Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 29.01.2001 № 33 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2001 года N 33
г. Майкоп
О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
НА 2001-2003 ГОДЫ
(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея
от 30.12.2002 № 392)
Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 2 августа 2000 года N 260 "О разработке Программы содействия занятости населения Республики Адыгея на 2001-2003 годы" и в целях реализации государственной политики занятости населения на территории
Республики Адыгея Кабинет Министров Республики Адыгея п о с т а н о в л я е т : 1. Утвердить Программу содействия занятости населения Республики Адыгея на 2001-2003 годы согласно приложению. 2. Внести на рассмотрение Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Программу содействия занятости населения Республики
Адыгея на 2001-2003 годы. 3. Назначить официальным представителем Кабинета Министров Республики Адыгея при рассмотрении в Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея Программы содействия занятости населения Республики
Адыгея на 2001-2003 годы Министра труда и социальной защиты Республики Адыгея Р.Х. Натхо. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Премьер - министр Республики Адыгея М. Тхаркахов г. Майкоп
от 29 января 2001 года
N 33
Приложение
к постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея
от 29 января 2001 года N 33
ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
НА 2001-2003 ГОДЫ
город Майкоп 2001 год
ПАСПОРТ
Программы содействия занятости населения Республики Адыгея
на 2001-2003 годы
Основание для Закон Российской Федерации от 20 апреля 1996 разработки Программы года N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "О занятости
населения в Российской Федерации", постановление Кабинета Министров Республики
Адыгея от 2 августа 2000 года N 260 "О
разработке Программы содействия занятости
населения Республики Адыгея на 2001-2003 годы" Государственные Министерство труда и социальной защиты
заказчики Программы Республики Адыгея, Министерство экономики
Республики Адыгея
Основные разработчики Министерство труда и социальной защиты
Программы Республики Адыгея, Министерство экономики
Республики Адыгея, Министерство по делам
промышленности и инфраструктуры Республики
Адыгея, Министерство образования и науки Республики Адыгея, Департамент федеральной
государственной службы занятости населения по Республике Адыгея, Государственный комитет
Республики Адыгея по статистике Цели и задачи обеспечение реализации государственной политики
Программы занятости населения на территории Республики
Адыгея путем:
формирования благоприятных условий для занятости населения;
направления рабочей силы на предприятия в соответствии с запросами работодателей; сдерживания роста численности безработных за счет организации и проведения опережающего
переобучения и переподготовки персонала,
социальной защиты работников организаций,
находящихся на грани банкротства, финансовой поддержки работодателей, создающих новые
рабочие места и осуществляющих профессиональную подготовку персонала;
реализации мероприятий по поддержке занятости
населения;
расширения масштабов и усиления финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса,
индивидуального предпринимательства;
совершенствования деятельности органов службы занятости Республики Адыгея по созданию условий
для быстрейшего трудоустройства безработных
граждан, эффективной целевой поддержки лиц,
потерявших работу; оказания материальной поддержки безработным
гражданам
Сроки исполнения 2001-2003 годы Программы Объемы и источники общий объем финансирования Программы
финансирования составит 146,2 миллиона рублей, в том числе:
Программы за счет средств федерального бюджета - 112,7
миллиона рублей;
за счет средств республиканского бюджета
Республики Адыгея - 29,5 миллиона рублей.
Общий объем финансирования Программы в 2001 году составит 37,7 миллиона рублей, в том
числе: за счет средств федерального бюджета - 33,7
миллиона рублей;
за счет средств республиканского бюджета
Республики Адыгея - 4,0 миллиона рублей
Ожидаемые конечные реализация Программы позволит:
результаты Программы сдержать уровень регистрируемой безработицы
в пределах 1,9-2,5 процента;
оказать консультационные услуги по вопросам
трудоустройства около 50,0 тысячам человек;
поддержать предпринимательскую инициативу
1400 человек;
предоставить возможность получения
необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 4,5 тысячи человек;
провести профориентационную работу с 40,0
тысячами граждан;
поддержать доходы 19,0 тысяч безработных
граждан
Контроль за осуществляет Министерство труда и социальной исполненинием защиты Республики Адыгея, Министерство
Программы экономики Республики Адыгея, Министерство по делам промышленности и инфраструктуры Республики Адыгея, Министерство образования и
науки Республики Адыгея, Департамент
федеральной государственной службы занятости
населения по Республике Адыгея, Государственный комитет Республики Адыгея по статистике
I. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа содействия занятости населения Республики Адыгея на 2001 - 2003 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 года N 146 "О трудовой занятости населения на Северном Кавказе", Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 года N 1072-р "Об утверждении Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы", а также Соглашением между Федерацией профсоюзов Республики Адыгея, Союзом товаропроизводителей Республики Адыгея и Кабинетом Министров Республики Адыгея на 2000-2001 годы. Мероприятия Программы разработаны на основе анализа и прогноза ситуации на рынке труда, подготовленных Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Республике Адыгея (далее
- Департамент) на основе материалов Министерства экономики Республики
Адыгея, Министерства труда и социальной защиты Республики Адыгея, Государственного комитета Республики Адыгея по статистике, городских и
районных центров занятости населения Республики Адыгея. Программа определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости населения Республики Адыгея на 2001-2003 годы с ежегодной корректировкой, учитывающей итоги реализации программных мероприятий за прошедший год, и складывающуюся социально-экономическую ситуацию. На основе настоящей Программы в городах и районах Республики Адыгея необходимо разработать городские и районные программы занятости населения на 2001 -2003 годы. Программа рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий органов исполнительной власти Республики Адыгея, деятельность которых влияет на состояние занятости населения, а также объединений работодателей и
объединений профсоюзов. Приоритеты Программы направлены на решение наиболее значимых для Республики Адыгея проблем занятости и рынка труда, социальной поддержки безработных и ориентированы на активизацию мер по содействию занятости населения в Республике Адыгея. ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ
Изменения в сфере занятости в 1999-2000 годах
Ситуация на рынке труда в Республике Адыгея за 10 месяцев 2000 года по сравнению с 1999 годом стала менее напряженной. Принятые в Республике Адыгея меры способствовали оживлению производства и смягчению социально-экономической ситуации, что оказало благоприятное
воздействие на ситуацию в сфере занятости и на рынке труда. За 10 месяцев 2000 года в промышленности темп роста производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 118,6 процента, на крупных и средних предприятиях - 114, 5 процента. Выпуск
продукции сельскохозяйственными производителями за этот период составил 104,1 процента к уровню января - октября 1999 года. Неплохих результатов добился строительный комплекс Республики Адыгея, сохраняется стабильная ситуация на потребительском рынке, товарооборот розничной торговли и общественного питания за 10 месяцев
2000 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 1999 года на 9,3 процента. Позитивные изменения в экономической ситуации позволили сократить
текучесть кадров, в связи с этим не произошло резкого снижения занятых в экономике Республики Адыгея. В целом занятость населения Республики
Адыгея сохраняется на достаточно высоком уровне. За 9 месяцев 2000 года в экономике Республики Адыгея были заняты 155,7 тысячи человек или 76,3 процента экономически активного населения. Более того, наметился устойчивый рост численности работающих в машиностроительной (106,4 процента), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (118,7 процента). Если ранее основной причиной сокращения безработицы являлось отсутствие у отдельных граждан стимулов к регистрации в качестве безработных из-за задержки в выплатах пособий, то в настоящее время это связано с увеличением спроса на рабочую силу, ростом занятости в различных отраслях экономики Республики Адыгея и активизацией деятельности органов службы занятости Республики Адыгея в трудоустройстве, профобучении, организации общественных работ и других
направлений активной политики занятости населения. За 1999 год в Республике Адыгея численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась на 2,1 тысячи и составила к
концу года 2,3 тысячи человек. Уровень регистрируемой безработицы в целом по Республике Адыгея на 1 января 2000 года снизился до 1,3 процента к численности экономически активного населения против 2,0 процентов на начало 1999 года. В 2000 году процесс сокращения численности зарегистрированных безработных продолжается. Достигнуто снижение численности безработных
в Республике Адыгея на 26 процентов по сравнению с другими регионами Южного федерального округа. На 1 октября 2000 года в органах службы занятости Республики Адыгея состоит на учете 1, 83 тысячи безработных. В сравнении с началом 2000 года число безработных сократилось на 435 человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,9 процента. По
Российской Федерации уровень безработицы - 1,3 процента. Специфика безработицы в Республике Адыгея определяется сложившимся уровнем и структурой занятости, обусловленными специализацией и комплексностью хозяйства. Для Республики Адыгея характерны значительные объемы сельской безработицы (40 процентов
зарегистрированных безработных), сезонный характер безработицы, связанный с отраслевой структурой экономики Республики Адыгея (агропромышленный комплекс), при относительно невысоком уровне безработицы (0,9 процента) сохраняется высокая продолжительность безработицы (7,5 месяца). Среди безработных 75,3 процента составляют женщины, 36,6 процента - молодежь. Показатели исполнения Программы содействия занятости населения Республики Адыгея в 1999-2000 годах прилагаются (приложение N 2,
таблица N 1). Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2001-2003 годы
По прогнозным оценкам на рынке труда Республики Адыгея в 2001-2003 годах будут развиваться те же процессы и тенденции, которые имели место в предыдущий период. По данным баланса занятости и трудовых ресурсов на 2001 год и на период до 2003 года, подготовленным Министерством экономики Республики Адыгея, общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, составит ежегодно около 39,0 тысяч человек. Безработица в Республике Адыгея будет иметь преимущественно структурную форму. Останется довольно напряженной ситуация с занятостью в отдельных районах Республики Адыгея, в определенных
отраслях, социально-демографических и профессиональных группах.
Повышение спроса на квалифицированные кадры изменит состав безработных по уровню образования. Работники низкой квалификации или узкой специализации будут иметь меньше шансов найти новое рабочее место. С трудностями в поиске рабочего места в связи с недостатком профессиональных знаний и опыта в первую очередь столкнется молодежь,
а также граждане, имеющие неполное среднее и среднее общее образование. Продолжающаяся структурная перестройка экономики Республики Адыгея повлечет за собой процесс изменения профессионально-квалификационной структуры рабочей силы. Сохранится дифференциация городов и районов Республики Адыгея по состоянию рынков труда, которые будут неравномерно охвачены безработицей, что является результатом их многоотраслевого характера. В целом, по предварительной оценке, в 2001 году ожидается поступление на рынок труда Республики Адыгея более 30,0 тысяч человек. Через органы службы занятости Республики Адыгея будут искать работу 16,0 тысяч человек. Численность безработных, зарегистрированных в 2001 году в органах службы занятости Республики Адыгея (с учетом
переходящих с 2000 года), может превысить 6,0 тысяч человек. Пособие по безработице в течение года получат около 4,0 тысяч человек. Прогноз рынка труда Республики Адыгея на 2001-2003 годы в разрезе
городов и районов Республики Адыгея прилагается (приложение N 2,
таблицы N 2, 3, 4, 5, 6, 7). Ключевые проблемы на рынке труда Республики Адыгея
Для состояния рынка труда Республики Адыгея характерны следующие ключевые проблемы: сохранение больших масштабов недоиспользования рабочего времени занятых, низкая эффективность труда и низкие заработки значительного контингента работающих, отсутствие экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада, что приводит к потере трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров, их перетоку в сферу неформальной занятости, часто не требующей прежней квалификации; сохранение высокой доли увольнений по собственному желанию среди выбывших с предприятий и организаций работников; ограниченность ввода новых рабочих мест;
ухудшение качественных характеристик рабочих мест из-за значительного физического и морального износа оборудования, увеличения доли рабочих мест с неблагоприятными условиями труда; профессиональный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы;
несоответствие предложений рабочей силы по профессионально-квалификационной структуре требованиям работодателей,
в том числе несоответствие предложения и спроса на рынке труда по профессиям и специальностям, требующим высокого уровня квалификации; несоответствие объёмов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях кадровым потребностям городов и районов Республики Адыгея; слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих и их переподготовке; сложная ситуация с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, женщин,
инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других); усиление напряженности на рынке труда в связи с происходящими миграционными процессами. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Исходя из прогнозируемой ситуации на рынке труда, в Республике Адыгея в ближайшей перспективе необходимо определить следующие приоритетные направления активной политики занятости населения: снижение социальной напряженности на рынке труда Республики Адыгея и обеспечение рабочей силой предприятий; сдерживание роста числа безработных, предотвращение критических ситуаций на рынке труда, смягчение последствий долговременной безработицы; развитие и совершенствование качества рабочей силы на рынке труда
путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; развитие системы профориентации и психологической поддержки населения; организация и расширение общественных работ как важнейшего направления деятельности в сфере поддержания занятости населения; содействие трудоустройству слабо защищенных слоев населения (инвалиды, молодежь, женщины, вынужденные переселенцы и другие), разработка и реализация целевых программ для молодежи, стимулирование
работодателей, принимающих на работу выпускников школ и профессиональных учебных заведений; проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов. Приоритеты государственной политики занятости населения на территории Республики Адыгея нашли отражение в мероприятиях Программы
содействия занятости населения Республики Адыгея на 2001-2003 годы (приложение N 1). III. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПРОФИЛАКТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ
Повышение информированности населения
о состоянии рынка труда
Основная цель: улучшение функционирования рынка труда посредством
информирования граждан, ищущих работу, и работодателей о развитии рынка труда, перспективах трудоустройства и обучения. В результате повышаются шансы самостоятельного поиска работы, принимаются более подготовленные решения в области кадровой политики организаций. В целях оперативного и гибкого реагирования на изменение конъюнктуры в сфере занятости населения в 2001-2003 годах будет продолжено формирование системы информационной поддержки государственной политики занятости населения, предусматривающей: совершенствование и углубление мониторинга социально-трудовой сферы; реализацию мероприятий по повышению эффективности системы сбора и
анализа информации о состоянии рынка труда и действиях органов службы
занятости Республики Адыгея; информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда через средства массовой информации; координацию и проведение научных исследований по актуальным проблемам занятости населения. Профессиональная ориентация и психологическая
поддержка населения
Основная цель: содействие в выборе оптимального вида занятости в соответствии с потребностями, возможностями, интересами человека и с учетом ситуации на рынке труда; развитие навыков адаптации безработных граждан, повышение самооценки, усиление мотивации на поиск работы. Профессиональная ориентация становится одним из важнейших направлений активной политики занятости населения. В 1999-2000 годах система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в органах службы занятости Республики Адыгея получила дальнейшее развитие. Возросли объемы и качество услуг по различным направлениям профориентационной деятельности. Департаментом созданы три центра профессиональной ориентациии психологической поддержки безработных и незанятого населения. Органы службы занятости Республики Адыгея оказывают следующие обязательные профориентационные услуги безработным и незанятому населению: профессиональное информирование и консультирование;
профессиональная диагностика;
психологическая поддержка;
дополнительные профессиональные услуги по договорам с работодателями и учебными заведениями; профессиональная информация, в том числе учащейся молодежи, профессиональный отбор лиц, принимаемых на работу; другие услуги.
Основные направления действий по реализации Программы:
развитие различных форм сотрудничества по профориентации и психологической поддержке с заинтересованными структурами; проведение профориентационной работы с учащимися и выпускниками образовательных учреждений с целью получения ими до начала трудовой деятельности профессионального образования по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда; расширение системы услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке всем категориям безработных и незанятых граждан, обращающихся в органы службы занятости Республики Адыгея в целях поиска работы;
развитие системы оказания превентивных профориентационных услуг высвобождающимся гражданам, выпускникам профессиональных учебных заведений, несовершеннолетним, военнослужащим, увольняемым в запас, и
другим категориям населения; нормативное, методическое и материально-техническое обеспечение профориентационной деятельности; подготовка специалистов для профориентационной работы.
В 2001 -2003 годах профориентационными услугами в органах службы занятости Республики Адыгея будет охвачено более 40 тысяч человек, в том числе в 2001 году около 14,0 тысяч человек. Прогноз профессиональной ориентации безработных граждан в разрезе
городов и районов Республики Адыгея на 2001 год прилагается (приложение N 2, таблица N 8). СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Удовлетворение спроса предприятий на рабочую силу
и потребности безработных граждан в работе
Основная цель: минимизация времени поиска работы гражданином, сокращение периода безработицы, сокращение периода заполнения вакансий на предприятии; усиление взаимодействия с работодателями для расширения банка данных о вакансиях. В рамках Программы гражданам и работодателям оказываются следующие услуги: информирование о возможностях трудоустройства;
подбор подходящего рабочего места;
предоставление возможности иных форм и видов занятости;
подбор работника по запросу работодателя;
проведение ярмарок вакансий, в том числе выездных;
обучение навыкам поиска работы и специальные формы интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; совершенствование действующего порядка работы районных и городских центров занятости населения Республики Адыгея по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве; продолжение эксплуатации автоматизированных систем службы занятости, обеспечивающих повышение качества обслуживания граждан, включая сокращение времени на подбор рабочих мест. Предполагается, что в период 2001-2003 годов ежегодно будут трудоустраиваться при содействии органов службы занятости Республики Адыгея 2,7 тысячи человек. Профессиональное обучение безработных граждан
Основная цель: повышение конкурентоспособности и профессиональной
мобильности безработных граждан и незанятого населения с целью их трудоустройства посредством предоставления различных образовательных услуг с учетом потребностей работодателей и прогнозов развития рынка труда в Республике Адыгея. Активная политика занятости, реализуемая путем профессионального обучения граждан и незанятого населения, направлена на усиление адресной социальной поддержки граждан, нуждающихся в профессиональном обучении в целях занятости, и является одним из важных элементов формируемой в настоящее время государственной политики в области развития человеческих ресурсов. В Республике Адыгея сформирована система профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, включающая 31 образовательное учреждение на 14,2 тысячи учебных мест. Ежегодно расширяется перечень профессий, по которым органы службы занятости Республики Адыгея осуществляют направление на профессиональное обучение. В целях дальнейшего развития эффективности системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения
предусматривается реализация следующих основных направлений: создание системы мониторинга профессионального обучения;
усиление связей и взаимосвязей органов службы занятости Республики Адыгея с образовательными учреждениями и учебными заведениями, работодателями, профсоюзными органами и другими социальными партнерами; совершенствование научно-методического и информационного обеспечения профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения; отработка механизмов определения потребности в обучении безработных граждан с предварительным анализом и учетом прогнозируемой
численности нуждающихся в обучении;
расширение перечня специальностей и увеличение количества безработных, направленных на профессиональную переподготовку в целях получения ими профессиональной мобильности с учетом изменения ситуации на рынке труда; сокращение до минимума практики направления граждан на профессиональное обучение по единичным, с длительной продолжительностью и высокой стоимостью, профессиям, что приводит к нерациональному использованию средств; усиление работы по качественному отбору кандидатур безработных граждан, направляемых на обучение, и осваиваемых ими профессий, по контролю за посещаемостью и успеваемостью обучающихся, по сокращению отсева обучающихся и безвозвратной утраты финансовых средств, по уменьшению численности граждан, признанных после обучения безработными. В 2001-2003 годах предполагается предоставить услуги по профессиональному обучению 4,5 тысячи человек из числа безработных и незанятых граждан, в том числе в 2001 году - 800 безработным. Прогноз количества безработных граждан Республики Адыгея, нуждающихся в профессиональном обучении, в разрезе городов и районов Республики Адыгея на 2001 год прилагается (приложение N 2, таблица N
9). Организация общественных работ
Основная цель: организация временной занятости безработных и незанятых граждан, материальная поддержка безработных, сохранение мотивации к труду у длительно неработающих граждан, приобретение трудовых навыков молодежи, начинающей трудовую деятельность, сокращение дефицита сезонной рабочей силы в периоды уборки урожая сельскохозяйственных культур. В условиях сложившейся ситуации на рынке труда Республики Адыгея организация и проведение общественных работ является одним из приоритетных направлений содействия занятости населения и осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и постановлением Кабинета
Министров Республики Адыгея от 26 июля 1999 года N 242 "О Программе развития общественных работ в Республике Адыгея на 1999 - 2001 годы". К общественным работам относятся общедоступные виды трудовой деятельности, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность.
Исходя из опыта прошлых лет, определено, что приоритетным направлением, имеющим социально полезную направленность, являются краткосрочные общественные работы от 5 до 8 дней в месяц. Учитывая социальную направленность этих видов работ, их возможности в регулировании сезонной занятости и снижении уровня безработицы, предусматривается осуществить следующие мероприятия: совершенствование координации действий органов исполнительной власти Республики Адыгея, администраций городов и районов Республики Адыгея, органов местного самоуправления, городских и районных центров
занятости населения Республики Адыгея, общественных организаций по вопросам организации и проведения общественных работ, финансовому обеспечению и совершенствованию механизма финансирования; предоставление возможности для временного трудоустройства граждан
в период активного поиска работы для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (молодежь в
возрасте до 18 лет, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, и другие); улучшение информационного обеспечения незанятых граждан о возможностях и условиях участия в общественных работах.
Предусматривается в 2001-2003 годах привлечь к участию в общественных работах не менее 9,0 тысяч безработных и незанятых граждан, в том числе в 2001 году - 2,9 тысячи человек. Прогноз численности безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, в разрезе городов и районов Республики Адыгея на
2001 год прилагается (приложение N 2, таблица N 10). Содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы
Оснвная цель: создание условий для расширения возможностей безработных граждан заняться малым предпринимательством или реализовать себя в сфере занятости. Приоритетным правом на участие пользуются граждане с ограниченной трудоспособностью, граждане, уволенные с военной службы, женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, молодежь.
Предусматривается, что за 2001-2003 годы около 1,4 тысячи безработным и незанятым гражданам будет оказана поддержка в их предпринимательской инициативе, в том числе в 2001 году 400 безработным будет оказана финансовая поддержка. Социальная интеграция и поддержка граждан
с особыми потребностями К числу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, относятся:
граждане с ограниченной трудоспособностью;
уволенные с военной службы и члены их семей;
длительно безработные граждане;
молодежь, в том числе выпускники образовательных учреждений;
многодетные и одинокие родители;
отдельные категории женщин;
граждане, освобожденные из учреждений, исполняющих наказания;
беженцы и переселенцы.
В силу их социально-профессиональной специфики (низкой конкурентоспособности на рынке труда), затрудняющей поиск работы и получение рабочего места, в Программе предусмотрены дополнительные меры их социальной поддержки, которые являются составной частью комплекса государственных мер в сфере занятости. Содействие занятости граждан с ограниченной трудоспособностью (инвалидов)
К наиболее нуждающейся в поддержке на рынке труда категории граждан относятся инвалиды. Специфика программных действий применительно к этой группе населения заключается в развитии системы их профессиональной реабилитации, установлению квот приема на работу инвалидов и стимулирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов. Общая численность инвалидов в Республике Адыгея составляет около 30 тысяч человек или около 7 процентов от численности всего населения. Предусматривается, что в 2001-2003 годах будет трудоустроено при содействии органов службы занятости Республики Адыгея около 100 инвалидов, в том числе в 2001 году - 30 человек. Содействие занятости молодежи
Основные направления государственной политики занятости молодежи исходят из ряда объективно существующих обстоятельств: несориентированности молодежи в профессиональном выборе, приводящей к неадекватной оценке собственных профессиональных интересов и возможностей, к случайному выбору профессии и последующим
трудностям при трудоустройстве; отсутствия опыта и стажа работы;
роста отсева подростков из общеобразовательных школ по причине неуспеваемости, приводящего к увеличению неквалифицированных работников; отмены централизованного распределения выпускников учебных заведений, когда более половины из них не могут найти применения своим силам; введения коммерческих принципов в деятельность многих учебных заведений, затрудняющих получение профессии для значительной части молодежи. Каждый третий безработный, зарегистрированный в органах службы занятости Республики Адыгея - молодой человек в возрасте 16-29 лет, более 12 процентов молодых безработных - выпускники образовательных учреждений. Первоочередной задачей в области содействия занятости молодежи является создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, и сокращение периода поиска работы для остальной части безработной молодежи. Основные направления Программы:
создание условий для перехода к гарантированному трудоустройству молодежи после всех видов основного и дополнительного профессионального обучения; обеспечение потребности молодежи в получении профессионального образования по перспективным видам деятельности; содействие в трудоустройстве на временные работы учащихся и студентов профессиональных учебных заведений, а также выпускников этих учреждений с целью получения практических навыков работы; реализация специальных программ "Молодежная практика", "Профессиональная адаптация выпускников"; переориентация молодежи на новые формы трудовых отношений, адекватных рыночной экономике (организация собственного дела, малый
бизнес), с разработкой мер информационного обеспечения, необходимого профессионального обучения и льготного кредитования молодежного малого бизнеса; содействие временной занятости граждан в возрасте 14-18 лет в целях приобщения несовершеннолетних к труду, получению профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности; квотирование рабочих мест для молодежи;
расширение взаимодействия между органами, заинтересованными в обеспечении занятости молодежи и подростков.
Прогнозируемое количество рабочих мест для организации временной занятости несовершеннолетних граждан в разрезе городов и районов Республики Адыгея на 2001 год прилагается (приложение N 2, таблица N
11). Расчёт средств на осуществление программы "Молодёжная практика" в
разрезе городов и районов Республики Адыгея на 2001 год прилагается (приложение N 2, таблица N 12). Содействие занятости граждан, уволенных с военной службы,
и членов их семей
В 2001-2003 годах в связи с проводимой в стране военной реформой и сокращением численности Вооруженных Сил Российской Федерации с военной службы досрочно увольняется около 600 тысяч офицеров, прапорщиков и мичманов, многие из которых находятся в трудоспособном возрасте и не выслужили установленных сроков, дающих право на пенсионное обеспечение. Северо-Кавказский военный округ завершает первый этап реформы. Идет процесс, предполагающий оптимизацию штатной
структуры и переход на качественно новую систему комплектования войск
личным составом и военной техникой. Реформируется система военного образования, сокращаются военные образовательные учреждения. Все эти и другие процессы, связанные с ситуацией на Северном Кавказе и в целом в
России, вызвали приток в Республику Адыгея бывших военнослужащих, часть которых не имеет права на пенсионное обеспечение (1040 человек).
Вместе с тем ситуация на рынке труда складывается для этой категории населения неблагоприятно. Это связано, прежде всего, с ограниченным спросом на профессионально не подготовленную для работы в
условиях рыночной экономики рабочую силу из числа военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, многие из которых к тому же практически утратили навыки по тем гражданским специальностям, которые они получили после окончания военных образовательных учреждений. В итоге высокообразованные, трудоспособные люди, способные внести
вклад в повышение эффективности экономики Республики Адыгея, вынуждены пополнять ряды безработных граждан. Составной частью комплекса государственных мер в сфере социальной
поддержки военнослужащих и членов их семей на территории Республики Адыгея является участие в региональной целевой программе Северо-Кавказского военного округа по переподготовке и обеспечению занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 2001-2003 годы. Программа призвана обеспечить:
социальную защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на этапе их интеграции в гражданскую деятельность; более эффективное использование интеллектуальных возможностей этой категории граждан в процессе трудовой деятельности; переподготовку по гражданским специальностям по направлению органов службы занятости. Органы службы занятости Республики Адыгея совместно с органами образования, военными комиссариатами Республики Адыгея будут реализовывать меры, направленные на профессиональную переподготовку, обеспечение занятости, оказание помощи в организации предпринимательской деятельности и самозанятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей. В 2001-2003 годах в органы службы занятости Республики Адыгея обратятся 710 человек из числа военнослужащих и членов их семей, в том числе в 2001 году - 250 человек.
Содействие занятости женщин
Особенностью состава безработных в Республике Адыгея является рост доли безработных женщин - с 73 процентов на 1 января 1999 года до
75,3 процента на 1 октября 2000 года против 70 процентов в среднем по России. Мероприятия Программы направлены на повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда, снижение масштабов женской безработицы. Основные направления программных действий:
создание эффективно действующей системы профориентации женского населения в связи с изменившимся спросом на работников различных специальностей и профессий, традиционно считавшихся "женскими"; организация переподготовки женщин тех профессий и специальностей,
спрос на которые резко упал и не предвидится его восстановление в перспективе; поддержка предпринимательской деятельности женщин, особенно в регионах с острокритической ситуацией на рынке труда;
организация специализированных, с учетом интересов женщин, "ярмарок вакансий" и "ярмарок специалистов", программ "Клуб ищущих работу" и "Новый старт"; расширение видов общественных работ, доступных по условиям труда женщинам с различным семейным статусом. В 2001-2003 годах при посредничестве органов службы занятости Республики Адыгея предполагается трудоустраивать более 1,2 тысячи женщин ежегодно. Содействие занятости вынужденных переселенцев
По данным Миграционной службы Республики Адыгея в 2001-2003 годах
в Республику Адыгея прибудет около 1,0 тысячи вынужденных переселенцев, в том числе в трудоспособном возрасте - около 400 человек. Основными направлениями содействия занятости вынужденных переселенцев являются: регулирование миграционных потоков путём дифференцированной помощи вынужденным переселенцам по их приему, трудоустройству и закреплению; создание информационной системы, дающей мигрантам возможность получать информацию о наличии вакантных рабочих мест в организациях, расположенных на территории Республики Адыгея;
оказание услуг органами службы занятости Республики Адыгея безработным, вынужденным переселенцам, в том числе по вопросам профессионального обучения. Предполагается, что ежегодно в органы службы занятости Республики
Адыгея за содействием в трудоустройстве обратятся около 90 вынужденных
переселенцев, все они будут охвачены программами активной политики социальной поддержки в период безработицы. Содействие трудовой занятости граждан,
освобожденных из учреждений, исполняющих наказания По данным Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея предполагается освобождение
из исправительных учреждений в 2001-2003 годах более 300 человек. Освобожденные из мест лишения свободы сталкиваются с повышенными трудностями при подборе нового рабочего места. Предполагается, что в органы службы занятости Республики Адыгея за содействием в трудоустройстве ежегодно будет обращаться 80 граждан
данной категории. Проблемы занятости граждан, освобожденных из мест лишения свободы, предполагается решать путем расширения взаимодействия органов службы занятости Республики Адыгея с органами внутренних дел, администрациями учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по вопросам организации профессиональной подготовки,
профессионально-трудовой адаптации и трудоустройства данной категории
граждан. ПОДДЕРЖКА ДОХОДОВ БЕЗРАБОТНЫХ
Основная цель: государственная поддержка доходов безработных граждан в период активного поиска работы в виде выплаты пособия по безработице, доплаты на иждивенцев, различных форм материальной помощи, включая оплату лечения и отдыха детей. В течение 2001-2003 годов в части поддержки доходов безработных граждан и членов их семей предусматривается реализовать в Республике Адыгея следующие меры: выплата пособий по безработице около 19 тысячам человек, в том числе в 2001 году - 4,0 тысячам человек, включая доплаты на лиц, находящихся на их содержании;
оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей; досрочный выход на пенсию безработных граждан. Такой возможностью
ежегодно воспользуется более 100 человек. Одним из направлений деятельности органов службы занятости Республики Адыгея по поддержке доходов безработных граждан предусмотрены мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей безработных граждан в целях предоставления им равных прав и возможностей на отдых и оздоровление. В период 2001-2003 годов предполагается ежегодно организовать отдых и оздоровление 360 детей. Преимущественным правом на получение средств будут пользоваться безработные женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, одинокие и многодетные родители. Прогнозируемые показатели финансовой помощи, оказываемой безработным гражданам, открывающим собственное дело, в разрезе городов и районов Республики Адыгея на 2001 год прилагаются (приложение N 2,
таблица N 13). IV. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет
средств федерального бюджета и средств республиканского бюджета Республики Адыгея. На реализацию Программы в 2001-2003 годах потребуется 146,2 миллиона рублей, в том числе в 2001 году - 37,7 миллиона рублей. Средства на реализацию Программы рассчитаны с учетом предполагаемого количества участников и затрат на одного участника по направлениям мероприятий политики занятости. При расчете объемов финансирования по годам использованы индексы-дефляторы цен. В связи с тем, что приоритетным направлением в Программе будут мероприятия активной политики занятости, расходы по ним составят около 30 процентов от общей суммы расходов, в том числе на профессиональное обучение и консультирование - около 20 процентов, на специальные программы содействия занятости - около 6 процентов. Программы материальной поддержки лиц, признанных безработными, составят около 37,7 процента расходной части бюджетного финансирования. Затраты Департамента на мероприятия активной политики занятости населения будут финансироваться за счет средств федерального бюджета и частично за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея. В случае изменения обстановки на рынках труда городов и районов Республики Адыгея руководство Департамента будет корректировать свою последующую деятельность. Источники финансирования и финансовое обеспечение Программы прилагаются (приложение N 2, таблицы N 14, 15). V. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
улучшить деятельность органов службы занятости Республики Адыгея для расширения занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий Республики Адыгея, для повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, для развития систем обучения кадров, для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, для эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, и смягчения последствий долговременной безработицы; сдержать неконтролируемый рост численности безработных.
Программой предусмотрено:
держать уровень регистрируемой безработицы в Республике Адыгея в 2001-2003 годах в пределах 1,9 - 2,5 процента;
ежегодно оказывать консультационные услуги более 15,0 тысячам человек; повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения 6,0 тысяч вакансий, в том числе в 2001 году - 2,0 тысяч вакансий; обеспечить временное трудоустройство на общественные работы около
9,0 тысячам человек, в том числе в 2001 году - 2,9 тысячи человек; предоставить возможность для получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний около 4,5 тысячи безработных граждан, в том числе в 2001 году - 800 безработным; провести профориентационную работу с 45,0 тысячами человек, в том
числе в 2001 году - с 14,0 тысячами человек.
VI. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ Контроль за исполнением Программы осуществляют Министерство труда и социальной защиты Республики Адыгея, Министерство экономики Республики Адыгея, Министерство по делам промышленности и инфраструктуры Республики Адыгея, Министерство образования и науки Республики Адыгея, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Адыгея, Государственный комитет Республики Адыгея по статистике с участием администраций городов и районов Республики Адыгея. В Качестве инструмента контроля за ходом исполнения Программы будет использоваться заключение и реализация Соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Адыгея, Союзом товаропроизводителей Республики Адыгея, Кабинетом Министров Республики Адыгея на 2002-2003
годы, мониторинг разработки и выполнения городских и районных программ содействия занятости населения, подготовка полугодовых отчетов о реализации Программы. Приложение N 1
к Программе содействия занятости населения Республики Адыгея
на 2001-2003 годы
МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
НА 2001-2003 ГОДЫ +----------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование мероприятий ¦ Основные исполнители ¦ Срок исполнения ¦ +----------------------------------------+-----------------------+-----------------¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ +----------------------------------------------------------------------------------+ 1. Реализация мер по совершенствованию Департамент федеральной 2001 -2003 го- системы информационной поддержки госу- государственной службы ды дарственной политики занятости населения занятости населения
путем: по Республике Адыгея
информирования граждан и работодателей
о возможности трудоустройства и обучения, тенденциях спроса и предложения рабочей
силы на рынке труда Республики Адыгея че- рез средства массовой информации; содействия самостоятельному поиску ра-
боты через распространение буклетов, бро- шюр, памяток и других материалов 2. Перевод автоматизированной системы го- Департамент федеральной 1 полугодие сударственной службы занятости населения государственной службы 2001 года на программный научно-производственный занятости населения комплекс "Катарсис" (версия 7.0), по Республике Адыгея обеспечивающий повышение качества обслуживания граждан, сокращение времени для подбора рабочих мест 3. Повышение эффективности и качества ра- Департамент федеральной 2001-2003 годы боты городских и районных центров занято- государственной службы
сти населения Республики Адыгея занятости населения
по Республике Адыгея, го-
родские и районные центры
занятости населения Рес-
публики Адыгея
4. Проведение ярмарок вакансий рабочих и Департамент федеральной 2001-2003 годы учебных мест, в том числе выездных ярмарок государственной службы
занятости населения
по Республике Адыгея, го-
родские и районные центры
занятости населения Рес-
публики Адыгея
5. Введение в практику работы органов служ- городские и районные 2001 год бы занятости Республики Адыгея в целях со- центры занятости населения кращения периода трудоустройства обяза- Республики Адыгея тельное предложение плана самостоятельного поиска работы 6. Расширение связей с предприятиями - ра- Департамент федеральной 2001-2003 годы ботодателями, в том числе в негосударствен- государственной службы ном секторе экономики, сервисных услуг, занятости населения оказываемых органами службы занятости по Республике Адыгея, го-
Республики Адыгея работодателям. Разработ- родские и районные центры ка и внедрение системы подбора персонала из занятости населения Рес-
числа безработных граждан Республики Ады- публики Адыгея
гея в соответствии с требованиями работода- телей 7. Обеспечение в рамках специальных про- Департамент федеральной 2001-2003 годы грамм ("Клуб ищущих работу", "Новый государственной службы
старт") консультирования и обучения навы- занятости населения кам самостоятельного поиска работы граждан по Республике Адыгея, го-
Республики Адыгея, испытывающих трудно- родские и районные центры сти в трудоустройстве занятости населения Рес-
публики Адыгея
8. Формирование и расширение в органах Департамент федеральной 2001-2003 годы службы занятости Республики Адыгея банка государственной службы
данных вакантных рабочих мест (должностей) занятости населения
по Республике Адыгея, го-
родские и районные центры
занятости населения Рес-
публики Адыгея
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
1. Развитие системы профессионального обу- Департамент федеральной 2001-2003 годы Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|