Расширенный поиск

Закон Республики Калмыкии от 10.06.2002 № 193-II-З

 



                             З А К О Н

                        Республики Калмыкия

                                  Утратил силу - Закон Республики
                                              Калмыкии
                                     от 29.12.2003 г. N 5-III-З
              Об охране историко-культурного наследия
                        Республики Калмыкия

     Памятники  истории  и  культуры и объекты историко-культурного
наследия   Республики   Калмыкия   представляют   собой  уникальные
свидетельства  исторического  развития  народа  и  служат  основами
духовной,   моральной,   интеллектуальной   и   эстетической  жизни
общества.   Они   являются  неотъемлемым  достоянием  национального
богатства Калмыкии.
     Охрана  памятников истории и культуры на территории республики
находится  в  совместном  ведении Российской Федерации и Республики
Калмыкия   и   является   одной   из   приоритетных  задач  органов
государственной власти Республики Калмыкия.

                             ГЛАВА I.
                          ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
     
     Статья 1. Предмет регулирования
     Настоящий  Закон  регулирует  отношения, возникающие в связи с
охраной  государством  историко-культурного  наследия  в  целях его
сохранения для современников и будущих поколений.

     Статья 2. Правовая     основа     охраны    и    использования
историко-культурного наследия
     Правовую  основу  охраны  и использования историко-культурного
наследия  в  Республике  Калмыкия составляют Конституция Российской
Федерации,  Федеральные  Законы  и  иные  нормативные правовые акты
Российской  Федерации,  Степное  Уложение  (Конституция) Республики
Калмыкия,  настоящий  Закон  и  иные  Законы Республики Калмыкия, а
также  принятые  в  соответствии  с  ними иные нормативные правовые
акты Республики Калмыкия.

     Статья 3. Сфера применения
     Памятники  истории  и  культуры и объекты историко-культурного
наследия  на  территории  Республики Калмыкия находятся под охраной
государства    независимо    от   форм   собственности,   характера
использования, а также степени их сохранности.
     Установленный   настоящим  законом  порядок  учета,  охраны  и
использования  историко-культурного  наследия  применяется  ко всем
памятникам  истории  и  культуры  и  объектам  историко-культурного
наследия,    находящимся   на   территории   Республики   Калмыкия,
независимо   от   форм  собственности,  характера  использования  и
степени их сохранности.

     Статья 4. Основные понятия
     В настоящем законе применяются следующие понятия:
     историко-культурное     наследие     -     это      результаты 
жизнедеятельности  человека, представляющие материальные, духовные,
интеллектуальные,    историко-археологические,   научные   и   иные
культурные   ценности,   включающее  в  себя  памятники  истории  и
культуры и объекты историко-культурного наследия;
     памятники  истории и культуры - движимые и недвижимые объекты,
иное  имущество,  обладающее  общественно-значимой  (универсальной)
ценностью,  зарегистрированные в государственных списках памятников
истории   и   культуры,  вне  зависимости  от  форм  собственности,
управления, использования и степени их сохранности;
     объекты  историко-культурного  наследия - здания, сооружения и
иные  недвижимые  или  движимые  объекты,  обладающие исторической,
научной,   художественной   или   иной   культурной  ценностью,  не
зарегистрированные  в  государственных списках памятников истории и
культуры;
     движимые   памятники   истории   и   культуры  -  произведения
живописи,     скульптуры,     декоративно-прикладного    искусства,
произведения     народного     творчества,    документы,    образцы
книгопечатания,  археологические  находки, в том числе составляющие
архивные,  музейные,  библиотечные  и  иные  фонды, государственные
коллекции,  входящие  в  состав  частных  коллекций,  в  том  числе
находящиеся в недвижимых памятниках истории и культуры;
     недвижимые    памятники   истории   и   культуры   -   объекты
историко-культурного  наследия,  неразрывно  связанные  с  землей и
обладающие     общественно-значимой     универсальной    культурной
(археологической,  исторической,  художественной, архитектурной или
иной)   ценностью,  зарегистрированные  в  государственных  списках
недвижимых  памятников истории и культуры либо в списках выявленных
недвижимых  памятников  истории  и  культуры, вне зависимости от их
форм   собственности,   характера   использования   и   степени  их
сохранности;
     государственный   список   недвижимых   памятников  истории  и
культуры  -  перечень  недвижимых  памятников  истории  и культуры,
находящихся под охраной государства;
     Государственный   список   недвижимых   памятников  истории  и
культуры   федерального   (общероссийского)   значения  -  перечень
недвижимых  памятников  истории  и  культуры федерального значения,
находящихся под охраной государства;
     Государственный   список   недвижимых   памятников  истории  и
культуры    республиканского   значения   -   перечень   недвижимых
памятников  истории и культуры Республики Калмыкия, находящихся под
охраной государства;
     список  выявленных  недвижимых памятников истории и культуры -
перечень   недвижимых   объектов,   обладающих  временным  статусом
памятников  истории  и  культуры  в  течение трех лет, предлагаемый
специально  уполномоченным  республиканским  органом  управления  в
области  охраны  памятников  истории и культуры Республики Калмыкия
для   включения  в  государственный  список  недвижимых  памятников
истории и культуры;
     список  учетных  культурных  ценностей  -  перечень выявленных
недвижимых    объектов   историко-культурного   наследия,   имеющих
историческую,   научную,   художественную   или   иную   культурную
ценность;
     зоны   охраны  недвижимого  памятника  истории  и  культуры  -
земельные  и водные участки, как примыкающие к территории памятника
истории   и   культуры,   так   и  иные  участки,  необходимые  для
обеспечения   его   материальной   и   культурной   сохранности   и
закрепленные в установленном законом порядке;
     земли  историко-культурного назначения - территории недвижимых
памятников  истории  и культуры - фиксированная часть недвижимости,
в   том   числе   земельные  участки,  на  которых  (и  в  которых)
расположены  недвижимые  памятники истории и культуры, включая зоны
их  охраны,  а  также  особо охраняемые территории с установленными
для них режимами использования и зонами охраны;
     открытый  лист - специальное разрешение, выдаваемое Институтом
археологии  Российской  академии  наук  археологу-исследователю  на
право проведения археологических исследований;
     особо   охраняемые   территории  -  территории  музеев-усадеб,
музеев-заповедников,  историко-культурных  заповедников, музеев под
открытым  небом,  национальных  историко-культурных  парков  и иных
государственных  организаций хранения недвижимых памятников истории
и культуры;
     список  исторических  городов и поселений - перечень городов и
поселений,   обладающих  историко-культурной  ценностью  планировки
застройки и получивших статус исторических;
     государственные  организации  хранения  памятников  истории  и
культуры    -    государственные    музеи,    библиотеки,   архивы,
музеи-заповедники   и   иные  учреждения  культуры,  осуществляющие
государственное хранение памятников истории и культуры;
     национальные   историко-культурные   парки  -  государственные
организации  хранения памятников истории и культуры, обеспечивающие
сохранность     крупных     территориальных     историко-культурных
комплексов,   имеющих   особое   значение  с  точки  зрения  науки,
образования, культуры и охраны природы;
     особо        ценные        объекты        историко-культурного   
наследия - историко-культурные и природные комплексы, архитектурные 
ансамбли  и  сооружения,   организации  культуры,  а  также  другие 
объекты, представляющие собой материальные,   интеллектуальные    и
художественные  ценности  эталонного  или  уникального  характера с
точки  зрения  истории,  археологии, культуры, архитектуры, науки и
искусства,  включенные в Государственный свод особо ценных объектов
культурного наследия народов Российской Федерации;
     реставрация  -  весь  комплекс  исследовательских, проектных и
производственных   работ,  производимых  на  памятниках  истории  и
культуры   с  целью  максимального  обеспечения  их  сохранности  и
выявления культурной ценности.
     В  настоящем законе термины "памятники" и "памятники истории и
культуры" используются в одном значении.

     Статья 5. Виды памятников истории и культуры
     К памятникам истории и культуры относятся:
     1. Недвижимые объекты:
     памятники архитектуры и градостроительства;
     единичные  памятники - отдельные постройки, здания, сооружения
фортификационного,    культового,   торгового,   производственного,
научного, учебного назначения;
     ансамбли  -  совокупность  недвижимых  единичных  памятников и
открытых     пространств,     включая    места    музеефицированных
археологических   или   палеонтологических   раскопок,   обладающих
универсальной    ценностью    с    археологической,   исторической,
эстетической или социально-культурной точек зрения;
     исторические поселения, фрагменты исторических планировок;
     архитектурные ансамбли, произведения ландшафтной архитектуры;
     произведения    монументального   искусства   -   скульптурные
памятники,  стелы,  обелиски, произведения монументальной живописи,
комплексы монументально-декоративного искусства;
     достопримечательные  места - территории, имеющие универсальную
ценность  как совместные творения природы и человека с точки зрения
истории, эстетики, этнологии;
     памятники  истории  -  постройки с их исторически сложившимися
территориями,  кладбища,  воинские  захоронения, могилы, ландшафты,
связанные    с    историческими    событиями,   жизнью   выдающихся
исторических личностей, ученых, деятелей искусств;
     памятники  археологии  - объекты жилого назначения, культурные
слои,           древние стоянки,          жилища,          убежища,
архитектурно-археологические объекты;
     подводные историко-культурные ценности;
     объекты фортификационного назначения;
     объекты  религиозного  назначения  - храмы, церкви, монастыри,
культовые  комплексы,  святилища,  места  совершения обрядов и иные
культовые сооружения;
     погребальные  комплексы  -  курганные  и грунтовые могильники,
отдельные погребения, некрополи и другие наземные могильники;
     культовые камни, изваяния, наскальная живопись, эпиграфические 
памятники;
     объекты    хозяйственного   назначения   -   остатки  и  следы 
охотничьих,  скотоводческих,  земледельческих,  промысловых угодий,
добывающих  и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных
сооружений,  гидротехнических  сооружений (пруды, каналы и другие),
транспортных   артерий  и  сооружений  (дороги,  мосты,  стоянки  и
другие), инфраструктура водных и водно-волоковых путей;
     объекты  древнего  водного  транспорта - челны, лодки, остатки
древних   кораблей,   их   снаряжение,  вооружение,  груз,  древние
корабельные (якорные) стоянки.
     2. Движимые объекты:
     археологические  предметы  -  древние предметы, извлеченные из
земли  или  найденные  на  поверхности  земли, в обрывах, осыпях на
берегах  или  на  дне водоемов случайно, в результате хозяйственной
деятельности  или  научных раскопок (орудия труда и оружие, посуда,
домашняя  утварь, произведения эпиграфики, монеты и монетные клады,
печати,  украшения,  детали  одежды,  снаряжения,  останки домашних
животных,  любые  предметы из погребений и погребальных сооружений,
культурного  слоя  древних населенных пунктов, архитектурные детали
и  их  фрагменты,  другие  предметы, имеющие научную или культурную
ценность);
     элементы      исторических      памятников,       подвергшихся 
фрагментированию;
     этнологические материалы;
     исторические  материалы  -  материалы,  связанные  с  историей
естественных  наук  и  техники,  военной и общественной историей, а
также  с  жизнью  народов и национальных руководителей, мыслителей,
ученых, деятелей искусства и важными историческими событиями;
     произведения  живописи и графики - художественные произведения
живописи  и графики на любой основе и из любых материалов полностью
ручной  работы,  а также чертежи и промышленные изделия, украшенные
вручную;
     афиши, фотографии как виды оригинального творчества;
     оригинальные   художественные  подборки  -  монтажи  из  любых
материалов, представляющие художественную ценность, диорамы;
     произведения скульптуры из любых материалов;
     произведения   декоративно-прикладного   искусства   из  любых
материалов  (мебель,  гобелены,  ковры, шитье, костюмы, музыкальные
инструменты);
     манускрипты,    инкунабулы,    кодексы,   книги   и   издания,
представляющие особый интерес;
     предметы,   представляющие   особый  интерес  с  точки  зрения
нумизматики (медали, монеты и другие) или филателии;
     предметы, представляющие интерес с точки зрения быта, ремесла, 
промышленного производства;
     архивные   документы,  включая  рукописи,  документы,   записи 
текстов,  карты  и  другие  картографические материалы, фотографии,
кинофильмы, видео- и звукозаписи, машиночитаемые документы.
     Памятниками  истории и культуры могут являться также и другие,
не  поименованные  в  данном  перечне объекты и комплексы объектов,
или их фрагменты, имеющие особую историческую ценность.

     Статья 6. Понятие  государственной охраны историко-культурного
наследия Республики Калмыкия
     Государственная охрана историко-культурного наследия - система  
правовых,  организационных, финансовых, информационных и иных  мер,  
направленных на выявление, учет, изучение, сохранение, реставрацию,   
популяризацию  и  обеспечение  режима   использования  памятников и 
объектов историко-культурного наследия.

                             ГЛАВА II.
            ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
           И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
     
     Статья 7. Государственное   управление    и    государственный 
контроль  в  области  охраны  и  использования историко-культурного
наследия
     Государственное  управление  в  области охраны и использования
историко-культурного  наследия в Республике Калмыкия осуществляется
Правительством   Республики   Калмыкия,  специально  уполномоченным
республиканским органом охраны памятников истории и культуры, иными  
уполномоченными органами государственной власти Республики Калмыкия 
в пределах их компетенции.
     Задачей    государственного    контроля    над     состоянием, 
использованием,   охраной,  защитой  историко-культурного  наследия
является  обеспечение  соблюдения  всеми  гражданами и юридическими
лицами  установленного порядка сохранения, использования, защиты от
уничтожения   и   воссоздания   утраченных  памятников  и  объектов
историко-культурного наследия.
     Государственный   контроль   над  состоянием,  использованием,
охраной,   защитой   историко-культурного  наследия  осуществляется
уполномоченными органами исполнительной власти Республики Калмыкия.

     Статья 8. Полномочия   Правительства   Республики Калмыкия   в 
области охраны и использования историко-культурного наследия
     В компетенцию Правительства Республики Калмыкия входят:
     государственное  управление   и   государственный  контроль  в 
области охраны и использования историко-культурного наследия;
     принятие  нормативных актов по вопросам охраны и использования
историко-культурного наследия Республики Калмыкия;
     владение,  пользование  и распоряжение памятниками и объектами
историко-культурного   наследия,   находящимися  в  государственной
собственности  Республики  Калмыкия,  в  пределах,  предусмотренных
настоящим законом;
     участие  в   осуществлении   прав   владения   и   пользования 
памятниками  и объектами историко-культурного наследия федерального
значения, находящимися на территории Республики Калмыкия;
     осуществление     государственной     политики,     реализация
государственных   программ   в   области   охраны  и  использования
историко-культурного наследия;
     внесение  предложений  о  включении объектов в Государственный
список   недвижимых  памятников  истории  и  культуры  федерального
значения,  Государственный  свод  особо ценных объектов культурного
наследия народов Российской Федерации;
     утверждение   Государственного  списка  недвижимых  памятников
истории и культуры республиканского значения;
     определение  статуса территорий, объектов историко-культурного
наследия республиканского и местного значения;
     утверждение  проектов,  режимов содержания и границ зон охраны
памятников истории и культуры;
     принятие   решений   о  предоставлении  памятников  истории  и
культуры,  находящихся  в  государственной собственности Республики
Калмыкия,  в  аренду,  безвозмездное  пользование или краткосрочное
пользование в соответствии с настоящим законом;
     прекращение  работ,  представляющих  опасность для состояния и
сохранения памятников и объектов историко-культурного наследия;
     развитие реставрационного комплекса;
     организация  проведения  мероприятий  по  охране  памятников и
объектов историко-культурного наследия;
     попечительство  над  культурными  и  историческими  ценностями
Республики   Калмыкия,  расположенными  вне  территории  Республики
Калмыкия,     в     соответствии    с    межправительственными    и
межгосударственными договорами и соглашениями;
     осуществление  иных  полномочий  в  соответствии с действующим
законодательством.

     Статья 9. Полномочия         специально        уполномоченного 
республиканского   органа   в   области   охраны   и  использования
историко-культурного наследия
     Специально  уполномоченным  республиканским  органом в области
сохранения,     контроля,     использования     и     популяризации
историко-культурного  наследия  на  территории  Республики Калмыкия
является  Министерство  культуры,  национальной политики и по делам
религии  Республики  Калмыкия (далее - республиканский орган охраны
памятников истории и культуры).
     В   компетенцию   республиканского  органа  охраны  памятников 
истории и культуры входят:
     обеспечение  рационального,  использования,  охраны,  защиты и
публичной  доступности  памятников  и объектов историко-культурного
наследия;
     внесение  предложений  в  Правительство Республики Калмыкия об
использовании   культурных   и   исторических   ценностей,   земель
историко-культурного назначения;
     разработка   и   утверждение  рекомендаций  в  области  охраны
историко-культурного наследия;
     установление  режима  содержания  и  использования  памятников
истории и культуры;
     осуществление   контроля   над   соблюдением   правил  охраны,
реставрации   и  использования  памятников  истории  и  культуры  в
пределах своей компетенции;
     изучение  состояния памятников и объектов историко-культурного
наследия,  независимо  от  того,  в  чьей  собственности или в чьем
пользовании  они находятся, составление актов и протоколов проверки
сохранности памятников и объектов историко-культурного наследия;
     привлечение  к административной ответственности, установленной
настоящим законом;
     выдача   предписаний   по   устранению   выявленных  нарушений
законодательства  об  охране  и  использовании историко-культурного
наследия;
     выдача  разрешений  на  производство научно-исследовательских,
реставрационных,    аварийно-спасательных   и   других   работ   на
памятниках,  включенных  в  список выявленных недвижимых памятников
истории  и  культуры и Государственный список недвижимых памятников
истории   и   культуры  республиканского  значения  и  на  объектах
историко-культурного наследия;
     регистрация  разрешений  (открытых  листов)  на  осуществление
археологических изысканий;
     рассмотрение  и  согласование  проектов планировки, застройки,
реконструкции   городов   и   других  населенных  пунктов,  имеющих
памятники  истории,  археологии,  градостроительства,  архитектуры,
монументального искусства;
     приостановка  реализации  проектов,  не соответствующих нормам
законодательства  об  охране  и  использовании историко-культурного
наследия;
     приостановление  работ  по исследованию, консервации, ремонту,
реставрации,  реконструкции  памятников  истории  и культуры и иных
работ,  ведущихся  на  памятниках  и в пределах историко-культурных
заповедников,   зон   охраны   памятников   и   историко-культурных
заповедных  территорий,  если  эти работы осуществляются самовольно
или  с  отступлением  от  утвержденных  и  согласованных  проектов,
методов научной реставрации, технических условий и иных правил;
     временное  прекращение строительных, мелиоративных, дорожных и
других  работ,  в  случае  возникновения в процессе проведения этих
работ  угрозы  повреждения  или  разрушения  памятников  и объектов
историко-культурного  наследия,  либо  в случае нарушения правил их
охраны;
     приобретение  и  отчуждение  памятников  истории и культуры по
поручению    Правительства    Республики    Калмыкия   в   порядке,
установленном действующим законодательством;
     организация   работы  по  выявлению  и  учету  исторических  и
культурных  ценностей  и  составление  списка выявленных недвижимых
памятников   истории   и  культуры,  формирование  Государственного
списка  недвижимых  памятников  истории и культуры республиканского
значения;
     выполнение   функций   заказчика  при  реставрации  культурных
исторических ценностей;
     проведение государственной историко-культурной экспертизы;
     рассмотрение  и  согласование проектно-сметной документации на
все  виды  работ,  связанных  с  реконструкцией  и благоустройством
земель  историко-культурного  назначения  и реставрацией памятников
истории и культуры;
     осуществление информационной и просветительско-образовательной  
деятельности в области охраны и использования  историко-культурного 
наследия Республики Калмыкия;
     участие  в  деятельности международных организаций по вопросам
сохранения и использования исторических и культурных ценностей;
     определение   ущерба,   причиненного   памятникам  и  объектам
историко-культурного   наследия   противоправными   действиями  или
бездействием   собственников,  пользователей,  иных  юридических  и
физических  лиц,  либо возникшего вследствие стихийного бедствия, и
принятие   необходимых   мер  для  установления  виновного  лица  и
взыскания  с  него  материального  ущерба  в порядке, установленном
действующим законодательством;
     обращение  в  соответствующие  органы для привлечения виновных
лиц  к уголовной, административной, материальной ответственности по
фактам   нарушения   законодательства  об  охране  и  использовании
историко-культурного  наследия в порядке, установленном действующим
законодательством.
     При   республиканском   органе  охраны  памятников  истории  и
культуры  создается Научно-методический совет из числа специалистов
в области охраны, сохранения, использования, реставрации памятников  
истории   и   культуры. Положение   о   Научно-методическом  совете   
утверждается республиканским  органом  охраны  памятников истории и 
культуры.

     Статья 10. Полномочия  Комитета  по  делам  архивов Республики
Калмыкия  в  области  охраны  и  использования историко-культурного
наследия
     Комитет по делам архивов  Республики Калмыкия в пределах своей
компетенции   осуществляет  государственное  управление  в  области
охраны   и   использования  документальных  памятников  и  объектов
историко-культурного наследия.

     Статья 11. Полномочия   органов   местного   самоуправления  в
области охраны и использования историко-культурного наследия
     В компетенцию органов местного самоуправления входят:
     сохранение   памятников   и   объектов    историко-культурного 
наследия, находящихся в муниципальной собственности;
     контроль  за состоянием, содержанием памятников, расположенных
на территории соответствующего муниципального образования;
     выявление  объектов  историко-культурного  наследия,  внесение
предложений   о   постановке    их    под   охрану   государства  в 
республиканский орган охраны памятников истории и культуры;
     регистрация   и   контроль   за  проведением  археологических,
поисковых,   научно-исследовательских   и   других   изысканий   на
территории соответствующего муниципального образования;
     контроль  за  соблюдением  законодательства в области охраны и
использования историко-культурного наследия.

     Статья 12. Участие   общественных   объединений  и  граждан  в
осуществлении  мероприятий  по  охране  и  использованию памятников
истории и культуры
     Калмыцкое  региональное  отделение Общероссийской общественной
организации  Всероссийского  общества  охраны  памятников истории и
культуры    и    другие    общественные    объединения    и   лица,
заинтересованные  в  постоянном участии в проведении мероприятий по
популяризации  дела  охраны  и  использования  памятников истории и
культуры,   либо  в  оказании  содействия  республиканскому  органу
охраны   памятников   истории   и   культуры,   осуществляют   свою
деятельность   по   согласованию  с  данным  органом,  способствуют
привлечению    широких    слоев    населения    к    активному    и
непосредственному  участию  в  деле  охраны  памятников  истории  и
культуры,  осуществляют  пропаганду памятников истории и культуры и
законодательства  по их охране и использованию, активно содействуют
работе  республиканского  органа   охраны   памятников   истории  и 
культуры.

                            ГЛАВА III.
            ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ И ОБЪЕКТОВ
                   ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

     Статья 13. Организация  государственного  учета  памятников  и
объектов историко-культурного наследия
     Государственному   учету  подлежат  все  памятники  истории  и
культуры,    находящиеся   на   территории   Республики   Калмыкия,
независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они  
находятся. Государственный учет памятников  истории  и  культуры на  
территории   Республики  Калмыкия   осуществляется  республиканским
органом  охраны  памятников  истории  и  культуры  в соответствии с
действующим  законодательством  в  области  охраны  и использования
историко-культурного  наследия  и включает выявление и обследование
памятников  и  объектов  историко-культурного наследия, определение
их   исторической,  научной,  художественной  или  иной  культурной
ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов.
     Государственный  учет  памятников, входящих в состав архивных,
музейных,  библиотечных  и  иных  фондов,  производится  в порядке,
определяемом  законодательством  Российской  Федерации об архивных,
музейных, библиотечных и иных фондах.
     Государственный  учет недвижимых памятников истории и культуры
и   недвижимых   объектов  историко-культурного  наследия  является
основой  системы  их  государственной  охраны  и  осуществляется на
основании     списков     недвижимых    памятников    и    объектов
историко-культурного   наследия.  Списки  недвижимых  памятников  и
объектов историко-культурного наследия подразделяются на:
     список учетных культурных ценностей,
     список выявленных недвижимых памятников истории и культуры,
     государственные   списки   недвижимых   памятников   истории и 
культуры.

     Статья 14. Порядок выявления, обследования недвижимых объектов 
историко-культурного наследия
     Выявление,  обследование,  фото-фиксацию  недвижимых  объектов
историко-культурного   наследия   (культурных  ценностей)  проводит
республиканский   орган   охраны   памятников  истории  и  культуры
совместно  с  привлекаемыми  им  специализированными организациями,
творческими коллективами и специалистами.
     Недвижимые  объекты  историко-культурного наследия ставятся на
учет  республиканским  органом охраны памятников истории и культуры
и вносятся в список учетных культурных ценностей.
     Недвижимые  объекты,  внесенные  в  списки  учетных культурных
ценностей, находятся под наблюдением республиканского органа охраны   
памятников истории и культуры. До решения вопроса о принятии их  на  
государственный учет как памятника истории и культуры они  подлежат  
охране   в   соответствии   с   требованиями   настоящего   закона, 
установленными для памятников истории и культуры.
     Органы  государственной  власти  Республики  Калмыкия и органы
местного  самоуправления  обязаны  обеспечивать условия выявления и
обследования объектов историко-культурного наследия.

     Статья 15. Список  выявленных  недвижимых памятников истории и
культуры
     В  список  выявленных недвижимых памятников истории и культуры
включаются   объекты   из   списка  учетных  культурных  ценностей,
отнесенные   по   результатам  экспертизы  к  объектам,  обладающим
общественно-значимой культурной ценностью.
     Экспертиза    выявленных   культурных   ценностей   проводится
республиканским  органом  охраны  памятников  истории  и культуры с
участием  высококвалифицированных  специалистов  в  соответствующей
области истории, культуры и архивного дела.
     Статус    недвижимого    памятника    истории    и    культуры
распространяется  на объект в течение трех лет, с момента включения
его  в  список  выявленных недвижимых памятников истории и культуры
до  принятия  решения  об  отнесении объекта к памятникам истории и
культуры федерального либо республиканского значения. В этот период    
на    выявленный  памятник, в том числе объект  градостроительства,      
распространяются   все   положения   законодательства,   касающиеся   
государственного   учета,   охраны,   реставрации,   сохранения   и 
использования  принятых   на   государственную   охрану  недвижимых 
памятников истории и культуры на территории Республики Калмыкия.
     Список  выявленных  недвижимых  памятников  истории и культуры
утверждается  республиканским  органом  охраны памятников истории и
культуры  по видам памятников и по административно-территориальному
принципу.  Объектам,  включенным  в  список  выявленных  недвижимых
памятников  истории  и  культуры,  присваивается  порядковый номер.
Республиканский  орган  охраны памятников истории и культуры обязан
направить  список   выявленных  недвижимых   памятников  истории  и 
культуры  в исполнительные органы местного самоуправления городов и
районов   Республики   Калмыкия   и   в  течение  месяца  известить
собственников       (пользователей)       недвижимых       объектов
историко-культурного  наследия  о  включении их в список выявленных
недвижимых памятников истории и культуры.
     Если  выявленный  памятник  не будет принят на государственную
охрану   в   качестве   памятника  истории  и  культуры,  он  вновь
включается  республиканским  органом  охраны  памятников  истории и
культуры в список учетных культурных ценностей.

     Статья 16. Государственные    списки   недвижимых   памятников 
истории и культуры
     Государственные   списки   недвижимых   памятников  истории  и
культуры  включают  в  себя  объекты историко-культурного наследия,
отнесенные   федеральными   органами   исполнительной   власти  или
Правительством  Республики Калмыкия к охраняемым памятникам истории
и культуры.
     Государственные  списки   недвижимых   памятников   истории  и 
культуры подразделяются на:
     Государственный   список   недвижимых   памятников  истории  и
культуры  федерального  (общероссийского)  значения  (далее  список
памятников истории и культуры федерального значения);
     Государственный   список   недвижимых   памятников  истории  и
культуры   республиканского   значения   (далее  список  памятников
истории и культуры республиканского значения).
     Недвижимые  объекты  историко-культурного наследия принимаются
на  государственную  охрану  как  памятники  истории  и культуры не
ранее  чем  через  25 лет  после  их  создания или связанных с ними
исторических   событий,   за   исключением  мемориальных  объектов.
Недвижимые   единичные   памятники   истории  и  культуры  подлежат
постановке на государственную охрану в пределах их зон охраны.
     Проект  списка  памятников истории и культуры республиканского
значения  формируется  республиканским  органом  охраны  памятников
истории  и  культуры  на  основании  списка  выявленных  недвижимых
памятников истории и культуры.
     Объекты,  включенные  в  список  памятников истории и культуры
республиканского  значения,  по  представлению  (или  согласованию)
республиканского  органа охраны памятников истории и культуры могут
быть  представлены соответствующим федеральным органам для принятия
их  на  государственную  охрану  в  качестве  памятников  истории и
культуры  федерального  значения  для  внесения в список памятников
истории и культуры федерального значения.

     Статья 17. Порядок   ведения   учета   недвижимых   памятников
истории и культуры, принятых на государственную охрану
     Список   памятников   истории   и   культуры  республиканского
значения  формируется  республиканским  органом  охраны  памятников
истории   и   культуры   по  категориям  охраны  памятников,  видам
памятников,  административно-территориальному  принципу.  Объектам,
включенным  в список памятников истории и культуры республиканского
значения,  присваивается охранный номер в общей последовательности.
Четко   локализуемые   ансамбли   памятников   истории  и  культуры
включаются  в список памятников истории и культуры республиканского
значения   под   одним   номером   и  обладают  статусом  единичных
памятников   истории   и  культуры.  Список  памятников  истории  и
культуры    республиканского   значения   подлежит   публикации   в
периодической печати и специальных изданиях.
     Республиканский  орган  охраны  памятников  истории и культуры
организует       историко-архитектурные,       историко-культурные,
историко-художественные,     инженерно-геологические    и    другие
исследования  памятников,  а  также составляет учетную документацию
по установленным образцам.

     Статья 18. Снятие    с   государственной   охраны   недвижимых
памятников истории и культуры
     Недвижимые   памятники  истории  и  культуры  республиканского
значения  снимаются  с  государственной  охраны  в случае их полной
физической  утраты  решением  Правительства  Республики Калмыкия по
представлению  республиканского  органа охраны памятников истории и
культуры  на  основании заключения историко-культурной экспертизы и
рекомендаций Научно-методического совета.
     Памятники   истории   и  культуры,  снятые  с  государственной
охраны,   исключаются  из  списка  памятников  истории  и  культуры
республиканского значения.

     Статья 19. Государственная историко-культурная экспертиза
     Государственная   историко-культурная   экспертиза  проводится
республиканским  органом  охраны  памятников  истории  и культуры в
целях  установления  исторической, научной, художественной или иной
культурной    ценности   объекта   историко-культурного   наследия,
обоснования  изменения категории памятника, обоснования возможности
приватизации,  установления  соответствия предлагаемых проектов зон
охраны  памятников  и  градостроительной  документации,  намечаемой
хозяйственной  или  иной  деятельности требованиям законодательства
об охране и использовании историко-культурного наследия.

                             ГЛАВА IV.
       ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

     Статья 20. Государственное   хранение   памятников  истории  и
культуры
     Государственное   хранение   движимых   памятников  истории  и
культуры  производится  музеями,  архивами,  библиотеками и другими
государственными   организациями   хранения  памятников  истории  и
культуры,   осуществляющими  свою  деятельность  в  соответствии  с
законодательством  Российской  Федерации  и  Республики  Калмыкия о
музейном, архивном, библиотечном деле и настоящим законом.
     Памятники  истории  и культуры в целях обеспечения сохранности
и  оптимального  использования  могут передаваться собственникам на
государственное хранение.
     Недвижимые  памятники  истории  и  культуры  могут объявляться
музеями,     историко-культурными     заповедниками    или    иными
организациями   хранения   в   порядке,  установленном  законами  и
нормативными актами Российской Федерации и Республики Калмыкия.

     Статья 21. Мониторинг  состояния  охраны  памятников истории и
культуры
     Республиканский  орган  охраны  памятников  истории и культуры
обязан  проводить  один  раз  в  пять  лет  обследование  состояния
памятников  истории  и  культуры,  включенных  в  списки памятников
истории  и  культуры  федерального  и  республиканского значения, с
целью     разработки     текущих     и    перспективных    программ
ремонтно-реставрационных работ.

     Статья 22. Сохранение памятников истории и культуры
     Сохранение памятников истории и культуры в Республике Калмыкия   
включает  в  себя следующие  виды  работ: консервацию, реставрацию,    
приспособление для современного  использования  объектов  истории и 
культуры, ремонтные работы.

     Статья 23. Порядок проведения реставрационных работ
     Реставрационные  работы выполняются с разрешения, по заданию и
под  контролем  республиканского органа охраны памятников истории и
культуры,  в  соответствии  с реставрационными нормами и правилами,
утвержденными  законодательством Российской Федерации. Строительные
нормы  и  правила  применяются  в  реставрационных работах только в
случаях,  не противоречащих интересам сохранения памятников истории
и культуры.
     Разрешения  на  работы  по  реставрации  недвижимых памятников
истории    и    культуры    республиканского    значения   выдаются
республиканским органом охраны памятников истории и культуры.
     Выполненные       реставрационные      работы      принимаются
республиканским органом охраны памятников истории и культуры.
     Исполнитель  реставрационных  работ  несет  ответственность за
сохранность     памятника     в    соответствии    с    действующим
законодательством и договором на реставрационные работы.

     Статья 24. Лицензирование  реставрационных работ на памятниках
истории и культуры
     Все   виды  реставрационных  работ  на  памятниках  истории  и
культуры   производятся   юридическими   и  физическими  лицами  на
основании лицензии.

     Статья 25. Зоны охраны памятников истории и культуры
     В  целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории
и  культуры  на  примыкающих  к ним землях устанавливаются охранные
зоны,  зоны  регулирования  застройки и зоны охраняемого природного
ландшафта (далее - зоны охраны).
     Границы  и  режим  зон  охраны  памятников  истории и культуры
республиканского  значения  утверждаются  Правительством Республики
Калмыкия по представлению республиканского органа охраны памятников 
истории и культуры.

     Статья 26. Государственная   охрана   исторических  городов  и
поселений
     Статус   исторического   города  и  поселения  предоставляется
территориям      и      поселениям,     обладающим     значительной
историко-культурной  ценностью  планировки  и  застройки в пределах
административных  границ  этих  территорий, и закрепляется в уставе
муниципального образования.
     Под  государственной  охраной исторических городов и поселений
понимается  комплекс  мер,  обеспечивающих  их  защиту,  физическую
сохранность      памятников      истории      и      культуры     и
историко-градостроительной    среды,    реставрацию,   регенерацию,
непрерывность  развития  и  не искажающее их облик приспособление к
современной жизни, включая новое строительство.
     В  исторических  городах  и  поселениях  охране  подлежат  все
градоформирующие  и  художественные объекты; планировка, застройка,
композиция,  природный и культурный ландшафт, археологический слой,
соотношение    между    различными    городскими    пространствами,
объемно-пространственная  структура,  фрагментарное и руинированное
градостроительное  наследие,  форма  и  вид  зданий  и  сооружений,
соотношение с природным и созданным человеком окружением.
     Все    виды    реконструктивных    мероприятий   в   структуре
исторического  города  или поселения регулируются законодательством
Российской  Федерации,  настоящим законом, а также законодательными
актами в сфере охраны градостроительного наследия.

                             ГЛАВА V.
            СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
        ПАМЯТНИКОВ И ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

     Статья 27. Обеспечение   сохранности   памятников  и  объектов
историко-культурного    наследия   при   проведении   строительных,
мелиоративных, дорожных, инженерных и других работ
     Строительные,  мелиоративные,  дорожные,  инженерные  и другие
работы,  создающие  угрозу  для существования памятников и объектов
историко-культурного  наследия, производятся только по согласованию
с республиканским органом охраны памятников истории и культуры.
     Проекты   строительных,   мелиоративных,   землеустроительных,
хозяйственных  и  иных  работ должны предусматривать мероприятия по
выявлению  объектов  историко-культурного  наследия  на территории,
подлежащей  застройке или хозяйственному использованию, обеспечению
их    сохранности   и   могут   быть   реализованы   только   после
положительного   заключения   государственной   историко-культурной
экспертизы  и  согласования   с   республиканским   органом  охраны 
памятников истории и культуры.
     Мероприятия  по  обеспечению сохранности памятников и объектов
историко-культурного   наследия   при   производстве  строительных,
мелиоративных,  дорожных,  связанных  с  разработкой  недр и других 
работ  финансируются  заказчиками и координируются  республиканским
органом    охраны    памятников    истории   и   культуры   и   его
территориальными   органами   с   привлечением  специализированных,
научных и научно-реставрационных организаций.

     Статья 28. Приостановление    строительных   и   иных   работ,
представляющих     опасность     для    памятников    и    объектов
историко-культурного наследия
     Строительные,        мелиоративные,        землеустроительные,
ремонтно-реставрационные,  хозяйственные  и  иные  работы,  а также
связанные с разработкой недр, должны быть немедленно приостановлены 
производителем работ:
     в случае возникновения в процессе работ угрозы для сохранности 
памятника и объекта историко-культурного наследия;
     в   случае   обнаружения   при   производстве   работ  объекта
историко-культурного наследия.
     Производитель  работ  обязан  проинформировать республиканский
орган  охраны памятников истории  и  культуры о выявленном объекте. 
В случае     угрозы     сохранности     памятников    и    объектов
историко-культурного   наследия    республиканский   орган   охраны 
памятников  истории  и  культуры  составляет предписание, в котором
оговариваются  условие дополнительного археологического мониторинга
местности,  права  и обязанности производителя работ по отношению к
памятнику    или    объекту    историко-культурного    наследия   и
ответственность за неисполнение предписания.
     Приостановленные   в   указанных  случаях  работы  могут  быть
возобновлены  по  письменному  разрешению  республиканского  органа
охраны  памятников  истории  и культуры в пределах его компетенции,
после  устранения  возникшей  опасности  или  допущенного нарушения
установленных  правил  охраны и использования памятников и объектов
историко-культурного наследия.
     Все  виды  земляных,  строительных,  мелиоративных,  дорожных,
инженерных    и    других    работ   на   памятниках   и   объектах
историко-культурного    наследия    могут    производиться    после
определения,  разработки  и  осуществления  мероприятий  по  охране
памятников и объектов историко-культурного наследия.

     Статья 29. Запрещение сноса, перемещения, изменения памятников 
истории и культуры
     Снос, перемещение, изменение  недвижимых  памятников истории и
культуры республиканского значения запрещается, исключение из этого  
правила   допускается   в   каждом   отдельном  случае  по  решению 
Правительства   Республики   Калмыкия   в   порядке,  установленном
законодательством Российской Федерации.
     В  случае получения разрешения на снос, перемещение, изменение
памятника   истории   и   культуры   республиканский  орган  охраны 
памятников  истории  и  культуры  обязан организовать до его сноса,
перемещения  или  изменения  работы  по  научному изучению и полной
фиксации памятника.
     Расходы,   связанные   с   осуществлением   указанных   работ,
производятся  за  счет  юридических  или физических лиц, получивших
разрешение  на  снос  перемещение или изменение памятника истории и
культуры.
     В  случае  получения  разрешения  на перемещение или изменение
памятника  истории и культуры производится страхование памятника за
счет   лиц,   получивших   соответствующее   разрешение   на  срок,
согласованный  с  республиканским органом охраны памятников истории
и культуры.

     Статья 30. Ограничение  движения  транспортных средств в зонах
охраны и вблизи памятников истории и культуры
     Правительство    Республики    Калмыкия,    органы    местного
самоуправления    вправе    ограничить   или   запретить   движение
транспортных  средств,  самоходных  машин  и механизмов по дорогам,
прилегающим  к  памятникам истории и культуры или прилегающим по их
территориям     зонам    охраны,    а    также    по    территориям
музеев-заповедников,    историко-культурных   заповедников,    если
создается угроза для их существования.

     Статья 31. Раскопки    и   разведки   памятников   археологии,
обследование зданий и строений
     Археологические    (наземные    и    подводные)   исследования
(раскопки,  шурфы,  разведки),  в   том   числе   сборы  подъемного 
материала,      проводятся      на      основании      специального  
разрешения - открытого листа, выдаваемого в порядке,  установленном
законодательством Российской Федерации.
     Обследование недвижимых объектов историко-культурного наследия  
с целью выявления элементов  архитектурно-художественного убранства  
и  проведение  аварийно-спасательных работ на памятниках и объектах  
историко-культурного   наследия   может   производиться  только  по  
специальным разрешениям, выдаваемым  республиканским органом охраны  
памятников   истории   и   культуры,   с   согласия  владельца  или 
пользователя памятника.
     Поиск  и  сбор древних предметов на территории археологических
объектов  и  вне  их  границ  без  открытого листа или специального
разрешения  республиканского  органа  охраны  памятников  истории и
культуры, запрещается.

     Статья 32. Охрана археологических предметов и коллекций
     Археологические     объекты,     выявленные    в    результате
археологических   разведок  и  раскопок,  являются  государственной
собственностью   в  соответствии  с  гражданским  законодательством
Российской  Федерации  независимо от условий, места находки и формы
собственности на землю, в которой они найдены.
     После   камеральной    обработки    археологические   предметы 
передаются  на  постоянное  хранение  в государственные организации
хранения   памятников    истории   и   культуры - музеи  Республики
Калмыкия.
     Юридические и физические лица, осуществляющие в  установленном
порядке     исследования     археологических    предметов,    несут
ответственность  за  их  сохранность  до  передачи их на постоянное
хранение  в государственные организации хранения памятников истории
и культуры.
     Предметы,  найденные в процессе раскопок, проводимых музеями и
археологическими    экспедициями    других    регионов   Российской
Федерации,   по   согласованию  с  республиканским  органом  охраны
памятников истории и культуры могут быть переданы им по договору.
     Предприятия,  организации,  учреждения, граждане, обнаружившие
археологические  предметы,  обязаны  прекратить  работы, немедленно
поставить  в  известность  республиканский  орган охраны памятников
истории  и  культуры,  который  обязан незамедлительно организовать
экспертизу   и  оценку  обнаруженных  культурных  ценностей.  Особо
ценные   предметы   передаются   республиканскому   органу   охраны
памятников истории и культуры.
     Если   установлено,   что   предмет   найден   на   территории
археологического  памятника  либо  получен в результате самовольных
раскопок  археологических  объектов, то найденный предмет изымается
в  установленном  законом  порядке  и передается в музей Республики
Калмыкия.

                             ГЛАВА VI.
                   СОБСТВЕННОСТЬ НА ПАМЯТНИКИ И
               ОБЪЕКТЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

     Статья 33. Формы   собственности   на   памятники   и  объекты
историко-культурного наследия
     Памятники   и   объекты  историко-культурного  наследия  могут
находиться    в    любой   форме   собственности,   предусмотренной
законодательством  Российской  Федерации, за исключением памятников
археологии.   Памятники   археологии  находятся  в  государственной
собственности.
     Отдельные  памятники  и объекты историко-культурного наследия,
ансамбли,  находящиеся  в  общей  собственности,  и  их  территории
разделу  не  подлежат,  выделение собственникам их доли в натуре не
осуществляется.
     Передача  отдельных памятников и объектов историко-культурного
наследия,   находящихся  в  собственности  Республики  Калмыкия,  в
муниципальную   собственность   либо   приватизация  памятника  или
объекта   историко-культурного   наследия  допускаются  в  порядке,
предусмотренном  законодательством Российской Федерации и настоящим
законом.

     Статья 34. Отчуждение        памятников       и       объектов
историко-культурного  наследия  из  государственной и муниципальной
собственности
     Отчуждение памятников и объектов историко-культурного наследия  
из   государственной    собственности    Республики  Калмыкия   или
муниципальной  собственности  может  производиться  только  с целью
обеспечения  их  физической сохранности в случае проведения будущим
собственником  консервационных  и  ремонтно-реставрационных  работ,
при  условии  подписания  будущим собственником памятника охранного
договора  в  порядке,  установленном действующим законодательством,
по  представлению республиканского органа охраны памятников истории
и культуры. Недвижимые памятники могут отчуждаться:
     из  республиканской  собственности  - в порядке и на условиях,
определяемых   действующим   законодательством,   по  представлению
республиканского органа охраны памятников истории и культуры;
     из  муниципальной собственности - на основании решения органов
местного  самоуправления  по согласованию с республиканским органом
охраны памятников истории и культуры.

     Статья 35. Запрет   на   отчуждение   памятников   и  объектов
историко-культурного  наследия  из  государственной и муниципальной
собственности
     Не   подлежат   отчуждению   следующие   памятники  и  объекты
историко-культурного наследия:
     объекты археологического наследия;
     историко-культурные заповедники;
     объекты,  находящиеся  в  собственности  Республики  Калмыкия,
определенные  Правительством  Республики  Калмыкия по представлению
республиканского органа охраны памятников истории и культуры;
     объекты,    находящиеся    в    муниципальной   собственности,
определенные нормативными актами органов местного самоуправления.
     Движимые     и    недвижимые    памятники,    находящиеся    в
государственной  и  муниципальной  собственности, входящие в состав
музейного,  архивного,  библиотечного фондов Российской Федерации и
Республики   Калмыкия,   а   также  помещения  и  здания,  где  они
расположены,   отчуждению   из   государственной   и  муниципальной
собственности не подлежат.

     Статья 36. Ограничения    приватизации   жилых   помещений   в
зданиях-памятниках  и  помещениях, являющихся памятниками истории и
культуры
     Приватизация   жилых   помещений   в   зданиях-памятниках  или 
помещениях,   являющихся   памятниками   истории   и  культуры,  не
допускается без оформления охранных документов.

     Статья 37. Собственность  на  выявленные  памятники  и объекты
историко-культурного наследия
     Выявленные  памятники и объекты историко-культурного наследия,
которые  не  имеют  собственника,  а также все памятники археологии
поступают   в  собственность  Республики  Калмыкия  до  определения
категории их охраны в установленном законодательством порядке.
     При  продаже  памятников   и   объектов   историко-культурного 
наследия,    находящихся   на   территории   Республики   Калмыкия,
республиканский  орган  охраны  памятников  истории  и  культуры  и
государственные  организации хранения памятников истории и культуры
имеют право преимущественной покупки.

                            ГЛАВА VII.
            ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

     Статья 38. Ограничение   использования  памятников  истории  и
культуры
     Использование  памятников  истории  и культуры допускается при
условии   обеспечения  их  сохранности  в  целях  и  способами,  не
противоречащими настоящему Закону.
     Использование   культовых  памятников  по  прямому  назначению
допускается, если это не наносит ущерба их сохранности и культурной 
ценности.
     При  передаче  в  пользование  или  в собственность памятник и
связанные  с  ним  объекты  историко-культурного  наследия подлежат
обязательному  страхованию  в  соответствии  со  списком  и описью.
Составление  страхового  полиса  должно производиться пользователем
при    участии   представителя   республиканского   органа   охраны
памятников  истории  и культуры в срок и на условиях, согласованных
сторонами.

     Статья 39. Права пользователей памятников истории и культуры
     Пользователи  памятников  истории  и  культуры  имеют право на
первоочередную    приватизацию,    если    пользователь    произвел
ремонтно-реставрационные работы на памятнике за свой счет.
     Пользователи  памятников  истории  и  культуры  имеют право на
возмещение  произведенных  ими  затрат  на  реставрацию  арендуемых
памятников  за  счет  вносимой ими арендной платы по согласованию с
республиканским  органом  охраны  памятников  истории  и культуры в
порядке, установленном действующим законодательством.
     При  выкупе  имущества пользователь имеет право на зачет суммы
стоимости   ремонтно-реставрационных  работ,  выполненных  за  счет
пользователя  и  не  возмещенных  ему  за счет вносимой им арендной
платы, в цене выкупаемого имущества.
     Учреждения,  организации  и  предприятия, арендующие памятники
истории  и  культуры,  имеют  право на возмещение произведенных ими
затрат   или  части  затрат  по  реставрации  памятников,  за  счет
установленной арендной платы.

     Статья 40. Обязанности собственников, пользователей памятников 
истории и культуры
     Пользователи  памятников  истории  и  культуры,  в  том  числе
собственники, обязаны:
     соблюдать   порядок   и   правила   охраны,   использования  и 
реставрации памятников, предусмотренные настоящим законом и другими   
нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации и Республики 
Калмыкия;
     заключать охранные и охранно-арендные договоры в установленном 
порядке;
     содержать  памятники  в  надлежащем  состоянии, производить их 
ремонт, реставрацию, принимать другие меры по сохранению памятников 
истории и культуры;
     своевременно    уведомлять   республиканский    орган   охраны 
памятников  истории  и  культуры  о своих намерениях по отчуждению,
перемещению,   разделу,  ремонту,  реставрации  и  иному  изменению
состояния  принадлежащих  или используемых ими памятников истории и
культуры;
     выполнять    предписания    республиканского   органа   охраны 
памятников   истории   и  культуры,  данные  им  в  пределах  своей
компетенции и на основании настоящего закона;
     обеспечивать  доступ  представителей  республиканского  органа
охраны  памятников  истории  и  культуры  к  памятникам  истории  и
культуры   с   целью   осмотра   и   обследования,  для  проведения
консервационных  и  реставрационных  работ  и  иных  мероприятий по
технической защите памятников истории и культуры;
     хранить   и   предоставлять   республиканскому  органу  охраны 
памятников  истории  и  культуры  документацию на принадлежащие или
используемые ими памятники истории и культуры;
     финансировать  охранные  мероприятия,  проводимые на памятнике
истории  и  культуры  по предписанию республиканского органа охраны
памятников истории и культуры, и оформление документов;
     лицо,  отчуждающее  или  сдающее  в  аренду  памятник, обязано
уведомить  приобретателя  о наличии охранно-арендного или охранного
договора и об условиях использования памятника;
     лицо,  приобретающее памятник, принимает на себя обязательства
прежнего   собственника  (владельца)   и   переоформляет   охранные 
документы, которые являются неотъемлемой частью договора отчуждения 
(купли-продажи, дарения).

     Статья 41. Основания  прекращения прав пользования памятниками
истории и культуры
     Права  пользования памятниками истории и культуры прекращаются
при  отказе  пользователя  от  прав пользования, по истечении срока
пользования,  при  прекращении  деятельности  юридического лица или
смерти   физического   лица,   в   иных   случаях,  предусмотренных
законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
     Принудительное   прекращение  права  пользования   памятниками 
истории и культуры возможно в случаях:
     нанесения  пользователем  ущерба памятнику истории и культуры,
возможной  угрозы  уничтожения, порчи, разрушения памятника истории
и культуры, исходящей от пользователя;
     систематического  (более  двух  раз в течение года) невнесения
пользователем  платежей   за   пользование  памятником   истории  и 
культуры;
     систематического  (более  двух  раз)  нарушения  пользователем
установленных   настоящим  Законом  правил  пользования  памятником
истории и культуры и условий охранно-арендных и охранных договоров;
     изъятия земельного участка, составляющего территорию памятника 
истории и культуры, для государственных нужд.
     Прекращение  права  пользования на памятник истории и культуры
влечет прекращение права пользования земельным участком, на котором 
располагается памятник истории и культуры.
     Прекращение   прав   пользования   производится   в   порядке,
установленном   действующим  законодательством,  и  не  освобождает
пользователей от административной и иной ответственности.

     Статья 42. Охранные   документы  на  использование  памятников
истории и культуры, находящихся в государственной собственности
     Памятники  истории  и  культуры, находящиеся в государственной
собственности   Республики   Калмыкия,   в   том  числе  культовые,
используются      при      условии     обязательного     заключения
охранно-арендных,  охранных  договоров  с  республиканским  органом
охраны памятников истории и культуры.
     Типовую  форму и порядок заключения охранно-арендных, охранных
договоров   на   использование   памятников   истории   и  культуры
устанавливает  республиканский  орган  охраны  памятников истории и
культуры.
     Охранно-арендные  договоры  заключаются  между республиканским
органом  охраны  памятников  истории и культуры, с одной стороны, и
юридическими   лицами,   гражданами,  их  объединениями,  с  другой
стороны,   которым   предоставляются   во   временное   пользование
недвижимые памятники истории и культуры.
     Охранно-арендный договор на использование единичного памятника   
истории   и   культуры  заключается  в  соответствии  с действующим 
законодательством.
     За  предоставленные в пользование памятники истории и культуры
на  основании  охранно-арендных  договоров арендатор, независимо от
результатов  своей хозяйственной деятельности, выплачивает арендную
плату.
     Охранные  договоры  заключаются  между республиканским органом
охраны   памятников   истории   и  культуры,  с  одной  стороны,  и
конфессиональными  организациями и объединениями, с другой стороны,
в  безвозмездное  пользование  которым  предоставляются  недвижимые
памятники  истории  и  культуры  для  совершения  в них религиозных
обрядов.
     За   пользование   памятниками   культового   назначения   для
совершения  в  них  культовых  обрядов арендная плата не взимается.
При  использовании  конфессиональными организациями и объединениями
недвижимых  памятников, их отдельных помещений, а также связанных с
ними  территорий  и  сооружений  в  хозяйственных  или  иных  целях
заключаются охранно-арендные договоры на общих основаниях.

     Статья 43. Коммерческая      деятельность,     связанная     с
популяризацией памятников истории и культуры
     Коммерческая   деятельность,   связанная   с   пропагандой   и
популяризацией  памятников  истории  и  культуры, осуществляется по
согласованию  с республиканским органом охраны памятников истории и
культуры и с разрешения собственников памятников.

                            ГЛАВА VIII.
               ЗЕМЛИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

     Статья 44. Земли историко-культурного назначения
     Отнесение    земельных    участков    к    категории    земель
историко-культурного    назначения    производится    в    порядке,
установленном  земельным  законодательством  Российской  Федерации,
Республики Калмыкия и настоящим Законом.
     Земли   историко-культурного   назначения   включают   в  себя
территории  недвижимых  памятников  истории  и  культуры  и зоны их
охраны,  особо  охраняемые  территории  (музеи,  музеи-заповедники,
иные  государственные  организации  хранения  памятников  истории и
культуры) и зоны их охраны.
     Земельные  участки  историко-культурного  назначения  подлежат
государственному  учету  в  государственном  земельном  кадастре  и
республиканском органе охраны памятников истории и культуры.

     Статья 45. Определение   границ   земель  историко-культурного
назначения
     Границы   территорий   и   зон   охраны  единичных  недвижимых
памятников  истории и культуры определяются республиканским органом
охраны    памятников    на   основании   проектных   разработок   и
историко-архитектурных опорных планов и утверждаются Правительством 
Республики Калмыкия.

     Статья 46. Использование      земель      историко-культурного 
назначения.
     Целью     установления     режима     использования     земель
историко-культурного  назначения  является  обеспечение сохранности
расположенных на них памятников.
     Деятельность,   не   соответствующая   установленному   режиму
использования земель, запрещается.
     Оформление отводов и перерегистрация прав на земельные участки    
любым категориям землепользователей осуществляется соответствующими   
органами   по   согласованию   с   республиканским  органом  охраны 
памятников истории и культуры.
     Земли  историко-культурного  назначения  могут  быть полностью
или   частично  изъяты  из  хозяйственного  оборота  и  переданы  в
пользование  специально  учрежденным  государственным  организациям
хранения памятников истории и культуры.
     Изъятие   земель  историко-культурного  назначения  для  нужд,
противоречащих их основному целевому назначению, не допускается.

     Статья 47. Особо  охраняемые  территории  историко-культурного
назначения
     Для     всех     видов     особо     охраняемых     территорий
историко-культурного  назначения  и  зон  их охраны устанавливаются
типовые  режимы  содержания  и использования, на основе которых для
каждой  особо охраняемой территории историко-культурного назначения
Правительством     Республики     Калмыкия     по     представлению
республиканского   органа  охраны  памятников  истории  и  культуры
утверждается индивидуальный режим.

     Статья 48. Порядок  проектирования  и  производства  земляных,
строительных  и  других  работ,  градостроительной  и хозяйственной
деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры
     Проектирование,    производство    работ,   градостроительная,
хозяйственная   и  иная  деятельность  в  зонах  охраны  памятников
истории   и   культуры   республиканского   и   местного   значения
осуществляются  только по разрешению республиканского органа охраны
памятников  истории  и  культуры, согласованному с республиканскими
органами архитектуры и градостроительства.

                             ГЛАВА IX.
              ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
       ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

     Статья 49. Источники финансирования
     Основными    источниками    финансирования   деятельности   по
государственной   охране   и   использованию   историко-культурного 
наследия   являются   средства   федерального,  республиканского  и
местного   бюджетов   в   соответствии  с  законодательными  актами
Российской   Федерации,  Республики  Калмыкия  и  органов  местного
самоуправления.

     Статья 50. Средства  собственников,  владельцев, пользователей
памятников истории и культуры
     Собственники,  владельцы,  пользователи  памятников  обязаны в
установленном  порядке  содержать,  ремонтировать  и реставрировать
памятники истории и культуры за свой счет.
     Функции  государственного  технического  надзора  за  ведением
ремонтно-реставрационных  работ  осуществляет республиканский орган
охраны памятников истории и культуры.
     Реставрация,  консервация  и  ремонт памятников осуществляются
за   счет   средств  собственников,  владельцев   и   пользователей 
памятников,  а также за счет средств республиканского органа охраны
памятников истории и культуры.

                             ГЛАВА Х.
           ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
      ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

     Статья 51. Ответственность  за  нарушение  законодательства об
охране и использовании историко-культурного наследия
     Лица, допустившие нарушение законодательства о государственной   
охране   и   использовании   историко-культурного  наследия,  несут 
ответственность  в  соответствии  с федеральным  и  республиканским 
законодательством.

     Статья 52. Возмещение    ущерба,    причиненного    нарушением
законодательства  об  охране  и  использовании историко-культурного
наследия
     Юридические  и  физические  лица,  нанесшие ущерб памятникам и
объектам историко-культурного наследия, зонам   охраны  памятников,
обязаны   восстановить  памятники  и  объекты  историко-культурного
наследия, зоны охраны памятников, а при невозможности этого обязаны    
возместить убытки в соответствии  с  федеральным законодательством.
     Методика  экспертных  оценок  стоимости  памятников  истории и
культуры  и  нанесенного  им ущерба разрабатывается республиканским
органом   охраны  памятников  истории  и  культуры  и  утверждается
Правительством Республики Калмыкия.
     Восстановление   памятников  и  объектов  историко-культурного
наследия  осуществляется  с соблюдением установленного порядка всех
видов  работ  за  счет  лиц, причинивших вред памятнику или объекту
историко-культурного наследия.

     Статья 53. Административная  ответственность за правонарушения
в области охраны и использования историко-культурного наследия
     Административную   ответственность,   установленную  настоящим 
законом    за    нарушение    правил    охраны    и   использования
историко-культурного  наследия, несут физические лица и юридические
лица   независимо   от   форм  собственности,  осуществляющие  свою
деятельность на территории Республики Калмыкия.
     За   совершение   административных  правонарушений  в  области
охраны  и  использования  историко-культурного наследия применяется
административное наказание в виде штрафа.
     Привлечение  к административной ответственности не освобождает
виновных  от  устранения  допущенных  ими  нарушений  и  возмещения 
ущерба.

     Статья 54. Нарушение  требований  сохранения,  использования и 
охраны  памятников  истории  и  культуры,  их  территорий  и зон их
охраны и объектов историко-культурного наследия
     1. Нарушение  требований  сохранения,  использования  и охраны
памятников  истории  и  культуры,  включенных  в  список выявленных
недвижимых  памятников  истории  и  культуры  и в список памятников
истории  и  культуры  республиканского  значения,  их территорий, а
равно  несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, - 
влечет  наложение  административного штрафа на граждан в размере от
пяти  до  десяти  минимальных размеров оплаты труда; на должностных
лиц - от десяти  до  двадцати минимальных размеров оплаты труда; на
юридических  лиц - от  ста  до  двухсот минимальных размеров оплаты
труда.
     2. Действия    (бездействие),    предусмотренные   пунктом   1
настоящей  статьи,  совершенные  в  отношении  выявленных  объектов
историко-культурного   наследия,   включенных   в   список  учетных
культурных  ценностей,  или  на  их территориях, - влекут наложение
административного  штрафа  на  граждан  в  размере  от трех до пяти
минимальных  размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до
десяти  минимальных  размеров оплаты труда; на юридических лиц - от
пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

     Статья 55. Уничтожение      или      повреждение      объектов
историко-культурного   наследия,   включенных   в   список  учетных
культурных ценностей
     1. Повреждение    объекта    историко-культурного    наследия,
включенного   в   список   учетных  культурных  ценностей, - влечет 
наложение административного штрафа на  граждан  в размере  от  пяти  
до   десяти  минимальных  размеров  оплаты  труда;  на  должностных  
лиц - от  десяти  до  двадцати  минимальных размеров оплаты  труда;   
на  юридических  лиц - от  пятидесяти  до ста  минимальных размеров 
оплаты труда.
     2. Уничтожение    объекта    историко-культурного    наследия, 
включенного   в   список   учетных  культурных  ценностей, - влечет
наложение   административного   штрафа  на  граждан  в  размере  от
пятнадцати  до  двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на
должностных  лиц - от тридцати  до  пятидесяти минимальных размеров
оплаты   труда;   на  юридических  лиц  -  от  двухсот  до  трехсот
минимальных размеров оплаты труда.

     Статья 56. Сокрытие информации об обнаружении археологического 
объекта
     Сокрытие  информации  об  обнаружении  при  производстве работ
археологического  объекта  производителем работ, - влечет наложение
административного   штрафа  на  граждан  в  размере  от  десяти  до
двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от
пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

     Статья 57. Самовольное    занятие     земельных   участков   с  
памятниками или объектами историко-культурного наследия
     Самовольное  занятие  земельных  участков,  в пределах которых
имеются  памятники  или  объекты  историко-культурного  наследия, -
влечет  наложение  административного штрафа на граждан в размере от
двух  до трех минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц
- от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

     Статья 58. Установка  геодезических,  реперных знаков, столбов
линий   электропередачи   и   связи   на   памятниках   и  объектах
историко-культурного наследия
     Установка   геодезических,   реперных  знаков,  столбов  линий
электропередачи     и    связи    на    памятниках    и    объектах
историко-культурного   наследия,   включенных   в   список  учетных
культурных ценностей, - влечет наложение  административного  штрафа  
на   граждан  и  юридических  лиц   в   размере  от  одного до трех 
минимальных размеров оплаты труда.

     Статья 59. Протокол   об   административном   правонарушении в 
области охраны и использования историко-культурного наследия
     При  совершении  административного  правонарушения  в  области
охраны  и  использования историко-культурного наследия составляется
протокол  об  административном  правонарушении уполномоченным на то
должностным лицом:
     органов внутренних дел (милиции);
     республиканского органа охраны памятников истории и культуры.

     Статья 60. Содержание     протокола     об    административном
правонарушении     в     области     охраны     и     использования
историко-культурного наследия
     В протоколе  об  административном   правонарушении  в  области 
охраны и использования историко-культурного наследия указываются:
     дата  и  место  его   составления,  должность,  фамилия,  имя,
отчество лица, составившего протокол;
     сведения  о  лице,  в  отношении  которого  возбуждено дело об
административном правонарушении;
     место,    время   совершения   и   событие   административного
правонарушения;
     статья  настоящего  Закона, предусматривающая административную
ответственность за данное административное правонарушение;
     фамилии,  имена, отчества, адреса места жительства свидетелей,
если они имеются;
     объяснение   физического   лица  или  законного  представителя
юридического лица, в отношении которых, возбуждено дело;
     иные сведения, необходимые для разрешения дела.
     Физическому  лицу  или  законному  представителю  юридического
лица,  в  отношении  которых  возбуждено  дело  об административном
правонарушении,  должна быть предоставлена возможность ознакомления
с  протоколом  об  административном  правонарушении. Указанные лица
вправе  представить объяснения и замечания по содержанию протокола,
которые прилагаются к протоколу.
     Протокол  подписывается  должностным  лицом,  его составившим,
физическим  лицом  или законным представителем юридического лица, в
отношении    которых    возбуждено    дело    об   административном
правонарушении.   В  случае  отказа  указанных  лиц  от  подписания
протокола  в  нем  делается  соответствующая  запись.  При  наличии
свидетелей протокол может быть подписан также и этими лицами.
     Физическому  лицу  или  законному  представителю  юридического
лица,  в  отношении  которых  возбуждено  дело  об административном
правонарушении,   по   их  просьбе  вручается  под  расписку  копия 
протокола об административном правонарушении.

     Статья 61. Производство    по    делам   об   административных
правонарушениях     в     области     охраны     и    использования
историко-культурного наследия
     Дела   об  административных  правонарушениях,  предусмотренных
настоящим     Законом,    рассматриваются    от    имени    органа,
осуществляющего  государственный  контроль  за  соблюдением  правил
охраны     и     использования    историко-культурного    наследия,
руководителем  республиканского  органа охраны памятников истории и
культуры,  либо  его заместителями, которые выносят постановление о
наложении штрафа.
     Производство  по  делам  об административных правонарушениях в
области   охраны  и  использования  историко-культурного  наследия,
порядок   рассмотрения   этих   дел,   исполнение  постановлений  о
наложении  административных  взысканий, порядок и сроки обжалования
указанных  постановлений  осуществляются  в  порядке, установленном
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Статья 62. Средства, полученные в результате взыскания штрафов
     Суммы, взысканные в качестве административных штрафов по делам  
об   административных    правонарушениях   в   области   охраны   и 
использования  историко-культурного наследия, зачисляются в местный
бюджет.

                             ГЛАВА XI.
                ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

     Статья 63. Вступление в силу настоящего закона
     Настоящий  закон  вступает  в  силу  со  дня  его официального
опубликования в газетах "Хальмг унн" и "Известия Калмыкии".


     Президент
     Республики Калмыкия          К. Илюмжинов

     г. Элиста
     10 июня 2002 г.
     N 193-II-З

Информация по документу
Читайте также