Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Калмыкии от 26.08.2009 № 295РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ "О региональной комплексной программе "Чистая вода" на 2009-2022 годы" В целях сохранения водных объектов, экосистем, влияющих на процессы воспроизводства питьевой воды в Республике Калмыкия Правительство Республики Калмыкия постановляет: 1. Утвердить прилагаемую региональную комплексную программу "Чистая вода" на 2009-2022 годы (далее - Программа). 2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы
Министерство территориального развития Республики Калмыкия, государственными заказчиками - Министерство территориального развития
Республики Калмыкия, Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия, Министерство здравоохранения
и социального развития Республики Калмыкия, Министерство образования,
культуры и науки Республики Калмыкия. 3. Государственным заказчикам Программы ежегодно при оформлении бюджетных заявок на соответствующий период предусматривать необходимые средства для ее реализации. Установить, что объемы финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета могут корректироваться с учетом параметров республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и плановый
период. 4. Рекомендовать:
федеральному государственному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия",
Управлению по недропользованию по Республике Калмыкия, отделу водных ресурсов по Республике Калмыкия Западно-Каспийского бассейнового водного управления принять участие в реализации мероприятий, предусмотренных Программой; администрациям районных муниципальных образований Республики Калмыкия, Мэрии г. Элисты обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Программой. 5. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Калмыкия от 3 сентября 1999 г. N 168 "О региональной программе "Обеспечение населения Республики Калмыкия питьевой водой". Председатель Правительства Республики Калмыкия В. Сенглеев г. Элиста 26 августа 2009 г. N 295 Региональная комплексная программа "Чистая вода" на 2009-2022 годы Паспорт Региональной комплексной программы "Чистая вода" -----------------T------------------------------------------------------¬ ¦Наименование ¦Региональная комплексная программа "Чистая вода" на¦ ¦программы ¦2009-2022 годы ¦ +----------------+------------------------------------------------------+ ¦Государственный ¦Министерство территориального развития Республики¦ ¦заказчик-коорди-¦Калмыкия ¦ ¦натор ¦ ¦ +----------------+------------------------------------------------------+ ¦Государственные ¦Министерство территориального развития Республики¦ ¦заказчики ¦Калмыкия; ¦ ¦ ¦Министерство сельского хозяйства и развития земельных¦ ¦ ¦отношений Республики Калмыкия; ¦ ¦ ¦Министерство здравоохранения и социального развития¦ ¦ ¦Республики Калмыкия; ¦ ¦ ¦Министерство образования, культуры и науки Республики¦ ¦ ¦Калмыкия. ¦ +----------------+------------------------------------------------------+ ¦Основные ¦Министерство территориального развития Республики¦ ¦разработчики ¦Калмыкия ¦ ¦программы ¦ ¦ +----------------+------------------------------------------------------+ ¦Цели и задачи ¦Обеспечить население Республики Калмыкия питьевой¦ ¦программы ¦водой нормативного качества и количества, тем самым¦ ¦ ¦свести на нет негативное влияние водного фактора на¦ ¦ ¦здоровье населения. ¦ ¦ ¦Проведение комплекса мероприятий, направленных на¦ ¦ ¦техническое перевооружение водопроводного хозяйства. ¦ ¦ ¦Формирование системы государственных обязательств по¦ ¦ ¦обеспечению потребителей услугами водоснабжения и¦ ¦ ¦водоотведения. ¦ ¦ ¦Финансовая помощь в реализации инвестиционных проектов¦
¦ ¦в секторе водоснабжения. ¦ ¦ ¦Стимулирование долгосрочных частных инвестиций в¦ ¦ ¦сектор водоснабжения и водоотведения. ¦ ¦ ¦Вовлечение потребителей воды в процесс повышения¦ ¦ ¦эффективности использования воды и ресурсосбережения. ¦
+----------------+------------------------------------------------------+ ¦Целевые ¦К целевым индикаторам и показателям относятся: ¦ ¦индикаторы и ¦- доля населения, имеющая доступ к централизованному¦ ¦показатели ¦водоснабжению; ¦ ¦программы ¦- доля населения, потребляющая питьевую воду¦ ¦ ¦надлежащего качества; ¦ ¦ ¦- доведение удельного водопотребления в л/сутки на¦ ¦ ¦одного человека соответственно нормам; ¦ ¦ ¦- количество объектов социальной инфраструктуры,¦ ¦ ¦оснащенных системами доочистки воды; ¦ ¦ ¦- объем привлекаемых внебюджетных средств в сектор¦ ¦ ¦водоснабжения и водоотведения; ¦ ¦ ¦- потери воды в сетях централизованного водоснабжения.¦
+----------------+------------------------------------------------------+ ¦Сроки и этапы ¦2009-2022 годы, в том числе: ¦ ¦реализации ¦первый этап - 2009-2012 гг. ¦ ¦программы ¦второй этап - 2013-2017 гг. ¦ ¦ ¦третий этап - 2018-2022 гг. ¦ +----------------+------------------------------------------------------+ ¦Объемы и ¦Всего: 17509,7 млн. руб. ¦ ¦источники ¦в т.ч. федеральный бюджет - 12566,5 млн. руб. ¦ ¦финансирования ¦республиканский бюджет - 2223,6 млн. руб. ¦ ¦программы ¦местный бюджет - 971,25 млн. руб. ¦ ¦ ¦внебюджетные источники - 1748,35 млн. руб. ¦ +----------------+------------------------------------------------------+ ¦Управление ¦Общее руководство и контроль за ходом реализации¦ ¦реализацией ¦Региональной комплексной программы "Чистая вода" на¦ ¦программы ¦2009-2022 годы осуществляет Министерство¦ ¦ ¦территориального развития Республики Калмыкия, как¦ ¦ ¦государственный заказчик-координатор программы и¦ ¦ ¦государственные заказчики по направлениям: ¦ ¦ ¦Министерство территориального развития Республики¦ ¦ ¦Калмыкия; ¦ ¦ ¦Министерство сельского хозяйства и развития земельных¦ ¦ ¦отношений Республики Калмыкия; ¦ ¦ ¦Министерство здравоохранения и социального развития¦ ¦ ¦Республики Калмыкия; ¦ ¦ ¦Министерство образования, культуры и науки Республики¦ ¦ ¦Калмыкия. ¦ +----------------+------------------------------------------------------+ ¦Ожидаемые ¦- Снижение риска для здоровья населения, связанного с¦ ¦результаты ¦водным фактором; ¦ ¦реализации ¦- повышение качества и надежности представления услуг¦ ¦программы ¦питьевого водоснабжения в городах и сельских¦ ¦ ¦населенных пунктах Республики Калмыкия; ¦ ¦ ¦- надежность работы инженерных систем водоснабжения; ¦ ¦ ¦- ликвидация дефицита питьевой воды в городах и¦ ¦ ¦населенных пунктах Республики Калмыкия на 100%. ¦ L----------------+------------------------------------------------------- I. Постановка проблемы, на решение которой направлена Региональная комплексная программа "Чистая вода" на 2009-2022 годы Обеспечение населения Республики Калмыкия питьевой водой как в количестве, так и качестве является одним из приоритетов социально-экономического развития республики. Природная водообеспеченность Республики Калмыкия не удовлетворяет потребности отраслей экономики и социальных нужд. Собственные поверхностные водные ресурсы являются совершенно не пригодными для водоснабжения населения, а подземные большей частью имеют высокую минерализацию, однако они используются для питья и приготовления пищи без водоподготовки. Для целей водоснабжения населения используются поверхностные водные ресурсы бассейнов рек сопредельных территорий и опресненные воды Северного Прикаспия, использование которых должно основываться на
основе современных технологий по их водоподготовке, а также подземные
воды месторождения "Сладкий Артезиан", расположенного на территории Ставропольского края. На сегодня существующие в республике мощности и технологии очистных сооружений на действующих водопроводах не могут обеспечить барьерной роли реальным уровням загрязнений, которые постоянно растут, а адекватные меры по обработке воды отстают. Ежегодно среднее удельное водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды по республике составляет до 70 л/сутки в то время как в Российской Федерации по 275 л/сутки, т.е. в 4 раза ниже среднероссийского уровня. Особенно низкое водопотребление в сельской местности, которое в сельских муниципальных образованиях достигает 25 л/сутки, что также в несколько раз ниже среднероссийского уровня. В большинство сельских населенных пунктов Республики Калмыкия питьевая вода доставляется населению автоводовозами, стоимость питьевой воды составляет от 80,0 руб. до 140,0 руб. за 1 куб. м. В г. Элиста работают 18 предпринимателей, которые по заявкам населения для питья и приготовления пищи завозят воду в канистрах из родников и колодцев, находящихся на территории Республики Калмыкия, и
из соседних регионов стоимостью 1 руб. 50 коп. за 1 литр, что составляет 1500 руб. за 1 куб. м воды. На состояние обеспечения населения республики питьевой водой в значительной степени сказывается: - техническая изношенность групповых водопроводов, централизованных систем водоснабжения и водоотведения; - отсутствие необходимого комплекса очистных сооружений, устаревшие методы обработки воды; - низкий уровень эксплуатации систем водоснабжения;
- отсутствие механизмов отбора и применения новейших технологий в водной сфере, дефицит технических решений, в особенности по снабжению сельского населения чистой водой, обеспечению противоаварийной защиты систем водоснабжения и водоотведения; отсутствие четко сформулированной системы государственных обязательств по обеспечению населения чистой водой (гарантированный минимум количества, гарантии качества и др.); - снижение дебитов воды в шахтных колодцах и артезианских скважинах; - непроведение геологоразведочных работ на подземные воды (поиску, разведке и переоценке); - недостаточное финансирование.
Качество питьевой воды повсеместно не отвечает гигиеническим требованиям, в то время как оно должно соответствовать самым строгим международным стандартам. Территория Республики Калмыкия является эндемичной по низкому содержанию микроэлементов как в почвенном покрове, так и в воде, отмечается низкое содержание фтора в питьевой воде - 0,17 мг/л при норме 0,6-1,5 мг/л, цинка - 0,1 мг/л при норме 3 мг/л, кобальта - 0,01 мг/л при норме 0,1 мг/л, не изучено содержание важного микроэлемента селена. Ученые НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина, на основе сравнительной оценки потенциального риска потребления водопроводной воды в Калмыкии для здоровья населения, пришли к выводу о возрастании риска заболевания кариесом зубов, онкологической и генетически обусловленной патологией, отклонениями функции сердечно-сосудистой системы, репродуктивной функции у мужчин и женщин. В 40% объектов вода обладает мутагенной и канцерогенной активностью. Подземная вода в районах республики, за исключением Малодербетовского, Сарпинского, Кетченеровского районов, характеризуется повышенной минерализацией от 1,6 до 10,0 г/л, общей жесткостью до 12,5 мг/экв/л. В целом территория республики является эндемичной зоной по показателям химического состава воды (превышение ПДК в 1,5-2 раза) и с низким содержанием фтора до 3,5-7 раз ниже гигиенических нормативов. В Черноземельском районе подземная вода характеризуется повышенным содержанием мышьяка до 3 ПДК, отмечается повышенная природная цветность воды на 1,5-2 ПДК. В отдельных районах
отмечается повышенное содержание хлоридов, сульфатов до 1,5 ПДК, где проживает свыше 50% населения республики (г. Элиста, Черноземельский,
Ики-Бурульский, Сарпинский, Приютненский, Целинный, Яшкульский районы). Для реки Волга характерно сезонное превышение микробиологических нормативов и гигиенических норм по цветности, мутности. В южных и восточных районах республики (Лаганский, Юстинский, Черноземельский, Ики-Бурульский, Яшкульский районы) отмечается повышенная заболеваемость среди населения эндемическим зобом (недостаток йода). Низкая санитарно-гигиеническая надежность систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и потребление населением питьевой воды, не отвечающей требованиям СанПин 2.1.4-1074-01, обуславливает возникновение и распространение инфекционных заболеваний, прежде всего вирусного гепатита и бактериальной дизентерии. В последние годы отмечается рост заболеваемости энтеровирусной этиологии, которая характеризуется разнообразными путями передачи, в т.ч. и водным путем.
На фоне потребления некачественной питьевой воды увеличилось количество заболеваний мочеполовой системы - выше общероссийского уровня заболеваемости на 41,2%, эндокринной системы - на 22,4% (выше ОРУЗ на 29,8%), крови и кроветворных органов - на 27,9% (выше ОРУЗ на
43,6%), отмечается превышение по ряду инфекционных и паразитарных заболеваний. Потребность в водных ресурсах на хозяйственно-питьевые нужды населения республики составляет 14,6 млн. куб. м в год или 40,0 тыс. куб. м в сутки. Ситуация с водоснабжением населения Республики Калмыкия остается
сложной, речь идет о здоровье населения, необходимы чрезвычайные меры, чтобы в сжатые сроки изменить ситуацию в корне. По оценке Всемирной организации здравоохранения среди факторов, определяющих состояние здоровья населения, вода находится на втором месте после бедности, т.е. бесперебойное обеспечение населения доброкачественной водой остается одним из важнейших факторов не только санитарно-эпидемиологического благополучия, но и качества жизни. Обеспечение населения доброкачественной водой это одна из приоритетных задач государства и требует весомой государственной поддержки. Указанные проблемы и достижение поставленных целей, которые в корне изменят ситуацию с водоснабжением населения республики, затрагивают экологические, социально-экономические, медико-гигиенические и другие комплексные вопросы, решение которых предлагается осуществить через программный подход, необходимость осуществления скоординированных действий органов государственной власти, местного самоуправления и других институтов по обеспечению населения Республики Калмыкия чистой водой. II. Основные цели и задачи комплексной программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели Региональная комплексная программа "Чистая вода" на 2009-2022 годы (далее - Программа) представляет собой ряд взаимно увязанных мероприятий, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими институтами, реализация которых обеспечит поэтапное достижение цели - бесперебойное обеспечение населения Республики Калмыкия чистой водой. Программа направлена на реформирование и модернизацию сектора водоснабжения и водоотведения Республики Калмыкия. Основными задачами Программы являются:
- создание эффективной бизнес-среды и условий для привлечения частных инвестиций в сектор водоснабжения и водоотведения на основе прозрачной системы государственного регулирования, обеспечивающей баланс интересов потребителей, собственников и операторов систем водоснабжения и водоотведения. Реализация этой задачи связана с совершенствованием законодательства в области государственного регулирования, определяющего сферы ответственности частного бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления, запуском в секторе водоснабжения концессионных механизмов, переходом к долгосрочным тарифам, созданию инвестиционных институтов и развитию других механизмов государственно-частного партнерства; - формирование системы государственных обязательств и системы контроля в секторе водоснабжения и водоотведения, включая стандарты качества воды, стандарты потребления и другие целевые индикаторы, обеспечивающие безопасность в секторе водоснабжения и водоотведения; - обеспечение финансовой помощи в реализации инвестиционных программ в секторе водоснабжения и водоотведения. Указанные задачи программы могут быть решены путём внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации. Сроки и этапы реализации Программы Программа разработана на период 2009-2022 гг. и реализуется в три этапа: I - этап - 2009-2012 гг. (этап первоочередных мероприятий)
II - этап - 2013-2017 гг.
III - этап - 2018-2022 гг.
На первом этапе осуществляется реконструкция и строительство объектов водоснабжения и водоотведения, включенных в ФЦП "Юг России (2008-2012 годы)", ФЦП "Социального развития села до 2012 года", ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы и подпрограммы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года" и ряд других приоритетных объектов водоснабжения, где требуется принятие неотложных мер по обеспечению населения питьевой водой. Обеспечение прозрачности и доступности информации о техническом и финансовом состояниях сектора водоснабжения и водоотведения. На втором этапе реализации Программы должна быть достигнута цель обеспечения доброкачественной питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, не менее 65-70 процентов населения Республики Калмыкия. Привлечение в сектор водоснабжения и водоотведения инвестиций, включая частные инвестиции, необходимых для коренной модернизации инфраструктуры. Третий этап - предусматривает завершение реализации оставшихся объектов, предусмотренных Программой. Срок завершения III - этапа - 2022 год. Целевые индикаторы и показатели Программы В соответствии с основной целью Программы основные индикаторы должны соответствовать: - доведению среднего удельного водопотребления по республике на одного человека до 120 л/сутки; - показатель здоровья населения в зависимости от качества воды;
- доведение степени обеспеченности населения услугами централизованного водоснабжения до 80 процентов вместо 41,7 процентов; - доля населения, потребляющего питьевую воду надлежащего качества, составит не менее 70 процентов; - показатель здоровья населения в зависимости от качества воды, однако этот показатель весьма сложен для расчетов, поэтому предлагается использовать индикатор безопасности воды и определять его как процент некачественных проб воды в статистически достаточном множестве проб; - потери воды на 1 км сетей водоснабжения будут уменьшены на 50 процентов (по итогам 2008 г. они составили 6773 куб. м/год). Важное значение имеет рассмотрение индикаторов экологического и экономического характера. В экологическом аспекте достижение экологически безопасного развития региона, в экономическом аспекте повышение эффективности использования ресурсно-хозяйственного потенциала. III. Система программных мероприятий Основными программными мероприятиями являются:
- развитие (строительство и реконструкция) систем водоснабжения и водоотведения городов, райцентров и центров сельских муниципальных образований; - при проектировании систем водоснабжения и водоотведения предлагается предусматривать применение высококачественных строительных материалов, конструкций, водопроводных труб из полимерных материалов, внедрение современных технологий по водоподготовке, в т.ч. по осветлению, обессоливанию и обеззараживанию.
Учитывая то, что для решения проблемы водоснабжения населения Республики Калмыкия надёжными источниками питьевого водоснабжения являются поверхностные и подземные водные бассейны, находящиеся на сопредельных территориях, то в системе программных мероприятий особую
значимость занимают реконструкция и строительство групповых водопроводов и водоотводов к населенным пунктам Республики Калмыкия, среди которых: - завершение строительства Ики-Бурульского группового водопровода с подключением к Северо-Левокумскому месторождению подземных вод до г. Элиста и водоотводов от него к населенным пунктам
Ики-Бурульского, Приютненского и частично Целинного районов; - реализация пилотно-инвестиционного проекта по строительству Восточного группового водопровода с подключением к строящемуся Ики-Бурульскому групповому водопроводу в районе п. Магна для водоснабжения населенных пунктов Яшкульского района;
- реализация инвестиционного проекта по строительству Межрайонного группового водопровода с водозабором из Черноярского водохранилища Астраханской области для водоснабжения части населенных
пунктов Октябрьского и Кетченеровского районов и п. Барун Юстинского района; - реализация инвестиционного проекта по строительству Кетченеровского группового водопровода с водозабором из Сухотинского и Советского месторождений подземных вод; - строительство Северного группового водопровода для водоснабжения населенных пунктов Юстинского района;
- реконструкция водозабора подземных вод "Сладкий Артезиан" и магистрального водопровода до п. Комсомольский. Среди других важных программных мероприятий являются проведение:
- реконструкции Левокумского гидроузла на территории Ставропольского края, что даст возможность заполнять Чограйское водохранилище водными ресурсами реки Терек, которые по своему качеству значительно лучше водных ресурсов бассейна реки Кума; - расчистка в Лаганском районе Красинского и Лаганского водохранилищ в местах водозабора; - обеспечения доброкачественной питьевой водой дошкольных, школьных и других профессиональных образовательных и лечебно-профилактитческих # учреждений Республики Калмыкия;
- проведение геологоразведочных работ на воду: поиску, разведке и переоценке запасов подземных вод; - проведение мониторинга качества питьевой воды как в источниках
водоснабжения, так и в водопроводных системах. Водоотведение играет не меньшую роль в обеспечении необходимых условий проживания, нежели водоснабжение. Также в системе программных
мероприятий важную значимость занимают строительство и реконструкция объектов водоотведения населенных пунктов Республики Калмыкия, среди которых: - Развитие инженерной инфраструктуры: реконструкция главного канализационного коллектора, водопроводных сетей и очистных сооружений в г. Элиста; - Строительство канализационных самотечных и напорного коллекторов, канализационных очистных сооружений в г. Лагань; - Создание инженерной инфраструктуры туристическо-оздоровительного комплекса в п. Цаган-Аман;
- Строительство канализационного коллектора, канализационных очистных сооружений и канализационной насосной станции в г. Городовиковск;
- Строительство канализационного коллектора и канализационных очистных сооружений в с. Троицкое; - Строительство канализационных коллекторов и реконструкция канализационных очистных сооружений в с. Малые Дербеты;
- Строительство канализационных коллекторов, канализационной насосной станции и канализационных очистных сооружений в п. Ики-Бурул.
Сводная ведомость финансовых затрат по основным направлениям (программных мероприятий) водоснабжения населения Республики Калмыкия
Программы на период 2009-2022 гг. и программные мероприятия по городам, райцентрам, населенным пунктам и направлениям прилагаются (приложения NN 1-21). При разработке программных мероприятий по обеспечению населения Республики Калмыкия чистой питьевой водой прорабатывался вариант строительства Южной Трансрегиональной водной системы (ЮТВС), целью проекта является приведение в соответствие существующим нормам (по качеству и количеству) водоснабжения неблагоприятных территорий Астраханской и Волгоградской областей, Республики Калмыкия и Ставропольского края с общей численностью более 3 миллионов человек путем реализации существующих и строительства новых систем водоснабжения для централизованного и непрерывного снабжения населенных пунктов этих территорий питьевой водой. Инициатором инвестиционного проекта ЮТВС является Министерство регионального развития Российской Федерации. Финансирование реализации инвестиционного проекта должно осуществляться за счет собственных средств инвестора, не менее 40% от
общего объема необходимых инвестиций для строительства объектов. Инвестор вправе привлечь заемные средства в объеме не более 60% от общего объема необходимых инвестиций. Источником водоснабжения являются подземные воды, находящиеся на
территории Ставропольского края в числе которых и Северо-Левокумское месторождение подземных вод, где запасы подземных вод составляют - 1850,0 тыс. м3/сутки. В целях разработки инвестиционного проекта "Южная Трансрегиональная водная система" принято распоряжение Правительства Российской Федерации N 1491-р от 13 октября 2008 года. Ориентировочная стоимость строительства ЮТВС составит порядка 9500 млн. руб. в ценах 2001 г., в том числе: - строительство групповых водопроводов от магистральных водоводов к населенным пунктам Республики Калмыкия - 1200,0 млн. руб.; - разводящих сетей по Республике Калмыкия - 800,0 млн. руб.
Данный вариант имеет ряд преимуществ:
- обеспечивается централизованное снабжение населения Республики
Калмыкия питьевой водой отвечающей гигиеническим требованиям и значительная экономия бюджетных средств; - сокращение использования собственных запасов подземных вод. В настоящее время из-за экономического кризиса все работы по проектированию ЮТВС прекращены. При принятии окончательного решения Правительством Российской Федерации о строительстве ЮТВС в Программу предстоит внести соответствующие коррективы. IV. Ресурсное обеспечение Программы Сектор водоснабжения и водоотведения является наиболее капиталоемким из всех секторов коммунального хозяйства. Многие инвестиционные проекты имеют срок окупаемости в 10 и более лет, что делает их непривлекательными для частных инвесторов. Возможности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций ограничены.
Организации коммунального комплекса также не в состоянии реализовать затратные проекты в секторе водоснабжения и водоотведения. Инвестиционные средства, необходимые для реконструкции и модернизации существующих систем водоснабжения и водоотведения, также
для строительства новых объектов, могут быть получены за счет тарифов
на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение в соответствии с действующим законодательством, а также за счет заимствований и бюджетных средств. В то же время финансирование инвестиционных потребностей исключительно за счет тарифов приведет к росту социального напряжения
в беднейшей части населения, что является недопустимым. Финансирование части инвестиционных расходов в секторе водоснабжения и водоотведения
за счет бюджетных средств позволит обеспечить плавный рост тарифов, реализацию инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости. При этом бюджетные средства должны использоваться как инструмент
рисков и катализатором для частных инвестиций, которые со временем должны стать одними из основных источников капитала в секторе водоснабжения и водоотведения. Для реализации Программы предлагаются следующие источники финансирования: федеральный бюджет - 60%.
республиканский бюджет - 20%.
местный бюджет - 10%.
внебюджетные источники - 10%.
Финансирование строительства Ики-Бурульского группового водопровода с подключением к Северо-Левокумскому месторождению подземных вод, строительство Северного группового водопровода, реконструкция Левокумского гидроузла и расчета Красинского и Лаганского водохранилищ предлагается полностью осуществить за счет средств федерального бюджета, так как указанные объекты являются исключительно государственной собственностью и объектами обеспечения безопасности страны. Потребность средств в финансировании для реализации Программы приведена в таблице: /млн. руб. в ценах 2009 г./, Таблица
----------------T-------------------------------------------------------¬ ¦ Сроки и этапы ¦ Объемы и источники финансирования Программы ¦ ¦ реализации ¦ ¦ ¦ Программы ¦ ¦ +---------------+-------T-----------T--------------T-------T------------+
¦ ¦Всего: ¦федеральный¦республиканс- ¦местный¦внебюджетные¦ ¦ ¦ ¦ бюджет ¦ кий бюджет ¦бюджет ¦ источники ¦ +---------------+-------+-----------+--------------+-------+------------+ ¦ I - этап ¦6162,0 ¦4722,6 ¦628,0 ¦162,95 ¦648,45 ¦ ¦(2009-2012 гг.)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+-------+-----------+--------------+-------+------------+ ¦ II-этап ¦8386,3 ¦6064,8 ¦996,7 ¦511,2 ¦813,6 ¦ ¦(2013-2017 гг.)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+-------+-----------+--------------+-------+------------+ ¦ III-этап ¦2961,4 ¦1779,1 ¦598,9 ¦297,1 ¦286,3 ¦ ¦(2018-2022 гг.)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+-------+-----------+--------------+-------+------------+ ¦Итого: ¦17509,7¦12566,5 ¦2223,6 ¦971,25 ¦1748,35 ¦ L---------------+-------+-----------+--------------+-------+------------- V. Механизм реализации Программы, включая механизм управления программой и взаимодействие государственных заказчиков Реализацию Программы предлагается осуществить за счет комплекса мероприятий, направленных на техническое перевооружение водопроводного хозяйства в республике на основе ввода в действие новых основных фондов, проведения реконструкции, модернизации существующих основных фондов, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, соблюдения последовательности и этапности в осуществлении мероприятий по обеспечению питьевой водой населения. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы возлагается на Министерство территориального развития Республики Калмыкия, как государственного заказчика-координатора Программы и государственных заказчиков Программы по направлениям: - Министерство территориального развития Республики Калмыкия;
- Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия;
- Министерство здравоохранения и социального развития Республики
Калмыкия; - Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия. Перечень основных направлений водоснабжения населения Республики
Калмыкия Программы по государственным заказчикам прилагается (приложение N 21). Государственные заказчики осуществляют функции по вопросам финансирования во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Калмыкия и органами местного самоуправления. Бюджетная заявка на выделение средств из федерального и республиканского бюджетов на планируемый период представляется и защищается в соответствующие органы исполнительной власти Российской Федерации и Республики Калмыкия. Государственный заказчик, координатор программы - Министерство территориального развития Республики Калмыкия: - ежегодно готовит доклад о ходе реализации мероприятий Программы; - проводит мониторинг реализации программы;
- подготавливает рекомендации по эффективному выполнению мероприятий программы с учетом хода реализации Программы; - совместно с государственными заказчиками программы по направлениям: - контролирует выполнение мероприятий программы и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы, - выявляет технические и организационные проблемы в ходе реализации программы, - при необходимости уточняет механизмы реализации Программы, целевые индикаторы, расходы на реализацию Программы. Государственные заказчики Программы по направлениям представляют
ежеквартально к 1 числу второго месяца, следующего за отчетным кварталом, информации о ходе реализации Программы Государственному заказчику-координатору - Министерству территориального развития Республики Калмыкия, которое обобщает их и представляет свод в Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия и Министерство финансов Республики Калмыкия. Государственный контроль и надзор за качеством питьевой воды в источниках питьевого водоснабжения и системах водоснабжения осуществляют: - ТУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия; - водопользователи;
- отдел водных ресурсов по Республие Калмыкия Западно-Каспийского бассейнового водного управления. VI. Ожидаемый результат реализации комплексной Программы Реализация Программы будет иметь безусловный масштабный, положительный эффект в результате которого обеспечиваются: - снижение риска для здоровья населения, связанного с водным фактором; - повышение качества и надежности представления услуг питьевого водоснабжения в городах и сельских населенных пунктах Республики Калмыкия; - надежность работы инженерных систем водоснабжения;
- ликвидация дефицита питьевой воды в городах и населенных пунктах Республики Калмыкия на 100%; - повышение уровня сельхозводоснабжения. Реализация Программы как в количестве, так и качестве придаст новый импульс развитию других важных социальных задач: - повышение уровня занятости населения до 1% - на основе создания дополнительно до 500 рабочих мест; - улучшение экологической ситуации (ориентировочно на 15-20%) будет расширено озеленение территорий, населенных пунктов; - создание и улучшение транспортной инфраструктуры (ориентировочно на 5-7%) - для обеспечения строительства и эксплуатации объектов программы потребуется прокладка дополнительных коммуникаций разного назначения. Приложение N 1
Сводная ведомость финансовых затрат по основным направлениям водоснабжения населения Республики Калмыкия Региональной комплексной программы "Чистая вода" на 2009-2022 годы /млн. руб. в ценах 2009 г./
------T--------------------------T----------------T---------T-------------------------------T------¬ ¦N п/п¦ Наименование ¦Сроки выполнения¦Стоимость¦ В том числе ¦Приме-¦ ¦ ¦ ¦ I - этап ¦ работ, +-------T-------T-------T-------+чание ¦ ¦ ¦ ¦ 2009-2012 гг. ¦ всего ¦Федера-¦Респуб-¦Местный¦Внебюд-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ II - этап ¦ ¦ льный ¦ликанс-¦бюджет ¦жетные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2013-2017 гг. ¦ ¦бюджет ¦ кий ¦ ¦источ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ III - этап ¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2018-2022 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+--------------------------+----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ +-----+--------------------------+----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦Всего: ¦ 2009-2022 ¦ 17509,7 ¦12566,5¦2223,6 ¦971,25 ¦1748,35¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2009-2012 ¦ 6162,0 ¦4722,6 ¦ 628,0 ¦162,95 ¦648,45 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2009 ¦ 541,9 ¦ 484,9 ¦ 54,4 ¦ 0,7 ¦ 1,9 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2010 ¦ 1510,1 ¦1118,34¦171,88 ¦ 40,94 ¦178,94 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2011 ¦ 2076,6 ¦1529,96¦203,32 ¦ 67,46 ¦275,86 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2012 ¦ 2033,4 ¦1589,4 ¦ 198,4 ¦ 53,85 ¦191,75 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2013-2017 ¦ 8386,3 ¦6064,8 ¦ 996,7 ¦ 511,2 ¦ 813,6 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2018-2022 ¦ 2961,4 ¦1779,1 ¦ 598,9 ¦ 297,1 ¦ 286,3 ¦ ¦ +-----+--------------------------+----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+--------------------------+----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ 1. ¦Развитие и техническое ¦ 2009-2022 ¦ 3341,2 ¦2082,5 ¦ 714,8 ¦ 272,2 ¦ 271,9 ¦ ¦ ¦ ¦совершенствование систем +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦водоснабжения городов и ¦ 2009-2012 ¦ 1103,2 ¦ 739,6 ¦ 267,2 ¦ 48,2 ¦ 48,2 ¦ ¦ ¦ ¦райцентров +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2009 ¦ 59,0 ¦ 35,0 ¦ 24,0 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2010 ¦ 304,0 ¦ 218,4 ¦ 64,8 ¦ 10,4 ¦ 10,4 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2011 ¦ 341,6 ¦ 216,5 ¦ 87,5 ¦ 18,8 ¦ 18,8 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2012 ¦ 398,6 ¦ 269,7 ¦ 90,9 ¦ 19,0 ¦ 19,0 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2013-2017 ¦ 1816,5 ¦1090,0 ¦ 363,3 ¦ 181,7 ¦ 181,5 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2018-2022 ¦ 421,5 ¦ 252,9 ¦ 84,3 ¦ 42,1 ¦ 42,2 ¦ ¦ +-----+--------------------------+----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ 2. ¦Развитие и техническое ¦ 2009-2022 ¦ 2878,8 ¦1731,6 ¦ 593,5 ¦276,55 ¦277,15 ¦ ¦ ¦ ¦совершенствование систем +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦водоснабжения сельских ¦ 2009-2012 ¦ 509,6 ¦ 310,0 ¦ 119,7 ¦ 39,65 ¦ 40,25 ¦ ¦ ¦ ¦населенных пунктов +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2009 ¦ 88,9 ¦ 55,9 ¦ 30,4 ¦ 0,7 ¦ 1,9 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2010 ¦ 123,1 ¦ 75,54 ¦ 29,78 ¦ 9,24 ¦ 8,54 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2011 ¦ 170,1 ¦102,06 ¦ 34,02 ¦ 16,96 ¦ 17,06 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2012 ¦ 127,5 ¦ 76,5 ¦ 25,5 ¦ 12,75 ¦ 12,75 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2013-2017 ¦ 1368,2 ¦ 821,0 ¦ 273,6 ¦ 136,8 ¦ 136,8 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2018-2022 ¦ 1001,0 ¦ 600,6 ¦ 200,2 ¦ 100,1 ¦ 100,1 ¦ ¦ +-----+--------------------------+----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ 3. ¦Обеспечение ¦ 2009-2022 ¦ 63,0 ¦ 44,1 ¦ 12,7 ¦ 6,2 ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦доброкачественной питьевой+----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ ¦водой дошкольных, школьных¦ 2009-2012 ¦ 24,3 ¦ 17,0 ¦ 5,0 ¦ 2,3 ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦и др. профессиональных +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦образовательных и ¦ 2009 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦лечебно-профилактических +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦учреждений ¦ 2010 ¦ 4,9 ¦ 3,4 ¦ 1,0 ¦ 0,5 ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2011 ¦ 9,7 ¦ 6,8 ¦ 2,0 ¦ 0,9 ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2012 ¦ 9,7 ¦ 6,8 ¦ 2,0 ¦ 0,9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2013-2017 ¦ 19,3 ¦ 13,5 ¦ 3,9 ¦ 1,9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2018-2022 ¦ 19,4 ¦ 13,6 ¦ 3,9 ¦ 1,9 ¦ ¦ ¦ +-----+--------------------------+----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ 4. ¦Строительство групповых ¦ 2009-2017 ¦ 7962,6 ¦6408,6 ¦ 366,0 ¦ 191,0 ¦ 997,0 ¦ ¦ ¦ ¦водопроводов и водоотводов+----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ ¦к населенным пунктам РК ¦ 2009-2012 ¦ 4257,6 ¦3473,6 ¦ 154,0 ¦ 70,0 ¦ 560,0 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2009 ¦ 394,0 ¦ 394,0 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2010 ¦ 1005,0 ¦ 773,0 ¦ 52,0 ¦ 20,0 ¦ 160,0 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2011 ¦ 1472,6 ¦1148,6 ¦ 54,0 ¦ 30,0 ¦ 240,0 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2012 ¦ 1386,0 ¦1158,0 ¦ 48,0 ¦ 20,0 ¦ 160,0 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2013-2017 ¦ 3705,0 ¦2935,0 ¦ 212,0 ¦ 121,0 ¦ 437,0 ¦ ¦ +-----+--------------------------+----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ 5. ¦Реконструкция и ¦ 2009-2022 ¦ 2273,0 ¦1385,0 ¦ 483,4 ¦ 202,3 ¦ 202,3 ¦ ¦ ¦ ¦строительство +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦канализационных сетей и ¦ 2009-2012 ¦ 251,0 ¦ 173,0 ¦ 78,0 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦канализационных очистных +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦сооружений ¦ 2009 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2010 ¦ 68,0 ¦ 45,0 ¦ 23,0 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2011 ¦ 77,5 ¦ 53,0 ¦ 24,5 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2012 ¦ 105,5 ¦ 75,0 ¦ 30,5 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2013-2017 ¦ 582,0 ¦ 348,0 ¦ 117,4 ¦ 58,3 ¦ 58,3 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2018-2022 ¦ 1440,0 ¦ 864,0 ¦ 288,0 ¦ 144,0 ¦ 144,0 ¦ ¦ +-----+--------------------------+----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ 6. ¦Геологоразведочные работы ¦ 2009-2022 ¦ 159,5 ¦ 95,0 ¦ 47,0 ¦ 17,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на воду: поиску, разведке,+----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ ¦переоценке, утверждению ¦ 2009-2012 ¦ 7,0 ¦ 4,0 ¦ 2,0 ¦ 1,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦запасов подземных вод +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2009 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2010 ¦ 2,0 ¦ 1,2 ¦ 0,6 ¦ 0,2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2011 ¦ 2,0 ¦ 1,2 ¦ 0,6 ¦ 0,2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2012 ¦ 3,0 ¦ 1,6 ¦ 0,8 ¦ 0,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2003-2017 ¦ 83,0 ¦ 49,0 ¦ 24,5 ¦ 9,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2018-2022 ¦ 69,5 ¦ 42,0 ¦ 20,5 ¦ 7,0 ¦ ¦ ¦ +-----+--------------------------+----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ 7. ¦Расчистка источников ¦ 2009-2022 ¦ 831,6 ¦ 819,7 ¦ 6,1 ¦ 5,8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦питьевого водоснабжения, +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦реконструкция гидроузлов и¦ 2009-2012 ¦ 9,3 ¦ 5,4 ¦ 2,1 ¦ 1,8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мониторинг +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2009 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2010 ¦ 3,1 ¦ 1,8 ¦ 0,7 ¦ 0,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2011 ¦ 3,1 ¦ 1,8 ¦ 0,7 ¦ 0,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2012 ¦ 3,1 ¦ 1,8 ¦ 0,7 ¦ 0,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2013-2017 ¦ 812,3 ¦ 808,3 ¦ 2,0 ¦ 2,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ 2018-2022 ¦ 10,0 ¦ 6,0 ¦ 2,0 ¦ 2,0 ¦ ¦ ¦ L-----+--------------------------+----------------+---------+-------+-------+-------+-------+------- Приложение N 2
Мероприятия по водоснабжению городов и районных центров Республики Калмыкия Региональной комплексной программы "Чистая вода" на 2009-2022 годы /млн. руб. в ценах 2009 года/ ------T---------------T----------------T-----------------T---------T-------------------------------¬
¦N п/п¦Местонахождение¦ Наименование ¦Наименование ФЦП ¦ Этапы ¦ Суммы финансовых ресурсов ¦ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|