Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Калмыкии от 28.09.2012 № 344

 

 

 

 

 

                         РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ                          

 

                            ПРАВИТЕЛЬСТВО                             

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

 

                                      Утратил силу - Постановление

                                    Правительства Республики Калмыкии

                                         от 17.12.2013 г. N 578
                 О республиканской целевой программе                  
      «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Калмыкия      
                          на 2013-2020 годы»                          

 

 

      В соответствии  с  Водной  стратегией  Российской  Федерации  на
период   до   2020   года,  утвержденной  распоряжением  Правительства
Российской Федерации  от  27  августа  2009  г.  N 1235-р,  Стратегией
социально-экономического  развития  Республики  Калмыкия  на период до
2020 года,  утвержденной   постановлением   Правительства   Республики
Калмыкия  от  30  декабря  2008 г. N 465, в целях реализации концепции
«Развитие  водохозяйственного   комплекса   Республики   Калмыкия   на
2013-2020  годы»,  одобренной  распоряжением  Правительства Республики
Калмыкия от 27 сентября 2012  г.  N  204-р,  Правительство  Республики
Калмыкия постановляет:
      1. Утвердить  прилагаемую  республиканскую   целевую   программу
«Развитие   водохозяйственного   комплекса   Республики   Калмыкия  на
2013-2020 годы» (далее - Программа).
      2. Определить государственным заказчиком Программы  Министерство
природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия.
      3. Министерству  финансов  Республики   Калмыкия   совместно   с
Министерством   экономики   и   торговли   Республики   Калмыкия   при
формировании республиканского  бюджета  на  очередной  финансовый  год
включать   Программу  в  перечень  республиканских  целевых  программ,
подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета,  и
ежегодно   уточнять   объем   финансовых  средств,  выделяемых  на  ее
реализацию  в   соответствии   с   законом   Республики   Калмыкия   о
республиканском бюджете.
      4. Признать утратившим силу с 1  января  2013  г.  постановление
Правительства  Республики  Калмыкия  от  22  мая  2012  г.  N  149  «О
республиканской   целевой    программе    «Обеспечение    безопасности

гидротехнических сооружений в Республике Калмыкия на 2012-2014 годы».

 

 

 

Председатель Правительства
Республики Калмыкия                                        Л. Иванова

 

 

г. Элиста
28 сентября 2012 г.
N 344

 

 

 

      Утверждена
      постановлением Правительства
      Республики Калмыкия
      от 28 сентября 2012 г. N 344

 

 

                  Республиканская целевая программа                   
      «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Калмыкия      
                         на 2013– 2020 годы»                          

 

                               Паспорт                                
                  республиканской целевой программы                   
      «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Калмыкия      
                         на 2013– 2020 годы»                          

 

|—————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Наименование Программы       |   Республиканская целевая программа «Развитие     |
|                             |водохозяйственного комплекса Республики Калмыкия на|
|                             |2013 – 2020 годы» (далее – Программа).             |
|—————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Дата принятия решения о      |   распоряжение Правительства Республики Калмыкия  |
|разработке Программы, дата ее|от 27 сентября 2012 г. N 204-р                     |
|утверждения                  |                                                   |
|—————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Государственный заказчик     |   Министерство природных ресурсов и охраны        |
|Программы                    |окружающей среды Республики Калмыкия               |
|—————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Основной разработчик         |   Министерство природных ресурсов и охраны        |
|Программы                    |окружающей среды Республики Калмыкия               |
|—————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Цели и задачи Программы      |   Цели Программы:                                 |
|                             |   гарантированное  обеспечение  водными  ресурсами|
|                             |устойчивого    социально-экономического    развития|
|                             |Республики Калмыкия;                               |
|                             |   восстановление  водных  объектов  до  состояния,|
|                             |обеспечивающего  экологически благоприятные условия|
|                             |жизни населения Республики Калмыкия;               |
|                             |   обеспечение защищенности  населения  и  объектов|
|                             |экономики Республики Калмыкия от наводнений и иного|
|                             |негативного воздействия вод.                       |
|                             |   Задачи Программы:                               |
|                             |   ликвидация   дефицитов   водных    ресурсов    в|
|                             |вододефицитных районах республики;                 |
|                             |   строительство сооружений инженерной защиты;     |
|                             |   повышение      эксплуатационной       надежности|
|                             |гидротехнических    сооружений,    в    том   числе|
|                             |бесхозяйных,  путем  их  приведения  к  безопасному|
|                             |техническому состоянию;                            |
|                             |   восстановление  и   экологическая   реабилитация|
|                             |водных объектов;                                   |
|                             |   определение  (нанесение  на   землеустроительные|
|                             |карты)   границ   водоохранных   зон  и  прибрежных|
|                             |защитных  полос  водных  объектов  или  их  частей,|
|                             |испытывающих     антропогенное    воздействие,    с|
|                             |закреплением   их   на    местности    специальными|
|                             |информационными знаками.                           |
|—————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Срок реализации Программы    |   2013 - 2020 годы                                |
|—————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Важнейшие целевые показатели |   количество  вновь   созданных   водохранилищ   и|
|и индикаторы Программы       |реконструированных    гидроузлов   на   действующих|
|                             |водохранилищах – 1 ед.;                            |
|                             |   увеличение численности населения, проживающего в|
|                             |районах   возникновения   локальных  вододефицитов,|
|                             |надежность обеспечения водными  ресурсами  которого|
|                             |повышена на 13,03 тыс. человек;                    |
|                             |   увеличение  доли  населения,   проживающего   на|
|                             |подверженных     негативному     воздействию    вод|
|                             |территориях, защищенного  в  результате  проведения|
|                             |мероприятий    по    повышению    защищенности   от|
|                             |негативного воздействия  вод,  в  общем  количестве|
|                             |населения,  проживающего  на  таких  территориях, с|
|                             |5,5%  на  конец  2013 года  до   21,5%   на   конец|
|                             |2020 года;                                         |
|                             |   численность  населения,  экологические   условия|
|                             |проживания  которого  будут  улучшены  в результате|
|                             |реализации   мероприятий   по   восстановлению    и|
|                             |экологической   реабилитации   водных   объектов  –|
|                             |13 тыс. человек;                                   |
|                             |   объем  выемки  донных  отложений  в   результате|
|                             |реализации    мероприятий   по   восстановлению   и|
|                             |экологической    реабилитации    водных    объектов|
|                             |(природоохранных мероприятий) – 750 м3;            |
|                             |   протяженность   работ   по   восстановлению    и|
|                             |экологической    реабилитации    водных    объектов|
|                             |(природоохранных мероприятий) – 42 км;             |
|                             |   площадь работ по восстановлению и  экологической|
|                             |реабилитации   водных   объектов   (природоохранных|
|                             |мероприятий) – 111 км2.                            |
|—————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Объем и источники            |   Объем  финансирования  Программы  в  2013–  2020|
|финансирования Программы     |годах за счет всех источников составит 1301,03 млн.|
|                             |рублей, в том числе за счет средств:               |
|                             |   федерального бюджета – 1227,70 млн. рублей;     |
|                             |   республиканского бюджета – 13,41 млн. рублей;   |
|                             |   местных бюджетов - 59,92 млн. рублей.           |
|—————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Ожидаемые конечные результаты|   гарантированное обеспечение водными ресурсами   |
|реализации Программы и       |текущих и перспективных потребностей населения и   |
|показатели ее                |объектов экономики;                                |
|социально-экономической      |   повышение защищенности населения и объектов     |
|эффективности                |экономики от наводнений и другого негативного      |
|                             |воздействия вод (вероятный предотвращенный ущерб от|
|                             |негативного воздействия вод – 4 млрд. рублей);     |
|                             |   обеспечение благоприятных условий для жизни     |
|                             |населения и комфортной среды обитания водных       |
|                             |биологических ресурсов.                            |
|—————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
                                                                      
     I. Проблемы, на решение которой направлена целевая программа     
                                                                      
      Республика  Калмыкия  является  одним  из  наиболее   засушливых
регионов   Российской  Федерации.  Годовое  количество  осадков  здесь
колеблется от  210  до  340  мм,  а  испарение  с  водной  поверхности
составляет  1000-1100  мм.  В  связи с чем, вопрос обеспечения водными
ресурсами является жизненно важным.
      Ежегодная потребность в воде составляет в среднем около 800 млн.
м?,  из  них  лишь 50 млн. м? поступает из собственных водоисточников.
Основная доля водных ресурсов поступает из сопредельных территорий, из
бассейнов  рек  Волга, Кума, Кубань и Терек. Основным водопотребителем
является сельское хозяйство,  использующее  96%  воды  на  орошение  и
обводнение территории.
      Пруды  и  водохранилища  на  малых   реках   в   большей   части
используются для водопоя скота. Большинство прудов пересыхает к лету.
      Основным источником  питания  малых  рек  являются  талые  воды,
дождевое  питание  их  незначительно.  Практически  весь поверхностный
сток, формируемый в республике, остается на  её  территории.  Основная
доля  стока  аккумулируется в прудах и водохранилищах, где теряется на
испарение  и  фильтрацию.  Вода  рек   и   озер   республики    сильно
минерализована.
      Построенные 30 и более лет назад гидротехнические сооружения для
водообеспечения   населения   в   результате   физического   износа  и
ненадлежащей эксплуатации находятся в состоянии  требующем  проведения
капитального ремонта.
      Реальную угрозу возникновения чрезвычайных  ситуаций  вследствие
аварий   гидротехнических   сооружений   представляют   находящиеся  в
аварийном состоянии комплексы  гидротехнических  сооружений  прудов  и
водохранилищ,  в нижних бьефах которых расположены жилые дома, объекты
социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
      Учитывая сложность данной  проблемы  и  необходимость  выработки
комплексного   и   системного  решения,  обеспечивающего  кардинальное
улучшение   качества   жизни   населения,   представляется    наиболее
эффективным    решать    существующие    проблемы   с   использованием
программно-целевого метода.
      Основной  причиной  сложившейся  ситуации  является   отсутствие
единой  государственной  политики  в сфере развития водохозяйственного
комплекса.  Это  выражается  в  недостатке  финансирования,  а   также
отсутствии достаточных правовых и экономических условий для субъектов,
участвующих  в  процессах   развития   водохозяйственного   комплекса,
обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
      Принятие  Программы  обеспечит  решение  задачи  по  обеспечению
безопасных  условий  проживания  (гарантированное  обеспечение водными
ресурсами,  обеспечению  безопасности  ГТС   и   улучшению   состояния
окружающей  среды),  обозначенной  Стратегией социально-экономического
развития Республики Калмыкия  на  период  до  2020 года,  утвержденной
постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2008 г.
N 465.
      Республика  Калмыкия  ежегодно  испытывая   дефицит   в   водных
ресурсах,  является  одним  из  самых засушливых и маловодных регионов
Российской Федерации. Крупные реки протекают по  границам  республики.
На  северо-востоке  протекает  р.  Волга, по южной границе – р. Кума и
Восточный Маныч, на юго-западе – Западный Маныч и Егорлык.
      Поверхностные водные объекты республики представлены  более  чем
40  малыми  реками  с общей протяженностью свыше 2,0 тыс.км.2. Большая
часть  этих  рек  проходит  в  пределах   Ергенинской   возвышенности,
относится  к  бассейнам  рек Волга и Дон и начинается с сопредельных с
Калмыкией территориях Ставропольского края, Ростовской и Волгоградской
областей.  Несмотря  на  то,  что большая часть малых рек пересыхает в
летний период, они являются важным звеном водохозяйственного комплекса
Республики  Калмыкия.  До  начала  строительства в 60-х годах прошлого
столетия крупных  оросительно-обводнительных  систем  и  магистральных
групповых  водопроводов,  с  подачей  воды  по  ним из водоисточников,
расположенных на сопредельных с республикой территориях  Астраханской,
Ростовской областей, Ставропольского края, малые реки были основным, а
для отдельных районов единственным  источником  хозяйственно-питьевого
водоснабжения.   Не  потеряли  они  своего  значения  в  ряде  районов
республики и сегодня. В таких районах, как Сарпинский, Кетченеровский,
Целинный,  Приютненский,  а  также на большей части Малодербетовского,
Ики-Бурульского, Яшалтинского и Городовиковского районов, малые реки и
подпитываемые  ими  подземные  воды  по  прежнему  являются  одним  их
основных источников хозпитьевого  водоснабжения  проживающего  в  этих
районах  населения.  Их  сток  используется  для водопоя скота, малого
орошения, рыборазведения и  в  рекреационных  целях.  На  малых  реках
расположены   144   водохранилища,   139   прудов,  имеется  15  озер,
подпитываемых их водами. Всего из этих объектов для  водохозяйственных
целей республики ежегодно используется около 50 млн. м3.
      Помимо  поверхностных,  одной  из  главных  составляющих  частей
водных  ресурсов  Калмыкии  являются  подземные  воды.  На  территории
республики сочленяются 4 крупных артезианских  бассейна:  Ергенинский,
Прикаспийский,  Азово-Кубанский  и Восточно-Предкавказский. Прогнозные
запасы подземных вод с  минерализацией  от  0,4  до  10  г/л  (которые
пригодны для различных нужд  народного хозяйства) составляют около 950
тыс. м3/сут, в том числе с  минерализацией  до  1,5  г/л    110  тыс.
м3/сут  (12%),  до 3-х г/л – 309,5 тыс. м3/сут (33%) и более 3-х г/л –
518,1 тыс. м3/сут (55%).
      Основное направление использования подземных вод    питьевое  и
хозяйственно-бытовое водоснабжение.
      Общее количество открытых водоемов I категории -  8:  р.  Волга,
Красинское  водохранилище,  которое используется для централизованного
водоснабжения населения г. Лагани, остальные  6  открытых  водоемов  I
категории    представляют    собой:    Чограйское    водохранилище   и
распределительную  сеть  магистральных  каналов  оросительных  систем:
Каспийская,     Право-Егорлыкская,     Сарпинская,     Черноземельская
оросительно-обводнительные  системы,   Калмыцко-Астраханская   рисовая
оросительная  система.  В  течение  года, уровень воды в магистральных
каналах   резко   колеблется   в    зависимости    от    интенсивности
сельскохозяйственных работ на мелиоративных участках.
      В  связи  с  тем,  что  все  оросительно-обводнительные  системы
Калмыкии  построены  в  начале  60-х    середине  80-х гг. ХХ века, в
техническом  плане  они  очень  несовершенны.  Практически  вся   сеть
магистральных,   распределительных  и  сбросных  каналов  выполнена  в
земляном русле  без  противофильтрационных  экранов,  что  приводит  к
значительным  потерям  воды,  особенно на легких грунтах (КПД систем –
0,6-0,7),  развитию  процессов  вторичного  засоления,  осолонцевания,
подтопления и заболачивания.
      Потери воды при  транспортировке  в  среднем  достигают  270-290
млн.м3  ежегодно.  В то же время объем воды, использующейся в системах
оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, незначителен  и
составляет около 1 млн.м3.
      В зимний период население  потребляет  воду  из  приспособленных
гидроаккумуляторов  различной  емкости  до 500 000 м3, оборудованных в
местах расположения водозаборных сооружений. Два магистральных канала:
Право-Егорлыкский,    Сарпинский      являются   тупиковыми   ветвями
оросительных систем сопредельных территорий  Ставропольского  края  на
юге  и  Волгоградской  области  на  севере  Республики  Калмыкия, вода
которых используется для хозяйственно-питьевых нужд населения районных
центров Яшалтинского и Октябрьского районов республики.
      В 2011 г. на территории Республики Калмыкия  эксплуатируется  60
источников   централизованного  водоснабжения,  61  водопровод  и  140
децентрализованных источников водоснабжения.
      На сегодняшний  день  централизованным  питьевым  водоснабжением
обеспечено  66% населения РК в г.г. Элиста, Городовиковск, Лагань и 11
районных центров. До 76% сельских жителей пользуется водой из  шахтных
колодцев,  открытых  водоемов  и  каналов.  В  24  населенных  пунктах
республики питьевая  вода  доставляется  специальным  автомобильным  и
железнодорожным  транспортом,  население п. Яшалта, п.Сарул использует
воду  оросительных   систем   для   хозяйственно-питьевых   нужд   без
предварительной очистки и обеззараживания.
      Потребляемая населением  питьевая  вода  по  своему  химическому
составу  в  половине  случаев  не  отвечает  требованиям из-за высокой
минерализации от 0,6-10 г/л (повышенное содержание сульфатов, хлоридов
и солей железа) и жесткости в пределах 10-12 мг/экв/л.
      Техническая   изношенность   систем    водоснабжения,    высокая
коррозионная  активность  воды  и  ее высокая природная минерализация,
отсутствие необходимого комплекса очистных  сооружений,  недостаточная
водоподготовка  и  устаревшие методы обработки воды являются основными
причинами несоответствия питьевой воды, как  по  санитарно-химическим,
так и по микробиологическим показателям.
      Население п. Ики-Бурул, п. Яшалта, п. Сарул, п.  Большой  Царын,
используют  воду  открытых водоемов и оросительных систем для питьевых
нужд без полного цикла водоподготовки и  примитивным  обеззараживанием
объемным методом.
      В 2011 году в целом по республике было  лабораторно  исследовано
1367    проб    питьевой    воды    из   централизованной   сети:   по
санитарно-химическим из них не отвечало требованиям СанПиН - 209 пробы
(15,28%),   в   том   числе  по  показателю  «цветность»  не  отвечало
требованиям  СанПиН    173  пробы  (12,66%),  по   микробиологическим
показателям не отвечало требованиям СанПиН – 31 проба (2,26%).
      В 2010 году из источников  централизованного  водоснабжения:  по
санитарно-химическим  показателям  -  430  проб,  из  них  не отвечало
требованиям СанПиН - 110 (25,5%); по микробиологическим показателям  -
330 проб, из них не соответствовало - 52 пробы (15,75%).
      Таким образом, количество проб питьевой воды, не соответствующей
требованиям  СанПиН,  уменьшилось  на  10,22%  по санитарно-химическим
показателям и на 13,49% по микробиологическим показателям.
      Неудовлетворительное     качество     подземных      вод      по
санитарно-химическим   показателям   в  ряде  районов  обусловлено,  в
основном, высоким уровнем общей минерализации, повышенным  содержанием
железа, и др. микроэлементов природного происхождения.
      Индекс загрязненности воды р. Кума (далее  -  ИЗВ)  равен  4,86,
вода  относится  к  категории  «грязная»,  вниз  по  течению,  за счет
увеличения солевого состава (влияние моря) ИЗВ увеличивается до  5,62,
категория качества – «грязная».
      В   воде   Кума-Маныческого   канала   относится   к   категории
«загрязненная» с ИЗВ =2,7. В воде присутствуют повышенные концентрации
сульфатов (3,65 ПДК), меди  (5,95  ПДК),  нефтепродуктов  (1,36  ПДК),
алюминия (7,2 ПДК).
      Вода Терско-Кумского  канала  относится  к  категории  «умеренно
загрязненная» с ИЗВ = 1,5. В воде присутствуют повышенные концентрации
молибдена (2,2 ПДК), железа (2,0 ПДК), меди (1,8 ПДК).
      В воде, поступающей в  Черноземельский  магистральный  канал  
Республику  Калмыкия)  содержание солей достигает 1,4 ПДК, сульфатов –
4,54 ПДК, цинка – 1,47 ПДК, меди – 7,3 ПДК. Категория качества воды  
«загрязненная» с ИЗВ = 2,99.
      В воде донного  водовыпуска  в  р.  Восточный  Маныч  содержание
названных  ингредиентов  в  основном увеличивается. Категория качества
воды – «загрязненная» с ИЗВ = 3,57.
      Индекс загрязненности воды  (ИЗВ)  Чограйского  водохранилища  
2,62, класс качества – четвертый – «загрязненная».
      Вода о. Маныч Гудило относится к  6  классу  качества    «очень
грязная», ИЗВ = 68,2.
      Индекс загрязненности воды р. Элиста равен 7,85, вода  относится
к 6-му классу качества – «очень грязная».
      На  сток   р.Элиста   существенное   влияние   оказывает   сброс
канализованных  сточных  вод  г.Элисты, которые поступают после полной
биологической  очистки   с   очистных   сооружений.   Объем   ежегодно
сбрасываемых   канализационных  стоков  составляет  7,5-8,2  млн.  м3,
которые накапливаются в прудах  агрофирмы  «Вознесеновская»  Целинного
района и Улан-Эргинском пруду в Яшкульском районе.
      В воде р. Элиста ниже КОС города Элисты  присутствует  2,98  ПДК
солей  по  сухому  остатку,  7,8 ПДК сульфатов, наблюдаются повышенные
концентрации биогенных и органических веществ, металлов,  присутствует
сероводород.
      Вода  р.Яшкуль  в  устьевом  створе  не   отвечает   нормативным
требованиям.  В  пробах  присутствуют:  до  2,37  ПДК  солей по сухому
остатку 8,49 ПДК сульфатов, 2,16 ПДК хлоридов, 1,8  ПДК  железа,  1,51
ПДК марганца, 1,9 ПДК нефтепродуктов, 2,8 ПДК магния.
      Бассейн р. Волга в черте г.  Лагань  класс  качества  воды  3  
«умеренно  загрязненная»,  ИЗВ  =  1,4; в канале присутствует 1,56 ПДК
сульфатов, 2,0 ПДК меди, 1,2 ПДК железа, 1,47 ПДК нефтепродуктов.
      В Лаганском водохранилище обнаружено 1,6  ПДК  цинка,  0,95  ПДК
железа,  1,47  ПДК  сульфатов, 1,18 ПДК нефтепродуктов, класс качества
воды 3 – «умеренно загрязненная», ИЗВ = 1,4.
      Класс качества воды  прочих  волжских  водоемов    3  «умеренно
загрязненная», ИЗВ=1,1-1,7.
      В период обследования произведен  отбор  проб  воды  из  протоки
Каспийского  моря  Шангин  мост.  Жесткость  воды    10,0 м-моль/дм3,
концентрация основных ингредиентов: соли (по сухому  остатку)    1122
мг/дм3, сульфаты – 336 мг/дм3, хлориды – 301 мг/дм3, БПК5 – 6,9 мг/дм3
(ПДК – 2,0 мг/дм3), аммоний ион – 0,45 мг/дм3, нитриты – 0,04  мг/дм3,
нитраты    0,9  мг/дм3, фосфаты – 0,01 мг/дм3, марганец – 0,22 мг/дм3
(ПДК – 0,01 мг/дм3), нефтепродукты – 0,04 мг/дм3 (ПДК – 0,05  мг/дм3),
сероводород отсутствует, СППАВ – 0,25 мг/дм3, фенолы отсутствуют.
      Важнейшей проблемой окружающей среды в настоящее время  является
сохранение  качества  воды природных водоемов. Важным обстоятельством,
присущим  водной  среде,  является  то,  что  через  нее  в   основном
передаются  инфекционные  заболевания  (около  80%  всех заболеваний).
Сброс   недостаточно   очищенных   сточных   вод   является   причиной
эвтрофикации    водоемов    и   значительного   ослабления   процессов
самоочищения в них.
      В настоящее  время  охрана  водных  объектов  реализуется  через
механизм условий водопользования. В соответствии с требованием Водного
кодекса  Российской  Федерации  водопользователи   обязаны   проводить
мероприятия   по   реконструкции   очистных   сооружений,  по  очистке
водоохранных     зон,     внедрять      системы      оборотного      и
повторно-последовательного  водоснабжения,  локальной  очистки. Однако
зачастую такие  планы  реализуются  водопользователями  формально.  На
протяжении  ряда  лет  прослеживается  стабильная  тенденция ухудшения
санитарного состояния  малых  водотоков,  причиной  которого  является
уменьшение их проточности и заиливание.
      Водоотведение сточных, коллекторно-дренажных вод производится на
территории Республики Калмыкия только в р. Элиста и оз. Сарпа.
      Общий  объем  водоотведения  в  поверхностные   водные   объекты
составляет  45-50 млн.м3 в год, в том числе нормативно-очищенных около
6 млн.м3, нормативно-чистых около 3 млн.м3, без очистки – 36 млн.м3.
      Вместе  со  сточными  водами  в  поверхностные  водные   объекты
Республики Калмыкия ежегодно поступает около 60 тыс. тонн загрязняющих
веществ.
      Основными источниками  загрязненных  сточных  вод  являются  ОАО
«Элиставодоканал»   и   рисоводческие  хозяйства  Октябрьского  района
Республики Калмыкия.
      Улучшение  экологического  состояния  водных  объектах  является
важнейшим  условием  достижения  высоких  стандартов  жизни населения,
создания комфортных условий и обеспечения интересов будущих  поколений
жителей республики.
      Естественные  колебания  характеристик  гидрологического  режима
водных   объектов   приводят   к   возникновению   рисков  негативного
воздействия вод на население и объекты экономики Республики Калмыкия.
      Серьезную   опасность   для   народного   хозяйства   республики
представляют  весенние половодья и паводки, проходящие по малым рекам.
Весной, в  многоводные  годы,  по  этим  рекам,  имеющим  значительные
водосборные  площади,  проходят  паводки, расход которых в десятки раз
превышает их нормативный сток и достигает 100-150 м?/с  и  более.  При
весенних  паводках  (1-5%  обеспеченности)  реки  выходят  из берегов,
затапливая пойменные и прибрежные территории с расположенными на  ними
населенными       пунктами,       сельскохозяйственными      угодьями,
производственными объектами, создавая чрезвычайные ситуации, связанные
с   угрозой   жизни   людей,   гибелью   скота,  разрушением  жилых  и
производственных зданий.
      Затоплению территорий способствует прогрессирующие  в  последнее
время  процессы  заиления  русел  рек  в пределах населенных пунктов в
результате эрозии почвогрунтов склонов водотоков и балок.
      В целях недопущения  материального  ущерба  народному  хозяйству
республики  в  результате  прохождения  половодий  и паводков на малых
реках, повышения безопасности гидротехнических сооружений необходимо в
рамках     настоящей     Программы     проведение    руслорегулирующих
гидротехнических работ и прежде всего расчистка русел  рек  от  ила  и
наносов в пределах населенных пунктов.
      Расчистка русел малых рек в пределах населенных пунктов позволит
выполнить следующие задачи:
      расширяет, углубляет  существующие  русла  рек,  увеличивает  их
пропускную  способность  до  параметров,  обеспечивающих  безаварийный
пропуск максимальных расходов весенних и дождевых  паводков  расчетной
обеспеченности (1-5%);
      освобождает русла рек от илистых отложений, очищает  от  наносов
выходы   родников,   увеличивает   их   дебит,   тем   самым  улучшает
экологическое   и   санитарно-эпидемиологическое   состояние   рек   и
прилегающих к ним территорий;
      увеличивает их естественную дренирующую способность, снижает  до
нормального  положения уровень грунтовых вод на прибрежных территориях
населенных пунктов;
      облагораживает,   улучшает   в   пределах   населенных   пунктов
эстетический  вид  рек  и пойм, обеспечивает их нормальную последующую
эксплуатацию,   возможность   проведения   текущих    профилактических
расчисток русел, используя эксплуатационные проезды по берегам рек.
      Своевременное проведение мероприятий по  расчистке  русел  малых
рек   -   одно   из   основных   направлений   обеспечения  нормальной
жизнедеятельности населения Республики Калмыкия.
      В  соответствии  с  положениями  Водной   стратегии   Российской
Федерации   основными  задачами,  определяющими  направления  развития
водохозяйственного комплекса, являются:
      сохранение и восстановление водных объектов на  основе  снижения
антропогенной  нагрузки  на  них  за  счет  экологической реабилитации
водных объектов;
      предотвращение негативного воздействия вод и снижение ущербов от
наводнений,  в  том  числе  путем  регулирования режимов использования
паводкоопасных территорий, расширения полномочий субъектов  Российской
Федерации в части проведения мероприятий по предотвращению негативного
воздействия  вод,  а   также   путем   обеспечения   высокого   уровня
безопасности  и  сокращения  количества  бесхозяйных  гидротехнических
сооружений;
      совершенствование системы государственного управления на  основе
реализации  бассейнового  принципа управления в сфере водных отношений
(бассейновых   советов)   и   закрепления   за    органами    местного
самоуправления  полномочий  по  охране  водных объектов, находящихся в
федеральной собственности (преимущественно малые реки) и расположенных
на территориях муниципальных образований.
      Программа   предусматривает   комплексное   решение    вопросов,
связанных  с  использованием  водных  объектов, включая предупреждение
негативного    воздействия    вод    и    обеспечением    безопасности
гидротехнических   сооружений.  Такой  подход  позволит  объединить  в
систему  отдельные  мероприятия  и  добиться  социально-экономического
эффекта,  выраженного  в повышении защищенности населения и территорий
от наводнений и другого негативного воздействия вод.
                                                                      
            II. Основные цели и задачи целевой программы,             
     сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели     

 

      Основными целями Программы на период до 2020 года являются:
      гарантированное  обеспечение   водными   ресурсами   устойчивого
социально-экономического развития Республики Калмыкия;
      восстановление водных  объектов  до  состояния,  обеспечивающего
экологически   благоприятные   условия   жизни   населения  Республики
Калмыкия;
      обеспечение  защищенности   населения   и   объектов   экономики
Республики Калмыкия от наводнений и иного негативного воздействия вод.
      Для достижения поставленных целей планируется  решить  следующие
задачи:
      1. ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных районах
республики.
      Решение  этой  задачи   позволит   обеспечить   в   долгосрочной
перспективе    необходимыми   водными   ресурсами   макроэкономическую
стабильность  и   конкурентоспособность   экономики   региона,   будет
способствовать  сбалансированному  развитию  республики  и поддержанию
высокого  уровня  продовольственной,  промышленной  и   энергетической
безопасности;
      2. строительство  сооружений  инженерной  защиты   и   повышение
эксплуатационной   надежности  гидротехнических  сооружений  путем  их
приведения к безопасному техническому состоянию.
      Обеспечение   высокого   уровня   защищенности   территорий   от
чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного характера является
необходимым условием стабильного  экономического  развития  Республики
Калмыкия   и   снижения   размера  возможного  ущерба  от  негативного
воздействия вод;
      1. восстановление и экологическая реабилитация водных  объектов,
утративших способность к самоочищению.
      2. определение (нанесение на  землеустроительные  карты)  границ
водоохранных  зон  и  прибрежных защитных полос водных объектов или их
частей, испытывающих антропогенное воздействие, с закреплением  их  на
местности специальными информационными знаками
      Улучшение качества воды в  водных  объектах  является  важнейшим
условием  достижения  высоких  стандартов  жизни  населения,  создания
комфортных  экологических  условий  и  обеспечения  интересов  будущих
поколений жителей Республики Калмыкия.
      Реализацию   Программы   предлагается   осуществить   в   2013 -
2020 годах в 1 этап.
      Условием досрочного прекращения  реализации  Программы  является
несоответствие  результатов выполнения Программы целевым индикаторам и
показателям эффективности ее реализации.
      Целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в
приложении N 1.

 

                 III. Система программных мероприятий                 

 

      Достижение целей и решение задач Программы осуществляются  путем
скоординированного  выполнения  взаимоувязанных  по срокам, ресурсам и
источникам финансового обеспечения мероприятий Программы.
      Программой   предусмотрено   целевое   финансовое    обеспечение
реализации  мер, направленных на ликвидацию дефицитов водных ресурсов,
повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений  и
другого  негативного  воздействия  вод,  обеспечение  эксплуатационной
надежности  гидротехнических  сооружений,  экологическую  реабилитацию
водных объектов.
      Для   обеспечения   устойчивого   развития    водохозяйственного
комплекса   региона   настоящей  Программой  предусмотрено  выполнение
мероприятий по следующим направлениям:
      гарантированное  обеспечение   водными   ресурсами   устойчивого
социально-экономического развития региона;
      защита от  негативного  воздействия  вод  населения  и  объектов
экономики;
      восстановление  и  экологическая  реабилитация  водных  объектов
(природоохранные мероприятия).
      Для    гарантированного    обеспечения     водными     ресурсами
Черноземельского  района  в  рамках Программы предусмотрена реализация
проекта «Строительство водоподающего канала из р. Восточный Маныч  для
обеспечения водными ресурсами п. Комсомольский Черноземельского района
Республики Калмыкия». Ориентировочная  стоимость  проведения  работ  в
текущих ценах составляет 106,6 млн.руб.
      Общая   протяженность   участков   берегов   водных    объектов,
нуждающихся в строительстве/реконструкции сооружений инженерной защиты
от наводнений и иного негативного воздействия вод,  составляет   более
50 километров.
      При этом текущий уровень  эксплуатационной  надежности  объектов
инженерной  защиты  не  позволяет  обеспечить необходимую защищенность
населения,   промышленных   объектов,   объектов   инфраструктуры    и
сельскохозяйственных угодий.
      С учетом  экономической  целесообразности  общая  потребность  в
строительстве/реконструкции  сооружений  инженерной защиты оценивается
на уровне 25 километров.
      В  рамках   реализации   Программы   предполагается   возведение
сооружений  инженерной  защиты  от подтопления пос. Яшкуль Яшкульского
района Республики Калмыкия, что позволит в значительной степени решить
задачу   защиты   населения   и   объектов  экономики  от  негативного
воздействия вод.
      Задачей, требующей решения,  является  обеспечение  безопасности
гидротехнических  сооружений.  Построенные  тридцать и более лет назад
гидротехнические  сооружения  в  результате   физического   износа   и
ненадлежащей  эксплуатации  находятся  в состоянии, не соответствующем
требованиям норм и правил  безопасности  гидротехнических  сооружений.
Большинство    гидротехнических   сооружений   требуют   осуществления
капитального ремонта или восстановления. Реальную угрозу возникновению
чрезвычайных    ситуаций   вследствие   аварий   на   гидротехнических
сооружениях представляют находящиеся в аварийном  состоянии  комплексы
гидротехнических  сооружений  прудов  и  водохранилищ, в нижних бьефах
которых расположены  жилые  дома,  объекты  социальной,  инженерной  и
транспортной инфраструктур.
      По  данным  Нижне-Волжского  управления  Федеральной  службы  по
экологическому,  технологическому  и атомному надзору на 1 января 2012
года на территории Республики  Калмыкия  расположено  10  потенциально
опасных гидротехнических сооружений водохранилищ, из которых 7 требуют
осуществления  капитального  ремонта,  в  том  числе  3  находятся   в
аварийном состоянии.
      Для решения проблемы приведения  гидротехнических  сооружений  с
неудовлетворительным  и  опасным  уровнем  безопасности  в  безопасное
состояние  в  рамках  Программы  предусмотрен  капитальный  ремонт  34
гидротехнических сооружений:
      Программой   также   предусмотрен   комплекс    (природоохранных
мероприятий),   направленных   на   восстановление   и   экологическую
реабилитацию:
      Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 2.

 

             IV. Ресурсное обеспечение целевой программы              

 

      Расходы республиканского бюджета на осуществление мероприятий  в
сфере  водных ресурсов в 2009 году составили 37,64 млн. рублей, в 2010
году – 29,7 млн. рублей, в 2011 году –  33,63  млн.  рублей  с  учетом
субсидий  на  осуществление  капитального  ремонта  ГТС, находящихся в
собственности региона, и  капитального  строительства  республиканских
объектов в рамках принятых федеральных целевых программ и объектов, не
вошедших  в  такие  программы,  а  также  субвенций  на  осуществление
переданных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений.
      Объемы финансирования Программы  должны  обеспечить  возможность
реализации мероприятий, направленных на достижение ее целей и задач.
      Общий  объем  финансирования  мероприятий  Программы     ценах
соответствующих  лет)  составляет  1301,03 млн. рублей, в том числе за
счет   средств   федерального   бюджета       1227,70    млн. рублей,
республиканского бюджета – 13,41 млн. рублей, местных бюджетов - 59,92
млн. рублей.
      Определение объемов финансирования Программы  осуществлялось  на
основе  проектов-аналогов,  аналитических  исследований  и  экспертных
оценок текущего и прогнозного состояния  водохозяйственного  комплекса
региона.
      Объемы  и  источники  финансирования  Программы    приведены   в
приложении N 3.
                                                                      
          V. Механизм реализации целевой программы, включая           
       механизмы управления целевой программой и взаимодействие       
                      государственных заказчиков                      
                                                                      
      Механизм  реализации  Программы   определяется   государственным
заказчиком  -  Министерством  природных  ресурсов  и охраны окружающей
среды Республики Калмыки.
      Исполнителями   Программы   являются:   Министерство   природных
ресурсов   и  охраны  окружающей  среды  Республики  Калмыкия,  органы
местного    самоуправления    Республики    Калмыкия,     организации,
осуществляющие   программные   мероприятия,  на  конкурсной  основе  в
соответствии с действующим законодательством.
      Исполнителями   Программы   являются:   Министерство   природных
ресурсов   и  охраны  окружающей  среды  Республики  Калмыкия,  органы
местного    самоуправления    Республики    Калмыкия,     организации,
осуществляющие   программные   мероприятия,  на  конкурсной  основе  в
соответствии с действующим законодательством.
      Министерство  природных  ресурсов  и  охраны  окружающей   среды
Республики   Калмыкия   осуществляет   в  пределах  своей  компетенции
координацию  деятельности   исполнителей   Программы,   подготавливает
предложения по уточнению перечня программных мероприятий.
      Мероприятия   Программы   реализуются   посредством   заключения
государственных  или  муниципальных контрактов (договоров) на поставки
товаров, выполнение работ,  оказание  услуг  для  государственных  или
муниципальных   нужд   с   организациями,   являющимися  исполнителями
Программы, определенными в соответствии с Федеральным  законом  от  21
июля  2005 года  N 94-ФЗ  «О  размещении  заказов на поставки товаров,
выполнение работ, сказание услуг для государственных  и  муниципальных
нужд».
      Государственный заказчик Программы:
      несет ответственность за реализацию Программы в целом;
      осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы;
      подготавливает и утверждает положения о  порядке  финансирования
отдельных мероприятий Программы;
      осуществляет ведение отчетности  и  подготовку  доклада  о  ходе
выполнения   программных  мероприятий  и  эффективности  использования
финансовых средств в рамках Программы;
      ежеквартально и ежегодно направляет информацию о ходе реализации
Программы  в  Министерство  экономики и торговли Республики Калмыкия и
Министерство финансов Республики Калмыкия;
      подготавливает ежегодно в установленном порядке  предложения  по
уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год,
уточняет  затраты  по  программным  мероприятиям,  а  также   механизм
реализации Программы;
      организует размещение в электронном виде  информации  о  ходе  и
результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий.
                                                                      
         VI. Ожидаемый результат реализации целевой программы         
                                                                      
      Эффективность Программы будет обеспечена за счет реализации  мер
адресной  поддержки проектов, осуществляемых на региональном уровне, а
также применения  программно-целевого  метода  управления  Программой.
При  этом  важнейшими  показателями эффективности реализации Программы
будут  являться  повышение  защищенности  населения,  проживающего  на
подверженных   негативному  воздействию  вод  территориях  и  снижение
ущербов от опасных гидрологических  явлений.  Реализация  мероприятий,
предусмотренных  Программой, будет способствовать достижению следующих
социально-экономических результатов: повышение защищенности  населения
и  объектов  экономики от наводнений и другого негативного воздействия
вод в результате  реализации  комплексных  мероприятий  по  приведению
аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню,
обеспечения  населенных  пунктов  и  объектов  экономики  сооружениями
инженерной защиты.
      В   результате   выполнения   Программы   в    целях    развития
водохозяйственного комплекса Республики Калмыкия будет обеспечено:
      строительство сооружений инженерной  защиты  и  берегоукрепления
протяженностью около 20,0 км;
      экологическая реабилитация  водных объектов – 3 ед.;
      приведение в безопасное техническое  состояние  гидротехнических
сооружений  с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности – 34
ед.
      предотвращаемый  вероятный   ущерб   от   наводнений   и   иного
негативного воздействия вод оценивается более чем в 4 млрд. руб.

 

 

 

      Приложение N1
      к республиканской целевой программе
      «Развитие водохозяйственного комплекса
      Республики Калмыкия на 2013-2020 годы»,
       утвержденной постановлением
      Правительства Республики Калмыкия
      от 28 сентября 2012 г. N 344

 

                   Целевые индикаторы и показатели                    
        реализации республиканской целевой программы «Развитие        
                     водохозяйственного комплекса                     
                Республики Калмыкия на 2013-2020 годы»                

 

|-----|---------------------|------------|-----------|---------|------|-------|------|------|------|--------|-------|-------|-----------|
|  N  | Целевые показатели  |  Единица   |   2010    |Всего на |      |       |      |  в   | том  | числе  |       |       |           |
| п/п |                     | измерения  | (базовый) |2013-2020|      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |                     |            |           |  годы   |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|-----|---------------------|------------|-----------|---------|------|-------|------|------|------|--------|-------|-------|-----------|
|     |                     |            |           |         | 2013 | 2014  | 2015 | 2016 | 2017 |2018 год| 2019  | 2020  | Удельный  |
|     |                     |            |           |         | год  |  год  | год  | год  | год  |        |  год  |  год  |    вес    |
|-----|---------------------|------------|-----------|---------|------|-------|------|------|------|--------|-------|-------|-----------|
| 1.  |Численность          | тыс. чел.  |    20     |  13,03  |  0   |   0   |  0   |  0   |  0   |   0    |   0   | 13,03 |    0,2    |
|     |населения,           |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |проживающего в       |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |районах возникновения|            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |локальных            |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |вододефицитов,       |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |надежность           |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |обеспечения водными  |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |ресурсами которого   |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |повышена             |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|-----|---------------------|------------|-----------|---------|------|-------|------|------|------|--------|-------|-------|-----------|
| 2.  |Доля населения,      |     %      |   3,46    |увеличени| 5,5  |  8,0  | 10,5 | 13,0 | 15,5 |  18,0  | 19,5  | 21,5  |    0,2    |
|     |проживающего на      |            |           |е на 16% |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |подверженных         |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |негативному          |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |воздействию вод      |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |территориях,         |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |защищенного в        |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |результате проведения|            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |мероприятий по       |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |повышению            |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |защищенности от      |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |негативного          |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |воздействия вод, в   |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |общем количестве     |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |населения,           |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |проживающего на таких|            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |территориях          |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|-----|---------------------|------------|-----------|---------|------|-------|------|------|------|--------|-------|-------|-----------|
| 3.  |Протяженность новых и|     км     |     0     |  25,0   | 0,0  |  0,0  | 4,0  | 4,0  | 4,0  |  4,3   |  4,3  |  4,4  |    0,1    |
|     |реконструированных   |            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |
|     |сооружений инженерной|            |           |         |      |       |      |      |      |        |       |       |           |


Информация по документу
Читайте также