Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров - Правительства Республики Адыгея от 21.11.1994 № 414

          КАБИНЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                    от 21 ноября  1994 года  N 414

                              г. Майкоп


         О  ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
         САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
         РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ НА 1993-1994 ГОДЫ В ЧАСТИ СОЗДАНИЯ
                       БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА



     Заслушав информацию  о  ходе  выполнения  Комплексной   программы
обеспечения   санитарно-эпидемиологического   благополучия   населения
Республики Адыгея на 1993-1995 годы (далее - Комплексной программы)  в
части   создания   безопасных   условий  труда,  Кабинет  Министров  -
Правительство Республики Адыгея

                      П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

     1. Информацию    Комитета    государственного     санитарно     -
эпидемиологического  надзора  Республики  Адыгея  "О  ходе  выполнения
Комплексной   программы   обеспечения    санитарно-эпидемиологического
благополучия  населения  Республики  Адыгея на 1993-1995 годы" в части
создания безопасных условий труда принять к сведению.
     Отметить недостаточную   работу   министерств,   ведомств,   глав
администраций по выполнению Комплексной программы и обязать их принять
срочные  дополнительные  меры по завершению выполнения всего комплекса
намеченных мероприятий.

     2. Министерству социальной  защиты  населения  и  здравоохранения
Республики   Адыгея  устранить  недостатки  в  работе  по  организации
предварительных и периодических профилактических медицинских  осмотров
трудящихся,  указанные  в  информации  "О  ходе выполнения Комплексной
программы".

     3. Министерствам  и  ведомствам,  руководителям   предприятий   и
организаций  всех  форм  собственности  привести организацию работы по
охране труда  на  предприятиях  в  соответствие  со  статьей  8  Основ
законодательства Российской Федерации об охране труда:
     обеспечить проведение аттестации постоянных  рабочих  мест  до  1
июля   1995   года  в  соответствии  с  постановлениями  Правительства
Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 484 и Кабинета  Министров  -
Правительства  Республики  Адыгея  от  20  июня  1994  года  N  228 "О
проведении  обязательной  сертификации  постоянных  рабочих  мест   на
производственных  объектах,  средств  производства,  оборудования  для
средств коллективной и индивидуальной защиты";
     представить информацию  о ходе выполнения Комплексной программы в
части создания безопасных условий труда к 1 июля 1995 года и 1  января
1996  года  в  Комитет  государственного санитарно-эпидемиологического
надзора Республики Адыгея.

     4. Министерству труда и занятости  населения  Республики  Адыгея,
Министерству  сельского  хозяйства и продовольствия Республики Адыгея,
Управлению по промышленной политике Министерства экономики и  финансов
Республики   Адыгея   представлять   информацию   о   ходе  выполнения
Комплексной программы в части  создания  безопасных  условий  труда  в
Комитет    государственного    санитарно-эпидемиологического   надзора
Республики Адыгея к 15 января и 15 июля ежегодно.

     5. Министерству труда и занятости населения Республики Адыгея  до
1  января  1995  года завершить формирование Государственной инспекции
труда по Республике Адыгея.

     6. Адыгейскому центру стандартизации,  метрологии и  сертификации
ежегодно  утверждать  перечень средств производства,  оборудования для
коллективной  и  индивидуальной  защиты  на  соответствие  требованиям
государственных стандартов.

     7. Комитету     государственного    санитарно-эпидемиологического
надзора  Республики  Адыгея  усилить  контроль  за  ходом   выполнения
Комплексной  программы  и  ежегодно  к 10 февраля докладывать Кабинету
Министров - Правительству Республики Адыгея о ходе ее выполнения.



     Председатель Кабинета Министров -
     Правительства  Республики  Адыгея          А. Джаримов
     г. Майкоп
     от 21 ноября  1994 года
     N 414





     Приложение
     к постановлению Кабинета Министров -
     Правительства Республики Адыгея
     от 21 ноября 1994 года N 414




                            С П Р А В К А
       О  ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ " КОМПЛЕКСНОЙ  ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
       САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО  БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
       РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ НА 1993-1995 ГОДЫ "  В ЧАСТИ СОЗДАНИЯ
                       БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА



     Комплексная программа обеспечения санитарно - эпидемиологического
благополучия  населения  Республики  Адыгея  на  1993 - 1995 годы была
утверждена постановлением Правительства Республики Адыгея N 396 от  29
декабря  1992  года  и  направлена  на  практическую реализацию закона
Российской  Федерации  "О  санитарно-эпидемиологическом   благополучии
населения".
     На оздоровление производственной среды ежегодно предусматривалось
выделять  166,2  млн.рублей,  из-за  отсутствия отчетности фактические
расходы не установлены.
     В Республике Адыгея более 3000 предприятий и организаций,  из них
348 государственных предприятий (108 федеральной собственности,  107 -
республиканской,  133  -муниципальной).  Распределение государственных
предприятий  по  отраслям  следующее:  пищевая  промышленность  -   4,
строительные предприятия - 14,  промышленность строительных материалов
- 2,  сельскохозяйственные предприятия - 53,  автотранспортные  -  39,
бытовое  обслуживание  -  9,  общественное  питание  -  13,  розничная
торговля - 39, оптовая - 1 предприятие и 208 прочие.
     В Республике Адыгея 30 акционерных обществ открытого типа с долей
государственной  собственности  от  10  до  51%.  Список   прилагается
(приложение N 1).
     На предприятиях и организациях республики работает  159,1  тысяча
человек,  из  них  36  тысяч  женщин  (60,3%).  Под влиянием вредных и
опасных для здоровья  фактов  производственной  среды  трудится  31063
человек.  В  1993 г.  в условиях не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам было занято 15653 человека,  из них 8 тысяч женщин (51,1%).  Из
общего  количества  промышленных и сельскохозяйственных предприятий на
34%  предприятий  обнаружено   превышение   вредных   производственных
факторов в 2-15 раз.

+----------------------------------------------------------------+
¦ Параметры рабочей зоны      ¦   Процент нестандартных проб     ¦
+-----------------------------+----------------------------------¦
¦      шум                    ¦               69,7%              ¦
¦      пыль                   ¦               12%                ¦
¦      пары и газы            ¦               11%                ¦
¦      микроклимат            ¦               23,3%              ¦
¦      освещенность           ¦               17%                ¦
+----------------------------------------------------------------+

     Анализ условий    труда    работающих    показал,    что   крайне
неблагоприятные условия труда сохраняются во многих отраслях народного
хозяйства.  Так  в  деревообрабатывающей  промышленности  уровень шума
превышает предельно допустимый уровень (далее  ПДУ  на  10-15  децибел
А(далее    дБА)    на    96%   рабочих   мест,   по   пыли   превышает
предельно-допустимую  концентрацию  (далее  ПДК)  до   8   раз   (А.О.
"Леспроммебель",    "Дружба",    ДОК,    лесокомбинат    "Майкопский",
Гузерипльский  леспромхоз",  кооператив  "Надежда",   Т.О.   "Ариада",
столярные  цеха,  СММП  "Кошехабль"  и  т.д.).  Сварщики  в  различных
отраслях промышленности подвергаются воздействию  аэрозолей  марганца,
концентрация  которого  выше  ПДК  в 2-5 раз (А.О.  "Седин-Тонар-Нарт"
Красногвардейского   района,   завод   им.   Фрунзе,   СМиК,    ДРСУ-8
Тахтамукайского района,  А.О.  "Точрадиомаш",  завод "Станконормаль" и
т.д.).  Содержание хромового ангидрида,  серной кислоты в рабочей зоне
гальваников  превышает  допустимую норму в 1,5-2 раза.  Уровень шума в
станкостроительной промышленности превышает ПДУ на 9-17 дБА  (на  100%
обследованных   рабочих   мест   завод  им.  Фрунзе,  "Станконормаль",
Редукторный завод).  В строительстве  и  производстве  стройматериалов
превышение  по пыли в 6-8 раз на 12 дБА (СМУ-36 фирмы "Адыгпромстрой",
СМиК,  "Нерудстройком" Майкопского района,  Кужорский кирпичный завод,
завод "Энем" Тахтамукайского района,  Комбинат строительных материалов
"Энемский", керамзитный цех Теучежского завода ЖБИ). В воздухе рабочей
зоны аккамуляторщиков пары серной кислоты превышают ПДК в 1,5-3,5 раза
(АО  Консервный  комбинат  "Адыгейский"  Тахтамукайский  район;  ГАПТ,
Транссельхозтехника,   комбинат   нерудных  материалов  Кошехабльского
района;  завод  "Станконормаль",  ДСУ-3  г.  Майкопа;  АО   "Дорстрой"
Тахтамукайского района и т.д. ). У работающих на консервных комбинатах
уровень шума превышает допустимые значения на 10-12 дБА (АО консервный
комбинат   "Адыгейский",   Хатукайский   консервный   завод  и  т.д.).
Работающие  в  сельском  хозяйстве  подвергаются  воздействию  пыли  в
концентрациях      выше     ПДК,     ядохимикатов,     неблагоприятных
микроклиматических факторов, шума, вибрации.
     В сфере    материального    производства    (в    промышленности,
строительстве,  транспорте, связи) число работающих занятых в условиях
не  отвечающих  требованиям  санитарно-гигиенических норм,  составляет
16,3%  от общего количества занятых в этих отраслях, что на 2% выше по
сравнению с 1992 г. Наиболее неблагоприятные условия труда сложились в
лесной  и  деревообрабатывающей  промышленности,   промышленности   по
производству  строительных материалов станкостроении,  на предприятиях
сельского хозяйства,  где около половины работающих занято в  условиях
не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям.
     Основными причинами этого является несовершенство технологических
процессов  и  применение  устаревшего  производственного оборудования,
отсутствие или не эффективная работа системы вентиляции, недостаточное
внимание  вопросам  обеспечения  безопасных  условий труда.  Положение
усугубляется повсеместной ориентацией трудовых коллективов на экономию
средств,  затрачиваемых на охрану труда. Анализ затрат направленных на
улучшение условий труда и обеспечение  его  безопасности,  показывает,
что  в  РА  в  1993 году в расчете на одного работающего израсходовано
средств в 1,6 раза меньше,  чем в 1992г.  Необходимо отметить,  что  в
настоящее   время   в  народном  хозяйстве  республики  на  проведение
организационно-технических мероприятий по  охране  труда,  значительно
ниже  расходов  на  предоставляемые  льготы  и компенсации работникам,
занятым в неблагоприятных условиях труда.

+---------------------------------------------------------------+
¦ Вид затрат (в расчете на 1 работающего)¦  1992    ¦   1993    ¦
+----------------------------------------+----------+-----------¦
¦1. на льготы и компенсации на работу в  ¦ 1,06     ¦  11,7     ¦
¦   неблагополучных условиях труда       ¦          ¦           ¦
¦   ( тыс. руб)                          ¦          ¦           ¦
¦2. на организационно-технические мероп- ¦ 0,3      ¦  1,83     ¦
¦   риятия по охране труда (тыс. руб)    ¦          ¦           ¦
+---------------------------------------------------------------+

     Из приведенных  данных   видно,   что   превышение   затрат   для
предоставления  льгот и компенсаций над затратами по улучшению условий
труда в 1992 г.  составило 3,5 раза,  а в 1993  г.  -  6,4  раза.  Это
говорит  о  том,  что  работодателю  удобнее по утвержденным Спискам и
нормам представлять льготы за  вредные  условия  труда,  вместо  того,
чтобы привести их к норме.
     Однако несмотря на  тяжелое  финансовое  положение  администрация
некоторых  предприятий  изыскивает средства на улучшение условий труда
работающих. Например в г. Майкопе:

     АОЗТ "Станконормаль"   -    ремонт    системы    вентиляции    на
гальваническом  и аккумуляторном участках,  что улучшило условия труда
для 15 человек.

     АОЗТ Завод имени Фрунзе -  директор  Головко  Иван  Васильевич  -
реконструкция  системы  вентиляции  на  малярном  и литейном участках.
Улучшены условия труда для 20 человек.

     АО "Лукойладыгеянефтепродукт" - директор  Дохужев  М.М.  Проведен
ремонт    санитарных-бытовых   помещений,   автозаправочных   станций,
устанавливают кондиционеры, вентиляцию в производственных помещениях.

     ДОК -  пуск  нового  цеха   по   производству   дверных   блоков,
переоборудование    пищевых,   гардеробных,   умывальников   и   т.д.;
приобретение защитных  средств,  приобретение  и  ремонт  сатураторных
установок и т.д.

     АООТ "ДЭШХЫН"  -  введен  в эксплуатацию транспортер для погрузки
ящиков с минеральной водой на автомашины в складе  готовой  продукции,
что улучшило условия труда для 8 человек.

     АООТ "Майкоппромсвязь"  -  улучшены условия труда для 25 человек,
за счет механизации, автоматизации и реконструкции на рабочих местах.

     Комбинат "Майкопхлебпродукт"  -   генеральный   директор   Хагур.
Муниципальная   форма   собственности.   Переоборудована  отопительная
система,  проведена  реконструкция  бытовых   помещений,   установлены
фонтанчики, кондиционеры и т.д.

     АООТ "Майкопский редукторный завод" - генеральный директор Пшизов
Ш.П. - ремонт крыши, полов в цехах, изготовление подмостков.

     Теучежском районе
     -----------------
     МП "Понежукайлес" - директор Жачемук Р.А.
     Теучежский завод  строительных  материалов - генеральный директор
Родин В.И.
     АКХ "Петров" Беретарь М.Г.
     ДРСУ - Яхутль П.И.
     Типография - Хакуй Ю

     Тахтамукайском районе
     ---------------------
     ДРСУ -8 Федеральная форма собственности начальник Ковшаров А.И.
     СМУ "Кубаньгазпром" Федеральная собственность - начальник  Шевчук
А.О.
     АО "Оштен"
     АОЗТ "Интер-Бит" директор Берсиев В.И.

     Не принимают  должных мер по устранению санитарных правонарушений
руководители следующих предприятий и организаций:
     завод СНиК   фирмы   "Адыгпромстрой"   Хуаде  А.Я.,  птицефабрика
"Родниковская" директор Тлевцеруков Р.Ч.; АТП-4 Тахтамукайского района
начальник Ефимов И.К., завод "Гидроконструкция" Тахтамукайского района
- директор Галакуток А.Г.,  АО  "Седин-Тонар-Нарт"  Красногвардейского
района,   Дорожное   ПМК   Гиагинского   района,  сельскохозяйственные
предприятия:   АОЗТ   "Труд"   Гиагинского   района;   АО    "Хатукай"
Красногвардейского района, АКХ "Пшичо" Шовгеновского района и др.
     Серьезной проблемой   для   предприятий    республики    остается
обеспечение   работников   необходимой   спецодеждой,   спецобувью   и
средствами индивидуальной защиты.  Из-за нестабильного  экономического
положения   предприятия   оказывается   от  долгосрочных  договоров  с
поставщиками средств индивидуальной защиты,  что привело  к  ухудшению
обеспечения  ими  работающих  по  сравнению  с  1992  годом.  С  целью
определения качества обеспечения работающих средствами  индивидуальной
защиты  было  обследовано  18 предприятий различных отраслей народного
хозяйства республики.  Данные об обеспеченности работников предприятий
средствами индивидуальной защиты см. таблица N 1.

                                             Таблица N 1.
+---------------------------------------------------------------+
¦                                  ¦ Фактическая обеспеченность ¦
¦         Виды  СИЗ                +----------------------------¦
¦                                  ¦    1992г.   ¦     1993г.   ¦
+----------------------------------+-------------+--------------¦
¦1. Теплая зимняя спецодежда       ¦    80%      ¦     72%      ¦
¦2. Брезентовая спецодежда для     ¦    98%      ¦     96%      ¦
¦   сварщиков                      ¦             ¦              ¦
¦3. Спецодежда для защиты от кислот¦    83%      ¦     93%      ¦
¦   и щелочей                      ¦             ¦              ¦
¦4. Спецодежда для защиты от нефти ¦    60%      ¦     63%      ¦
¦   и нефтепродуктов               ¦             ¦              ¦
¦5. Руковицы                       ¦    98%      ¦     82%      ¦
¦6. Спецобувь                      ¦    86%      ¦     85%      ¦
¦7. Средства защиты органов дыхания¦    65%      ¦     51%      ¦
+---------------------------------------------------------------+

     Сроки выдачи  и  замены  спец.  одежды на большинстве предприятий
нарушаются.  В  республике  имеют   место   случаи   производственного
травматизма   из-за   неприменения   или   плохого   качества  средств
индивидуальной защиты.  Так в 1992 году по этим причинам произошло  33
несчастных случая,  в 1993 г.  - 45, при общем количестве около 1 тыс.
несчастных случаев ежегодно.
     Неудовлетворительные условия   труда,  нарушение  правил  техники
безопасности,  отсутствие  организации  и  должностного  контроля   за
безопасностью  труда  являются  основными  причинами  высокого  уровня
производственного травматизма и заболеваемости.
     В 1993  г.  в  Республики  Адыгея  произошло около 800 несчастных
случаев на производстве,  в результате которых 15 человек погибло,  33
человека стали инвалидами.
     Данные о производственном травматизме см. таблицу N 2.
     Анализ производственного травматизма показывает,  что в 1993 году
в сравнении с 1992 годом произошел рост частоты несчастных  случаев  в
целом  по народному хозяйству на 26,7%,  в строительных организациях -
на 59,4%,  в сельском хозяйстве на 46%. Это в первую очередь связано с
ликвидацией  в  этих  отраслях  и  на предприятиях служб охраны труда,
резким снижением  контроля  за  действиями  рабочих  на  производстве,
отсутствием должного обучения и инструктирования по безопасным методам
труда,    формальным    расследованием    случаев    производственного
травматизма.
     В 1993 году  по  причине  снижения  трудовой  и  производственной
дисциплины,  отсутствия  должного контроля со стороны руководителей за
соблюдением правил ТБ в республике произошло около 70% всех несчастных
случаев. Более 20% несчастных случаев в 1993 году произошло по причине
эксплуатации технических  неисправных  станков,  машин  и  механизмов,
из-за  несвоевременной  замены устаревшего оборудования,  сроки службы
многих станков,  машин и механизмов превышает нормативные в 2 и  более
раз.  По  имеющимся  данным  новое  оборудование  было  установлено на
следующих предприятиях:
     Кошехабльский район - молзавод,  АО "Адыгплодопереработка",  СММП
"Кошехабль", г. Майкоп - АО молкомбинат "Адыгейский", Теучежский район
-   МП   "Понежукайлес",   на   6  ремонтно  технических  предприятиях
республики. Что улучшило условия труда для 504 человек.
     В 70   хозяйствах   республики   внедрена   технология   внесения
минеральных удобрений и высокопроизводительные опрыскивающие установки
(ПОМ-630,  ОПШ-15),  что  создало  нормальные  условия  труда  для  70
человек.
     Особую тревогу  вызывают  предприятия мелкого и среднего бизнеса,
частной фирмы собственности,  где занято около 32 тысяч  человек.  Эти
предприятия,  в  большинстве  случаев,  размещены  в неприспособленных
неотапливаемых  и  зачастую  в   подвальных   помещениях   с   грубыми
нарушениями     санитарно-гигиенических     правил.    Эксплуатируемое
оборудование,  в основном имеет  большой  износ,  зачастую  кустарного
изготовления.   Учет  случаев  производственного  травматизма,  анализ
заболеваемости  с  временной  утратой  трудоспособности   (даже   ВУТ)
работающих на большинстве предприятий не проводится.
     Уровень заболеваемости с  временной  утратой  трудоспособности  в
1993  году составил по Республике Адыгея 46,5 случая на 100 работающих
и  600,3  дня  нетрудоспособности.  Анализ  динамики  показателей   за
последние  5  лет свидетельствует о том,  что уровень заболеваемости с
ВУТ у работающих республики имеет тенденцию к снижению.
      1988 год  -  61,1  случая и 740,6 дней нетрудоспособности на 100
работающих.
      1989 год  -  60,7  случая и 753,5 дней нетрудоспособности на 100
работающих.
      1990 год  -  62,0  случая и 793,4 дней нетрудоспособности на 100
работающих.
      1991 год  -  62,5  случая и 789,3 дней нетрудоспособности на 100
работающих.
      1992 год  -  55,7  случая и 756,4 дней нетрудоспособности на 100
работающих.
      1993 год  -  46,5  случая и 600,3 дней нетрудоспособности на 100
работающих. (приложение N 2).

     Однако снижение  уровня  заболеваемости   среди   работающих   за
последние  3  года можно объяснить нестабильностью работы предприятий,
не полным учетом случаев заболеваемости.  Заболеваемость  с  временной
утратой  трудоспособности среди работающих в промышленности составляет
64,7 случая  и  757  дней  нетрудоспособности  на  100  работающих,  в
сельском  хозяйстве  -  45,17  случаев и 661,3 дней на 100 работающих.
Заболеваемость работающих в фермерских и  крестьянских  хозяйствах  не
известна.   В   структуре   заболеваемости   наибольший  удельный  вес
составляют болезни органов дыхания - 38,7% всех случаев и 22,3% общего
числа дней нетрудоспособности. На втором месте болезни костно-мышечной
системы - 13,7%  случаев и 13,6%  дней нетрудоспособности. В 1993 году
возросло  количество  заболевание  нервной  системы и органов чувств -
7,1% случаев и 6,7 дней нетрудоспособности.
     Наиболее высокий уровень заболеваемости с ВУТ отмечается:
     на предприятиях  поселка  Яблоновский  -  91,4  случая   на   100
работающих   и  1282,7  дня  нетрудоспособности  (консервный  комбинат
"Адыгейский"  100,9  случая   на   100   работающих   и   1548,4   дня
нетрудоспособности;  АП  "Агроспецмонтаждеталь"  - 86,5 случая и 890,6
дня нетрудоспособности;  АО "Оштен" - 73,4 случая на 100 работающих  и
715,96 дня нетрудоспособности и т.д.); в Тахтамукайском районе высокая
заболеваемость  регистрируется  также  на  заводе   "Гидроконструкция"
поселка   "Энем"   (117,3   случаев   на   100   работающих  и  1281,3
нетрудоспособности);  Красногвардейский район - АО  "Седин-Топар-Нарт"
(автотранспортное  предприятие)  -  120,8  случая  на 100 работающих и
1173,0  дней  нетрудоспособности;  в  г.  Майкопе  наибольший  уровень
заболеваемости   отмечается   на   предприятиях   деревообрабатывающей
промышленности - 86,4 случая и 1097,6 дней нетрудоспособности  на  100
работающих,  на  втором  месте  строительные  организации,  на третьем
автотранспортные.
     Прямым следствием     неудовлетворительных     условий     труда,
недостаточным обеспечением работающих  защитными  средствами  является
рост  профессиональной  заболеваемости.  В 1990-1993 гг.  в республике
было зарегистрировано 17 случаев профессиональных заболеваний.  В 1993
году  было  зарегистрировано  2  случая (завод имени Фрунзе,  СМУ - 35
"Адыгпромстрой",  за 9 месяцев 1994 года 3 случая (завод имени Фрунзе,
Майкопское управление буровых работ, СХКП "Нива" Майкопского района).

+---------------------------------------------------------------+
¦         Годы             ¦  1990   ¦  1991  ¦  1992  ¦  1993  ¦
+--------------------------+---------+--------+--------+--------¦
¦ Количество случаев на    ¦   0,3   ¦  0,7   ¦  0,1   ¦  0,1   ¦
¦ 10000 работающих         ¦         ¦        ¦        ¦        ¦
+---------------------------------------------------------------+

     В структуре профессиональных заболеваний преобладают  заболевания
опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, вибрационная болезнь.
     В Республике Адыгея  на  1  января  1994  года  впервые  признано
инвалидами  3986  человек,  из них 1490 трудоспособного возраста,  что
составляет 37,3%.  Из общего числа инвалидов 1864 женщины,  из них 489
трудоспособного возраста - 26,2%.
     Количество инвалидов городского населения Республики Адыгея  2544
человека - 63,8% от общего числа признанных инвалидами и 1442 человека
(36,2%) - сельского населения.
     В структуре инвалидности:
     11,6% (461 человека ) - инвалиды 1 группы;
     77,1% (3074 человека ) - инвалиды 2 группы;
     11,3% (451 человека ) - инвалиды 3 группы. (приложение N 3).
     В следствие  трудового  увечья  или профессионального заболевания
инвалидами признано  50  человек,  вследствии  аварии  на  ЧАЭС  -  78
человек,  из числа военнослужащих - 163 человека, инвалиды с детства -
147 человек.
     Среди причин  выхода на инвалидности на 1 месте - болезни системы
кровообращения, на 2 - злокачественные новообразования, на 3 - болезни
нервной  системы  и  органов  чувств  и психические расстройства,  4 -
травмы.
     На предприятиях рабочие места для инвалидов не организованы.
     В Республике Адыгея не создан профилактический центр, не в полном
объеме    проводятся   профилактические   медицинские   осмотры   лиц,
контактирующих  с  вредными  производственными   факторами.   Не   все
специалисты  участвующие  в  медицинских  осмотрах  прошли специальную
подготовку  по   вопросам   профессиональной   поталогии,   не   имеют
необходимую   нормативно-техническую   документацию,   не   знакомы  с
Требованиями  приказа  N  555  Министерства  здравоохранения  СССР  от
29.09.89  г.  -  отсюда нарушения:  состава специалистов участвующих в
медицинских   осмотрах,   набор    лабораторных    и    функциональных
исследований, работающих с профессиональными вредностями не полный. Не
проводятся исследования  вестибуляторного  аппарата,  аудиометрические
исследования,   динамометрия,   функция  внешнего  дыхания,  жизненная
емкость    легких,    холодовая    проба,    проверка     вибрационной
чувствительности,  АЛТ,  колинэстерозы в плазме крови,  ртути в моче и
т.д.,  что сказывается на качестве проведения  медосмотра  и  не  дает
возможности  объективно оценить состояние здоровья работающих.  В 1993
году  периодическими  медицинскими  осмотрами  было  охвачено  70%  от
количества  подлежащих  профосмотрам.  Врачи участвующие в медицинских
осмотрах формально  подходят  к  этой  работе,  не  используют  данные
лабораторных функциональных исследований (кроме рентгенографии,  общих
анализов крови,  мочи) при  выдачи  заключения  о  состоянии  здоровья
работающих. Все выше названные снижают выявление ранней профпатологии.
     Неудовлетворительными темпами выполняется "Комплексная  программа
обеспечения   санитарно-эпидемиологического   благополучия   населения
Республики Адыгея на 1993-1995 годы"  в  части  проведения  аттестации
рабочих  мест.  В  1993  году было аттестовано 3038 рабочих мест,  что
составляет 5,7%, улучшены условия труда для 812 человек (5,2% от числа
работающих    в   условиях   не   отвечающих   санитарно-гигиеническим
требованиям).  В 1994 году аттестация  была  проведена  только  на  18
предприятиях республики. Не проводится аттестация рабочих мест с целью
создания безопасных  условий  труда  для  работающих  на  предприятиях
Шовгеновского, Красногвардейского, Кошехабльского районов.
     Администраций предприятий неудовлетворительно  проводится  работа
по  созданию  безопасных условий труда для работающих.  Практически не
выполняется распоряжение Президента N 18 от 24  февраля  1992  года  о
проведении аттестации рабочих мест с целью создания безопасных условий
труда.  Не выполнение данного распоряжения  отрицательно  скажется  на
выполнении Постановления Кабинета Министров - Правительства Республики
Адыгея  N  228  от  20  июня  1994  года  "О  проведении  обязательной
сертификации  постоянных  рабочих  мест  на производственных объектах,
средств  производства,  оборудования  для   средств   коллективной   и
индивидуальной защиты".
     Главы администрации  районов  и  города   Майкопа,   руководители
Комитетов  не  владеют  информацией  о  ходе  реализации  "Комплексной
программы   обеспечения   санитарно-эпидемиологического   благополучия
населения  Республики  Адыгея  на  1993-1995  годы"  в  части создания
безопасных условий  труда  для  работающих.  Руководители  большинства
предприятий не знакомы с данными документами.
     Причиной крайне  медленного  выполнения  Комплексной   программы,
обеспечения   санитарно-эпидемиологического   благополучия   населения
Республики  Адыгея   на   1993-1995   годы   явилась   недостаточность
финансирования   и   отсутствие   должного  внимания  у  руководителей
министерств и ведомств.

                             В Ы В О Д Ы

     В Республике  Адыгея  10,4%  от  общего   количества   работающих
трудятся в условиях не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям,
на 34%  промышленных и  сельскохозяйственных  предприятий  (из  общего
количества  предприятий)  обнаружено  превышение  предельно-допустимых
концентраций вредных веществ.  Ухудшение условий труда привело к росту
производственного  травматизма  на  26,7%  по  сравнению с 1992 годом.
Прямым  следствием   неудовлетворительных   условий   труда   является
профессиональная   заболеваемость.   В  1990-1993  годы  в  республике
зарегистрировано 17 случаев, в 1994 году уже 3 случая профессиональной
патологии.   Не   ритмичная  работа  и  тяжелое  финансовое  положение
предприятий привело к распаду системы  охраны  здоровья  на  объектах,
системы  внутриведомственного  контроля за условиями труда работающих,
сокращению  ассигнований  на  улучшение  условий  труда.   Практически
прекращена   работа  по  проведению  аттестации  рабочих  мест,  резко
снизилась    возможности    предприятий    по     обновлению     парка
производственного   оборудования,  ухудшилось  обеспечение  работающих
средствами индивидуальной защиты и спецодеждой. Положение усугубляется
ориентацией  трудовых коллективов на экономию средств затрачиваемых на
охрану  труда.  Затраты   на   проведение   организационно-технических
мероприятий  значительно  ниже  расходов  на  предоставляемые льготы и
компенсации за работу во вредных  условиях.  Особую  тревогу  вызывают
предприятия  мелкого и среднего бизнеса.  Плохо организована работа по
проведению профилактических медицинских осмотров.  Врачи участвующие в
медицинских  осмотрах формально подходят к этой работе.  Не используют
данные лабораторно-функциональных исследований  (кроме  R-графических,
флюрографических, общего анализа крови и мочи) при выдачи заключений о
состоянии здоровья работающих,  что  не  дает  возможность  объективно
оценить  состояние  здоровья  и  снижает  выявляемость  заболеваний на
ранних  стадиях  развития.  Отсюда   запущенные   формы   заболеваний,
инвалидность.  Анализ  заболеваемости  проводится не на всех объектах,
показатели   заболеваемости   по   данным    статистического    отдела
Республиканской  больницы  не достоверны (анализируется заболеваемость
только  по   предприятиям   сдавшим   отчет   о   причинах   временной
нетрудоспособности  по форме 16-ВН,  остальные предприятия в расчет не
принимаются).
     Администрации районов  и  города  Майкопа  недостаточно  внимания
уделяют вопросам создания безопасных условий труда для работающих.



     Председатель Комитета
     Госсанэпиднадзора Республики Адыгея          А.Х. Агиров







Информация по документу
Читайте также