Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.05.2015 № 114
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 мая 2015 года N 114 г. Майкоп О КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ ДО 2025 ГОДА
В целях совершенствования механизма реализации мер семейной политики Кабинет Министров Республики Адыгея
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Концепцию семейной политики в Республике Адыгея до 2025 года согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Премьер – министр Республики Адыгея М. Кумпилов г. Майкоп от 26 мая 2015 года N 114
Приложение к постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 мая 2015 года N 114
Концепция семейной политики в Республике Адыгея до 2025 года
I. Общие положения
Современное положение семьи в Республике Адыгея обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные и психологические аспекты жизни семьи. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Республике Адыгея проживает 125396 семей, из которых 88266 семей воспитывают детей. Эти семьи составляют 70% от общего количества семей, доля многодетных семей составляет 5,6%. В структуре многодетных семей 55% составляют семьи с тремя детьми. Эффективная социальная политика в отношении данной категории семей - это инвестиции в человеческий капитал настоящих и будущих поколений. Семья с тремя детьми должна стать базовым типом семьи, получить значительную поддержку со стороны государства как самая привлекательная в социальном и нравственном смысле. В Республике Адыгея разработана и реализуется нормативная правовая база для улучшения положения семей с детьми. Ее основу составляют: 1) Закон Республики Адыгея от 28 сентября 1994 года N 117-1 "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" (с последующими изменениями); 2) Закон Республики Адыгея от 12 ноября 1997 года N 56 "О размере ежемесячного вознаграждения приемным родителям и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей" (с последующими изменениями); 3) Закон Республики Адыгея от 30 декабря 2004 года N 277 "О ежемесячном пособии на ребенка" (с последующими изменениями); 4) Закон Республики Адыгея от 25 мая 2005 года N 319 "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями); 5) Закон Республики Адыгея от 21 июля 2005 года N 338 "О размере и порядке ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), а также переданных на воспитание в приемную семью" (с последующими изменениями); 6) Закон Республики Адыгея от 18 декабря 2007 года N 131 "Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц" (с последующими изменениями); 7) Закон Республики Адыгея от 2 июня 2010 года N 353 "Об отдельных мерах по защите прав ребенка" (с последующими изменениями); 8) Закон Республики Адыгея от 28 декабря 2012 года N 159 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями); 9) Закон Республики Адыгея от 27 декабря 2013 года N 264 "Об образовании в Республике Адыгея" (с последующими изменениями); 10) распоряжение Главы Республики Адыгея от 12 марта 2015 года N 33-рг "О Плане мероприятий ("дорожной карте") по совершенствованию демографической политики в Республике Адыгея (2013-2018 годы)"; 11) постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 мая 2006 года N 70 "О дополнительных пособиях при рождении ребенка и по уходу за ребенком-инвалидом" (с последующими изменениями); 12) постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 31 марта 2010 года N 50 "О мерах по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей" (с последующими изменениями); 13) постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 марта 2013 года N 59 "О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями); 14) постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 11 ноября 2013 года N 262 "О государственной программе Республики Адыгея "Развитие образования" на 2014-2020 годы" (с последующими изменениями); 15) постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 22 ноября 2013 года N 280 "О государственной программе Республики Адыгея "Развитие здравоохранения" на 2014-2020 годы" (с последующими изменениями); 16) постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 29 ноября 2013 года N 285 "Об утверждении государственной программы Республики Адыгея "Социальная поддержка граждан" на 2014-2017 годы" (с последующими изменениями); 17) постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 6 декабря 2013 года N 290 "О государственной программе Республики Адыгея "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами" на 2014-2018 годы" (с последующими изменениями); 18) распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 апреля 2008 года N 176-р "О Концепции демографической политики в Республике Адыгея до 2025 года"; 19) распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 августа 2010 года N 349-р "О Плане мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики в Республике Адыгея до 2025 года" (с последующими изменениями).
1. Демографическая ситуация
В Республике Адыгея с 2007 года по 2012 год прослеживается увеличение рождаемости. Однако в 2013 году родилось 5568 детей, что на 132 человека (на 2,3%) меньше, чем в 2012 году (5700 детей). В январе-декабре 2014 года число родившихся увеличилось на 55 детей по сравнению с тем же периодом 2013 года (в январе-декабре 2014 года родилось 5692 ребенка, а за аналогичный период 2013 года - 5637). Суммарный коэффициент рождаемости в 2013 году составил 1,684 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста (15-49 лет), для простого воспроизводства населения этот показатель должен составлять 2,15-2,17 ребенка. Общий коэффициент рождаемости в 2013 году на 3,1% ниже, чем в 2012 году (2012 год - 12,9; 2013 год - 12,5). На протяжении многих лет сельское население сохраняет более высокий уровень рождаемости по сравнению с городским населением. В 2013 году показатель рождаемости в сельской местности превысил средний республиканский на 7,2% и городской на 16,5%). В Республике Адыгея в 2013 году около 40% рождений приходится на матерей с высшим профессиональным образованием, у 23% среднее (полное) общее, 20% приходится на матерей со средним профессиональным образованием. На долю матерей, не имеющих образования, приходится 1% от общего количества рождений. В 2013 году вне брака родилось 1062 ребенка, что составляет 19% от общего числа родившихся (5568 детей). Только у 47,6% внебрачных рождений фиксируется признание отцовства, 0,3% от общего числа родившихся - отказные, найденные или подкинутые дети. Суммарный коэффициент рождаемости в 2014 году составил 1,730 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста (15-49 лет). Этот показатель является самым высоким за последние 10 лет. Общий коэффициент рождаемости в 2014 году составил 12,8. Осуществляется поддержка многодетных семей, предусмотренная Законом Республики Адыгея от 28 сентября 1994 года N 117-1 "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства", в следующих формах: 1) денежная выплата в размере 30% оплаты коммунальных услуг, а также стоимости топлива, приобретенного в пределах нормативов потребления - для проживающих в домах без центрального отопления; 2) бесплатная выдача лекарств, выписанных по рецептам врачей детям в возрасте до шести лет; 3) бесплатный проезд учащихся общеобразовательных школ, профессиональных учебных заведений на транспорте общего пользования городского, а также пригородного и междугородного сообщения в границах соответствующего муниципального района. В целях стимулирования рождаемости предоставляется однократно единовременная выплата в размере 50000 рублей при рождении третьего ребенка или последующих детей, родившихся (усыновленных) начиная с 1 января 2012 года. В 2013 году число получателей единовременной выплаты составило 970 человек, в 2014 году - 1100 человек. Существенной мерой, повлиявшей на стимулирование рождений вторых и последующих детей, явилась программа материнского (семейного) капитала (далее - МСК). Эффективность данной программы показывает ее высокая востребованность среди населения, а именно 19957 семей получили государственный сертификат на МСК. По сравнению с 2007 годом размер МСК вырос с 250,0 тысячи рублей до 429,41 тысячи рублей в 2014 году. С начала 2014 года по всем трем направлениям распорядились средствами (частью средств) МСК 2353 владельца сертификатов на сумму 903,1 миллиона рублей. С 2010 года осуществляется оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта, размер которой в среднем составляет 34 тысячи рублей. За 2010-2013 годы социальный контракт заключен с 80 малоимущими гражданами, имеющими детей. Одной из актуальных мер является поддержка молодых семей в приобретении жилья, отсутствие которого порой заставляет откладывать рождение ребенка. В Республике Адыгея предусмотрена помощь семьям в улучшении жилищных условий в части предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также выделения земельных участков. Ежегодно растет количество молодых семей, которые улучшили свои жилищные условия с помощью предоставления субсидии (2013 год - 69 семей, 2014 год - 240). Анализ показывает эффективность реализации механизма по предоставлению субсидий на улучшение жилищных условий и выделение земельных участков многодетным семьям. За период действия данной меры прослеживается увеличение количества детей на 15,2%. Поэтому необходимо расширять масштабы и совершенствовать программы улучшения жилищных условий семей с детьми.
2. Соотношение браков и разводов
В Республике Адыгея остается острой проблема сохранения брака. В 2013 году зарегистрировано 3308 браков, что на 2,3 % меньше, чем в 2012 году. Данный показатель является самым низким за последние три года (2013 год - 3308; 2012 год - 3384; 2011 год - 3718). В январе-декабре 2014 года количество зарегистрированных браков составило 3026, что на 282 брака меньше, чем за аналогичный период 2013 года (3308). В тоже время в 2013 году наблюдается увеличение количества разводов (1905), что на 138 разводов больше, чем в 2012 году и составляет 57,6% от количества зарегистрированных браков. Данный показатель является наибольшим за последние три года (2013 год - 1905; 2012 год - 1767; 2011 год - 1849). В январе-декабре 2014 года наблюдается снижение числа актов о расторжении брака. Их количество составило 1842 против 1905 в январе-декабре 2013 года. Важна психологическая обстановка в семье. Часто психологическая неподготовленность порождает конфликты и разводы, страдают взрослые и дети, при этом 44% разводов приходится на период продолжительности браков 0-4 года. В целях профилактики семейного неблагополучия психологи и социальные педагоги учреждений социального обслуживания населения помогают семьям найти выход из сложившейся ситуации. Сеть учреждений социальной помощи семье и детям включает в себя 9 центров социального обслуживания населения, территориальный центр социальной помощи семье и детям, реабилитационный центр, в том числе для детей и подростков с ограниченными возможностями, социальный приют для детей. В Республике Адыгея активно внедряется программно-целевой подход к вопросам оказания социальной помощи семье и детям. В сети учреждений социальной помощи семье и детям реализуется более 10 программ и проектов. Проблемы семейного неблагополучия, социального сиротства и социализации детей-инвалидов нашли свое отражение в тематике программ, представленных на конкурсы в Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (проект "Смежная профессия" (обучение родителей детей-инвалидов смежным профессиям с возможностью работы в домашних условиях) и проект "Скоро в школу!", предусматривающий подготовку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе средствами лекотеки). В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Адыгея, признания и соблюдения этих прав введена должность Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Адыгея. В Республике Адыгея 38,1% семей с детьми имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, то есть находятся в трудной жизненной ситуации. Именно рождение детей является сегодня определяющим фактором погружения семьи в бедность. Чем больше в семье работников, тем больше доход. Но есть и обратная зависимость. Занятость, экономическая активность выше в тех семьях, где меньше детей, ибо дети - трудопоглощающий фактор, не во всех случаях удается совмещать профессиональную деятельность с рождением и воспитанием ребенка. Причем отмечается чёткая закономерность: чем выше заработок и его доля в структуре дохода семьи, тем выше и доход. Таким образом, лучшим способом иметь гарантию на достойную жизнь для той или иной семьи является отказ от рождения детей. Государственная поддержка семьи не выступает в качестве самостоятельного направления социальной политики, в рамках которой необходимо учитывать и решать многие вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности семьи как субъекта и объекта общественного развития. Решения, принимаемые на государственном уровне, как правило, адресованы не семье как институту, а отдельным ее членам. Сегодняшняя семейная политика ориентирована в основном на семьи, нуждающиеся в социальной защите, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в зоне социального риска. Семьи, достойно выполняющие функции воспроизводства и социализации, в меньшей степени затронуты вниманием со стороны государства и органов местного самоуправления. Для решения этих проблем необходимо переходить от политики выживания к политике семейного благополучия, экономической устойчивости семей, обеспечению им соответствующих современным стандартам качества и уровня жизни.
3. Система образования, здравоохранения, культуры
В Республике Адыгея проводится активная работа по обеспечению доступа граждан к услугам дошкольных образовательных организаций, а именно ликвидация очередности в дошкольные образовательные организации для детей в возрасте от 3 до 7 лет и достижению к 2016 году 100% доступа дошкольного образования для детей такой возрастной категории. По результатам реализации дополнительных социальных гарантий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея, снизилась на 32,8% численность детей-сирот, состоящих на учете в государственном банке данных о детях; более чем в 2 раза сократилась численность воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 93% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы на воспитание в семьи граждан. В настоящее время эффективным способом повышения рождаемости является снижение числа абортов. В 2013 году в Республике Адыгея сохраняется положительная динамика снижения числа абортов на 6,3% по сравнению с 2012 годом, в 2014 году - на 12,4% по сравнению с 2013 годом. Ежегодно совершенствуется материально-техническая база государственных учреждений здравоохранения Республики Адыгея. В целях сохранения и укрепления здоровья женщин в период беременности и родов, а также новорожденных детей, снижения материнской, перинатальной и младенческой смертности в 2014 году была продолжена реализация программы "Родовой сертификат". В 2015 году в указанную программу включены 3475 женщин. Укрепление института семьи в Республике Адыгея активно осуществляется через благополучные семьи, в том числе многодетные. В целях повышения престижа многодетных семей в 2009 году учреждены ведомственные награды Министерства труда и социального развития Республики Адыгея: Почетный знак "Материнская слава" и Почетный диплом "За заслуги в воспитании детей". Почетный знак "Материнская слава" вручается многодетным матерям, родившим и достойно воспитывающим шестерых и более детей. Почетный диплом "За заслуги в воспитании детей", вручается матерям, родившим и достойно воспитавшим (воспитывающим) четверых и более детей. Вручение ведомственных наград сопровождается выплатой единовременной материальной помощи. С 2009 года по 2014 год награждено 170 многодетных матерей. В рамках общероссийского праздника "День семьи, любви и верности" лучшие семьи, прожившие более 25 лет в совместном браке, награждаются медалью "За любовь и верность". Таких семей в Республике Адыгея 270. По данным социологического опроса общественного мнения по проблемам демографического развития Республики Адыгея, проведенного Министерством труда и социального развития Республики Адыгея, 70% жителей в качестве главной ценности выделяют семью, а остальные первостепенным считают самореализацию и карьеру. В связи с этим необходимо создание в обществе атмосферы приоритета семейно-нравственных ценностей, поддержки и всестороннего укрепления престижа семейного образа жизни. Приоритетами успешного развития Республики Адыгея должны стать укрепление семьи как основы государства, формирование условий, при которых семья могла бы чувствовать уверенность в будущем, ощущала бы себя защищенной от рисков, связанных с появлением ребенка или нескольких детей в семье. Концепция семейной политики в Республике Адыгея до 2025 года (далее - Концепция) разработана с учетом Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р, и направлена на укрепление и защиту семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития.
II. Цель, принципы и задачи семейной политики в Республике Адыгея
Целью семейной политики в Республике Адыгея является поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития. Основные принципы семейной политики в Республике Адыгея: 1) самостоятельность семьи в принятии решений относительно своей внутренней жизни; 2) равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений; 3) презумпция добросовестности родителей в осуществлении родительских прав и повышение авторитета родителей в семье и обществе; 4) ответственность каждой семьи за воспитание, образование и развитие личности ребенка (детей) и за сохранение его здоровья; 5) партнерство семьи и государства, а также сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями; 6) дифференцированный подход к предоставлению гарантий по поддержанию уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе; 7) обеспечение доступности адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей, в особенности отнесенных к группам социального риска, а также равного доступа к социальным услугам для всех семей. Задачи семейной политики в Республике Адыгея: 1) развитие экономической самостоятельности семьи; 2) развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей; 3) создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; 4) развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов; 5) повышение ценности семейного образа жизни, а также воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи; 6) обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства, а также профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности.
III. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа. Первый этап реализации Концепции предполагает исполнение мероприятий Комплексной программы по совершенствованию семейной политики в Республике Адыгея на 2015-2018 годы, утверждаемой Кабинетом Министров Республики Адыгея. На втором этапе реализации Концепции (2019-2025 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по обеспечению семейного благополучия. Основной акцент будет сделан на улучшение положения семей, развитие инфраструктуры оказания услуг, организацию дополнительного образования детей и взрослых, семейного отдыха, оздоровления и досуга. Планируется завершение к 2020 году процесса модернизации системы социального обслуживания семей.
IV. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Итогом реализации Концепции станет сформированная к 2025 году система мер, направленных на создание условий для удовлетворения интересов и запросов семей, повышения их экономической независимости, роли в самореализации личности, воспитании новых поколений, укреплении престижа брака и семейного образа жизни. В соответствии с поставленными в Концепции задачами семейной политики ожидаемыми результатами Концепции являются: 1) повышение ценности семьи и семейного образа жизни, что будет способствовать минимизации доли "гражданских" браков в общем числе браков; 2) повышение уровня рождаемости, что будет способствовать стабилизации и улучшению демографической ситуации в Республике Адыгея; 3) увеличение доли многодетных семей до 6% от общего числа семей с детьми; 4) увеличение численности детей в возрасте до 3 лет, охваченных дошкольным образованием и услугами по присмотру и уходу; 5) уменьшение числа разводов; 6) увеличение организаций и объема услуг, ориентированных на семейное проведение досуга; 7) увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия, в общем числе семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий; 8) уменьшение числа отказов от новорожденных в родильных домах; 9) снижение числа возвратов детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 10) снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях; 11) увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|