Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.05.2015 № 114

               КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

 

                          ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

                    от 26 мая 2015 года N 114

                            г. Майкоп  

 

     О  КОНЦЕПЦИИ  СЕМЕЙНОЙ  ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ ДО 2025

                              ГОДА

    

     В  целях совершенствования механизма реализации мер семейной

политики Кабинет Министров Республики Адыгея

    

                    п о с т а н о в л я е т:

    

     1. Утвердить Концепцию семейной политики в Республике Адыгея

до 2025 года согласно приложению.

    

     2.  Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со  дня его

принятия.

 

 

     Премьер – министр Республики Адыгея          М. Кумпилов

     г. Майкоп

     от 26 мая 2015 года

     N 114

    

 

 

 

 

 

     Приложение

     к постановлению Кабинета

     Министров Республики Адыгея

     от 26 мая 2015 года

     N 114

    

                         

     Концепция семейной политики в Республике Адыгея до 2025 года

    

     I. Общие положения

    

     Современное  положение семьи в Республике Адыгея обусловлено

произошедшими   за   последние   годы  изменениями,  затронувшими

экономические,  правовые,  социальные  и  психологические аспекты

жизни семьи.

     Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в

Республике  Адыгея проживает 125396 семей, из которых 88266 семей

воспитывают  детей. Эти семьи составляют 70% от общего количества

семей,  доля  многодетных  семей  составляет  5,6%.  В  структуре

многодетных   семей   55%   составляют   семьи  с  тремя  детьми.

Эффективная  социальная  политика  в  отношении  данной категории

семей - это инвестиции в человеческий капитал настоящих и будущих

поколений. Семья с тремя детьми должна стать базовым типом семьи,

получить  значительную поддержку со стороны государства как самая

привлекательная в социальном и нравственном смысле.

     В  Республике  Адыгея  разработана и реализуется нормативная

правовая  база  для улучшения положения семей с детьми. Ее основу

составляют:

     1)  Закон Республики Адыгея от 28 сентября 1994 года N 117-1

"Об   охране   семьи,   материнства,   отцовства  и  детства" 

последующими изменениями);

     2)  Закон  Республики  Адыгея от 12 ноября 1997 года N 56 "О

размере  ежемесячного  вознаграждения  приемным родителям и мерах

социальной    поддержки,   предоставляемых   приемной   семье   в

зависимости  от  количества  принятых  на  воспитание  детей" 

последующими изменениями);

     3)  Закон Республики Адыгея от 30 декабря 2004 года N 277 "О

ежемесячном пособии на ребенка" (с последующими изменениями);

     4)  Закон  Республики  Адыгея  от  25 мая 2005 года N 319 "О

реализации   дополнительных   гарантий  по  социальной  поддержке

детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей" (с

последующими изменениями);

     5)  Закон  Республики  Адыгея  от 21 июля 2005 года N 338 "О

размере   и   порядке  ежемесячных  выплат  денежных  средств  на

содержание  детей,  находящихся  под  опекой (попечительством), а

также  переданных на воспитание в приемную семью" (с последующими

изменениями);

     6) Закон Республики Адыгея от 18 декабря 2007 года N 131 "Об

организации   работы   по  опеке  и  попечительству  в  отношении

несовершеннолетних лиц" (с последующими изменениями);

     7)  Закон  Республики  Адыгея  от 2 июня 2010 года N 353 "Об

отдельных   мерах   по   защите  прав  ребенка"    последующими

изменениями);

     8) Закон Республики Адыгея от 28 декабря 2012 года N 159 "Об

обеспечении  жилыми  помещениями  детей-сирот и детей, оставшихся

без  попечения  родителей,  лиц  из  числа  детей-сирот  и детей,

оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями);

     9) Закон Республики Адыгея от 27 декабря 2013 года N 264 "Об

образовании в Республике Адыгея" (с последующими изменениями);

     10)  распоряжение  Главы  Республики Адыгея от 12 марта 2015

года   N   33-рг    Плане  мероприятий  ("дорожной  карте")  по

совершенствованию  демографической  политики  в Республике Адыгея

(2013-2018 годы)";

     11) постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 15

мая  2006  года  N  70    дополнительных  пособиях при рождении

ребенка   и  по  уходу  за  ребенком-инвалидом"    последующими

изменениями);

     12) постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 31

марта 2010 года N 50 "О мерах по организации и обеспечению отдыха

и оздоровления детей" (с последующими изменениями);

     13) постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26

марта  2013  года  N  59 "О некоторых вопросах обеспечения жилыми

помещениями   детей-сирот   и  детей,  оставшихся  без  попечения

родителей,  лиц  из  числа  детей-сирот  и  детей, оставшихся без

попечения родителей" (с последующими изменениями);

     14) постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 11

ноября  2013  года  N 262 "О государственной программе Республики

Адыгея  "Развитие образования" на 2014-2020 годы" (с последующими

изменениями);

     15) постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 22

ноября  2013  года  N 280 "О государственной программе Республики

Адыгея   "Развитие   здравоохранения"   на   2014-2020  годы" 

последующими изменениями);

     16) постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 29

ноября  2013 года N 285 "Об утверждении государственной программы

Республики  Адыгея  "Социальная  поддержка  граждан" на 2014-2017

годы" (с последующими изменениями);

     17)  постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 6

декабря  2013  года N 290 "О государственной программе Республики

Адыгея "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными

услугами" на 2014-2018 годы" (с последующими изменениями);

     18)  распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 24

апреля  2008 года N 176-р "О Концепции демографической политики в

Республике Адыгея до 2025 года";

     19)  распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 27

августа  2010  года  N 349-р "О Плане мероприятий по реализации в

2011-2015  годах  Концепции демографической политики в Республике

Адыгея до 2025 года" (с последующими изменениями).

    

     1. Демографическая ситуация

    

     В  Республике  Адыгея с 2007 года по 2012 год прослеживается

увеличение  рождаемости.  Однако в 2013 году родилось 5568 детей,

что  на  132  человека  (на  2,3%)  меньше, чем в 2012 году (5700

детей).  В  январе-декабре 2014 года число родившихся увеличилось

на  55  детей  по  сравнению  с  тем  же  периодом  2013  года (в

январе-декабре  2014 года родилось 5692 ребенка, а за аналогичный

период 2013 года - 5637).

     Суммарный коэффициент рождаемости в 2013 году составил 1,684

ребенка на одну женщину репродуктивного возраста (15-49 лет), для

простого   воспроизводства   населения   этот  показатель  должен

составлять  2,15-2,17  ребенка.  Общий  коэффициент рождаемости в

2013  году  на  3,1% ниже, чем в 2012 году (2012 год - 12,9; 2013

год   -  12,5).  На  протяжении  многих  лет  сельское  население

сохраняет  более  высокий  уровень  рождаемости  по  сравнению  с

городским  населением.  В  2013  году  показатель  рождаемости  в

сельской  местности  превысил  средний  республиканский на 7,2% и

городской на 16,5%).

     В   Республике   Адыгея  в  2013  году  около  40%  рождений

приходится  на  матерей с высшим профессиональным образованием, у

23%  среднее (полное) общее, 20% приходится на матерей со средним

профессиональным   образованием.  На  долю  матерей,  не  имеющих

образования, приходится 1% от общего количества рождений.

     В  2013 году вне брака родилось 1062 ребенка, что составляет

19%  от  общего  числа  родившихся  (5568  детей). Только у 47,6%

внебрачных  рождений  фиксируется  признание  отцовства,  0,3% от

общего  числа  родившихся  -  отказные,  найденные или подкинутые

дети.

     Суммарный коэффициент рождаемости в 2014 году составил 1,730

ребенка  на  одну  женщину  репродуктивного возраста (15-49 лет).

Этот показатель является самым высоким за последние 10 лет. Общий

коэффициент рождаемости в 2014 году составил 12,8.

     Осуществляется  поддержка многодетных семей, предусмотренная

Законом  Республики  Адыгея  от 28 сентября 1994 года N 117-1 "Об

охране  семьи,  материнства,  отцовства  и  детства", в следующих

формах:

     1) денежная выплата в размере 30% оплаты коммунальных услуг,

а  также  стоимости топлива, приобретенного в пределах нормативов

потребления - для проживающих в домах без центрального отопления;

     2) бесплатная выдача лекарств, выписанных по рецептам врачей

детям в возрасте до шести лет;

     3)  бесплатный  проезд  учащихся  общеобразовательных  школ,

профессиональных   учебных   заведений   на   транспорте   общего

пользования  городского,  а  также  пригородного и междугородного

сообщения в границах соответствующего муниципального района.

     В    целях    стимулирования   рождаемости   предоставляется

однократно  единовременная  выплата  в  размере  50000 рублей при

рождении  третьего  ребенка  или  последующих  детей,  родившихся

(усыновленных)  начиная  с  1 января 2012 года. В 2013 году число

получателей  единовременной выплаты составило 970 человек, в 2014

году - 1100 человек.

     Существенной  мерой,  повлиявшей  на стимулирование рождений

вторых   и  последующих  детей,  явилась  программа  материнского

(семейного)   капитала   (далее   -  МСК).  Эффективность  данной

программы показывает ее высокая востребованность среди населения,

а  именно 19957 семей получили государственный сертификат на МСК.

По  сравнению с 2007 годом размер МСК вырос с 250,0 тысячи рублей

до  429,41  тысячи рублей в 2014 году. С начала 2014 года по всем

трем  направлениям  распорядились средствами (частью средств) МСК

2353 владельца сертификатов на сумму 903,1 миллиона рублей.

     С  2010  года  осуществляется  оказание малоимущим гражданам

государственной   социальной   помощи  на  основании  социального

контракта,  размер которой в среднем составляет 34 тысячи рублей.

За  2010-2013  годы социальный контракт заключен с 80 малоимущими

гражданами, имеющими детей.

     Одной  из  актуальных мер является поддержка молодых семей в

приобретении   жилья,   отсутствие   которого   порой  заставляет

откладывать  рождение  ребенка. В Республике Адыгея предусмотрена

помощь семьям в улучшении жилищных условий в части предоставления

социальной   выплаты   на   приобретение   жилого  помещения  или

строительство  индивидуального  жилого  дома,  а  также выделения

земельных  участков.  Ежегодно  растет  количество молодых семей,

которые  улучшили  свои жилищные условия с помощью предоставления

субсидии (2013 год - 69 семей, 2014 год - 240). Анализ показывает

эффективность  реализации механизма по предоставлению субсидий на

улучшение   жилищных   условий  и  выделение  земельных  участков

многодетным семьям. За период действия данной меры прослеживается

увеличение   количества   детей   на  15,2%.  Поэтому  необходимо

расширять   масштабы   и   совершенствовать  программы  улучшения

жилищных условий семей с детьми.

    

     2. Соотношение браков и разводов

    

     В  Республике  Адыгея  остается  острой  проблема сохранения

брака.  В  2013  году  зарегистрировано 3308 браков, что на 2,3 %

меньше,  чем в 2012 году. Данный показатель является самым низким

за последние три года (2013 год - 3308; 2012 год - 3384; 2011 год

- 3718). В январе-декабре 2014 года количество зарегистрированных

браков   составило   3026,  что  на  282  брака  меньше,  чем  за

аналогичный период 2013 года (3308).

     В  тоже  время в 2013 году наблюдается увеличение количества

разводов  (1905),  что  на 138 разводов больше, чем в 2012 году и

составляет  57,6% от количества зарегистрированных браков. Данный

показатель  является наибольшим за последние три года (2013 год -

1905;  2012  год  - 1767; 2011 год - 1849). В январе-декабре 2014

года  наблюдается  снижение  числа  актов о расторжении брака. Их

количество составило 1842 против 1905 в январе-декабре 2013 года.

     Важна    психологическая    обстановка    в   семье.   Часто

психологическая неподготовленность порождает конфликты и разводы,

страдают  взрослые  и  дети,  при этом 44% разводов приходится на

период  продолжительности  браков  0-4 года. В целях профилактики

семейного   неблагополучия   психологи   и   социальные  педагоги

учреждений  социального  обслуживания  населения  помогают семьям

найти выход из сложившейся ситуации.

     Сеть  учреждений  социальной помощи семье и детям включает в

себя    9    центров    социального    обслуживания    населения,

территориальный   центр   социальной   помощи   семье   и  детям,

реабилитационный  центр,  в  том  числе  для детей и подростков с

ограниченными возможностями, социальный приют для детей.

     В  Республике  Адыгея  активно внедряется программно-целевой

подход  к  вопросам  оказания  социальной помощи семье и детям. В

сети учреждений социальной помощи семье и детям реализуется более

10 программ и проектов.

     Проблемы  семейного  неблагополучия, социального сиротства и

социализации  детей-инвалидов  нашли  свое  отражение  в тематике

программ,  представленных  на  конкурсы  в  Фонд поддержки детей,

находящихся   в   трудной  жизненной  ситуации  (проект  "Смежная

профессия" (обучение родителей детей-инвалидов смежным профессиям

с  возможностью  работы  в  домашних  условиях) и проект "Скоро в

школу!",  предусматривающий  подготовку детей-инвалидов и детей с

ограниченными   возможностями   здоровья   к   обучению  в  школе

средствами лекотеки).

     В  целях  обеспечения  гарантий государственной защиты прав,

свобод   и   законных  интересов  ребенка  в  Республике  Адыгея,

признания    и    соблюдения    этих   прав   введена   должность

Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Адыгея.

     В Республике Адыгея 38,1% семей с детьми имеют среднедушевой

доход  ниже  прожиточного  минимума,  то есть находятся в трудной

жизненной   ситуации.  Именно  рождение  детей  является  сегодня

определяющим  фактором  погружения семьи в бедность. Чем больше в

семье   работников,   тем   больше  доход.  Но  есть  и  обратная

зависимость.  Занятость,  экономическая  активность  выше  в  тех

семьях,  где меньше детей, ибо дети - трудопоглощающий фактор, не

во всех случаях удается совмещать профессиональную деятельность с

рождением   и   воспитанием  ребенка.  Причем  отмечается  чёткая

закономерность:  чем выше заработок и его доля в структуре дохода

семьи,  тем  выше  и  доход. Таким образом, лучшим способом иметь

гарантию на достойную жизнь для той или иной семьи является отказ

от рождения детей.

     Государственная  поддержка  семьи  не  выступает  в качестве

самостоятельного   направления   социальной  политики,  в  рамках

которой необходимо учитывать и решать многие вопросы, связанные с

обеспечением  жизнедеятельности  семьи  как  субъекта  и  объекта

общественного  развития.  Решения, принимаемые на государственном

уровне,  как  правило,  адресованы  не  семье  как  институту,  а

отдельным  ее членам. Сегодняшняя семейная политика ориентирована

в основном на семьи, нуждающиеся в социальной защите, находящиеся

в  трудной  жизненной  ситуации, в зоне социального риска. Семьи,

достойно  выполняющие  функции  воспроизводства и социализации, в

меньшей  степени  затронуты  вниманием  со  стороны государства и

органов местного самоуправления.

     Для  решения  этих проблем необходимо переходить от политики

выживания   к   политике  семейного  благополучия,  экономической

устойчивости  семей,  обеспечению  им соответствующих современным

стандартам качества и уровня жизни.

    

     3. Система образования, здравоохранения, культуры

    

     В   Республике   Адыгея   проводится   активная   работа  по

обеспечению  доступа граждан к услугам дошкольных образовательных

организаций,   а   именно  ликвидация  очередности  в  дошкольные

образовательные  организации для детей в возрасте от 3 до 7 лет и

достижению  к  2016 году 100% доступа дошкольного образования для

детей такой возрастной категории.

     По    результатам   реализации   дополнительных   социальных

гарантий,   предусмотренных   федеральным   законодательством   и

законодательством   Республики   Адыгея,   снизилась   на   32,8%

численность  детей-сирот,  состоящих  на  учете в государственном

банке  данных о детях; более чем в 2 раза сократилась численность

воспитанников  интернатных  учреждений  из  числа  детей-сирот  и

детей,  оставшихся  без  попечения  родителей;  93% детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, переданы на воспитание

в семьи граждан.

     В настоящее время эффективным способом повышения рождаемости

является  снижение числа абортов. В 2013 году в Республике Адыгея

сохраняется положительная динамика снижения числа абортов на 6,3%

по  сравнению с 2012 годом, в 2014 году - на 12,4% по сравнению с

2013 годом.

     Ежегодно   совершенствуется   материально-техническая   база

государственных учреждений здравоохранения Республики Адыгея.

     В  целях  сохранения  и  укрепления здоровья женщин в период

беременности  и  родов,  а  также  новорожденных  детей, снижения

материнской,  перинатальной и младенческой смертности в 2014 году

была продолжена реализация программы "Родовой сертификат". В 2015

году в указанную программу включены 3475 женщин.

     Укрепление  института  семьи  в  Республике  Адыгея  активно

осуществляется   через   благополучные   семьи,   в   том   числе

многодетные.

     В  целях  повышения  престижа  многодетных семей в 2009 году

учреждены  ведомственные награды Министерства труда и социального

развития

     Республики  Адыгея:  Почетный  знак  "Материнская  слава"  и

Почетный диплом "За заслуги в воспитании детей".

     Почетный  знак  "Материнская  слава"  вручается  многодетным

матерям,  родившим  и  достойно  воспитывающим  шестерых  и более

детей. Почетный диплом "За заслуги в воспитании детей", вручается

матерям, родившим и достойно воспитавшим (воспитывающим) четверых

и  более  детей.  Вручение  ведомственных  наград  сопровождается

выплатой  единовременной материальной помощи. С 2009 года по 2014

год награждено 170 многодетных матерей.

     В  рамках  общероссийского  праздника  "День  семьи, любви и

верности"  лучшие  семьи,  прожившие  более  25  лет в совместном

браке, награждаются медалью "За любовь и верность". Таких семей в

Республике Адыгея 270.

     По  данным  социологического  опроса общественного мнения по

проблемам    демографического    развития    Республики   Адыгея,

проведенного   Министерством   труда   и   социального   развития

Республики  Адыгея,  70%  жителей  в  качестве  главной  ценности

выделяют семью, а остальные первостепенным считают самореализацию

и  карьеру.  В  связи  с  этим  необходимо  создание  в  обществе

атмосферы  приоритета семейно-нравственных ценностей, поддержки и

всестороннего укрепления престижа семейного образа жизни.

     Приоритетами  успешного  развития  Республики  Адыгея должны

стать  укрепление  семьи  как  основы  государства,  формирование

условий,  при  которых  семья  могла бы чувствовать уверенность в

будущем,  ощущала  бы  себя  защищенной  от  рисков,  связанных с

появлением ребенка или нескольких детей в семье.

     Концепция семейной политики в Республике Адыгея до 2025 года

(далее    -    Концепция)    разработана   с   учетом   Концепции

государственной  семейной  политики  в  Российской  Федерации  на

период  до  2025  года,  утвержденной распоряжением Правительства

Российской  Федерации  от  25  августа  2014  года  N  1618-р,  и

направлена  на  укрепление  и  защиту  семьи и ценностей семейной

жизни,  создание  необходимых  условий  для  выполнения семьей ее

функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов

семьи в процессе ее общественного развития.

    

     II.  Цель,  принципы и задачи семейной политики в Республике

Адыгея

    

     Целью   семейной   политики  в  Республике  Адыгея  является

поддержка,  укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни,

создание  необходимых  условий  для выполнения семьей ее функций,

повышение  качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в

процессе ее общественного развития.

     Основные принципы семейной политики в Республике Адыгея:

     1)  самостоятельность  семьи в принятии решений относительно

своей внутренней жизни;

     2)  равенство  семей  и  всех их членов в праве на поддержку

независимо   от   социального  положения,  национальности,  места

жительства и религиозных убеждений;

     3)  презумпция  добросовестности  родителей  в осуществлении

родительских  прав  и  повышение  авторитета  родителей в семье и

обществе;

     4) ответственность каждой семьи за воспитание, образование и

развитие личности ребенка (детей) и за сохранение его здоровья;

     5) партнерство семьи и государства, а также сотрудничество с

общественными  объединениями,  благотворительными организациями и

предпринимателями;

     6)  дифференцированный  подход  к предоставлению гарантий по

поддержанию  уровня  жизни  для  нетрудоспособных  членов семьи и

создание   экономически   активным   членам   семьи  условий  для

обеспечения благосостояния на трудовой основе;

     7)   обеспечение   доступности   адресной,  своевременной  и

эффективной  помощи  для  нуждающихся  в ней семей, в особенности

отнесенных к группам социального риска, а также равного доступа к

социальным услугам для всех семей.

     Задачи семейной политики в Республике Адыгея:

     1) развитие экономической самостоятельности семьи;

     2)  развитие  системы государственной поддержки семей, в том

числе при рождении и воспитании детей;

     3)   создание  механизмов  поддержки  семей,  нуждающихся  в

улучшении жилищных условий;

     4)  развитие  жизнеохранительной  функции  семьи  и создание

условий для обеспечения здоровья ее членов;

     5)  повышение  ценности  семейного  образа  жизни,  а  также

воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;

     6)  обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся

в  особой  заботе  государства,  а  также  профилактика семейного

неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности.

    

     III. Этапы реализации Концепции

    

     Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа.

     Первый  этап  реализации  Концепции  предполагает исполнение

мероприятий  Комплексной  программы по совершенствованию семейной

политики  в  Республике  Адыгея  на  2015-2018 годы, утверждаемой

Кабинетом Министров Республики Адыгея.

     На  втором этапе реализации Концепции (2019-2025 годы) будет

продолжено  осуществление  мероприятий  по  обеспечению семейного

благополучия. Основной акцент будет сделан на улучшение положения

семей,   развитие   инфраструктуры  оказания  услуг,  организацию

дополнительного  образования  детей и взрослых, семейного отдыха,

оздоровления и досуга.

     Планируется  завершение  к  2020  году процесса модернизации

системы социального обслуживания семей.

    

     IV. Ожидаемые результаты реализации Концепции

    

     Итогом  реализации  Концепции  станет  сформированная к 2025

году   система   мер,   направленных   на  создание  условий  для

удовлетворения   интересов   и   запросов   семей,  повышения  их

экономической  независимости,  роли  в  самореализации  личности,

воспитании новых поколений, укреплении престижа брака и семейного

образа жизни.

     В соответствии с поставленными в Концепции задачами семейной

политики ожидаемыми результатами Концепции являются:

     1)  повышение  ценности  семьи и семейного образа жизни, что

будет  способствовать  минимизации  доли  "гражданских"  браков в

общем числе браков;

     2)  повышение  уровня  рождаемости, что будет способствовать

стабилизации  и  улучшению  демографической ситуации в Республике

Адыгея;

     3)  увеличение  доли многодетных семей до 6% от общего числа

семей с детьми;

     4)  увеличение  численности  детей  в  возрасте  до  3  лет,

охваченных  дошкольным  образованием  и  услугами  по присмотру и

уходу;

     5) уменьшение числа разводов;

     6) увеличение организаций и объема услуг, ориентированных на

семейное проведение досуга;

     7)  увеличение  доли  семей,  улучшивших жилищные условия, в

общем  числе  семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных

условий;

     8)  уменьшение  числа  отказов  от новорожденных в родильных

домах;

     9)  снижение  числа  возвратов  детей  из замещающих семей в

организации  для  детей-сирот  и  детей, оставшихся без попечения

родителей;

     10)  снижение  доли  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без

попечения  родителей,  состоящих на учете в государственном банке

данных о детях;

     11)  увеличение  доли  детей-сирот  и  детей, оставшихся без

попечения  родителей,  воспитывающихся  в  семьях,  в общем числе

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 


Информация по документу
Читайте также