Расширенный поиск

Постановление Конституционной Палаты Республики Адыгея от 04.08.1999 № 4-п

 
                       Именем Республики Адыгея

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

               КОНСТИТУЦИОННОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

        По делу о проверке конституционности Закона Республики
     Адыгея "О едином налоге на вмененный доход для определенных
          видов деятельности" в связи с коллективной жалобой
            индивидуальных предпринимателей города Майкопа

                              г. Майкоп
                         4 августа 1999 года

     Конституционная Палата  Республики  Адыгея в составе Председателя
Беретаря Т.А., членов Маргиева В.И., Митусова В.М., Эльдарова М.И.,
     с участием граждан Купина С.П. и Сухинина Ю.Ф. как представителей
стороны,  обратившейся с жалобой в Конституционную  Палату  Республики
Адыгея,
     представителя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея  -
Зинюхина  В.В.  -  заместителя  председателя комитета Государственного
Совета - Хасэ Республики Адыгея по  бюджетно-финансовой,  налоговой  и
экономической политике,
     руководствуясь статьей  101  (пункт  "а"  части  2)   Конституции
Республики  Адыгея,  подпунктом "а" пункта первого части первой статьи
3,  пунктом первым части второй статьи 22, статьями 36, 82, 83, 84, 85
Конституционного закона "О Конституционной Палате Республики Адыгея",
     рассмотрела в    открытом    заседании    дело     о     проверке
конституционности   Закона  Республики  Адыгея  "О  едином  налоге  на
вмененный доход для определенных видов деятельности".
     Поводом к   рассмотрению   дела   явилась   коллективная   жалоба
индивидуальных  предпринимателей  города  Майкопа  на   нарушение   их
конституционных  прав  на свободное использование своих способностей и
имущества  для  предпринимательской  деятельности,  равноправия   форм
собственности  и  добросовестную конкуренцию Законом Республики Адыгея
"О  едином  налоге  на  вмененный   доход   для   определенных   видов
деятельности".
     Основанием к    рассмотрению    дела    явилась    обнаружившаяся
неопределенность   в  вопросе  о  том,  соответствует  ли  Конституции
Республики  Адыгея  Закон  Республики  Адыгея  "О  едином  налоге   на
вмененный доход для определенных видов деятельности".
     Заслушав сообщение   Председателя-докладчика    Беретаря    Т.А.,
объяснения сторон, выступление приглашенного в заседание представителя
Министерства  финансов  Республики  Адыгея  -  Махоша  Р.И.,   первого
заместителя   Министра   финансов,   исследовав  имеющиеся  материалы,
Конституционная Палата Республики Адыгея

                         у с т а н о в и л а:

     1. Закон Республики Адыгея от  21  апреля  1999  года  "О  едином
налоге   на  вмененный  доход  для  определенных  видов  деятельности"
определяет размер  вмененного  дохода,  порядок  исчисления  и  уплаты
единого   налога   на   вмененный   доход   для   определенных   видов
предпринимательской деятельности.  Ставка единого налога установлена в
размере 20 процентов вмененного дохода.  При этом сумма единого налога
рассчитывается с учетом ставки,  значения  базовой  доходности,  числа
физических  показателей,  влияющих  на  результаты предпринимательской
деятельности,  а также повышающих (понижающих)  коэффициентов  базовой
доходности.
     Заявители утверждают,  что  примененный  в  их  отношении   Закон
Республики Адыгея "О едином налоге на вмененный доход для определенных
видов  деятельности"  ограничивает  права  предпринимателей  в   части
получения доходов,  обязывает их к уплате повышенного налога, нарушает
их конституционные  права  (статьи  12  и  32  Конституции  Республики
Адыгея)   заниматься   торгово-закупочной   деятельностью  в  условиях
равноправия и добросовестной конкуренции.

     2. В соответствии со статьей  48  Конституции  Республики  Адыгея
каждый  обязан платить законно установленные налоги и сборы.  Из этого
вытекает,  что налоги и сборы следует считать законно  установленными,
если  они  установлены законодательным органом в надлежащей форме,  то
есть законом,  в соответствии с общими  принципами  налогообложения  и
сборов,  определенных федеральным законом. Федеральный закон "О едином
налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"  от  16
июля 1998 года устанавливает,  что единый налог на вмененный доход для
определенных видов деятельности устанавливается и вводится в  действие
нормативными   правовыми   актами  законодательных  (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях
регулирования  налогообложения и реализации принципа учета фактической
способности к уплате налога  Законом  Республики  Адыгея  "О  внесении
изменений  и  дополнений в Закон Республики Адыгея "О едином налоге на
вмененный  доход  для  определенных  видов  деятельности"  установлены
налоговые  льготы  отдельным  категориям  плательщиков единого налога.
Кроме того,  со дня введения единого налога на  территории  Республики
Адыгея   с   плательщиков   этого   налога   не  взимаются  платежи  в
государственные внебюджетные фонды,  а также  налоги,  предусмотренные
статьями   19-21   Закона   Республики  Адыгея  "О  налоговой  системе
Республики Адыгея".  Уплата единого налога производится ежемесячно.  В
соответствии с оспариваемым Законом налогоплательщик вправе произвести
уплату единого  налога  путем  авансового  перечисления  сумм  единого
налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев. В этом случае согласно закону, сумма
единого  налога,  подлежащая  уплате  налогоплательщиком,  уменьшается
соответственно на 2,  5, 8 и 11 процентов. Все это призвано обеспечить
устойчивость в  отношениях  по  налогообложению,  придать  уверенность
налогоплательщикам   в  стабильности  их  правового  и  экономического
положения. Во всяком случае налогоплательщику гарантируется вытекающее
из  статьи  42  Конституции  Республики  Адыгея  право  на обжалование
решений и действий (бездействия) налоговых органов  и  их  должностных
лиц при определении базовой доходности, корректирующих коэффициентов и
других  показателей,  влияющих   на   результаты   предпринимательской
деятельности, связанных с применением оспариваемого Закона.
     Установление единого налога на территории  Республики  Адыгея  не
нарушает  единство  экономического  пространства Российской Федерации,
прямо или косвенно  не  ограничивает  свободное  перемещение  товаров,
услуг,   финансовых   средств   в   пределах   единого  экономического
пространства,   поскольку   данный   налог   установлен   не    только
республиканским законом,  но и федеральными законами.  Законодательные
акты по единому налогу  на  вмененный  доход  для  определенных  видов
деятельности  по  состоянию  на  1 апреля 1999 года приняты также в 49
субъектах Российской Федерации.

     3. Налог - необходимое условие существования государства, поэтому
обязанность  платить  налоги,  закрепленная  в  статье  48 Конституции
Республики Адыгея,  распространяется на всех налогоплательщиков (в том
числе  граждан,  занятых предпринимательской деятельностью) в качестве
безусловного  требования  государства,   поскольку   налоги   являются
важнейшим   источником   доходов  бюджета,  за  счет  которого  должны
обеспечиваться соблюдение и защита прав  и  свобод  граждан,  а  также
осуществление   социальной   функции   государства   (статьи  3  и  15
Конституции Республики Адыгея).  Без поступлений  в  бюджет  налоговых
платежей    невозможно    финансирование    предприятий,   выполняющих
государственный  заказ,   учреждений   здравоохранения,   образования,
правоохранительных органов и т.д., а следовательно, выплата заработной
платы работникам бюджетной сферы,  пенсий, пособий и других социальных
выплат.
     Поэтому конституционные  права  на  свободу  предпринимательства,
равноправие   форм   собственности   и  добросовестной  конкуренции  и
конституционные обязанности платить  законно  установленные  налоги  и
сборы  не должны противопоставляться друг другу,  так как установление
жесткого  приоритета  для  одной   из   них   означает   невозможность
реализации, а следовательно, умаление равно защищаемых прав и законных
интересов  тех  или  других  групп  населения,  что  не  соответствует
Конституций Республики Адыгея.
     Налогообложение всегда означает  определенные  ограничения  права
собственности,  поскольку  налогоплательщик не вправе распоряжаться по
своему  усмотрению  той  частью  своего  имущества,  которая  в   виде
определенной   денежной  суммы  подлежит  взносу  в  казну,  и  обязан
регулярно перечислять эту сумму в пользу государства,  так  как  иначе
были  бы  нарушены  права и охраняемые законом интересы других лиц,  а
также  государства.  Взыскание  налога  представляет  собой   законное
изъятие     части    имущества,    вытекающее    из    конституционной
публично-правовой обязанности.  В этой обязанности  налогоплательщиков
(в  том  числе  индивидуальных  предпринимателей)  воплощен  публичный
интерес всех членов общества.  Поэтому государство  вправе  и  обязано
принимать  меры  по  регулированию  налоговых  правоотношений  в целях
защиты прав и законных интересов не только  налогоплательщиков,  но  и
других  членов  общества.  Установление  налогов и сборов в отсутствие
каких-либо ограничений противоречило бы провозглашенным  в  статье  15
Конституции Республики Адыгея целям социального государства,  политика
которого должна быть направлена на  создание  условий,  обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека.

     4. Статья   32   Конституции   Республики   Адыгея  характеризует
экономическую деятельность индивида как проявление его личной  свободы
в  сфере  экономики.  Из  этого  следует,  что  свобода  экономической
деятельности обеспечивается правом каждого за свободное  использование
своих   способностей   и  имущества  для  предпринимательской  и  иной
экономической деятельности.  Исходя из своих способностей и интересов,
каждый  самостоятельно  определяет направления и способы использования
принадлежащих  ему  материальных  средств,  устанавливает  необходимые
хозяйственные связи и приемлемые условия их осуществления на свой риск
и под имущественную ответственность.
     В соответствии  со  статьей  48  Конституции Республики Адыгея на
гражданина-предпринимателя,  как субъекта экономической  деятельности,
распространяются    конституционные    обязанности   платить   законно
установленные налоги и сборы.
     Таким образом,  оспариваемый  закон  не  противоречит Конституции
Республики Адыгея по содержанию норм и по форме нормативного акта.
     На основании изложенного и руководствуясь статьями 71, 72, 73, 94
Конституционного закона "О Конституционной Палате Республики  Адыгея",
Конституционная палата Республики Адыгея

                        п о с т а н о в и л а:

     1. Признать Закон Республики Адыгея "О едином налоге на вмененный
доход для определенных видов деятельности" по  содержанию  норм  и  по
форме  нормативного  акта  не  противоречащим  Конституции  Республики
Адыгея.

     2. Согласно частям первой и  второй  статьи  77  Конституционного
закона   "О   Конституционной   Палате  Республики  Адыгея"  настоящее
Постановление  является  окончательным,   не   подлежит   обжалованию,
вступает  в  силу  немедленно  после  его  провозглашения  и действует
непосредственно.

     3. Согласно статье 76 Конституционного закона "О  Конституционной
Палате    Республики    Адыгея"    данное    постановление    подлежит
незамедлительному   опубликованию   в    "Собрании    законодательства
Республики  Адыгея"  и  газетах  "Советская  Адыгея"  и  "Адыгэ макъ".
Постановление должно быть  опубликовано  в  "Вестнике  Конституционной
Палаты Республики Адыгея".



     Конституционная Палата Республики



Информация по документу
Читайте также