РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
"О
республиканской целевой программе "Молодой семье - доступное жилье"
на период 2002-2012 годы"
В
соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 28.08.2002 г. N 638 "О подпрограмме
"Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной
целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" и Указом
Президента Республики Калмыкия от 02.07.2001 г. N 116 "О государственной поддержке
молодой семьи", Постановления Правительства
Республики Калмыкия от 01.04.2002 г. N 77 "О мерах по
социальной поддержке молодых семей", в
целях создания системы государственной поддержки
молодых семей в решении жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации
Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую
целевую программу "Молодой семье - доступное
жилье" на период 2002-2012 годы (далее именуется Программа).
2. Определить государственным заказчиком
Программы Министерство по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия.
3. Министерству экономики Республики
Калмыкия и Министерству финансов Республики Калмыкия ежегодно, начиная с 2002
года, при формировании основных показателей прогноза социально-экономического
развития Республики Калмыкия и республиканского бюджета предусматривать
выделение средств на реализацию республиканской целевой программы "Молодой
семье - доступное жилье" на период 2002-2012 годы.
4. Рекомендовать главам администраций
районных муниципальных образований и мэру г.Элиста
ежегодно предусматривать выделение средств из местных бюджетов на реализацию
Программы.
Председатель
Правительства
Республики Калмыкия А.
Дорждеев
11
сентября 2002 г.
N
257
г.Элиста
Республиканская целевая программа
"Молодой семье - доступное жилье" на период 2002-2012 годы (утв. постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 11 сентября 2002 г.
N 257)
Паспорт Республиканской целевой
программы "Молодой семье - доступное жилье" на период 2002-2012 годы
Наименование Республиканская целевая программа
"Молодой семье - до-
Программы ступное
жилье" на период 2002-2012 годы
Основание Указ Президента
Республики Калмыкия "О государственной
для разработки поддержке молодой семьи" от 2 июля 2001 г. N 116.
Программы Постановление Правительства Республики
Калмыкия "О ме-
рах
по социальной поддержке молодых семей" от 1 апреля
2002 г. N 77
Государственный Министерство по делам молодежи, туризму и
спорту Рес-
заказчик публики Калмыкия
и основной
разработчик
Программы
Цели и задачи Основной целью Программы является создание
системы го-
Программы сударственной
поддержки молодых семей в решении жилищ-
ной проблемы для
улучшения демографической ситуации в
республике
Основные задачи Программы:
- разработка механизма
реализации системы государст-
венной поддержки
молодых семей по
строительству
(приобретению) жилья;
- создание
нормативно-правовой основы
государственной
поддержки
молодых семей по строительству (приобрете-
нию) жилья;
- обеспечение
государственной поддержки инициативы мо-
лодежных
организаций по улучшению жилищных и соци-
ально-бытовых
условий молодых семей
Сроки реализации 2002-2012 гг.
Программы
Исполнители Министерство по делам молодежи, туризму
и спорту Рес-
Программы публики Калмыкия, администрации районных муниципальных
образований, мэрия г.Элиста, общественная
организация
"Союз МЖК Калмыкии"
Организация Министерство по делам молодежи, туризму
и спорту Рес-
контроля за публики Калмыкия
исполнением
Программы
Ожидаемые 1. Создание условий для реализации
жилищной проблемы и
конечные повышение уровня обеспеченности
молодых семей жиль-
результаты ем. Развитие и закрепление
положительных демографи-
реализации ческих
тенденций в обществе, повышение
рождаемости
Программы населения
Объемы и источники финансирования
Примечание:
объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению
I. Содержание проблемы
Республиканская
целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на период
2002-2012 годы (далее Программа) разработана в исполнение Указа Президента
Республики Калмыкия "О государственной поддержке молодой семьи" от
02.07.2001 г. N 116, Постановления Правительства Республики Калмыкия
"О мерах по социальной поддержке молодых семей" от
01.04.2002 г. N 77.
В
условиях сокращения численности населения в России нынешний демографический
кризис, перешагнувший уже в XXI век, эксперты называют беспрецедентным в мирное
время.
В
основе снижения рождаемости и роста смертности лежит ухудшение качества жизни
большинства населения, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом.
Анализ
состояния динамики демографических процессов и причин, их вызывающих,
свидетельствуют о невозможности стабилизации демографической обстановки в
стране и последующего ее улучшения без преодоления духовного и
социально-экономического кризиса, подъема экономики, повышения уровня жизни
населения.
Тенденции
суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае
изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого
поколения.
Как
показали социологические исследования, проводившиеся в 90-е годы, в качестве
основных причин, по которым молодые семьи не желали заводить детей, в
подавляющем большинстве случаев назывались две: отсутствие перспектив получения
(приобретения) жилья и низкий уровень доходов.
Необходимо
подчеркнуть, что первая из указанных причин формулировалась не как собственно
получение жилья, а именно, как отсутствие перспектив получения жилья.
Трудное
жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное
поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые
брачные годы. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с
родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает
количество разводов среди молодых семей. Улучшение жилищных условий в виде
отдельной квартиры в наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи.
В целом средняя населенность семей, занимающих отдельную квартиру или дом,
значительно выше, чем в семьях, которые снимают комнату или живут в общежитии.
Тема
обеспеченности жильем молодых семей приобретает актуальность в настоящее время,
в первом десятилетии XXI века, когда вступают в действие структурные факторы
изменения численности молодежи. В 2002 году в интервал рождения первого ребенка
вступают поколения повышенной рождаемости 1982-1986 годов.
Продуманная
и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки
семьи и, в частности, помощь в приобретении и строительстве жилья может
наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
В
СССР в 80-х годах десятки тысяч молодых семей смогли решить жилищную проблему
благодаря молодежным жилым комплексам (МЖК). МЖК представлял собой оригинальную
форму осуществления жилой застройки, которая позволяла в комплексе решать
финансовые, организационные, архитектурные и социальные проблемы.
В
современных условиях улучшение жилищных условий молодых семей связано, в первую
очередь, с оказанием им финансовой помощи в целях приобретения и строительства
жилья со стороны государства.
Государственная
помощь молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, может
осуществляться на основании различных видов отношений, предусмотренных
российским законодательством, включая:
-
предоставление молодым семьям безвозмездных субсидий для компенсации части
стоимости жилья в случае рождения детей;
-
обеспечение индивидуального строительства материалами (в первую очередь в
сельской местности);
-
предоставление жилья с рассрочкой оплаты;
-
предоставление жилой площади по договорам найма;
-
предоставление социального жилья;
-
обеспечение жильем молодых семей с использованием ипотечного жилищного
строительства;
-
организационно-методическое содействие молодежным жилым комплексам и
жилищно-строительным кооперативам.
II. Основные цели и задачи Программы
Основной
целью Программы является создание системы государственной поддержки молодых
семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в
Республике Калмыкия.
В
связи с этим предусматривается решение следующих основных задач:
-
осуществление молодежной политики, направленной на защиту молодых семей в
условиях формирования рыночных отношений;
-
разработка механизма реализации системы государственной
поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья;
-
создание нормативно-правовой основы государственной поддержки молодых семей по
строительству (приобретению) жилья;
-
обеспечение государственной поддержки инициативы молодежных организаций по
улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей;
-
формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей
благоустроенным жильем.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки
реализации Программы - 2002-2012 годы.
I
этап - 2002-2005 годы. Нормативно-правовое обеспечение Программы; формирование
организационных и финансовых механизмов государственной поддержки молодых семей
в строительстве (приобретении) жилья; отработка взаимодействия
участников Программы государственной поддержки молодых семей в
строительстве (приобретении) жилья.
II
этап - 2006-2012 годы. Совершенствование и развитие созданной на первом этапе
нормативно-правовой базы; расширение масштабов реализации Программы;
обеспечение устойчивого функционирования системы, дальнейшее развитие ее с
усилением роли рыночных механизмов в обеспечении жильем молодых семей.
IV. Система программных мероприятий
Система
программных мероприятий призвана обеспечить взаимодействие всех исполнителей
Программы в процессе:
а)
участники Программы - молодая семья;
б)
предоставления государственной поддержки молодым семьям, признанным
нуждающимися в улучшении жилищных условий, путем:
-
предоставления жилья с условием рассрочки оплаты;
-
предоставления безвозмездных субсидий молодым семьям - участникам Программы при
рождении (усыновлении) каждого ребенка;
в)
контроля за расходованием бюджетных средств в соответствии
с целями Программы.
Программные
мероприятия подразделяются на мероприятия по совершенствованию законодательной
и нормативной правовой базы, организационные мероприятия и мероприятия по
финансированию капитальных и других расходов.
V. Механизм реализации Программы
Основные
понятия.
Молодая семья - семья,
в которой оба супруга не достигли тридцатилетнего возраста, постоянно
проживающая в Республике Калмыкия, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Государственная финансовая помощь - средства федерального бюджета,
средства республиканского и местного бюджетов.
Получатели государственной финансовой помощи: молодые семьи,
являющиеся участниками Программы.
Первоначальный финансовый взнос - денежные средства, которые вносятся молодой
семьей в строительство (приобретение) квартиры или индивидуального жилого дома
в размере не менее 25% от стоимости жилого объекта.
Жилье с рассрочкой оплаты - при наличии жилого фонда, свободного от
долговых обязательств и не имеющего целевого назначения, а также строительство
готового жилья, возможно предоставление молодым семьям государственной
поддержки в виде продажи жилья с рассрочкой платежа.
Субсидия
- денежные средства, предоставляемые молодой семье на безвозвратной основе в
целях погашения стоимости предоставляемого жилья.
Механизм
реализации Программы.
Участниками
Программы могут являться молодые семьи, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и
состоящие в очереди на улучшение жилищных условий в органах местного
самоуправления.
Размер первоначального взноса молодой семьи на строительство
(приобретение) квартиры или индивидуального жилого дома устанавливается в
размере не менее 25% от стоимости строящегося (приобретаемого) жилого объекта
(квартиры или индивидуального жилого дома) в случаях, если молодая семья не
имеет на праве собственности или по договору социального найма отдельного
жилого помещения, в котором проживают только члены молодой семьи.
При
предоставлении жилья с рассрочкой оплаты ежемесячный взнос молодой семьи не
должен превышать 30% от совокупного ежемесячного дохода.
Рассрочка
платежа:
-
не более 15 лет для строительства (приобретения) жилья в городских условиях;
-
не более 20 лет для строительства (приобретения) жилья в сельских условиях.
Субсидия
предоставляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка в размере стоимости
18 кв.метров общей площади жилья.
Безвозмездные
субсидии предоставляются путем уменьшения суммы задолженности участников
Программы за предоставляемое жилье.
Общий
размер полученных безвозмездных субсидий не может превышать размера стоимости
жилья.
Предоставление
безвозмездных субсидий за счет средств федерального, республиканского бюджетов
молодым семьям, не являющимся участниками настоящей Программы, не допускается.
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Общий
объем финансирования Программы - 822,5 млн.руб. (в
ценах 2002 г.)
При
определении общих объемов финансирования учитываются такие показатели как
количество молодых семей, проживающих в республике и нуждающихся в улучшении
жилищных условий, средняя стоимость 1 кв.метра жилья
на территории Республики Калмыкия, социальные нормы в размере 18 кв.метров
общей площади жилья в расчете на одного члена семьи с учетом перспективы
рождения ребенка, среднесписочный состав молодой семьи.
Общий
объем финансирования Программы (на период реализации Программы) составит:
из
федерального бюджета - 240 млн.руб.; из
республиканского бюджета - 242 млн.руб.; из местного бюджета - 100 млн.руб.; из
внебюджетных источников - 240,5 млн.руб.
Основные
источники финансирования Программы:
-
средства молодых семей - участников Программы для частичной или полной оплаты
стоимости приобретаемого жилья;
-
средства федерального бюджета, республиканского и местного бюджетов для
предоставления безвозмездных субсидий для частичной или полной оплаты стоимости
строительства или приобретения жилья при рождении (усыновлении) ребенка;
-
средства предприятий и организаций, заинтересованных в закреплении молодых
специалистов, для предоставления займов молодой семье;
-
средства коммерческих банков, кредитующих участников Программы, в том числе под
залог (ипотека) приобретаемого жилья или выделенных под жилищное строительство
земельных участков;
-
другие заемные средства, в том числе зарубежных банков и ссудосберегательных
касс.
VII. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Реализация
Программы осуществляется государственным заказчиком - Министерством по делам
молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия, администрациями районных
муниципальных образований, мэрией г.Элиста,
общественной организацией "Союз МЖК Калмыкии".
Общее
руководство, межведомственную координацию и контроль за
реализацией мероприятий Программы осуществляет Министерство по делам молодежи,
туризму и спорту Республики Калмыкия, исполняющее функции государственного
заказчика.
Текущая
реализация Программы осуществляется общественной организацией "Союз МЖК
Калмыкии" (на основании заключенного договора с Министерством по делам
молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия), а также другими организациями
молодежно-жилищного строительства - исполнителями Программы (определенными
Министерством по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия).
Сведения
о ходе реализации Программы предоставляются ежеквартально в Министерство по делам
молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия.
Взаимодействие
Министерства по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия с
исполнителями Программы осуществляется на основе договоров, определяющих права
и обязанности государственного заказчика и соисполнителей, регулирующих их
взаимоотношения. Целевое использование средств республиканского бюджета
подлежит постоянному контролю со стороны Министерства по делам молодежи,
туризму и спорту Республики Калмыкия и других контролирующих органов в соответствии
с установленным порядком.
Министерство
по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия регулярно:
-
информирует Правительство Республики Калмыкия о ходе реализации Программы;
-
представляет отчеты в Министерство экономики Республики Калмыкия и Министерство
финансов Республики Калмыкия об использовании бюджетных средств
с внесением предложений по совершенствованию реализации Программы;
-
участвует в создании нормативно-правовой базы законодательных и нормативных
правовых документов.
В
целях выработки государственной молодежной жилищной политики, координации
деятельности заинтересованных органов и организаций при Министерстве по делам
молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия создается экспертная комиссия по
решению жилищно-бытовых проблем молодых семей. Экспертная комиссия работает на
общественных началах, в состав которой входят представители заинтересованных
министерств, ведомств, организаций и общественных объединений.
Заключение
экспертной комиссии о строительстве или приобретении жилья молодым семьям
принимается после предварительного анализа потребностей молодых семей в
улучшении жилищных условий.
Состав
и решения экспертной комиссии утверждаются Министерством по делам молодежи,
туризму и спорту Республики Калмыкия.
VIII. Ожидаемый социально-экономический эффект Программы
Реализация
данной Программы позволит:
-
укрепить институт семьи;
-
восстановить воспроизводственный процесс в обществе, улучшить условия для
расширенного воспроизводства населения и закрепить положительные демографические
тенденции;
-
восстановить культуру семейных отношений в молодежной среде и повысить
авторитет многодетности;
-
повысить уровень жилищной обеспеченности молодых семей и создать условия для
дальнейшего развития жилищного строительства в Республике Калмыкия;
-
вовлечь средства молодых семей (домохозяйств) в сферу жилищного строительства;
-
побудить интерес молодежи к трудовой деятельности;
-
привлечь внебюджетные средства в государственные социально-экономические
программы;
-
создать новые рабочие места в строительной индустрии и смежных отраслях
промышленности.
Реализация
Программы по предварительным расчетам позволит улучшить жилищные условия
примерно 2500 молодым семьям.