Расширенный поиск
Постановление Конституционного Суда Республики Адыгея от 23.01.2002 № 3-ПИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ по делу о толковании пункта 7 статьи 72 Конституции Республики Адыгея город Майкоп 23 января 2002 года Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя Т.А. Беретаря, судей О.М. Кулинченко, В.А. Купина, руководствуясь подпунктом 3 статьи 101 Конституции Республики Адыгея, пунктом 4 части 1 статьи 3, пунктом 2 части 2 статьи 22, статьями 36, 72 и 99 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании положений пункта 7 статьи 72 Конституции Республики Адыгея. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Совета Представителей Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея о толковании пункта 7 статьи 72 Конституции Республики Адыгея. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений пункта 7 статьи 72 Конституции Республики Адыгея, связанных с понятием повторного рассмотрения закона Республики Адыгея Советом Республики, в случае несогласия Совета Республики с решением Совета Представителей. Заслушав сообщение судьи-докладчика О.М. Кулинченко, объяснения представителей сторон от Совета Представителей Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея, направившего запрос в Конституционный Суд Республики Адыгея, - председателя комитета Совета Представителей по вопросам законодательства, законности, органов государственной власти и местного самоуправления, депутата Бекуха В.Д., представителя Совета Республики Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея Сунько С.И., а также заместителя прокурора Республики Адыгея Шебзухова М.Х., представителя Президента Республики Адыгея Гишева А.М., представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея Химишевой З.К., Конституционный Суд Республики Адыгея у с т а н о в и л : 1. Конституция Республики Адыгея, регламентируя законодательный процесс, определяет, что законопроекты вносятся в Совет Республики Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея (пункт 1 статьи 72), который принимает законы Республики Адыгея (пункт 2 статьи 72). Законы, принятые Советом Республики, в течение пяти дней передаются в Совет Представителей Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея для рассмотрения (пункт 3 статьи 72). При отклонении закона Республики Адыгея Советом Представителей обе палаты вправе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, а при несогласии Совета Республики с решением Совета Представителей Совет Республики повторно рассматривает соответствующий закон Республики Адыгея. В этом случае закон Республики Адыгея считается принятым, если при повторном рассмотрении за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Совета Республики (пункты 6, 7 статьи 72). Совет Представителей просит Конституционный Суд Республики Адыгея дать толкование используемого в пункте 7 статьи 72 Конституции Республики Адыгея понятия "повторное рассмотрение закона Республики Адыгея", разъяснив, какое количество раз Совет Республики вправе повторно рассматривать закон Республики Адыгея, принятый Советом Республики, но не получивший одобрения в Совете Представителей. 2. Конституционный Суд Республики Адыгея исходит из того, что конституционно-правовой смысл понятия "повторно рассматривает соответствующий закон Республики Адыгея" может и должен быть выявлен с учетом преследуемых конституционным законодателем и заложенных в конституционных нормах целей и задач законодательного процесса, а также с конституционно установленным понятием "принятый закон Республики Адыгея". Правовая логика пункта 7 статьи 72 Конституции Республики Адыгея в ее взаимосвязи с другими положениями Конституции Республики Адыгея, регулирующими законодательный процесс, заключается в том, чтобы в условиях двухпалатной структуры законодательного органа государственной власти не допустить их противоборства, исключить возможные конфликтные ситуации между двумя палатами по поводу соблюдения законодательных процедур, обеспечить согласованное функционирование обеих палат при принятии законов, учесть мнение Совета Представителей в законодательном процессе в случае непреодоления вето Советом Республики. Иное положение откроет возможность для недопустимых произвольных действий со стороны одной палаты неограниченное число раз рассматривать один и тот же вопрос, создаст дисбаланс в законодательном процессе в пользу одной из палат, нарушит равенство обеих палат Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея и равный статус депутата каждой палаты как участника законодательного процесса. 3. Конституция Республики Адыгея установила четкие процедуры участия обеих палат Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея в законодательном процессе. Правовое, логическое и грамматическое толкование понятия "повторное рассмотрение соответствующих законов Республики Адыгея" означает, что если Совет Республики с целью преодоления вето Совета Представителей начал повторное рассмотрение закона, то на процедуру такого рассмотрения распространяется правило квалифицированного большинства голосов депутатов. При этом закон должен быть принят повторно Советом Республики в ранее принятой редакции. Участие Совета Представителей в рассмотрении законов Республики Адыгея, принятых Советом Республики, перечень которых предусмотрен статьей 722 Конституции Республики Адыгея, обязательный этап законотворческого процесса. Завершение его возможно лишь в том случае, если отклоненный Советом Представителей закон Республики Адыгея внесен на повторное рассмотрение в Совет Республики и если при повторном голосовании закон одобрен не менее чем двумя третями от общего числа депутатов Совета Республики. Таким образом, если при повторном рассмотрении Советом Республики отклоненного Советом Представителей закона не было получено квалифицированное большинство голосов для принятия закона в прежней редакции, то такой закон считается не принятым, а вето не преодоленным. Следовательно, закон перестает существовать и не подлежит дальнейшему рассмотрению. Последующее рассмотрение этого вопроса возможно только в соответствии с конституционно установленной процедурой внесения законопроектов. То есть, законопроект должен быть вновь внесен в Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея в порядке, предусмотренном статьей 72 Конституции Республики Адыгея и Регламентом Совета Республики, либо вопрос о принятии данного закона должен быть снят с рассмотрения. Вместе с тем, Совет Республики в рамках одного своего заседания вправе ставить на повторное голосование один и тот же вопрос, включенный в повестку дня заседания, в том числе и вопрос повторного рассмотрения соответствующего закона Республики Адыгея, но осуществлять это он должен в порядке и по основаниям, предусмотренными Регламентом Совета Республики. При этом в случае непреодоления вето Совета Представителей допускается принятие Советом Республики решения о создании согласительной комиссии. Если Совет Представителей отклонил закон, а в Совете Республики за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов данной палаты, такой закон считается принятым, и Совет Республики обязан направить его Президенту Республики Адыгея для подписания и обнародования. Следовательно, в понятие "повторное рассмотрение закона Республики Адыгея, не одобренного Советом Представителей", содержащееся в пункте 7 статьи 72 Конституции Республики Адыгея, законодатель вкладывает смысл, согласно которому закон, повторно рассмотренный Советом Республики, считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Совета Республики. В случае, если закон Республики Адыгея при повторном рассмотрении Советом Республики не набрал должного количества голосов, он считается не принятым. Таким образом, заложенный в пункте 7 статьи 72 Конституции Республики Адыгея смысл не допускает иного его толкования, кроме как повторное, но однократное рассмотрение Советом Республики закона Республики Адыгея, не одобренного Советом Представителей. На основании изложенного, с учетом сложившейся практики законодательного процесса, а также исходя из логического смысла статьи 72 Конституции Республики Адыгея, во взаимосвязи ее со статьей 6 Конституции Республики Адыгея, руководствуясь статьями 72, 73 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея п о с т а н о в и л : 1. Под повторным рассмотрением Советом Республики закона Республики Адыгея, не получившего одобрения в Совете Представителей (пункт 7 статьи 72 Конституции Республики Адыгея), понимается однократное (на одном заседании) его рассмотрение Советом Республики для преодоления вето Совета Представителей, результатом которого является решение о принятии либо непринятии соответствующего закона Республики Адыгея. 2. Согласно статье 100 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" данное Конституционным Судом Республики Адыгея в настоящем Постановлении толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. 3. Согласно статье 77 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. 4. Согласно статье 76 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Адыгея. Постановление Конституционного Суда Республики Адыгея должно быть также опубликовано в Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея, Собрании законодательства Республики Адыгея. Председатель Конституционного Суда Республики Адыгея Т. Беретарь Судьи Конституционного Суда Республики Адыгея О. Кулинченко В. Купин №3-П Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|