Расширенный поиск

Распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 01.12.2003 № 312-р

 
      ОПУБЛИКОВАНО: СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
                       декабрь 2003 года  N 12
 
 
                 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ
 
                    от 1 декабря 2003 года N 312-р
                               гайкоп
 
       О ДОКЛАДЕ "О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ В 2003 ГОДУ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ
          ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2000-2006 ГОДЫ"
 
 
     Рассмотрев доклад Министерства  образования  и  науки  Республики
Адыгея    ходе  реализации  в  2003  году  Республиканской программы
развития образования на 2000-2006 годы":
 
     1. Одобрить доклад "О ходе реализации в 2003 году Республиканской
программы развития образования на 2000-2006 годы".
     2. Внести  на  рассмотрение  Государственного   Совета   -   Хасэ
Республики   Адыгея   доклад      ходе   реализации   в   2003  году
Республиканской программы развития образования на 2000-2006 годы".
     3. Назначить   официальным   представителем   Кабинета  Министров
Республики Адыгея при рассмотрении в  Государственном  Совете  -  Хасэ
Республики   Адыгея   доклада      ходе   реализации   в  2003  году
Республиканской программы  развития  образования  на  2000-2006  годы"
Министра   образования   и   науки   Республики  Адыгея  Жаде  Анзаура
Муратовича.
 
 
 
     Премьер-министр Республики Адыгея          Х. Хуаде
     г. Майкоп
     от 1 декабря 2003 года
     N 312-р
 
 
 
 
 
                                ДОКЛАД
        о ходе реализации в 2003 г. Республиканской программы
               развития образования на 2000 - 2006 гг.
 
 
     В соответствии с  Постановлением  Кабинета  Министров  Республики
Адыгея  от  20.06.03  г.  N  168  "О внесении изменений и дополнений в
постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 28  апреля  2003
года  N  112    внесении  дополнений  и  изменений в Республиканскую
программу развития образования на 2000 - 2004 годы"  и  Постановлением
Государственного  Совета  -  Хасэ  Республики  Адыгея  "Об утверждении
изменений Республиканской программы развития  образования  на  2000  -
2004  годы" от 25.06.03 N 573-1СР и от 03.07.03 г.  N 425 - 1СП,  были
внесены изменения и дополнения в  Республиканскую  программу  развития
образования на 2000 - 2004 годы.
 
        I. Организационно-правовое обеспечение образовательной
                            деятельности.
 
     В 2003    году    осуществлялись     работы     по     реализации
организационно-правовых   документов,  обеспечивающих  образовательную
деятельность учреждений образования. Продолжает действовать Соглашение
между  Министерством  образования Российской Федерации и Министерством
образования  и  науки  Республики  Адыгея  о  сотрудничестве  в  сфере
образования, которое реализуется посредством ряда программ, соглашений
и проектов:
     - соглашение между Министерством образования Российской Федерации
и Министерством образования и науки Республики Адыгея о  делегировании
полномочий  по  контролю за соблюдением высшими учебными заведениями и
филиалами  ВУЗов,  находящимися  на  территории  Республики  Адыгея  и
имеющими   лицензию  Министерства  образования  Российской  Федерации,
лицензионных требований и условий;
     - эксперимент по введению единого государственного экзамена;
     - в рамках федеральной Программы развития единой  образовательной
информационной среды проекты:
     - компьютеризация образовательных учреждений и  создание  системы
спутникового доступа сельских школ к сети Интернет;
     - проект "Оснащение образовательных учреждений Республики  Адыгея
спортивным оборудованием и инвентарем";
     - проект по созданию системы учебного книгоиздания;
     - проект по оснащению основных и средних общеобразовательных школ
Российской   Федерации   библиотеками    отечественной    классической
художественной  литературы  в  рамках  федеральной  Программы развития
образования.
     Организационно-правовое обеспечение  образовательной деятельности
также предполагает наличие документов,  направленных на реализацию мер
по  разграничению  полномочий и совершенствованию взаимодействия между
Министерством  образования  Российской   Федерации   и   Министерством
образования  и  науки  Республики  Адыгея  и  муниципальными  органами
управления образованием.
     Такими документами   являются   Закон   Республики   Адыгея   "Об
образовании",  договоры   и   соглашения   по   реализации   Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 года.
     В настоящее время принципы и механизмы  разграничения  полномочий
Министерства  образования  и  науки  Республики Адыгея и муниципальных
органов  управления   образованием   приводятся   в   соответствие   с
Федеральным Законом от 07.07.2003 г. N123 - ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в отдельные законодательные  акты  Российской  Федерации  в
части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений".
     В 2003 г.  Министерство образования  и  науки  Республики  Адыгея
проводило работу по выполнению обязательств,  обозначенных в договорах
и соглашениях о  сотрудничестве  с  органами  управления  образованием
регионов Северного Кавказа:  Краснодарским краем,  г.  Сочи, Чеченской
Республикой    (г.    Аргун),    Карачаево-Черкесской     Республикой,
Министерством образования Республики Татарстан.
     Основными направлениями сотрудничества являются:
     - определение  детей  в интернатные учреждения тех типов и видов,
которых  нет  в  Республике  Адыгея     Адыгейском   республиканском
специальном (коррекционном) образовательном учреждении "Школа-интернат
для глухих детей" обучаются дети  из  Краснодарского  края,  Чеченской
республики;    в    тоже   время   дети   с   нарушениями   зрения   и
опорно-двигательного аппарата отдаются в Армавирский  и  Кропоткинский
интернаты);
     - обмен делегациями  по  изучению  опыта  работы  образовательных
учреждений;
     - выделение  целевых   мест   в   учреждениях   профессионального
образования    2003 г.  ВУЗами Краснодарского края было выделено 117
целевых  мест  для  абитуриентов  из  Республики  Адыгея,   Ростовским
государственным университетом - 14 целевых мест);
     - получение  методических  пособий,   учебников   из   Республики
Татарстан  для  воскресной  школы  татарского  национально-культурного
общества "Дуслык" (Министерством образования Республики Татарстан было
выделено 100 экз. учебной литературы).
     В целях обеспечения государственных гарантий на общедоступность и
бесплатность начального общего,  основного общего,  среднего (полного)
общего образования и начального профессионального образования,  а  так
же  на  конкурсной  основе  бесплатность  среднего  профессионального,
высшего   профессионального   и   послевузовского    профессионального
образования  в  государственных образовательных учреждениях в Адыгее в
течение многих лет  сохраняется  и  развивается  сеть  образовательных
учреждений,  удовлетворяющих потребности населения.  Так,  за отчетный
период  сеть  увеличилась  на  2  учреждения,  т.е.   к   учреждениям,
реализующим   общеобразовательные   программы,   добавились   вечерняя
(сменная) школа в а. Понежукай Теучежского района и вечерняя (сменная)
школа  при  исправительной  колонии  в  Тахтамукайском  районе.  Таким
образом,  по состоянию на  01.09.03  образовательная  сеть  Республики
Адыгея представлена 127 дошкольными образовательными учреждениями, 188
общеобразовательными   учреждениями,   12   учреждениями    начального
профессионального     образования,     6     учреждениями     среднего
профессионального образования,  а  так  же  2  ВУЗами  и  8  филиалами
государственных и негосударственных ВУЗов.
     Для удовлетворения   образовательных   запросов   обучающихся   в
республике  работает  3  гимназии  и  3  лицея,  которые  работают  по
программам повышенного уровня обучения.  Успешно  работает  учреждение
дополнительного        образования        детей       "Республиканская
физико-математическая    школа",    учредителем    которой    является
Министерство   образования   и   науки  и  Адыгейский  государственный
университет.  В 2003 г.  в школе обучалось 514 детей  по  очно-заочной
форме, окончило-64.
     Учащиеся школы активно участвуют  в  олимпиадах  и  конкурсах  по
математике  и  физике.  В  состоявшейся  в 2003 г.  окружной олимпиаде
Южного федерального округа 9 дипломов по математике и 2 по физике были
вручены  слушателям  школы.  Один  из  учащихся  СОШ  N5  с.  Садового
Красногвардейского   района   был   объявлен   в   числе   победителей
Международного математического конкурса "Кенгуру".
     Достаточно стабильной остается  сеть  национальных  школ  Адыгеи.
Обучение  на  адыгейском  языке  ведется  в 39 национальных школах.  В
прошлом учебном году в 138 общеобразовательных учреждениях  республики
адыгейский  язык  изучали 34829 учащихся,  в том числе адыгов - 14948,
русскоязычных - 19881.  Кроме того, в республике продолжается изучение
3 родных (нерусских) языков:
     - армянский (родной) язык изучало 132 обучающихся;
     - татарский (родной) язык изучало 50 обучающихся;
     - греческий (родной) язык изучало 38 обучающихся.
     В целях  оптимизации сети учреждений начального профессионального
образования реорганизовано государственное образовательное  учреждение
"Профессиональное училище N 4 ст.  Дондуковской" путем присоединения к
нему государственного учреждения "Профессиональное  училище  N  10  а.
Кошехабль" с контингентом 700 человек (Приказ Министерства образования
Российской Федерации и Министерства  образования  и  науки  Республики
Адыгея от 30.09.2003 г. N3704/585).
     В целях       содействия       углублению       и        развитию
государственно-общественных  форм  управления  образованием  созданы и
функционируют 120 попечительских советов (в 2002 году было 92). Из них
88 работает в общеобразовательных учреждениях,  30 - в дошкольных, 2 -
в учреждениях начального профессионального образования.
     Активно работают попечительские советы образовательных учреждений
Красногвардейского  и  Тахтамукайского  районов,  г.  Майкопа   и   г.
Адыгейска.  На  средства,  скооперированные  школьными попечительскими
советами,  осуществлялся   текущий   ремонт   зданий   образовательных
учреждений, проводились культурно-массовые мероприятия.
     В 2003 году активно велась работа по разработке  государственного
образовательного   стандарта  по  предметам  национально-регионального
компонента, изучающимся в системе общего образования. В соответствии с
пунктом   1.10.   Республиканской   программы   развития   образования
разработан    и    создан    проект    Временного     государственного
образовательного стандарта по адыгейскому языку для национальных школ.
С февраля 2003 г.  проект стандарта проходит апробацию в  национальных
школах Адыгеи.
     Проекты государственного    образовательного     стандарта     по
адыгейскому  языку  для русскоязычных школ и адыгейской литературе для
национальных школ,  по истории  Адыгеи  и  изобразительному  искусству
находятся  в производстве.  Создан мультимедийный продукт компьютерный
комплекс по изучению государственных языков Республики Адыгея.
     Для разработки регионального образовательного стандарта созданы и
работают   творческие   коллективы.   Так    же    создан    временный
научно-исследовательский коллектив по обновлению содержания,  развития
конкретных  методик  по  изучению  учебных   дисциплин,   входящих   в
национально-региональный компонент.
     Временный научно-исследовательский   коллектив    работает    над
электронным   учебником   для   7  класса  по  адыгейскому  языку  для
русскоязычных обучающихся.
     В 2003 г. образовательные учреждения Республики Адыгея включились
в эксперимент по введению единого государственного экзамена.
     Для проведения  ЕГЭ  были  разработаны  региональные  нормативные
документы,  созданы организационные структуры (Совет по  подготовке  и
проведению ЕГЭ,  Государственная экзаменационная комиссия Министерства
образования и науки Республики Адыгея, конфликтная комиссия). Введен в
эксплуатацию   и   оснащен   полученным  из  Министерства  образования
Российской Федерации современным оборудованием  Республиканский  центр
обработки информации.
     В соответствии   с   Постановлением   Правительства    Российской
Федерации    об   организации   эксперимента   по   введению   Единого
государственного экзамена от 16 февраля 2003 г.  N119,  Постановлением
Кабинета  Министров  Республики  Адыгея  "Об участии в эксперименте по
подготовке   и   проведению    Единого    государственного    экзамена
образовательных учреждений Республики Адыгея" от 24 июня 2002 г. N138,
приказа Министерства образования Российской  Федерации  от  24  апреля
2003  г.  "Об  участии  Республики  Адыгея  в эксперименте по введению
Единого государственного экзамена" в Республике Адыгея в период  с  27
мая  по  16 июня 2003 г.  проводился Единый государственный экзамен по
химии,  математике,  русскому языку и  биологии.  Для  организованного
проведения   ЕГЭ   было   принято   Постановление  Кабинета  Министров
Республики Адыгея N 84 от 7 апреля 2003 г.    мерах  по  обеспечению
безопасности    участников    эксперимента    по    введению   Единого
государственного экзамена в Республике Адыгея в 2003 году".
     ЕГЭ в  "первой и второй волне" проводился в 35 пунктах проведения
экзамена (32 - "первая волна",  3 -  "вторая  волна").  На  проведение
первого  и  второго  этапа  ЕГЭ было задействовано 917 организаторов в
аудиториях и коридорах.  Ответы выпускников  школ  и  абитуриентов  на
задания  типа  "С" проверяли 124 члена предметных комиссий,  в которых
были задействованы преподаватели ВУЗов, ССУЗов и школ.
     В период  проведения ЕГЭ в первой и второй "волне" было проведено
12 заседаний Государственной экзаменационной комиссии  (ГЭК),  которая
рассматривала  и утверждала итоговые протоколы,  поступающие из Центра
тестирования Минобразования Российской Федерации, и утверждала решения
конфликтной комиссии по результатам апелляций.
     В период проведения ЕГЭ было проведено  5  заседаний  конфликтной
комиссии, которая рассмотрела 26 апелляций, из которых ни одна не была
удовлетворена.
     Этап вступительных экзаменов в ВУЗы и ССУЗы проводился в период с
17  по   31   июля   согласно   расписанию,   утвержденному   приказом
Минобразования Российской Федерации.
     К вступительным  испытаниям  в  форме   и   по   материалам   ЕГЭ
допускались абитуриенты,  не участвовавшие по различным причинам в ЕГЭ
(выпускники прошлых лет,  выпускники учреждений начального и  среднего
профессионального  образования),  а  также  абитуриенты,  не выбравшие
данный предмет на итоговой аттестации в 2003 году.
     В целях   более  полного  информирования  общественности  о  ходе
проведения эксперимента по введению единого государственного  экзамена
и общественного наблюдения (контроля) за проведением эксперимента было
разработано и утверждено приказом  Министерства  образования  и  науки
Республики  Адыгея  N  269  от  22.04.03 г.  Положение об общественных
наблюдателях за проведением ЕГЭ на территории Республики Адыгея. Текст
положения был опубликован в республиканской газете "Советская Адыгея".
Согласно данному положению  в  министерстве  было  зарегистрировано  И
наблюдателей   из  числа  работников  средств  массовой  информации  и
родительской общественности, которые посетили 7 пунктов проведения ЕГЭ
в Красногвардейском, Гиагинском районах и г. Майкопе.
     В целом  единый  государственный  экзамен  прошел   без   срывов,
организовано.  Во  многом  это  результат  совместной  работы  органов
образования с отделами внутренних дел,  здравоохранения и  центральных
районных больниц, которые помогли в организации ЕГЭ.
     Республика Адыгея в числе других субъектов  Российской  Федерации
участвует   в   реализации   эксперимента,  проводимого  Министерством
образования   Российской   Федерации,   по    реструктуризации    сети
общеобразовательных учреждений,  расположенных в сельской местности по
направлению "Профильное обучение учащихся  старшей  школы  в  условиях
сельской  местности".  Для  реализации проекта планируется определение
нескольких школ  -  ресурсных  центров,  оснащенных  всем  необходимым
учебным оборудованием.
     Важным направлением   в   модернизации    образования    является
совершенствование структуры и содержания общего образования. В связи с
этим ведется широкомасштабный эксперимент  в  76  регионах  Российской
Федерации,  в том числе и в Республике Адыгея. В нем у нас участвуют 9
школ, 35 классов и более 800 школьников.
     Министерство образования  и  науки  Республики Адыгея совместно с
Министерством  образования   Российской   Федерации   для   укрепления
материальной  базы  школ,  участвующих  в  эксперименте,  в  прошедшем
учебном   году   поставило   компьютеры,   мультимедийные   проекторы,
аудиокассеты, программное обеспечение по образовательным дисциплинам и
экспериментальные учебники на сумму около 1 млн.  руб.;  направляло на
курсы   и  семинары  учителей  и  руководителей  школ,  участвующих  в
эксперименте.
     В соответствии     с     программой     эксперимента     проведен
физиолого-гигиенический мониторинг (оценка состояния здоровья, учебной
и учебной нагрузки учащихся 2 и 11 классов).
     В конце учебного года на совещании подведены итоги эксперимента в
школах и в целом по республике.
     Нужно отметить,  что  более  успешно   эксперимент   проходит   в
начальной  школе,  где  действительно  отмечается  разгрузка  учебного
материала,  повышение  успеваемости  обучающихся,  рост  мотивации   к
обучению.
 
                    II. Информатизация образования
 
     С целью  более эффективного обучения информатике и информационным
технологиям  для  всех  слушателей  в  курсы  повышения   квалификации
Адыгейского  республиканского  института  повышения  квалификации были
включены часы по информационно-компьютерным технологиям.  Общий  охват
курсами в текущем году составил 1260 человек.
     В 2003г.  в  рамках  договора  "Компьютеризация   образовательных
учреждений  Республики  Адыгея"  заключенного Минобразованием России и
Кабинетом   Министров   РА   в   республику   поступило   компьютерное
оборудование на общую сумму 2 млн.  330 тыс.  рублей (1 млн. рублей из
республиканского бюджета,  1 млн.  330  тыс.  рублей  из  федерального
бюджета).   Компьютерную  технику  получили  профессиональные  училища
республики,  Адыгейская республиканская школа-интернат для детей-сирот
и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей в а.  Хакуринохабль и
муниципальный дошкольный Детский дом г. Майкопа.
     В соответствии   с  договором  "Создание  системы  асимметричного
спутникового  доступа  школ  к  информационным   сетям"   заключенного
Минобразованием  России и Министерством образования и науки Республики
Адыгея в 8 школах республики было установлено оборудование для доступа
к   сети   Интернет   (Тахтамукайский,  Красногвардейский,  Теучежский
районы).
     В целях   информатизации   Республиканской   программой  развития
образования  было  предусмотрено   создание   WEB-сайта   Министерства
образования  и  науки Республики Адыгея в сети Интернет,  однако из-за
отсутствия денежных средств в 2003 г.  работы в данном направлении  не
проводились.
 
          III. Развитие системы воспитания детей и молодежи
 
     Министерство образования    и    науки    Республики   Адыгея   и
исполнительные органы местного самоуправления в 2003  г.  провели  ряд
мероприятий  по развитию эколого-биологических и природоохранных видов
работ.  Так,  с 3 по 5 июня 2003 г.  Министерство образования и  науки
Республики  Адыгея и управление природных ресурсов и охраны окружающей
среды  Министерства  природных  ресурсов  и  охраны  окружающей  среды
Республики   Адыгея  провели  ХГХ  республиканский  слет-конкурс  юных
экологов.  В  слете  участвовало  около  50  учащихся  и  учителей  из
территорий республики и г. Майкопа.
     В рамках Всероссийского  конкурса  детского  творчества  "Зеркало
природы  -  2003"  проведен республиканский конкурс "Зеркало природы -
2003".
     В октябре      2003      года      Адыгейским     республиканским
эколого-биологическим центром была проведена экологическая  акция  "Мы
чистим мир",  в которой приняли участие школы г. Майкопа и Специальное
училище г. Майкопа.
     В целях  активизации  работ  по  развитию технического творчества
учащихся для  Адыгейского  республиканского  центра  детско-юношеского
технического  творчества приобретены конструкторы для работы в кружках
и один комплект набора сверл по федеральной программе  "Дети  России",
получен комплект бытового оборудования (телевизоры,  видеомагнитофоны,
музыкальный центр).
     В соответствии   с  программными  мероприятиями  были  проведены:
республиканская выставка моделей, посвященная Дню защитника Отечества;
республиканская выставка-конкурс по стендовым моделям, посвященная Дню
авиации  и  космонавтики;  показательные  выступления  авиамоделистов;
18-ый  слет рационализаторов и конструкторов,  посвященный Дню Победы.
Кроме того,  были проведены городские  показательные  соревнования  по
авиа-   и  судомоделизму,  посвященные  Дню  защиты  детей;  городская
выставка  детских  творческих  работ,   посвященная   Дню   города   и
Республики.
     Учащиеся Адыгейского  республиканского  центра  детско-юношеского
технического   творчества  приняли  участие  в  Первенстве  России  по
свободно летающим авиационным моделям среди учащихся в г. Владимире.
     Патриотическое воспитание  в  образовательных  учреждениях Адыгеи
осуществляется в соответствии с планами  работ  муниципальных  органов
управления   образованием   и   их   подведомственных  образовательных
учреждений.  Ежегодно принимаются планы совместной работы  с  Советами
РОСТО, Советами ветеранов и другими организациями.
     В республике  ежегодно  проводятся  спартакиады   школьников   по
военно-прикладным и техническим видам спорта,  5-дневные учебные сборы
юношей,  учащихся средних общеобразовательных школ и учебных заведений
начального  и  среднего  профессионального  образования,  соревнование
"Школа безопасности", военно-спортивные игры на местности.
     Адыгейским республиканским  центром  детско-юношеского  туризма и
экскурсий    проведен    смотр-конкурс    и     паспортизирован     21
историко-краеведческий школьный музей.
     Под патронажем Управления по делам ГО и ЧС  Республики  Адыгея  в
СОШ  N  13 г.  Майкопа функционируют кадетские классы.  75 выпускников
этой школы получили с аттестатами свидетельства  о  присвоении  звания
"Юный спасатель".
     В республике  возобновилось  проведение  военно-спортивной   игры
"Зарница".
     Формирование здорового образа жизни у детей и подростков является
важной  проблемой.  В  соответствии с мероприятиями,  предусмотренными
Республиканской программой развития образования,  в  этом  направлении
совместно работают Министерство образования и науки,  Комитет по делам
молодежи,  Комитет по физической культуре и спорту,  Комитет по  делам
печати, информации и общественно-политическому прогнозированию.
     Министерство образования и науки Республики  Адыгея  участвует  в
проекте   "Оснащение   образовательных  учреждений  Республики  Адыгея
спортивным  оборудованием   и   инвентарем".   Согласно   договору   с
Министерством  образования  Российской Федерации по данному проекту до
конца ноября 2003  г.  общеобразовательные  школы  республики  получат
спортивное  оборудование  на  3  млн.  рублей.  Проект  реализуется на
условиях софинансирования (1 млн.  рублей из бюджета Республики Адыгея
и 2 млн. рублей из федерального бюджета).
     В общеобразовательных  школах  Республики   Адыгея   включены   в
программу   по   физическому  воспитанию  национальные  игры  народов,
проживающих на  территории  Республики  Адыгея:  русские,  адыгейские,
армянские, греческие, татарские и др.
     Готовится программа и сборник национальных игр народов Республики
Адыгея  преподавателями  Адыгейского государственного университета для
общеобразовательных учреждений республики.
     По линии  Комитета  по  делам молодежи в 2003 году были проведены
республиканский турнир юных футболистов на приз клуба  "Кожаный  мяч
кубок  по  футболу  имени  X.  Андрухаева  среди  молодежных  команд и
спортивно-музыкальный марафон "Я люблю Адыгею".
     В 2003 году Комитет по физической культуре и спорту организовал и
провел физкультурно-оздоровительный фестиваль среди учащихся ССУЗов  и
ВУЗов,  спортивный  фестиваль,  посвященный  12  годовщине образования
Республики Адыгея с участием воспитанников учреждений  дополнительного
образования   спортивной   направленности   г.  Майкопа,  Гиагинского,
Кошехабльского и Теучежского районов.
     Спортивные акции    и   другие   мероприятия,   направленные   на
профилактику асоциального поведения  детей  и  подростков  проводились
совместно    с    общественными    организациями    и    объединениями
(Республиканское  отделение  общероссийской  общественной  организации
"Молодежное единство"; Адыгейское республиканское отделение Всесоюзной
общественной организации инвалидов "Чернобылец").
     В 2003  году активизировалась работа республиканских Федераций по
легкой  атлетике,  самбо,  дзюдо,  тхэквондо,  велоспорту,   шахматам,
гандболу,  волейболу  и  футболу,  другим  видам спорта.  Планомерно и
целенаправленно  эти  общественные,   спортивные   объединения   ведут
пропаганду здорового образа жизни,  организовывают чемпионаты, турниры
и первенства по видам спорта, привлекая детей, подростков и молодежь к
систематическим занятиям физической культурой и спортом.
     Адыгейской республиканской СДЮШОР по борьбе дзюдо  отремонтирован
зал, куплено татами.
     Адыгейской республиканской  СДЮШОР  по  конному  сорту  проведены
ремонтные  работы  базы,  увеличено  поголовье  лошадей и организованы
занятия с трудными подростками и детьми-инвалидами.
     ДЮСШ города  Адыгейска  расширила  базу  для  занятий  физической
культурой  и  спортом  методом   перепрофилирования   неиспользованных
помещений  магазинов,  котельных,  охватив  систематическими занятиями
физической культурой и спортом всех детей и подростков,  состоящих  на
учете в КДН и ИДН.
     В республиканских  спартакиадах   среди   допризывной   молодежи,
учащихся    общеобразовательных    школ,   мероприятиях,   посвященных
Международному  Дню   защиты   детей   ("Президентские   состязания"),
Международному Дню бега,  Дню Победы и другим памятным датам принимали
участие спортсмены всех муниципальных образований Адыгеи.
     Мероприятия проводились  совместно  с  Комитетами  по  ГО  и  ЧС,
физической культуре и спорту,  делам молодежи, республиканским военным
комиссариатом,  ОСТО,  Майкопским  военным гарнизоном,  муниципальными
образованиями Республики Адыгея.
     В целях  пропаганды здорового образа жизни,  физкультуры и спорта
печатные средства массовой  информации  и  телевидение  систематически
освещают  все спортивные мероприятия,  которые проводятся в Адыгее.  В
газетах созданы специальные рубрики "Спорт",  "Спорткомплекс", "Доктор
Неболит"  и  др.  По  инициативе  Комитета  Республики Адыгея по делам
печати, информации и общественно-политическому прогнозированию создана
ассоциация спортивных журналистов.
     В соответствии с постановлением Кабинета Министров  в  Республике
Адыгея от 28 апреля 2003 г. N 108 "Об обеспечении отдыха, оздоровления
и занятости детей и подростков в 2003  году"  органами  исполнительной
власти   Республики  Адыгея,  муниципальных  образований  совместно  с
заинтересованными учреждениями,  организациями и ведомствами проделана
значительная   работа  по  подготовке  и  организации  летней  детской
оздоровительной кампании.
     Во всех   городах   и  районах  республики  постановлениями  глав
администраций  муниципальных  образований  были  утверждены  программы
оздоровления   детей,  созданы  координационные  Советы,  распределены
обязанности по организации летнего отдыха.
     Из районных  и  городских  бюджетов выделены денежные средства на
приобретение   медикаментов,   моющих   и   дезинфицирующих   средств,
спортивного   инвентаря,  проведения  ремонтных  работ,  оплаты  труда
работников.
     Привлекая различные   источники   финансирования,   организаторам
летней оздоровительной кампании  удалось  задействовать  широкую  сеть
оздоровительных   лагерей   дневного   и  круглосуточного  пребывания,
санаториев,  открыть  профильные   лагеря,   организовать   походы   и
экскурсии, летнюю сельскохозяйственную практику, трудовую деятельность
несовершеннолетних в летнее каникулярное время.
     Так, руководителями      муниципальных     органов     управления
образованием,  образовательных учреждений были  заключены  договоры  с
региональным   отделением  Фонда  социального  страхования  Российской
Федерации по Республике Адыгея на открытие 97  пришкольных  лагерей  и
площадок  дневного пребывания на 9100 детей;  с районными и городским*
Центрами занятости населения на  организацию  5662  временных  рабочих
мест  для несовершеннолетних.  Для 1452 воспитанников профессиональных
училищ  организована   трудовая   деятельность   при   образовательных
учреждениях,  а также на различных хозяйственных объектах республики и
за ее пределами.
     При организации  летнего  отдыха  особое  внимание  было  уделено
детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: детям-сиротам, детям,
находящимся  под опекой и попечительством,  детям-инвалидам,  детям из
многодетных,  малообеспеченных и неблагополучных семей,  детям "группы
риска".
     Всего в  Республике  Адыгея  в  летний  период  отдохнули   19679
школьников (34% от общего количества обучающихся в общеобразовательных
школах  республики),  в  т.ч.  12679  детей  из   малообеспеченных   и
многодетных  семей  (64,4%),  517 детей-сирот и детей,  оставшихся без
попечения родителей (50,3%).
 
      IV. Социальная защита работников образования и обучающихся
 
     За последние годы в Адыгее на фоне  экономической,  социальной  и
демографической   нестабильности   сложились  негативные  тенденции  в
отношении  здоровья  детей.  Растет  число   отклонений   в   развитии
психических   функций,  нарушений  речи,  зрения,  слуха,  интеллекта,
опорно-двигательного аппарата.
     Для того  чтобы  обеспечить  детям  с ограниченными возможностями
получение    образования    в    республике     функционирует     сеть
коррекционно-развивающих    учреждений:   Адыгейская   республиканская
школа-интернат  для  детей  с   умственной   отсталостью,   Адыгейская
республиканская школа-интернат для глухих детей.
     Кроме того,  в общеобразовательных учреждениях  функционирует  72
класса  компенсирующего  обучения,  где  обучается  более  700  детей,
испытывающих  трудности,   связанные   с   ослабленным   здоровьем   и
педагогически  запущенные  дети;  114  классов  для  детей с задержкой
психического развития (более 1 тыс.  детей);  36 классов VIII вида для
умственно  отсталых  детей;  3  класса  для  детей  имеющих зрительную
патологию.
     В 2003  году  продолжился  процесс  расширения  сети  специальных
учреждений для детей с проблемами в развитии и поведении. В дошкольных
учреждениях  республики  открыты  42  логопедические группы для детей,
имеющих речевые нарушения;  6 групп для детей с задержкой психического
развития; 1 диагностическая группа для детей с умственной отсталостью;
6 групп для детей,  имеющих зрительную патологию;  1 группа для глухих
детей.  В  специализированных  группах  детских дошкольных учреждениях
обучаются и воспитываются 694 ребенка.
     В целях  социальной защиты работников образования,  обучающихся и
родителей     разработана     и      реализуется      система      мер
психолого-медико-педагогической    и   социальной   помощи.   В   этом
направлении        работают         Адыгейский         республиканский
психолого-медико-педагогический  центр диагностики и консультирования,
органы социальной защиты,  которые занимаются своевременным выявлением
детей,  нуждающихся  в специальной коррекционной помощи и направлением
детей и подростков в лечебно-профилактические учреждения.
     За первое  полугодие  2003  года и 3 квартал 2003 года Адыгейский
республиканский центр провел диагностическое обследование 1408 детей с
различными   проблемами   в  развитии  и  поведении.  Так  же  центром
разработаны и проведены  психолого-медико-педагогические  консультации
для учителей, семинар-совещание для специалистов муниципальных органов
управления образованием,  курирующих  вопросы  обучения  и  воспитания
детей с проблемами в развитии.
     Для родителей организованы циклы занятий "Эти непослушные  дети",
ведется  работа над созданием службы экстренной психологической помощи
по телефону доверия для подростков и молодежи.
     В центре  создан информационный банк данных детей с ограниченными
возможностями   здоровья.   Все   дети,   прошедшие    диагностическое
обследование, зарегистрированы и занесены в электронную базу данных.
     В лечебно-профилактических учреждениях  Республики  Адыгея  также
ведется   статистический  учет  детей  с  ограниченными  возможностями
здоровья, на каждого ребенка ежегодно составляется индивидуальный план
медицинских лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
     На 01.01.2003 г.  в Республике Адыгея на учете состоит 2010 детей
от 0 до 17 лет с ограниченными возможностями.
     Решением совместного заседания коллегии Министерства  образования
и  науки  Республики  Адыгея и Президиума Адыгейского республиканского
Совета профсоюза работников народного образования и науки от 25 января
2001   года   утверждено  Отраслевое  соглашение  между  Министерством
образования и науки Республики  Адыгея  и  Адыгейским  республиканским
Советом   профсоюза   работников  народного  образования  и  науки  на
2001-2003 годы,  которым определены взаимные обязательства  и  позиции
сторон по вопросам оплаты труда,  занятости,  охраны труда, социальных
гарантий, льгот и компенсаций работников системы образования.
     В целом  стратегия  Отраслевого  соглашения  строится  на  основе
уважения  позиций  и  учета  интересов  сторон   в   ходе   реализации
экономических   и   социальных   реформ,   использования  преимущества
переговорного процесса для выработки единой согласованной  политики  в
сфере социально-трудовых отношений в области образования.
 
     V. Развитие учебно-материальной базы учреждений образования
 
     В целях    реализации   пункта   4.2.   Программы   Министерством
образования и науки  Республики  Адыгея  было  разработано  и  принято
Кабинетом министров Республики Адыгея Распоряжение от 20.03.03 г.  N54
- Р "О мерах  по  обеспечению  образовательных  учреждений  Республики
Адыгея   земельными  участками".  Общая  площадь  возделываемой  земли
образовательными учреждениями республики в 2003 г. составила 1719 га.,
в  том  числе  общеобразовательными  школами  - 609 га.,  учреждениями
начального профессионального образования - 1110 га.  На летний  период
текущего  года  функционировали  ученические производственные бригады.
Наибольших успехов по ведению  подсобных  хозяйств  добились  следующи
образовательные учреждения:
     - СОШ N 7 п. Новый и СОШ N 8 ст. Келермесской Гиагинского района;
     - СОШ  N  15 с.  Еленовское и СОШ N 9 а.  Уляп Красногвардейского
района;
     - СОШ N 11 а. Ходзь и СОШ N 5 а. Блечепсин Кошехабльского района;
     - СОШ N 8 п. Шунтук и СОШ N 13 п. Цветочный Майкопского района;
     - СОШ N 1 а. Тахтамукай Тахтамукайского района.
     В течение 2002-2003 учебного года в результате проводимой  работы
с   Министерством   образования  Российской  Федерации  осуществлялось
укрепление материальной базы школ,  находящихся на  республиканском  и
муниципальном  бюджетах.  В  июне 2003 года получено и распределено 12
комплектов  спортивного  оборудования  и  инвентаря,   полученные   от
Аппарата  полномочного представителя Президента Российской Федерации в
Южном  федеральном  округе  и  Государственного  комитета   Российской
Федерации по физической культуре и спорту.
     Согласно приказу Министерства  образования  Российской  Федерации
осуществлена  поставка  и  выдача  150  основным  и  средним  (полным4
общеобразовательным школам Республики Адыгея по одному комплекту  (102
книги)    библиотеки   отечественной,   классической,   художественной
литературы, что сделано впервые за последние 10 лет.
     По проекту  "Создание  учебного книгоиздания" все районные органы
управления  образованием  были  оснащены   компьютерами,   принтерами,
сканерами и модемами.
     По проекту  "Эксперимент  по  введению  ЕГЭ"  региональный  центр
обработки информации получил 24 компьютера,  10 принтеров, 10 сканеров
и другую необходимую технику для обработки информации по ЕГЭ.
     Трудно решаемым  вопросом  остается  обновление  школьной мебели.
Наиболее неудовлетворительная ситуация с  обеспеченностью  ученической
мебелью складывается в начальных и неполных средних школах республики,
где по результатам исследований  56  %  от  общего  числа  проведенных
замеров  ученическая мебель не соответствовала санитарно-гигиеническим
требованиям.
 
                              VI. Кадры
 
     Работа по  подготовке  прогноза  потребностей  в   педагогических
кадрах в Республике Адыгея проходит согласно разработанному Адыгейским
республиканским институтом повышения квалификации  плану  мероприятий.
Сведения собираются по направлениям.
     - сбор информации по комплектованию школ педагогическими кадрами;
     - информация о имеющихся вакансиях в школах республики;
     - информация   Комитета   по   статистическому   управлению    по
рождаемости в республике.
     Лаборатория диагностики      и      мониторинга       Адыгейского
республиканского  института  повышения  квалификации  разработала  ряд
анкет и информационных карт,  которые были утверждены членами  рабочей
группы  по  подготовке  прогноза,  и  отосланы во все районы для сбора
необходимых сведений.
     В целях   подготовки   педагогических   кадров   для  республики,
Министерством образования  и  науки  Республики  Адыгея  в  2003  году
заключены   договоры   на  контрактную  целевую  подготовку  кадров  с
Адыгейским государственным  университетом,  Кубанским  государственным
университетом,    Ростовским    государственным    университетом.   На
педагогические специальности по целевому набору в  вышеназванные  вузы
от Республики Адыгея поступило 47 выпускников школ.
     Адыгейский педагогический колледж им.  X. Андрухаева осуществляет
подготовку  специалистов  по  специальностям "Преподавание в начальных
классах" и "Дошкольное образование".
     В 2002-2003 учебном году колледж осуществил выпуск специалистов:
     1) с дополнительной подготовкой в области:
     - русского языка и литературы - 22 чел.
     - английского языка - 6 чел.
     - адыгейского (родного) языка и литературы - 9 чел.
     - психологии - 22 чел.
     - воспитания детей дошкольного возраста - 9 чел.
     - адыгейского языка -10 чел.
     2) со   специализацией  "Преподавание  в  начальной  национальной
школе" - 25 чел.
     3) с    дополнительной    квалификацией   "Воспитание   детей   с
отклонениями в речевом развитии" - 22 чел.
     По специальностям и квалификациям обучение ведется по специальным
программам,   разработанным   в   соответствии    с    Государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования.
     В целях  обеспечения   учреждений   дополнительного   образования
педагогическими  работниками соответствующей квалификации в Адыгейском
государственном университете введены следующие специализации:
     - Лингвистическая и литературоведческая подготовка школьников;
     - Методическая работа в дошкольных учреждениях;
     - Методика преподавания естественно-математических дисциплин;
     - Методика преподавания русского языка;
     - Социально-психологическое развитие личности;
     - Техническая и компьютерная графика;
     - Художественная графика и графическая композиция;
     - Декоративно-прикладное искусство;
     - Методика преподавания изобразительного искусства;
     - Живопись и живописная композиция.
     В 2003   г.   на  базе  учреждений  начального  профессионального
образования    осуществлялись    профессиональная     подготовка     и
переподготовка   незанятого   населения.  Профессиональными  училищами
(лицеями) N 2, 4, 7, 10, 11, 12 заключены договоры на профессиональную
подготовку   и   переподготовку   незанятого  населения  с  городскими
(районными) центрами занятости. Всего обучение прошло 624 человека.
     В целях   повышения  престижа  учительского  труда  Министерством
образования и науки Республики Адыгея был  проведен  конкурс  "Учитель
года  Республики  Адыгея  -  2003".  В  конкурсе  приняли  участие  16
педагогов Республики Адыгея:  9 учителей и 7 педагогов дополнительного
образования - победителей районных и городских конкурсов.
     Республиканский этап включал 6  конкурсов:  "Визитная  карточка",
"Мое  педагогическое  кредо",  "Открытый урок (занятие)",  "Самоанализ
урока  (занятия)"  -  для  педагогов  обеих  категорий;   "Внеклассное
воспитательное    мероприятие"   -   для   учителей;   "Дополнительная
образовательная   программа"   -   для    педагогов    дополнительного
образования;   и  не  входящий  в  общий  зачет  баллов  конкурс  "Мое
увлечение" (хобби-клуб).
     Победителем республиканского  конкурса  "Учитель  года  Адыгеи  -
2003"  стал   Франко   Олег   Анатольевич,   учитель   информатики   и
информационных технологий,  заместитель директора по УВР лицея N 34 г.
Майкопа.  Ему присвоено звание Лауреата премии  Президента  Республики
Адыгея с вручением денежной премии.
     Всем лауреатам и номинантам вручены  ценные  подарки  и  денежные
призы.
     Решением организационного комитета республиканского конкурса:
     - Франко О.  А. принял участие во Всероссийском конкурсе "Учитель
года  России-2003".  Он  награжден   нагрудным   знаком   Министерства
образования Российской Федерации "Учитель года".
     В 2003  г.  финансирование  Республиканской  программы   развития
образования бюджетом Республики Адыгея не было предусмотрено. Денежные
средства,  указанные в докладе, были получены для реализации проектов,
в   которых   принимало   участие  Министерство  образования  и  науки
Республики  Адыгея,  на  условиях   софинансирования   с   федеральным
министерством.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Информация по документу
Читайте также