Расширенный поиск

Распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.04.2008 № 176-р

 
                 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                    от 24 апреля 2008 года N 176-р
                              г. Майкоп

     О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ  ДО
                              2025 ГОДА

     В целях     совершенствования     механизма     реализации    мер
демографической   политики,   обеспечения   условий   для    улучшения
демографической ситуации:
     1. Утвердить  Концепцию  демографической  политики  в  Республике
Адыгея до 2025 года (далее - Концепция) согласно приложению.
     2. Рекомендовать органам  местного  самоуправления  муниципальных
районов  и  городских  округов руководствоваться положениями Концепции
при принятии решений в сфере демографического развития.



     Премьер-министр Республики Адыгея          В. Саможенков
     г. Майкоп
     от 24 апреля 2008 года
     N 176-р





     Приложение
     к распоряжению Кабинета
     Министров Республики Адыгея
     от 24 апреля 2008 года
     N 176-р


                              Концепция
      демографической политики в Республике Адыгея до 2025 года

     Концепция демографической  политики  в  Республике Адыгея до 2025
года   (далее   -   Концепция)   разработана   на   основе   Концепции
демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября  2007
года   N  1351  "Об  утверждении  Концепции  демографической  политики
Российской Федерации на период до 2025 года",  и направлена на решение
вопросов,  касающихся  роста  рождаемости,  оказания  поддержки семье,
сохранения    и    укрепления    здоровья    населения,     увеличения
продолжительности   жизни   населения,   миграции   и   иных  аспектов
демографического развития.
     Концепция представляет   собой   систему   задач,   принципов   и
приоритетных  направлений  политики  Республики   Адыгея   в   области
регулирования демографического развития Республики Адыгея на период до
2025 года.

     I. Современная демографическая ситуация в Республике Адыгея

     В последние   десятилетия   наблюдается   стабильное   сокращение
численности  населения  из-за превышения уровня смертности над уровнем
рождаемости.
     Численность постоянного  населения  Республики Адыгея на 1 января
2008 года составила 441,1 тысячи человек,  по состоянию  на  1  января
2007  год  численность  постоянного  населения составляла 441,2 тысячи
человек.
     Естественная убыль   населения   в   январе-декабре   2007   года
уменьшилась по сравнению с январем-декабрем 2006 года на 729  человек.
Миграционный прирост компенсировал численные потери населения на 92%.
     В 2007 году показатель младенческой смертности снизился на  18,5%
по  сравнению с 2005 годом и составил 8,8 на 1000 родившихся живыми (в
2006 году - 8,0; в 2005 году - 10,8).
     Ведущими причинами  младенческой  смертности  являются  отдельные
состояния,  возникающие в перинатальном  периоде  (54,3%),  врожденные
аномалии (17,4%), прочие (13,0%).
     В 2007 году заболеваемость  новорожденных  по  сравнению  с  2005
годом  снизилась  на  32,2%.  Общая заболеваемость у детей до 14 лет в
2007 году снизилась на 0,6%  по сравнению с  2006  годом  и  составила
1613,9 на 1000 человек детского населения соответствующего возраста (в
2006 году - 1624,6).
     Особого внимания   требуют   дети,   подвергшиеся   радиационному
воздействию.  По состоянию на начало 2008  года  в  Республике  Адыгея
общая   численность   детей   в   возрасте  до  17  лет,  подвергшихся
радиационному  воздействию,  высокого  риска  по  возможному  развитию
радиационно-индуцированной патологии составила 130 человек.  Из них: 7
детей,  эвакуированных из зон отчуждения  и  отселения,  123  ребенка,
родившихся  от  одного  или  обоих  родителей-ликвидаторов  аварии  на
Чернобыльской АЭС.
     В сложившейся   ситуации   важнейшими  направлениями  в  снижении
заболеваемости,  детской  инвалидности   и   младенческой   смертности
являются  разработка  и  претворение  в  жизнь  целой  системы  мер по
внедрению новых перинатальных технологий в  акушерско-гинекологических
учреждениях,    совершенствование   перинатальной   охраны   плода   и
новорожденного, улучшение качества перинатальной диагностики патологии
со стороны плода.
     За последние годы отмечается рост  заболеваемости  детей  по  тем
классам   и   группам   болезней,   формирование  которых  зависит  от
алиментарного  фактора.  Недостаток  кальция,  йода,  фтора  и  других
минералов   приводит   к   снижению   защитных  функций,  остеопорозу,
гипотиреозу, кариесу и другим заболеваниям.
     В Республике   Адыгея   принимаются   следующие   меры   в  сфере
демографического развития:
     1) реализуются  законы  Республики  Адыгея,  регулирующие вопросы
охраны здоровья населения,  социальной защиты,  материнства,  детства,
образования;
     2) действуют целевые  программы  и  мероприятия  по  профилактике
социально-обусловленных,      онкологических,      сердечно-сосудистых
заболеваний,   противодействию    наркомании,    дорожно-транспортному
травматизму,  по обеспечению жильем, улучшению условий и охраны труда,
содействию занятости  населения,  организации  отдыха  и  оздоровления
детей;
     3) реализуются приоритетные национальные проекты;
     4) оказываются    различные    виды   государственной   поддержки
гражданам,  имеющим детей.  Их виды и размеры значительно расширены  в
2007 году.
     Вместе с тем для  дальнейшей  стабилизации  ситуации  и  создания
предпосылок   демографического   роста   необходим   переход  к  более
эффективным и финансово обеспеченным действиям.

                     II. Цель и задачи Концепции

     Целью Концепции является  стабилизация  численности  населения  в
Республике   Адыгея   и   формирование   предпосылок   к  последующему
демографическому  росту  путем  повышения   рождаемости   и   снижения
смертности.
     Для достижения данной цели ставятся следующие задачи.
     В области  укрепления  здоровья  и  увеличения  продолжительности
жизни населения:
     1) увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
     2) укрепление репродуктивного здоровья населения,  здоровья детей
и подростков;
     3) улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;
     4) снижение младенческой и материнской смертности;
     5) увеличение продолжительности активной жизни,  создание условий
для  ведения  здорового  образа жизни и снижение уровня заболеваемости
населения.
     В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
     1) создание предпосылок для повышения рождаемости;
     2) всестороннее  укрепление института семьи как формы гармоничной
жизнедеятельности личности;
     3) создание условий для самореализации молодежи и ее подготовка к
семейной жизни;
     4) обеспечение  условий  для  всестороннего  развития  семьи,  ее
демографических,         экономических,          социально-культурных,
духовно-нравственных   функций,   приоритетная  поддержка  многодетных
семей;
     5) повышение  жизненного  уровня  населения  Республики Адыгея на
основе обеспечения эффективной занятости трудоспособных граждан, роста
доходов семей,  позволяющих реализовать их репродуктивный потенциал, и
установленных законодательством социальных гарантий;
     6) укрепление   института   семьи,   возрождение   и   сохранение
духовно-нравственных традиций семейных отношений;
     7) обеспечение   правовой  и  финансовой  поддержки  оздоровления
демографических процессов.
     Решение задачи   по   привлечению   мигрантов  в  соответствии  с
потребностями демографического и социально-экономического  развития  в
рамках   полномочий,  предоставленных  федеральным  законодательством,
включает в себя:
     1) содействие    добровольному   переселению   соотечественников,
проживающих за рубежом,  на постоянное место жительства  в  Российскую
Федерацию,  а  также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию
эмигрантов;
     2) создание  условий  для  интеграции  иммигрантов  в  российское
общество и формирование толерантного к ним отношения.

             III. Основные принципы реализации Концепции

     В основу реализации Концепции положены следующие принципы:
     1) комплексность решения демографических задач;
     2) концентрация на  приоритетах,  выбор  по  каждому  направлению
демографического  развития  наиболее  проблемных вопросов и применение
эффективных механизмов их решения;
     3) своевременное реагирование на демографические тенденции;
     4) учет республиканских особенностей и дифференцированный  подход
к   разработке   и   реализации   республиканских   программ  в  сфере
демографического развития;
     5) координация  действий  исполнительных  органов государственной
власти Республики Адыгея и  осуществление  взаимодействия  с  органами
местного самоуправления в сфере демографического развития.

            IV.  Основные направления реализации Концепции

     В области  укрепления  здоровья  и  увеличения  продолжительности
жизни населения:
     1) обеспечение   конституционных   прав   граждан   на  получение
бесплатной  медицинской  помощи  в  рамках  программы  государственных
гарантий    оказания   гражданам   Российской   Федерации   бесплатной
медицинской помощи в Республике Адыгея;
     2) развитие охраны здоровья женщин и детей,  снижение материнской
смертности, младенческой смертности и инвалидизации детей;
     3) охрана  здоровья  работающих,  предупреждение  инвалидности  и
смертности  в  трудоспособном  возрасте,  снижение  заболеваемости   с
временной утратой трудоспособности;
     4) борьба с социально-значимыми заболеваниями  (сахарный  диабет,
злокачественные новообразования,  туберкулез,  ВИЧ/СПИД,  заболевания,
передаваемые  половым  путем,  болезни,  характеризующиеся  повышенным
кровяным    давлением,   психические   расстройства   и   расстройства
поведения);
     5) создание  системы экономической заинтересованности медицинских
учреждений в проведении профилактических мероприятий;
     6) осуществление    структурных    преобразований    в    системе
здравоохранения   Республики   Адыгея   с   целью   оптимизации   сети
лечебно-профилактических  учреждений  и использования коечного фонда с
реструктуризацией  коечной  сети  в   зависимости   от   интенсивности
лечебно-диагностического  процесса,  выделением коек медико-социальной
помощи,  постепенное перераспределение объемов медицинской  помощи  из
стационарной в амбулаторно-поликлиническую сеть, приоритетное развитие
амбулаторно-поликлинических  учреждений;  дальнейшее   развитие   сети
дневных стационаров;  совершенствование участковой службы;  проведение
работы по созданию службы врача общей практики;
     7) совершенствование   работы   по   медицинской  профилактике  и
пропаганде здорового образа жизни;
     8) обеспечение    организации    и   совершенствование   оказания
дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи;
     9) проведение  пропаганды  здорового  образа  жизни и возрождение
системы массового санитарно-гигиенического  просвещения  при  активной
поддержке средств массовой информации;
     10) снижение    перинатальной    смертности,    совершенствование
перинатальной  диагностики  патологии  со  стороны  плода,  расширение
обследований новорожденных на адреногенитальный синдром,  галактоземию
и муковисцедоз;
     11) проведение диспансеризации детского населения в  3  этапа:  1
этап - скрининг-тестирование детей,  2 этап - педиатрический, 3 этап -
специализированный,  последующее  дообследование  детей  с  выявленной
патологией,   с   использованием   современных   методов  диагностики,
формирование групп детей повышенного  риска  развития  заболевания,  а
также  разработка и проведение в рамках II этапа диспансеризации детей
комплекса лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий;
     12) обеспечение горячим питанием всех учащихся;
     13) укрепление  материально-технической  базы  травматологических
поликлиник,  травматологических пунктов,  травматологических отделений
стационаров,   оснащение   их   современным    лечебно-диагностическим
оборудованием, дальнейшее развитие службы крови;
     14) разработка   мер,   направленных   на   снижение   количества
потребляемого  алкоголя,  осуществление  в образовательных учреждениях
профилактических мер, направленных на недопущение потребления алкоголя
и табачных изделий детьми и подростками;
     15) принятие мер по профилактике  самоубийств,  включая  развитие
сети     телефонов     доверия,     совершенствование     деятельности
врачей-психиатров,   психологов,    психотерапевтов    и    социальных
работников;
     16) совершенствование организации и  развитие  государственных  и
негосударственных    форм    оказания   населению   специализированной
медицинской  помощи,   включая   использование   высоких   медицинских
технологий, в том числе в рамках федеральных и республиканских целевых
программ;
     17) дальнейшее  развитие  и укрепление республиканских учреждений
здравоохранения,  а также обеспечение  работы  в  сельских  местностях
выездных   поликлинических   бригад,  развитие  сети  реабилитационных
(восстановительных) отделений центральных городских, районных больниц;
     18) повышение  роли первичной медико-санитарной помощи,  развитие
стационарозамещающих технологий;
     19) проведение    мероприятий   по   профилактике   ВИЧ-инфекции,
гепатитов В и С,  выявление и лечение больных ВИЧ, а также иммунизация
населения в рамках национального календаря прививок, а также гриппа;
     20) реализация республиканских целевых  программ  профилактики  и
раннего выявления онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний;
     21) обеспечение  ранней  диагностики  и   качественного   лечения
нарушений репродуктивного здоровья населения, прежде всего подростков,
развитие  новых  подходов  к   их   гигиеническому   и   нравственному
воспитанию, подготовке к семейной жизни;
     22) совершенствование работы по профилактике абортов;
     23) дальнейшее  развитие сети учреждений социального обслуживания
семьи и детей, деятельность которых будет направлена на предупреждение
социального   сиротства,  реабилитацию,  социально-правовую  охрану  и
социальную защиту дезадаптированных несовершеннолетних.
     Для осуществления   указанных  направлений  реализации  Концепции
необходимо организовать эффективное  использование  денежных  средств,
выделяемых  Республике  Адыгея  в  рамках  приоритетного национального
проекта "Здоровье",  и  средств  республиканского  бюджета  Республики
Адыгея,   предусмотренных   на   реализацию   республиканских  целевых
программ.
     В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
     1) принятие целенаправленных мер  по  стимулированию  рождаемости
через  увеличение  расходов  на  финансирование  семьи,  материнства и
детства,  поддержку  малоимущих  семей,  установление  более   высоких
размеров денежных пособий при рождении третьего и последующих детей;
     2) пропаганда семейного законодательства, защита прав и интересов
семьи, организация правового просвещения молодежи;
     3) организация    вопросов    взаимодействия    с    религиозными
организациями в деле возрождения духовно-нравственных традиций семьи;
     4) привлечение представителей  духовенства  к  пропаганде  против
абортов, в том числе в средствах массовой информации;
     5) проведение  мероприятий  по  обсуждению  проблем   в   области
брачно-семейных отношений и путей их решения;
     6) сохранение  и   развитие   сети   дошкольных   образовательных
учреждений;
     7) создание доступной для всех  слоев  населения  гибкой  системы
дошкольного  образования,  способной  полностью  удовлетворить запросы
семьи на получение различных услуг дошкольного образования;
     8) проведение     мониторинга     по     выявлению     количества
неорганизованных детей дошкольного возраста,  причин  непосещения  ими
дошкольного  учреждения  с  целью  грамотного подбора форм дошкольного
образования и организации предшкольной подготовки (для  детей  от  5,5
лет) в разрезе каждого населенного пункта;
     9) профилактика  на  ранней  стадии  семейного  неблагополучия  и
сохранение ребенка в семье, улучшение межведомственного взаимодействия
служб,  осуществляющих выявление,  социальный патронаж,  медицинскую и
социальную   реабилитацию   семей,  находящихся  в  социально  опасном
положении;
     10) создание дополнительных стимулов для передачи детей, попавших
в сложную жизненную  ситуацию,  на  воспитание  в  семьи,  организация
комплексной  системы  мониторинга  и  контроля  за пребыванием детей в
приемных семьях;
     11) обеспечение      эффективной      реализации      мероприятий
республиканской целевой программы "Дети Адыгеи";
     12) создание  центров  реабилитации и поддержки приемной семьи по
оказанию информационной,  психологической, педагогической, юридической
поддержки;
     13) увеличение суммы  выплат  на  ежемесячное  содержание  детей,
находящихся  под опекой (попечительством) и воспитывающихся в приемной
семье;
     14) увеличение размера денежного содержания приемных родителей;
     15) организация психолого-педагогического сопровождения  приемных
семей и подготовка кандидатов в приемные родители;
     16) организация  подготовки  и  переподготовки  специалистов  для
работы с опекунами (попечителями) и приемными родителями;
     17) создание механизма оказания дополнительной поддержки неполных
семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами,  семей, имеющих
детей-инвалидов;
     18) создание  условий для повышения доступности жилья для семей с
детьми,  в первую очередь,  для молодых семей с детьми  и  многодетных
семей;
     19) обеспечение   безбарьерной   среды   обитания   для   лиц   с
ограниченными  возможностями,  обеспечение реабилитационных учреждений
для лиц с ограниченными  возможностями  реабилитационным,  медицинским
оборудованием и автотранспортом;
     20) создание   эффективной   системы   профилактики   социального
сиротства;
     21) развитие системы предоставления пособий в связи  с  рождением
ребенка  и его воспитанием (включая регулярные пересмотры и индексацию
их размеров с учетом инфляции);
     22) усиление  стимулирующих  дополнительных  мер  государственной
поддержки семей, имеющих детей.
     В области   миграции   в   рамках   полномочий,   предоставленных
федеральным законодательством:
     1) проведение эффективной миграционной политики;
     2) создание     условий     для     добровольного     переселения
соотечественников, проживающих за рубежом;
     3) определение количества ежегодно принимаемых мигрантов с учетом
возможности  их  размещения и социально-бытового обслуживания в период
прибытия и адаптации  до  получения  жилья  в  установленном  порядке,
определение  возможности  их трудоустройства в соответствии с перечнем
приоритетных профессий, в которых остро нуждается республика;
     4) определение  наиболее сложных участков в плане демографической
ситуации и возможности для расселения прибывших переселенцев.

          V. Информационное обеспечение реализации Концепции

     Реализация Концепции предполагает использование статистических  и
ведомственных данных текущего учета населения, обеспечение регулярного
освещения в средствах массовой  информации  таких  тем,  как  здоровый
образ    жизни,    активная   гражданская   позиция,   оптимистическое
мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в различных
жизненных   ситуациях,   а   также  повышение  общественного  престижа
устойчивой семьи  с  несколькими  детьми,  ответственное  отношение  к
своему здоровью и здоровью членов семьи.
     Особое внимание должно быть уделено  информированию  населения  о
возможных  опасностях  для  жизни  и  здоровья,  связанных  с наиболее
распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными
бедствиями  и  техногенными авариями,  появлением на рынке опасных для
здоровья товаров,  а также о мерах предупреждения вредных  воздействий
на  здоровье  человека,  в  том числе с использованием образовательных
программ.

                  VI. Механизм реализации Концепции

     Реализация Концепции предполагает:
     1) объединение  и  координацию совместных действий исполнительных
органов государственной власти  Республики  Адыгея,  органов  местного
самоуправления,  общественных и религиозных организаций,  направленных
на   выработку   единых   подходов   к   сохранению    и    укреплению
демографического потенциала Республики Адыгея;
     2) разработку  нормативных  правовых   актов,   направленных   на
улучшение демографической ситуации в Республике Адыгея;
     3) эффективное использование средств,  выделяемых  на  реализацию
целевых  программ,  в  том  числе и на выполнение мероприятий в рамках
приоритетных национальных проектов.

                    VII. Заключительные положения

     Результатом проведенной работы  по  реализации  Концепции  должно
стать   снижение  смертности  и  естественной  убыли  населения,  рост
рождаемости,  дальнейшее снижение младенческой смертности,  увеличение
продолжительности   жизни   населения  Республики  Адыгея.  Выполнение
мероприятий   по    реализации    Концепции    должно    привести    к
духовно-нравственному оздоровлению общества, что положительно скажется
не только на здоровье населения, но и на стимулировании рождаемости.










Информация по документу
Читайте также