Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.01.1996 № 10

 
              КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                  от 15 января  1996 года  N 10
                            г. Майкоп



        О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
     И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
                          НА 1996-1997 ГОДЫ

    (В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея
                        от 07.07.97 г. N 236)



     В целях снижения концентрации производства,  создания условий для
развития  конкуренции  и  предпринимательства  в Республике Адыгея,  в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31
марта  1995  года  N  305  "О  мерах по реализации Послания Президента
Российской   Федерации   Федеральному   Собранию    "О    деятельности
государственной   власти   в   России"  и  о  программе  Правительства
Российской  Федерации  "Реформы  и  развитие  российской  экономики  в
1995-1997  годах"  и  распоряжением Президента Республики Адыгея от 11
июля 1994 года N 41-рп "О  Государственной  программе  демонополизации
экономики и развития конкуренции на товарных рынках Республики Адыгея"
Кабинет Министров Республики Адыгея

                      П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

     1. Утвердить      прилагаемую      Государственную      программу
демонополизации  экономики  и  развития конкуренции на товарных рынках
Республики Адыгея на 1996-1997 годы (далее-Программа).
     2. (Утратил  силу  -  Постановление Кабинета Министров Республики
Адыгея от 07.07.97 г. N 236)



     Премьер-министр Республики Адыгея          Н. Педан
     г. Майкоп
     от 15 января 1996 года
     N 10





     Приложение
     к постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея
     от 15.01.96 N 10



              ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ
             ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ
              РЫНКАХ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ НА 1996-1997 годы



                              СОДЕРЖАНИЕ



                               Введение
         I. Анализ экономической ситуации в Республике Адыгея

     1. Краткая экономическая характеристика Республики Адыгея.

     2. Информация     о    выполнении    Государственной    программы
демонополизации  экономики  Республики  Адыгея  на   1994-1995   годы.
2.Анализ состояния товарных рынков Республики Адыгея.

  II.Основные направления Государственной программы демонополизации
         экономики и  развития конкуренции на товарных рынках
                 Республики Адыгея на 1996-1997 годы

     1. Особенности развития конкуренции на товарных рынках Республики
Адыгея.

     2. Приоритетние сферы и направления демонополизации  экономики  и
развития конкуренции на товарных рынках Республики Адыгея

     3. Разработка  плана мероприятий по решению эадач демонополиэации
и развития конкуренции на отраслевых рынках.

     3.1. Рынок агропромышленного комплекса и сферы переработки.
     3.2. Рынок хлеба и хлебопродуктов.
     3.3. Рынок услуг связи.
     3.4. Рынок жилищно-коммунальных услуг.
     3.5. Рынок подрядных работ и стройматериалов.
     3.6. Рынок услуг в сфере туризма.

     4. Малый  бизнес  Республики  Адыгея  и  развитие  конкуренции на
товарных рынках Республики Адыгея.

     5. Основные направления снижения  барьеров  для  входа  на  рынок
новых конкурентных структур.

     6. Финансовое обеспечение Программы.
     7. Правовое  обеспечение   процесса   демонополизации   экономики
Республики Адыгея.



                          В В Е Д Е Н И Е :

     В соответствии    с   постановлением   Правительства   Российской
Федерации от 28 апреля 1995 года N 439 "Реформы и развитие  Российской
экономики  1995-1997 годов" и поручением Кабинета Министров Республики
Адыгея Адыгейское территориальное управление Государственного комитета
Российской  Федерации  по  антимонопольной  политике и поддержке новых
экономических структур разработало Программу демонополизации экономики
и  развития  конкуренции  на  товарных  рынках  Республики  Адыгея  на
1996-1997 годы (далее - Программа).
     Программа направлена  на изменение монопольной структуры рынков и
создание правовых и экономических условий для  входа  на  рынки  новых
товаропроизводителей,   развития   конкурирующих   производств.   Цель
Программы состоит в  снижении  концентрации  производства  и  создании
условий   для   развития   конкуренции   на   рынках   Республики   по
социально-значимым /приоритетным/ группам товаров и услуг.
     В настоящее  время  рынок  Республики Адыгея по ряду групп еще не
сложился.  В начальной стадии развития находятся фондовые и  страховые
рынки,  рынки ценных бумаг, интеллектуальной продукции и информатики и
т.д.
     Основная направленность   Программы  -  развитие  конкуренции  на
товарных рынках в интересах решения  актуальных  проблем  населения  и
экономики   Республики   Адыгея   путем:   разукрупнения   монопольных
хозяйствующих    структур;    создания    парраллельно     действующих
хозяйствующих   субъектов;   снижения  рыночной  власти  хозяйствующих
субъектов за  счет  увеличения  количества  поставщиков  и  устранения
недобросовестной конкуренции .
     Это обстоятельство повышает значение  Программы  как  инструмента
преобразования монопольной структуры рынка.
     Программа разработана в 2-х частях.

     РАЗДЕЛ 1. Анализ экономической ситуации в Республике Адыгея

     В нее  входят  краткая  экономическая  характеристика  Республики
Адыгея по состоянию на 1 октября 1995 года.
     Раздел включает сведения о  географических  границах  и  природшх
условиях  региона,  состоянии  промышленности  и сельскохозяйственного
производства,  об уровне доходов и  жизни  населения,  демографической
ситуации и об основных экономических проблемах.
     Далее в раздел входит  непосредственно  информация  о  выполнении
Программы.
     Завершается раздел анализом  состояния  товарных  рынков  (хлеба,
хлебобулочных   изделий,   мяса,   молока,   масла   животного,  масла
растительного,  рынка услуг по ферментации  табака  и  рынка  аптечной
сети) Республики Адыгея.

   ЧАСТЬ П.   Основные   направления   Государственной   программы
         демонополизации экономики и развития конкуренции на
         товарных рынках Республики Адыгея на 1996-1997 годы

     В разделе выделяются особенности развития конкуренции на товарных
рынках Республики Адыгея.
     Далее отмечаются приоритетные сферы и направления демонополизации
экономики и развития конкуренции на товарных рынках Республики Адыгея,
особенности  развития  малого  бизнеса  на  товарных рынках Республики
Адыгея.
     Завершается раздел  основными направлениями снижения барьеров для
входа  на  рынок  новых  конкурентных  структур,  в  разделе  отражены
мероприятия  по снижению барьеров входа,  что стимулирует появление на
рынке новых поставщиков или увеличение объема поставок, т.е. создаются
условия для демонополизации рынка.

         1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

     1. Краткая экономическая характеристика

     Республика Адыгея - уникальный геоэкономичесний регион Российской
Федерации.    Багоприятные     климатические     условия,     выгодное
территориально-географическое положение,  наличие промышленных запасов
ряда  полезных   ископаемых   в   значительной   мере   предопределили
направление развития производственных сил Республики.
     Территория республики  составляет  7,8  тыс.кв.км.   Около   45,2
территории занимают сельхозугодья, около 35,4% - леса. Остальную часть
занимают населенные пункты , акватории рек, водохранилищ, горная часть
республики.

                Население, демографическая  ситуация.

     Численность населения  республики  по  оценке  на  1 октября 1995
г.составила 450,3 тыс.чел.  и за 9  месяцев  уменьшилась  на  0,1  тыс
человек.
     В условиях  естественной  убыли  населения   в   последние   годы
миграционный прирост оставался единственным фактором роста
     численности населения.  За  январь-сентябрь  1995  г.  прибыло  в
Республику на  976  человек  больше,  чем  выехало  за ее пределы,  но
миграционный прирост не смог увеличить численность населения.
     По национальному составу население делится: русские - 67% адыги -
22%,  другие - 11%.  Средняя заработная плата,  начисленная в сентябре
с.г. составила 337,4 тыс .рублей.
     В сентябре  1995  г.  среднесписочная  численность  работающих  в
промышленности  Республики  составила  23460  чел.  и  уменьшилась  по
сравнению с сентябрем 1994 г. на 2365 чел. или на 10 ,1%.
     В январе-сентябре  1995  г.  в  экономике  Республики Адыгея было
занято 196,7 тыс.чел.  Свыше 4,8 человек (2,4%  экономически активного
населения) не имели занятия.
     По интенсивности развития негативных  процессов  на  рынке  труда
безработица входит в число наиболее острых экономических проблем.
     На конец сентября  в  органах  государственной  службы  занятости
состояло   на   учете   4677  человек,  не  занятых  трудоспособных  в
трудоспособном возрасте, за тот же период 1994 г. - 6858 чел.
     Высокими темпами сокращаются размеры занятости в промышленности и
сельском хозяйстве.
     Номинально денежные   доходы   населения   Республики   Адыгея  в
январе-августе 1995 года составили 781322 млн .руб.  и увеличились  по
сравнению с тем же периодом 1994 г.  (325566 млн. руб.) в 2,4 раза. Из
общего объема денежних расходов в январе-августе 1995  г.  на  покупку
товаров и оплату услуг приходится 71,8% (561299 млн.
 руб.),  обязательные платежи и добровольные взносы составили 5,0%
(39045  млн.руб.),  прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах
8,3%, покупка валюты - 4,4% от доходов.
     Наблюдается ухудшение   ситуации   в  ряде  отраслей  социального
обслуживания населения.
     Минимальная заработная  плата  в  сентябре по сравнению с январем
увеличилась 2,7 раза. По-прежнему уровень минимальной заработной платы
в 4,9, раза меньше прожиточного минимума.
     Численность населения  с  денежными  доходами  ниже  прожиточного
минимума  увеличилась по сравнению с прошлым годом за восемь месяцев и
составила 63% от всей численности населения.
     Анализ средних   данных   за   восемь  месяцев  по  распределению
населения по размеру среднедушевого денежного дохода  показывает,  что
уровень бедности составил 2,1% от всего населения, за восемь месяцев в
среднем составил 3,2%.

                       Состояние промышленности


     По состоянию  на  1.10.95г.  в Республике Адыгея насчитывается 86
крупных промышленных предприятий.
     Ведущей отраслью в Республике остается пищевая и перерабатывающая
промышленность.  К ней относятся  хлебокомбинаты,  консервные  заводы,
молочные комбинаты,  мясокомбинат,  кондитерская и макаронная фабрики,
пивовареннный и винно-водочный заводы, сахарный завод и т.д.
     В январе-сентябре  1995  г.  общий  объем  промышленного  пр-ва в
действующих ценах составил 581024 млн.руб.
     По сравнению  с  соответствующим  периодом  прошлого  года  объем
производства в сопоставимых ценах сократился на 1,5%.
     В сентябре   1995   г.   наблюдался   рост   производства  против
соответствующего периода прошлого года на 38%  (42%)  на  промышленных
предприятиях Республики Адыгея.
     В то же время 53 промышленных предприятия  в  сентябре  сократили
объем продукции в сопоставимых ценах по сравнению с сентябрем 1994г.
     Анализ равития отраслей промышленности Республики показывает  что
в машиностроении и металлообработке с начала года наметился устойчивый
помесячный рост объемов производства.  Предприятиями этой отрасли за 9
месяцев  произведено  товарной  продукции  в действующих ценах на 72,6
млрд.руб., что в 19,9% больше чем за тот же период прошлого года.
     В лесной,      деревообрабатывающей     и     целлюлозно-бумажной
промышленности с начала 1995 года произведено  товарной  продукции  на
сумму  101500  млн.руб.,  что  на 12,2%  больше чем за соответствующий
период прошлого года.  Производство деловой древесины по  сравнению  с
соответствующим периодом прошлого года уменьшилось на 69,1%
     Причины не освоения лесосечного фонда разные.  Основными являются
отсутствие   средств,   необходимой  лесозаготовительной  техники,  не
хватает канатных установок и т.д.
     Из-за высокой   стоимости  одного  часа  работы  (50  млн.рублей)
леспромхозы отказываются от вертолетной трелевки, которой пользовались
прошлые годы.
     Также основной причиной не освоения  лесосечного  фонда  является
отсутствие дорожной сети и средств на ее ремонт и строительство.
     Спад объемов в лесозаготовке безусловно вызвал и снижение объемов
их переработки,  как на самих лесозаготовительных предприятиях,  так и
на предприятиях деревообработки.
     Почти все  предприятия  лесопромышленного  комплекса  завершили 1
полугодие с убытками.
     Ссылаясь на  объективные  причины  (плохое  качество лесоделянки,
высокие тарифы на электроэнергию,  отсутствие дорог),  руководство  не
видит перспективу своего предприятия, не может приспособиться к работе
в новых экономических условиях.  Потеряв рынок сбыта своей  продукции,
не    ищет   новых   потребителей.   Слабо   идет   перепрофилирование
производства, изучение товарного рынка.
     В истекшем  периоде  текущего  года  сократилась  тенденция спада
производства на предприятиях легкой промышленности. За январь-сентябрь
1995  г.  не  улучшилось  положение  с  производством товаров детского
ассортимента.
     В топливной  промышленности  объем  производства  с начала 1995г.
возрос по сравнению с тем же периодом прошлого года на 5,3%.
     В январе-сентябре  1995 года снизилась добыча газа по сравнанию с
соответствующим периодом 1994  года  на  11,9  млн.куб.м.  Фактическая
добыча за январь-сентябрь 1995 года составила 335 млн. куб .м.газа.
     Выработка электроэнергии  за  6  месяцав  по  Республике   Адыгея
составила   75,1   млн.квт.час.,   что   на   56,5%   больше   чем  за
соответствующий период прошлого года.
     В январе-сентябре   1995  года  по  сравнению  с  соответствующим
периодом  1994  года  на  предприятиях   промышленности   строительных
материалов    наблюдается    рост    объемов    производства   кирпича
строительного, керамзита, стеновых материалов.
     Производство товаров  народного  потребления  с  начала  года  по
сравнению с  тем  же  периодом  прошлого  года  увеличилось  на  4%  и
составило 421,8 млрд.рублеЙ.
     На 50,2% сократилось производство непродовольственых товаров.
     Необходимо отметить,  что предприятия промышленности сталкиваются
с проблемами общеэкономического  и  финансового  характера.  Основными
причинами  падения  производства  в  1995  году  продолжают оставаться
снижение платежеспособности потребителей,  острый  дефицит  финансовых
ресурсов,  постоянное  увеличение  цен  на  сырье  и материалы во всех
отраслях материального производства.

                      Агропромлшленный комплекс

     Объем валовой продукции сельского хозяйства  за  9  месяцев  1995
года  к  соответствующему  периоду прошлого года сократился на 12%  (в
сопоставимых ценах).
     Общая посевная  площадь  сельскохозяйственных  культур под урожай
1995 года,  включая крестьянские хозяйства,  осталась на  уровне  1994
года.
     Особенно сложное положение в животноводстве:  снижается поголовье
скота и птицы, падает продуктивность.
     Негативно скавывается на поголовье скота  низкое  воспроизводство
стада. Велики потери сельхозпредприятий от падежа скота.
     В общественном  секторе  снижение  производства  мяса  и   молока
допустили хозяйства всех районов.
     Процесс создания фермерских  хозяйств  в  текущем  году  проходит
медленее чем в 1994 году.
     На 1 октября 1995 года число крестьянских хоаяйств достигло 1438.
     В связи   с  сокращением  производства  и  реализации  продукции,
продолжающегося роста цен экономическое состояние сельскохозяйственных
предприятий  ухудшилось,  37  хозяйств  полугодие закончили с убытком.
Сельское хозяйство испытывает огромные финансовые затруднения в  связи
с  неплатежами.  В  то же время положительные результаты дали поставки
горюче-смазочных  материалов,   а   также   обеспечение   минеральными
удобрениями и средствами защиты на льготных условиях.
     Наметились некоторые   положительные   сдвиги   в    пищевой    и
перерабатывающей  промышленности.  За  9  месяцев 1995 года в целом по
отраслям произведено продукции на 274 млрд.рублей,  что в сопоставимых
ценах на 13% выше фактического уровня 1994 года.
     Из 40 предприятий пищевой и  перерабатывающей  промышленности  17
предприятий  увеличили  объемы производства в 1995 году по сравнению с
соответствующим периодом прошлого года, остальные его сократили.

        1.2. Информация о выполнении Государственной программы
       демонополизации экономики  и  развития  конкуренции  на
              рынках Республики Адыгея на 1994-1995 годы

     Программа была  принята  постановлением  Кабинета   Министров   -
Правительства Республики Адыгея №438 от 26.12.94г.  "О Государственной
программе демонополизации экономики и развития конкуренции  на  рынках
Республики Адыгея".
     Программа разрабатывалась в 2-х частях:
     концепция и  основные  направления  демонополизации  экономики  и
развития конкуренции на товарных рынках Республики Адыгея,
     план мероприятий   по   демонополизации   экономики   и  развитию
конкуренции  на  товарных  рынках  в  соответствии   с   приоритетными
направлениями,   принципами  приемственности  проводимых  работ  и  их
согласованности   с   "Программой   развития   и   поддержки    малого
предпринимательства в Республике Адыгея".
     Опыт реализации   Программы   1992-1993   годов   показал,    что
ограниченность   финансовых   ресурсов   не   позволяет   осуществлять
мероприятия по демонополизации широким фронтом,  поэтому  в  Программе
1994- 1995 годов были выбраны приоритетные направления демонополизации
экономики Республики Адыгея.
     В Программе приоритетными отраслями,  исходя из анализов товарных
рынков     Республики     Адыгея      и      уровней      концентрации
производства,проявления монополистичесхих тенденций, явились:
     1. Рынки услуг связи.
     2. Сфера переработки и реализации  сельхозпродукции.
     З. Рынки стройматериалов.
     4. Оптовой торговли.
     5. Рынки деловой древесины, пиломатериалов и изделий из дерева.
     6. Сфера бытовых услуг населению.
     7. Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Адыгея.
     8. Рынки важнейших видов теплоносителей (бензин, газ  дрова).
     Основные направления  Программы  по  ее  практичекой   реализации
включали:
     создание для развития конкуренции и предпринимательства на основе
негосударственных    форм    собственности    через   приватиэацию   и
реорганизацию субъектов;
     выявление хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке в сферах
производства   и   распределения,   контроль   и   регулирование    их
деятельности;
     организация системной   деятельности   органов    управления    и
регулирования по защите прав потребителей в Республике;
     создание условий  для  развития   и   государственной   поддержке
предпринимательства.
     В Программе приводится  конкретный  перечень  мероприятий,которые
подлежали   реализации   в  1994-1995  годах.  По  причине  отсутствия
финансовых  средств  Программа  не  была  профинансирована,  но  часть
мероприятий реализована.
     Эа 1  полугодие  1995  года  Адыгейское  теруправление  ГКАП   РФ
отчиталось  перед  ГКАП  РФ  по  реализации  данной  Программы.  Отчет
составлен по отраслям, ведомствам, регионам.
     Проведено за   полугодие   38   мероприятий,   в   том   числе:по
агропромышленному   комплексу   -   24   мероприятия    (строительство
мини-пекарен,    мини-цехов,    мини-заводов    по   разным   отраслям
агропромышленного комплекса);
     по рынку услуг - 1;
     по рынку услуг  связи  -  2  (создание  сотовой  связи,  создание
локальной сети передачи данных по Республике Адыгея);
     по рынку нефтепродуктов - 1 (нефтебаза п.Энем);
     по строительному комплексу - 3;
     рынок промышленных товаров - 2;
     рынок деловой древесины и изделий из дерева - 5.
     В ходе реализации Программы проведена работа по уточнению перечня
(списка)  предприятий,  занимающих  доминирующее положение на товарном
рынке Республики Адыгея.
     Для этого  проводился  анализ  товарного  рынка  эа  1994 год и 1
полугодие 1995 года по основным  видам  услуг  и  товаров.  Так,  в  1
полугодии  1995  года  проведен  анализ конкурентной среды на товарных
рынках растительного масла, мяса, молока, хлеба, аптечной сети и т.д.
     Составлен региональный  раздел  Реестра  хозяйствующих субъектов,
имеющих долю на рынке определенного товара (работ, услуг) более 35%.
     Немаловажная роль    в   увеличении   производства   и   развитии
конкуренции на рынках Республики Адыгея отводилась малому бизнесу.  За
1  полугодие  1995  года малыми предприятиями выпущено продукции на 13
млрд .рублей.
     В настоящее  время  14  малых предприятий выпускают мебель разной
модификации,  создавая ощутимую конкуренцию АООТ  "Майкоплеспроммебель
"Дружба",   АООТ  лесокомбинату  "Майкопский".  Расширение  данного  и
индивидуального строительства привело к тому,  что повысился спрос  на
стройматериалы. Развитие малого бизнеса способствует также:
     созданию дополнительных рабочих мест;
     выпуску новых, более конкурентноспособных видов продукции;
     более гибкому  технологическому   процессу   в   соответствии   с
меняющейся конъюнктурой рынка.
     Для развития и поддержки  нового  сектора  экономики  и  развития
конкуренций   на   рынках  Республики  Адыгея  создан  Фонд  поддержки
предпринимательства.  В  1994  -  1995  годах   фондом   на   развитие
предпринимательства   направлено   800   млн.руб.,   в  том  числе  иэ
федерального фонда 500 млн.руб., из республиканского - 300 млн.руб.
     Кабинетом Министров  Республики  Адыгея  для  развития  субъектам
малого  предпринимательства  в  1993-1995  годах   выделено   льготных
инвестиционных кредитов 1,6 млрд.руб., за счет других источников.
     Медленно, но  все  же   улучшается   динамика   развития   малого
предпринимательства  в  производственных  отраслях.  К концу полугодия
промышленную ориентацию имеют 479  предприятий  или  25,8%  от  общего
числа предприятий.
     Наибольшая доля малых промышленных предприятий сконцентрирована в
лесной,   деревообрабатывающей  и  целлюлозно-бумажной  промышленности
8,8%, машиностроение и металообработка -5,9%
     Численность постоянно    работающих    на    малых   промышленных
предприятиях составили 3585 чел.,  или 32,1%  всех постоянно  занятых.
Ими   произведено   продукции   на   9972  млн.руб.  Наибольший  объем
производственной  продукции  (83%)   приходится   на   частную   форму
собственности.
     Анализ деятельности  малых  предприятий  пока  относительно  мало
влияет   на   положение  в  таких  отраслях  как  сельское  хозяйство,
транспорт.
     Развитие малых  предприятий способствует определенному увеличению
поставок на  рынок  товаров  и  услуг  и  частично  компенсирует  спад
производства на крупных и средних предприятиях.  Однако развитию сферы
малого предпринимательства  препятствует  сложившиеся  неблагоприятные
экономические   условия:   спад   производства,  недостаток  оборотных
средств, трудности в получении кредитов.

   Анализ  состояния товарных рынков Республики Адыгея проведенных
               Адыгейским теруправлением ГКАП в 1995 г.

     За 9  месяцев  1995 года выборочно обследованы различные товарные
рынки:
     рынок хлеба и хлебобулочных изделий;
     рынок мяса; рынок молока;
     рынок  масла  животного;
     рынок  масла  растительного;
     рынок услуг по ферментации табака;
     рынок аптечной сети.
     Важнешей особенностью  первых  пяти рынков является их социальная
значимость.  Результаты анализа по  этой  группе  рынков  приведены  в
приложении N 1.
     Анализ данных рынков позволяет сделать следующие выводы:
     Число хозяйствующих  субъектов  на  рынках  от  1 (рынок услуг по
ферментации табака) до 80 (рынок мяса),  индекс Герфиндаля-Гиршмана на
рынках изменяется от 173,5 до 10000.
     Производство мяса, в том числе и мяса птицы, занимаются 9 крупных
промышленных  предприятий  и  71  хозяйство  и товарищество в сельской
местности.
     Совхозы, колхозы, товарищества, крестьянские ассоциации ведут как
оптовую, так и розничную торговлю, реализуя населению на местах мясо в
розницу.  Районные  хозяйствав основном производят оптовые поставки на
мясокомбинат     "Майкопский".     Три      птицефабрики:"Майкопская",
"Родниковская",  "Птицевод"  сдают  мясо  птицы  на  АООТ мясокомбинат
"Майкопский",  остальные птицефабрики  на  предприятия  Краснодарского
края.
     В соответствии с двухпороговой оценочной  шкалой  товарный  рынок
розничной  торговли мясом,  включая мясо птицы,  относится к III- типу
низко-концентрированные олигополии:
                  GR-8 розн.= 33,7
       Индекс Герфиндаля- Гришмана:
                  HI розн.= 173,5
     Рынок оптовой торговли мясом,  включая мясо  птицы,  относится  к
высококонцентрированному рынку:
                  GR опт.3 = 72,9
       Индекс Герфиндаля- Гришмана :
                  HI опт. = 2217,6
     В объемах производства и реализации мяса, в том числе мяса птицы,
в Республике Адыгея наблюдается  спад.  Либерализации  цен  привела  к
резкому    сокращению    покупательской    способности   населения   и
следовательно,  платежеспособного  спроса  на  наиболее  дорогостоящую
животноводческую продукцию. Входных барьеров на рынок практически нет.
     Рынок молока.
     На рынке непереработанного молока действует 83 хоз.  субъекта это
колхозы,  совхозы,  акционерные  общества,   крестьянские   хозяйства,
фермерские хозяйства,  этот рынок не монополизирован,  относится к III
типу низкоконцентрированный рынок
                      GR- 10 = 30,8
           Индекс  Герфиндаля-Гиршмана:

                      HI = 195,7
     Географическими границами   товарного  рынка  розничной  торговли
молока являются территория Республики Адыгея.Границами  рынка  оптовой
торговли являются как территория Распублики Адыгея,  так и близлежащие
районы Краснодарского края.
     На рынке  оптовых  покупок  молока можно выделить шесть основных,
действующих хоз.субъектов - это молзаводы,  их  доля  в  общем  объеме
молочной  продукции  состовляет  70%,  а в оптовых поставках модока их
доля составляет 100%.
     На рынке розничной торговли молока действуют 12 предприятий.  Это
- шесть молзаводов,  5 сельхозпредприятий,  которые торгуют из цистерн
молоком  непереработанным,  и  колхозный  рынок,  где  торговлю  ведут
индивидуальные производители.
     В результате исследований установлено, что товарные рынки оптовой
и    розничной    торговли    молоком    относятся    к     I     типу
высококонцентрированного рынка:
                   GNопт.-3 = 89%
     Индекс рыночной концентрации ( Герфиндаля-Гиршмана)
       HIопт. = 3974,5 +170,1 = 4314,7
       GRрозн. -3 = 60,5
     Индекс Герфиндаля-Гиршмана
       HIрозн. = 2034,6
     По всем рынкам молока наблюдается сокращение объемов  реализации,
что      вызвано      сокращением     поставок     молочного     сырья
сельхозпроизводителями,   причиной   которого   являются    сокращение
поголовья скота,из-за экономической невыгодности производства: молока,
учитывая большие затраты на содержание скота и транспортные расходы.
     Входные барьеры не высоки, т.к число желающих хоз.субъектов войти
в рынок снижается,  из-эа  отсутствия  возможности  получения  высокой
прибыли.
     Рынок масла животного

     Масло животное в Республике  Адыгея  производят  6  хозяйствующих
субъектов и 4 колхозных хозяйства.
     Географическими границами   товарного   рынка   масла   животного
является территория Республики Адыгея и Краснодарского края.
     Наибольшую долю на  республиканском  товарном  рынке  исследуемой
товапной группы имеют по оптовой торговле АООТ молзавод "Гиагинский" -
56,0%  и  Кошехабльский  молвавод  -  30,2%,  по  розничной   торговле
молкомбинат  "Адыгейский" - 37%  и АООТ молзавод "Гиагинский" - 22,0%.
За 9 месяцев  1995  г.  хозяйствующими  субъектами  Республики  Адыгея
произведено 1322 т. что на 13% больше соответствующего периода 1994 г.
     Из 10  хозяйствующих  субъектов,  производящих  масло   животное,
розничной  торговлей на товарном рынке занимаются десять хозяйствующих
субъектов,а в оптовой торговле масла  участвуют  четыре  хозяйствующих
субъекта.
     В результате исследований установлено, что товарные рынки оптовой
и   розничной   торговли   масла   животного   относятся   к   1  типу
высококонцетрированного рынка
                GR розн. - 3 = 94,3
                GR опт. -3 = 91,0
           Индекс Герфиндаля-Гиршмана:
                HIрозн. = 3564,2
                HIопт.  = 3753,2
     Входные барьеры на рынок высоки.  Это проявляется прежде всего  в
высокой степени монополизации товарного рынка масла животного.  В этих
условиях  хозяйствующему  субъекту,  вступившему  на  товарный  рынок,
трудно найти свое место.
     Производством хлеба и хлебобулочных изделий в  Республике  Адыгея
занимаются 20 хозяйствующих субъектов. Кроме этого в кол-
 хозах, совхозах,крестьянских  хозяйствах  функционируют 19 мелких
пекарен, выпекающих давальческий хлеб.
     Географическими границами товарного рынка хлеба  и  хлебобулочных
изделий является территория Республики Адыгея.
     Наибольшую долю на товарном рынке Республики  Адыгея  исследуемой
товарной группы (хлеба,хлебопродуктов) имеют:
     - по  оптовой  торговле-  МП  "Майкопхлебопродукт"   -   41,%   и
хлебокомбинат "Тульский"- 30,0;
     - розничная  торговля  -  МП  "Майкопхлебопродукт"  -   51,7%   и
хлебокомбинат "Тульский"- 13,8.
     В результате  анализа  товарного  рынка  хлеба  и   хлебобулочных
изделий  установлено  в соответствии с двухпороговой оценочной шкалой,
что исследованный рынок относится  к  1  типу  высококонцентрированной
олигополии.
     Коаффициенты рыночной концентрации оптового и розничного секторов
составили соответственно:
                 GRопт. = 82,2%   GRрозн. =78,6
     Индексы Герфиндаля -Гиршмана составили соответстенно:
                 HIопт. = 2757,1  HI = 3037,6
     Почти по всем предприятиям - производителям хлеба и хлебобулочных
изделий  идет  спад  производства,  за  9  месяцев  1995  года   всеми
хозяйствующими  субъектами  произведено 18860 тн.  хлеба и хлебулочных
изделий,  за соответствующий  период  прошлого  года-  21509  (12,2%).
Снижение  объемов производства связано со снижением объемов реализации
хлеба. Это объясняется тем, что платежеспособность населения падает.
     Масло растительное    в    Республике   Адыгея   производится   9
хозяйствующими субъектами.  Все  хозяйствующие  субъекты  вырабатывают
масло  из  давальческого сырья.  На всех предприятиях расчет за услуги
проиэводят натур.оплатой (от 20 до 30% от переработанного сырья).
     Розничную торговлю    маслом    растительным    осуществляют   17
предприятий различных форм собственности и население.
     Наибольшая доля   в  розничной  торговле  (85,7%)  приходится  на
центральный рынок,  т.е.  реализацию масла растительного населением на
рынках.
     Коэффициены концентрации розничного сектора составили
               GRрозн. - 3 = 81,3
     Индекс Герфиндаля-Гиршмана составил:
               HI = 2991,2
     Хотя по расчетам GR-3=81,3 HI=2991,2 рынок розничной торговли  не
может    считаться    высококонцентрированным,т.к.   наибольшая   доля
реализации приходится в основном на мелких производителей.
     Оптовая торговля  на  рынке масла растительного осуществляется 14
предприятиями.
     Коэффициент рыночной концентрации оптового сектора составил:
              GRопт.-3 = 93,7
     Индекс Герфиндаля-Гиршмана: HI=4124,8
     Рынок оптовой    торговли    маслом     растителыным     является
низкоконцентрированным (  конкурентная среда на нем развита).  Барьеры
входа на рынок растительного масла не высоки.  0сновным барьером входа
на рынок является высокая стоимость оборотных средств.
     Трудности производства   и   реализации    масла    растительного
заключается:
     в устарелом   оборудовании   на    большинстве    маслодобывающих
предприятий;
     острой нехватке оборотных средств;
     нехватке сырья,      ввиду      отсутствия      связей      между
сельхозпроиэводителями и маслодобывающими предприятиями.  Это  вызвано
массовым вывозом маслосемян за пределы Республики Адыгея,  в том числе
и за пределы Российской Федерации.

     Рынок услуг по ферментации табака

     Оказанием услуг  по  ферментации  табачного  сырья  в  Республике
Адыгея   занимается   один  хозяйствующий  субъект  (ТОО  "Табачник").
Коэффициент рыночной концентрации на данном рынке составил:
              GR = 100%
     Индекс Герфиндаля-Гиршмана:
              HI = 10ООО
     В соответствии с двухпороговой оценочной шкалой  рынок  услуг  по
ферментации     табачного     сырья     относится    к    1-му    типу
высококонцентрированного рынка.
     Производство табачного  сырья  в  Республике Адыгея сократилось в
1994 году на 35,5%  из-за низких закупочных цен, что повлекло за собой
убыточность  данной отрасли.  Одновременно увеличился объем вывозимого
табачного сырья хозяйствами Республики Адыгея.

      Рынок аптечной сети

      В Республике  Адыгея  насчитывается   38   аптек   муниципальной
собственности и 15 коммерческих.
      Все аптеки   входили   в   состав   Республиканского   аптечного
управления.
      Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от  22.05.95
года проведена реорганизация Республиканского аптечного управления.  В
результате образован новый  хозяйствующий  субъект  -  Республиканский
центр  "Адыгфармация"  при  Кабинете Министров Республики Адыгея.  Все
аптеки выделились в самостоятельные  хозяйствущие  субъекты  с  правом
юридического   лица.   Можно   считать,   что   рынок   аптечной  сети
демонополизирован.  В дальнейшем  необходимо  способствовать  развитию
здоровой конкуренции.

         II. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
     ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ
              РЫНКАХ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ НА 1996-1997 ГОДЫ

     Основной задачей демонополизации экономики и развития конкуренции
на товарных  рынках  Республики  Адыгея  на  1996-1997  годы  является
снижение  концентрации произворства и создание необходимых условий для
развития конкуренции по приоритетным группам товаров  (работ,  услуг).
Данная      Программа     разработана     на     основании     анализа
социально-экономического  развития  Республики  Адыгея  за  9  месяцев
совместно с министерствами и ведомствами Республики Адыгея.

     I. Особенности  развития  конкуренции на республиканских товарных
рынках

     Формирование полноценной конкурентной среды  на  товарных  рынках
Республики  Адыгея  происходит  более  быстрыми  темпами.  Рост  числа
хозяйствующих субъектов,  действующих на оптовом  и  розничном  рынке,
ликвидация   дефицита   и   очередей,   усиление   конкуренции   между
отечественной  и   импортной   продукцией,   расширение   ассортимента
свидетельствуют  о  формировании конкурентных отношений.  Вместе с тем
наблюдается тенденция вымывания  товаров  повседневного  и  недорогого
ассортимента.   Наблюдается   перенасыщение   рынка  низкокачественной
импортной продукцией с высокой ценой.
     За 9  месяцев 1995 года производство основных продовольственных и
непродовольственных товаров сложилось следущим образом:

-----------------------------------------------------------------+
Наименование товара ¦Ед.изм¦1995 г.¦1994 г. ¦1995 г. к 1994г.    ¦
-----------------------------------------------------------------+
Мясо, включая
субпрод. 1 кат.        тн.    3848   6144,2       62,6

Колбасные изделия      "     1856    2230,8       83,2

Цельномолочная пр-ция
в перес .на молоко     "      2611   5256,5       49,7

Масло животное         "     1402   1288,6        108,8
Хлеб и х/б изделия     "     18860  21509,6       87,8
Кондит. изделия        "     6192   7523,7        82,3
Макаронные изделия     "     3863   2838,3        136,1
Мука                   "     8672   8210          105,6
Сахар-песок            "     34875  14757        в 2,4 р.
Масло растительное     "     825    4404          18,7
Водка и ликер.-вод. тыс.дал. 569    344,0         165,4
Консервы          тыс.ус.бан.44108 38791         113,7

     Из приведенных  данных  видно,  что  производство жизненно важных
товаров в основном снизилось.  Это происходит по  причине  постоянного
роста  цен  и  спада платежеспособности населения,  низкого качества и
непривлекательности продукции, узкого ассортимента.
     Производство основных  видов товаров производственно-технического
назначения.

-----------------------------------------------------------------+
Наименование товаров ¦Ед.изм.  ¦ Январь-¦Январь- ¦1995 г. в %    ¦
проиэводственно-тех- ¦         ¦сентябрь¦сентябрь¦к 1994 г.      ¦
нического назначения ¦         ¦1995г.  ¦1994 г. ¦               ¦
                     ¦         ¦        ¦        ¦               ¦
-----------------------------------------------------------------+
Газ природный          млн.м3     355     367       96,8
Электроэнергия     млн .квт .час. 75,1    48        156, 5
Редукторы             штук       3576    1698       в 2,1 р.

Технолог. оборуд.
для лесозаготовок и
лесосплава
(манипуляторы)          шт.       170     112        151,8

Станки металлореж.      шт.       112     92,0       121,7
Деловая древесина      т.м.3      18,5    35,3       52,4
Пиломатериалы        т.куб.м.     8,0      19,2       41,3
Картон                  тн.      27935    18250      153,1

     В результате  анализов  товарных  рынков  по  товарам   народного
потребления,   продукции   производственно-технического  назначения  и
различным видам услуг выявленные коэффициенты  концентрации  указывают
на наличие на каждом рынке предприятий,  имеющих значительную рыночную
власть.
     Анализ экономической   ситуации   в   агропромышленном  комплексе
показывает,   что   перерабатывающая   отрасль   и   предприятия    по
агросервисному   обслуживанию   занимают   монопольное   положение  по
отношению к сельским производителям.  В результате  сфера  переработки
диктует  закупочные цены на сельхозпродукцию,  значительно занижая их.
Кроме того имеются  большие  проблемы  со  сбытом  готовой  продукции,
особенно консервной.  Часто низкое качество не выдарживает конкуренции
на рынке сбыта.

     2. Приоритетные сферы и направления демонополиэации  экономики  и
развития конкуренции на рынках Республики Адыгея

     Ограниченность материальных   и   кадровых  ресурсов  в  условиях
высокой степени монополизации экономики и товарных рынков, зависимость
от региональной специфики производства товаров народного потребления и
сферы услуг не позволяют осуществлять мероприятия  по  демонополизации
широким фронтом и требуют приоритетных направлений демонополизации.
     При этом учитывается:
     уровень концентрации товаров (услуг);
     степень влияния отрасли (подотрасли,  хоз.  субъекта) на развитие
производства,   уровень   цен,  общую  рыночную  ситуацию  в  регионе;
     возможность устранения сдерживавшего влияния отрасли на внедрение
новых   технологий,   обеспечение  конкурентноспособности  выпускаемой
продукции,  способность мер демонополизации к  снижению  цены  товаров
(услуг)  зависящей  от монопольно-высокой цены продукции доминирующего
на рынке хозяйствующего субъекта;
     приемственность проводимых   работ   по  развитию  конкуренции  и
предпринимательства.
     На основании  проведенных анализов товарных рынков и обследования
отраслей  промышленности,  можно  выделить  приоритетные  отрасли  для
демонополизации  и  развития конкуренции:
     агропромышленный комплекс и сфера  переработки;
     рынок  услуг  связи;
     рынок  подрядных работ и  стройматериалов;
     жилищно-коммунальное  хозяйство;
     услуги  в  сфере туризма.

  3. Разработка плана мероприятий по решению задач  демонополизации
             и развития конкуренции на отраслевых рынках

     3.1. Рынок агропромышленного комплекса и сфары переработки.
     Агропромышленный комплекс является важнейшей  отраслью  народного
хозяйства   в   Республике   Адыгея,   на   долю  которого  приходится
значительная часть национального дохода. В валовой продукции сельского
хозяйства 40%  приходится на растениеводство, 60% на животноводство. В
структуре товаропроизводителей на долю  сельхозпредприятий  приходится
61% всей продукции.
     В Республике  Адыгея,  как  во   всей   России,наблюдается   спад
производства   по   всему   агропромышленному   комплексу  и  в  сфере
переработки.  Аграрный сектор  по  своим  свойствам  обладает  меньшей
способностью  адаптации  к  условиям  рыночной  экономики,  чем другие
сектора.  На многих  рынках  перерабатывающей  промышленности  степень
концентрации довольно высока (особенно в сфере оптовых поставок: мяса,
молока,  масла животного,  детского  питания,  консервов).  Поэтому  в
демонополизации данной отрасли делается больший акцент.
     Для развития    конкуренции,    обеспечения    населения    более
качественными    продуктами,   расширения   ассортимента   выпускаемой
продукции  разработаны   несколько   программ   по   агропромышленному
комплексу и сфере переработки. К ним относятся следующие программы:
     1. "Перспективные процессы в перерабатывающих отраслях АПК."
     2. "Повышение плодородия почвы".
     3. "Чай Адыгеи".
     4. "Сады Адыгеи".
     5. "Развитие индустрии детского питания".
     Проблема обеспечения  детей  продуктами  детского  питания  остро
стоит не только  в  Республике  Адыгея,  но  и  по  всей  России.  Вся
индустрия  детского  питания  в  Республике  Адыгея  состоит из цеха (
Ханский консервный эавод ) по производству  плодоовощных  консервов  с
объемом  производства  2 млн.условных банок в год.  Поэтому по решению
Кабинета Министров - Правительства Республики Адыгея на  пищекомбинате
"Понежукай"  решено  построить цех по производству детского питания на
молочной основе с мощностью 10 т . переработки молока в сутки.
     Освобождение большей  части розничных и оптовых цен от контроля и
существенное сокращение государственных дотаций  на  поддержание  этих
цен   сказалось   на   экономииеских   трудностях  аграрного  сектора.
Постановлением Кабинета Министров - Правительства Республики Адыгея от
19.06.95г.  №182  "О  Государственном  регулировании  цен  (тарифов) в
Республике Адыгея" было введено государственное регулирование  цен  на
продукты    детского   питания,   лекарственные   средства,   хлеб   и
хлебобулочные изделия,  которое  заключается  в  ограничении  торговой
надбавки.
     Если в   данный   момент    потенциальными    конкурентами    для
сельхозпроизводителей    являются   фермерские   хозяйства,   то   для
переработчиков  это  мелкие   цеха   в   хозяйствах   по   переработке
сельхозпродукции.  Они  конкурируют  с  уже действующими предприятиями
из-за более низких затрат на производство продукции  и  соответственно
более  низких  цен на товары.  Кроме того качественные показатели чаще
выигрывают у мелких производителей.  В целях преодоления  монополизма,
развития  конкуренции  на  рынках АПК Республики Адыгея и стабилизации
оптовых и розничных цен,  позволяющим не снижать уровень  потребления,
нужно принять следуюшие меры:
     способствовать увеличению    числа    хозяйствующих    субъектов,
действующих на товарных рынках Республики Адыгея;
     способствовать формированию  товаропроизводящей  сети  отвечающей
потребностям рыночной экономики;
     предоставлять льготные кредиты на строительство  и  реконструкцию
цехов в хозяйствах сельхозпроиэводителей;
     совершенствовать систему           налогообложения            для
сельхозпроизводителей;
     обеспечивать своевременное получение государственных дотаций;
     совершенствовать финансово-кредитную  политику,  в части создания
равных  условий   для   финансирования   хоз.субъектов   разных   форм
собственности;
     способствовать развитию  мощностей  по  переработке  в  малых   и
средних предприятиях, максимально приближенных к местам производства -
сырьевым зонам.
     В план  мероприятий  по  решению задач демонополизации и развития
конкуренции  на  рынках   агропромышленного   комплекса   включены   :
строительство цеха по обработке и копчению рыбы; строительство цеха по
производству детского питания на молочной основе;
     строительство цеха глубокой переработки молока АО "ЮР-АН";
     строительство 3-х цехов по переработке мяса на птицефабриках;
     строительство и  реконструкция  3-х  цехов по производству вина и
алкогольных напитков;
     монтаж новой  линии  на  АООТ  ВВЗ  "Майкопский"  по производству
шампанских вин;
     строительство пектинового завода;
     строительство цеха  по  розливу  минеральной  воды  в  полимерные
бутылки.

                     Рынок хлеба и хлебопродуктов

     3.2. По  рынку  хлеба  и  хлебопродуктов  постановлением Кабинета
Министров Республики Адыгея № 182  от  19.06.95г.  "О  Государственном
регулировании  цен  (тарифов)  в  Республике  Адыгея"  цены  на хлеб и
хлебобулочные   иэделия   регулируются   с   ограниченными   торговыми
надбавками в размере 30% по территории Республики Адыгея.
     Установлен для  всех  хозяйствующих  субъектов,  перерабатывающих
хлеб  и  хлебобулочные  изделия,  независимо  от  форм  собственности,
предельный уровень рентабельности в размере 13%.
     План мероприятий  по рынку хлеба и хлебопродуктов предусматривает
перечень проектов для финансирования малых  предприятий  по  Программе
государственной  поддержки  малого  предприниметелъства  в  Республике
Адыгея на 1996-1997 годы:
     строительство мини-пекарен в г.Майкопе;
     производство макаронных и  кондитерских  изделий  в  Шовгеновском
районе на базе хлебозавода "Шовгеновский";
     производство муки, выпечки хлеба в Тахтамукайском районе.

                        3.3. Рынок услуг связи

     Республика Адыгея переживает период  информационного  кризиса  на
фоне бысто растущего числа контактов с зарубежными странами.
     Сформировавшиеся коммерческие структуры нуждаются  в  оперативной
высококачественной связи, как с партнерами внутри Республики, так и за
ее пределами.
     В Республике  Адыгея  фактически  отсутствуют такие услуги связи,
как радиотелефоны, пейджинг, спутниковая связь, факс - модемная связь.
     На данном  этапе осуществляется поддержка действующих предприятий
электросвязи  и  постепенное  наращивание   мощностей   альтернативных
структур за счет собственных государственных и частных средств.
     АООТ "Электросвязь Республики Адыгея"  относится  к  естественным
монополиям по оказанию услуг связи.
     Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 25.09.95г.
N325  "О государственном регулировании цен (тарифов) на услуги связи в
Республике  Адыгея",   введено   государственное   регулирование   цен
(тарифов) не услуги связи.
     По данному постановлению АООТ  "Злектросвязь  Республики  Адыгея"
регулирование цен осуществляет исходя из темпов инфляции,  сложившихся
в Республике Адыгея,  и предельного уровня рентабельности в  целом  по
предприятию в пределах 40%  не чаще 1 раза в квартал по согласованию с
Министерством экономики Республики Адыгея.
     Основной задачей    демонополизации    отрасли   связи   является
дальнейшее   развитие    рынков    услуг    связи,    конкуренции    и
предпринимательства,    создание    Государственного    контроля    за
качественной работой средств связи.
     Развитие рынка  услуг  связи  предполагает  развитие производств,
новых услуг,  обеспечение услуг связи всем потребителям на  территории
Республики  Адыгея,  развитие  альтернативных  структур,  формирования
конкурентной среды, улучшение качества предоставляемых услуг на основе
внедрения современных средств связи.
     Основные мероприятия  по  реализации  программы   демонополизации
рынка услуг связи включает в себя связанные программы:
     1. Качественное   улучшение   телефонной   связи   и   увеличение
возможного  числа  абонентов  на основе введения в строй принципиально
новой АТС.
     2. Установка   спутниковой   связи  для  обеспечения  оперативной
передачи факс-модемной информации и телефонной связи.
     3. Система  прямой  связи,  обеспечивающая  оперативную связь для
милиции, пожарных, экстренной медицинской помощи, служб охраны.
     4. Система   пейджинга,   позволяющая   выводить   информацию  на
малогабаритной переносной дисплей.
     Формирование конкурентной  среды и насыщение рынка услугами связи
позволит решить следующие задачи:
     привлечение инвестиций     и     повышение    эффективности    их
использования;
     обеспечение льготных условий аренды,  учета специфики отрасли при
приватизации связи;
     совершенствование системы  лицензирования  видов  деятельности по
предоставлению услуг связи.

              II. 3.4. РЫНОК ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

     Жилищно-коммунальное хозяйство  Республики  Адыгея   представляет
собой  сложный  хозяйственный  комплекс  и  включает  в  себя более 20
предприятий, оказывающих услуги по 17 отраслям.
     Хозяйствующие субъекты, оказывающие коммунальные услуги - тепло-,
водо-,  электроснабжения,  очистки  стоков,  отнесены  на   территории
Республики Адыгея к естественным монополиям.
     Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 132  от  19
июня   1995   года   на   указанные   услуги  введено  государственное
регулирование цен.  В связи со  спецификой  деятельности  естественных
монополий демонополизация в сфере МЖКХ не целесообразна.

             3.5.Рынок подрядных работ и стройматериалов

     Основной целью    Программы   является   создание   условий   для
формирования конкурентной среды на товарных рынках  Республики  Адыгея
по   приоритетным   группам   товаров   /работ,услуг/,   строительного
комплекса.
     На территории   Республики   Адыгея   за   9  месяцев  1995  года
насчитывается  около  76   предприятий,   занимающихся   строительными
подрядными работами,  с численностью работающих 7316 тыс.человек,  ими
выполнено подрядных работ на сумму 150,5 млрд.руб.
     Если по  объемам  строительно-монтажных  работ  подрядный рынок в
целом удовлетворяет потребность инвесторов, то по показателям качества
работ   и   услуг,  срокам  выполнения  работ,  мобильности  подрядных
организаций не отвечают  требованиям  потребителей  и  не  выдерживают
конкуренции с иностранными фирмами.
     В целях развития конкуренции в 1996-1997 годах предусматривается:
     реализовать программу   поддержки  малого  предпринимательства  в
строительстве;
     содействовать привлечению  на рынок Республики Адыгея частных,  в
том числе иностранных подрядчиков;
     обеспечить государственную    поддержку    в    модернизации    и
переоснащении производственной базы подрядных  организации,  насыщение
строительного   рынка  современной  строительной  техникой,  машинами,
механизмами,   инструментами,   новыми   эффективными    строительными
материалами и конструкциями;
     совершенствовать систму   управления    качеством    строительиой
продукции,  в  том числе путем усиления государственного архитектурно-
строительного надзора и лиценэирования строительной деятельности.
     На рынке   строительных   материалов   изделий  и  конструкций  в
Республике  Адыгея  действуют  свыше  55  заводов   цехов,   отдельных
производств   в   составе   строительных  организаций  с  численностью
работающих 7739 тыс .человек.
     За 9  месяцев  1996  года  предприятиями  строительных материалов
произведено предукции на сумму 4479 мли.руб.  /в действующих ценах/. В
последние   годы   в   промышленности  строительных  материалов  из-за
значительного   роста    цен    на    сырье,    энергоресурсы,снижения
инвестиционной  активности  произошел спад производства основных видов
продукции, что объективно отражает сокращение платежеспособного спроса
на нее.
     Так,по сравнению  с  соответствующим  периодом  1994  года  за  9
месяцев   1995   года   объемы   производства   сократились:   сборные
железобетонные     конструкции      и      детали-41.4%,      нерудные
стройматериалы-18,0%, щебень-28,2 %.
     Кроме этого  резкое  увеличение  транспортных   тарифов   сделала
неконкурентноспособными  большинство видов строительных материалов.  В
результате произошло сужение географических границ товарных рынков. По
мере  стабилизации  в инвестиционноЙ сфере уровень спроса на продукцию
отрасли  будет   восстанавливаться,однако   в   условиях   нарастающей
конкуренции  требования  к  ее  ассортименту  и  качеству  существенно
ужесточаются.
     С реализацией   мероприятий  по  повышению  конкурентоспособности
местных производителей строительных материалов и изделий,  должен быть
задействован  комплекс  мер  по  совершенствованию  структуры товарных
рынков, в том числе:
     - внедрение   новых   эффективных   технологий  с  использованием
отечественного сырья,  расширение ассортимента,  улучшение качества  и
дизайна продукции, энергосберегающих технологий;
     - увеличение числа поставщиков и объема поставок продукции  путем
импорта  из-за  рубежа  или  другого  региона;устранение  барьеров для
выхода  на  рынок  (снижение  таможенных   и   транспортных   тарифов,
предоставление льгот по налогооблажению, информационное обеспечение),
     - развитие предпринимательства и создание малых  предприятий  для
насыщения рынков продукцией;
     - информирование покупателей о ценах на товары в других регионах.
     План мероприятий   по   рынку   стройматериалов   предусматривает
строительство производств по  выпуску  стройматериалов  по  программам
поддержки малого предпринимательства.

     1. Производство стройматериалов    - МП "Темп"
     2. Добыча строительного песка      - МП "Автомобилист"
     3. Строительство кирпииного з-да   - МП "Керамик"
     4. Расширение произвдства кирпича  - АОЗТ "Адыггражданстрой"

     Анализ хозяйственной     деятельности      предприятий      фирмы
"Адыгпромстрой"  (акционерного  общества  закрытого  типа)  и изучение
возможностей  и  экономической   целесообразности   выделения   их   в
самостоятельные   хозсубъекты   для   развития  конкуренции  на  рынке
строительных материалов.
     Показатели, характеризующие    состояние    и   структуру   рынка
приводятся в таблицах 1 и 2.

        3.6. Развитие рынка услуг туризма в Республике Адыгея


     В связи   со   сложившейся   ситуацией   в  Российской  Федерации
практически  стало  невозможным  пользование  такими   общепризнанными
центрами    туризма    как   Пакуриани,   Медео,   Чимган,   Чимбулак.
Нестабильность политической ситуации  отпугивает  туристов  от  горных
курортов Приэльбрусья, Домбая. Географическое положение, благоприятный
для   туризма   климат,   нетронутые   цивилизацией   горные   районы,
политическая   стабильность   Адыгеи   -   все  это  обладает  большой
притягательной силой для туристов  и  спортсменов.  Материальная  база
туристических  предприятий  Республики  Адыгея  существенно  устарела.
Необходимы  значительные  капитальные   вложения,   чтобы   приблизить
материальную базу к требованиям современного сервиса.
     Для развития туризма в Республике Адыгея намечен  следующий  план
мероприятий:
     строительство горно-лыжного комплекса в районе плато  "Лаго-Наки"
на 250 мест;
     строительство спального корпуса на 120 мест на турбазе  "Кавказ",
     строительство ЛЭП-110   кв.   для   обеспечения  энергией  турбаз
"Лаго-Наки", "Кавказ", пещеры "Большая Азишская";
     реконструкция автомобильных  дорог  с  твердым покрытием Хаджох -
Гузерипль, Хаджох - Лаго-Наки;
     строительство 99-ти    местного   гостиничного   корпуса   в   п.
Краснооктябрьском.

         II. 4. Малый  бизнес в Республике Адыгея и развитие
                  конкуренции на товарных рынках РА.

     Анализ развития  предпринимательства в Республике Адыгея показал,
что деятельность малых предприятий не дали еще  желаемых  результатов.
Причинами  этого  является  экономическая  нестабильность,  недостаток
собственных  оборотных  финансовых   средств   производства,   высокая
инфляция,   трудности   в   приобретением   оборудования,  транспорта,
помещений, значительные налоговые отчисления.
     Ограниченность капитала   вынуждает  предпринимателей  заниматься
таким  мелким  безносом,  который  отвечает  их  возможностям,  а   не
интересам  Республики  Адыгея.  Чаще  всего  это посредничество,  а не
производство.
     В Республике  Адыгея малое предпринимательство имеет значительные
возможности   развития,   однако   лишь    при    условии    получения
целенаправленного содействия со стороны государственных структур.
     Развитие малого бизнеса дает дополнительную возможность в решении
таких задач как:
     создание дополнительных рабочих мест;
     выпуск новых видов продукции;
     быстрое перепрофилирование   производства   в   соответствии    с
меняющейся конъюнктурой рынка.
     В этой  свяэи  в  1996-1997  годах  предполагается  осуществление
комплексных мер, направленных на:
     увеличение количества малых предприятий;
     достижение качественных   структурных   изменений  в  направлении
движения    инновационной    и    производственной    сферы     малого
предпринимательства   через   создание   общих  благоприятных  условий
предпринимательской деятельности;
     развитие доступной  для  предпринимателей  системы инфраструктуры
государственной поддержки малого предпринимательства;
     привлечение инвестиций в данный сектор экономики;
     развитие лизингового  механизма  через  создание  Республиканской
лизинговой компании.
     В Программе государственной поддержки малого  предпринимательства
в   Республике  Адыгея  на  1996-1997  годы,  принятой  постановлением
Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 августа 1995 года № 295  "0
программе   государственной  поддержки  малого  предпринимательства  в
Республике Адыгея на 1996-1997 г.г.", определены основные направления,
цели  и  приоритеты  поддержки малого предпринимательства с учетом его
спицифики и включен  комплекс  мероприятий,  разработка  и  реализация
которых   будут  осуществлять  в  основном  за  счет  фонда  поддержки
предпринимательства и  развития  конкуренции,  лизингового  механизма,
коммерческих кредитов, а также государственных средств.
     Меры государственной поддержки малого предпринимательства,  в том
числе льготы и преимущества,  используются прежде всего в приоритетных
областях,  предусмотренных ст.5 Закона  "0  государственной  поддержке
малого предпринимательства в Республике Адыгея", к ним относятся:
     производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
     производство продовольственных,   промышленных  товаров,  товаров
народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;
     развитие базы строительной индустрии.
     Именно на производство этих необходимых для населения  Республики
товаров    и    услуг    должно    быть   нацелено   развитие   малого
предпринимательства.
     Решая проблемы  развития  малого предпринимательства,  необходимо
предоставить максимальные экономические,  административные льготы  тем
предпринимателям,   которые   реально  произодят  ощутимую  продукцию,
насыщая тем самым рынок.
     Барьерами входа   на  рынок  новых  предпринимательских  структур
являются:
     недостатки дсйствующей системы налогооблажения предпринимателей;
     сложность и  высокая  стоимость  регистрации  предпринимательских
структур;
     несовершенство системы     лиценэирования     предпринимательской
деятельности ;
     большое количество  контролирующих  органов  и  дублирование   их
функций;
     действия местных   органов    власти,    сдерживающие    развитие
предпринимательства .
     Это все  тормозит  развитие  предпринимательства  и  ограничивает
конкуренцию на товарных рынках Республики Адыгея.
     Источником финансирования    малого    предпринимательства     на
1996-1997г.г.  является  Фонд поддержки предпринимательства Республики
Адыгея.

            5.  Основные направления снижения барьеров для
              входа на рынок новых конкурентных структур

     Оценивая состояние конкурентной среды на товарных рынках и уровня
их монополизации наряду с количественными  характеристиками  структуры
товарного  рынка  (степень  концентрации,  число и доля хозяйствующего
субъекта),  требуется изучение качественных параметров и  особенностей
каждого  товарного  рынка  и,  в  первую  очередь,  барьеров  входа на
товарный рынок потенциальных конкурентов и  препятствий  для  развития
деятельности уже фуикционирующих на нем хоз. субъектов.
     Анализ видов  барьеров,  ограничивающих  развитие  конкуренции  в
Республике  Адыгея с учетом региональных особенностей показывает,  что
источники   возникновения   барьеров   обусловлены,   как    рыночными
отношениями,   так   и  действиями  органов  власти  и  управления  на
федеральном и местном уровнях.
     Основными направлениями  создания  условий  для  снижения входных
барьеров на товарных рынках Республики Адыгея являются:
     развитие рыночной   инфраструктуры,  обеспечение  равных  условий
доступа хозяйствующих  субъектов  к  факторам  производства,  развитие
рынка инвестиций , информаций и технологий;
     контроль за поведением хоэяйствующего субъекта;
     контроль за  действиями  органов  власти  в  сфере предоставления
льгот и преимуществ хозяйствующим  субъектам,  действующим  на  данном
рынке;
     совершенствование законодательной  базы  развития  конкуренции  и
предпринимательства;
     совершенствование законодательства и практики его применения  для
устранения   факторов,   способствующих  экономическим  преступлениям,
коррупции, активизации борьбы с преступностью;
     упрощению порядка  и  процедуры  регистрации  новых хозяйствующих
субъектов.

                 6. Финансовое обеспепение Программы

     Программа из-за дефицита бюджетных средств  не  профинансирована.
Финансирование идет за счет целевых отраслевых программ.
     К воэможным   источникам   финансирования   программ   относятся:
федеральный     и     республиканский    бюджеты,    фонд    поддержки
предпринимательства и собственные средства хозяйствущих субъектов.

            7. Правовое обеспечение развития конкуренции и
                         предпринимательства

     Несмотря на большое количество законодательных актов, связанных с
развитием  конкуренции,  их  совокупность  не  полностью  обеспечивает
надежное  решение  задач ,  формирования рыночной экономики.  Основным
нормативным актом,  регулирующим процессы демонополизации  и  развития
конкуренции,  является  Федеральный  закон  "О  внесении  изменений  и
дополнений   в   Закон   РСФСР   "0    конкуренции    и    ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
     Кабинетом Министров Республики Адыгея в 1995 г. приняты следующие
постановления по государственному регулированию цен товаров и услуг:
     от 19.06.95г.  N  182  "О   государственном   регулировании   цен
/тарифов/ Б Республике Адыгея";
     от 25.09.95г. №324 "О мерах государственного регулирования цен на
природный и сжиженный газ в Республике Адыгея";
     от 25.09.95г. №325 "0 государственном регулировании цен /тарифов/
на услуги связи в Республике Адыгея".
     К число первоочередных мер правового обеспечения  задач  развития
конкуренции и предпринимательства на региональном уровне можно отнести
разработку и принятие Положений по вопросам:
     лицензирования предпринимательской деятельности в Республике;
     предоставление льготных кредитов малым предприятиям, работающим в
приоритетных  направлениях развития предпринимательства и конкурентной
среды;
     страхование  сделок;
     предоставление налоговых льгот;
     предоставление льгот хозяйствующим субъектам, создающим филиалы в
Республике по приоритетным направлениям развития конкурентной среды.



     Начальник Адыгейского
     территориального управления
     Государственного Комитета
     Российской Федерации по
     антимонопольной политике и
     поддержке новых экономических структур           А. Кубашичев






Информация по документу
Читайте также