Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2014 № 366
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2014 г. № 366
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1393, от 31.08.2017 № 1064, от 29.03.2019 № 371, от 05.06.2019 № 719, от 31.03.2020 № 381)
Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2017 № 1064) 2. Министерству регионального развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 371, от 05.06.2019 № 719, от 31.03.2020 № 381)
ПАСПОРТ
(Паспорт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 371)
ПАСПОРТ
(Паспорт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 371)
ПАСПОРТ
(Паспорт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 371)
ПАСПОРТ
I. Приоритеты и цели государственной политики в области
1. Концептуальные основы государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации
Приоритеты государственной политики в области социально-экономического развития Арктики и обеспечения российского присутствия в высокоширотных районах Арктики определены: Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № Пр-1969; Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации от 8 февраля 2013 г. № Пр-232; Морской доктриной Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 г. № Пр-1210; Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"; Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 132-р; Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. № 2205-р; Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 371) "Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года", утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 371) стратегиями социально-экономического развития федеральных округов, территории которых входят в состав Арктической зоны Российской Федерации. В состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации", входят: территория Мурманской области; территория Ненецкого автономного округа; территория Чукотского автономного округа; территория Ямало-Ненецкого автономного округа; территории муниципальных образований "Беломорский муниципальный район", "Лоухский муниципальный район" и "Кемский муниципальный район" (Республика Карелия); территория муниципального образования городского округа "Воркута" (Республика Коми); территории Абыйского улуса (района), Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района), Булунского улуса (района), Верхнеколымского улуса (района), Верхоянского района, Жиганского национального эвенкийского района, Момского района, Нижнеколымского района, Оленекского эвенкийского национального района, Среднеколымского улуса (района), Усть-Янского улуса (района) и Эвено-Бытантайского национального улуса (района) (Республика Саха (Якутия); (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 381) территории городского округа города Норильска, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Туруханского района (Красноярский край); территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Мезенский муниципальный район", "Новая Земля", "Город Новодвинск", "Онежский муниципальный район", "Приморский муниципальный район", "Северодвинск" (Архангельская область); земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане" и других актах СССР.
2. Государственные программы Российской Федерации и федеральные целевые программы, реализуемые в Арктической зоне
В составе государственных программ Российской Федерации выделяются следующие государственные программы, часть основных мероприятий которых реализуется в Арктической зоне Российской Федерации и ориентирована на решение ее проблемных вопросов.
Государственная программа Российской Федерации
Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" включает в себя подпрограмму "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды", предусматривающую осуществление наблюдения за состоянием и загрязнением окружающей среды, обеспечение населения, органов власти и хозяйствующих субъектов гидрометеорологической информацией и информацией о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией об опасных природных явлениях и экстремально высоком загрязнении окружающей среды. Проводятся работы по созданию и совершенствованию методов, моделей и технологий гидрометеорологических прогнозов и расчетов, в том числе гидрометеорологических характеристик арктических морей, исследованию климата. Осуществляется проведение комплексных научных исследований в высокоширотных районах Арктики. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 381) В рамках подпрограммы "Приоритетный проект "Чистая страна" предусматривается реализация мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе на островах архипелага Земля Франца-Иосифа (сбор и вывоз бочкотары, рекультивация земель).
Государственная программа Российской Федерации
Государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" включает в себя федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы", предусматривающую формирование системы приоритетов развития научно-технологической сферы, учитывающей конкурентные преимущества в различных областях науки, перспективные задачи социально-экономического развития, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 381)
Государственная программа Российской Федерации
В рамках подпрограммы "Государственная регистрация прав, кадастр и картография" предусмотрено создание национального атласа Арктики.
Государственная программа Российской Федерации
Подпрограмма "Развитие судостроительной науки" призвана обеспечить возможность занятия Российской Федерацией лидирующих позиций по приоритетным направлениям на мировом рынке гражданского судостроения (сложная морская техника), в том числе для эксплуатации в Арктике. В результате принятия мер государственной поддержки будут созданы условия, стимулирующие производство в России изделий гражданской морской техники для внутреннего рынка (в том числе судов и плавсредств принципиально новых для отечественного судостроения типов), включая атомные и дизельные ледоколы нового поколения, суда-газовозы для перевозки сжиженного природного газа и танкеры для перевозки нефти усиленного ледового класса для работы в Арктике и на Дальнем Востоке, плавучие атомные электростанции, приливные электростанции и другие специальные объекты обустройства прибрежных северных территорий, современные рыбодобывающие и рыбообрабатывающие суда для обеспечения лова в традиционных и новых районах промысла, средства обеспечения эффективного функционирования морских судоходных путей (в том числе устойчивой круглогодичной работы Северного морского пути), портов и внутренних водных путей и др.
Государственная программа Российской Федерации
Подпрограмма "Организация рыболовства" направлена на обеспечение приоритетного доступа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к водным биологическим ресурсам и реализацию их законных прав на сохранение самобытного образа жизни.
Государственная программа Российской Федерации
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" предусмотрены приоритетные направления развития транспортной инфраструктуры территории Арктической зоны Российской Федерации: развитие Северного морского пути для завоза грузов, необходимых для жизнеобеспечения населения арктического побережья, комплексное развитие Северного морского пути, включающее меры по навигационно-гидрографическому и аварийно-спасательному обеспечению судоходства на трассах Северного морского пути; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и снижение экологического ущерба; модернизация инфраструктуры морских портов, в том числе Архангельска и Мурманска, включая строительство новых терминалов и установление пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с обеспечением их обустройства с учетом сезонности их функционирования; развитие и использование объектов инфраструктуры двойного назначения, в том числе развитие морских портов Диксон, Тикси, Певек и Провидения; строительство объектов морского порта в районе поселка Сабетта, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе, в целях транспортного обеспечения развития газодобычи на полуострове Ямал; повышение качественных характеристик внутренних водных путей; увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети, а также создание железнодорожного широтного хода "Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево" и железнодорожных подходов к нему; развитие региональных и внутрирегиональных воздушных перевозок, в том числе государственная поддержка авиапредприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Государственная программа Российской Федерации
Мероприятие "Содержание объектов федерального государственного унитарного предприятия атомного флота, связанных с использованием атомной энергии", содержащееся в подпрограмме "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне", предусматривает обеспечение комплексного решения задач, связанных с изучением, освоением и использованием Арктики. Основное мероприятие "Строительство атомных ледоколов", содержащееся в подпрограмме "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне", предусматривает строительство и ввод в эксплуатацию головного и первого серийного универсальных атомных ледоколов проекта 22220.
Государственная программа Российской Федерации
Основное мероприятие "Социальная поддержка работников организаций профессионального образования", содержащееся в подпрограмме "Реализация образовательных программ профессионального образования", и основное мероприятие "Развитие кадрового потенциала системы дошкольного и общего образования", содержащееся в подпрограмме "Содействие развитию дошкольного и общего образования", предусматривают выплату компенсаций педагогическим работникам - жителям Крайнего Севера.
Государственная программа Российской Федерации
Указанная государственная программа предусматривает: обеспечение повседневного функционирования подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации; оснащение подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации современными образцами техники и оборудования в рамках государственного оборонного заказа; развитие инфраструктуры для обеспечения деятельности сил и средств подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации; обеспечение жильем кадрового состава органов управления и организаций системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации. (Подраздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 381)
Государственная программа Российской Федерации
Основное мероприятие "Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области самолетостроения" подпрограммы "Самолетостроение" предусматривает расширение присутствия на рынке гражданского самолетостроения.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Подпрограмма "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" предусматривает наращивание поголовья северных оленей и маралов в регионах их содержания (преимущественно в Арктической зоне Российской Федерации), обеспечивающее народам, населяющим эти регионы, традиционное для них питание, повышение уровня занятости населения и уровня доходов.
Государственная программа Российской Федерации
Основное мероприятие "Обеспечение уровней добычи нефти на месторождениях, находящихся в стадии эксплуатации, и развитие новых центров нефтедобычи" подпрограммы "Развитие нефтяной отрасли" предусматривает стимулирование реализации новых инвестиционных проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти. В рамках государственной программы отмечается, что для достижения стратегической цели региональной энергетической политики необходимо решение задачи по реализации крупных региональных стратегических инициатив государства и бизнеса (энергетическое освоение Восточной Сибири, Дальнего Востока, полуострова Ямал и Арктики).
Государственная программа Российской Федерации
Государственная программа направлена на формирование и развитие территорий опережающего социально-экономического развития и содействие реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, включая территорию Чукотского автономного округа и часть территории Республики Саха (Якутия), входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации.
Государственная программа Российской Федерации
В целях устойчивого обеспечения экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах предполагается повышение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа и Арктики. В рамках решения этой задачи обеспечивается реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий по проведению региональных геолого-геофизических и геолого-съемочных работ, созданию государственной сети опорных геолого-геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин, проведению работ специального геологического назначения, осуществлению гидрогеологической, инженерно-геологической и геоэкологической съемки, получению и обеспечению сохранения геологической информации. В рамках реализации основного мероприятия "Модернизация, проектирование и строительство научно-исследовательских судов и технологического оборудования для работ в Мировом океане, а также в пределах континентального шельфа, Арктики и Антарктики" планируется осуществление модернизации 4 научно-исследовательских судов. Развитие научной и технической базы закрепит конкурентные преимущества Российской Федерации по проведению геолого-разведочных работ в Мировом океане и на континентальном шельфе. Предполагается продолжить геолого-геофизические работы по обоснованию внешних границ континентального шельфа Российской Федерации. В рамках основного мероприятия "Воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородного сырья" предусматривается: оценка нефтегазового ресурсного потенциала и его локализация в слабо изученных отдаленных районах Российской Федерации; подготовка локализованных ресурсов в объеме 50,5 млрд. тонн условного топлива, преимущественно на территории Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия) и шельфе Российской Федерации (в том числе 13,3 млрд. тонн условного топлива на континентальном шельфе Российской Федерации, 9 млрд. тонн условного топлива в Дальневосточном федеральном округе, 4,6 млрд. тонн условного топлива в Арктической зоне Российской Федерации); подготовка разведанных запасов ABC1 в объеме, равном 12,7 млрд. тонн условного топлива, преимущественно на территории Уральского, Сибирского федеральных округов и континентальном шельфе Российской Федерации (в том числе 2,3 млрд. тонн условного топлива на континентальном шельфе Российской Федерации); опережающая подготовка локальных прогнозных и перспективных ресурсов и разведанных запасов в районе трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан".
Федеральные целевые программы, реализуемые в Арктической зоне Российской Федерации
На территориях, относящихся к Арктической зоне Российской Федерации, осуществляется реализация мероприятий в рамках следующих федеральных целевых программ: федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" в рамках государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 381) федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы"; федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"; федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" в рамках государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"; федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 381) абзац; (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 381) федеральная целевая программа "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации 2009 - 2020 годы)" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"; федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы; федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)".
3. Координация государственной политики в Арктической зоне
В соответствии с приоритетами государственной политики в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации и с учетом проблем в ее социально-экономическом развитии целью государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" (далее - Программа) является повышение уровня социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу по усилению координации деятельности органов государственной власти при реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации в следующих сферах: формирование опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение их функционирования в Арктической зоне Российской Федерации; расширение ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, способной в значительной степени обеспечить потребности Российской Федерации в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья; усиление присутствия Российской Федерации в ключевых районах Северного Ледовитого океана и создание устойчивых предпосылок для комплексного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на основе системного взаимодействия государства, коммерческих и некоммерческих организаций и гражданского общества с использованием механизмов государственно-частного партнерства при реализации ключевых инвестиционных проектов, участия государства в устранении инфраструктурных ограничений экономического развития, решении социальных проблем, а также в применении экономических механизмов стимулирования хозяйственной деятельности; развитие производства современных технических средств и технологий для использования на территории Арктической зоны Российской Федерации; создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года; обеспечение благоприятного оперативного режима в Арктической зоне Российской Федерации, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных в этом регионе; сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата; совершенствование подсистем государственного экологического мониторинга Арктической зоны Российской Федерации; реализация государственной информационной политики Российской Федерации в Арктике и формирование единого информационного пространства в Арктической зоне Российской Федерации с учетом природных особенностей; обеспечение высокого уровня фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями, включая разработку средств для решения задач обороны и безопасности, а также для надежного функционирования систем жизнеобеспечения и производственной деятельности в природно-климатических условиях Арктики; обеспечение устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации; обеспечение режима взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества Российской Федерации с приарктическими государствами на основе международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация.
4. Основные принципы и механизмы реализации Программы
Государственная политика в Арктической зоне Российской Федерации основывается на следующих базовых подходах: Российская Федерация осуществляет все права и контроль над территорией Арктической зоны Российской Федерации в полном объеме; Российская Федерация обеспечивает всем гражданам, находящимся на территории Арктической зоны Российской Федерации, все права в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными нормами, включая важнейшее право человека на жизнь, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций. Основными природными возможностями, которые может предоставить Арктическая зона Российской Федерации и которые определяют направления социально-экономического развития этой территории, являются: транспортно-коммуникационные возможности, включая использование Северного морского пути и меридиональных речных коридоров, а также авиационное сообщение; возможности информационной коммуникации; вовлечение в хозяйственный оборот топливно-энергетических ресурсов Арктики, в первую очередь углеводородов, минерально-сырьевых ресурсов, включая черные, цветные, редкие и драгоценные металлы, и биологических ресурсов водной среды и суши. Хозяйственное освоение Арктической зоны Российской Федерации строится на следующих принципах: максимальная ресурсоэффективность (максимальное использование возможностей извлечения топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов); максимальное природосбережение (применение наиболее жестких природоохранных и экологических норм и эффективных природосберегающих технологий); предоставление людям, находящимся на территории Арктики, современных возможностей жизнеобеспечения и удовлетворения их основных социально-бытовых и культурных потребностей; максимальное сохранение и развитие возможности для традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации. Реализация этих принципов требует: проведения широкомасштабных научно-практических и геолого-разведочных работ как для увеличения запасов минерально-сырьевой базы, отработки технологий их извлечения в арктических условиях, так и для создания наиболее комфортных условий жизни и работы человека в Арктической зоне Российской Федерации; широкой международной кооперации для вовлечения в масштабный процесс освоения Арктики наиболее передовых ресурсоэффективных и природоохранных технологий с учетом особенностей каждого отдельного проекта; внедрения передовых российских инновационных технологий. Для реализации принципов государственного суверенитета в Арктической зоне Российской Федерации предполагается усиление системы национальной безопасности, включая размещение сил и средств Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации, а также обустройство государственной границы Российской Федерации и пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации. Для обеспечения защиты граждан, находящихся на территории Арктической зоны Российской Федерации, предполагается размещение на территории Арктической зоны Российской Федерации арктических комплексных аварийно-спасательных центров Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, оснащенных всем необходимым для осуществления деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации. Для обеспечения транспортно-коммуникационных возможностей предполагается широкое использование средств космической связи и космического наблюдения, наземных и морских средств связи, спасания и ликвидации экологических последствий в Арктической зоне Российской Федерации, а также обеспечение опорных баз флота, включая современные порты вдоль побережья. Для осуществления как магистрального, так и местного авиационного сообщения, а также авиационного сообщения вспомогательного назначения необходимо создание системы аэронавигационного сопровождения. Масштабное освоение углеводородных ресурсов шельфа и суши Арктической зоны Российской Федерации предполагает разработку и внедрение современных средств и технологий извлечения ресурсов, обеспечение процессов извлечения дешевыми энергоресурсами, а также обеспечение вовлеченных в этот процесс сотрудников всем необходимым для жизни и работы в экстремальных условиях. В Арктической зоне Российской Федерации необходимо обеспечить наиболее эффективную обработку сырья для последующей транспортировки, включая сжижение углеводородных газов, расширенное проведение геолого-разведочных работ для уточнения запасов и отбора наиболее эффективных для освоения месторождений, а также прикладных научных исследований для правильной оценки современных возможностей освоения тех или иных месторождений. Ключевыми механизмами реализации Программы призваны стать опорные зоны развития Арктической зоны Российской Федерации, представляющие собой комплексные проекты социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, направленные на достижение стратегических интересов и обеспечение национальной безопасности в Арктике, предусматривающие синхронное применение взаимосвязанных действующих инструментов территориального и отраслевого развития, а также механизмов реализации инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Опорные зоны развития Арктической зоны Российской Федерации также являются частью подходов, которые планируется закрепить в стратегии пространственного развития Российской Федерации. Этот документ стратегического планирования определяет приоритеты, цели и задачи комплексного регионального развития Российской Федерации, направлен на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации и снятие инфраструктурных ограничений в социально-экономическом развитии территорий, включает предложения о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и о приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации. Основными целями формирования и функционирования опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации являются: обеспечение реализации национальных интересов России в Арктике (использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы России, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны, использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике, сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества, сбережение уникальных экологических систем); повышение конкурентоспособности и диверсификация экономики региона; комплексное социально-экономическое развитие арктических субъектов Российской Федерации и Арктической зоны Российской Федерации в целом, в том числе улучшение качества жизни населения, проживающего и работающего в Арктической зоне Российской Федерации. Основными задачами формирования и функционирования опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации являются: развитие транзитного потенциала Северного морского пути и наращивание экспорта транспортных услуг на базе круглогодичных морских и речных хабов, интегрированных в международную и общероссийскую транспортную систему, сервисное обеспечение мореплавания по трассам Северного морского пути, поддержание технической боеготовности Северного флота; обеспечение реализации проектов освоения углеводородных месторождений на российском шельфе Арктики; развитие обрабатывающей и добывающей промышленности с учетом наличия развитого промышленного комплекса и транспортно-логистического сообщения с целью обеспечения потребностей России в основных видах минерального сырья (в том числе стратегического) и товарных продуктах с более высокой добавленной стоимостью; внесение вклада в обеспечение продовольственной безопасности страны и импортозамещения путем модернизации рыбодобывающей, рыбоперерабатывающей промышленности и развития аквакультуры; развитие арктического туризма, в том числе рациональное использование туристско-рекреационного потенциала региона, продвижение туристских услуг на внутреннем и международном рынках; модернизация объектов социальной инфраструктуры, обеспечение доступности и повышение качества оказания медицинской помощи населению, устранение вредного влияния факторов среды обитания и формирование и реализация программ здорового образа жизни; развитие техники и технологий для нужд Арктической зоны Российской Федерации; развитие образования, обеспечение подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в системе среднего профессионального и высшего образования для работы в арктических условиях. Учитывая минерально-сырьевые богатства Арктики, приоритетными проектами для большинства опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации, прежде всего в Уральской, Сибирской и Дальневосточной частях Арктической зоны Российской Федерации, станут минерально-сырьевые центры, представляющие собой совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений и перспективных площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения в федеральную или региональную транспортную систему (железнодорожный, трубопроводный и морской транспорт) для доставки потребителям. Это обстоятельство обусловлено тем, что на добычу и переработку полезных ископаемых приходится порядка 50 процентов всех проектов (еще по 7 процентов приходится на геологоразведку и шельфовые проекты), итого почти две трети всех проектов напрямую связаны с разработкой минерально-сырьевой базы Арктической зоны Российской Федерации. Предложенный подход к территориальному развитию может создать условия для освоения перспективных минерально-сырьевых центров, обеспечив их необходимой инфраструктурой и ресурсами (транспорт, энергетика, связь, а также кадры и технологии). При этом формирование и функционирование опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации планируется осуществлять в тесной увязке с развитием транспорта, поскольку комплексные эффекты при реализации проектов будут достигаться за счет взаимного стимулирующего влияния мероприятий по развитию арктической транспортной системы, ориентированной на Северный морской путь, и промышленно-производственных объектов (в первую очередь в области добычи и переработки полезных ископаемых). В свою очередь, создание и развитие производственных объектов обеспечит грузовую базу для загрузки транспортной системы, создание, модернизация и развитие которой будет способствовать снятию инфраструктурных ограничений. Исходя из существующего административно-территориального деления, функционирования транспортных узлов и ресурсной базы, а также перспектив социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, предлагается выделить следующие опорные зоны развития Арктической зоны Российской Федерации: Кольская опорная зона; Архангельская опорная зона; Ненецкая опорная зона; Воркутинская опорная зона; Ямало-Ненецкая опорная зона; Таймыро-Туруханская опорная зона; Северо-Якутская опорная зона; Чукотская опорная зона. Основным показателем итогов формирования опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации является "Количество подготовленных проектов методических и аналитических документов, используемых для принятия управленческих решений в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности". По итогам реализации основного мероприятия "Обеспечение формирования и функционирования опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации" планируется дополнить Программу показателями "Объем инвестиций в основной капитал в рамках субъекта Российской Федерации, на территории которого сформирована опорная зона развития Арктической зоны Российской Федерации", "Обеспеченность территорий, на которых создаются и функционируют опорные зоны развития Арктической зоны Российской Федерации, инфраструктурой, необходимой для их функционирования", "Темп прироста объема товаров и услуг, произведенных на территории субъекта Арктической зоны Российской Федерации, в общем объеме товаров и услуг, произведенных в Арктической зоне Российской Федерации".
5. Общие требования к политике субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации
Цель Программы относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации. Поэтому Программой предусматривается участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в мониторинге реализации основных мероприятий иных государственных программ Российской Федерации, реализуемых на территории Арктической зоны Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Арктической зоны Российской Федерации, играют ключевую роль при решении задач регионального и муниципального уровня. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках своих полномочий будут принимать активное участие в формировании предложений по повышению эффективности, координации и управлению Программой, а также в выработке и обеспечении реализации мер государственного регулирования. Участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы определяется не только их ролью и значением в социально-экономическом развитии Арктической зоны Российской Федерации и России в целом, а также вкладом в реализацию внутренней и внешней политики и их миссией в обеспечении национальной безопасности России в Арктике в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". Таким образом, в сфере реализации Программы приоритетами государственной политики субъектов Российской Федерации, полностью или частично входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, являются: взаимосвязь документов стратегического планирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с документами стратегического планирования развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности; участие в разработке концепции формирования и функционирования опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации; внедрение на региональном уровне всего комплекса действующих мер прямого и косвенного экономического стимулирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, инструментов и механизмов повышения инвестиционной привлекательности регионов и отдельных территорий; развитие инновационной инфраструктуры; регулярная актуализация и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на достижение приоритетных целей и решение ключевых задач государственной политики Российской Федерации в Арктике; поддержка приоритетных региональных инвестиционных проектов, обеспечение реализации значимых международных проектов в субъектах Российской Федерации.
II. Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации
1. Направления участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Программы
Непосредственное участие субъектов Российской Федерации в осуществлении Программы предусмотрено в рамках реализации основных мероприятий подпрограммы 1. Субъекты Российской Федерации в целях обеспечения реализации Программы осуществляют деятельность по следующим направлениям: разработка и реализация региональных программ социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации; обеспечение информационной поддержки хозяйствующих субъектов по вопросам применения существующих мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов и особых режимов ведения хозяйственной и иной деятельности; разработка и осуществление организационных и иных мероприятий, мер и механизмов в интересах региональных участников экономической деятельности; обеспечение участия региональных организаций в работе международных организаций и форумов, посвященных арктической проблематике; обеспечение повышения качества жизни населения Арктической зоны Российской Федерации и сохранение самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации.
2. Участие органов государственной власти субъектов
Мурманская область
Стратегическое планирование в Мурманской области
Основным стратегическим документом Мурманской области является Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года, которая определяет главной (стратегической) целью социально-экономического развития Мурманской области обеспечение высокого качества жизни населения региона. Стратегией предполагается, что к 2025 году Мурманская область станет стратегическим центром Арктической зоны Российской Федерации, финансовым и интеллектуальным регионом-лидером, основным центром сервисного обеспечения морехозяйственной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации. Мурманская область играет определяющую роль в реализации национальных интересов России в Арктике и достижении главных целей государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации в сферах социально-экономического развития, военной безопасности, защиты и охраны государственной границы, науки и технологий, а также международного сотрудничества. Существенно увеличивается инновационная направленность экономики и диверсификация ее структуры. При высоком уровне промышленно-производственной специализации все больший удельный вес приобретает сектор услуг. Мурманск также является крупнейшим незамерзающим российским портом, расположенным в Арктической зоне Российской Федерации, обладающим выходом к океану. Освоение природных ресурсов территории области, океана и прилегающего шельфа северных морей на принципах комплексного подхода, инновационных и экологически совместимых технологий составит основу развития Мурманской области. Научный и технологический компоненты исследований Арктики, поиска и добычи ресурсов на ее территории и в прилегающих акваториях в значительной степени локализуются в Мурманской области, создавая полноценные региональные и отраслевые кластеры, к ядрам и районам локализации которых будут приурочены территории опережающего развития. Основным механизмом стимулирования развития экономического потенциала и формирования благоприятного предпринимательского климата в Мурманской области является Программа.
Формирование и функционирование Кольской опорной зоны
Непосредственное участие Мурманской области предполагается в части совместной работы по формированию концепции Кольской опорной зоны, предусмотренной в рамках реализации основных мероприятий подпрограммы 1. Преимуществами Кольской опорной зоны являются выгодное географическое положение, наличие запасов полезных ископаемых, а также относительно развитые транспортная, энергетическая, промышленная, научная и образовательная инфраструктура. На территории региона существует более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья, где добывается около 30 видов полезных ископаемых. Запасы большинства из них имеют общероссийское, а по апатитонефелиновым, кианитовым рудам, редким металлам мировое значение. На шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей мурманскими морскими геолого-разведочными организациями (открытое акционерное общество "Морская арктическая геолого-разведочная экспедиция", открытое акционерное общество "Арктикморнефтегазразведка", открытое акционерное общество "Севморнефтегеофизика") открыт целый ряд крупнейших морских месторождений углеводородов. В их числе получившие мировую известность Приразломное нефтяное и Штокмановское газоконденсатное месторождения. В г. Мурманске создана база снабжения разрабатываемого сегодня Приразломного нефтяного месторождения, обеспечиваются геолого-разведочные работы на шельфе морей Северного Ледовитого океана. Во многом благодаря удобному географическому положению, уникальным качествам Кольского залива, серьезному кадровому потенциалу крупные нефтегазовые компании рассматривают регион в качестве перспективы для развертывания производственных мощностей по строительству морских платформ, размещения баз снабжения, а также объектов по подготовке и переработке углеводородов. Регион является единственным российским производителем апатитового, нефелинового и бадделеитового концентратов, а также электролитного кобальта высших марок. Область обеспечивает более половины общероссийского производства никеля, 10 процентов железорудного концентрата и 7 процентов рафинированной меди. Регион находится на стыке транснациональных маршрутов и надежно связан морским, железнодорожным, автомобильным транспортом и воздушным сообщением с промышленно развитыми областями России. Свыше 14 процентов общероссийских перевозок грузов морским транспортом приходится на Мурманскую область, где расположены 3 морских порта. Морской порт Мурманск, расположенный в незамерзающей акватории Кольского залива, является базовым портом Северного бассейна по обеспечению перевозок грузов в районы Крайнего Севера и дальнего зарубежья. Морской порт Мурманск является единственным портом в европейской части России со свободным доступом к океанским магистралям, мощность которого составляет 41,2 млн. тонн в год, входит в десятку крупнейших портов России по объемам перевалки грузов и способен принимать суда дедвейтом до 300 тыс. тонн в режиме круглогодичной навигации. Номенклатура грузов, переваливаемых в морском порту Мурманск, включает генеральные, навалочные, наливные грузы, а также грузы в контейнерах, рыбу и рыбопродукцию. На рейде Кольского залива сформирован логистический узел для перевалки нефти с челночных танкеров высоких ледовых классов на конвенциональные танкеры для поставки на мировой рынок. В морском порту Мурманск есть вся необходимая инфраструктура для приема, обслуживания и ремонта судов. Здесь базируются суда российских судоходных (в том числе крупнейшей компании - открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство") и рыболовецких компаний, аварийно-спасательного флота, расположена база уникального атомного ледокольного флота России (федеральное государственное унитарное предприятие "Атомфлот"), которым осуществляются проводки судов по трассам Северного морского пути и в замерзающие порты России. Атомный ледокольный флот России является также одним из важнейших инструментов в обеспечении реализации крупнейших национальных арктических углеводородных проектов. Основу базирующегося в регионе Северного флота, являющегося важной частью сил ядерного сдерживания, составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли, для обслуживания которых созданы 4 судоремонтных завода, которые входят в состав акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация". Судостроительными и судоремонтными предприятиями, конструкторскими бюро и производственными объединениями, расположенными в г. Мурманске, закрытом административно-территориальном образовании Александровск и в г. Северодвинске Архангельской области, обеспечивается практически полный жизненный цикл атомных подводных лодок. Сразу несколько предприятий участвуют в логистической цепочке по доставке грузов на полуостров Ямал, где активно развивается арктический порт Сабетта и осуществляется строительство завода по производству сжиженного природного газа. Щебень из карьеров Мурманской области и железобетонные ростверки, изготавливаемые в г. Мурманске открытым акционерным обществом "Олен Бетон", автомобильным транспортом доставляются на причалы публичного акционерного общества "Мурманский морской торговый порт" и далее судами открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" с ледокольным сопровождением федерального государственного унитарного предприятия "Атомфлот" перевозятся на полуостров Ямал. Два порта - Кандалакша и Витино расположены в южной части Кольского полуострова в акватории Кандалакшского залива. Порт Кандалакша специализируется на перевалке навалочных и генеральных грузов. Порт Витино обладает потенциалом для перевалки нефтепродуктов. Транспортно-пассажирская инфраструктура региона включает железнодорожный транспорт общего пользования с протяженностью железных дорог на территории региона в 870 километров, 3,7 тыс. километров автомобильных дорог, обеспечивающих сообщение между Мурманской областью и центральными регионами России, а также приграничными государствами, 2 аэропорта, осуществляющих наземное обслуживание воздушных судов и пассажиров, обработку багажа, грузов и почты, в г. Мурманске и в г. Апатиты (с пассажирооборотом в 750 тыс. и 38 тыс. человек в год соответственно), а также посадочные площадки местных воздушных линий. Регион располагает природно-ресурсным потенциалом для развития рыбоводства, на его долю приходится 16 процентов общероссийского вылова рыбы. Кроме того, Кольский полуостров имеет протяженную береговую линию. Основу рыбной отрасли Мурманской области составляют ее добывающий флот, который насчитывает более 200 морских промысловых судов, и береговой комплекс, включающий портовые сооружения, береговые рыбоперерабатывающие предприятия. Мурманская область относится к числу наиболее энерговооруженных и энергоизбыточных территорий России. Производимая электроэнергия в полном объеме обеспечивает спрос внутри области, более четверти выработанной электроэнергии поступает в объединенную энергосистему России, а также на экспорт в Финляндию и Норвегию. Регион обладает уникальными возможностями получения электроэнергии из возобновляемых источников, в том числе энергии ветра, приливов и отливов, океанической биомассы. Региональный туристский бренд формируют такие интереснейшие природные, культурные, исторические и индустриальные объекты, как полуостров Рыбачий, Хибинские горы, озеро Могильное с 2 экосистемами (пресной и морской), Ботанический сад-институт - самый большой в мире за полярным кругом, 3 природных заповедника, один из которых расположен на территории 3 государств, умбский каменный лабиринт, собрание канозерских петроглифов под специально возведенным стеклянным куполом, памятники деревянного зодчества XVII века, атомный ледокол "Ленин", рудник "Центральный" на плато Расвумчорр и многие другие. Значительный импульс к развитию получил в последние годы круизный арктический туризм. Уже сегодня г. Мурманск, современный и самый большой город за полярным кругом, включен в маршруты ведущих европейских круизных туристических компаний. Успешная реализация заявленных инвестиционных проектов в рамках создания и развития Кольской опорной зоны во многом зависит от достаточности и уровня квалификации трудовых ресурсов. Перспективная потребность в трудовых ресурсах, обусловленная активизацией хозяйственной деятельности, наиболее велика в строительстве, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, на предприятиях топливно-энергетического комплекса, судоремонта, в здравоохранении и образовании. Значительная часть дополнительной потребности в кадрах будет удовлетворяться за счет выпускников образовательных организаций, расположенных в Мурманской области. Определена ежегодная оптимальная численность выпускников образовательных организаций, обеспечивающих кадровую потребность экономики региона: по высшему образованию - 3000 - 3100 человек; по среднему профессиональному образованию - 4000 - 4600 человек, в том числе по программам подготовки специалистов среднего звена - 1500 - 1900 человек; по профессиям профессионального обучения - 11700 - 21100 человек, в том числе 1400 безработных, прошедших обучение по направлению службы занятости населения. Региональная система среднего профессионального и высшего образования активно меняет структуру реализуемых образовательных программ, приближая их к потребностям экономики. Особая роль отводится системе среднего профессионального образования и профессионального обучения (в 2015 - 2016 учебном году по 105 образовательным программам среднего профессионального образования обучалось 16 тыс. человек). В целях опережающей подготовки квалифицированных кадров для арктических проектов в регионе создан Центр арктических компетенций, способный обеспечить комплексную непрерывную подготовку рабочих кадров на высокотехнологичном оборудовании по заявкам предприятий, работающих или готовых работать в арктических условиях. Основу для Центра арктических компетенций создают многоуровневые профессиональные образовательные организации региона, в структуре которых созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций и ресурсные центры профессионального образования. Координатором деятельности Центра арктических компетенций является государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Мурманский индустриальный колледж". Запланировано создание Центра многоуровневого непрерывного образования "Школа-колледж-промышленная компания" на основании договора между государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Мурманской области "Мурманский индустриальный колледж" и компанией или предприятием, реализующим или планирующим реализацию арктических проектов в Мурманской области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|