Расширенный поиск
Постановление Конституционной Палаты Республики Адыгея от 14.04.1999 № 2-пИменем Республики Адыгея Постановление Конституционной Палаты Республики Адыгея по делу о проверке конституционности статьи 18 Закона Республики Адыгея "О Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея" город Майкоп 14 апреля 1999 года Конституционная Палата Республики Адыгея в составе председательствующего Алибердовой Н.А., членов Кулинченко О.М., Мамия С.С., Маргиева В.И., Мейстер В.М., Митусова В.М., Эльдарова М.И., с участием начальника отдела Прокуратуры Республики Адыгея по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Фатина А.Л. - представителя Прокуратуры Республики Адыгея как стороны, обратившейся с запросом в Конституционную Палату Республики Адыгея, и начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея Купина В.А. - представителя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея как стороны, издавшей оспариваемый акт, руководствуясь подпунктом "а" пункта первого статьи 101 Конституции Республики Адыгея, подпунктом "а" пункта первого части первой статьи 3, пунктом первым части второй статьи 22, статьями 82, 83, 84 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционной Палате Республики Адыгея", рассмотрела в открытом заседании дело о проверке конституционности статьи 18 Закона Республики Адыгея "О Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея". Поводом к рассмотрению дела явился запрос Прокурора Республики Адыгея о проверке конституционности статьи 18 Закона Республики Адыгея "О Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Адыгея оспариваемая в запросе норма. Заслушав сообщение члена-докладчика Алибердовой Н.А., объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционная Палата Республики Адыгея у с т а н о в и л а: 1. В Конституционную Палату Республики Адыгея обратился Прокурор Республики Адыгея с запросом о проверке конституционности статьи 18 Закона Республики Адыгея "О Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея". По мнению заявителя создание Президиума Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея с организационно-распорядительными функциями не соответствует обозначенной в статьях 68, 69, 70 Конституции Республики Адыгея структуре Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Функционирование Президиума Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея с полномочиями, установленными статьей 18 названного Закона, и наделение его правом вынесения обязательных для исполнения постановлений ограничивает права Председателя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, его заместителей и комитетов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Таким образом, предметом проверки Конституционной Палаты Республики Адыгея по данному делу являются положения статьи 18 Закона Республики Адыгея "О Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея" о формировании Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея Президиума Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея с указанием его полномочий. 2. Конституция Республики Адыгея (пункт первый статьи 63) установила, что Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея является постоянно действующим высшим представительным и законодательным органом государственной власти Республики Адыгея, которому предоставлено право самостоятельно, но в соответствии с Конституцией Республики Адыгея определять свою структуру. Структура Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея закреплена в статьях 68, 69 Конституции Республики Адыгея. Из этих конституционных положений следует, что в структуру государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея входят Председатель Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, его заместители, комитеты и их председатели. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что Конституция Республики Адыгея не предусматривает в структуре Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея образование такого органа, как Президиум Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Смысл статьи 18 Закона Республики Адыгея "О Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея" и расположение ее в главе Закона, обозначенной как структура и организационные основы деятельности Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, свидетельствуют о том, что законом Республики Адыгея в структуру Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея введен такой новый орган как Президиум Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Это подтверждает и приложение к постановлению Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея от 13.01.1996 года "О структуре Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея". Между тем, изложенное выше свидетельствует о том, что Президиум как орган Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея не имеет конституционной природы. 3. Согласно пункту третьему статьи 68 Конституции Республики Адыгея Председатель Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея представляет Республику Адыгея в федеральных органах власти, координирует межпарламентскую деятельность Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, ведет заседания Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, ведает внутренним распорядком работы Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, осуществляет руководство подготовкой и рассмотрением вопросов, подлежащих обсуждению Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея. Конституционно закрепленные полномочия Председателя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея охватывают в том числе организационно-распорядительные и контрольные функции, обеспечивающие организацию работы Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Из смысла пункта третьего статьи 68 Конституции Республики Адыгея следует, что в компетенцию Председателя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея входят вопросы созыва очередного и внеочередного заседаний Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, формирование проекта повестки заседания Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея с учетом предложений комитетов, направление для рассмотрения в комитеты Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея законопроектов, внесенных в Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея субъектами права законодательной инициативы. По смыслу данной нормы эти функции Председателя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея являются руководством подготовкой и рассмотрением вопросов, подлежащих обсуждению Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея. 4. В соответствии со статьей 18 Закона Республики Адыгея "О Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея" Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея формирует Президиум Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея в составе Председателя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, его заместителей и председателей комитетов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Часть вторая статьи 18 названного Закона устанавливает следующие полномочия Президиума Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея: 1) созывает очередные и внеочередные заседания Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея; 2) формирует проект повестки заседания Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея; 3) направляет для рассмотрения в комитеты Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея законопроекты, внесенные в Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея субъектами права законодательной инициативы; 4) принимает решения о проведении парламентских слушаний; 5) награждает Почетной грамотой Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея; 6) вносит представление Президенту Республики Адыгея о награждении депутатов государственными наградами Республики Адыгея; 7) принимает решение об аккредитации при Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея журналистов, представляющих средства массовой информации; 8) решает иные вопросы организации работы Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея по поручению сессии Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Эти полномочия Президиума Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, изложенные в оспариваемой норме (кроме пунктов 6 и 7), представляют собой, прежде всего, форму реализации организационно-распорядительных функций Председателя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея в рамках его компетенции, очерченной в пункте третьем статьи 68 Конституции Республики Адыгея, часть из которых Председатель может делегировать своим заместителям. Конституция Республики Адыгея отводит важную роль в законодательной деятельности комитетам Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. В соответствии со статьей 69 Конституции Республики Адыгея Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки к рассмотрению вопросов, относящихся к его ведению, осуществления контрольных полномочий, проведения парламентских слушаний и расследований избирает из числа депутатов комитеты и их председателей. Комитеты Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея являются постоянно действующими органами, создаются Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея на весь срок его деятельности. Законодательный процесс - прерогатива Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и его комитетов. Только Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея вправе принимать или не принимать законопроект. Предварительная экспертная оценка законопроектов и других вопросов, подлежащих рассмотрению Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея, происходит в комитетах законодательного органа, является их исключительной компетенцией, поэтому никакой другой орган не вправе отменять или ограничивать решение комитетов о готовности законопроекта и необходимости его внесения в Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея для рассмотрения. Соответствующие комитеты организуют и проводят парламентские слушания. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется этим комитетом. Из исследованных материалов видно, что Президиум Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, реализуя предоставленное ему статьей 18 Закона Республики Адыгея "О Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея" право направлять для рассмотрения в комитеты Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея законопроекты, внесенные в Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея субъектами права законодательной инициативы, решает вопросы принятия законопроекта для рассмотрения Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея, возврата субъектам законодательной инициативы законопроектов, предлагает им разрабатывать и вносить на рассмотрение Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея законопроекты, делает поручения не только комитетам, но и Кабинету Министров Республики Адыгея. Внесение Президиумом Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея представлений Президенту Республики Адыгея о награждении депутатов государственными наградами Республики Адыгея противоречит Положению "О государственных наградах Республики Адыгея", которое предусматривает участие в решении этого вопроса Председателя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и комитетов. В соответствии с конституционными положениями средствами массовой информации освещается деятельность Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и его органов, поэтому исключительно парламент наделен правом самостоятельно принимать решение об аккредитации при Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея журналистов, представляющих средства массовой информации. Этими полномочиями не может быть наделен Президиум Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Изложенное свидетельствует о том, что Президиум фактически присваивает функции Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея как органа законодательной власти и его комитетов и лишает Председателя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, комитеты и субъекты законодательной инициативы возможности осуществлять свои конституционные полномочия, поскольку окончательные решения Президиум Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, как коллегиальный орган, принимает путем голосования. Свои решения он принимает в форме постановлений, обязательных для исполнения Председателем Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, комитетами Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, органами исполнительной власти. Конституционно наделен правом принимать постановления Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея. Председатель Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, как структурный орган, свои решения принимает в форме распоряжений. Право Президиума Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея оформлять свои решения постановлениями снижает место и роль Председателя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея в иерархии государственных должностей и умаляет статус его и комитетов. Такая деятельность Президиума Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, предусмотренная рассматриваемым положением статьи 18 Закона Республики Адыгея "О Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея", противоречит закрепленному Конституцией Республики Адыгея разграничению компетенции не только между органами государственной власти Республики Адыгея, но и внутри органа законодательной власти Республики Адыгея - Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Президиум Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея не вправе осуществлять функции, отнесенные к ведению Председателя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и комитетов. Институт делегирования полномочий Председателя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и комитетов Президиуму Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея или другому органу Конституцией Республики Адыгея не предусмотрен. 6. Исходя из положений статьи 84 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционной Палате Республики Адыгея" о пределах проверки соответствия нормативного акта органа государственной власти Республики Адыгея Конституции Республики Адыгея, Конституционная Палата Республики Адыгея устанавливает, соответствует ли оспариваемое положение Закона Республики Адыгея "О Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея" Конституции Республики Адыгея по форме. Положение пункта второго статьи 69 Конституции Республики Адыгея о том, что порядок деятельности и организации работы Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и его комитетов определяются только Конституцией Республики Адыгея и Регламентом Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея является важной организационно-правовой гарантией самостоятельности и независимости законодательной власти. Регламент представляет собой свод процедурных правил, регулирующих внутреннюю организацию Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и необходимых для функционирования законодательного органа государственной власти Республики Адыгея. Регулирование порядка деятельности Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея в иной форме не предусматривается. Происхождение проверяемой нормы Закона связано с порядком деятельности и организации работы Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, поэтому оспариваемое положение статьи 18 Закона Республики Адыгея "О Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея" по форме не согласуется с конституционными требованиями. 7. Конституционное закрепление структуры Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея не лишает Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея права самостоятельно определять количество заместителей Председателя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и создаваемых комитетов. Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея как высший законодательный орган государственной власти Республики Адыгея для обеспечения организации своей работы и координации законопроектной деятельности вправе создавать вспомогательные (рабочие) органы, но при этом эти органы не должны обладать организационно-распорядительными функциями и ограничивать конституционные полномочия Председателя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, комитетов и депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Порядок организации деятельности этих органов должен регулироваться Регламентом Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. На основании изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 73, частью первой статьи 84, статьей 85 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционной Палате Республики Адыгея", Конституционная Палата Республики Адыгея п о с т а н о в и л а: 1. Признать положения статьи 18 Закона Республики Адыгея "О Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея", предусматривающие формирование Президиума Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея с указанием его полномочий, по содержанию и форме не соответствующими Конституции Республики Адыгея, ее статьям 68, 69, 70. 2. Согласно части второй статьи 85 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционной Палате Республики Адыгея" признание статьи 18 Закона Республики Адыгея "0 Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея" не соответствующей Конституции Республики Адыгея является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов, основанных на ней, либо воспроизводящих ее или содержащих такие же положения. Положения этих нормативных актов не подлежат применению до приведения их в соответствие с настоящим постановлением. 3. В соответствии с частями первой и второй статьи 77 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционной Палате Республики Адыгея" настоящее постановление является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. 4. Согласно статье 76 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционной Палате Республики Адыгея" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Адыгея. Конституционная Палата Республики Адыгея. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|