Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров - Правительства Республики Адыгея от 17.04.1995 № 121

 
                                                     
                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                   ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

                    от 17 апреля 1995 год   N 121

                               г.Майкоп


               О ДОКЛАДЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
               НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ "О СОСТОЯНИИ
               ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ ЗА 1994
                                 ГОД"


     Заслушав и  обсудив  доклад  Министерства   труда   и   занятости
населения  Республики  Адыгея  "О  состоянии охраны труда в Республике
Адыгея за 1994 год" Кабинет Министров-Правительство Республики  Адыгея
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Принять   к  сведению  доклад  "О  состоянии  охраны  труда  в
Республике Адыгея за 1994 год" (далее - доклад).

     2. Направить    доклад    министерствам,    ведомствам,    главам
администраций городов и районов Республики.

     3. Руководителям  министерств  и  ведомств  рассмотреть состояние
охраны   труда   в   подведомственных    предприятиях,    учреждениях,
организациях   и   принять  неотложные  меры  к  устранению  имеющихся
нарушений законодательства о труде и охране труда.

     4. Министерству труда и занятости населения Републики  Адыгея,  в
целях   обеспечения   взаимодействия   и   осуществления   координации
деятельности министерств, ведомств, органов государственного надзора и
котроля  в  области  охраны  труда  подготовить  и  внести  в  Кабинет
Министров-Правительство Республики Адыгея предложения  об  образовании
Межведомственной комиссии по охране труда Республики Адыгея.



     Председатель Кабинета Министров-
     Правительства Республики Адыгея          А. Джаримов
     г.Майкоп
     от 17 апреля 1995 год
     N 121






                             Д О К Л А Д

             о состоянии охраны труда в Республике Адыгея
                             за 1994 год

                         1.  В в е д е н и е

     Охрана труда -  это  система  обеспечения  безопасности  жизни  и
здоровья  работников  в  процессе  трудовой  деятельности,  включающая
правовые,     социально-экономические,     организационно-технические,
санитарно-гигиенические,  лечебно-профилактические  и реабилитационные
мероприятия.
     Основами законодательства  Российской  Федерации об охране труда,
принятыми Верховным Советом Российской Федерации 6 августа 1993  года,
впервые   определены  основные  принципы  государственной  политики  в
области  охраны  труда,  главным  из  которых  является:  признание  и
обеспечение  приоритета  жизни  и  здоровья  работников по отношению к
результатам производственной деятельности.
     В период  перехода  экономики  к социально-ориентированному рынку
вопросы  создания  нормальных  условий   труда   и   обеспечение   его
безопасности имеют особо принципиальное значение.  В настоящее время в
народном  хозяйстве  Республики  Адыгея  постоянно   существует   риск
возникновения несчастных случаев на производстве,  аварий техногенного
характера,  приводящих  к  травмированию  и  гибели   людей,   большим
материальным потерям.

                     2. Управление охраной труда

     Формирование новых   социально-экономических  и  производственных
отношений,  перестройка  структуры  управления  народным   хозяйством,
широкая  самостоятельность хозяйствующих субъектов,  изменение функций
профсоюзов требуют новых форм и методов организации работы  по  охране
труда. Как известно, с 1933 года управление охраной труда осуществляли
профсоюзы.
     Основами законодательства  Российской Федерации об охране труда и
рядом  постановлений  Правительства   Российской   Федерации   функции
государственного  управления охраной труда в настоящее время возложены
на Министерство труда Российской Федерации.
     Государственное управление охраной труда заключается в реализации
основных направлений государственной политики в области охраны  труда,
разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области,  а
также требований к средствам производства,  технологиям и  организации
труда, гарантирующим работникам здоровые и безопасные условия труда.
     В целях  реализации  государственной  политики  по  охране  труда
Указом   Президента   Республики   Адыгея   от   6.01.94   г.   N2  "О
государственном управлении охраной труда в Республике Адыгея"  функции
государственного  управления  охраной  труда  на территории Республики
возложены на  Министерство  труда  и  занятости  населения  Республики
Адыгея. При реформировании Кабинета Министров-Правительства Республики
Адыгея в структуре Министерства труда и занятости населения Республики
Адыгея  было  предусмотрено создание Управления охраны труда.  Однако,
из-за  отсутствия  средств  в  бюджете  Республики   управление   было
образовано на базе отдела государственной экспертизы условий труда без
дополнительного увеличения численности работников.
     В связи    с   формированием   рыночных   отношений,   появлением
многообразия  форм  собственности,  изменением  функций   министерств,
ведомств,     профсоюзов     практически     распалась     действующая
централизованная система  управления  охраной  труда,  что  привело  к
снижению  качества  организации работы по охране труда на всех уровнях
управления.  В  отраслях  и  территориях  Республики  практически   не
организовано   обучение   и   проверка  знаний  по  охране  труда,  не
осуществляется внутриведомственный контроль, повсеместно ликвидируются
или   сокращаются   службы   охраны   труда,  а  на  вновь  образуемых
предприятиях негосударственных форм собственности, они как правило, не
создаются.   В   настоящее   время   в  промышленности  обеспеченность
специалистами по  охране  труда  составляет  лишь  16,5%.  Отраслевыми
министерствами,    ведомствами   и   объединениями   предприятий,   за
исключением    некоторых,    не    выполняются    требования     Основ
законодательства  Российской  Федерации  об  охране труда о создании в
своей структуре служб охраны труда  в  обязательном  порядке.  В  этих
условиях   большинство   предприятий  Республики  Адыгея  не  получают
необходимую   организационную   помощь   и    информацию    о    новых
законодательных и нормативных актах по охране труда.
     Складывающееся положение с управлением и организацией  работы  по
охране труда негативно сказывается на состоянии условий труда,  уровне
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
     С целью  изменения  сложившегося  положения  в  Республике Адыгея
приняты определенные меры.
     В 1994  году  разработана Программа Республики Адыгея по охране и
улучшению условий труда на 1995-1997 гг (далее -  Программа),  которая
утверждена  постановлением Кабинета Министров-Правительства Республики
Адыгея от 20.02.95 г N 61 и предусматривающая мероприятия по следующим
основным направлениям:
     законодательное и нормотворческое обеспечение охраны труда;
     создание системы государственного управления охраной труда;
     организационно-техническое обеспечение               профилактики
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
     Реализация мероприятий Программы,  направленных в конечном  итоге
на создание здоровых и безопасных условий труда,  должна дать,  прежде
всего,  социальный эффект, а также проявиться в экономическом плане за
счет  сокращения непроизводительных потерь рабочего времени,  доплат и
компенсаций за ущерб здоровью и за работу во вредных  условиях  труда,
уменьшения   расходов   на  лечение  и  реабилитацию  пострадавших  на
производстве.
     С целью  установления  единого порядка обучения и проверки знаний
по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и
организаций    принято    соответствующее    постановление    Кабинета
Министров-Правительства Республики  Адыгея  от  16.01.95  г  N  14.  В
настоящее  время  на базе Адыгейского республиканского центра развития
образования  проводится  подготовительная   работа   для   организации
обучения и проверки знаний по охране труда.
     В 1994 году были приняты меры по  созданию  законодательной  базы
Республики  по  охране  труда.  С  этой  целью  Министерством  труда и
занятости населения Республики Адыгея был  подготовлен  проект  Закона
Республики  Адыгея  "Об  охране  труда",  направленный  на обеспечение
единого порядка регулирования отношений в области охраны труда.
     В развитие  Основ законодательства Российской Федерации об охране
труда  в  законопроекте  применительно  к  условиям   Республики   был
конкретизирован  ряд  статей,  расширена  сфера  его  действия.  После
рассмотрения на XV сессии Законодательного Собрания (Хасэ)- Парламента
Республики Адыгея данный законопроект дорабатывается.

              3. Состояние условий и безопасности труда

     В последнее  время  в  условиях  экономического  спада  и  низкой
управляемости  народным  хозяйством  значительно  ослабло  внимание  к
вопросам  охраны  труда  со  стороны  государственных  и хозяйственных
органов всех уровней управления Республики.
     В 1994  году  в Республике произошло в целом дальнейшее ухудшение
состояния охраны труда.
     Сложившееся положение обусловлено,  прежде всего,  низким уровнем
технической оснащенности отдельных производств, применением устаревших
технологий,  высокой изношенностью машин,  механизмов,  оборудования и
других основных производственных фондов. На 1.01.95 года износ машин и
оборудования  в  основном  производстве Республики составил 55,2%.  Во
всех отраслях происходит снижение затрат на улучшение условий труда.
     В 1994  году  в расчете на одного работающего израсходовано таких
средств в 1,23 раза меньше, чем в 1993 году.
     По этой  причине  на предприятиях Республики трудится в условиях,
не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам около 15 тыс.  человек, в
том числе 8 тыс. женщин.
     Структура занятости   работающих   в   неблагоприятных   условиях
основных отраслей приведена в таблице 1.

                                                   Таблица 1.
-----------------------------------------------------------------
NN!                  !Занято в условиях, не отвечающих санитарно-
пп!                  !гигиеническим нормам, в процентах к общей
  !   Отрасли        !         численности работников
  !                  !-------------------------------------------
  !                  ! на 1.01.93г ! на 1.01.94г ! на 1.01.95 г
-----------------------------------------------------------------
1. Промышленность          20,5         21,5           17,1
   всего, %
   в т.ч. женщин, %        20.9         17,1           15,6
2. Строительство            3,5          3,0            3,7
   всего, %
   в т.ч. женщин, %         1,1          1,3            1,0
3. Транспорт всего, %       1,5          1,9           10,3
   в т.ч. женщин, %         1,0          4,8            2,3
4. Связь всего, %           1,3          6,0            1,8
   в т.ч. женщин, %         1,1          7,7            1,2
   --------------------------------------------------------------
   В С Е Г О, %            14,3         16,3           12,6
   в т.ч. женщин           16,5         14,5           12,5
-----------------------------------------------------------------
     Из приведенных  данных видно,  что в 1994 году в сравнении с 1993
годом  в  указанных  отраслях  произошло  снижение  числа  занятых   в
неблагоприятных условиях на 3,7%.
     Однако, как  показывают  проверки,  это  произошло  не  за   счет
кардинального улучшения условий труда,  а,  в первую очередь,  за счет
сокращения численности работающих в целом и в том числе -  занятых  во
вредных и неблагоприятных условиях труда.
     Особенно неблагоприятные  условия  труда   остаются   в   лесной,
деревообрабатывающей и текстильной промышленности,  в машиностроении и
производстве  стройматериалов,  где  в  неудовлетворительных  условиях
трудится от 20% до 35% работающих.
     Основными вредными  производственными   факторами,   оказывающими
вредное  воздействие на организм работающих,  являются шум,  вибрация,
пыль,  газы и пары,  тепловое и ультрафиолетовое излучения и некоторые
другие.
     Инструментальные замеры,  проведенные на предприятиях в 1994 году
показывают,  что  из  всех обследованных рабочих мест не соответствуют
санитарно-гигиеническим нормам:  по шуму - 54,9%,  по вибрации - 0,4%,
по освещенности - 10%, по микроклимату - 12%.
     В соответствии   с   постановлением   Правительства    Российской
Федерации от 6.05.94 г N 485 и соответствующего постановления Кабинета
Министров-Правительства Республики Адыгея  от  20.06.84  г  N  228  "О
проведении   обязательной  сертификации  постоянных  рабочих  мест  на
производственных  объектах,  средств  производства,  оборудования  для
средств  коллективной  и  индивидуальной  защиты"  и  в целях создания
здоровых  и  безопасных  условий  труда  в  течение  1995-1998  гг   в
Республике   будет  проведена  сертификация  рабочих  мест  и  средств
производства на соответствие требованиям охраны труда.
     Сертификация рабочих мест будет проводиться исходя из результатов
аттестации  рабочих  мест  по  условиям  труда.  Министерством   труда
проведена  подготовительная  работа:  собраны  перечни  рабочих  мест,
подлежащих  сертификации  в  1995  году.  При  этом  на   предприятиях
Республики   наименования   профессий   приведены   в  соответствие  с
требованиями Единых тарифно-квалификационных справочников.
     В настоящее    время    из-за   отсутствия   средств,   а   также
соответствующих служб на предприятиях  Республики  неудовлетворительно
проводится  аттестация рабочих мест по условиям труда.  На большинстве
предприятий сроки проведения аттестации (не реже 1 раза в 3  года)  не
выдерживаются,  не  проводится  исследование  всех  вредных  факторов,
имеющих место в технологических процессах и на рабочих местах.  В 1994
году  произошло  до  минимума сокращение работников промсанлабораторий
предприятий, которые должны осуществлять инструментальные исследования
состояния  условий труда на рабочих местах.  Такое положение негативно
отразится на результатах сертификации  рабочих  мест  на  соответствие
требованиям охраны труда.
     В 1994 году на промышленных  предприятиях  Республики  около  500
человек  в  процессе труда испытали физические перегрузки.  Наибольшее
количество работающих тяжелым физическим трудом  занято  в  газовой  и
пищевой     промышленности,    в    строительстве    и    производстве
стройматериалов.
     Как показывают       проверки,      на      ряде      предприятий
деревообрабатывающей, текстильной и пищевой промышленности допускается
привлечение  женщин  к  работам  по перемещению тяжестей,  значительно
превышающих предельно допустимые нагрузки для женщин.  В этих отраслях
не  приняты  меры  по  внедрению  новых  норм нагрузок при перемещении
тяжестей женщинами вручную, установленных постановлением Правительства
Российской Федерации от 6.02.93 г N 105.
     Практически на всех предприятиях допускаются случаи  эксплуатации
оборудования,   машин   и   механизмов,   не   отвечающих  требованиям
безопасности и потенциально угрожающих жизни  и  здоровью  работников.
Только  в промышленности на таком оборудовании в 1994 году было занято
около 600 человек или 2,4 %  от всех работающих  в  отрасли.  Наиболее
неблагополучными    в    этом   отношении   является   машиностроение,
деревообрабатывающая, пищевая и некоторые другие отрасли.
     Из-за высокой  изношенности  основных  фондов,  несвоевременности
проведения профилактических  ремонтов  практически  во  всех  отраслях
допускается   эксплуатация   оборудования,   машин  и  механизмов  без
соответствующих защитных,  ограждающих и блокирующих устройств.  Такие
нарушения  выявлены  при эксплуатации дерево-и металлообрабатывающего,
сварочного  оборудоания,  грузоподъемных  механизмов  и  сельхозмашин.
Практически  на всех предприятиях Республики из-за низкой квалификации
обслуживающего персонала нарушаются правила электробезопасности.
     На каждом     втором    предприятии,    проверенном    Адыгейской
республиканской технической инспекцией,  состояние безопасности  труда
было  признано  неудовлетворительным.  В  1994  году  при эксплуатации
объектов повышенной  опасности  произошло  5  аварий  (взрывы  котлов,
падение   грузоподъемных   кранов),   в   результате  которых  нанесен
материальный ущерб и лишь по чистой случайности не пострадали люди.
     Особую тревогу  вызывают предприятия частной формы собственности,
на  которых  трудится  более  32  тысяч  человек.  Эти  предприятия  в
большинстве  случаев  размещены  в  старых ветхих помещениях с грубыми
нарушениями  санитарных   норм   и   правил   пожарной   безопасности.
Эксплуатируемое оборудование имеет большой износ,  зачастую кустарного
изготовления.  Работники  таких  предприятий   не   обеспечиваются   в
соответствии с нормами средствами индивидуальной защиты,  необходимыми
санитарно-бытовыми помещениями. На этих предприятиях тысячи работников
по существу лишены права на здоровые и безопасные условия труда.

          4. Характеристика производственного травматизма и
                            заболеваемости

     Неудовлетворительные условия  труда,  отсутствие  организации   и
должного   контроля  за  безопасностью  труда,  нарушение  трудовой  и
технологической  дисциплины  являются  основными  причинами   высокого
уровня производственного травматизма и заболеваемости в Республике.
     Согласно государственной статистической отчетности в 1994 году на
предприятиях  произошло  415  несчастных  случаев  на производстве,  в
результате которых 17 человек погибли,  45 человек  стали  инвалидами,
материальные  последствия  несчастных  случаев  составили  71925  тыс.
рублей.
     Анализ производственного    травматизма   с   летальным   исходом
показывает,  что в 1994 году в сравнении с 1993  годом  произошел  его
рост  на  6,3%.  При  этом  почти  в  2  раза возросло количество лиц,
погибших  в  состоянии  алкогольного  опьянения.  Основными  причинами
травматизма со смертельным исходом также явились:  отсутствие контроля
со стороны должностных лиц за состоянием охраны  труда  (41%),  низкая
обученность пострадавших безопасным методам труда (24%).
     Данные о  состоянии  производственного  травматизма  в   народном
хозяйстве  согласно государственной статотчетности приведены в таблице
2.
                                                Таблица 2.
-----------------------------------------------------------------
NN!    Показатели                 !        Г о д ы
пп!                               ! -----------------------------
  !                               !  1992     ! 1993    ! 1994
-----------------------------------------------------------------
1. Число пострадавших, чел.           792        799       415
   в т.ч. со смертельным исходом,      10         16        17
   чел.
2. Показатель частоты случаев в       7,0        8,8       5,1
   расчете на 1000 работающих, Кч
3. Показатель тяжести травм, Кт      31,7       29,8      27,4
-----------------------------------------------------------------
     Из приведенных  данных  следует,  что  в  1994   году   произошло
некоторое   снижение   средних  показателей  общего  производственного
травматизма.
     Однако, проверки   предприятий   показывают,   что   в  целом  по
Республике в  1994  году  сохранялась  тенденция  ухудшения  состояния
охраны труда.
     Изучение состояния производственного травматизма говорит  о  том,
что наиболее тревожное положение складывается в сельском хозяйстве, на
предприятиях   пищевой   и    перерабатывающей    промышленности,    в
строительстве, на автотранспорте, где показатели травматизма превышают
среднереспубликанские в 1,5-3 раза,  а на предприятиях  частной  формы
собственности - в 3,5 раза.
     Анализ причин травматизма за 1994 год показывает, что 58% случаев
произошли  из-за  отсутствия  контроля  должностных  лиц за состоянием
охраны труда,  24%  случаев произошли по причине  неудовлетворительных
знаний пострадавшими правил и инструкций по охране труда,  18% случаев
произошли из-за эксплуатации технически неисправного оборудования.
     Изучение материалов    расследований    несчастных   случаев   на
производстве  свидетельствует,  что  в  70%  случаев  обвиняются  сами
пострадавшие,   в   50%   случаев  в  целях  профилактики  травматизма
намечаются только организационные мероприятия при явной  необходимости
выполнения технических мероприятий. Тем самым экономятся средства и не
устраняются действительные причины несчастных случаев.
     Наглядным примером этого является случай, происшедший на арендном
предприятии  "Ретон",  специализирующемся  на  производстве   стеновых
блоков.   При   очистке  чаши  бетоносмесителя  от  застывшего  бетона
произошло самовыключение агрегата и  рабочий,  производивший  очистку,
получил  при  этом тяжелые увечья,  стал инвалидом.  В мероприятиях по
недопущению  подобных  случаев   предлагается   провести   внеплановый
инструктаж,  тогда  как в данном случае необходимо техническое решение
по обеспечению безопасности при  выполнении  работы  по  очистке  чаши
бетоносмесителя.
     С целью создания видимого благополучия отдельные предприятия идут
по пути скрытия производственных травм.  Так в АО "Точрадиомаш",  АООТ
"Льнокорд",  АООТ "Майкопский редукторный завод",  АО  "Картонтара"  и
других  в  1994  году  было  скрыто от 3 до 7 несчастных случаев,  что
составляет половину всех происшедших на этих предприятиях случаев.  По
такому   пути   идут   практически   все   предприятия  частной  формы
собственности.
     Как правило,   скрытые  несчастные  случаи  не  расследуются,  не
устанавливаются истинные причины травматизма,  не принимаются меры  по
их профилактике.
     Существенное влияние на состояние  показателей  производственного
травматизма  оказывает  скрытая  безработица.  В  1994 году по причине
занятости работников неполный  рабочий  день,  а  также  нахождения  в
вынужденных  отпусках  отсутствовали на работе около 30 тыс.  человек,
которые оставались в среднесписочной численности предприятий.
     Необходимо отметить,   что   государственную   статотчетность   о
пострадавших при  несчастных  случаях  на  производстве  за  1994  год
представили  лишь  406 предприятий Республики с количеством работающих
81711 человек,  что составляет лишь около  половины  занятых  во  всех
отраслях экономики.
     Приведенные данные свидетельствуют,  что статистические данные  о
производственном травматизме не отражают истинное положение дел.
     Работа во   вредных   и   неблагоприятных   условиях    оказывает
отрицательное влияние на состояние здоровья работающих.
     Уровень заболеваемости с  временной  утратой  трудоспособности  в
Республике представлен в таблице N3.
                                                  Таблица 3.
-----------------------------------------------------------------
NN!     П о к а з а т е л и    !         Г о д ы
пп!                            !---------------------------------
  !                            !    1992    !  1993    !  1994
-----------------------------------------------------------------
1. Заболеваемость в расчете на
   100 работающих
   в случаях                        55,7        46,5        67,0
   в днях                          766,4       600,3       903,7
2. Среднее пребывание на боль-
   ничном лесте, дней               13,8        11,7        13,5
-----------------------------------------------------------------
     В 1994  году  произошел  рост  заболеваемости  в  расчете  на 100
работающих в случаях на 44%, в днях - на 51%.
     В структуре  заболеваемости  работающих  наибольший  удельный вес
составляют заболевания  верхних  дыхательных  путей  (25,6%),  болезни
костно-мышечной  системы  (14,2%),  что  говорит  о наличии на рабочих
местах  температурных  перепадов,  сквозняков,  тяжелого   физического
труда.
     Следствием неблагоприятных   условий    труда    является    рост
профессиональных заболеваний.  Данные о профзаболеваемости приведены в
таблице 4.
                                                    Таблица 4.
-----------------------------------------------------------------
NN!     П о к а з а т е л и      !         Г о д ы
пп!                              !-------------------------------
  !                              !   1992    !  1993   !  1994
-----------------------------------------------------------------
   Количество случаев на 10000       0,1         0,1      0,3
   работающих
-----------------------------------------------------------------
     Основными причинами    профзаболеваний    стали    несовершенство
технологических   процессов,   конструктивные   недостатки   машин   и
оборудования,  несовершенство санитарно-технических установок, а также
отсутствие   или  неправильное  использование  средств  индивидуальной
защиты.
     В 1994    году    в   Республике   зарегистрировано   5   случаев
профессиональных заболеваний, которые были выявлены лишь при обращении
больных  за  помощью,  что  говорит  о  неудовлетворительном  качестве
проводимых профилактических медицинских осмотров работающих  и  низкой
выявляемости профессиональных заболеваний.

              5. Льготы и компенсации за вредные условия
                                труда

     Существующая система  предоставления  льгот  и   компенсаций   за
неблагоприятные  условия труда не побуждает руководителей и работающих
предпринимать меры к их улучшению.
     На 1.01.95  г  в  производственной  сфере  Республики  различными
видами льгот и компенсаций в связи с  вредными  условиями  труда  было
охвачено  27,1%  работающих,  в  том  числе  имели право на получение:
дополнительного отпуска - 12,3%,  молока  -  13,1%,  доплат  -  10,5%,
пенсий на льготных основаниях - 6%.
     Наибольший удельный вес работников, получающих те или иные льготы
за  вредные  условия  труда,  приходится  на элетроэнергетику (41,3%),
газовую   промышленность   (87,4%),    мукомольно-крупяную    (91,6%),
авиационный   транспорт   (68,3%).   На   предприятиях  частной  формы
собственности различными льготами пользовались 7,6% работающих.
     Структура установленных    государством   льгот   за   работу   в
неблагоприятных условиях труда (в  %  к  числу  занятых  по  отраслям)
приведена в таблице 5.
                                                  Таблица 5.
-----------------------------------------------------------------
NN!Государствен !              О т р а с л и
пп!ные льготы и !------------------------------------------------
  !компенсации  !Промышлен!Транспорт!Строитель! Связь  ! Всего
  !             !ность    !         !ство     !        !
  !             !-------------------------------------------------
  !             !1993!1994!1993!1994!1993!1994!1993!1994!1993!1994
------------------------------------------------------------------
1.Дополнительный
  отпуск         10,7 11,3 26.2 27,0 10.7  7,6   0    0  12,3 12,3
2.Бесплатное по-
  лучение молока 21,4 16,1 14,1 11,7  9.3  7,6  2,8  2,9 17,3 13,1
3.Повышенные та-
  рифные ставки, 14,1 13,4 14,8 11,5  1,6  3,1  0,5  0,6 11,2 10,5
  оклады,доплаты
4.Государственные
  пенсии на льго- 5,8  6,8  9,4  2,6  3,2  6,5  3,8  5,6  5,7  6,0
  тных условиях
5.Установлен хотя
  бы один вид    55,4 28,9 37,4 39,7 25,7 16,8 27,5  8,1 49,0 27,1
  льгот
------------------------------------------------------------------
     В 1994  году  в  сравнении  с  1993  годом в приведенных отраслях
произошло снижение численности работающих, получающих различные льготы
и  компенсации  за  вредные  условия труда.  Основными причинами этого
явилось сокращение в этих отраслях численности работников,  занятых во
вредных  условиях,  а  также  отмена  отдельных  льгот  и  компенсаций
предприятиями из-за сложного экономического положения.
     Факты отмены  государственных льгот,  предусмотренных действующим
законодательством,  выявлены на  предприятиях  деревообрабатывающей  и
пищевой  промышленности,  а также на многих предприятиях частной формы
собственности.

           6. Надзор и контроль за состоянием охраны труда

     Государственный контроль и надзор за состоянием  охраны  труда  с
1933 года осуществляла техническая инспекция труда профсоюзов.
     В 1994 году в соответствии с требованиями Основ  законодательства
Российской  Федерации  об  охране труда и Указом Президента Республики
Адыгея от 06.01.94 г N 2 при Министерстве труда и занятости  населения
Республики  Адыгея  с 1.05.94 г была создана государственная инспекция
по охране труда и далее с 1.11.94 г  преобразована  в  государственную
инспекцию  труда  по  Республике  Адыгея.  Данная  инспекция  призвана
осуществлять  государственный  надзор  и   контроль   за   соблюдением
законодательства о труде и охране труда. В настоящее время завершается
формирование, размещение и оснащение государственной инспекции труда.
     Как в  Российской  Федерации,  так и в Республике Адыгея наряду с
государственной инспекцией труда, государственный надзор и контроль за
состоянием   условий   и  безопасности  труда  в  той  или  иной  мере
осуществляют  на  территории  Республики  еще   семь   государственных
органов,   в   том   числе:   Адыгейская  республиканская  техническая
инспекция,  Комитет госсанэпиднадзора  Республики  Адыгея,  Адыгейский
Центр  стандартизации и метрологии и другие.  Отдельные ораны проводят
совместные мероприятия по профилактике аварийности,  производственного
травматизма    и    профессиональной    заболеваемости.   Однако,   на
республиканском уровне отсутствует орган для координации  деятельности
многообразия органов контроля и надзора в области охраны труда.
     В 1994 году госудаорственной  инспекцией  труда  обследовано  185
предприятий,  при  которых  выявлено 1888 нарушений законодательства о
труде,  правил и норм охраны труда.  При этом в установленном  порядке
приостанавливалась   работа   183  единиц  оборудования,  6  цехов,  1
предприятия.  К административной ответственности  было  привлечено  17
должностных  лиц  предприятий,  19 дел направлено в правоохранительные
органы для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.
     Аналогичная работа  проведена  другими  органами государственного
надзора  и  контроля  за  состоянием  охраны  труда.  Так   Адыгейской
республиканской  технической инспекцией обследовано 278 подконтрольных
предприятий,   выявлено   2850    нарушений    правил    безопасности,
приостанавливалась  работа 100 объектов,  22 человека оштрафовано,  31
человек отстранен от обслуживания объектов повышенной опасности.
     В 1994  году  Комитетом  госсанэпиднадзора  Республики  Адыгея по
причине  нарушения  санитарных  норм   и   правил   приостанавливалась
эксплуатация 49 объектов, на 252 должностных лица наложены штрафы.
     С целью повышения эффективности работы  органов  государственного
надзора  и  контроля  в  области  охраны  труда  необходимо обеспечить
взаимодействие  и  координацию  их  деятельности  на   республиканском
уровне.

                           7.  В ы в о д ы

     Анализ состояния  охраны  труда  в  Республике  Адыгея  позволяет
сделать следующие выводы.
     В Республике   сохраняется   высокий   уровень  производственного
травматизма  и  заболеваемости.  Каждый  десятый  работник   занят   в
условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
     Главными причинами   создавшегося   положения   являются   распад
действовавшей  до  последнего времени системы охраны труда;  медленные
темпы создания новой государственной системы управления охраной труда,
надзора   и   контроля   за   охраной  труда;  несовершенство  методов
финансирования и экономического проведения мер  по  улучшению  условий
труда и обеспечению его безопасности.
     Отмеченные недостатки  в   работе   по   охране   труда   снижают
уверенность  работающего  населения  в  осуществлении одной из главных
функций  органов  государственной   власти:   обеспечении   социальных
гарантий в сохранении жизни и здоровья людей в процессе труда. Поэтому
проблемы  охраны  труда   должны   решаться   комплексно   с   другими
направлениями экономической, промышленной и социальной политики.
     В 1994 году в  Республике  в  основном  завершен  начальный  этап
формирования государственных органов управления, надзора и контроля за
охраной труда,  начата  работа  по  внедрению  Основ  законодательства
Российской  Федерации  об  охране  труда,  приняты  меры  по  созданию
законодательной и нормативной базы Республики Адыгея по охране  труда,
разработана  и  утверждена  Программа  Республики  Адыгея  по охране и
улучшению условий труда на 1995-1997  гг,  выполнение  которой  должно
дать как социальный, так и экономический эффект.
     В целях изменения состояния  дел  в  решении  указанных  проблем,
необходимо  объединить  усилия  органов  государственного  управления,
надзора и контроля,  хозяйствующих субъектов,  профсоюзных  органов  в
реализации единой государственной политики по охране труда.



     Министр труда и занятости
     населения Республики Адыгея          Н. Серенко
















Информация по документу
Читайте также