Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.02.2001 № 63

       ОПУБЛИКОВАНО: СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
                        февраль 2001 года N 2

                 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                     от 26 февраля 2001 года N 63
                              г. Майкоп

     ОБ УТВЕРЖДЕНИИ  РЕСПУБЛИКАНСКОЙ  ПРОГРАММЫ  ПО   ОБЕСПЕЧЕНИЮ
     САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО     БЛАГОПОЛУЧИЯ     НАСЕЛЕНИЯ
                 РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ НА 2001-2005 ГОДЫ

     В соответствии с  постановлением  Кабинета  Министров  Республики
Адыгея  от  3  мая  2000  года  N  155  "О  государственном докладе "О
санитарно-эпидемиологической обстановке в  Республике  Адыгея  в  1999
году" и в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения Кабинет Министров Республики Адыгея

                      п о с т а н о в л я е т :

     1. Утвердить    республиканскую    программу    по    обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Адыгея
на 2001- 2005 годы (далее - Программа) согласно приложению.
     2. Определить   государственным   заказчиком   Программы  Комитет
Республики   Адыгея   государственного   санитарно-эпидемиологического
надзора.
     3. Министерству финансов Республики Адыгея,  Комитету  Республики
Адыгея    государственного    санитарно-эпидемиологического    надзора
предусматривать расходы на  финансирование  Программы  при  разработке
проектов  законов  о  республиканском  бюджете  Республики  Адыгея  на
2001-2005 годы.
     4. Комитету        Республики       Адыгея       государственного
санитарно-эпидемиологического   надзора    обеспечить    своевременное
выполнение   Программы  и  ежегодно  представлять  Кабинету  Министров
Республики Адыгея информацию о ее выполнении.
     5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.



     И.о. Премьер-министра Республики Адыгея          Н. Авдиенко
     г. Майкоп
     от 26 февраля 2001 года
     N 63





     Приложение
     к постановлению Кабинета
     Министров Республики Адыгея
     от 26 февраля 2001 года N 63

Республиканская программа по обеспечению санитарно-эпидемиологического
               благополучия населения на 2001-2005 годы

     Паспорт Республиканской программы по обеспечению санитарно-
     эпидемиологического благополучия населения на 2001-2005 годы

Наименование   Республиканская программа по обеспечению санитарно-
Программы      эпидемиологического благополучия населения на
               2001-2005 годы

Основания      Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от
для разработки 3 мая 2000 года N 155 "О государственном докладе "О
Программы      санитарно- эпидемиологической обстановке в Республике
               Адыгея в 1999 году", решение Межрегиональной Ассоциации
               "Здравоохранение Северного Кавказа"

Государствен-  Комитет Республики Адыгея государственного санитарно-
ный заказчик   эпидемиологического надзора
Программы

Основной       Комитет Республики Адыгея государственного санитарно-
разработчик    эпидемиологического надзора
Программы

Цель           Обеспечение прав граждан на охрану здоровья и
Программы      благоприятную среду обитания, стабилизация и улучшение
               санитарно-эпидемиологической обстановки в Республике
               Адыгея

Задачи         Реализация государственной политики по обеспечению
Программы      санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
               повышение гигиенической культуры населения;
               дальнейшее   развитие   мониторинга   санитарно-
               эпидемиологического благополучия населения;
               предупреждение возникновения и распространения в
               Республике Адыгея инфекционных и паразитарных
               заболеваний

Основные       Комитет Республики Адыгея государственного санитарно-
исполнители    зпидемиологического надзора. Министерство
Программы      здравоохранения  Республики Адыгея, Комитет природных
               ресурсов по Республике Адыгея Министерства природных
               ресурсов Российской Федерации,Управление ветеринарии
               Республики Адыгея


Срок           2001-2005 годы
реализации
Программы

Перечень        1. Правовое обеспечение.
основных        2. Мероприятия по совершенствованию подготовки кадров
мероприятий     и работе с населением по вопросам обеспечения
Программы       санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
                3. Совершенствование информационно-аналитической базы
                системы надзора за состоянием здоровья и среды
                обитания.
                4. Оценка влияния неблагоприятных факторов среды
                обитания на здоровье населения.
                5. Мероприятия по улучшению водоснабжения.
                6. Организация санитарной очистки и благоустройства
                населенных пунктов.
                7. Мероприятия по контролю за состоянием атмосферного
                воздуха.
                8. Мероприятия по оценке влияния сточных вод на
                состояние водоемов.
                9. Профилактика профессиональных заболеваний,
                отравлений и снижение неспецифической заболеваемости
                работающих.
                10. Влияние факторов среды обитания на здоровье детей.
                11. Мероприятия по профилактике инфекционных
                заболеваний.
                12. Мероприятия по защите населения от гнуса и других
                опасных насекомых и клещей

Объем и         Общий объем финансовых средств, необходимых для
источники       реализации программы 15839,76 тысячи рублей, из них
финансирования  4368,73 тысячи рублей за счет средств республиканского
                бюджета Республики Адыгея; 3389,85 тысячи рублей за
                счет средств местных бюджетов городов (районов)
                Республики Адыгея; 740,45 тысячи   рублей из средств
                Фонда санитарно-эпидемиологического благополучия
                населения Республики Адыгея; 7340,73 тысячи рублей
                из федерального бюджета

Ожидаемые       Укрепление законодательной и нормативно-правовой базы
результаты      обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
                населения;
                Разработанные научно обоснованные рекомендации по
                оптимизации санитарно-эпидемиологической обстановки в
                Республике Адыгея;
                повышение уровня гигиенических знаний и гигиенической
                культуры населения Республики Адыгея;
                расширение номенклатуры исследований, повышения
                качества надзора;
                снижение уровня заболеваемости населения и улучшение
                качества среды обитания человека;
                снижение численности переносчиков трансмиссивных забо-
                леваний

                       I. Обоснование Программы

     Программа разработана  в  соответствии  с постановлением Кабинета
Министров Республики Адыгея от 3 мая 2000  N  155  "О  государственном
докладе "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Адыгея
в 1999 году" и решением  Межрегиональной  Ассоциации  "Здравоохранение
Северного    Кавказа".    Обеспечение    санитарно-эпидемиологического
благополучия  населения  является  одним  из  важнейших   приоритетных
направлений   в   социальной   политике   Республики  Адыгея.  Сложное
социально-экономическое положение приводит к ухудшению условий  жизни,
увеличению  психологических  стрессов  и служит потенциальной причиной
отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
     Среди множества  факторов,  формирующих  здоровье,  основную роль
играет качество среды обитания: санитарно-гигиенические условия труда,
быта,  состояние  окружающей  среды,  питание,  образ  жизни,  а также
эффективность организации лечебно-профилактической  помощи  населению.
Складывающееся   в   Республике   Адыгея   положение   обуславливается
комплексным многокомпонентным воздействием среды обитания на  здоровье
населения.
     Анализ данных,  характеризующих  состояние   здоровья   и   среду
обитания  человека,  позволяет  сделать  выводы  о  наличии  серьезных
проблем   в    области    обеспечения    санитарно-эпидемиологического
благополучия населения.  Антропогенная нагрузка на окружающую среду не
уменьшается,  а следствием этого  является  формирование  экологически
обусловленной патологии человека, выраженное ухудшение здоровья. Одним
из      наиболее       важных       показателей,       характеризующих
санитарно-эпидемиологическую    ситуацию,    является   неинфекционная
заболеваемость,  по  ее  изменению  можно   судить   о   напряженности
медико-экологической   ситуации.   Именно  неинфекционные  заболевания
являются   в   последние   годы   основными   причинами   смерти,   и,
следовательно, сокращения ожидаемой продолжительности жизни, ухудшения
медико-демографических показателей.
     В Республике   Адыгея   с   1992  года  отмечается  отрицательный
естественный прирост населения, что вызвано как снижением рождаемости,
так  и высокими показателями смертности.  Особенностью демографической
ситуации 1999 года является увеличение естественной убыли населения по
сравнению   с  предыдущими  годами  за  счет  снижения  рождаемости  и
увеличения  младенческой  смертности.  Число  умерших  в   1999   году
превышает  число  родившихся  в  1,6  раза.  Наиболее  неблагоприятная
обстановка  отмечается  в  городе  Майкопе,  Майкопском  и  Теучежском
районах.
     В структуре  причин  смертности  населения   высокие   показатели
смертности   отмечаются   от  болезней  органов  кровообращения  (56,6
процента)  и   новообразований   (14,3   процента).   Эти   показатели
увеличились  по  сравнению с 1998 годом на 2,7 процента и 5,6 процента
соответственно.  Резко увеличился показатель смертности от  отравлений
алкоголем (на 26,5 процента).
     Процесс инвалидизации населения также имеет  тенденцию  к  росту.
Так,  на 1 января 2000 года в Республике Адыгея зарегистрировано 27887
инвалидов,  ежегодно признаются  инвалидами  более  3000  человек,  из
которых более 50 процентов составляют лица трудоспособного возраста.
     Тенденции в   заболеваемости    населения    Республики    Адыгея
оцениваются    как   неблагоприятные   по   большинству   показателей.
Характерными особенностями являются высокий уровень  заболеваемости  и
склонность  к  росту  количества  заболеваний.  В  1999 году состояние
здоровья   населения   Республики   Адыгея   по   показателям    общей
заболеваемости  продолжало  ухудшаться,  общая заболеваемость по числу
случаев на 10 тысяч населения возросла по сравнению с  1998  годом  на
53,5 случая. Рост отмечается по болезням системы кровообращения, крови
к кроветворных органов,  болезням органов дыхания. Наибольший удельный
вес  приходится  на  болезни  органов  дыхания,  травмы  и отравления,
болезни кожи и подкожной клетчатки,  болезни глаза и его  придаточного
аппарата.
     Общая заболеваемость    детского     населения     в     динамике
характеризуется   неуклонным  повышением  распространенности  болезней
мочеполовой системы,  органов пищеварения,  психических расстройств: в
1999 году уровень заболеваемости по данным нозологиям вырос на 15,  31
и 2,2 процента соответственно.
     Особенно заметным  является  рост заболеваемости среди подростков
от 14 до 17 лет,  по сравнению с 1998 годом заболеваемость  среди  них
увеличилась на 31 процент.  Проведенное прогнозирование заболеваемости
детей  в  возрасте  от  14  до  17   лет   указывает   на   стабильные
неблагоприятные   тенденции   в   отношении   болезней,   определяющих
репродуктивные   возможности   организма:   заболеваний   эндокринной,
мочевыделительной, половой систем.
     Значительным фактором,  оказывающим влияние на здоровье, являются
неблагоприятные   условия  труда.  Государственная  система  охраны  и
оздоровления условий труда разрушена,  а новая  еще  не  сформирована.
Законодательно    не   закреплен   и   практически   не   задействован
экономический механизм повышения заинтересованности и  ответственности
работодателя   в   сохранении   здоровья   работающих.  Фактически  не
уменьшается количество рабочих мест,  не соответствующих гигиеническим
требованиям, и сохраняется тенденция к ухудшению условий труда. Так, в
условиях,  не отвечающих гигиеническим требованиям, трудятся 23 тысячи
человек (20 процентов от общего число работающих), из них 2700 женщин.
По данным мониторинга условий труда  на  48,5  процента  рабочих  мест
уровень  шума  превышает  предельно  допустимый уровень (в 1998 году -
43,1 процента рабочих мест),  на 4,4  процента  рабочих  мест  уровень
вибрации  не соответствует нормативам (в 1998 году1,1 процента рабочих
мест),  параметры микроклимата и  воздуха  рабочей  зоны  не  отвечают
гигиеническим  требованиям на 9,2 процента и 9,8 процента рабочих мест
(в  1998  году  -  10,7  процента  и   6,8   процента   рабочих   мест
соответственно),  а уровень освещенности на 11,8 процента рабочих мест
(в 1998 году -  7,9  процента  рабочих  мест).  Результаты  аттестации
рабочих  мест  показывают,  что  84  процента  работающих  трудятся во
вредных условиях и лишь 16 процентов в  допустимых.  Все  это  создает
предпосылки к возникновению риска профессиональной патологии.  Уровень
профессиональной  заболеваемости  имеет  тенденцию  к  повышению,  что
подтверждается результатами медосмотра, хотя последний не обеспечивает
выявления  всех  случаев  заболеваний  из-за   недостатков   при   его
проведении  и отсутствия профпатолога в Республике Адыгея.  Показатели
профессиональной заболеваемости выглядят  следующим  образом:  в  1996
году  -  0,2 случая на 10000 работающих,  в 1997 году - 0,2 случая,  в
1998 году - 0 случаев, в 1999 году - 0,3 случая.
     Дети составляют  24,4  процента  от  всего  населения  Республики
Адыгея и  являются  наиболее  чувствительными  к  негативным  факторам
воздействия   окружающей   среды.  Интенсификация  учебного  процесса,
неудовлетворительное санитарно-гигиеническое и материально-техническое
состояние   дошкольных   и   школьных   образовательных  учреждений  в
значительной степени способствуют  росту  патологических  изменений  в
организме  детей.  Так,  в  1999 году отмечается снижение числа детей,
относящихся к группе практически здоровых,  и увеличение числа  детей,
отнесенных   к  группе  риска.  По  результатам  медицинских  осмотров
школьников Республики Адыгея лишь 32,8 процента  являются  практически
здоровыми, 55,8 процента составляют группу риска и 11,4 процента имеют
хронические заболевания. За период обучения в школе состояние здоровье
детей   ухудшается,   что   подтверждается  ростом  числа  учащихся  с
понижением зрения на 20 процентов,  с нарушением осанки в 2,5 раза,  с
понижением слуха и отставанием в физическом развитии на 17,2 процента.
     Тяжелое положение   сложилось   с    организацией    питания    в
общеобразовательных учреждениях. В 169 общеобразовательных учреждениях
Республики Адыгея обучается 64835 человек, из них 39,2 процента лишены
возможности  получать  питание  в течение учебного дня,  43,9 процента
получают еду в буфетах и лишь 21,9 процента - полноценное питание.
     Серьезной проблемой  для  Республики  Адыгея остается обеспечение
населения  доброкачественной  питьевой  водой.  При  анализе   условий
хозяйственно-питьевого   водоснабжения   в  динамике  отмечается,  что
интенсивность загрязнения источников централизованного водоснабжения в
Гиагинском, Теучежском и Майкопском районах достигает высоких уровней.
Ухудшается качество воды источников  централизованного  водоснабжения.
Число   нестандартных   проб   воды  от  источников  централизованного
водоснабжения по санитарно-химическим показателям увеличилось  с  10,3
процента   в   1998   году   до   14,2  процента  в  1999  году  и  по
микробиологическим показателям - с 0,9 процента до 1,7 процента.
     Ухудшение санитарно-технического      состояния     водопроводных
сооружений  и  сетей,  несоблюдение   требований   санитарной   охраны
водоисточников,  отсутствие принятия мер для решения вопросов развития
централизованного   водоснабжения    предопределяет    сохранение    в
перспективе  негативного  влияния  водного  фактора на возникновение и
распространение инфекционных заболеваний среди населения.
     Основные проблемы  гигиены  водопользования  населения  связаны с
антропогенным загрязнением водоисточников,  недостаточной  надежностью
систем хозяйственно-питьевого водоснабжения,  дефицитом питьевой воды,
организационно-технической необеспеченностью в данной области.
     По данным  лабораторных  исследований  4,1  процента проб воды не
отвечают санитарным  требованиям  по  микробиологическим  показателям.
Однако  в  таких населенных пунктах,  как аул Габукай,  аул Ассоколай,
поселок Чехрак,  хутор  Шевченко  Теучежского  района,  хутор  Ткачев,
станица  Новосвободная  Майкопского  района эти показатели значительно
превышают среднереспубликанский уровень.
     Длительное использование  питьевой  воды  с повышенной мутностью,
высоким содержанием железа, нитратов является одной из основных причин
неуклонного    роста    заболеваний   эндокринной   системы,   органов
пищеварения,  онкологических заболеваний  и  болезней  системы  крови.
Темпы роста этих болезней по отношению к 1993 году составили 150 - 180
процентов.
     Низкая санитарная    надежность   систем   хозяйственно-питьевого
водоснабжения и  потребление  населением  загрязненной  питьевой  воды
обуславливает возникновение и распространение заболеваемости кишечными
инфекциями,  прежде  всего  вирусным  гепатитом  А.  Высокий   уровень
заболеваемости вирусным гепатитом А регистрируется в Республике Адыгея
на протяжении 5 лет,  превышая  показатели  по  Российской  Федерации.
Наиболее  высокий  уровень заболеваемости регистрируется в Гиагинском,
Теучежском районах,  где число нестандартных проб воды в 2-3 раза выше
республиканских показателей.
     В нарушение Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ  "О
санитарно-эпидемиологическом     благополучии    населения",    Закона
Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1  "О  защите  прав
потребителей"  ведомственными  водопроводами подается населению (около
40 тысяч человек)  питьевая  вода  негарантированного  качества  из-за
отсутствия  производственного лабораторного контроля за ее качеством и
безопасностью.
     Остро стоят  вопросы  с  водоснабжением в 120 населенных пунктах,
где население (41,5 тысячи человек) использует воду в  питьевых  целях
из шахтных колодцев.  Вода колодцев представляет высокую эпидемическую
опасность для населения,  так как каждая третья проба воды не отвечает
санитарным  требованиям  по  микробиологическим  показателям  и каждая
вторая - по показателям санитарно-химическим.  Содержание  нитратов  в
воде   шахтных   колодцев   в   населенных   пунктах   Кошехабльского,
Гиагинского,  Теучежского районов превышает допустимый норматив в 4-10
раз;  В  пробах  воды из шахтных колодцев аула Ходзь,  аула Блечепсин,
аула Габукай,  станицы  Дагестанской,  где  регистрируется  повышенная
заболеваемость вирусным гепатитом А, выделен маркер вирусного гепатита
А, что подтверждает водный путь распространения этой инфекции.
     В зоне  влияния Краснодарского водохранилища находятся населенные
пункты  Теучежского,  Красногвардейского,   Тахтамукайского   районов.
Затопление   этих   территорий   обуславливает  вторичное  загрязнение
питьевой воды,  потерю до 20 процентов воды и является одной из причин
ухудшения санитарноэпидемиологического благополучия населения.
     Низкая эффективность работы  большинства  очистных  сооружений  в
Республике   Адыгея   приводит  к  загрязнению  водоемов  недостаточно
очищенными   сточными   водами.    Систематический    производственный
лабораторный  контроль  за  качеством  очистки  сточных вод ведется на
единичных   очистных   сооружениях   Тахтамукайского,   Кошехабльского
районов, города Майкопа.
     Напряженность экологической  ситуации  в  числе   других   причин
определяется   санитарным   состоянием   почвы,   выполняющей  функцию
универсального экологического нейтрализатора загрязнений  органической
и  минеральной  природы.  Почва  на  территории  населенных  мест  как
основной накопитель химических веществ  техногенной  природы  является
фактором  окружающей природной среды,  неблагоприятное влияние которой
на условия жизни  населения  и  его  здоровье  особенно  возрастает  в
последние годы.
     Все более  опасный   характер   приобретает   загрязнение   почвы
промышленными и бытовыми отходами,  содержащими токсические вещества и
патогенные микроорганизмы. В Республике Адыгея насчитывается 62 свалки
твердых   бытовых  отходов,  из  них  15  санкционированных.  Проблема
утилизации твердых бытовых отходов в Республике Адыгея не  решена,  на
свалках   скопилось   более   40   тысяч   тонн  отходов.  Большинство
существующих   свалок   эксплуатируются   с   нарушением    санитарных
требований. В связи с этим все более важное гигиеническое значение для
создания  благоприятных  условий  проживания   населения   приобретает
санитарное  состояние  населенных  мест,  вопросы  сбора,  утилизации,
хранения и обезвреживания бытовых и промышленных отходов.  Принят Указ
Президента  Республики  Адыгея от 28 марта 1997 года N 103 "О мерах по
улучшению экологической и  санитарно-эпидемиологической  обстановки  в
Республике Адыгея",  который регулирует вопросы санитарного содержания
и  благоустройства  населенных  пунктов  и  объединяет   усилия   ряда
надзорных  органов  исполнительной  власти Республики Адыгея по данной
проблеме.
     Инфекционная заболеваемость  населения Республики Адыгея остается
высокой.  Продолжает   ухудшаться   эпидемиологическая   ситуация   по
социально  обусловленным  инфекциям,  реальна  угроза  распространения
ВИЧ-инфекции.  Неблагополучно обстоят дела по распространению кишечных
инфекций,  дизентерии,  вирусного  гепатита  В и вирусного гепатита С,
менингококковой инфекции, микроспории, педикулеза, гонореи.
     Среди заболевших  преобладают  лица трудоспособного возраста,  по
социальному  составу   -   неработающее   население.   В   1999   году
заболеваемость   туберкулезом  составила  42,6  случая  на  100  тысяч
населения, сифилисом - 156,4 случая на 100 тысяч населения, выявлено 5
человек   инфицированных   вирусом  иммунодефицита  человека.  Уровень
распространения  данных  заболеваний  выше  среднереспубликанского   в
городе Майкопе, Гиагинском, Майкопском, Кошехабльском районах и городе
Адыгейске.
     Актуальными остаются    вопросы    профилактики   заболеваний   с
трансмиссивным путем передачи.  В течение 1998-1999 годов в Республике
Адыгея  зарегистрировано  4  завезенных  случая  малярии.  Все  случаи
связаны  с  прибытием  в  Республику  Адыгея  граждан  Таджикистана  и
Азербайджана в период массовой миграции населения с мая по сентябрь. В
Республике Адыгея свыше 570 гектаров временных и  постоянных  водоемов
заселены  комарами  рода Аnорhеlеs - переносчиками малярии.  Более 120
тысяч гектаров (32 процента всех земель) переувлажнены  и  заболочены.
Санитарно-гидротехнические    работы    практически   не   проводятся.
Численность переносчиков  инфекционных  заболеваний  с  трансмиссивным
путем  передачи имеет тенденцию к значительному росту,  по сравнению с
1995 годом их численность в Адыгее выросла в 4,8 раза.
     Проблемными остаются  вопросы с заселением подвальных помещений в
многоэтажных  домах  населенных  пунктов   комарами   рода   Сulех   -
"подвальными   кровососами".   Всего   на  учете  домов  с  подвалами,
затопленными грунтовыми водами,  с частым наводнением водопроводных  и
канализационных систем - 3270, с общей площадью подвалов 1147000 кв.м.
     По-прежнему существует  дефицит   эффективных   инсектицидных   и
лярвицидных   средств.   Практически   ликвидирована  служба  сезонных
дезинфекторов-бонификаторов,   не   осуществляются   авиаобработки   в
рисосеящих хозяйствах.
     В последние   годы   руководители   учреждений,   предприятий   и
организаций  всех  форм  собственности перестали заключать договоры на
проведение дезинсекционных мероприятий,  в результате чего  в  течение
года нарушается принцип плановости и полного охвата дезинсекционными и
дератизационными мероприятиями территорий и жилищного  фонда,  что,  в
свою  очередь,  приводит  к  росту численности переносчиков и созданию
неблагоприятных условий для проживания, работы и отдыха населения.
     Важное значение  имеет внедрение в практику мероприятий первичной
и вторичной профилактики,  разработка и реализация комплексных целевых
программ    обеспечения   санитарно-эпидемиологического   благополучия
населения,   совершенствование   надзорной    деятельности,    ведение
социально-гигиенического  мониторинга,  оценка популяционного здоровья
населения  и  ранжирование  территорий   по   степени   эпидемического
благополучия. Все эти вопросы решаются в Республике Адыгея совместными
усилиями   органов   исполнительной   власти,   входящих   в    состав
Межведомственной   комиссии   по   координации   деятельности  органов
исполнительной    власти     Республики     Адыгея,     осуществляющих
государственные  контрольные и надзорные функции,  образованной Указом
Президента Республики Адыгея от 26 ноября 1997 года N 268 "О мерах  по
координации  деятельности  органов  исполнительной  власти  Республики
Адыгея в части осуществления государственных надзорных  и  контрольных
функций".
     На основе   анализа   санитарно-эпидемиологической   ситуации   в
Республике  Адыгея  установлены  приоритетные  факторы  среды обитания
человека,  оказывающие вредное  влияние  на  состояние  его  здоровья.
Мероприятия  по  обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия
населения разработаны с учетом таких факторов и направлены на усиление
мер по обеспечению прав граждан на благоприятную среду обитания.
     Социальная значимость    выполнения    Программы     определяется
совокупностью  мероприятий,  направленных  на  снижение заболеваемости
населения, повышение качества продуктов питания, питьевой воды, защиту
здоровья  и  генофонда  населения  Республики  Адыгея  от  опасного  и
неблагоприятного воздействия факторов внешней среды.
     Технико-экономическая эффективность    Программы   обеспечивается
концентрацией  необходимых   финансовых   и   материальных   ресурсов/
исключением  дублирования  при  осуществлении  надзора  и координацией
усилий специалистов различных органов государственной власти.
     Ожидаемая экономическая   эффективность   Программы  по  критерию
снижения заболеваемости населения и экономии средств,  необходимых  на
лечение,  согласно  проведенным  расчетам,  составляет  229  миллионов
рублей.

                 II. Финансовое обеспечение Программы

     Финансирование Программы   предполагается   за    счет    средств
республиканского  бюджета  Республики  Адыгея в размере 4368,73 тысячи
рублей,  за счет средств местных бюджетов городов и районов Республики
Адыгея     -     3389,85     тысячи     рублей,    за    счет    Фонда
санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Адыгея
- 740,45 тысячи рублей,  за счет федерального бюджета - 7340,73 тысячи
рублей.


                     III. Мероприятия республиканской программы
по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на 2001-2005 годы
+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦       Мероприятия              ¦Финансирование мероприятий (тысяч рублей)   ¦   Исполнители    ¦Источник финансирования ¦
¦                                +--------------------------------------------¦                  ¦                        ¦
¦                                ¦  всего ¦ 2001 ¦ 2002 ¦2003¦2004 ¦2005      ¦                  ¦                        ¦
¦                                ¦        ¦ год  ¦ год  ¦год ¦год  ¦год       ¦                  ¦                        ¦
+--------------------------------+--------+------+------+----+-----+----------+------------------+------------------------¦
¦            1                   ¦    2   ¦  3   ¦  4   ¦ 5  ¦ 6   ¦ 7        ¦         8        ¦           9            ¦
+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
                    I. Правовое обеспечение мероприятий программы

 1.1. Разработка проектов законов     9,0    9,0                               Комитет Республики    Средства Фонда са-
 Республики Адыгея "О качестве и                                               Адыгея  государст-    нитарно-
 безопасности пищевых продуктов",                                              венного санитарно-    эпидемиологическо-
 "О питьевой воде", "О борьбе с ту-                                            эпидемиологическо-    го благополучия на-
 беркулезом в Республике Адыгея"                                               го надзора            селения Республики
                                                                                                     Адыгея

  1.2. Разработка санитарных правил, 15,0   11,0    1,0   1,0  1,0   1,0       Комитет Республики    Средства Фонда са-
  инструктивно-методических доку-                                              Адыгея   государст-   нитарно-
  ментов, сводов требований по во-                                             венного санитарно-    эпидемиологическо-
  просам обеспечения  санитарно-                                               эпидемиологическо-    го благополучия на-
  эпидемиологического благополучия                                             го надзора            селения Республики
  населения                                                                                          Адыгея

  1.3. Внедрение нормативных, орга-   7,5    1,5    1,5   1,5  1,5   1,5       Комитет Республики    Средства Фонда са-
  низационно-распорядительных   и                                              Адыгея   государст-   нитарно-
  инструктивно-методических доку-                                              венного санитарно-    эпидемиологическо-
  ментов  по вопросам обеспечения                                              эпидемиологическо-    го благополучия на-
  санитарно-зпидемиологического                                                го надзора            селения Республики
  благополучия населения                                                                             Адыгея

                       II. Мероприятия по совершенствованию подготовки кадров и работе с
            населением по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

 2.1. Разработка программ, методи-   25,0    5,0    5,0   5,0  5,0   5,0       Комитет Республики    Федеральный бюд-
 ческих и учебных материалов для                                               Адыгея   государст-   жет
 курсов повышения квалификации                                                 венного санитарно-
 специалистов  и  гигиенического                                               эпидемиологическо-
 воспитания и образования граждан                                              го надзора

 2.2. Подготовка и выпуск на регу-   12,5    2,5    2,5   2,5  2,5   2,5       Комитет Республики    Федеральный бюд-
 лярной основе информационного                                                 Адыгея   государст-   жет
 сборника        "Человек-Среда-                                               венного санитарно-
 Здоровье"                                                                     эпидемиологическо-
                                                                               го надзора
                                                                               Комитет природных
                                                                               ресурсов по Респуб-
                                                                               лике Адыгея Мини-
                                                                               стерства природных
                                                                               ресурсов Российской
                                                                               Федерации

 2.3. Работа с населением через      10,0    2,0    2,0   2,0  2,0   2,0       Комитет Республики    Федеральный бюд-
 средства массовой информации по                                               Адыгея  государст-    жет
 вопросам обеспечения санитарно-                                               венного санитарно-
 эпидемиологического благополучия                                              эпидемиологическо-
 населения                                                                     го надзора
                                                                               Комитет природных
                                                                               ресурсов по Респуб-
                                                                               лике Адыгея Мини-
                                                                               стерства природных
                                                                               ресурсов Российской
                                                                               Федерации
                                                                               Министерство здра-
                                                                               воохранения   Рес-
                                                                               публики Адыгея

       III. Совершенствование информационно-аналитической базы системы надзора за состоянием здоровья и среды обитания

 3.1. Создание единого республикан-                                            Комитет Республики    Средства Фонда са-
 ского банка данных "Мониторинг                                                Адыгея  государст-    нитарно-
 санитарно-эпидемиологического                                                 венного санитарно-    эпидемиологическо-
 благополучия населения":                                                      эпидемиологическо-    го благополучия на-
 организация автоматизированных                                                го надзора            селения Республики
 рабочих мест для функционирова-                                                                     Адыгея
 ния системы наблюдения и контро-
 ля         за         санитарно-   300,0   150,0  150,0
 эпидемиологической обстановкой;
 разработка и внедрение программ-    30,0    15,0   15,0
 ного обеспечения;
 организация электронного обмена     67,2    67,2
 информацией между территориями
 и органами государственной власти
 Ведение WЕВ-сайта в сети Интер-
 нет по мониторингу  санитарно-
 эпидемиологического благополучия
 населения

 3.2. Ведение единого банка данных                                             Комитет Республики    Федеральный бюд-
 по показателям состояния окру-                                                Адыгея  государст-    жет
 жающей среды и здоровья населе-                                               венного санитарно-
 ния:                                                                          эпидемиологическо-
 медико-демографические показате-    7,0      1,4     1,4     1,4    1,4       го надзора
 ли
 заболеваемость населения (дети,    25,0      5,0     5,0     5,0    5,0
 подростки, взрослые);
 инвалидизация населения;            2,5      0,5     0,5     0,5    0,5
 состояние проведения прививок;     -5,0      1,0     1,0     1,0    1,0
 показатели качества среды обита-   183,5    36,7    36,7    36,7    36,7
 ния (пищевые продукты, вода, воз-
 дух, почва и так далее)

 3.3. Ретроспективный и оператив-   30,0      6,0     6,0     6,0    6,0       Комитет Республики     Федеральный
 ный анализ состояния здоровья и                                               Адыгея   государст-    жет
 среды обитания с прогнозировани-                                              венного санитарно-
 ем   и   оценкой   социально-                                                 зпидемиологическо-
 гигиенической ситуации                                                        го надзора

 3.4. Подготовка и издание ежегод- 100,0     20,0    20,0    20,0    20,0      Комитет Республики     Средства фонда са-
 ных государственных докладов "О                                               Адыгея   государст-    нитарно-
 санитарно-эпидемиологической об-                                              венного санитарно-     эпидемиологическо-
 становке в Республике Адыгея" и                                               эпидемиологическо-     го благополучия на-
 "Население Адыгеи в цифрах"                                                   го надзора             селения Республики
                                                                                                      Адыгея

                IV. Мероприятия по улучшению качества питьевой воды действующих источников водоснабжения

 4.1. Разработка и реализация про-  135,2   135,2                              Комитет Республики     Республиканский
 грамм расширенных исследований                                                Адыгея   государст-    бюджет Республики
 питьевой воды                                                                 венного санитарно-     Адыгея
                                                                               эпидемиологическо-
                                                                               го надзора

 4.2. Разработка и согласование ме-  9,6             9,6                       Комитет Республики     Средства Фонда са-
 роприятий по улучшению состоя-                                                Адыгея   государст-    нитарно-
 ния водоснабжения населения на                                                венного санитарно-     эпидемиологическо-
 основании проведенных расширен-                                               эпидемиологическо-     го благополучия на-
 ных исследований качества питье-                                              го надзора             селения Республики
 вой воды                                                                                             Адыгея

 4.3. Разработка рабочих программ    20,0          20,0                       Комитет Республики      Федеральный бюд-
 производственного контроля каче-                                             Адыгея   государст-     жет
 ства питьевой воды                                                           венного санитарно-
                                                                              эпидемиологическо-
                                                                              го надзора

 4.4. Метрологическое обеспечение   117,5   23,5   23,5   23,5   23,5   23,5  Комитет Республики      Федеральный бюд-
 лабораторных учреждений сани-                                                Адыгея   государст-     жет
 тарно-эпидемиологического надзо-                                             венного санитарно-
 ра по контролю за качеством пить-                                            эпидемиологическо-
 евой воды                                                                    го надзора

 4.5. Подготовка и проведение атте-                                           муниципальное уни-      Федеральный бюд-
 стации лаборатории муниципально-                                             тарное предприятие      жет
 го унитарного предприятия Произ-                                             Производственного
 водственного управления водопро-                                             управления   водо-
 водно-канализационного хозяйства                                             проводно-
                                                                              канализационного
                                                                              хозяйства

 4.6. Организация ведомственной                                               муниципальное           Федеральный бюд-
 лаборатории по контролю за каче-                                             предприятие    жи-      жет
 ством воды в муниципальном                                                   лищно-
 предприятии           жилищно-                                               коммунального хо-
 коммунального хозяйства Тахтаму-                                             зяйства Тахтамукай-
 кайского района                                                              ского района

 4.7. Оценка организации ведомст-    3,6   0,72  0,72  0,72  0,72  0,72       Комитет Республики      Федеральный бюд-
 венного лабораторного контроля за                                            Адыгея   государст-     жет
 качеством питьевой воды                                                      венного санитарно-
                                                                              эпидемиологическо-
                                                                              го надзора

 4.8. Мониторинг качества и безо-   449,5  89,9  89,9  89,9  89,9  89,9       Комитет Республики      Федеральный бюд-
 пасности питьевой воды нецентра-                                             Адыгея   государст-     жет
 лизованного водоснабжения с по-                                              венного санитарно-
 вышенным содержанием нитратов                                                эпидемиологическо-
 на здоровье населения                                                        го надзора

 4.9. Разработка рекомендаций по    23,25  4,65  4,65  4,65  4,65  4,65       Комитет Республики      Средства Фонда са-
 снижению неблагоприятного воз-                                               Адыгея   государст-     нитарно-
 действия повышенных концентра-                                               венного санитарно-      эпидемиологическо-
 ций вредных веществ на здоровье                                              эпидемиологическо-      го благополучия на-
 населения                                                                    го надзора              селения Республики
                                                                                                      Адыгея

            V. Оценка  влияния неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения

 5.1. Оценка условий среды обита-   119,3  23,86  23,86  23,86  23,86  23,86  Комитет Республики      Средства Фонда са-
 ния человека в зоне жилой застрой-                                           Адыгея  государст-      нитарно- эпидемио-
 ки                                                                           венного санитарно-      логического благо-
                                                                              эпидемиологическо-      получия  населения
                                                                              го надзора              Республики Адыгея

 5.2. Обеспечение радиационной      480,04 120,01 120,01 120,01 120,01        Комитет Республики      Федеральный бюд-
 безопасности при воздействии при-                                            Адыгея  государст-      жет
 родных радионуклидов                                                         венного санитарно-
                                                                              эпидемиологическо-
                                                                              го надзора
                                                                              Комитет природных
                                                                              ресурсов по Респуб-
                                                                              лике Адыгея Мини-
                                                                              стерства природных
                                                                              ресурсов Российской
                                                                              Федерации

 5.3. Обеспечение радиационной      366,8  131,4  131,4  52,0   52,0          Министерство здра-      Федеральный бюд-
 безопасности медицинского персо-                                             воохранения    Рес-     жет
 нала, работающего с источниками                                              публики Адыгея
 ионизирующих излучений и граж-
 дан при проведении медицинских
 рентгенологических процедур

 5.4. Разработка мероприятий по оп- 12,0   2,4    2,4    2,4    2,4    2,4    Комитет Республики      Средства фонда са-
 тимизации среды обитания челове-                                             Адыгея  государст-      нитарно - эпидемио-
 ка                                                                           венного санитарно-      логического благо-
                                                                              эпидемиологическо-      получия  населения
                                                                              го надзора. Комитет     Республики Адыгея,
                                                                              природных ресурсов      средства органов ис-
                                                                              по Республике Ады-      полнительной власти
                                                                              гея   Министерства      Республики Адыгея
                                                                              природных ресурсов
                                                                              Российской Федерации

 5.5. Биомониторинг аллиментарно-  136,5   27,3   27,3   27,3   27,3  27,3    Комитет Республики      Республиканский
 го и эндоэкологического статусов                                             Адыгея  государст-      бюджет Республики
 различных групп населения с ис-                                              венного санитарно-      Адыгея
 пользованием приоритетных спо-                                               эпидемиологическо-
 собов лабораторного контроля                                                 го надзора

VI. Мероприятия по организации санитарной очистки, благоустройству населенных пунктов

 6.1. Проведение обследований на-  77,0    15,4   15,4   15,4   15,4  15,4    Комитет Республики      Федеральный бюд-
 селенных пунктов по выполнению                                               Адыгея   государст-     жет
 Указа   Президента   Республики                                              венного санитарно-
 Адыгея от 20 марта 1997 года N                                               эпидемиологическо-
 103 "О мерах по улучшению эколо-                                             го надзора
 гической      и      санитарно-                                              Комитет природных
 эпидемиологической обстановки в                                              ресурсов по Респуб-
 Республике Адыгея"                                                           лике Адыгея Мини-
                                                                              стерства природных
                                                                              ресурсов Российской
                                                                              Федерации

 6.2. Оценка эпидемической опасно- 245,88 49,176 49,176 49,176  49,176 49,176 Комитет Республики      Республиканский
 сти, санитарно-энтомологического                                             Адыгея  государст-      бюджет Республики
 состояния и степени загрязнения                                              венного санитарно-      Адыгея
 почвы на объектах повышенного                                                эпидемиологическо-
 риска                                                                        го надзора

                                   VII. Мероприятия по контролю за состоянием атмосферного воздуха

 7.1. Проведение контроля за со-  54,0    10,8    10,8   10,8    10,8   10,8  Комитет Республики      Федеральный бюд-
 блюдением требований к организа-                                             Адыгея   государст-     жет
 ции санитарно-защитных зон про-                                              венного санитарно-
 мышленных предприятий                                                        эпидемиологическо-
                                                                              го надзора

 7.2. Приобретение необходимого                                               Комитет Республики      Республиканский
 оборудования по контролю за со-                                              Адыгея  государст-      бюджет Республики
 стоянием атмосферного воздуха:                                               венного санитарно-      Адыгея
 электроаспираторов ПУ-4Э, ПУ-   2718,9  2,4  2716,5                          эпидемиологическо-
 ЗЭ/12;                                                                       го надзора
 хроматомасспектрометра   Аqilent
 5973 для оперативного и адекватно-
 го слежения за состоянием среды
 обитания человека

 7.3. Оценка обеспечения системы    12,0  2,4    2,4   2,4   2,4   2,4        Комитет Республики      Федеральный бюд-
 контроля и наблюдения за загряз-                                             Адыгея  государст-      жет
 нением атмосферного воздуха се-                                              венного санитарно-
 литебной территории в зоне влия-                                             эпидемиологическо-
 ния выбросов предприятий                                                     го надзора, Комитет
                                                                              природных ресурсов
                                                                              по Республике Ады-
                                                                              гея   Министерства
                                                                              природных ресурсов
                                                                              Российской Федера-
                                                                              ции

           VIII. Мероприятия по оценке влияния сточных вод на состояние водоемов

 8.1. Оценка влияния сточных вод на  33,25  6,65   6,65  6,65  6,65  6,65     Комитет Республики      Федеральный бюд-
 качество воды водоемов                                                       Адыгея  государст-      жет
                                                                              венного санитарно-
                                                                              эпидемиологическо-
                                                                              го надзора. Комитет
                                                                              природных ресурсов
                                                                              по Республике Ады-
                                                                              гея   Министерства
                                                                              природных ресурсов
                                                                              Российской Федера-
                                                                              ции

 8.2. Проведение контроля за эффек-  81,54 16,308 16,308 16,308 16,308 16,308 Комитет Республики      Федеральный бюд-
 тивностью работы очистных со-                                                Адыгея  государст-      жет
 оружений                                                                     венного санитарно-
                                                                              эпидемиологическо-
                                                                              го надзора. Комитет
                                                                              природных ресурсов
                                                                              по Республике Ады-
                                                                              гея   Министерства
                                                                              природных ресурсов
                                                                              Российской Федера-
                                                                              ции

             IX. Профилактика инфекционных заболеваний населения Республики Адыгея

9.1. Осуществление эпидемиологи-    1500  300,0  300,0  300,0  300,0  300,0   Комитет Республики      Федеральный бюд-
ческого надзора за инфекциями,                                                Адыгея   государст-     жет
управляемыми средствами специ-                                                венного санитарио-
фической профилактики                                                         эпндемнологическо-
                                                                              го надзора
                                                                              Министерство здра-
                                                                              воохранения    Рес-
                                                                              публики Адыгея

9.2. Осуществление надзора за реа-    460   92,0   92,0   92,0   92,0   92,0  Комитет Республики      Федеральный бюд-
лнзацней   противоэпидемических                                               Адыгея   государст-     жет
мероприятий по профилактике со-                                               венного саинтарно-
циально обусловленных заболева-                                               эпидемиологическо-
ний (туберкулез, ВИЧ-ннфекция,                                                го надзора. Мини-
заболевания, передаваемые поло-                                               стерство    здраво-
вым путем) среди населения Рес-                                               охранения  Респуб-
публики Адыгея                                                                лики Адыгея


      X. Мероприятия по защите населения и сельскохозяйственных животных от гиусн, других опасных насекомых и клещей

10.1. Выявление мест массового      131,25  26,25  26,25  26,25 26,25  26,25   Комитет Республики     Республиканский
выплода кровососущих переносчи-                                                Адыгея   государст-    бюджет Республики
ков трансмисснвных заболеваний,                                                венного санитарно-     Адыгея
их видового состава, фенологии ос-                                             эпидемиологическо-
новных компонентов гнуса, опре-                                                го надзора
деление объема профилактических
и истребительских мероприятий

10.2. Обработка водоемов на терри-  1890,84 378,17 378,17 378,17 378,17 378,17 Комитет Республики      Местные бюджет-
ториях городов и районов Респуб-                                               Адыгея   государст-     городов и районов
лики Адыгея                                                                    венного санитарно-      Республики Адыгея
                                                                               эпидемиологическо-
                                                                               го надзора, сезонные
                                                                               отряды дезинфскто-
                                                                               ров-бонификаторов

10.3. Проведение регулярных обра-                                              Сельскохозяйствен-      За счет средств сель-
боток сельскохозяйственных жи-                                                 ные товаропроизво-      скохозяйственных
вотных от опасных насекомых, гну-                                              дители                  товаропроизводите-
са, клешей                                                                                             лей

10.4. Приобретение вакцин и пре-  600,0  120,0  120,0   120,0   120,0   120,0  Управление ветери-      Рсспубликанский
паратов для своевременного вы-                                                 нарии Республики        бюджет Республики
полнения ветерииарно-                                                          Адыгея                  Адыгея
профилактических мероприятий                                                            
против зооантропонозных заболе-
ваний                                                           

10.5. Благоустройство территории  425,0   85,0   85,0    85,0    85,0    85,0  Администрации го-       Местные бюджеты
административных образований                                                   родов и районов         городов и районов
Республики Адыгея:                                                             Республики Адыгея,      Республики Адыгея
чистка кюветов;                                                                сельских и поселко-
уничтожение сорной растительно-                                                вых округов, пред-
сти и другого;                                                                 приятия, учрежде-
гидротехнические мероприятия по                                                ния, организаций
осушению заболоченных террито-
рий                                                             

10.6. Создание сезонной службы    630,0  126,0  126,0   126,0   126,0   126,0  Территориальные         Местные бюджеты
дезинфекторов-бонификаторов                                                    центры государст-       городов и районов
                                                                               венного санитарно-      Республики Адыгея
                                                                               эпидемиологическо-
                                                                               го надзора

10.7. Приобретение средств инди-  444,0   88,8   88,8    88,8    88,8    88,8  Территориальные         Местные бюджеты
видуальной защиты и спецодежды                                                 центры государст-       городов и ринонов
дезинфекторов-бонификаторов                                                    венного санитарно-      Республики Адыгея
                                                                               эпидемиологическо-
                                                                               го надзора

   XI. Профилактика профессиональных заболеваний, отравлений и снижение неспецифической заболеваемости работающих

11.1. Обеспечение прохождения                                                  Предприятия, учре-     За счет средств
работающими с вредными и опас-                                                 ждения, организации    работодателя
ными производственными факто-
рами предварительных и периоди-
ческих медицинских осмотров

11.2. Проведение аттестации рабо-                                              Предприятия, учре-     За счет средств
чих мест по условиям труда                                                     ждения, организации    работодателя

11.3. Внедрение в технологические                                              Предприятия, учре-     За счет средств
процессы эффективных средств за-                                               ждения, организации    работодателя
щиты работающих от воздействия
вредных производственных факто-
ров

11.4. Обеспечение работающих са-                                               Предприятия, учре-     За счет средств
нчтарно-бытовыми помещениями в                                                 ждения, организации    работодателя
установленном порядке

11.5.  Обеспечение  работающих                                                 Предприятия, учреж-    За счет средств
спецодеждой и средствами индиви-                                               дения, организации     работодателя
дуальной защиты в соответствии с
требованиями типовых отраслевых
норм бесплатной выдачи спецоде-
жды, спецобувч и других средств
индивидуальной защиты

11.6. Осуществление контроля за    1950,0  390,0  390,0  390,0  390,0  390,0   Комитет Республики     Федеральный бюд-
вредными производственными фак-                                                Адыгея   государст-    жет
торами, воздействующими на рабо-                                               венного санитарно-
тающих                                                                         эпидемиологическо-
                                                                               го надзора

11.7. Улучшение качества прово-    1175,0  235,0  235,0  235,0  235,0  235,0   Министерство здра-     Федеральный бюд-
димых медицинских осмотров и                                                   воохранения Респуб-    жет
обеспечение требуемого объема ла-                                              лики Адыгея
бораторно-инструментальных ме-
тодов исследования

11.8. Приобретение приборов кон-   380,0   80,0   75,0   75,0   75,0   75,0    Комитет Республики     Республиканский
троля за факторами производствен-                                              Адыгея   государст-    бюджет Республики
ной среды                                                                      венного санитарно-     Адыгея
                                                                               эпидемиологическо-
                                                                               го надзора

11.9 Разработка критериев оценки    10,0   10,0                                Комитет Республики     Федеральный бюд-
дозо-эффектнвной зависимости со-                                               Адыгея   государст-    жет
стояния здоровья работающих от                                                 венного санитарно-
воздействия факторов производст-                                               эпидемиологическо-
венной среды и трудового процесса                                              го надзора

11.10. Оценка величины профес-      80,0          20,0    20,0    20,0  20,0   Комитет Республики     Федеральный бюд-
сиональных рисков для здоровья                                                 Адыгея   государст-    жет
работающих в условиях несоблю-                                                 венного санитарно-
дения гигиенических регламентов                                                эпидемиологическо-
                                                                               го надзора

              XII. Изучение влияния факторов среды обитания на здоровье детей

12.1. Внедрение метода эпидемио-    8,0    1,6     1,6     1,6     1,6   1,6   Комитет Республи-      Средства Фонда са-
логического наблюдения за заболе-                                              ки Адыгея государ-     нитарно - эпидемио-
ваемостью женщин фертильного                                                   ственного саннтар-     логического благо-
возраста, беременных, материнской                                              но-эпидемиологиче-     получия населения
и младенческой смертностью и                                                   ского надзора. Ми-     Республики Адыгея
влиянием факторов среды обитания                                               нистерство здраво-
на здоровье матери и детей                                                     охранения Респуб-
                                                                               лики Адыгея

12.2. Изучение состояния организа-  39,6  13,2    13,2    13,2                 Комитет Республи-      Средства Фонда са-
цни питания в детских учреждени-                                               ки Адыгея государ-     нитарно - эпидемио-
ях Республики Адыгея и разработка                                              ственного санитар-     логического благо-
гигиенически обусловленных реко-                                               но-эпидемиологнче-     получия населения
мендаций по организации питания                                                ского надзора          Республики Адыгея
детей      на      адаптационно-
ландшафтной основе

12.3. Проведение комплексных им-   21,0    4,2    4,2      4,2    4,2   4,2    Комитет Республи-      Республиканский
мунологнческих обследований де-                                                ки Адыгея государ-     бюджет  Республики
тей и подростков с анализом доно-                                              ственного санитар-     Адыгея
зологнческих форм иммунопатоло-                                                но-эпидемиологнче-
гнй и разработкой иммунокоррек-                                                ского надзора
тнрующих форм лечения

12.4. Изучение физиологических       26,0  15,0   11,0                         Комитет Республи-      Федеральный бюджет
параметров основного обмена дет-                                               ки Адыгея государ-
ского организма в целях разработки                                             ственного санитар-
гигиенически обоснованных норм                                                 но-эпидемиологиче-
питания                                                                        ского     надзора,
                                                                               Министерство
                                                                               здравоохранения
                                                                               Республики Адыгея

12.5. Внедрение в практическую     30,0     15,0   15,0                        Комитет Республи-      Федеральный бюджет
деятельность службы здравоохра-                                                ки Адыгея государ-
нения Республики Адыгея оценоч-                                                ственного санитар-
ных таблиц физического развития                                                но-эпидемиологиче-
детей Республики Адыгея дошко-                                                 ского надзора. Ми-
льного и школьного возрастов и                                                 нистерство здраво-
компьютерной программы по оцен-                                                охранения Респуб-
ке физического развития детей Рес-                                             лики Адыгея
публики Адыгея

12.6. Изучение влияния факторов     114,0   22,8    22,8   22,8  22,8  22,8    Комитет Республи-      Средства Фонда сани-
учебно-воспитательного процесса                                                ки Адыгея государ-     тарно-
на здоровье детей и учащихся, раз-                                             ственного санитар-     эпидемиологического
работка гигиенически обоснован-                                                но-эпидемиологиче-     благополучия населе-
ных рекомендаций по организации                                                ского надзора          ния Республики Ады-
образовательного процесса                                                                             гея, федеральный
                                                                                                      бюджет

ИТОГО:                        15839,76  2998,89 5522,194 2505,694 2492,494 2320,484

в том числе:

республиканский бюджет Рес-    4368,73  444,526 3018,426  301,926  301,926  301,926
публики Адыгея

местные бюджеты городов и рай- 3389,85  677,97   677,97   677,97   677,97   677,97
онов Республики Адыгея

федеральный бюджет             7340,73 1556,988 1582,988 1457,588 1457,588 1285,578

фонд              санитарно-    740,45  319,41   242,81   68,21    55,01    55,01
эпидемиологического благополу-
чия населения Республики Ады-
гея


                IV. Технико-экономическое обоснование

     Для обеспечения    санитарно-эпидемиологического     благополучия
населения  Республики  Адыгея  разработана  данная Программа,  которая
предусматривает комплекс мероприятий на сумму 15839,76 тысячи  рублей,
из  них  4368,73  тысячи рублей из республиканского бюджета Республики
Адыгея.  Основные затраты на реализацию Программы будут осуществляться
за  счет  средств  федерального  бюджета  и местных бюджетов городов и
районов  Республики  Адыгея.  Средства  из  республиканского   бюджета
Республики   Адыгея   предлагается   расходовать,   в   основном,   на
приобретение  необходимого  для   объективной   оценки   лабораторного
оборудования.
     Мероприятия по    правовому     обеспечению     Программы,     по
совершенствованию подготовки кадров и информационно-аналитической базы
будут      осуществляться      за       счет       средств       Фонда
санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Адыгея
и федерального бюджета.
     На организацию     автоматизированных     рабочих     мест    для
функционирования     системы     наблюдения     и     контроля      за
санитарно-эпидемиологической  обстановкой  необходимо  10  компьютеров
стоимостью 300  тысяч  рублей  (стоимость  1  компьютера  -  30  тысяч
рублей). На разработку и внедрение программного обеспечения - 30 тысяч
рублей.  На   организацию   электронного   обмена   информации   между
территориями  и  различными  органами  исполнительной власти и ведение
WЕВ-сайта     в     сети     Интернет      по      мониторингу      за
санитарно-эпидемиологической  обстановкой  в  Республике Адыгея - 67,2
тысячи рублей (почтовый сервер - 43,2 тысячи рублей, модемы - 8 штук -
24 тысячи рублей).
     Мероприятия по улучшению состояния водоснабжения состоят из:
     разработки программ расширенных исследований:
     250 рублей на 1 водопровод*80 водопроводов = 20 тысяч рублей;
     реализации программ расширенных исследований:
     360,0*4 раза в год*80 водопроводов = 115,2 тысячи рублей;
     разработки мероприятий по улучшению состояния водоснабжения:
     120 рублей*80 водопроводов = 9,3 тысячи рублей;
     разработки рабочих программ производственного контроля:
     250 рублей*80 водопроводов = 20 тысяч рублей;
     метрологического обеспечения:
     проверка приборов -  13,5  тысячи  рублей,  ремонт  лабораторного
оборудования - 10 тысяч рублей в год;
     обеспечения контроля радиационной безопасности питьевой воды:
     внедрение аттестованной методики по контролю - 300 рублей;
     проведения контроля радиационной безопасности:
     300 скважин*1 рубль в год*25 рублей = 7,5 тысячи рублей;
     оценки организации ведомственного контроля:
     90 рублей* 8 объектов = 0,72 тысячи рублей;
     оценки влияния питьевой воды нецентрализованного водоснабжения на
здоровье  населения  в  31  населенном пункте по 10 шахтных колодцев с
периодичностью  1  раз  в  квартал,  1  проба  по   микробиологическим
исследованиям   -   7,72   рубля,   1  проба  по  санитарно-химическим
показателям - 52,28 рубля:
     31 населенный  пункт* 10 колодцев*4 раза в год*60 рублей = 74,400
тысячи рублей;
     оценки состояния здоровья населения:
     31 населенный пункт*500 рублей = 15,5 тысячи рублей;
     разработки рекомендаций  по снижению неблагоприятного воздействия
повышенных  концентраций  вредных  веществ  в  питьевой  воде  шахтных
колодцев на здоровье населения:
     31 населенный пункт*150 рублей = 4,65 тысячи рублей.
     Для изучения  влияния  неблагоприятных факторов среды обитания на
здоровье населения необходимо оценить:
     условия среды  обитания посредством замеров гамма-фона (стоимость
замера в 1 точке равна 2,93 рубля):
     16 населенных пунктов*500 точек*2,93 рубля = 23,44 тысячи рублей;
     замеры уровня шума:
     16 населенных пунктов*10 точек*2,65 рубля = 0,424 тысячи рублей;
     систему контроля за загрязнением воздушного бассейна:
     30 предприятий*80 рублей в год = 2,4 тысячи рублей
     Для изучения состояния здоровья различных групп населения в связи
с   влиянием  факторов  антропогенного  загрязнения  необходимо  вести
биомониторинг   аллиментарного    эндоэкологического    статусов,    с
использованием приоритетных способов лабораторного контроля. Для этого
необходимо 136,5  тысячи  рублей.  Группы  наблюдения  составляют  300
человек.  Стоимость  определения  витамина  С  в  моче 8,03 рублей*300
человек *5 лет = 12,03 тысячи рублей;  витамина Б) - 23,4*300*5 лет  =
35,1  тысячи  рублей;  токсичных  веществ (стоимость 1 обследования на
содержания свинца - 14,90 рубля,  железа - 14,90 рубля,  меди -  14,90
рубля) 44,70 рубля*300 человек *5 лет = 67,5 тысячи рублей; нитратов в
моче и слюне  (стоимость  1  обследования  равна  14,88  рубля)  14,88
рубля*300 человек*5 лет = 22,32 тысячи рублей.
     Для контроля за работой очистных сооружений необходимо провести:
     оценку влияния сточных вод на качество воды водоемов (стоимость 1
пробы   по   микробиологическим   показателям   -   7,7   рубля,    по
санитарно-химическим показателям - 73,99 рубля,  по паразитологическим
показателям - 7,0 рублей):  88,69 рубля*3 пробы*25 водоемов =  6651,75
тысячи рублей;
     выборочный контроль за эффективностью работы очистных  сооружений
(стоимость  оценки  1 очистного сооружения - 104 рубля):  104 рубля*30
очистных сооружений = 3,12 тысячи рублей;
     исследование сточных   вод   на   этапах   очистки  (стоимость  1
исследования по  санитарно-химическим  показателям  -  80  рублей,  на
наличие гельминтов - 10,60 рубля):
     90,6 рубля*30 очистных сооружений*б проб = 16,308 тысячи рублей;
     разработку мероприятий   по   оптимизации   среды   обитания
человека:
     16 населенных пунктов* 150 рублей = 2,4 тысячи рублей.
     Для выполнения мероприятий  по  организации  санитарной  очистки,
благоустройства населенных пунктов необходимо 81,96 тысячи рублей:  на
организацию   и   проведение   рейдовых   проверок   пятидесяти   пяти
муниципальных образований стоимостью по 140 рублей 2 раза в год - 15,4
тысячи рублей;  для оценки состояния  почвы  на  объектах  повышенного
риска  49176  тысяч  рублей - по 3 пробы на 200 объектах при стоимости
81,96 рубля за пробу  (цена  1  исследования  по  санитарно-химическим
показателям  -  62,30 рубля,  по микробиологическим показателям - 4,06
рубля, по паразитологическим показателям - 15,60 рубля).
     Для оценки состояния атмосферного воздуха необходимо:
     проведение контроля за соблюдением требований  санитарно-защитных
зон  потребует  обследования  30  предприятий по 90 рублей в год,  что
составит  2,7  тысячи   рублей,   а   также   исследования   состояния
атмосферного  воздуха 30 предприятий по 360 рублей,  что составит 10,8
тысячи рублей;
     приобретение необходимого оборудования:
     электроаспираторов ПУ-ЧЭ - 2400 рублей,  ПУ ЗЭ/12 - 16500 рублей,
хромато-масспектрометра Аgilent 5973 - 2,7 миллиона рублей.
     Для улучшения качества проведения предварительных и периодических
медосмотров  работающих  на производствах с вредными производственными
факторами необходимо приобретение приборов (аудиометров, динамометров,
спирографов,  приборов  для определения вибрационной чувствительности)
на сумму 940 тысяч рублей.  Для контроля за факторами производственной
среды   необходимо   приобретение   следующих   приборов:   аспиратор,
актинометр,  психрометр,  кататермометр,  шаровой термометр, манометр,
люксметр, яркометр и других приборов на сумму 380 тысяч рублей.
     Для осуществления   контроля   за   вредными    производственными
факторами,  действующими  на  работающих  на предприятиях,  необходимо
осуществлять:
     контроль за  физическими  факторами  -  400  рублей  на 1 объект;
контроль за химическими факторами - 900 рублей на  1  объект;  за  год
предполагается  осуществлять  контроль  за  вредными производственными
факторами на 300 объектах - за 5 лет на 1500 объектах потребуется 1950
тысяч рублей.
     Для оценки  дозо-эффективной   зависимости   состояния   здоровья
работающих  от воздействия факторов производственной среды и трудового
процесса необходимо разработать критерии; стоимость данной работы - 10
тысяч рублей.
     Для оценки  величины   профессиональных   рисков   для   здоровья
работающих   в   условиях   несоблюдения   гигиенических   регламентов
необходимо 80 тысяч рублей (стоимость  складывается  из  необходимости
проведения оценки на каждом обследуемом объекте).
     Для внедрения   метода    эпидемиологического    наблюдения    за
заболеваемостью женщин фертильного возраста, беременных, материнской и
младенческой  смертностью  (анализ  отчетных  годовых  форм  12,   31,
заболеваемости  с  временной  утратой трудоспособности,  материнской и
младенческой смертности  по  накопительным  сведениям)  предполагается
участие        в       работе       специалистов       государственной
санитарно-эпидемиологической       службы        и        специалистов
акушеро-гинекологической   службы.   Стоимость   работы   складывается
следующим образом:  стоимость 1 дня по 12  разряду  -  34,40  рубля*22
дня*2 специалиста*5 лет = 8 тысяч рублей.
     Для изучения состояния питания в детских учреждениях и разработки
гигиенически обоснованных рекомендаций необходимо 39,7 тысячи рублей:
     стоимость оценки питания  в  образовательных  учреждениях  -  120
рублей.  Всего  средних  образовательных  учреждений  169,  дошкольных
образовательных    учреждений    -    140,     учреждений     среднего
профессионального образования -17, высших образовательных учреждений -
5, итого: 331 объект* 120 рублей = 39,7 тысячи рублей.
     Оценка состояния   здоровья   подрастающего  поколения  включает:
     иммунологическое обследование  -  определение   20   показателей,
стоимость  обследования  1  человека - 32 рубля,  иммунокоррекция - 10
рублей, то есть стоимость
     обследования 100  человек с выдачей заключения по иммунокоррекции
составляет 42 рубля* 100 человек*5 лет =21 тысяча рублей.
     Изучение физиологических  параметров  основного  обмена  детского
организма требует проведения определения параметров основного обмена у
15  возрастных групп детей,  в каждой группе по 40 человек,  стоимость
обследования одного человека для определения жизненной емкости  легких
и  показателей  газового  состава  выдыхаемого воздуха составляет 25,0
рублей:
     15 групп х 40 человек х 25,0 рублей = 15 тысяч рублей.
     Оформление таблиц,     графиков     по     результатам     оценки
физиологического  развития  детского  организма при стоимости 1 дня 12
разряда 34,4 рубля за 44 дня составит 1,513 тысячи рублей;  издание  и
внедрение   в   практическую   деятельность   органов  здравоохранения
оценочных  таблиц  физического  развития   детей   Республики   Адыгея
дошкольного   и   школьного   возраста  -  10  тысяч  рублей;  закупка
компьютерной программы - 20 тысяч рублей.
     Изучение влияния   факторов  учебно-воспитательного  процесса  на
здоровье детей и учащихся:
     полное обследование дошкольного образовательного учреждения стоит
400 рублей,  изучение 30 выбранных из 140 потребует за 5 лет 60  тысяч
рублей;
     полное обследование среднего  образовательного  учреждения  стоит
270,0  рублей,  изучение  40  выбранных  из  169 потребует за 5 лет 54
тысячи рублей. Итого - 114 тысяч рублей.











Информация по документу
Читайте также