Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 27.08.2001 № 292 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2001 года N 292
г. Майкоп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
НА 2002-2005 ГОДЫ
(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея
от 30.12.2002 № 391)
В соответствии с Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 2 января 2000 года N 29-ФЗ, постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 года N 917 "О концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года", "О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода" от 5 октября 1999 года N 1119 и в целях сохранения, укрепления здоровья населения,
профилактики заболеваний, связанных с неправильным питанием населения, Кабинет Министров Республики Адыгея п о с т а н о в л я е т : 1. Утвердить Республиканскую программу по обеспечению здорового питания населения Республики Адыгея на 2002-2005 годы (далее -
Программа) согласно приложению N 1.
2. Определить государственным заказчиком Программы Федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора в Республике Адыгея, Министерство здравоохранения Республики Адыгея. (В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.12.2002 № 391)
3. Министерству финансов Республики Адыгея, Федеральному государственному учреждению "Центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора в Республике Адыгея предусматривать расходы на финансирование Программы при разработке проектов законов о республиканском бюджете Республики Адыгея на 2002-2005 годы. (В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.12.2002 № 391)
4. Для реализации настоящей Программы предусмотреть средства из республиканского бюджета согласно приложению N 2. 5. Министерству экономического развития и торговли учесть данную Программу при доработке основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Адыгея. 6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения Республики Адыгея. (В редакции
Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.12.2002 № 391)
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Премьер-министр Республики Адыгея Н. Авдиенко г. Майкоп
от 27 августа 2001 года
N 292
Приложение N 1
к постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея
от 27 августа 2001 года N 292
Республиканская программа по обеспечению здорового питания населения Республики Адыгея
на 2002 - 2005 годы
Паспорт Республиканской программы
по обеспечению здорового питания населения
Республики Адыгея на 2002 - 2005 годы
Наименование Програм- Республиканская программа по обеспечению мы здорового питания населения Республики
Адыгея на 2002 - 2005 годы
Основание для разработ- Федеральный закон "О качестве и безопасности ки Программы пищевых продуктов" от 02.01.2000 года
N 29-ФЗ, постановление Правительства РФ от 10.08.1998 года N 917 "О концепции
государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года", постановление
Правительства РФ от 05.10.1999 года
N 1119 "О мерах по профилактике заболеваний,
связанных с дефицитом йода", распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея
от 21.05.99 года N 160-р "О комиссии по разработке проекта региональной программы
"Здоровое питание населения Республики
Адыгея на период до 2005 года"
Государственный заказчик Министерство здравоохранения Республики Программы Адыгея
(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.12.2002 № 391)
Основные разработчики Министерство сельского хозяйства
Программы Республики Адыгея, Федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора в Республике
Адыгея, Федеральный научный центр гигиены
им. Ф.Ф. Эрисмана, Министерство
здравоохранения Республики Адыгея,
Министерство образования и науки Республики
Адыгея, Министерство труда и социального
развития Республики Адыгея, Министерство
экономического развития и торговли
Республики Адыгея
(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.12.2002 № 391)
Цель Программы Обеспечение сохранения и укрепление здоровья
населения Республики Адыгея, профилактика
заболеваний, связанных с нарушениями
структуры и качества питания
Задачи Программы Реализация концепции государственной политики
в области здорового питания населения,
создание экономической, законодательно- правовой и материальной базы, обеспечивающей:
- мониторинг состояния питания и здоровья
населения;
- увеличение производства пищевых продуктов
с высоким качеством и безопасностью;
- доступность продуктов питания для всех
контингентов населения;
- пропаганду среди населения принципов
здорового питания
Основные исполнители Министерство сельского хозяйства
Программы Республики Адыгея, Министерство труда и социального развития Республики Адыгея,
Министерство образования и науки Республики
Адыгея, Министерство здравоохранения
Республики Адыгея, Министерство
экономического развития и
торговли Республики Адыгея,
Центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора в Республике
Адыгея
(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.12.2002 № 391)
Срок реализации 2002 - 2005 годы
Программы Перечень основных 1. Правовое обеспечение. мероприятий Программы 2. Мероприятия по обеспечению производства
продовольственного сырья и пищевых продуктов.
3. Мероприятия по профилактике алиментарно-
зависимых состояний и заболеваний.
4. Обеспечение качества и безопасности
продовольственного сырья и пищевых продуктов.
5. Формирование у населения навыков здорового
питания.
6. Рационализация детского питания.
7. Разработка медицинских аспектов здорового питания.
8. Обеспечение доступности пищевых продуктов
для малоимущих групп населения.
Объем и источники Общий объем финансовых средств, необходимых
финансирования для реализации Программы - 3682,0 млн. руб.;
из них 3577,2 млн. руб. за счет средств
товаропроизводителей; 14,5 млн. руб. за счет
республиканского бюджета Республики Адыгея;
35,6 млн. руб. за счет средств местных
бюджетов городов (районов) Республики Адыгея;
22,8 млн. руб. из федерального бюджета
Ожидаемые результаты Укрепление законодательно-правовой и нормативной базы в обеспечении здорового питания населения Республики Адыгея.
Научное обоснование рекомендаций по оптимизации структуры и качества питания
населения Республики Адыгея.
Совершенствование системы государственного контроля качества и безопасности
продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Производство и потребление пищевых продуктов,
обогащенных витаминами, микроэлементами, а также биологически активных добавок к пище.
Стабилизация и снижение частоты алиментарно-
зависимых заболеваний.
Улучшение антропометрических показателей
детей и подростков.
Повышение уровня гигиенических знаний
населения Республики Адыгея по здоровому питанию.
I. Обоснование программы
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 02.01.00 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.08.98 года N
917 "О концепции государственной политики в области здорового питания
населения Российской Федерации на период до 2005 года" и от 05.10.99 года N 1119 "О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода". Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и
развитие человека, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде. Неоптимальное, нездоровое
питание, выражающееся как в недостаточном, так и в чрезмерном потреблении некоторых пищевых веществ и микроэлементов, употребление пищи, загрязненной контаминантами химической и биологической природы,
служит причиной развития заболеваний неинфекционной природы, способствует снижению продолжительности жизни населения, влияет на физическое и психическое развитие детей. Ухудшение питания населения в последние годы влечет за собой необратимые демографические изменения. С 1992 года в Республике Адыгея отмечается отрицательный естественный прирост населения, уровень рождаемости в республике не обеспечивает простого воспроизводства населения. Смертность, рост которой в Адыгее наблюдается с 60-х годов, возросла с 6,6 на 1000 населения в 1960 году до 14,9 в 2000 году, а число родившихся сократилось с 19,5 на 1000 населения ( ( В структуре причин смертности населения высокие показатели смертности отмечаются от болезней системы кровообращения (59%) и новообразований (13%). Уровень общей заболеваемости населения Республики Адыгея за последние 5 лет возрос на 2313 случаев на 100
тысяч населения (с 51491 случая в 1996 году до 53804 случаев в 2000
году). Отмечается рост алиментарно-зависимых заболеваний. Ведущей патологией в данной группе среди взрослого населения является: ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь; среди детского населения: анемии, язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки, гастриты и дуодениты, рост которых составил от 1,5 до 4,1 раза. Уровень заболеваемости детей анемиями выше, чем у взрослых в 21,5 раза, болезнями системы пищеварения - в 2,6 раза. Анализ данных, характеризующих состояние питания населения Республики Адыгея, позволяет сделать вывод о наличии серьезных проблем в области обеспечения здорового питания. Структура питания населения характеризуется продолжающимся снижением потребления биологически ценных продуктов. Так, за последние 8 лет доля молока и молочных продуктов в питании населения Республики Адыгея в сравнении с рекомендуемыми нормами составила 90-62%, мяса и мясопродуктов - 80-68%, рыбы - 84-72%, яиц - 98-87%, овощей и фруктов - 63-55%. Стабильной остается тенденция к увеличению потребления хлеба и хлебобулочных изделий, растительного масла, удельный вес которых превышает нормы потребления на 7 - 25% и 2 - 15% соответственно. Структура потребления пищевых продуктов оказывает влияние на качество и количество макро- и микронутриентов, поступающих с пищей. В
питании различных групп населения Республики Адыгея отмечается существенный дефицит белков, особенно животного происхождения, незаменимых аминокислот, витаминов и ряда минеральных веществ как кальций, железо, фосфор, йод, фтор, селен. Определение отдельных показателей витаминного статуса, с использованием современных клинико-биохимических методов исследования, позволило выявить во всех
обследованных группах недостаточный уровень обеспеченности токоферолом
(в среднем у 18% обследуемых), ретинолом (у 50%) и аскорбиновой кислотой (у 41%). В глобальном масштабе недостаточность питания является самой распространенной причиной иммунологической недостаточности. Изучение иммунологического статуса различных групп населения Республики Адыгея выявило неблагоприятные тенденции у детей
и работающего контингента. Так, выборочные иммунограммы у часто и длительно болеющих детей, которые составляют 24,3% от всех обследованных детей, выявили вторичные иммунодефицитные состояния. Исследование иммунологического статуса работников ОАО "Майкопский редукторный завод" и АОЗТ птицефабрика "Теучежская" выявило у 50-60% обследованных вторичные ИДС. По-прежнему серьезной проблемой остается организация рационального питания школьников. Федеральный закон от 01.08.96 N 107-ФЗ "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" выполняется не в полном объеме. Для решения данного вопроса требуется принятие республиканского закона, регламентирующего
организацию питания учащихся школ Республики Адыгея. В 171 школе Республики Адыгея обучается 63342 учащихся, из которых полноценным питанием охвачено 29,5% от общего количества учащихся, буфетной продукцией 34,9%, не получают питание в течение учебного дня 35,6%. Особенно низкий процент охвата учащихся школ горячим питанием в школах Шовгеновского, Теучежского и Красногвардейского районов и составляет соответственно 10, 16 и 23%. Результаты антропометрических исследований 12 тысяч школьников Республики Адыгея в возрасте 7-14 лет, проведенные в 2000 году, показывают, что сниженную и низкую массу
тела имеют 7,7%, низкую длину тела - 4,7%, повышенную и высокую массу
тела - 4,7%, высокую длину тела - 6,6%, нормальное физическое развитие - 76,7% от числа обследованных.
Основой здорового питания детей первого года жизни является грудное материнское молоко. Грудное вскармливание обеспечивает гармоническое развитие младенца, защиту от инфекций. Всякая попытка вскармливания ребенка молоком другого биологического вида является, по
существу, "экологической катастрофой" для этого ребенка и тем более значимой, чем меньше его возраст. Концепция "исключительно грудного вскармливания", согласно которой в течение первых 4-6 месяцев жизни следует давать только грудное молоко и никакой другой пищи и жидкостей, даже воды, заложена в декларации ВОЗ. Правильный гигиенический режим кормящей матери, особенно рациональное питание, является мощным положительным фактором, влияющим на качество и продолжительность грудного вскармливания. Однако, показатели грудного вскармливания в Республике Адыгея, как и в целом по России, остаются на невысоком уровне: более 20% детей с первых дней жизни находятся на искусственном вскармливании и 63,7% детей получают грудное молоко только до 3-х месяцев. Одной из причин низкой распространенности грудного вскармливания является неудовлетворительное питание беременных и кормящих матерей, особенно из социально незащищенных семей. Гигиеническая оценка структуры и качества питания кормящих женщин показала, что она не соответствует физиологическим потребностям как по макро-, так и микронутриентам. Калорийность суточного рациона обеспечивается только
на 86% от рекомендуемой. Недостаточность витаминов В1, Е, С, и А составила 30,6%, 29,1%, 28,7%, и 8,4% соответственно. Низки также уровни потребления кальция, магния и особенно железа, содержание которых в рационах кормящих женщин в 1,4 раза, 1,2 раза и 2,1 раза ниже рекомендуемых. Это отразилось на качестве грудного молока и привело к недостаточной обеспеченности новорожденных кальцием (50,9%
от нормы), железом (56,8%), витамином Е (79,0%) и йодом. Следует отметить, что в исследованных пробах грудного молока содержание йода было ниже чувствительности использованных методов. Острой проблемой в республике остается обеспечение детей первого и второго года жизни, особенно из малообеспеченных семей, специальными
молочными продуктами. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 10.11.97 года N 390 по данному вопросу выполняется не в полном объеме. В Республике Адыгея детей до 2-х лет 8014, в том числе до 1 года - 3681. Условия для обеспечения детскими молочными смесями имеются только в г. Майкопе, где получают питание 1460 детей или 18,2% от общего числа нуждающихся в республике. Отсутствуют детские молочные
кухни в г. Адыгейске, Теучежском, Тахтамукайском, Красногвардейском районах.
За последнее десятилетие во всем мире приобретает критический характер рост заболеваний, обусловленных недостаточностью йода. Увеличение щитовидной железы, отставание умственного и физического развития, нарушение зрения и речи, предрасположенность к частым простудам, бесплодию и врожденным уродствам - далеко не полный перечень последствий дефицита йода. Поэтому правительствам государств
с йодной эндемией ВОЗ рекомендует рассматривать профилактику йоддефицитных состояний как одно из приоритетных направлений национальной политики в области здравоохранения. Некоторые исследователи считают, что в России почти нет регионов,
свободных от йодной эндемии. В Адыгее выборочные исследования выявили
у 92 из 105 (т.е. 88%) обследованных детей и подростков недостаточность йода в организме. В целом медиана содержания йода в моче составила 5,3 мкг%, что соответствует умеренному дефициту йода в организме. Такому показателю йодурии обычно соответствует распространенность зоба 17-19%. По результатам медосмотров 2186 школьников г. Майкопа у 22% обнаружен зоб различной степени. Высокая распространенность гиперплазии щитовидной железы связана, видимо, не только с недостаточностью йода, но и с выявленными нарушениями в структуре питания детей и, в первую очередь, недостаточным потреблением белков, увеличением потребления мучных изделий, сахара, картофеля. Доказано, что несбалансированное питание само может явиться толчком к возникновению зобной болезни даже в условиях достаточного поступления йода в организм. И, напротив, удовлетворительное питание может явиться фактором, способствующим снижению тяжести зобной болезни даже в условиях глубокого дефицита йода во внешней среде. Именно рационализация питания является одним из наиболее важных мер профилактики эндемического зоба. Видимо, поэтому программы йодирования соли, как одно из основных профилактических мероприятий, во многих странах оказались малоэффективными, наряду с нерегулярным снабжением населения йодированной солью и неудовлетворительным его качеством вследствие малого содержания в ней йода. Так, анализ качества йодированной соли, завозимой в Республику Адыгея, показал, что 21 % исследованных проб соли за 1999 год был нестандартным. В некоторых образцах содержание йода было не более 12,5 мкг/кг, или 31,3% от нормы. Принятие распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея от 08.01.98 г. N 1 "О мерах по обеспечению населения Республики Адыгея йодсодержащими продуктами" позволило увеличить объемы закупки йодированной соли (с 260 т. в 1999 году до 510 т. в 2000 году при
ежегодной потребности в йодированной соли 1540 т.) и ужесточить контроль за ее качеством и условиями хранения. Однако, несмотря на очевидные положительные результаты в организации йодной профилактики с
использованием йодированной соли, ее эпидемиологическую эффективность
следует признать недостаточной. Наряду с йодом, в республике отмечается недостаточная обеспеченность населения фтором. Содержание фтора в воде из различных источников колеблется от 0,36 до 0,50 мг/л при норме 1,2 мг/л. Недостаточность фтора - одна из важнейших причин развития кариеса. Утверждена и успешно реализовывалась региональная программа по устранению дефицита фтора в питании детей (распоряжение Кабинета
Министров от 01.02.95 г. N 20 "Об утверждении целевой программы фторирования молока с целью профилактики кариеса среди детей Республики Адыгея"), которая позволила снизить заболеваемость кариесом
детей, посещающих детские образовательные учреждения г. Майкопа в 3 раза (с 2053 детей в 1995 г. до 684 в
участвовавших в программе). Однако, в 2000 году АООТ "Молкомбинат "Адыгейский" из-за отсутствия финансирования практически прекратил производство фторированного молока. Первоочередной мерой в ликвидации существующего дефицита белка, витаминов, макро- и микроэлементов, повышении биологической ценности рациона питания и профилактики алиментарно-зависимых заболеваний является обогащение витаминами и другими микронутриентами массовых продуктов питания (хлебобулочные, макаронные и кондитерские изделия,
молочные продукты), внедрение в производство пищевых продуктов с добавлением соевого белка. Несомненно, что производители этих продуктов через систему государственного заказа должны получить определенные экономические льготы. Рационализация структуры и качества питания невозможна без учета традиций и привычек в питании, складывавшихся веками и закрепившихся в
особенностях метаболического обмена. Изучение традиционного питания коренного населения Республики Адыгея показывает, что оно характеризовалось значительной долей белка животного происхождения (до
76% от общего содержания в рационе), оптимальным содержанием
незаменимых, лимитирующих аминокислот, высоким уровнем железа, фосфора и витамина А. Это, в первую очередь, определяется специфическим нутриентным составом и высокой биологической ценностью национальных блюд адыгской кухни. Возрождение традиционных технологий и внедрение в
производство промышленности Республики Адыгея ряда национальных блюд будет способствовать оптимизации алиментарного статуса населения и развитию собственной сырьевой базы. Нарушения полноценного, рационального питания в Республике Адыгея, как в целом по Российской Федерации, вызваны как кризисным состоянием производства продовольственного сырья и пищевых продуктов,
так и снижением покупательской способности большей части населения. За последние десять лет объемы произведенного сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции снизились. В 2000 году по сравнению с 1990 годом уровень промышленного производства жизненно важных продуктов питания снизился по мясу и мясопродуктам в 36 раз, цельномолочной продукции - в 22 раза, колбасным изделиям - 9,8 раза, хлебу и хлебобулочным изделиям - 2,7 раза, маслу животному - 1,5 раза. В то же время в Республике Адыгея наметилась тенденция к самообеспечению сельхозпродукции и продовольствием, но при этом уменьшается производство продукции ранее традиционной для Адыгеи, с учетом климатических условий и традиций. Так, за последние 10 лет снизилось производство: кукурузы на 43% (с 23,3 тыс. в
тыс. в 2000 г.), баранины - на 93% (с 668 т. до 50 т.), мясо из индейки на - 99% (с 2072 т. до 28 т.), фасоли на 100% (с 273 т. в 2000
г.). Просо, одно из наиболее распространенных у адыгов ранее сельскохозяйственных культур, более десятилетия не производится. Для обеспечения здорового питания населения важное значение имеют не только объемы произведенного сырья и пищевых продуктов, но также их качество и безопасность. Концептуальное положение Федерального закона
"О качестве и безопасности пищевых продуктов" базируется на обязательном соблюдении требований к качеству и безопасности пищевых продуктов на всех этапах их производства, хранения, транспортировки, реализации и использования. Проводимый мониторинг за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов показывает, что количество проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, снизился с 3,0% в
- 7,5%). Причем несоответствие обусловлено преимущественно показателями качества, а не наличием токсикантов химической природы. Это подтверждает тот факт, что за анализируемый период общий показатель несоответствия пищевых продуктов по содержанию токсичных элементов, микотоксинов, пестицидов, нитратов составил 0,29%. Следует
отметить, что этот показатель по Российской Федерации выше и составил
0,73%. Основными причинами несоответствия качества продовольственного сырья и пищевых продуктов медико-биохимическим требованиям являются: ухудшение материально-технической базы агропромышленного комплекса, физический и моральный износ технологического и холодильного оборудования, снижение укомплектованности квалифицированными кадрами,
нарушение производственной дисциплины, технологии изготовления, правил хранения и условий реализации. Структура предприятий пищевой промышленности республики характеризуется преобладанием мини-производств. В то же время многие крупные типовые предприятия с отлаженной технологией (молокозаводы,
мясокомбинат, пищекомбинаты, крупозавод и др.) загружены не более, чем на 25-30% от проектной мощности. На 259 из 392 предприятий не созданы необходимые условия по организации и проведению производственного
контроля в полном объеме за качеством и безопасностью поступающего сырья и готовой продукции. Растет объем забракованных партий продовольственного сырья и пищевых продуктов с 16,6 т. в 1995 году до 59,8 т. в 2000 году. Наибольший удельный вес в структуре забраковок занимают алкогольные напитки - 46%, жировые, растительные продукты - 38%, пиво, безалкогольные напитки - 2,8%, молоко и молочные продукты - 1,8%. С развитием рыночных отношений предприятия выпускают продукцию с учетом спроса потребителей, но не учитывают необходимость выпуска новых видов продуктов питания, обеспечивающих необходимый уровень белка, витаминов, минеральных веществ и имеющих лечебно-профилактическую направленность. В связи с продолжающимся ухудшением эколого-гигиенической ситуации как в целом по России, так и по отдельным регионам, растет потребность в экологически чистой продукции, особенно для детского питания, беременных и кормящих матерей, больных. Однако в рамках всей
Российской Федерации сложно наладить выпуск таких пищевых продуктов. В связи с этим важно выделение регионов, где такая продукция может производиться. Методы комплексной и сравнительной оценки санитарно-гигиенической ситуации в Республике Адыгея позволяют сделать вывод о том, что республика является одним из благополучных сельскохозяйственных регионов России, способных обеспечить ее экологически чистой и биологически полноценной пищевой продукцией при условии целенаправленного ассигнования и широкой пропаганды ее ценности. Это, в свою очередь, требует совершенствования экономического механизма природопользования в республике, направленного на экологическое оздоровление природной среды и сельскохозяйственных угодий, развития интегральных систем ведения земледелия, создания высокопродуктивных и экологически сбалансированных агросистем, обеспечивающих значительное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных. Усилия сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Республики Адыгея должны быть направлены на максимальное сохранение пищевой ценности и качества производимых продуктов за счет применения
современных технологий и оборудования, внедрения безотходных технологических процессов. Одновременно необходимо совершенствование нормативно-методической базы государственного надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья с целью контроля условий производства, закупки, поставки, транспортирования, хранения и реализации продукции; создание современной инструментальной и аналитической базы контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. Важным компонентом любой профилактической программы является образование населения. Действенность программы зависит от того, насколько население информировано о здоровье. Достижение этой цели возможно путем использования современных методов работы с населением с
привлечением на регулярной основе средств массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы), а также специальной научно-популярной литературы. Кроме того, для дополнительного образования школьников и студентов педагогами в программы обучения следует включить вопросы здорового питания. II. Ресурсное обеспечение целевой Программы
Финансирование Программы предполагается в основном за счет средств товаропроизводителей в размере 3577,2 млн. руб., за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея в размере 14,5 млн. рублей, за счет местных бюджетов городов и районов Республики Адыгея - 35,6 млн. рублей, за счет федерального бюджета - 22,8 млн. рублей. III. МЕРОПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
НА 2002-2005 ГОДЫ -------T----------------------------------------------------T-----------------------------------------------T---------------T----------------¬ ¦N п/п ¦ Мероприятия ¦ Финансирование мероприятий (в тыс. рублей) ¦Исполнители ¦ Источник ¦ ¦ ¦ +------T---------T---------T---------T----------+ ¦финансирования ¦ ¦ ¦ ¦Всего ¦2002 год ¦2003 год ¦2004 год ¦2005 год ¦ ¦ ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦ ¦
¦ 1. Правовое обеспечение ¦ +------T----------------------------------------------------T------T---------T---------T---------T----------T---------------T----------------+ ¦1.1. ¦Разработка проекта закона "Об основах организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Федеральный ¦ ¦ ¦здорового питания населения Республики Адыгея" ¦ 9,0 ¦ 9,0 ¦ ¦ ¦ ¦ЦГСЭН в РА ¦ бюджет ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦1.2. ¦Разработка пособий по оптимизации структуры, каче- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЦГСЭН в РА, ¦ Федеральный ¦ ¦ ¦ства питания и здоровья различных групп населения ¦ 20,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ФНЦГ им.Ф.Ф. ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Эрисмана ¦ ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦1.2.1.¦Пособие для врачей "Гигиеническая оценка и опти- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЦГСЭН в РА, ¦ Федеральный ¦ ¦ ¦мизация витаминного статуса организма" ¦ ¦ 6,7 ¦ ¦ ¦ ¦ФНЦГ им.Ф.Ф. ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Эрисмана ¦ ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦1.2.2.¦Пособие для врачей "Гигиеническая диагностика и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЦГСЭН в РА, ¦ Федеральный ¦
¦ ¦пути коррекции микроэлементозов" ¦ ¦ ¦ 6,7 ¦ ¦ ¦ФНЦГ им.Ф.Ф. ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Эрисмана ¦ ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦1.2.3.¦Пособие для врачей "Алиментарные пути профилактики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЦГСЭН в РА, ¦ Федеральный ¦
¦ ¦анемии" ¦ ¦ ¦ ¦ 6,7 ¦ ¦ФНЦГ им.Ф.Ф. ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Эрисмана ¦ ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦1.3. ¦Подготовка пакета нормативных и организационно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЦГСЭН в РА ¦ Федеральный ¦ ¦ ¦распорядительных документов по организации питания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет ¦ ¦ ¦детей в ДОУ ¦ 5,0 ¦ 5,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦ 2. Мероприятия по обеспечению производства продовольственного сырья и пищевых продуктов ¦ +------T----------------------------------------------------T------T---------T---------T---------T----------T---------------T----------------+ ¦2.1. ¦Обеспечение повышения урожайности сельскохозяйст- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦венных культур ¦ 10400¦ 3150 ¦ 4400 ¦ 2050 ¦ 800 ¦ ¦ ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦2.1.1.¦Изучить мировой генофонд плодовых и овощных культур ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ МОС ВИР- ¦ За счет собст-¦ ¦ ¦и их дикорастущих сородичей ¦ 5200¦ 2600 ¦ 2600 ¦ ¦ ¦ лаборатории ¦ венных средств¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ плодовых и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦овощных культур¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦2.1.2.¦На основе комплексного изучения генетических ре- ¦ 2500¦ ¦ 1250 ¦ 1250 ¦ ¦ Лаборатории ¦ За счет собст-¦ ¦ ¦сурсов овощных и плодовых культур выделить источ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ плодовых ¦ венных средств¦ ¦ ¦ники и доноры хозяйственно-ценных признаков для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культур и ¦ ¦ ¦ ¦создания сортов и гибридов, сочетающих скороспе- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ биохимиче- ¦ ¦ ¦ ¦лость, повышенную устойчивость к наиболее опасным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ской оценки ¦ ¦ ¦ ¦болезням, вредителям и стрессовым факторам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦среды с высокой продуктивностью, высокими пищевыми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и вкусовыми качествами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦ ¦- плодовые культуры 950-1000 образцов яблони, гру- ¦ 1250 ¦ ¦ 625 ¦ 625 ¦ ¦ Лаборатории ¦ За счет собст-¦ ¦ ¦ши, сливы, персика, земляники, ежевики, смородины, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ плодовых ¦ венных средств¦ ¦ ¦малины, ореха фундука будут проходить комплексное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культур и ¦ ¦ ¦ ¦изучение ежегодно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ биохимиче- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ской оценки ¦ ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦ ¦- овощные культуры 800-850 образцов капусты, тома- ¦ 1250 ¦ ¦ 625 ¦ 625 ¦ ¦ Лаборатории ¦ За счет собст-¦ ¦ ¦тов, перца, баклажан, луков репчатого и порея, чес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ плодовых ¦ венных средств¦ ¦ ¦нока, салата, укропа, петрушки, моркови, свеклы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культур и ¦ ¦ ¦ ¦столовой будут проходить комплексное изучение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ биохимиче- ¦ ¦ ¦ ¦ежегодно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ской оценки ¦ ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦2.1.3.¦Формирование генетических коллекций, отражающих ¦ 1600 ¦ ¦ ¦ 800 ¦ 800 ¦ Лаборатории ¦ За счет собст-¦ ¦ ¦полиморфизм плодовых и овощных культур по признаку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ плодовых ¦ венных средств¦ ¦ ¦"устойчивость к грибным болезням" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культур и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ биохимиче- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ской оценки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Группа имму- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нитета ¦ ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦2.1.4.¦Оценка гибридного фонда плодовых и овощных культур ¦ 1100 ¦ 550 ¦ 550 ¦ ¦ ¦ Лаборатории ¦ За счет собст-¦ ¦ ¦по устойчивости к грибным болезням и другим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ плодовых ¦ венных средств¦ ¦ ¦хозяйственно-ценным признакам и выделение пер- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культур и ¦ ¦ ¦ ¦спективных форм и линий для дальнейшей селекционной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ биохимиче- ¦ ¦ ¦ ¦работы по созданию сортов и гибридов плодовых и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ской оценки ¦ ¦ ¦ ¦овощных культур, сочетающих признаки высокой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Группа имму- ¦ ¦ ¦ ¦продуктивности, отличного вкуса и устойчивости к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нитета ¦ ¦ ¦ ¦грибным болезням для экологически чистых технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выращивания этих культур и получения безпести- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦цидной продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦2.2. ¦Обеспечение повышения продуктивности животных ¦ 8900 ¦ 2200 ¦ 2400 ¦ 2300 ¦ 2000 ¦ Сельскохо- ¦ За счет сель- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зяйственные ¦ скохозяйст- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ товаропро- ¦ венных това- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изводители ¦ ропроизводи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ РА ¦ телей и ¦ ¦ ¦ ¦ 800*¦ 200 ¦ 200 ¦ 200 ¦ 200 ¦ ¦ республикан- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ского бюдже- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ та (по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лизингу) ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦2.2.1.¦Организация фермы по выращиванию индейки на ¦ 5700 ¦ 1200 ¦ 1500 ¦ 1500 ¦ 1500 ¦ ОАО "Птице- ¦За счет средств ¦ ¦ ¦птицефабрике "Майкопская" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фабрика ¦ птицефабрики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "Майкопская" ¦ "Майкопская" ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦2.2.2.¦Закупка овцематок карачаевской породы в АКХ "Да- ¦ 1200 ¦ 425 ¦ 325 ¦ 225 ¦ 225 ¦ АКХ "Дахов- ¦За счет средств ¦ ¦ ¦ховское" Майкопского района для производства блюд ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ское" ¦АКХ "Дахов- ¦ ¦ ¦адыгской кухни (продуктов традиционного питания) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ское" и ¦ ¦ ¦ ¦ 300*¦ 75 ¦ 75 ¦ 75 ¦ 75 ¦ ¦республикан- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ского бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(по лизингу) ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦2.2.3.¦Перевод овцеводства на мясное направление, закуп- ¦ 2000 ¦ 575 ¦ 575 ¦ 575 ¦ 275 ¦ Гиагинский ¦ За счет сель- ¦ ¦ ¦ка семени импортных пород (базовые хозяйства) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ район АОЗТ ¦ скохозяйст- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "Калинин", ¦ венных това- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ АОЗТ "Мичу- ¦ ропроизводи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рина", Коше- ¦ телей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хабльский ¦ республикан- ¦ ¦ ¦ ¦ 500*¦ 125 ¦ 125 ¦ 125 ¦ 125 ¦ район КДХ ¦ ского бюдже- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "Кошехабль", ¦ та (по лизингу)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ТОО "Иг- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ натьевское", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Майкопский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ район КСХП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "Энгельса" ¦ ¦ +------+----------------------------------------------------+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦2.3. ¦Обеспечение объемов производства сельскохозяйст- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦венной продукции, в т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+---------------------------------------------------T+------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦ ¦- мяса ¦1552400¦ 311400 ¦ 365800 ¦ 415300 ¦ 459900 ¦ Сельскохо- ¦За счет средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зяйственные ¦товаропроиз- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ товаропроиз-¦водителей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ водители РА ¦республиканского¦ ¦ ¦в т.ч. дотации из республиканского бюджета ¦17600**¦ 3600 ¦ 4200 ¦ 4700 ¦ 5100 ¦ ¦бюджета ¦ +------+---------------------------------------------------+-------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦ ¦- молока ¦1626650¦ 327250 ¦ 386800 ¦ 436450 ¦ 476150 ¦ Сельхоз- ¦За счет средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятия¦товаропроиз- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ РА ¦водителей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦республиканского¦ ¦ ¦в т.ч. дотации из республиканского бюджета ¦13350**¦ 2750 ¦ 3200 ¦ 3550 ¦ 3850 ¦ ¦бюджета ¦ +------+---------------------------------------------------+-------+---------+---------+---------+----------+---------------+----------------+ ¦ ¦- яиц ¦ 289000¦ 60000 ¦ 70000 ¦ 75000 ¦ 84000 ¦ Сельхозтова- ¦За счет средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ропроизводи- ¦товаропроиз- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тели РА ¦водителей ¦ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|