится актуальной проблемой мирового масштаба, требующей серьезных интеллектуальных усилий. С эколого - экономической точки зрения - это исторически вписанная часть местного ландшафта, без которой невозможно полное и рациональное освоение местных природных ресурсов, экономически выдержанное ведение хозяйства. Окружающая среда и аборигенные животные неразделимы еще и потому, что последние - одно из ведущих экологических звеньев природно - географической среды. Глубокая адаптация и незаменимость животных - важнейший фактор рентабельности отрасли. В биологическом отношении - высокоценный генофонд. Животные местной селекции - те фонды генов, без которых невозможен эффективный труд селекционеров в специфических условиях разведения в будущем. Поэтому перед экономикой республики в настоящее время наиболее остро возникли вопросы дальнейшего роста поголовья скота, использования обширных территорий пастбищ и их коренного улучшения, пересмотр и уточнение структуры стада животных в республике, увеличение поголовья местного скота (мясной скот, лошади, верблюды) как наиболее экологичного и интродукции мясосальных калмыцких овец. Для решения указанных задач определено два подхода: 1. Разведение и совершенствование аборигенных животных (крупный рогатый скот, лошади, верблюды) в их привычной среде обитания, на основе традиционных технологий и принципе самоокупаемости. 2. Проведение работы, направленной на возвращение овцы калмыцкой курдючной породы в природную среду обитания. Проект N 1. "Разведение крупного рогатого скота Калмыцкой породы на основе традиционной пастбищной технологии" Цель проекта - развитие мясного скотоводства на основе разведения калмыцкой породы скота - единственной отечественной и самой распространенной в Российской Федерации мясной породы, возрождение и использование при этом самой эффективной пастбищной технологии выращивания скота калмыцкой породы, дающей высококачественную и высокорентабельную мясную продукцию. Задачи проекта - увеличение численности и закрепление хозяйственно - полезных признаков скота калмыцкой мясной породы, рост производства мяса с учетом полного удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, совершенствование технологий производства и наращивание продуктивности скота, государственная поддержка племенного и ветеринарного дела. Разведение крупного рогатого скота калмыцкой породы целесообразно в силу следующих особенностей: - животные этой породы обладают высокими мясными качествами. В условиях аридной зоны показатели мясной продуктивности у бычков калмыцкой породы выше, чем у других пород крупного рогатого скота. Выход туши у животных калмыцкой породы колеблется от 48 до 58%, выход сала от 5,3 до 11,4%, общий убойный вес достигает 68%; - животные отличаются исключительной приспособленностью к условиям степных пастбищ. Скот калмыцкой породы лучше, чем другие мясные породы, разводимые в нашей стране, переносит неблагоприятные природно - климатические условия, и отличается крепкой конституцией и высокой продуктивностью в условиях недостаточного кормления и содержания; - коровы данной породы отличаются легкостью отелов, прекрасными материнскими качествами и хорошей молочной продуктивностью, молодняк проявляет хорошую энергию роста и оплату корма приростом, полученный приплод интенсивно использует естественные пастбища; - высокая продуктивность в сочетании с небольшими капитальными затратами и низкими эксплуатационными издержками дает возможность получения наиболее дешевой продукции. Основные параметры отрасли скотоводства к 2011 году: удельный вес маток в структуре стада - 58%, выход телят на 100 маток - 85%, возобновление племенного ядра - 2 тыс. голов ежегодно. Внедрение в мясное скотоводство пастбищной системы "корова - теленок" позволяет планировать направленное выращивание молодняка и его рациональный нагул, включая сезонное получение телят, подсосное их содержание до 6-8 месячного возраста на естественных пастбищах при ограничении затрат на основное стадо до оптимального уровня. Для реализации проекта на 2001-2010 годы необходимо направить 308,2 млн. рублей денежных средств, в том числе: из федерального бюджета - 121,2 млн. рублей (39,2%) - после согласования в соответствующих федеральных министерствах; из республиканского бюджета - 127 млн. рублей (41,2%) в пределах средств, запланированных на государственную поддержку сельского хозяйства республики; из внебюджетных источников - 60 млн. рублей (19,5%). В результате реализации проекта непосредственно в отрасли по обслуживанию крупного рогатого скота калмыцкой породы будет создано более 1000 единиц рабочих мест. Объем реализации мяса составит к 2010 году 2,3 тыс. тонн, за этот период на племя внутри республики будет продано 10,4 тыс. голов крупного рогатого скота. Среднегодовая сумма прибыли составит 4,9 млн. рублей, рентабельность производства будет не ниже 32%. Основные показатели проекта и расчет экономической эффективности представлены в приложениях NN 2, 3. Поголовье крупного рогатого скота калмыцкой породы выращиваемое на основе пастбищной технологии, на конец 2010 года в рамках проекта составит 67,6 тыс. голов. Общее поголовье крупного рогатого скота в республике будет доведено до 215 тыс. голов, что составит 54,1% от общей структуры сельскохозяйственных животных (в пересчете на условное поголовье овец). Проект N 2. "Развитие табунного коневодства на основе пастбищной технологии" Цель проекта - возрождение калмыцкой породы лошадей - самых выносливых и наиболее приспособленных к разведению в условиях сухих степей и полупустынь на основе круглогодичного пастбищного содержания. Задачи проекта - увеличение численности поголовья лошадей калмыцкой породы, сохранение высокой приспособляемости к специфическим условиям, деления в зоне сухих степей и полупустынь, совершенствование технологий производства и наращивание продуктивности лошадей, государственная поддержка отрасли коневодства. Коневодство в республике считается традиционной отраслью и имеет исключительно важное значение, особенно для зоны Черных земель. Калмыкия располагает благоприятными природно - климатическими условиями для ведения продуктивного коневодства и, в первую очередь, мясного табунного коневодства. Разведение лошадей калмыцкой породы целесообразно в силу следующих особенностей: - приспособленность животных к местным условиям, возможность их содержания на природных пастбищах в течение всего года; - высокая воспроизводительная способность, хорошие мясные качества и способность к быстрой нажировке, производство продукции при минимальных затратах труда и средств; - подножный корм в годовом рационе лошадей составляет до 95%, что позволяет получать продукцию с низкой себестоимостью и использовать обширные территории малопригодные для других видов животных. Основные параметры развития отрасли коневодства к 2011 году: удельный вес маток в структуре стада - 50%, выход жеребят на 100 конематок - до 80%, создание племенного ядра за счет закупки ежегодно племенного поголовья лошадей в количестве 500 голов. Важным звеном в правильной организации мясного табунного коневодства является рациональная технология выращивания лошадей в условиях круглогодового пастбищного содержания, включающая комплекс зоотехнических мероприятий. Повышение выхода жеребят, строгий учет в распределении и возмещении затрат, повышение сохранности лошадей позволят увеличить численность поголовья и повысить рентабельность отрасли. Для увеличения численности поголовья лошадей калмыцкой породы необходимо наладить собственное воспроизводство конепоголовья, а также производить закупку молодняка в других регионах России. Для реализации проекта в 2001-2010 гг. планируется закупить 5,0 тыс. голов племенных лошадей калмыцкой породы на общую сумму 93,1 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета (кредит лизинг) - 55,1 млн. рублей, республиканского бюджета - 38 млн. рублей. В результате реализации проекта будет создано непосредственно в отрасли коневодства около 170 рабочих мест, среднегодовая прибыль составит 1,3 млн. рублей, рентабельность производства будет не ниже 43%. Поголовье лошадей калмыцкой породы на конец 2010 года в рамках Проекта составит 14,5 тыс. голов. Общее количество лошадей в республике будет - 26,8 голов или 8,4% от общей структуре сельскохозяйственных животных (в пересчете на условное поголовье овец). Основные показатели проекта и расчет экономической эффективности представлены в приложении N 4. Проект N 3. "Возрождение курдючных овец Калмыцкой породы" Цель проекта - возрождение в Российской Федерации самой крупной отечественной курдючной овцы калмыцкой породы мясосального направления, наиболее приспособленной к разведению в аридной зоне на основе круглогодичного пастбищного содержания. Задачами проекта являются: восстановление курдючного овцеводства, закупка и ввоз чистопородных овец из Монголии, овец с признаками калмыцкой породы - из Астраханской области и Казахстана, а также улучшение качеств имеющихся в Калмыкии курдючных овец, увеличение их численности, совершенствование продуктивных и племенных качеств, создание племенных хозяйств, государственная поддержка племенного дела и ветеринарной работы. Одной из главных мер настоящей Программы является возвращение в хозяйственную систему этноса калмыцкой породы мясосальных овец. Разведение калмыцких курдючных овец целесообразно в силу следующих особенностей пастбищного животноводства: - экологической безопасности (экологичности породы), этология и способ поедания растительности не наносят ущерба верхним горизонтам легкоранимых почв полупустынной зоны и не усиливают процессы опустынивания, а также не изменяют природный ландшафт в силу отсутствия сбиваемости естественных пастбищ; - интенсивности производства: скороспелость породы и возможность получения высококачественной баранины за счет убоя ягнят, достигших 35 и более кг в год рождения, способность калмыцкой овцы к интенсивному росту в молодом возрасте, раннее хозяйственное использование (8-10 месяцев) ярок для воспроизводства при достижении живой массы 40 и более кг.; - высокая генетически обусловленная плодовитость породы, выраженная в ягнении овец, преимущественно двойнями, что эффективно для дальнейшего увеличения поголовья, хорошая молочность овцематок, высокий инстинкт материнства. Основные параметры развития курдючного
овцеводства: удельный все маток в структуре стада - 72%, выход ягнят на 100
маток - 100%, ежегодная реализация овец - от 3,4 тыс. голов в Для успешной реализации проекта, а главное, для выполнения основных его условий по обеспечению экологической безопасности территории, восстановления деградированных пастбищ, их кормоемкости закупать ежегодно (2001-2010 гг.) по 8 тыс. голов овец калмыцкой курдючной породы. На весь период требуются финансовые средства в сумме 166,0 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета (кредит лизинг) - 21,0 млн. рублей (12,7% от общих затрат) - после согласования в соответствующих федеральных министерствах, из бюджета Республики Калмыкия - 105,0 млн. рублей (63,2%), из внебюджетных источников - 40,0 млн. рублей (24,1%). В результате реализации проекта будет создано непосредственно в отрасли овцеводства более 1960 единиц рабочих мест, ежегодная прибыль в рамках проекта составит 12,6 млн. рублей, рентабельность производства будет не ниже 40%. Поголовье курдючных овец калмыцкой породы на конец 2010 года составит 386,0 тыс. голов или 32,7% от всего поголовья овец. Поголовье мериносовых, каракульских и курдючных овец прогнозируется 1179,6 тыс. голов или 37,1% от общей структуры сельскохозяйственных животных (в пересчете на условное поголовье овец). Основные показатели проекта и расчет экономической эффективности представлены в приложениях NN 5, 6 Проект N 4. "Разведение поголовья Калмыцких верблюдов - бактрианов" Цель проекта - увеличение поголовья самых крупных в мире из бактрианов - верблюдов калмыцкой породы, наиболее приспособленных к условиям пустынь и полупустынь. Задачи проекта - наращивание продуктивности верблюдов и совершенствование технологии производства, увеличение численности их поголовья. Верблюдоводство является незаменимой отраслью животноводства в зоне пустынь и полупустынь. Разведение верблюдов калмыцкой породы целесообразно в силу следующих особенностей: - верблюды приспособлены к климатическим и кормовым условиям пустынь, способны питаться скудной растительностью и долгое время обходиться без водопоя; животные обладают неповторимыми биологическими и продуктивными качествами, что позволяет им использовать природные резервы полупустынной и пустынной зон и производить дополнительное количество мяса, молока, а также шерсти, которая является прекрасным сырьем для трикотажной промышленности; - использование верблюдов как тягловой силы. Важнейшее условие развития отрасли верблюдоводства - это увеличение численности общего поголовья, повышение удельного веса маток в структуре стада, высокий выход молодняка, сокращение сроков его выращивания. Основные параметры развития верблюдоводства к 2011 году: удельный вес маток в структуре стада - до 40%, выход верблюжат на 100 маток в год - более 40%; возобновление племенного ядра за счет покупки племенного поголовья, ежегодно - 30 голов. В 2001-2010 гг. планируется закупить 302 головы племенных верблюдов калмыцкой породы на общую сумму 4,0 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета (после согласования в соответствующих министерствах Российской Федерации) - 4,0 млн. рублей. В результате реализации проекта будет создано
непосредственно в отрасли верблюдоводства около 15 рабочих мест, рентабельность
производства будет не ниже 33%. Общее поголовье верблюдов на конец 6. Формирование основ традиционного пастбищного природопользования Реализация Программы позволит исключить применение неадаптированных технологий в сельском хозяйстве Республики Калмыкия и сформировать основы для внедрения рационального природопользования. Пастбищное животноводство будет использовано для сохранения природных ландшафтов и равновесия в системе Хозяйство - Человек - Природа на основе рационализации структуры животноводства, соотношения видов и породного состава животных и их оптимальной численности с экологической точки зрения. Современная адаптация исторического опыта ведения сельского хозяйства предполагает следующие основные направления: а) Организация селекционно - племенной работы Основными методами в разведении племенного скота являются: чистопородное разведение поголовья, в пользовательных стадах однородно - улучшающий подбор с использованием производителей улучшающего типа, превосходящих по продуктивности спариваемых с ними маток, в племенных хозяйствах - оценку племенных производителей по качеству потомства. В каждом хозяйстве следует наладить племенной учет, вести целенаправленную селекционно - племенную работу. В племенной работе по совершенствованию традиционных видов скота калмыцкой породы необходимо широко применять племенной подбор и разведение по линиям. Будет расширена племенная сеть и разработан план размещения различных видов племенного скота в республике. Для целенаправленной селекционно - племенной работы с традиционными видами скота в 2001-2010 гг. планируется: создание племенного ядра маточного поголовья и производителей курдючного поголовья овец, лошадей и верблюдов калмыцкой породы в 4-5 хозяйствах Восточной зоны, создание племенных репродукторов по разведению калмыцких лошадей, верблюдов и курдючных овец, поставку племенного молодняка в хозяйства, занимающиеся традиционным пастбищным животноводством. Племенная работа с традиционными видами животных будет проводиться с учетом систем пастбищного животноводства, соответственно планируется корректировка методик и инструкций по оценке, отбору и подбору племенных животных. Будет установлен более конкретный контроль за отбором племенного поголовья животных. б) Рациональное использование пастбищных угодий и кормопроизводство Исконно животноводство в Калмыкии базировалось на дешевых кормах естественных пастбищ и лугов при круглогодичном выпасе скота с соблюдением пастбищеоборотов по сезонам года. Бессистемный выпас, перегрузка пастбищ привели к ухудшению их продуктивности и деградации. В настоящее время хозяйственное состояние естественных пастбищ, общая площадь которых в республике составляет 5214 тыс. га, вызывает особую тревогу. В создавшихся условиях экономически оправданным и экологически безопасным направлением повышения продуктивности пастбищных угодий является переход к адаптивным технологиям использования сохранившихся и восстановленных методами фитомелиорации пастбищ. Для выбора рациональной системы использования пастбищ необходимо: провести обследование пастбищ, выявить площади деградированных угодий, определить продуктивность пастбищ на всей территории землепользования в целом и на каждом пастбищном участке, определить ботанический состав основных видов в травостое, рассчитать количество скота по видам, которое обеспечивается кормами с данного участка на период года, определить допустимую плотность поголовья на единицу площади и принять решение о выборе системы использования пастбищ, составить план очередности проведения организационно - хозяйственных мер по каждому пастбищному участку и землепользованию в целом. Адаптивные технологии использования пастбищ позволят обеспечить равновесие в системе "пастбище - животное", при котором животное получает необходимое количество корма с пастбищ по сезонам года, а пастбища при этом сохраняют возможности семенного и вегетативного возобновления продуктивности основных видов трав, оберегаются от чрезмерного вытаптывания и уплотнения почвы. В решении проблемы подавления процессов деградации природных кормовых угодий ведущая роль в республике отводится двум системам - пастбищеобороту и фитомелиорации. Для восстановления деградированных угодий необходимо продолжить реализацию Генеральной схемы по борьбе с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ, применять почвозащитные технологии с переходом на адаптивную ландшафтную систему земледелия, основные параметры которой представлены в приложении N 8. Главными направлениями в использовании пастбищных угодий и развитии кормопроизводства определяются: - залужение многолетними травами неиспользуемой пашни на площади 400,0 тыс. га, для чего потребуется на семена многолетних трав около 154,8 млн. руб. (в ценах 2000 года); - увеличение производства сена с лиманных сенокосов до 64,2 тыс. тонн, для чего ожидается реконструкция лиманов на площади 8,0 тыс. га и капиталовложения в сумме 15,0 млн. руб.; - максимальное использование пастбищных кормов; - использование орошаемых земель для производства страховых запасов кормов. Для реконструкции орошаемых земель площадью 53,0 тыс. га необходимы капиталовложения в сумме 115,0 млн. рублей; - внедрение системы сезонных пастбищеоборотов по круглогодичному содержанию сельскохозяйственных животных. Основные параметры кормопроизводства представлены в приложении N 9. Республике необходимо принять участие в разработке новой концепции государственной Генеральной схемы по борьбе с опустыниванием на юге Российской Федерации. в) Сельскохозяйственное водоснабжение Одним из важных условий осуществления Программы является обводнение пастбищ республики и, в первую очередь, Черных земель. Основой обводнения этой зоны для Яшкульского и, частично Черноземельского районов будут являться оросительные и сбросные каналы Черноземельской обводнительно - оросительной системы. В Лаганском районе для этой цели действуют каналы и 8 водохранилищ Каспийской обводнительно - оросительной системы. Для Юстинского района источником обводнения является Ясинский пастбищный водопровод, для южной части зоны Черноземельского района - Кумской коллектор, водопроводы Сладкий - Артезиан - Комсомольский и Сладкий - Артезиан - Ачинеры. Для обеспечения животных водой необходима разведка и бурение артезианских скважин, строительство шахтных колодцев, плотин, водохранилищ. Для полного изучения гидрогеологических условий на Черных землях необходимо: - восстановить источники водоснабжения на трассах скотопрогонов и местах выпасов сельскохозяйственных животных; - провести геологоразведочные работы по переоценке запасов линз пресных и солоноватых подземных вод, поисково - разведочные работы по изучению пресных и солоноватых подземных вод на юге и юго - западе Черных земель; - провести работу по внедрению технологии искусственного пополнения и получения запасов подземных вод на лиманных такыровидных понижениях с целью создания искусственной линзы, позволяющей осуществлять регулированный отбор воды в объеме 10-15 м/сутки; - разработать и внедрить технологии утилизацией вредных отходов, опреснения и очистки артезианских, дренажно - сбросных и морских вод с целью использования их для сельхозводоснабжения маловодообеспеченных районов; - разработать и внедрить систему мелкоконтурного орошения оазисного типа в целях создания экологически безопасных локальных систем регулярного и лиманного орошения. г) Развитие производственно - сбытовой сферы Восстановление пастбищного животноводства предполагает ускоренное формирование всеми участниками Программы принципиально новой производственно - сбытовой сферы в сельских районах. Имеющийся производственный потенциал должен постепенно заменяться современными техническими средствами жизнеобеспечения. Необходимо использование имеющейся в избытке энергии солнца и ветра, средств мобильной связи, информатизации, коммуникации, торговой и перерабатывающей инфраструктуры. Ресурсосбережение и экологичность производственно - сбытовой сферы должны обеспечиваться, с одной стороны, использованием современных технологий, с другой - использованием этнохозяйственного опыта переработки мясной и молочной продукции. Учитывая проектные показатели Программы, необходимо проведение организационных мероприятий по развитию маркетинговой деятельности. В целях дальнейшего развития животноводческой отрасли республики предстоит: выявить существующий потенциальный спрос покупателей на предлагаемую животноводческую продукцию и услуги путем комплексного изучения состояния и перспектив развития рынка, организовать техническое обслуживание, выбрать специальные методы рекламы и стимулировать сбыт, организовать и совершенствовать методы и формы реализации продукции, управлять ассортиментом продукции, координировать и планировать производство, разработать систему цен, проверить ее эффективность и совершенствовать по мере необходимости, организовать научно - исследовательскую деятельность предприятий по освоению новых методов производства и сбыта созданной продукции, анализировать экономическую эффективность использования сырья, материалов, организовать взаимоотношения с поставщиками и дать оценку их надежности. Одна из основных задач маркетинга в переходный период - создание конкурентного рынка. Заготовительные предприятия, став коммерческими компаниями по торговле сельскохозяйственной продукцией, могут формировать крупные объединения, холдинги, тресты при строгом соблюдении антимонопольного законодательства. 7. Нормативно - правовое и научное сопровождение программы В целях создания законодательной и нормативно - правовой базы для реализации программных мероприятий Правительство Республики Калмыкия с участием местных органов обеспечивает подготовку и внесение в установленном порядке в Народный Хурал Республики Калмыкия проектов республиканских Законов (по мере принятия соответствующих федеральных законов), регулирующих земельные отношения, разработку и принятие постановлений по вопросам рационального использования пастбищных угодий, районирования и нормирования разведения сельскохозяйственных животных с учетом природно - климатических условий, зооветеринарного контроля за оборотом племенных сельскохозяйственных животных, организации территорий традиционного природопользования, введения единого земельного налога, государственной поддержки возрождения пастбищного животноводства Ежегодно Правительство Республики Калмыкия с участием районных муниципальных образований готовит и вносит в федеральные министерства и ведомства, в Федеральное собрание Российской Федерации, в Южный Федеральный округ предложения о финансировании проектов Программы из федерального бюджета (с учетом Постановления Правительства РФ N 303 от 14.03.1997 г., Генеральной схемы по борьбе с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ, федеральных программ АПК), в Народный Хурал Республики Калмыкия - проекты республиканского бюджета с предложениями о финансировании Программы из средств республики и муниципальных образований. По каждому из этапов Программы составляются отдельные планы законодательной и нормативной работы. Правительство Республики Калмыкия взаимодействует с федеральными органами по вопросам разработки проектного задания и концепции новой Генеральной схемы борьбы с опустыниванием на юге России. Министерство экологии, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия, Министерство экономики Республики Калмыкия, государственные учреждения: "Центр реформирования АПК и развития промышленности", "Племобъединение по восстановлению пастбищного животноводства" осуществляют в 2001 году разработку Национальной программы по возрождению территориального природно - экономического комплекса "Халимыг Теег", организуют проведение фундаментальных и прикладных исследований, ежегодно формируют государственный заказ на необходимые научные исследования. Приоритетными задачами научного обеспечения Программы являются дальнейшее научное обоснование и разработка оптимизации структуры животноводства, уточнение его размещения и специализации по видам и породам с учетом природных и экономических условий, разработка предложений по развитию племенной работы и ускоренному воспроизводству аборигенных пород животных, по организации пастбищного хозяйства, адаптивных технологий улучшения естественных кормовых угодий. Средства на НИОКР, предусмотренные в Программе, будут распределяться на конкурсной основе. В связи с ограниченностью финансовых средств в бюджете республики на развитие науки часть научных исследований будет осуществляться на хозрасчетной основе по договорам с сельхозтоваропроизводителями. 8. Оценка эффективности реализации программы Ключевым критерием оценки эффективности настоящей Программы может быть признано восстановление природно - хозяйственного, эколого - экономического комплекса "Калмыцкая степь", создание условий, направленных на материально - экономическую реабилитацию калмыцкого народа и восстановление традиционного пастбищного животноводства. По отдельным проектам Программы критериями эффективности реализации намечаемых мероприятии могут служить: - рост поголовья скота калмыцкой породы, наращивание объемов производства продукции животноводства и улучшение ее качественных характеристик; - увеличение получаемой в результате хозяйственной деятельности прибыли; - создание новых рабочих мест. Одним из важнейших результатов реализации программных мероприятий станет существенный социальный эффект. Возрастут уровень занятости и реальные доходы населения, улучшатся экономические и экологические условия его проживания. Реализация данной Программы создаст необходимые условия для продовольственного обеспечения населения республики основными продуктами питания собственного производства. Существенным образом обновится основной генофонд сельскохозяйственных животных, улучшится селекционно - племенная работа, повысится эффективность хозяйственной деятельности предприятий. Это подтверждается расчетами макроэкономических показателей Программы.
Макроэкономические показатели эффективности программы
Наряду с основными финансовыми результатами и показателями эффективности реализации Программы ожидается решение существенных проблем в экологической и социальной сферах, а именно: - дополнительный экономический эффект, выражающийся в росте продуктивности пастбищ и предотвращении ущерба от опустынивания и деградации территории; - достижение показателей, характеризующих преимущественно пастбищное животноводство как эффективную технологию: более 380 тыс. голов овец калмыцкой курдючной породы, 67,6 тыс. голов крупного рогатого скота калмыцкой породы, 14,5 тыс. голов лошадей и 0,8 тыс. голов верблюдов. Увеличение объемов реализации скота и птицы на убой в живом весе, которые к 2010 году составят во всех категориях хозяйств с учетом всего имеющегося поголовья сельскохозяйственных животных более 34 тыс. тонн; - возвращение калмыцкой курдючной овцы в степь и рост численности ее поголовья, развитие пастбищного животноводства, позволяющее усилить экологосберегающий фактор, выражающийся в восстановлении биологического разнообразия и кормоемкости пастбищ, способности, по мнению ученых, остановить процесс опустынивания и деградации территории, стимулировать самовосстановление степи. 9. Управление программой и контроль за ходом ее реализации Для организации оперативного управления реализацией Программы функции государственного заказчика после принятия Программы делегируются Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия. Для текущего контроля за ее исполнением функции исполнительной дирекции Программы делегируются вновь созданному государственному учреждению "Племенное объединение по восстановлению пастбищного животноводства", которое готовит ежеквартальные доклады Президенту и Правительству Республики Калмыкия на основе информационного взаимодействия с министерствами, ведомствами, муниципальными образованиями. Участники Программы отбираются на конкурсной основе. Министерства, ведомства, научные учреждения, привлекаемые к выполнению Программы, разрабатывают перспективные отраслевые планы мероприятий по реализации целевой президентской Программы с последующей корректировкой основных этапов. Районные муниципальные образования, сельхозпредприятия составляют собственные Программы возрождения пастбищного животноводства. Приложение N 1
Сводный расчет потребности в финансировании программы на 2001-2010 гг.
(млн. руб в ценах 2001 года)
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|