Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 № 490-О-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


        об отказе в принятии к рассмотрению запроса Высшей
      квалификационной коллегии судей Российской Федерации о
      проверке конституционности положений абзацев шестого -
 восьмого подпункта "а", подпунктов "б", "в", "г" пункта 92 статьи
           1 Федерального закона "О внесении изменений в
 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный
       закон "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 4
       Федерального закона "О внесении изменений в отдельные
   законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
            Федерального закона "О внесении изменений в
 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный
    закон "О прокуратуре Российской Федерации", а также жалобы
     гражданина Короткова Михаила Георгиевича на нарушение его
          конституционных прав данными законоположениями

     город Санкт-Петербург                         19 мая 2009 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей   Н.С.Бондаря,   Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,     Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,      С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова,   С.Д.Князева,   А.Л.Кононова,   Л.О.Красавчиковой,
С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы,
В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в пленарном заседании  заключение  судьи  Г.А.Жилина,
проводившего  на  основании статьи 41 Федерального конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное  изучение  запроса Высшей квалификационной коллегии
судей Российской Федерации и жалобы гражданина М.Г.Короткова,

                        у с т а н о в и л:

     1. Председатель   Следственного   комитета   при   прокуратуре
Российской  Федерации  обратился в Высшую квалификационную коллегию
судей Российской Федерации с  представлением  о  даче  согласия  на
возбуждение  уголовного дела в отношении гражданина М.Г.Короткова -
судьи,  председателя Волгоградского областного  суда  по  признакам
преступлений,  предусмотренных  частью третьей статьи 159,  пунктом
"в" части третьей статьи 286 и статьей 292 УК Российской Федерации.
     Высшая квалификационная  коллегия  судей решением от 17 ноября
2008 года рассмотрение указанного вопроса приостановила и направила
в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации  запрос  о  проверке
конституционности положений абзацев шестого  -  восьмого  подпункта
"а",  подпунктов  "б",  "в",  "г"  пункта  92 статьи 1 Федерального
закона от 5  июня  2007  года  N  87-ФЗ  "О  внесении  изменений  в
Уголовно-процессуальный  кодекс  Российской Федерации и Федеральный
закон "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 4  Федерального
закона  от  24  июля  2007  года  N  214-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные  акты  Российской  Федерации  в  связи  с
принятием    Федерального    закона   "О   внесении   изменений   в
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации  и  Федеральный
закон "О прокуратуре Российской Федерации".
     В жалобе  гражданина  М.Г.Короткова  в   Конституционный   Суд
Российской   Федерации   оспаривается   конституционность   тех  же
законоположений, примененных в его конкретном деле. Нарушение своих
конституционных   прав   он  усматривает  в  том,  что  федеральный
законодатель,  передав ранее принадлежавшие Генеральному  прокурору
Российской   Федерации   полномочия   по  осуществлению  уголовного
преследования   в   отношении   судей   судов   областного   уровня
Председателю  Следственного  комитета  при  прокуратуре  Российской
Федерации,  снизил уровень гарантий,  обеспечивающих в соответствии
со  статьями  10,  120  (часть  1)  и  122  Конституции  Российской
Федерации    самостоятельность    судов     и     независимость   и
неприкосновенность судей.
     2. Конституционный статус  личности  в  Российской  Федерации,
определяемый, в частности, статьями 2, 17, 18, 19, 22, 45, 46, 49 и
50 Конституции Российской Федерации,  не  предполагает  возможность
произвольного   привлечения   к   уголовной   ответственности  лиц,
подозреваемых в совершении преступления,  - их привлечение к  такой
ответственности  возможно  лишь при наличии поводов и оснований для
возбуждения уголовного дела  и  с  соблюдением  порядка  уголовного
судопроизводства, который в соответствии со статьями 71 (пункт "о")
и 76 (часть 1)  Конституции  Российской  Федерации  устанавливается
федеральным  законом,  а  именно  Уголовно-процессуальным  кодексом
Российской  Федерации  (часть  первая  статьи  1   УПК   Российской
Федерации).
     Закрепленный статьей  19  Конституции   Российской   Федерации
принцип  равенства  всех  перед  законом и судом в сфере уголовного
судопроизводства означает,  что все лица, совершившие преступления,
равны  перед  законом  и судом и подлежат уголовной ответственности
независимо от должностного положения и других обстоятельств (статья
4 УК Российской Федерации).
     Вместе с тем  в  отношении  судей  -  с  учетом  закрепленного
статьей  122  Конституции  Российской  Федерации  требования  об их
неприкосновенности - федеральным  законом  в  исключение  из  общих
правил   предусмотрены   особые  условия  привлечения  к  уголовной
ответственности.  При этом судейская неприкосновенность не означает
освобождение от уголовной или иной ответственности; она является не
личной  привилегией  гражданина,  занимающего  должность  судьи,  а
средством   защиты  публичных  интересов,  прежде  всего  интересов
правосудия,  цель  которого,   согласно   статье   18   Конституции
Российской Федерации,  - защита прав и свобод человека и гражданина
(постановления  Конституционного   Суда   Российской  Федерации  от
7  марта  1996  года  N  6-П, от  19 февраля  2002  года N 5-П,  от
28 февраля 2008 года N 3-П).
     В частности, установленным законом порядком предусмотрено, что
уголовные дела в отношении судей областных судов,  к числу  которых
относится  М.Г.Коротков,  возбуждаются  только  с  согласия  Высшей
квалификационной  коллегии  судей   Российской   Федерации   высшим
должностным лицом в системе органов,  уполномоченных на возбуждение
уголовного  дела.  Таковым  стал   после   внесения   изменений   в
уголовно-процессуальное законодательство Председатель Следственного
комитета при прокуратуре Российской Федерации, который одновременно
является  по  должности  Первым заместителем Генерального прокурора
Российской Федерации.
     Указанный порядок  привлечения  к  уголовной ответственности в
отношении судей судов  областного  уровня,  предполагающий  больший
объем  гарантий,  чем  это  предусмотрено  порядком,  применяемым в
отношении других граждан,  не может рассматриваться как  нарушающий
какие-либо  конституционные  права  М.Г.Короткова  в  связи  с  его
конкретным    делом,    находящимся    в    производстве     Высшей
квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
     Таким образом,   жалоба   М.Г.Короткова   и   запрос    Высшей
квалификационной   коллегии  судей  Российской  Федерации,  как  не
отвечающие  требованиям  статьи  97  Федерального  конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не могут быть
приняты Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
     Исходя из  изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской   Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать  в  принятии  к  рассмотрению  жалобы   гражданина
Короткова  Михаила  Георгиевича  и  запроса Высшей квалификационной
коллегии судей Российской Федерации,  поскольку данные обращения не
отвечают    требованиям    Федерального   конституционного   закона
"О Конституционном Суде Российской  Федерации",  в  соответствии  с
которыми  такого  рода  обращения  в Конституционный Суд Российской
Федерации признаются допустимыми.
     2. Определение  Конституционного  Суда Российской Федерации по
данным обращениям окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 490-О-О

Информация по документу
Читайте также