Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 16.04.2003 № 97

 
      ОПУБЛИКОВАНО: СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
                        апрель 2003 года  N 4
 
 
                 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
                     от 16 апреля 2003 года N 97
                               гайкоп
 
        О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И
             МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
                          РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ"
 
 
     В целях  повышения  качества  жилищно-коммунального  обслуживания
населения,  эффективности  и   надежности   работы   систем   энерго-,
водоснабжения и водоотведения Кабинет Министров Республики Адыгея
 
 
                      п о с т а н о в л я е т :
 
 
     1. Одобрить   прилагаемую   республиканскую   целевую   программу
"Реформирование   и   модернизация   жилищно-коммунального   комплекса
Республики Адыгея" (далее - программа).
     2. Внести программу на утверждение в Государственный Совет - Хасэ
Республики Адыгея.
     3. Назначить  официальным   представителем   Кабинета   Министров
Республики  Адыгея при рассмотрении программы в Государственном Совете
-    Хасэ    Республики    Адыгея     Министра     строительства     и
жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея Кушу М.Г.
     4. Определить государственным заказчиком  программы  Министерство
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея.
     5. Министерству экономического  развития  и  торговли  Республики
Адыгея   и   Министерству  финансов  Республики  Адыгея  ежегодно  при
формировании проектов республиканского бюджета  Республики  Адыгея  на
2004  -  2010 годы предусматривать выделение средств на финансирование
мероприятий, предусмотренных программой.
     6. Рекомендовать главам муниципальных образований:
     1) предусматривать в проектах местных бюджетов  на  2004  -  2010
годы финансирование мероприятий, предусмотренных программой;
     2) организовать работу по привлечению  внебюджетных  средств  для
реализации мероприятий, предусмотренных программой.
     7. Признать  утратившим  силу  постановление  Кабинета  Министров
Республики Адыгея от 22 марта 1999 года N 89 "О региональной программе
"Обеспечение населения Республики Адыгея  питьевой  водой"  (1999-2010
годы)"  <НГР:01990481>  (Собрание  законодательства Республики Адыгея,
1999, N 3).
     8. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить на
Министерство   строительства   и    жилищно-коммунального    хозяйства
Республики Адыгея.
     9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
 
 
 
     Премьер-министр Республики Адыгея          Г. Микичура
     г. Майкоп
     от 16 апреля 2003 года
     N 97
 
 
 
 
 
     Приложение
     к постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея
     от 16 апреля 2003 года N 97
 
Основной разработ-      Министерство строительства и жилищно-
чик программы           коммунального хозяйства Республики Адыгея
 
 
 
 
 
 
                  Республиканская целевая программа
         "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального
                     комплекса Республики Адыгея"
 
 
 
 
 
 
                           Майкоп, 2003 год
 
 
                               Паспорт
                  республиканской целевой программы
    "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса
                          Республики Адыгея"
 
 
Государственный за-      Министерство строительства и жилищно-
казчик программы         коммунального хозяйства Республики Адыгея
 
Основной разработ-       Министерство строительства и жилищно-
чик программы            коммунального хозяйства Республики Адыгея
 
Цели и задачи про-       повышение устойчивости и надежности
граммы                   функционирования жилищно-коммунальных систем
                         жизнеобеспечения населения Республики Адыгея;
                         привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный
                         комплекс Республики Адыгея;
                         улучшение качества жилищно-коммунальных услуг
                         с одновременным снижением нерациональных
                         затрат;
                         адресная социальная защита населения
                         Республики Адыгея при оплате жилищно-
                         коммунальных услуг.
                         Для достижения этих целей необходимо решить
                         следующие задачи:
                         обеспечить финансовое оздоровление жилищно-
                         коммунальных предприятий Республики Адыгея;
                         обеспечить инвестиционную привлекательность
                         жилищно-коммунального комплекса Республики
                         Адыгея;
                         оказать государственную поддержку
                         модернизации жилищно-коммунального комплекса
                         Республики Адыгея
 
Сроки и этапы реали-     2002-2010 годы:
зации программы          1-й этап - 2002-2003 годы
                         2-й этап - 2004-2005 годы
                         3-й этап - 2006-2010 годы
 
Мероприятия, преду-      обеспечение финансовой стабилизации жилищно-
смотренные про-          коммунального комплекса Республики Адыгея;
граммой                  формирование рыночных механизмов
                         функционирования жилищно-коммунального
                         комплекса Республики Адыгея и условий по
                         снижению издержек и повышению качества
                         жилищно-коммунальных услуг;
                         государственная поддержка модернизации
                         жилищно-коммунального комплекса Республики
                         Адыгея и привлечение инвестиций
 
Объем и источники        объем финансирования программы составляет
финансирования про-      2175,132 миллиона рублей (в ценах 2002 года),
граммы                   Источники финансирования:
                         средства федерального бюджета - 10 процентов;
                         средства республиканского бюджета Республики
                         Адыгея и местных бюджетов - 50 процентов,
                         из них:
                         из республиканского бюджета Республики
                         Адыгея - 10 процентов,
                         из местных бюджетов - 90 процентов;
                         средства предприятий жилищно-коммунального
                         хозяйства и прочие источники - 40 процентов
 
Ожидаемые резуль-        повышение качества жилищно-коммунального
таты реализации          обслуживания потребителей;
программы                надежность работы инженерных систем
                         жизнеобеспечения;
                         комфортность и безопасность условий
                         проживания;
                         социальная защита населения Республики Адыгея
                         при оплате жилищно-коммунальных услуг
 
Исполнители про-         Министерство строительства и жилищно-
граммы                   коммунального хозяйства Республики Адыгея;
                         Министерство экономического развития и
                         торговли Республики Адыгея;
                         Министерство финансов Республики Адыгея;
                         главы муниципальных образований;
                         предприятия жилищно-коммунального хозяйства
                         Республики Адыгея
 
Система организации      Министерство строительства и жилищно-
контроля за исполне-     коммунального хозяйства Республики Адыгея;
нием программы           Министерство экономического развития и
                         торговли Республики Адыгея;
                         Министерство финансов Республики Адыгея;
                         главы муниципальных образований
 
 
          I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
               ее решения программно-целевыми методами
 
     Кризисное состояние  жилищно-коммунального  комплекса  Республики
Адыгея обусловлено неэффективной системой  управления,  дотационностью
отрасли,   неудовлетворительным   финансовым   положением  предприятий
жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея, высокими затратами,
отсутствием  экономических  стимулов  снижения  издержек,  связанных с
оказанием жилищных и коммунальных  услуг,  неразвитостью  конкурентной
среды  и,  как  следствие,  высокой  степенью  износа основных фондов,
неэффективной  работой  предприятий  жилищно-коммунального   хозяйства
Республики Адыгея, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
     Содержание жилищно-коммунального комплекса в  его  нынешнем  виде
непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг,  так и для
бюджетной сферы.
     В начале  экономических  реформ  предполагалось,  что  в  течение
достаточно короткого периода будет завершен переход к  бездотационному
функционированию       жилищно-коммунальной       сферы,       однако,
социальноэкономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и
к  началу  2001 года население оплачивало около 37 процентов стоимости
жилищнокоммунальных услуг,  а фактически,  с учетом льгот и субсидий -
около 44 процентов.
     В 2001 году  недофинансирование  жилищно-коммунального  хозяйства
Республики  Адыгея  составило  более  20  процентов объема необходимых
средств.   Проблема   усугубляется   огромным   объемом    накопленной
задолженности   в   жилищно-коммунальной   сфере   Республики  Адыгея,
образовавшейся в первую очередь в результате недостаточного бюджетного
финансирования.   Задолженность   в   жилищно-коммунальном   хозяйстве
Республики   Адыгея   является   источником   неплатежей,   охвативших
практически все отрасли экономики Республики Адыгея.
     Выступив на  начальном  этапе   экономических   реформ   в   роли
амортизатора     социальных     последствий     либерализации     цен,
жилищно-коммунальная сфера Республики Адыгея превращается  в  источник
угроз для социального и экономического развития Республики Адыгея.
     На сегодняшний  день  система  водоснабжения  Республики   Адыгея
включает  в себя более 1,8 тысячи километров водопроводных сетей,  251
артезианский   водозабор   и    Майкопский    групповой    водопровод.
Централизованным  водоснабжением  охвачено 92 процента городского и 52
процента  сельского  населения.  Население  108   населенных   пунктов
Республики  Адыгея  использует  для  питьевых  нужд  воду  из  шахтных
колодцев.
     Техническое и   санитарное   состояние   объектов   водоснабжения
неудовлетворительное.   Системы   водоснабжения   Республики    Адыгея
эксплуатируются  в  основном с 50-60-х годов и характеризуются высокой
степенью  износа,  которая  на  некоторых   объектах   достигает   100
процентов.  Число  аварий  на  сетях  растет  ускоряющимися  темпами и
достигает 1000-1200 в год.  Аварии на  сетях  приводят  к  перебоям  в
подаче  воды  населению  Республики  Адыгея  и  вторичному загрязнению
питьевой воды.
     Количество проб     воды    из    источников    централизованного
водоснабжения,  не   соответствующих   гигиеническим   нормативам   по
микробиологическим  показателям,  составляет  около 2 процентов,  а по
санитарно-химическим - приближается к 15  процентам.  В  2,6  процента
проб обнаружено высокое микробное загрязнение.
     Существующие мощности  водозаборных  сооружений  не  обеспечивают
население  Республики Адыгея питьевой водой в достаточном количестве и
не дают возможности развития сетей водоснабжения.
     В 2000-2001  годах  отмечено значительное ухудшение водоснабжения
населения города Майкопа и  Майкопского  района,  основным  источником
водоснабжения   которых   является  Майкопский  групповой  водопровод,
эксплуатируемый с 1982 года и требующий срочной реконструкции.
     Кроме того, проведенные радиологические исследования проб воды из
артезианских    источников     питьевого     водоснабжения     поселка
Каменномостского  Майкопского  района  выявили  значительно повышенный
уровень суммарной радиоактивности.
     Необходимо выполнить    реконструкцию    Майкопского   группового
водопровода с увеличением его мощности.
     На сегодняшний  день  централизованной  канализацией в Республике
Адыгея обеспечено менее 50 процентов  городского  населения,  а  среди
сельских населенных пунктов централизованную систему канализации имеют
в  основном  только  районные  центры   Республики   Адыгея.   Объекты
социальной  и  жилищной  сферы сельских населенных пунктов для сбора и
очистки   бытовых   стоков   оснащены   простейшими   канализационными
сооружениями - фильтрующими колодцами, выгребными ямами.
     Очистка хозяйственно-бытовых стоков производится на  23  очистных
сооружениях  общей  мощностью  132,4 тысячи кубических метров в сутки,
протяженность которых составляет 549,5  километра,  из  них  ветхих  -
116,5 километра.
     Очистные сооружения и канализационные сети, строительство которых
в основном велось в 1966-1970-х годах,  физически и морально устарели,
и  не  обеспечивают  необходимой  очистки  стоков.  Из  46,7  миллиона
кубических метров сточных вод,  пропущенных через очистные сооружения,
нормативно  очищено  только  4,25  миллиона  кубических  метров,   что
составляет 2 процента от общего объема.
     В настоящее время в жилищно-коммунальной сфере Республики  Адыгея
эксплуатируется   129   котельных   (396  котлов)  общей  установочной
мощностью 632,8 Гкал/час. Из них 109 на газовом топливе, 15 на твердом
и 5 на жидком.  При этом в эксплуатации теплоэнергетического комплекса
Республики Адыгея используются 237 чугунных котлов,  которые физически
изношены,  морально устарели, имеют непозволительно низкий коэффициент
полезного действия.
     Протяженность тепловых  сетей  по  Республике  Адыгея  составляет
более 500 километров,  из них в  грунтовых  водах  эксплуатируются  38
километров,  признаны  ветхими  54 километра,  остальные имеют средний
износ трубопроводов более 50 процентов,  а это говорит о  значительных
(до 17 процентов) потерях теплоносителя, что приводит к неоправданному
перерасходу топлива, электроэнергии, воды, увеличению эксплуатационных
затрат и,  в конечном итоге, ведет к удорожанию стоимости коммунальных
услуг.
     Все это  свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и
о межотраслевом  характере  возникших  проблем,  для  решения  которых
необходимо использовать программно-целевой метод.
 
                 II. Основные цели и задачи программы
 
     Основные цели программы:
     1) повышение устойчивости и  надежности  функционирования  систем
жизнеобеспечения населения Республики Адыгея;
     2) привлечение   инвестиций   в   жилищно-коммунальную    отрасль
Республики Адыгея;
     3) улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с  одновременным
снижением нерациональных затрат;
     4) адресная социальная защита  населения  Республики  Адыгея  при
оплате жилищно-коммунальных услуг.
     Основными задачами программы являются:
     1) финансовое   оздоровление   предприятий  жилищно-коммунального
хозяйства Республики Адыгея путем реструктуризации их задолженности  и
доведения  тарифов  на  жилищно-коммунальные  услуги  до  экономически
обоснованного  уровня,  а  также  жесткого  соблюдения   установленных
стандартов   оплаты   услуг   населением,   перехода   от  дотирования
предприятий  жилищно-коммунального  хозяйства  Республики   Адыгея   и
предоставления  категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных
семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;
     2) формирование          инвестиционной         привлекательности
жилищнокоммунального  комплекса  Республики  Адыгея   путем   создания
эффективных  и  прозрачных  процедур тарифного регулирования на услуги
предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея, а также
развития    деятельности    по   управлению   объектами   коммунальной
инфраструктуры с привлечением частных инвестиций;
     3) обеспечение  государственной  поддержки  процесса модернизации
жилищно-коммунального   комплекса   Республики   Адыгея   на    основе
современных  технологий  и  материалов  путем предоставления бюджетных
средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.
 
                      III. Мероприятия программы
 
     Решение задачи  технической  модернизации   жилищно-коммунального
комплекса  Республики  Адыгея  невозможно  без  коренного оздоровления
финансовой  ситуации  в  этой   сфере,   создания   реальной   системы
экономической  мотивации  к  сокращению  затрат  ресурсов  и повышения
эффективности деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса
Республики  Адыгея,  привлечения  частных  инвестиций  в реконструкцию
объектов жилищно-коммунальной инфрастуктуры Республики Адыгея.
     В связи  с этим программа включает как технические мероприятия по
восстановлению    основных    фондов    и    по    реализации    новых
инженернотехнических   решений,   так   и   мероприятия   по  созданию
организационноуправленческих и финансовых  механизмов,  обеспечивающих
стабильную  и  эффективную  работу  предприятий  жилищно-коммунального
хозяйства Республики Адыгея.
     Исходя из     анализа     существующего     положения    дел    в
жилищно-коммунальном   комплексе   Республики   Адыгея,    программные
мероприятия подразделяются на:
     1) мероприятия    по    обеспечению    финансовой    стабилизации
жилищно-коммунального комплекса Республики Адыгея;
     2) мероприятия    по     формированию     рыночных     механизмов
функционирования  жилищно-коммунального  комплекса Республики Адыгея и
условий    для    снижения    издержек    и     повышения     качества
жилищно-коммунальных услуг;
     3) мероприятия   по   государственной   поддержке    модернизации
жилищно-коммунального   комплекса   Республики  Адыгея  и  привлечению
инвестиций в эту сферу.
 
                1. Обеспечение финансовой стабилизации
          жилищно-коммунального комплекса Республики Адыгея
 
     Обеспечение финансовой     стабилизации     жилищно-коммунального
комплекса Республики Адыгея является  основным  условием  формирования
нормальных  экономических  взаимоотношений  в этом секторе экономики и
предусматривает решение следующих задач:
     1) инвентаризация,   реструктуризация   и   ликвидация  имеющейся
задолженности предприятий жилищно-коммунального  комплекса  Республики
Адыгея;
     2) ликвидация   дотационности   жилищно-коммунального   хозяйства
Республики   Адыгея   и   обеспечение   стабильности  и  достаточности
финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
 
       Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация имеющейся
      задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса
                          Республики Адыгея
 
     Анализ финансового  положения  предприятий  жилищно-коммунального
хозяйства   Республики   Адыгея   показал,   что   значительная  часть
задолженности складывается из задолженности организаций, финансируемых
из соответствующих бюджетов.
     Для решения этой проблемы необходимо:
     1) на   уровне   муниципальных   образований  городов  и  районов
Республики Адыгея создать рабочие комиссии,  в  которые  должны  войти
депутаты    представительного    органа    местного    самоуправления,
представители территориальных финансовых органов,  органов  управления
жилищно-коммунального     хозяйства,     представители     предприятий
жилищно-коммунального  хозяйства  Республики   Адыгея,   представители
Управления  Министерства  Российской  Федерации по налогам и сборам по
Республике Адыгея;
     2) провести  мониторинг задолженности перед поставщиками товаров,
работ  и  услуг  с  целью  подписания  актов  сверки  задолженности  с
кредиторами и определения размеров бюджетной задолженности;
     3) провести работу  с  кредиторами,  результатом  которой  должны
стать:
     частичное списание долгов,
     частичное погашение долгов за счет бюджетных средств,
     частичная реструктуризация задолженности в течение двух лет.
 
 
  Ликвидация дотационности жилищно-коммунальноф хозяйства Республики
   Адыгея и обеспечение стабильности и достаточности финансирования
              предоставляемых жилищно-коммунальных услуг
 
     Стабильное и    достаточное    финансирование     предоставляемых
жилищнокоммунальных  услуг  достигается  путем обеспечения в бюджетной
сфере,  а также у самих  предприятий  жилищно-коммунального  хозяйства
Республики Адыгея достаточного объема финансовых ресурсов.
     В этих целях необходимо:
     1) упорядочить     механизм     формирования      тарифов      на
жилищно-коммунальные  услуги в Республике Адыгея,  создать эффективный
механизм контроля за целевым использованием финансовых средств;
     2) изменять  тарифы  на  жилищно-коммунальные услуги в Республике
Адыгея с одновременным повышением тарифов на энергоресурсы;
     3) переориентировать  нерациональные  расходы,  выявленные в ходе
аудита и экспертиз тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Республике
Адыгея,   на   цели   модернизации  и  развития  жилищно-коммунального
хозяйства Республики Адыгея.
     Необходимо обеспечить    разработку    и    утверждение   годовых
республиканских стандартов перехода на новую систему  оплаты  жилья  и
коммунальных услуг, а именно:
     1) стандарт социальной площади жилья в Республике Адыгея;
     2) стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг в
Республике Адыгея на 1 квадратный метр  общей  площади  жилья,  как  в
среднем  по  Республике  Адыгея,  так и дифференцированно по городам и
районам Республики Адыгея;
     3) стандарт   уровня  платежей  граждан  по  отношению  к  уровню
экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилья, а также
коммунальные услуги в Республике Адыгея;
     4) стандарт  максимально  допустимой  доли  собственных  расходов
граждан  на  оплату  жилья  и коммунальных услуг в совокупном семейном
доходе,  исходя  из  социальной  нормы  площади  жилья  и   нормативов
потребления коммунальных услуг в Республике Адыгея;
     Необходимо также выделить:
     1) из  республиканского  бюджета  Республики  Адыгея  средства на
погашение  задолженности  соответствующих  бюджетных  организаций   за
оказанные им коммунальные услуги;
     2) из местных бюджетов средства на  погашение  недофинансирования
жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея.
 
          2. Мероприятия по формированию рыночных механизмов
     функционирования жилищно-коммунального комплекса Республики
     Адыгея и условий для снижения издержек и повышения качества
                      жилищно-коммунальных услуг
 
     Мероприятия, изложенные в настоящем разделе,  носят среднесрочный
характер.  Их  осуществление  планируется  на  втором этапе реализации
программы (2004-2005 годы).
 
 
      Рыночные механизмы функционирования жилищно-коммунального
                     хозяйства Республики Адыгея
 
     В жилищной сфере Республики Адыгея  в  условиях  нестабильного  и
недостаточного финансирования не удалось в полной мере воспользоваться
преимуществами развития конкурентных рынков управления и  эксплуатации
жилья.
     Недостаточное финансирование   и   отсутствие    эффективных    и
прозрачных  процедур  формирования  и  изменения тарифов обуславливают
непривлекательность жилищно-коммунального хозяйства Республики  Адыгея
для частных инвестиций.  Между тем,  большинство проектов модернизации
жилищного  фонда  и  коммунальной  инфраструктуры  Республики   Адыгея
потенциально  коммерчески привлекательны,  имеют относительно короткие
сроки окупаемости.  Создание условий для  притока  частных  инвестиций
могло     бы     кардинально     изменить     финансовое     положение
жилищно-коммунального  хозяйства  Республики  Адыгея  в   долгосрочной
перспективе.
     Важной задачей  при  проведении  реформы  в  жилищно-коммунальной
сфере является создание конкурентной среды.
     Повышение эффективности  использования  средств  республиканского
бюджета  Республики  Адыгея  и  средств  населения  Республики Адыгея,
направляемых   на   эксплуатацию    жилищно-коммунального    комплекса
Республики Адыгея, видится, в том числе, в совершенствовании структуры
управления данным комплексом,  для чего необходимо  разделить  функции
заказчика  и  подрядчика  на  оказание услуг по обслуживанию жилищного
фонда Республики Адыгея.
     Одним из  источников  финансирования модернизации жилищного фонда
Республики Адыгея должно стать  увеличение  оплаты  жилья  в  связи  с
повышением  комфортности проживания.  Реформа собственности в жилищном
хозяйстве  Республики  Адыгея  должна  привести  к  формированию  двух
уровней   конкурентных   отношений:  конкуренции  в  сфере'правления
недвижимостью  за  получение  заказа  от  собственника  на  управление
жилищным  фондом  и  конкуренции  подрядных  организаций  за получение
заказа на обслуживание жилья от управляющей компании.
     Создание товариществ  собственников  жилья  является краеугольным
камнем  жилищно-коммунальной   реформы   Республики   Адыгея.   Главам
муниципальных   образований   городов   и  районов  Республики  Адыгея
необходимо активизировать работу по созданию товариществ собственников
жилья в соответствующих муниципальных образованиях.
     Импульсом для развития конкуренции в данных  направлениях  должно
служить формирование многообразия объединений собственников жилья.
 
 
     Развитие экономических отношений в области тепло-, электро-,
                    водоснабжения и водоотведения
 
     Организации, обеспечивающие   подачу   энергоресурсов,   являются
естественными    монополистами,    деятельность    которых    подлежит
государственному регулированию.
     Государственное регулирование   деятельности   этих   организаций
должно основываться на системе, состоящей из трех частей. Первая часть
- формирование их производственной и инвестиционной программ, вторая -
формирование   и   утверждение   тарифов   как   средства  финансового
обеспечения данных  программ  (то  есть,  в  структуру  тарифа  должна
включаться  инвестиционная  составляющая)  и третья часть - мониторинг
этих организаций.
     Необходимо сформулировать    единые   принципы   государственного
тарифного  регулирования,  увязывающие  изменение  тарифов  на  газ  и
электричество   с   изменением   тарифов   на   тепловую   энергию   и
водоснабжение,  а также учитывающие возможности потребителей  оплатить
услуги по новым тарифам.
     Система тарифного регулирования должна:
     1) стимулировать   предприятия   жилищно-коммунального  хозяйства
Республики Адыгея к снижению издержек,  повышению качества оказываемых
услуг;
     2) способствовать привлечению инвестиций    том  числе  заемных
средств)  в  предприятия  жилищно-коммунального  хозяйства  Республики
Адыгея;
     3) обеспечивать   предприятиям   жилищно-коммунального  хозяйства
Республики Адыгея формирование достаточного объема финансовых ресурсов
для реализации поставленных перед ними целей;
     4) учитывать   формирование   конкурентных   отношений   в   ряде
подотраслей жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея. Процесс
формирования  тарифов  на  жилищно-коммунальные  услуги  в  Республике
Адыгея  должен  заключаться  в  поиске  компромисса между техническими
задачами,    финансовыми    потребностями    поставщиков    услуг    и
платежеспособным спросом потребителей.
     Система государственного регулирования  деятельности  предприятий
жилищно-коммунального  хозяйства Республики Адыгея должна обеспечивать
прогнозируемость и  предсказуемость  изменения  тарифов.  Установление
тарифов    должно   производиться   на   определенный   срок   (период
регулирования),  который должен быть согласован  с  периодом  действия
тарифов  на энергоносители.  Это требование преследует выполнение трех
целей.  Во-первых,  это создает ситуацию  определенности  в  отношении
будущих  денежных  потоков предприятий жилищно-коммунального хозяйства
Республики Адыгея, что снижает риски инвестирования в них.
     Во-вторых, в    течение    регулируемого    периода   предприятия
жилищнокоммунального  хозяйства  Республики  Адыгея  могут   проводить
мероприятия по снижению издержек, а полученную экономию расходовать на
возврат заемных средств.
     В-третьих, данная  мера  будет способствовать росту экономической
определенности для потребителей коммунальных услуг.
     Процедура тарифного   регулирования   должна   стать  открытой  и
прозрачной.  Для этого предполагается продолжить  практику  проведения
независимых  вневедомственных  экспертиз производственно-хозяйственной
деятельности предприятий  жилищно-коммунального  хозяйства  Республики
Адыгея.
     Необходимо развивать   принципиально   новое   решение   проблемы
регулирования деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства
Республики Адыгея - замена конкуренции на рынке конкуренцией за рынок.
Регулирование деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства
Республики  Адыгея  должно  проходить  параллельно  с  акционированием
государственных  унитарных  предприятий.  При  акционировании в состав
акционерного капитала могут включаться производственная база, техника,
складское  хозяйство  и  так  далее.  Но  объекты сетевой коммунальной
инфраструктуры целесообразно сохранить в государственной собственности
Республики Адыгея и не включать в акционерный капитал.  Акционирование
предприятий тепло- и водоснабжения может осуществляться при сохранении
в  государственной  собственности  Республики  Адыгея до 100 процентов
акций.
 
           Формирование условий для привлечения инвестиций
 
     Создание условий  для  привлечения  инвестиций  с  использованием
экономической  привлекательности ресурсосберегающих проектов состоит в
том,  что в качестве источников погашения заемных средств,  взятых  на
реализацию  проектов,  могут использоваться средства,  сэкономленные в
результате  сокращения  себестоимости   производства   и   потребления
коммунальных   услуг.   Реконструкция   и   модернизация   предприятий
жилищно-коммунального   хозяйства   Республики   Адыгея   приведет   к
сокращению   себестоимости   производства   единицы  их  продукции,  а
модернизация  жилищного  фонда  Республики  Адыгея  -   к   сокращению
потребления ресурсов и получению экономического эффекта от инвестиций.
     Кабинет Министров  Республики  Адыгея,  а   также   муниципальные
образования  городов  и районов Республики Адыгея,  заинтересованные в
создании условий для  привлечения  долгосрочных  заемных  ресурсов  на
финансирование     инвестиционных     проектов     по     модернизации
жилищнокоммунального хозяйства Республики Адыгея,  могут взять на себя
кредитные   риски  посредством  предоставления  бюджетных  гарантий  и
осуществить организационные меры по отработке стандартов,  процедур  и
форм обеспечения привлечения заемного финансирования.
 
 
   3. Государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального
         комплекса Республики Адыгея и привлечение инвестиций
 
     Общая потребность  в  инвестициях  для  технической  модернизации
жилищно-хозяйственного  комплекса  Республики  Адыгея,  для  внедрения
современных  энергосберегающих  технологий,  переоснащения  котельных,
сетей тепло- и водоснабжения, очистных сооружений, требует мобилизации
всех возможных ресурсов.
     Государственная поддержка     инвестиций      в      модернизацию
жилищнокоммунального   комплекса   Республики   Адыгея   включает  три
взаимосвязанных направления:
     1) привлечение  средств  федерального  бюджета для финансирования
наиболее  подготовленных  и  эффективных  инвестиционных  проектов   в
коммунальном   секторе   Республики   Адыгея   на  конкурсной  основе.
Предполагается   софинансирование   данных   проектов    со    стороны
республиканского бюджета Республики Адыгея и местных бюджетов, а также
предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея;
     2) привлечение   средств  федерального  бюджета,  предусмотренных
федеральными целевыми программами;
     3) привлечение    частных   заемных   и   прямых   инвестиций   в
жилищнокоммунальный  сектор  Республики  Адыгея,  в  том  числе  путем
предоставления государственных или муниципальных гарантий.
 
 
                 IV. Ресурсное обеспечение программы
 
     Ресурсное обеспечение  программы  определяется  из   условий   ее
реализации в течение 2003-2010 годов.
 
 
   1. Потребность в затратах на модернизацию жилищно-коммунального
                     хозяйства Республики Адыгея
 
     Сложившиеся на   сегодня   в  Республике  Адыгея  технологические
централизованные  системы  теплоснабжения,  а  также  водоснабжения  и
канализации,   составляющие   основу  жилищно-коммунального  комплекса
Республики  Адыгея,  при  условии  их  сохранения  требуют   следующих
расходов на модернизацию.
     Модернизация сетевого хозяйства. При общей протяженности тепловых
сетей  585,312  километра  (в двухтрубном исчислении) 50,021 километра
тепловых сетей находятся в аварийном состоянии и  требуют  замены.  На
модернизацию сетевого хозяйства в теплоснабжении в целом потребуется в
2003-2010 годах 61,96 миллиона рублей.
     Из 1808,08  километра  водопроводных  сетей  416,6  (23 процента)
требуют  срочной  замены.  Потребность  в  средствах  на  модернизацию
водопроводных сетей составит 188,216 миллиона рублей.
     Протяженность канализационных  сетей  населенных  пунктов   377,2
километра,   из   которых  142,7  километра  нуждаются  в  замене  (38
процентов).  Стоимость  модернизации  канализационных  сетей  составит
107,79 миллиона рублей.
     Всего на   модернизацию   сетевого   хозяйства   систем   тепло-,
водоснабжения и канализации потребуется 357,996 миллиона рублей.
     Модернизация генерирующих  мощностей.  При  существующем   уровне
износа  инженерного  оборудования  потребуется  модернизация  более 50
процентов коммунальных котельных.  Модернизация генерирующих мощностей
потребует выделения 323,834 миллиона рублей.
     Модернизация мощностей  водопроводно-канализационного  хозяйства.
Мощность  систем  водоснабжения  составляет  358,75  тысячи кубических
метров в сутки при имеющемся  дефиците  более  15  процентов.  Требует
срочной  модернизации  более  30  процентов  мощностей.  Потребность в
средствах  на  модернизацию  водопроводных  систем  составит   1057,15
миллиона рублей.
     Необходимые затраты   на   модернизацию    очистных    сооружений
составляют 273,82 миллиона рублей.
     Общая потребность в затратах на модернизацию сетевого хозяйства и
генерирующих мощностей теплоснабжения,  а также на модернизацию систем
водоснабжения и канализации составит 2175,132 миллиона рублей.
     Сведения о   состоянии   коммунальных   отопительных   котельных,
тепловых сетей и сооружений,  а также перечень мероприятий и затрат по
модернизации систем теплоснабжения приведены в приложениях N 1-3.
     Сведения о состоянии водопроводных сетей  и  сооружений  и  общая
потребность  в  затратах  на  модернизацию водоснабжения и канализации
приведена в приложениях N 4-6.
     Потребность в    финансировании   программы   за   счет   средств
федерального бюджета,  республиканского бюджета  Республики  Адыгея  и
местных бюджетов,  средств предприятий жилищно-коммунального хозяйства
Республики Адыгея,  а также привлекаемых частных инвестиций в разбивке
по годам на период с 2003 по 2010 годы приведены в приложениях N 7-9.
 
 
    2. Потребность в затратах по предоставлению гражданам льгот и
            субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг
 
     В соответствии с действующим законодательством при переходе к 100
процентной  оплате  жилищно-коммунальных   услуг   действует   система
социальной защиты населения.  Малоимущим категориям граждан Республики
Адыгея  предоставляются  адресные  субсидии   при   оплате   жилья   и
коммунальных услуг, исходя из:
     1) существующих стандартов социальной нормы площади жилья;
     2) нормативов потребления коммунальных услуг;
     3) максимально допустимой доли собственных  расходов  граждан  на
оплату  жилья  и  коммунальных  услуг  в  совокупном  семейном доходе.
Количество семей,  обращающихся за  субсидиями  в  Республике  Адыгея,
ежегодно  растет.  В  2002 году за ними обратилось порядка 11,5 тысячи
семей.  Согласно прогнозным расчетам в Республике Адыгея к  2005  году
число семей,  обращающихся за субсидиями,  достигнет 15 тысяч в год. В
течение срока реализации программы  часть  льгот,  предоставляемых  по
профессиональному  признаку,  будет  отменена  и  переведена  в разряд
жилищных  субсидий   или   в   денежное   довольствие.   Средства   на
предоставление  адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг
постепенно увеличатся от 17,2  тысячи  рублей  в  2002  году  до  84,9
миллиона  рублей  в 2005 году.  Отдельным категориям граждан льготы по
оплате жилья и коммунальных услуг сохранятся вне зависимости от уровня
их дохода.
     Средства на предоставление льгот по оплате жилья  и  коммунальных
услуг  в Республике Адыгея составят в 2003-2010 годах от 60,8 миллиона
рублей до 97,9 миллиона рублей ежегодно.
     При переходе к полной оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг
потребителями,  адресные жилищные субсидии составят  основу  бюджетных
средств,  направляемых  на дотирование жилищно-коммунального хозяйства
Республики Адыгея.
     Потребность в  средствах  на  предоставление гражданам субсидий и
льгот при оплате жилья и коммунальных услуг будет покрывается за  счет
средств  бюджетов  всех  уровней.  Необходимые  расходы  на социальную
защиту  населения  при  оплате  жилья  и  коммунальных  услуг   и   на
обеспечение    устойчивой   работы   жилищно-коммунального   хозяйства
Республики Адыгея приведены в приложении N 10.
 
 
           V. Организация управления реализацией программы
                     и контроль за ее реализацией
 
     Система управления реализацией программы и контроля за  ходом  ее
реализации включает:
     1) государственного  заказчика  программы  в  лице   Министерства
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея;
     2) органы местного самоуправления.
     Функции элементов  системы  управления  программой распределяются
следующим образом:
     1) государственный    заказчик   программы   осуществляет   общую
координацию и мониторинг работ,  формирует соответствующую нормативную
базу;
     2) органы  государственной  власти  Республики  Адыгея   в   лице
Государственного  Совета - Хасэ Республики Адыгея и Кабинета Министров
Республики Адыгея организуют работу по реализации программы  в  рамках
своих  полномочий,  решают  вопросы  финансирования  программы за счет
средств республиканского бюджета Республики  Адыгея,  включая  вопросы
межбюджетных отношений. Они также принимают участие в решении вопросов
по организации различных форм внебюджетного финансирования программных
мероприятий.  В их компетенцию входит предоставление городам и районам
Республики  Адыгея  государственной  помощи   в   пределах   имеющихся
ресурсов;
     3) главы  муниципальных  образований  осуществляют  контроль   за
выполнением программы на местах,  ими контролируется соблюдение сроков
и очередность выполнения программных мероприятий;
     4) оценка  реализации  программы  производится  ежеквартально,  а
также по итогам года.
     Органы исполнительной  власти Республики Адыгея ежеквартально,  а
также по  итогам  года,  до  1  марта,  представляют  государственному
заказчику  сводную  информацию  о  результатах  выполнения мероприятий
программы.
     Государственный заказчик   совместно  с  органами  исполнительной
власти  Республики   Адыгея   и   органами   местного   самоуправления
анализирует  и  корректирует  ход  выполнения  мероприятий  программы,
ежегодно докладывает об этом в Правительство  Российской  Федерации  и
вносит предложения по совершенствованию реализации программы.
 
 
        VI. Ожидаемые результаты реформирования и модернизации
          жилищно-коммунального комплекса Республики Адыгея
 
     Основными итогами  реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Республики Адыгея должно стать:
     1) улучшение    качества    жилищно-коммунального    обслуживания
потребителей,  обеспечение  надежности  работы  инженерно-коммунальных
систем жизнеобеспечения Республики Адыгея, комфортность и безопасность
условий проживания граждан;
     2) повышение        эффективности        работы       предприятий
жилищнокоммунального хозяйства Республики Адыгея и снижение затрат  на
предоставление жилищно-коммунальных услуг;
     3) ликвидация  критического  уровня  износа  основных  фондов   в
жилищно-коммунальном  комплексе  Республики  Адыгея и доведение уровня
износа до 30 процентов;
     4) повышение    хозяйственной    самостоятельности    предприятий
жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея и их ответственности
за качество обслуживания потребителей;
     5) обеспечение     эффективного      сочетания      хозяйственной
самостоятельности   конкурирующих   предприятий  жилищно-коммунального
хозяйства   Республики   Адыгея   и   государственного   регулирования
деятельности   естественных  монополий,  развитие  предпринимательской
активности и защита интересов потребителей;
     6) создание  экономического  механизма,  стимулирующего экономное
использование предприятиями жилищно-коммунального хозяйства Республики
Адыгея  энергетических  и  материальных  ресурсов,  а также сокращение
нерационального потребления коммунальных услуг при  гарантированном  и
бесперебойном их предоставлении, сокращение потребностей в инвестициях
на  развитие  мощностей  предприятий  жилищно-коммунального  комплекса
Республики Адыгея.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Информация по документу
Читайте также