Расширенный поиск

Постановление Конституционной Палаты Республики Адыгея от 06.07.2000 № П-3

       ОПУБЛИКОВАНО: СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
                          июль 2000 года N 7


                       ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

               КОНСТИТУЦИОННОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

                      от 6 июля 2000 года N П-3
                              г. Майкоп

     ПО ДЕЛУ   О   ПРОВЕРКЕ   КОНСТИТУЦИОННОСТИ  ПУНКТА  4  УКАЗА
     ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ОТ 03 АПРЕЛЯ 2000 ГОДА N 60 "ОБ
     ОБРАЗОВАНИИ      КОМИТЕТА      РЕСПУБЛИКИ      АДЫГЕЯ     ПО
     ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ" И  ПУНКТА  2  ПОСТАНОВЛЕНИЯ
     КАБИНЕТА  МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ОТ 03 АПРЕЛЯ 2000 ГОДА
     N  108   "О   ПОРЯДКЕ   ПОЛЬЗОВАНИЯ   МАЙКОПСКИМ   ГРУППОВЫМ
                            ВОДОПРОВОДОМ"


     Конституционная Палата    Республики     Адыгея     в     составе
председательствующего  Кулинченко  О.М.,  членов Мамия С.С.,  Маргиева
В.И., Мейстер В.М., Морозовой В.И., Митусова В.М., Эльдарова М.И.,
     с участием    представителей   Майкопского   районного   Собрания
представителей - Орловой Г.  Я.  - Председателя Майкопского  районного
Собрания представителей,  Хохлова В.  В. - начальника многоотраслевого
предприятия  жилищно-коммунального  хозяйства  Майкопского  района   -
стороны, обратившейся с запросом; представителей Президента Республики
Адыгея и Кабинета Министров Республики  Адыгея  -  Смирнова  В.  Ф.  -
председателя   Комитета  Республики  Адыгея  по  жилищно-коммунальному
хозяйству,   Хотко   С.Г.   -   консультанта   правового    управления
Администрации   Президента  Республики  Адыгея  и  Кабинета  Министров
Республики Адыгея,  - стороны,  издавшей оспариваемые  акты;  а  также
приглашенного  представителя  Министерства  государственного имущества
Республики Адыгея  -  Митрофанова  А.И.  -  Министра  государственного
имущества Республики Адыгея,
     руководствуясь подпунктом "б" пункта первого части первой  статьи
3,  пунктом первым части второй статьи 22,  статьями 82,  83,  84,  85
Конституционного закона Республики Адыгея  "О  Конституционной  Палате
Республики Адыгея",
     рассмотрела в    открытом    заседании    дело     о     проверке
конституционности  пункта  4  Указа Президента Республики Адыгея от 03
апреля 2000 года N 60 "Об образовании Комитета  Республики  Адыгея  по
жилищно-коммунальному  хозяйству"  и  пункта  2 постановления Кабинета
Министров Республики Адыгея от 03 апреля 2000 года N  108  "О  порядке
пользования Майкопским групповым водопроводом".
     Поводом к рассмотрению дела явился запрос  Майкопского  районного
Собрания  представителей  о  проверке конституционности названных норм
Указа Президента Республики Адыгея и постановления Кабинета  Министров
Республики Адыгея.
     Основанием к    рассмотрению    дела    явилась    обнаружившаяся
неопределенность   в   вопрсе  о  том,  соответствуют  ли  Конституции
Республики Адыгея оспариваемые положения Указа  Президента  Республики
Адыгея и постановления Кабинета Министров Республики Адыгея.
     Заслушав сообщение докладчика по делу Кулинченко О.М., объяснения
представителей   сторон,   выступление   приглашенного   в  заседание,
исследовав представленные документы и иные материалы,  Конституционная
Палата Республики Адыгея

                         У С Т А Н О В И Л А:

     1. В  Конституционную  Палату  Республики  Адыгея поступил запрос
Майкопского   районного    Собрания    представителей    о    проверке
конституционности  пункта  4  Указа Президента Республики Адыгея от 03
апреля 2000 года N 60,  которым Кабинету Министров  Республики  Адыгея
поручено     упразднить    государственное    унитарное    предприятие
"Территориальное  производственное  объединение  жилищно-коммунального
хозяйства  Республики  Адыгея"  с  одновременной передачей Майкопского
группового   водопровода   муниципальному    унитарному    предприятию
производственному управлению водопроводно-канализационного хозяйства в
бессрочное безвозмездное пользование, а также конституционности пункта
2 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 03 апреля 2000
года N 108 "О порядке пользования Майкопским групповым  водопроводом",
которым   Майкопский   групповой   водопровод  передан  муниципальному
унитарному       предприятию       Производственному        управлению
водопроводно-канализационного  хозяйства  в  бессрочное  безвозмездное
пользование.
     По мнению   заявителя   оспариваемые   нормы   актов   Президента
Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея  противоречат
пункту 2 статьи 12,  пункту 2 статьи 13,  пункту 2 статьи 79, пункту 3
статьи 86 Конституции Республики Адыгея.
     Конституционная Палата  Республики  Адыгея  рассматривает вопрос,
поставленный заявителем, лишь в тех пределах, в каких он соотносится с
положениями    Конституции    Республики   Адыгея,   и   не   касается
хозяйственно-экономических вопросов, изложенных в обращении заявителя.
     2. Согласно  Конституции  Республики  Адыгея  (часть 2 статьи 13)
земля и ее недра,  воды являются достоянием народа Республики Адыгея и
составляют основу его жизни и деятельности.
     Из приведенной  конституционной  нормы  следует,  что   населению
Республики  Адыгея должна быть гарантирована возможность использования
природных ресурсов  (воды)  как  основы  их  жизни  и  деятельности  с
соблюдением и охраной их прав и законных интересов.
     Майкопский групповой водопровод ввиду его уникальности и жизненно
важной функциональной роли и значимости для общества в целом,  а также
необходимости  обеспечения  устойчивого   развития   и   рационального
использования  этого  объекта  в  интересах  республики и ее отдельных
территорий представляет  собой  достояние  народа  Адыгеи  и  является
республиканской  собственностью  особого  рода,  в  связи с чем должен
иметь   специальный   правовой   режим,   позволяющий   при   принятии
соответствующих  решений  обеспечить  учет интересов Республики Адыгея
как в целом, так и ее отдельных территорий. Поэтому, Кабинет Министров
Республики  Адыгея  правомерно  решил  оставлть  Майкопский  групповой
водопровод  в  собственности  Республики  Адыгея.  Однако  с  этим  не
согласуется   положение  пункта  2  постановления  Кабинета  Министров
Республики  Адыгея  о  передаче  Майкопского  группового   водопровода
муниципальному  унитарному  предприятию  Производственному  управлению
водопроводно-канализационного  хозяйства  в  бессрочное  безвозмездное
пользование,  поскольку  оно  осуществлено без учета социальной роли и
значимости данного объекта для  Республики  Адыгея  и  без  ликвидации
государственного      унитарного      предприятия     "Территориальное
производственное    объединение    жилищно-коммунального     хозяйства
Республики Адыгея".
     Передача республиканской собственности в бессрочное безвозмездное
пользование  муниципальному  унитарному  предприятию  произведена  без
указания срока  пользования  республиканской  собственностью,  что  не
соответствует  Закону Республики Адыгея "Об управлении государственной
собственностью Республики Адыгея" (пункт 1 части 3 статьи 4;  часть  1
статьи 24).
     Кроме того,  действующее гражданское законодательство не содержит
такого   правового   понятия   как  право  бессрочного  безвозмездного
пользования.  Государственное или муниципальное унитарное  предприятие
пользуется  переданным  ему  объектом  лишь  на  праве  хозяйственного
ведения (статьи 216, 294 ГК РФ).
     В соответствии  с  Конституцией  Республики  Адыгея (подпункт "в"
статьи  87)  Кабинет   Министров   Республики   Адыгея   управляет   и
распоряжается государственной собственностью Республики Адыгея. Однако
такое  управление  и  распоряжение  должно  отвечать   конституционным
положениям  и  порядку  пользования водными объектами,  установленному
действующим законодательством, а решение Кабинета Министров Республики
Адыгея    об   оставлении   Майкопского   группового   водопровода   в
собственности Республики Адыгея должно отвечать указанным задачам.
     Кабинету Министров Республики Адыгея надлежит определить правовой
режим и порядок пользования Майкопским групповым водопроводом с учетом
его функциональной роли и значимости для республики.
     3. Согласно Конституции Республики Адыгея  (пункт  2  статьи  12)
государство  регулирует экономические отношения в интересах человека и
общества.
     Из этого   следует,   что   нормативное   правовое  регулирование
общественных отношений,  затрагивающих интересы человека и общества  -
социального организма,  основанного на взаимодействии людей, связанных
с  производством,  обменом  и  потреблением  жизненных  благ,   должно
осуществляться   таким   образом,   чтобы   удовлетворять  интересы  и
потребности как всего общества в целом,  так  и  каждого  члена  этого
общества.  Передавая  Майкопский  групповой  водопровод  в  бессрочное
безвозмездное  пользование  муниципальному   унитарному   предприятию.
Кабинет  Министров  Республики  Адыгея  не  учел в достаточной степени
интересы части населения Республики Адыгея.
     Из смысла Закона Республики Адыгея "Об управлении государственной
собственностью Республики Адыгея",  а также нормативных правовых актов
федерального  уровня,  регулирующих  вопросы  владения,  пользования и
распоряжения  государственной  собственностью,   вытекает,   что   при
передаче  объекта  республиканской  собственности в собственность либо
пользование города,  района единым критерием должно быть  соответствие
объекта   функциональному   назначению   и   видам  объектов,  имеющих
городское,  районное или местное значение,  а также нахождение объекта
республиканской  собственности  в границах территории города,  района,
муниципального образования.
     Майкопский групповой   водопровод   не   является  тем  объектом,
назначение которого ограничивается решением вопросов местного значения
(отдельного   населенного   пункта),  поскольку  он  используется  для
удовлетворения материальных потребностей граждан и юридических лиц  не
только  города  Майкопа,  но  и  Майкопского района,  и передача его в
бессрочное   пользование   муниципальному    унитарному    предприятию
Производственному  управлению  водопроводно-канализационного хозяйства
не  согласуется  с  его  значимостью  для   республики   как   объекта
республиканской собственности.
     4. Нормы  пункта  4  оспариваемого  Указа  Президента  Республики
Адыгея, предписывающие Кабинету Министров Республики Адыгея упразднить
государственное    унитарное     предприятие     "     Территориальное
производственное     объединение    жилищно-коммунального    хозяйства
Республики Адыгея", не противоречат Конституции Республики Адыгея.
     Однако, устанавливая   конкретный   субъект,   которому  надлежит
передать Майкопский групповой водопровод,  -  муниципальное  унитарное
предприятие  Производственное управление водопроводно-канализационного
хозяйства,  положения Указа Президента  Республики  Адыгея  фактически
выполняют  функцию Кабинета Министров Республики Адыгея.  В этой части
пункт  4  оспариваемого  Указа   Президента   Республики   Адыгея   не
соответствует статье 7 Конституции Республики Адыгея, согласно которой
государственная  власть  в   республике   осуществляется   на   основе
разделения на законодательную,  исполнительную и судебную,  а также на
основе разграничения предметов ведения  и  полномочий  между  органами
государственной  власти  различного  уровня  и  их самостоятельности в
пределах своих полномочий.
     На основании изложенного и руководствуясь частями первой и второй
статьи 71,  частями первой,  второй, пятой статьи 72, статьями 75 и 85
Конституционного  закона  Республики  Адыгея "О Конституционной Палате
Республики Адыгея", Конституционная Палата Республики Адыгея

                        П О С Т А Н О В И Л А:

     1. Признать  не  противоречащим  Конституции  Республики   Адыгея
положение  пункта  4  Указа  Президента Республики Адыгея от 03 апреля
2000  года  N  60  "Об  образовании  Комитета  Республики  Адыгея   по
жилищно-коммунальному хозяйству", согласно которому Кабинету Министров
Республики  Адыгея  поручено  упразднить   государственное   унитарное
предприятие      "Территориальное     производственное     объединение
жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея".
     2. Признать  не  соответствующим  статье  7  и пункту 2 статьи 79
Конституции Республики Адыгея  положения  пункта  4  Указа  Президента
Республики  Адыгея от 3 апреля 2000 года N 60 "Об образовании Комитета
Республики Адыгея по жилищно-коммунальному хозяйству" в части передачи
Майкопского    группового    водопровода   муниципальному   унитарному
предприятию Производственному управлению водопроводно-канализационного
хозяйства в бессрочное безвозмездное пользование.
     3. Признать не соответствующим  пункту  2  статьи  12,  пункту  3
статьи 13 Конституции Республики Адыгея пункт 2 постановления Кабинета
Министров Республики Адыгея от 3 апреля 2000 года  N  108  "О  порядке
пользования   Майкопским  групповым  водопроводом"  в  части  передачи
Майкопского   группового   водопровода    муниципальному    унитарному
предприятию Производственному управлению водопроводно-канализационного
хозяйства в бессрочное безвозмездное пользование.
     4. Кабинету  Министров  Республики  Адыгея  надлежит  в  порядке,
предусмотренном Гражданским кодексом Российской  Федерации  и  Законом
Республики   Адыгея   "Об  управлении  государственной  собственностью
Республики Адыгея",  определить правовой режим и  порядок  пользования
Майкопским групповым водопроводом.
     5. Положения Указа Президента Республики Адыгея  и  постановления
Кабинета    Министров    Республики   Адыгея,   признанные   настоящим
Постановлением  неконституционными,  утрачивают  силу  и  не  подлежат
применению должностными лицами, судами и иными органами.
     6. Согласно частям первой и  второй  статьи  77  Конституционного
закона  Республики Адыгея "О Конституционной Палате Республики Адыгея"
настоящее   Постановление   является   окончательным,   не    подлежит
обжалованию,  вступает  в  силу  немедленно после его провозглашения и
действует непосредственно.
     7. В   соответствии   со   статьей   76  Конституционного  закона
Республики Адыгея "О Конституционной Палате Республики Адыгея"  данное
Постановление  подлежит  опубликованию  в  "Собрании  законодательства
Республики Адыгея", газетах "Советская Адыгея" и "Адыгэ макъ", а также
в "Вестнике Конституционной Палаты Республики Адыгея".





     Конституционная Палата Республики Адыгея
     г. Майкоп
     от 6 июля 2000 года
     N П-3




















Информация по документу
Читайте также