Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 16.03.1998 № 85

 
     ОПУБЛИКОВАНО: СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ  АДЫГЕЯ,
                       N  3 март 1998, ст. 195

                 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      от 16 марта 1998 года N 85
                              г. Майкоп


          О МЕРАХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
                          РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

     В целях   исполнения   постановления   Правительства   Российской
Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387  "О  мерах  по  стабилизации  и
развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" и
обеспечения  конституционных  прав  граждан  на  получение  бесплатной
медицинской    помощи,    повышения   экономической   устойчивости   и
эффективности   деятельности   учреждений   здравоохранения    Кабинет
Министров Республики Адыгея

                      п о с т а н о в л я е т :

     1. Одобрить  Концепцию  развития  здравоохранения  и  медицинской
науки Республики Адыгея согласно приложению.

     2. Министерству здравоохранения Республики Адыгея  и  Адыгейскому
республиканскому   фонду   обязательного  медицинского  страхования  в
месячный  срок  после  принятия  республиканского  бюджета  Республики
Адыгея  разработать  в установленном порядке республиканскую программу
государственных гарантий  по  обеспечению  граждан  Республики  Адыгея
бесплатной медицинской помощью.

     3. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить на
Министерство здравоохранения Республики Адыгея.



     Премьер-министр Республики Адыгея          М. Тхаркахов
     г. Майкоп
     от 16 марта 1998 года
     N 85





     Приложение
     к постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея
     от 16 марта  1998  года N 85

        Концепция развития здравоохранения и медицинской науки
                          Республики Адыгея

                               Введение

     В последние годы происходит ухудшение демографической ситуации  и
состояния здоровья населения.  В деятельности лечебно-профилактических
учреждений растет платный сектор,  в  том  числе  и  теневой.  Размеры
финансирования   из   бюджетов   всех   уровней   и  за  счет  средств
обязательного  медицинского  страхования  не  обеспечивают  реализацию
конституционных  прав  граждан на получение гарантированной бесплатной
медицинской помощи.  Вместе с тем имеющиеся финансовые и  материальные
ресурсы    используются   неэффективно,   нерационально,   усиливаются
структурные  диспропорции  в  предоставлении  медицинской  помощи.  Не
обеспечиваются  государственные  гарантии  в лекарственном обеспечении
льготных групп населения. Растет социальная напряженность. С принятием
нормативных    правовых    актов   Республики   Адыгея   по   местному
самоуправлению  появилась   муниципальная   система   здравоохранения,
которая   вышла  из  подчинения  государственных  органов  управления.
Система здравоохранения не имеет единой стратегии развития.  Внедрение
системы обязательного медицинского страхования произошло фрагментарно.
Все  это  требует   неотложных   мер   для   повышения   эффективности
деятельности лечебно-профилактических учреждений.

        Основные направления развития системы здравоохранения

     Целью Концепции является сохранение и улучшение здоровья людей за
счет снижения заболеваемости и смертности населения.
     Основными задачами Концепции являются:
     увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;
     сокращение сроков   восстановления   утраченного  здоровья  путем
внедрения в медицинскую практику современных технологий  профилактики,
диагностики и лечения;
     повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении.
     Реализация Концепции основана на принципах:
     всеобщности, социальной справедливости и доступности  медицинской
помощи  населению  вне зависимости от его социального статуса,  уровня
дохода и места жительства;
     профилактической направленности;
     экономической эффективности функционирования медицинских уч-
реждений;
     единства медицинской науки и практики здравоохранения;
     активного участия населения в решении вопросов здравоохранения.
     В сложившихся условиях приобретают важное значение:
     формирование единой    государственной    политики    в   области
здравоохранения и повышение ответственности всех органов власти за  ее
реализацию;
     обеспечение адекватности  финансовых   ресурсов   государственным
гарантиям  в сфере здравоохранения,  поэтапное повышение доли средств,
направляемых на финансирование здравоохранения;
     развитие негосударственного сектора в здравоохранении;
     совершенствование законодательной базы в сфере здравоохранения на
федеральном и региональном уровнях;
     разработка и  внедрение  в  практику  передовых  форм  и  методов
организации  государственного  санитарно-эпидемиологического  надзора,
гигиенической и эпидемиологической  экспертизы,  мониторинга  здоровья
населения и среды обитания человека;
     проведение инвестиционной   политики,   обеспечивающей    высокую
эффективность   вложений,   достижение   максимального   медицинского,
социального и экономического эффекта на единицу затрат;
     формирование единой   политики  в  области  развития  медицинской
науки;
     повышение уровня   квалификации   медицинских   работников  путем
совершенствования системы подготовки, переподготовки и сертификации;
     поэтапное увеличение заработной платы работников здравоохранения;
     повышение социальной   защищенности    медицинских    работников,
страхование   их   профессиональной   ответственности.  Организация  и
дальнейшее совершенствование деятельности профессиональных медицинских
ассоциаций,  привлечение  их  к  реализации государственной политики в
области здравоохранения;
     совершенствование государственного    регулирования   в   области
обеспечения медикаментами и медицинской техникой;
     повышение заинтересованности  граждан  в  сохранении и укреплении
своего здоровья,  в том числе путем привлечения личных средств граждан
к   финансированию   видов   медицинской  помощи,  не  гарантированных
государством.

           Совершенствование организации медицинской помощи

     Основными направлениями    в    совершенствовании     организации
медицинской   помощи   являются   перенос   части  объемов  помощи  из
стационарного   сектора    в    амбулаторный,    развитие    первичной
медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения.
     Первичная медико-санитарная помощь является основным  звеном  при
оказании населению медицинской помощи.
     Особая роль отводится развитию института врача  общей  (семейной)
практики.  Одним  из  возможных  путей развития такого института будет
придание врачам общей (cемейной) практики статуса  юридического  лица.
При  этом они могут формировать бюджет практики,  быть распорядителями
средств для финансирования объема  медицинской  помощи  их  пациентам.
Экономическая  заинтересованность  и  конкуренция  делают  врача общей
практики ответственным за рациональный медицинский маршрут пациентов и
обеспечивают непрерывность его наблюдения.
     В поликлиниках      при       этом       должна       развиваться
консультативнодиагностическая     служба     со    специализированными
лабораториями и диагностическим оборудованием.  На их базе могут  быть
развернуты  отделения  реабилитации и терапии,  службы ухода,  дневные
стационары, центры амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи.
     Реорганизация стационарной     помощи     обеспечит    сокращение
длительности  госпитального  этапа.  Для  этого  нужно  реорганизовать
стационары по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса,
а также расширить объемы медицинской помощи в стационарах дневного или
краткосрочного  пребывания,  внедрить стационаро-заменяющие технологии
(центры  амбулаторной  хирургии,  службы  долечивания  на  дому),  что
позволит   сократить   количество  койко-дней  пребывания  пациента  в
стационаре.  При   реконструкции   больниц   следует   предусматривать
распределение   коечной   мощности   в  зависимости  от  интенсивности
лечебно-диагностического процесса следующим образом:
     интенсивного лечения - до 20 процентов;
     восстановительного лечения - до 45 процентов;
     длительного лечения  больных  хроническими  заболеваниями - до 20
процентов;
     медико-социальной помощи - 15 процентов.
     Необходимо развивать  и   эффективно   использовать   межрайонные
специализированные медицинские центры.
     Для качественного   оказания   медицинской   помощи    необходимо
обеспечить  непрерывность  лечебно-диагностического  процесса  на всех
этапах лечения.  Здесь приобретает значение четкое разделение  функций
между  каждым  этапом оказания медицинской помощи,  а также различными
видами медицинской помощи и различными типами медицинских  учреждений.
Это  предполагает  создание более высокого,  чем существующий,  уровня
управления и финансирования медицинской помощи.
     Повышению качества   медицинской   помощи   будет  способствовать
внедрение стандартов (моделей) диагностики и лечения пациентов  как  в
амбулаторно-поликлинических, так и в больничных учреждениях.
     Требуется принятие действенных  мер  по  развитию  службы  охраны
материнства   и  детства  при  концентрации  усилий  совершенствования
первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам,  развитию служб
планирования    семьи    и    безопасного    материнства,   интеграции
родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью.
     Необходимо осуществить  комплексные  меры по дальнейшему развитию
психиатрической и  наркологической  помощи  населению.  Активизировать
работу  по  борьбе  с туберкулезом,  болезнями,  передаваемыми половым
путем,  и другими заболеваниями,  представляющими социальную опасность
для окружающих.
     Требуют государственной поддержки меры по  внедрению  современных
технологий   в   подразделениях   интенсивного  лечения,  кардиологии,
онкологии, диагностики и лечения социально значимых болезней.
     Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи,  сделать ее
более мобильной и  оснащенной  современными  средствами  для  оказания
неотложной медицинской помощи, экстренной госпитализации пациентов.
     Необходимо принятие    мер    государственной    поддержки     по
совершенствованию   реабилитационной   помощи,   развитию   санаторных
учреждений системы здравоохранения, оздоровительных учреждений.
     Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому
населению при  необходимости  на  базе  центральных  районных  больниц
формировать    межрайонные    диагностические   комплексы,   развивать
передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи.
     При необходимости     предусмотреть     возможности    интеграции
ведомственных медицинских учреждений в общую систему здравоохранения с
учетом  их  отраслевых особенностей и территориальной расположенности.
Это   позволит   привести   деятельность   ведомственных    учреждений
здравоохранения к единому нормативному правовому обеспечению и порядку
стандартизации  в  сфере  медицинских  услуг,  что  даст   возможность
привлечь    учреждения    ведомственной    медицины    к    реализации
Республиканской  программы  государственных  гарантий  по  обеспечению
граждан  Республики  Адыгея  бесплатной  медицинской  помощью (далее -
Программа).
     При сохранении    главенствующей    роли    государственного    и
муниципального здравоохранения важную роль будет играть  формирующийся
негосударственный   сектор.  Создание  условий  для  развития  частной
медицинской  деятельности  является  важнейшим  элементом  структурных
преобразований в здравоохранении.
     Необходимо обеспечить равные  права  медицинским  организациям  и
лицам,    осуществляющим    частную    медицинскую   деятельность,   с
государственными и муниципальными организациями,  на работу в  системе
обязательного   медицинского   страхования   и  участие  в  реализации
государственных и муниципальных целевых программ.  Участие медицинских
организаций   различных   форм   собственности,  врачебных  практик  в
реализации  государственных  программ  здравоохранения,  муниципальных
заказов должно осуществляться на конкурсной основе.

       Совершенствование системы финансирования здравоохранения

     Совершенствование системы      финансирования     здравоохранения
предполагает тесную зависимость  размеров  финансирования  медицинских
учреждений от объема оказываемых ими услуг.
     Система финансирования должна обеспечить использование ресурсов в
качестве экономического инструмента повышения эффективности и качества
медицинской помощи,  реформирования системы здравоохранения, а в итоге
создать экономические рычаги управления отраслью.
     В этих целях необходимо:
     разработать Программу,    в    которой   обеспечить   безусловное
соблюдение  соответствия  объемов  медицинской  помощи  и  финансового
обеспечения;
     сформировать консолидированный    бюджет    здравоохранения     -
объединить  средства  Адыгейского республиканского фонда обязательного
медицинского страхования, республиканского бюджета Республики Адыгея и
местных  бюджетов  городов  и  районов  Республики  Адыгея  на  основе
Программы;
     разработать порядок  единого  финансового потока через Адыгейский
республиканский фонд обязательного медицинского страхования в  разрезе
Территориальной программы обязательного медицинского страхования;
     установить тарифы на медицинские услуги на уровне, обеспечивающем
необходимые затраты на их производство в рамках Программы;
     разработать единую систему оплаты  медицинской  помощи  в  рамках
обязательного   медицинского  страхования,  стимулирующую  эффективную
работу медицинских учреждений и способствующую  переносу  акцентов  со
стационарной помощи на амбулаторно-поликлиническую;
     обеспечить целенаправленность и прозрачность финансовых потоков в
системе здравоохранения.
     Необходимо:
     в существующей  системе  обязательного  медицинского  страхования
финансирование медицинских учреждений  осуществлять  через  Адыгейский
республиканский  фонд  обязательного  медицинского  страхования  и его
филиалы;
     сформировать механизмы  участия населения в покрытии части затрат
на  оказание  медицинской  помощи  (развитие   системы   добровольного
медицинского  страхования  и платных медицинских услуг,  оказывающихся
сверх Программы).
     Перспективным направлением преобразований в системе обязательного
медицинского  страхования   является   введение   системы   частичного
"Фондодержателя" для врачей общей практики.
     Для обеспечения целевого и эффективного использования средств:
     разработать механизм    централизации    средств    для   закупки
медикаментов и оборудования на конкурсной основе;
     разработать мероприятия, обеспечивающие более строгий контроль за
расходованием   финансовых   средств   (оперативная    информация    о
расходовании   средств   обязательного   медицинского   страхования  и
бюджетов).

        Совершенствование системы управления здравоохранением

     Существующее разграничение  полномочий  и  ответственности  между
республиканскими  органами  исполнительной  власти  Республики Адыгея,
администрациями  городов  и  районов  Республики  Адыгея,   Адыгейским
республиканским  фондом обязательного медицинского страхования нечетко
и  нерационально.  Это  является  одной   из   причин   неэффективного
использования   ресурсов   в   здравоохранении   и   требует  принятия
законодательных  актов,  которые  должны  определить  организационные,
правовые   и   экономические   принципы  построения  государственного,
муниципального и частного  здравоохранения,  их  взаимодействия  между
собой.
     Законодательство Российской    Федерации    и    законодательство
Республики  Адыгея  должны  составлять  единую  согласованную систему,
построенную на  единых  принципах,  заданных  Конституцией  Российской
Федерации  и  Конституцией  Республики  Адыгея,  для  чего  необходимо
принятие  нормативных  правовых  актов   о   государственной   системе
здравоохранения, муниципальном и частном здравоохранении.
     Для проведения   единой   политики    государства    в    области
здравоохранения   в   Республике   Адыгея  необходимо  модернизировать
структуру управления отраслью, основным принципом формирования которой
является единство целей деятельности на федеральном, республиканском и
муниципальном уровнях управления.
     На федеральном   уровне  управления  отраслью  главными  задачами
являются:
     определение стратегии развития здравоохранения в стране;
     разработка законодательной и нормативной базы здравоохранения;
     координация международной деятельности в области здравоохранения;
     разработка механизмов   деятельности    контрольно-разрешительной
системы;
     формирование и   организация   исполнения   федеральных   целевых
программ.
     На республиканском уровне:
     определение тактики   развития   отрасли  с  учетом  региональных
особенностей;
     разработка законодательной   и   нормативной  базы  регионального
здравоохранения в соответствии с действующим законодательством;
     формирование, организация  и  контроль исполнения республиканских
программ развития отрасли и оказания медицинской помощи.
     На муниципальном  уровне  -  организация  и отчетность исполнения
региональных программ развития здравоохранения и оказания  медицинской
помощи.
     Главным направлением   совершенствования    системы    управления
становится   обеспечение   ее   целостности   за   счет   единых   для
здравоохранения Российской Федерации и Республики  Адыгея  подходов  к
планированию,    нормированию,    стандартизации,   лицензированию   и
сертификации.  Целостность здравоохранения  на  территории  Республики
Адыгея должна обеспечить система медицинского страхования,  как основа
финансирования медицинской помощи в рамках Программы.
     Основой системы  планирования должны стать федеральные показатели
развития здравоохранения,  определяющие цели и задачи  государственной
политики на определенный период.
     Для обеспечения   единого   (базового)   уровня   государственных
гарантий  в  здравоохранении применяются федеральные медико-социальные
стандарты, включающие в себя:
     основные показатели   обеспеченности   населения   больничными  и
амбулаторно-поликлиническими   учреждениями,   врачами   и    средними
медицинскими    работниками,   нормативы   подушевого   финансирования
здравоохранения,  методики расчета нормативов  ресурсного  обеспечения
учреждений здравоохранения.
     Республиканские нормативы развития здравоохранения определяют:
     цели и задачи государственной политики в области здравоохранения;
     показатели состояния  здоровья  населения  Республики  Адыгея,  в
достижение   которых   должна  внести  вклад  система  здравоохранения
Республики Адыгея, как часть системы охраны здоровья;
     объемы финансирования  здравоохранения  за  счет средств бюджетов
всех  уровней  и  средств  обязательного   медицинского   страхования,
обеспечивающие   реализацию  государственных  гарантий  предоставления
населению медицинской помощи;
     общие принципы    финансирования    и   показатели   деятельности
учреждений здравоохранения;
     мероприятия по    повышению   эффективности   работы   учреждений
здравоохранения;
     основные направления профилактической  деятельности;
     нормативы затрат в амбулаторном и стационарном  секторе.
     На базе этих нормативов и показателей заболеваемости определяется
структура   медицинской   помощи   населению.    В    результате    на
республиканском  уровне  принимается  конкретная программа оптимизации
структуры медицинской помощи,  обеспечивающая улучшение  использования
ресурсов   здравоохранения  при  обеспечении  установленного  качества
помощи.
     Программа служит   основой   для  формирования  местных  программ
городов и районов Республики Адыгея,  содержащих объемные и финансовые
показатели  деятельности  здравоохранения городов и районов Республики
Адыгея.
     Органы управления   здравоохранением   осуществляют  контроль  за
выполнением нормативов и показателей.
     Необходимо привлечение  ведомственных  медицинских учреждений для
реализации Программы,  что  позволит  более  рационально  использовать
финансовые   и  материальные  ресурсы,  реализовать  принципы  равного
отношения государства ко всем гражданам независимо от места их работы.
Отдельные ведомственные учреждения здравоохранения могут быть переданы
в республиканскую собственность или в собственность городов и  районов
Республики Адыгея.
     Повышению эффективности управления будет способствовать  введение
системы  трудовых  договоров  для  руководителей  органов и учреждений
здравоохранения,  предусматривающих  их  личную   ответственность   за
реализацию    государственных   программ   и   муниципальных   заказов
здравоохранения.

        Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия

     Развитие и           совершенствование            государственной
санитарно-эпидемиологической   службы   Республики   Адыгея   является
важнейшим условием улучшения охраны здоровья населения Республики.
     Обеспечение эффективного     функционирования     государственной
санитарно-эпидемиологической  службы  Республики  Адыгея   состоит   в
разработке  и  реализации  государственной  программы развития службы,
предусматривающей приведение организационного построения,  управления,
ресурсного       и      научного      обеспечения      государственной
санитарно-эпидемиологической службы Республики Адыгея,  организации ее
деятельности в соответствии с новыми задачами и функциями.
     Требуется продолжение    реорганизации    структуры    учреждений
государственной  санитарно-эпидемиологической службы Республики Адыгея
в соответствии с ранее  утвержденной  концепцией  перестройки  центров
государственного  санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии
с образованием отделов (отделений) по изучению влияния факторов  среды
на   здоровье,   отделений  гигиенического  воспитания  и  образования
населения.
     Необходимо продолжить работу по:
     четкому разделению    функций     государственного     санитарно-
эпидемиологического     надзора     и     санитарно-эпидемиологической
деятельности между органами  санитарно-эпидемиологического  надзора  и
лечебно-профилактическими учреждениями;
     охране территорий Республики Адыгея от завоза  и  распространения
особо опасных инфекционных заболеваний людей,  животных и растений,  а
также токсических веществ;
     внедрению новых            технологий            государственного
санитарно-эпидемиологического  надзора,  усилению   взаимодействия   с
другими контрольными и надзорными органами;
     совершенствованию экономического   механизма    деятельности    и
разработке    критериев    нормативного    финансирования   учреждений
государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Адыгея;
     укреплению организационно-правового    статуса    государственной
санитарно-эпидемиологической  службы   Республики   Адыгея,   созданию
законодательной базы ее функционирования;
     организации системы  гигиенического  воспитания   и   образования
населения, формированию системы самооздоровления населения.

    Государственные гарантии по предоставлению медицинской помощи
                       и защита прав пациентов

     Государственные гарантии  бесплатной  медицинской  помощи  должны
быть  определены  и должны соответствовать возможностям их финансового
обеспечения за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея
и  взносов  (платежей)  на  обязательное медицинское страхование.  Для
этого необходимо принять Программу.
     Программа должна обеспечить четкое соответствие, с одной стороны,
гарантий  на  получение  каждым  гражданином  бесплатной   медицинской
помощи,  а с другой стороны,  гарантий государства по финансированию и
предоставлению определенных объемов  медицинской  помощи  населению  в
целом.
     Программа должна содержать:
     перечень соответствующих      видов      медицинской      помощи,
предоставляемых населению бесплатно;
     объемы медицинской  помощи,  финансирование которой гарантируется
государством;
     Территориальную программу  обязательного медицинского страхования
как составную часть Программы;
     подушевой норматив финансирования здравоохранения, обеспечивающий
предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.
     С целью  защиты  прав  граждан в сфере здравоохранения необходимо
наличие положения об экспертизе качества медицинской помощи и штрафных
санкциях.

     Развитие науки, медицинского образования и кадровой политики

     Вопросы кадровой  политики  должны  решаться  с учетом изменений,
происходящих во всех сферах здравоохранения.  Необходимо разработать с
Адыгейским  республиканским центром медицинского образования Кубанской
государственной медицинской академии программу реформирования  системы
медицинского  образования,  которая  должна предусматривать сокращение
подготовки медиков по традиционным специальностям, пересмотр структуры
подготовки    специалистов.   Необходимо   усовершенствовать   систему
планирования,  прогнозирования и мониторинга  подготовки  специалистов
здравоохранения,  в  том  числе по таким новым направлениям,  как врач
общей  практики,   клинический   фармаколог,   медицинский   психолог,
медицинская  сестра  с  высшим образованием,  специалист по социальной
работе, экономист здравоохранения, менеджер здравоохранения.
     Необходимо совершенствовать   систему   итоговой  государственной
аттестации выпускников медицинских и фармацевтических  образовательных
учреждений,   а   также   сертификацию  специалистов  отрасли,  ввести
трехуровневую систему подготовки кадров.
     Подлежит реорганизации   система   планирования  и  распределения
кадрового потенциала,  которая  должна  изменить  соотношение  врач  -
медицинский   работник  среднего  звена  в  сторону  увеличения  числа
последних,  с передачей медицинскому работнику  среднего  звена  части
функций, выполняемых в настоящее время врачами.
     Следует перейти к практике формирования органами  здравоохранения
целевых   заказов   на   подготовку  специалистов  с  заключением  ими
соответствующих договоров с учебными заведениями и абитуриентами.
     С целью  проведения  активной  кадровой политики необходимо:
     устанавливать и   индексировать   заработную   плату   работников
здравоохранения в размерах не ниже прожиточного минимума;
     совершенствовать систему оплаты труда работников  здравоохранения
с   учетом  сложности,  объемов  и  качества  лечебно-профилактической
работы;
     регулярно пересматривать размеры тарифов на медицинские услуги на
основе   тарифного   соглашения   с    профессиональной    медицинской
ассоциацией;
     обеспечить реализацию   права   работников   здравоохранения   на
обязательное  государственное  страхование  при  исполнении  служебных
обязанностей, которые связаны с угрозой их жизни и здоровью.
     В области   обеспечения   охраны   труда  медицинских  работников
необходимо:
     создать базу нормативных документов по безопасности труда  в
учреждениях здравоохранения;  организовать обучение по вопросам охраны
     труда руководителей     органов     управления    и    учреждений
здравоохранения, студентов медицинских образовательных учреждений;
     проводить единую  политику по установлению компенсаций и льгот за
особые условия труда медицинских работников.
     Медицинская наука   Республики   Адыгея  должна  развиваться  при
сотрудничестве с Кубанской медицинской академией и  свою  деятельность
направить на:
     формирование стратегии   сохранения   и    укрепления    здоровья
населения;
     разработку для практического здравоохранения совершенных  методов
профилактики,  диагностики  и  лечения  болезней,  перспективных  форм
организации медицинской помощи;
     обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров.
     Министерство здравоохранения Республики Адыгея должно  определять
приоритеты  в  научных  разработках и координировать внедрение научных
достижений в практику и эффективное их использование.


       Совершенствование лекарственного обеспечения, гарантии в
                области лекарственной помощи населению

     Государственная политика  обеспечения  населения  лекарствами   и
изделиями  медицинского  назначения  направлена  на  предоставление их
потребителям в достаточном ассортименте и объеме по приемлемым ценам и
при соответствующем качестве.
     Реализация этой  политики  осуществляется  путем  создания  рынка
фармацевтических    услуг    на   основе   конкуренции   между   собой
фармацевтических предприятий всех форм собственности.
     Для усиления  контроля  за  качеством  лекарственных препаратов и
изделий  медицинского  назначения  необходимо  укрепить   существующую
контрольно-разрешительную   систему   на   всех   этапах   экспертизы,
стандартизации и государственного контроля.
     Основными направлениями  реализации  государственной  политики  в
области лекарственной помощи гражданам являются:
     гарантированное лекарственное,  в том числе льготное, обеспечение
амбулаторной и стационарной медицинской помощью в рамках федеральной и
республиканской программ;
     введение лекарственных   формуляров    в    стандарты    оказания
медицинской помощи.
     На амбулаторном этапе:
     упорядочение льгот отдельным категориям граждан путем обеспечения
адресности предоставления льготных лекарственных средств;
     формирование в  рамках  государственных  и  муниципальных заказов
списков лекарственных средств по принципу "эффективность -  стоимость"
для льготного обеспечения граждан;
     формирование в рамках  государственных  и  муниципальных  заказов
перечней   и  объемов  лекарственных  средств  для  лечения  социально
значимых  заболеваний  (туберкулез,  психические  расстройства,  СПИД,
онкологические заболевания и так далее).
     На стационарном этапе - бесплатное  лекарственное  обеспечение  в
рамках перечня видов, объемов и условий оказания медицинской помощи по
Программе.
     В целях   эффективного   расходования   государственных  средств,
направляемых   на   льготное   обеспечение   граждан    медикаментами,
предусматриваются:
     разработка и внедрение жесткой  системы  учета  и  контроля  этих
средств;
     создание условий,  обеспечивающих  заинтересованность  граждан  в
рациональном использовании льгот по лекарственному обеспечению.
     В области оптовых закупок и розничной продажи следует:
     ввести конкурсную  основу и обеспечить гласность в выборе оптовых
поставщиков лекарственных средств через создание тендерной комиссии;
     обеспечить безопасность,  эффективность  и качество лекарственных
препаратов  путем  отбора,  стандартизации,  контроля  за  соблюдением
стандартов;
     стимулировать постоянное   наличие   установленной   номенклатуры
лекарственных  средств и контроль ее обеспечения в розничной продаже -
по группам  социально-опасных  и  социально  значимых  заболеваний;  в
стационарной сети - по Программе.
     В целях  обеспечения  доступности  и  адекватности  лекарственной
помощи населению необходимо:
     создать механизмы регулирования цен на лекарственные средства;
     совершенствовать организацию  лекарственной  помощи  и управление
фармацевтической деятельностью.

              Расширение социальной базы здравоохранения

     Под расширением  социальной   базы   здравоохранения   понимается
привлечение  к  работе  по охране здоровья граждан и медико-социальной
помощи непрофессиональных и медицинских организаций, а также отдельных
лиц.
     Совместная работа   органов   здравоохранения    с    участниками
социальной      базы     здравоохранения     повысит     эффективность
информационно-профилактической работы,  привлечет кадровые  ресурсы  к
работе   по  медико-социальной  помощи  социально  незащищенным  слоям
населения,  облегчит реабилитационную  работу  с  группами  пациентов,
разовьет  принцип  взаимопомощи  и  навыки  решения  медико-социальных
проблем самими пациентами.
     Сотрудничество с организациями религиозных конфессий обеспечит не
только духовную поддержку больным людям,  но и  совместную  работу  по
решению  сложных этических и нравственных проблем современной медицины
и медико-биологических научных исследований.
     Работа по   расширению  социальной  базы  здравоохранения  должна
осуществляться по следующим направлениям:
     поиск действенных    форм    сотрудничества    с   общественными,
благотворительными  и  религиозными  организациями,   координация   их
деятельности;
     широкое привлечение  внимания   населения   к   вопросам   охраны
здоровья,  содействие  созданию  общественных объединений пациентов по
медицинским интересам (коронарные клубы,  общества  больных  диабетом,
бронхиальной астмой);
     создание единой    общегосударственной    системы    медицинского
просвещения  и  медицинской  информации,  сотрудничество со средствами
массовой информации в популяризации здорового  образа  жизни,  решение
иных   вопросов   в  интересах  здравоохранения,  развитие  социальной
рекламы,  усиление  контроля   за   рекламой   продукции   медицинской
промышленности и услуг медицинского характера;
     содействие в   организации   государственных    и    общественных
мероприятий,   направленных   на  сохранение  и  защиту  нравственного
здоровья общества,  работа среди населения  по  планированию  семьи  в
целях  формирования  осознанного  отношения  к  семье,  материнству  и
отцовству, сокращение числа абортов;
     развертывание системы    подготовки    работников    Министерства
внутренних дел Республики Адыгея,  Комитета Республики Адыгея по делам
гражданской  обороны  и  чрезвычайным  ситуациям  и других органов для
оказания первой медицинской помощи.

                Механизмы и этапы реализации Концепции

     Для практического     осуществления      положений      Концепции
разрабатываются  законодательные  и  нормативные  акты,  а также планы
конкретных  мероприятий  по  выполнению  каждого  раздела   Концепции,
согласованные   с   заинтересованными  министерствами  и  ведомствами.
Создаются экономические механизмы для реализации конкретных  положений
Концепции.
     Реализацию Концепции предполагается осуществить в соответствии  с
прилагаемым планом мероприятий.
     Для обеспечения   последовательности   в   выполнении   положений
Концепции работа по ее реализации будет выполняться в два этапа.
     Первый этап - 1997-2000 годы.
     В течение  первого  этапа  необходимо  осуществить мероприятия по
разработке законодательных и нормативных актов.
     Для обеспечения   стабильной  работы  учреждений  здравоохранения
нужно осуществить меры по увеличению размеров финансирования отрасли и
повышению эффективности использования ресурсов в здравоохранении.
     В этих целях,  начиная с 1998 года,  оказание медицинской  помощи
населению   будет   проводиться  в  рамках  республиканской  программы
государственных  гарантий.  При  этом  размеры   финансовых   средств,
направляемых   на   реализацию   Программы,   должны   соответствовать
предусмотренным в них государственным гарантиям.
     В течение  1997-1999  годов  необходимо  осуществить  структурные
преобразования отрасли.  Провести реструктуризацию стационарной помощи
с   одновременным   развитием   стационаро-замещающих   технологий   в
амбулаторно-поликлинических учреждениях.
     Повышению эффективности  деятельности  учреждений здравоохранения
будет способствовать введение в 1998 году  стандартизации  медицинских
услуг,  регламентации  обеспечения больниц и поликлиник лекарственными
средствами, оборудованием и медицинской техникой.
     Для усиления борьбы с социально значимыми заболеваниями в течение
1998 года принять республиканские целевые Программы:
     по профилактике туберкулеза,
     по профилактике и снижению венерических заболеваний,
     сахарный диабет.
     С целью совершенствования управления отраслью необходимо принятие
законов Республики Адыгея:
     о здравоохранении Республики Адыгея,
     о лекарственном обеспечении на территории Республики Адыгея,
     о профилактике туберкулеза.
     Второй этап - 2001-2005 годы.
     В течение 2001-2005 годов должны быть осуществлены ранее принятые
целевые   программы   развития   здравоохранения,  реализация  которых
позволит создать прочную основу для  активного  внедрения  в  практику
здравоохранения  эффективных технологий в профилактике,  диагностике и
лечении   болезней   и   позволит   обеспечить   доступную   населению
квалифицированную и специализированную медицинскую помощь.
     Требуется завершить работу по структурной перестройке отрасли.  В
результате  этого  в  здравоохранении  должен  сформироваться  частный
сектор. В системе первичной медико-санитарной помощи будут действовать
самостоятельные  общие  врачебные  практики.  Большое развитие получат
межрайонные и межрегиональные  клинические  центры  специализированной
медицинской   помощи.   Активно  будут  внедряться  передвижные  формы
оказания медицинской помощи населению сельской местности.
     В течение  второго этапа Концепции необходимо сформировать единую
информационную  систему  мониторинга  здоровья  населения   Республики
Адыгея.  Войти в информационную систему России с телекоммуникационными
связями  между  клиническими  центрами  и  врачебными  практиками  для
консультирования   пациентов   и   повышения  профессиональных  знаний
медицинских работников.





     Приложение
     к Концепции развития здравоохранения и
     медицинской науки Республики Адыгея

                     План мероприятий на 1998 год
          по реализации Концепции развития здравоохранения и
                 медицинской науки Республики Адыгея

----------------------------------------------------------------------
    Наименование мероприятий           ¦Срок  ¦   Ответственный
                                       ¦испол-¦   исполнитель
                                       ¦нения ¦
----------------------------------------------------------------------
                   Организационные мероприятия


Провести с участием кафедр Кубанской   I полуго-   Министерство  здра-
медицинской  академии семинары-сове-   дие 1998    воохранения Респуб-
щания по проблемам здравоохранения в   года        лики  Адыгея,  Ады-
условиях страховой медицины для:                   гейский   республи-
     главных врачей   лечебно-профи-               канский фонд обяза-
лактических учреждений,                            тельного  медицинс-
     экономистов лечебно-профилакти-               кого страхования
ческих учреждений и Адыгейского рес-
публиканского  фонда   обязательного
медицинского страхования,
     главных штатных  и   внештатных
специалистов  Министерства здравоох-
ранения Республики Адыгея и заведую-
щих отделениями больниц и поликлиник


Организовать единый     информацион-   I квартал          -"-
но-аналитический    и   методический   1998 года
центр  Министерства  здравоохранения
Республики Адыгея


Обучить основам  информатики   меди-   I квартал          -"-
цинский персонал лечебно-профилакти-   1998 года
ческих учреждений Республики Адыгея,
ввести  в учебную программу Майкопс-
кого медицинского  училища  при  Ку-
банской государственной  медицинской
академии и филиала лечебного факуль-
тета Кубанской государственной меди-
цинской академии  основы информатики
и компьютерных технологий с  учетом
региональных задач по реформированию
здравоохранения,  приступить к  поэ-
тапному  оснащению лечебно-профилак-   I квартал
тических   учреждений   компьютерной   1998 года
техникой и программным обеспечением,
внедрить  в  систему  постдипломного
образования  проведение сертификаци-   I квартал
онных циклов и аттестаций  врачей  и   1998 года
медицинских работников среднего зве-
на путем компьютерного тестирования



Разработать и утвердить  порядок оп-   I квартал          -"-
латы  медицинской  помощи  в системе   1998 года
обязательного медицинского страхова-
ния



         Совершенствование системы управления здравоохранения

Разработать законопроекты:  "О здра-   1998 год    Министерство  здра-
воохранении  Республики Адыгея",  "О               воохранения Респуб-
лекарственном обеспечении на  терри-               лики Адыгея
тории Республики Адыгея",  "О профи-
лактике туберкулеза"

Разработать и ввести единую  систему   I квартал          -"-
планирования и нормирования деятель-   1998 года
ности учреждений здравоохранения

Разработать и  заключить  соглашения   I квартал   Адыгейский  респуб-
по  разграничению  полномочий  и от-   1998 года   ликанский фонд обя-
ветственности между республиканскими               зательного    меди-
органами  исполнительной власти Рес-               цинского  страхова-
публики Адыгея,  администрациями го-               ния
родов  и районов Республики Адыгея и
Адыгейским  республиканским   фондом
обязательного медицинского страхова-
ния в рамках  республиканской  прог-
раммы  государственных  гарантий  по
обеспечению граждан Республики  Ады-
гея бесплатной медицинской помощью

Разработать систему контроля за рас-   апрель      Министерство  здра-
ходованием  финансовых средств меди-   1998 года   воохранения Респуб-
цинскими учреждениями                              лики   Адыгея, Ады-
                                                   гейский   республи-
                                                   канский фонд обяза-
                                                   тельного  медицинс-
                                                   кого страхования
Завершить работу  по адаптации меди-   I квартал          -"-
ко-экономических стандартов  Красно-   1998
дарского края к условиям медицинских   года
учреждений Республики  Адыгея




Сформировать формуляр  лекарственных   I квартал          -"-
средств для стационарной медицинской   1998 года
помощи,  обеспечения  льготных групп
населения,  для   лечения   социаль-
но-значимых заболеваний, для рознич-
ной торговли



Разработать и утвердить проект поло-    I квартал         -"-
жения  об  экспертизе качества меди-    1998 года
цинской помощи и штрафных санкциях





Разработать проект положения об  оп-    I квартал         -"-
лате  труда медицинских работников в    1998 года
системе бюджетно-страховой медицины





                      Структурные преобразования

Подготовить и утвердить  приказ  Ми-   I полуго-   Министерство  здра-
нистерства здравоохранения Республи-   дие 1998    воохранения Респуб-
ки Адыгея "О совершенствовании меди-   года        лики Адыгея
цинской   помощи,   реструктуризации
стационарных  учреждений  с   учетом
этапности, специализации медицинской
помощи и интенсивности лечения"

Пересмотреть положения  о  стациона-   1998 год           -"-
ро-заменяющих  видах медицинской по-
мощи  (стационар  на  дому,  дневной
стационар при поликлиниках,стационар
дневного пребывания в больницах)

Разработать и утвердить проект прог-   1998 год           -"-
раммы реформирования первичной меди-
ко-санитарной помощи путем внедрения
института врача общей практики

Разработать и  предоставить на расс-   1998 год           -"-
мотрение Кабинета Министров  Респуб-
лики Адыгея программы  по  профилак-
тике социально-значимых заболеваний:
    по профилактике туберкулеза,
    по профилактике и снижению забо-
леваемости венерическими болезнями,
    сахарный диабет


Укрепить материально-техническую ба-   1998 год           -"-
зу службы скорой медицинской помощи:
оснастить  санитарным   транспортом,
портативной медицинской техникой



        Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия


Обеспечить выполнение:                постоянно    Министерство  здра-
республиканской целевой    программы               воохранения Респуб-
"Вакцинопрофилактика";                             лики Адыгея,  Коми-
Закона Республики Адыгея "О санитар-               тет Республики Ады-
но-эпидемиологическом благополучии"                гея государственно-
                                                   го санитарно-эпиде-
                                                   миологического над-
                                                   зора

Разработать и внедрить систему мони-   1998 год           -"-
торинга за состоянием здоровья насе-
ления Республики   Адыгея,   влияния
факторов окружающей  среды  на  здо-
ровье



Подготовить приказ о  взаимодействии   I квартал          -"-
органов и учреждений здравоохранения   1998 года
и Комитета Республики  Адыгея  госу-
дарственного санитарно-эпидемиологи-
ческого надзора




              Совершенствование медицинского образования
                         и кадровой политики

Разработать программу  подготовки  и    1998 год   Министерство  здра-
переподготовки медицинских кадров                  воохранения Респуб-
                                                   лики Адыгея

Пересмотреть систему планирования  и    1998 год          -"-
распределения кадрового потенциала с
целью изменения соотношения: врач  -
средние медицинские работники

Продолжить  работу  по  сертификации    1998 год          -"-
медицинских работников


Разработать систему  целевых заказов    1998 год          -"-
на подготовку специалистов с  заклю-
чением  договоров с учебными заведе-
ниями и абитуриентами

Разработать  методические  рекомен-     1998 год          -"-
дации по охране труда медицинских
работников


                Совершенствование системы обеспечения
               лекарственными средствами и медицинской
                               техникой

Разработать и внести на  рассмотре-     I квартал  Министерство  здра-
ние Кабинета  Министров  Республики     1998 года  воохранения Респуб-
Адыгея Временное  положение  о  ле-                лики   Адыгея, Ады-
карственном обеспечении на территории              гейский   республи-
Республики Адыгея                                  канский фонд обяза-
                                                   тельного  медицинс-
                                                   кого страхования

Реорганизовать структуру  обеспече-     I квартал  Министерство  здра-
ния   медикаментами  и  медицинской     1998 года  воохранения Респуб-
техникой  и  разработать   механизм                лики Адыгея
обеспечения  лечебно-профилактичес-
ких учреждений медицинской техникой
и аппаратурой

Осуществлять мероприятия по привле-     постоянно         -"-
чению дополнительных источников фи-
нансирования на закупку лекарствен-
ных  средств,  медицинской  техники
(по кредитным линиям, инвестициям)






Информация по документу
Читайте также