Расширенный поиск

Послание Президента Республики Адыгея от 25.02.1999 б/н

 
                               ПОСЛАНИЕ

     Президента Республики Адыгея Государственному Совету - Хасэ
                          Республики Адыгея

         Опора на собственные силы - главный путь выживания в
                        сложившихся условиях.

     Наша молодая  многонациональная Республика Адыгея прошла еще один
год своего становления и развития.  Он был трудным и сложным, стал для
нас  серьезным  испытанием на прочность.  Продолжающийся экономический
кризис в стране, усугубленный августовским финансовым обвалом, тяжелым
бременем  лег  на  социальную  сферу,  особенно  на ту часть общества,
которая всегда находилась под защитой государства - детей,  молодежь и
стариков.  Весенние наводнения,  затопившие многие населенные пункты и
большие площади посевов, а также жесточайшая и продолжительная засуха,
обрушившиеся  на  нас,  нанесли  серьезный  урон экономике и населению
республики.
     В этих   тяжелейших  условиях  органы  государственной  власти  и
местного  самоуправления  Адыгеи  не  опустили  руки  и   делали   все
возможное,  чтобы  ослабить  удары  стихии  и  кризисных  явлений,  не
допустить катастрофического развала сферы материального производства и
резкого  падения и без того невысокого жизненного уровня людей.  Более
того,  появились  некоторые  симптомы  экономического  роста,   дающие
основание  надеяться  на более успешное решение социальных проблем.  В
республике сохраняется гражданское и межнациональное согласие.
     Самым большим  общественно-политическим  событием  истекшего года
стало возвращение группы адыгов-черкесов из  автономного  края  Косово
Югославии  на  свою  историческую  родину,  землю  своих  предков  - в
Республику Адыгея Российской Федерации. Это исторический акт, значение
которого  предстоит  еще  осмыслить.  Но уже ясно,  что это событие не
только придало большую известность нашей республике,  что очень важно,
учитывая   ее   молодость,   не   только   подняло  на  новый  уровень
международный  авторитет   Российского   государства,   как   твердого
защитника интересов этнических россиян, где бы они не находились, но и
войдет  в  историю  Республики  Адыгея  и  Российской  Федерации,  как
выдающийся   гуманистический  акт,  имеющий  огромное  политическое  и
нравственное  значение,  несущий  в  себе  моральную  и   материальную
поддержку небольшой, но этнически однородной группе людей, оказавшихся
не  по  своей  воле  на  чужбине  и  стремящихся  вернуться  на   свою
историческую родину. Сознавая моральную и нравственную ответственность
перед людьми,  покинувшими свои насиженные места,  оставившими  годами
нажитое   имущество,   руководство,   органы   государственной  власти
республики,  общественные движения, предприятия и организации, частные
лица,  соотечественники  за  рубежом  решают  и  будут  дальше  решать
проблемы их обустройства и  адаптации  к  новым  условиям  жизни,  без
какого бы то ни было ущемления интересов граждан Адыгеи.
     Минувший год  явился  еще   одним   шагом   в   совершенствовании
организации  государственной  власти  республики,  ее  становления как
самостоятельного субъекта Российской Федерации.  Во исполнение  задач,
поставленных  в  моем  прошлогоднем Послании Государственному Совету -
Хасэ Республики  Адыгея  продолжалась  оптимизация  структуры  органов
исполнительной власти и управления, в целях укрепления исполнительской
дисциплины совершенствовались контроль и проверка исполнения. При этом
приоритет отдается выработке эффективной внутренней структуры того или
иного   органа   исполнительной   власти   с   четким   распределением
обязанностей    между    государственными   служащими   и   повышением
индивидуальной    ответственности    за    высокопрофессиональное    и
своевременное    исполнение   должностных   обязанностей;   сокращение
численности  и  штатов,  а  также  расходов  на   содержание   органов
исполнительной  власти,  сохранив  при  этом  в полном объеме перечень
исполняемых им функций.
     Теперь в   соответствии   с  Законом  "О  государственной  службе
Республики  Адыгея"  замещение  вакантных  должностей  государственной
службы будет осуществляться только путем отбора на конкурсной основе.
     Указом Президента Республики Адыгея упразднены или реорганизованы
некоторые  органы  исполнительной  власти и управления,  в то же время
жизнь  показала  необходимость  образования   новых   министерств,   в
результате  назначения  ряда новых министров обновился состав Кабинета
министров, что должно привнести новый импульс в его деятельность.
     Социально-экономические итоги 1998 года подведены 12 февраля 1999
года на расширенном заседании Кабинета Министров.  Они свидетельствуют
о том,  что Кабинет Министров, администрации городов и районов, органы
местного самоуправления,  хозяйствующие субъекты республики не  смогли
решить всех экономических задач,  поставленных перед ними в предыдущем
Послании  Президента.  Но   анализ   показывает,   что   несмотря   на
природно-климатические     и    финансово-экономические    катаклизмы,
народнохозяйственный  комплекс  республики  выжил,  хотя  остается   в
тяжелейшем состоянии.  Более того,  по отдельным важнейшим показателям
достигнуто некоторое продвижение вперед.
     Индекс физического объема промышленной продукции по полному кругу
предприятий всех форм собственности  в  прошлом  году  составил  100,3
процента, а прогноз выполнен на 102,7 процента. Лучше других сработали
топливная,  легкая и пищевая отрасли  промышленности,  где  достигнуто
увеличение производства от 7,8 до 40,6 процента. Расширилась география
промышленного роста.  Если в 1997 году он был зафиксирован в трех из 8
территорий,  то сейчас - в пяти. В целом по республике возросли добыча
газового  конденсата,  производство  металлорежущих  станков,  деловой
древесины,   полуцеллюлозы,   паркета,  керамзита,  сыров,  макаронных
изделий,  сахара-песка,  консервов,  растительного масла и ряда других
изделий.
     Вызывает определенное удовлетворение,  что впервые  за  последние
годы  из  90  промышленных предприятий,  отчитывающихся перед органами
государственной  статистики,  41  или   45   процентов   сработали   с
существенной  прибавкой  товарной продукции.  Среди них такие базовые,
бюджетообразующие    предприятия,     как     акционерные     общества
"Станкостроительный  завод имени Фрунзе",  "Редукторный завод "Зарем",
"Майкоппромсвязь",  винно-водочный   завод   "Майкопский",   "Сахарный
завод", "Адыгейский консервный комбинат" и ряд других.
     Сельское хозяйство  республики,  как  указано  выше,  подверглось
жестоким  испытаниям.  В этих условиях Кабинетом Министров принимались
меры  по  поддержке  сельхозтоваропроизводителей.  На  нужды   отрасли
направлены  из  федерального  и  республиканского  бюджетов  18,7 млн.
рублей,  выделен льготный кредит в объеме 15 млн.  рублей,  лизинговые
поставки составили 2,7 млн.  рублей, отсрочено погашение задолженности
по централизованным и товарным  кредитам,  проведена  реструктуризация
долгов  в федеральный бюджет и внебюджетные фонды.  Благодаря принятым
мерам удалось ослабить удары стихии,  запастись необходимыми до нового
урожая  хлебными  ресурсами  и зернофуражом,  достигнут некоторый рост
производства молока и яиц.
     В народнохозяйственном  комплексе  республики  укрепились позиции
малого предпринимательства.  Объем произведенной продукции и оказанных
услуг  в  этой сфере увеличился на 13 процентов,  благодаря которому в
бюджеты всех уровней от них поступило  14  процентов  общих  налоговых
сборов.   Малые  предприятия  заняли  прочное  место  в  хлебопечении,
строительстве и пассажирском транспорте.
     Принимаемые Президентом,  Парламентом  и Кабинетом Министров меры
позволили продвинуть решение ряда  важнейших  социальных  проблем.  На
первое января т.г.  удалось практически ликвидировать задолженность по
заработной плате бюджетникам,  а  также  по  пенсиям,  за  исключением
декабря месяца,  и приступить к их регулярной выдаче. Предметом особой
заботы,  как и прежде, являются ветераны, престарелые, инвалиды и люди
с  тяжелыми  недугами,  социальная поддержка которых приобрела прочный
адресный характер.
     В рамках реализации Программы газификации республики на 1996-2005
годы в истекшем году построено 152,3 километра  газопроводов,  голубое
топливо  пришло  в  3356  квартир  и  15 населенных пунктов.  Именно в
прошлом году газ подведен к 100-му населенному пункту. Сегодня уровень
газификации   жилого  фонда  составляет  64  процента,  а  в  сельской
местности 38 процентов.
     Эти, правда,   еще   немногочисленные   примеры   дают  основание
полагать,  что несмотря на огромные трудности, начато решение наиболее
острых   проблем.  Экономика  республики  стабилизируется,  проявились
первые признаки роста.  Создана необходимая база,  чтобы эти тенденции
стали  устойчивыми.  Но  до  победных  рапортов еще далеко.  Состояние
экономики республики не располагает к  благодушию,  она  еще  серьезно
больна,  требуется  ее  эффективное  лечение.  Важно сейчас определить
правильные  ориентиры  и  приоритеты,   направлять   усилия   для   их
реализации.
     По всем прогнозам наступивший год обещает быть не менее  сложным,
чем истекший.  Хочу еще раз повторить то, о чем не раз уже говорил: он
будет,  по тому как складывается начало года в  России  в  целом,  еще
тяжелее.  Кроме  того,  нельзя  не  сознавать  того,  что  действующее
Правительство Российской Федерации получило в наследство от предыдущих
пустую  казну,  о  чем  свидетельствует  более  чем  скромный  бюджет,
принятый обеими  Палатами  Федерального  Собрания.  Следовательно,  на
серьезную   финансовую   и  материальную  помощь  федерального  центра
рассчитывать не приходится.  Остается надеяться только на себя . Самим
выживать,  искать  и  находить внутренние резервы,  пути и возможности
выхода из создавшегося положения.
     Исходя из   этого,   главный   лейтмотив   настоящего   Послания,
представляемого  мной  в  соответствии  со  статьей   78   Конституции
Республики  Адыгея  Государственному Совету - Хасэ Республики Адыгея я
определяю так:  опора на собственные силы - главный путь  выживания  в
сложившихся условиях.
     Справедливости ради  следует  отметить,  что  в  каждой   отрасли
народнохозяйственного  комплекса  республики есть трудовые коллективы,
которые,  не оглядываясь,  образно говоря,  на доброго дядю, находятся
всегда  в  поиске оптимальных,  наиболее эффективных средств и методов
преодоления трудностей и обеспечения не  только  самовыживания,  но  и
продвижения    вперед.    Возьмем    закрытое   акционерное   общество
"Картонтара".  Несмотря на общие для всех объективные трудности, здесь
сохранили  производственный  потенциал  и  значительно  расширили его.
Инвестиционный    проект    ЗАО    "Картонтара"    по     модернизации
картоноделательного   производства   признан  Министерством  экономики
Российской   Федерации   приоритетным.    Специалистами    предприятия
разработана   технология   переработки   древесины  лиственных  пород,
произрастающих в нашем регионе,  в результате  которого  эффективность
использования сырья за год повышена на 5 процентов.
     Или другой пример. Майкопский пивоваренный завод, успешно сочетая
широкомасштабную   реконструкцию   с  производственной  деятельностью,
разумно используя предоставленный Кабинетом  Министров  и  Парламентом
налоговый  кредит,  создал  новые  рабочие  места,  освоил  технологию
производства высококачественных сортов пива, получивших высокую оценку
на  всероссийских  и  международных  выставках.  За последние три года
производство продукции здесь возросло в 2 раза.
     В Шовгеновском  районе  есть  небольшой  колхоз "Рассвет",  где ,
сохранив прежнюю форму хозяйствования,  не только не допустили развала
производства,  но и развивают его. Колхозники, собравшись, решили, что
надеяться не на кого,  выживать надо самостоятельно.  А выход нашли  в
хозяйском  использовании  каждого гектара земли,  бережном отношении к
имеющейся технике, укреплении дисциплины, воспитании у хуторян чувства
хозяина.  И  результат  сказался.  Здесь  получают  стабильно  высокие
урожаи,   заимели    свои    перерабатывающие    пункты,    возрождают
животноводство, колхозники своевременно получают заработную плату.
     Нельзя не сказать  теплые  слова  в  адрес  трудовых  коллективов
сельхозпредприятия     "Нива"     Майкопского,    коллективно-долевого
предприятия   "Кошехабль"   Кошехабльского,   акционерного    общества
закрытого  типа  "Хатукай"  Красногвардейского,  совхоза  "Адыгейский"
Тахтамукайского,    ассоциации    крестьянских    хозяйств    "Петров"
Теучежского,    акционерного    общества   закрытого   типа   "Победа"
Шовгеновского районов и ряда других.
     Но есть примеры и другого порядка (к сожалению, их немало), когда
сохранившийся иждивенческий синдром у некоторых  руководителей  мешает
мыслить по-новому,  проявлять инициативу, искать и находить внутренние
резервы.  Свою беспомощность и некомпетентность,  провалы в работе они
относят на непродуманную финансово-экономическую политику государства.
     Да, гайдаро-чубайсовские  реформы  сделали  свое  коварное  дело,
ввели экономику страны в глубочайший кризис. И теперь надо выходить из
такой ситуации.  В этих условиях, как и в любой стране, в России самой
острой  проблемой стал вопрос о продовольственной безопасности страны,
удовлетворении минимальных потребностей россиян  в  самых  необходимых
продуктах  питания.  Нынешнее  Российское Правительство это понимает и
предпринимает конкретные меры, которые позволяют улучшить финансовое и
экономическое  состояние страны.  Но весь вопрос в том,  что помощь из
федерального центра,  если она вообще окажется,  будет,  скорее всего,
символической,   исходя  из  возможностей  государства.  Поэтому,  как
говорится,  крути не крути,  основной путь выживания -  это  опора  на
собственные  силы  и  возможности.  И  задача  органов государственной
власти  и  местного  самоуправления,  руководителей   и   специалистов
хозяйствующих субъектов,  довести эту аксиому до трудовых коллективов,
до  сознания,  до  сердца  каждого  жителя  Адыгеи,  возбудить  у  них
заинтересованность,    энергию,    инициативу,   изобретательность   и
предприимчивость.
     Имея хорошие  природно-климатические условия,  плодородную землю,
мы должны,  мы  обязаны  не  только  прокормить  себя,  но  и  выгодно
поставлять  продукцию  сельского  хозяйства и пищевой промышленности в
другие регионы.  В  этом  плане  большой  и  очень  полезный  разговор
состоялся  на  прошедших  сходах граждан,  на которых поддержан призыв
руководства республики на самовыживание  и  самообеспечение.  У  людей
возросло  понимание  объективной  необходимости  такого  образа жизни,
когда  отдельно  взятый  человек,   каждая   семья,   жители   каждого
населенного пункта,  сельского и поселкового округа, комитета местного
самоуправления,  города и района, республики в целом будут повседневно
держать   в  мыслях  и  делать  на  практике  все  для  самовыживания,
самообеспечения, самофинансирования. Важно теперь, чтобы действительно
слово  не  расходилось  с  делом.  Кабинету Министров,  администрациям
городов и районов,  органам  местного  самоуправления  нужно  провести
соответствующую  работу  по  созданию  организационно-технологических,
экономических и других условий,  стимулирующих  труд  и  производство.
Особое  место  в  достижении  этих  целей  должны занять телевидение и
радио, другие средства массовой информации.
     Таким образом,  главным  приоритетом во всей нашей работе сегодня
становится продовольственное  обеспечение  населения.  Как  говорится,
будет  хлеб - будет и песня.  А я бы даже так сказал,  будет хлеб,  не
будет голода.  Отсюда вытекает то внимание, которое необходимо уделить
агропромышленному   комплексу.   На   долю   сельского   хозяйства   и
перерабатывающей промышленности республики приходится  около  половины
валового внутреннего продукта,  примерно 35 процентов основных фондов,
четверть численности занятого  населения.  По  статистике  затраты  на
продовольствие  занимают  свыше 50 процентов в структуре среднедушевых
расходов всех семей. Поэтому от устойчивого функционирования аграрного
сектора  в  решающей  степени  зависит  продовольственная безопасность
республики, состояние в целом экономики и уровень жизни населения.
     Но все  же,  не  говоря  в  настоящем  Послании о задачах и путях
осуществления  их  в  АПК,   других   отраслях   народного   хозяйства
республики,  я хотел бы сосредоточиться в Послании на понимании задачи
выживания и самообеспечения конкретной личностью,  конкретной семьи  и
через  это  выходить  на проблемы эффективного использования земли как
основного   средства   производства,   главного   нашего    богатства,
производственных площадей, традиционных и новых технологических линий,
машин и оборудования, рачительного и хозяйского к ним отношения.
     Дело в том, что традиционно задачи и пути их реализации в крупном
плане  поставлены  на  расширенном  заседании  Кабинета  Министров   с
участием  широкого  актива из хозяйствующих субъектов и органов власти
всех уровней.
     Главные направления остаются прежними.  В промышленности и других
отраслях  -  это  закрепить  наметившуюся  стабилизацию,   на   основе
имеющихся  производственных  мощностей  обеспечить  устойчивый прирост
производства  продукции.  Используя   ресурсосберегающие   технологии,
отвечающие  условиям  рынка формы организации и оплаты труда,  снижать
себестоимость продукции и услуг,  сделать их конкурентноспособными.  С
участием  министерств  и  других  государственных  органов  управления
необходимо продолжить поиск  отечественных  и  зарубежных  инвесторов.
Важно  и  дальше продолжить переориентацию предприятий на производство
товаров народного потребления,  пользующихся спросом на  внутреннем  и
региональных   рынках.   Кабинету  Министров  необходимо  найти  более
совершенные и  эффективные  механизмы  государственного  регулирования
процессов в экономике.
     В агропромышленном  комплексе  главным  направлением  по-прежнему
остается  производство  зерна.  В  1999  году стоит задача собрать его
300-320 тысяч тонн,  заготовить в республиканский фонд 50  тыс.  тонн.
Для  этого  следует  занять  под  зерновые культуры не менее 110 тысяч
гектаров.  Эта задача вполне реальная и  для  ее  реализации  заложена
неплохая основа. Озимые зерновые посеяны на площади 85 тысяч гектаров,
получены хорошие всходы.  Благодаря создавшимся благоприятным условиям
их  перезимовки,  состояние посевов вполне удовлетворительное.  Теперь
важно не упустить  сроки  и  провести  своевременную  их  подкормку  и
организовать  уход  за  озимыми.  Нужно  подготовиться  к  севу яровых
зерновых и крупяных культур,  особенно кукурузы на зерно,  площади под
которой  должны  занимать  не  менее  20 тысяч гектаров,  восстановить
площади посева риса,  в том числе с участием иностранных инвесторов по
примеру Тахтамукайского района.
     Мы уже несколько лет говорим о переломе в  возделывании  сахарной
свеклы,   этой  высокодоходной  культуры.  Но  экстремальные  погодные
условия прошлого и позапрошлого  годов  не  дали  возможности  достичь
намеченных  целей.  Это не должно нас остановить.  В текущем году надо
посеять сахарную свеклу на 10 тысячах гектарах и собрать не менее  250
тысяч тонн корней.  Это позволит существенно загрузить мощности нашего
сахарного  завода,  рассчитаться  с   кредиторами,   поднять   уровень
обеспеченности населения сахаром.
     В последние  годы  необоснованно  снизилось  внимание  к   другой
высокодоходной культуре - табаку.  Надо возродить табаководство, как в
коллективных, так и в индивидуальных хозяйствах. Тем более возможности
переработки табака в республике есть.
     1999 год  должен  стать  годом   резкого   подъема   производства
плодоовощной продукции. Для выполнения этой задачи Кабинету Министров,
главам администраций городов и районов, сельских и поселковых округов,
руководителям  хозяйств  необходимо провести большую организаторскую и
разъяснительную  работу,  чтобы   привлечь   владельцев   приусадебных
участков,    фермеров,   сельскохозяйственные   предприятия,   создать
необходимые экономические и организационные  условия  для  возрождения
овощеводства в местах традиционного их выращивания.  Нужно,  чтобы все
население республики работало над  проблемой  увеличения  производства
овощей  до 70 тысяч,  плодов - 15 тысяч тонн.  Причем,  основная масса
этой  продукции  должна  поступить  на  перерабатывающие  предприятия,
обеспечив  существенный  рост  загрузки  их  мощностей  и  поступлений
платежей в республиканский бюджет.
     Развитие овощеводства  в  личных  подворьях  должно стать весомым
источником доходов граждан,  существенно пополнять их семейный бюджет.
Сейчас   важно   завершить   процесс  заключения  договоров  на  сдачу
плодоовощной   продукции    между    сельхозтоваропроизводителями    и
перерабатывающими предприятиями, изыскивать средства для авансирования
хозяйств на  приобретение  семян  овощных  культур  и  средств  защиты
растений.
     Решающее значение будет иметь организация приемки овощей,  плодов
и ягод от населения. Здесь свое веское слово должны сказать и показать
на что способны организации потребительской  кооперации.  По-видимому,
не  обойтись  без  использования нашего давнего опыта,  когда в аулах,
станицах,  селах и хуторах организовывались заготовительные пункты,  а
также  пункты первичной переработки овощей.  Органы власти должны быть
готовыми при  необходимости  оказать  помощь  населению  в  реализации
излишков своей продукции за пределами республики.
     Одной из главных причин низкого уровня и  неустойчивого  развития
сельскохозяйственного      производства     является     неэффективное
использование       земли,       неудовлетворительное        состояние
сельскохозяйственных   угодий,   снижение  их  плодородия.  Достаточно
сказать,  что под урожай  1998  года  основными  сельскохозяйственными
производителями  не  использовалось более 38 тысяч гектаров пашни.  Из
них на долю сельхозпредприятий приходится  32,2  тысячи,  крестьянских
(фермерских) хозяйств - 6,1 тыс.гектаров.
     Наибольшее количество  земли  не   используется   в   Теучежском,
Тахтамукайском  и  Майкопском  районах.  По  этой  причине  изъято  63
земельных   участка   общей   площадью   более   7   тысяч   гектаров,
перераспределено 7133 гектара.
     С этого года надо покончить с нарушениями  существующего  порядка
передачи  земельных  долей  в  аренду,  как  важного фактора повышения
эффективности    земли.    До     настоящего     времени     правления
сельскохозяйственных предприятий заключили договоры аренды только с 19
процентами собственников земельных долей,  хотя это является одним  из
действенных  механизмов  перераспределения  земельных  долей  в пользу
более рачительного хозяина. Решение этого вопроса - одна из главнейших
задач органов местного самоуправления,  органов государственной власти
с участием прокуратуры.  В  полную  силу  должен  работать  Указ  №  9
Президента  Республики  Адыгея  от 26 января 1998 года "О кардинальных
мерах    по    повышению    эффективности     использования     земель
сельскохозяйственного назначения в Республике Адыгея".
     Животноводство в  коллективных  хозяйствах   в   катастрофическом
состоянии.  Здесь  за истекший год численность крупного рогатого скота
сократилась на 19 процентов,  свиней - на 23,  овец - на 41 процент. И
тот  небольшой  рост,  наблюдающийся  в индивидуальных хозяйствах,  не
может компенсировать серьезных потерь в общественных  хозяйствах.  Нам
надо   признать,   что  принимаемые  доселе  меры  не  дали  ожидаемых
результатов.  Но нельзя нам  допустить,  чтобы  обеспечение  населения
животноводческими  продуктами  было  поставлено  в  зависимость  от их
ввоза. Нужны кардинальные меры.
     Таковыми могли быть:
- восстановление маточного поголовья скота, особенно коров;
- считать  обязательным,  сделать  нормой  обеспечение  животноводства
необходимыми кормами;
- возродить отрасль овцеводства, придав ей мясное направление;
- проинвентаризировать  межхозяйственные  откормочные  предприятия  по
производству говядины, включить их в работу;
- возобновить  работу  всех  птицефабрик  по  производству бройлерного
мяса.  Создать для этого республиканский  фонд  зерна,  идти  по  пути
кооперации птицефабрик с перерабатывающей промышленностью;
- принять  меры  по  передаче  пустующих  животноводческих помещений в
аренду  юридическим  и  физическим  лицам  для  использования  их  для
наращивания  численности  поголовья  скота  и  производства  продуктов
животноводства;
- ужесточить меры борьбы с хищениями животных в хозяйствах  всех  форм
собственности и населения;
- оказать  поддержку  в создании условий для развития личных подворий,
постоянно  решать  вопросы  обеспечения  их  сенокосами,   пастбищами,
молодняком скота и птицы.
     Учитывая критическое  состояние  отрасли,  Президент   Республики
Адыгея  будет  постоянно  держать  в  поле  своего зрения решение этих
задач,  повышать  ответственность  Кабинета  Министров,   Министерства
сельского  хозяйства  и  продовольствия,  глав администраций городов и
районов,  глав местного самоуправления,  руководителей  хозяйств  всех
форм собственности за состояние животноводства.
     Предприимчивость и инициатива  многих  проявляется  в  фермерском
движении.   Все  прочнее  становится  его  место  в  продовольственном
обеспечении населения.  Сегодня в Адыгее работает почти полторы тысячи
крестьянских  (фермерских)  хозяйств,  за которыми закреплено 29 тысяч
гектаров пашни.  В 1998 году посевная  площадь  фермеров  в  ее  общем
объеме  составила  7,8  процента.  Ими  произведено 11,5 процента всей
пшеницы,  кукурузы на зерно - 22 процента, сои - 13, сахарной свеклы -
7,4 , подсолнечника - 14,3 процента.
     Некоторые фермерские  хозяйства  делом  доказывают,   что   и   в
неблагоприятных    погодных    условиях   можно   добиваться   высоких
результатов.  Крестьянское хозяйство "Ника" Майкопского района  (глава
Петров  Юрий  Николаевич) произвело в прошлом сложнейшем году 800 тонн
овощей  и  32  тонны  земляники.   Крестьянское   хозяйство   "Аташук"
Шовгеновского района (глава Аташуков Аслан Юнусович) содержит 40 голов
крупного рогатого скота,  в том числе 20 коров.  За  прошлый  год  оно
произвело 100 тонн молока и 19 тонн мяса.  Подобных примеров немало. К
таким фермерским хозяйствам тянутся селяне со своими земельными паями.
Органы  государственной  власти и местного самоуправления должны такое
стремление всячески поддерживать.
     Настала необходимость    создания    солидной    правовой    базы
деятельности крестьянских  хозяйств.  Планом  работы  Государственного
Совета-Хасэ   Республики  Адыгея  предусмотрено  рассмотрение  проекта
закона  Республики  Адыгея  "О  крестьянском  (фермерском)  хозяйстве,
который  предложен  самими  фермерами.  Думается,  что депутаты нашего
Парламента с пониманием и ответственностью отнесутся к  этому  вопросу
и,  не  откладывая  в  долгий  ящик,  рассмотрят и примут его.  Это бы
стимулировало     дальнейшее     развитие     фермерского      сектора
агропромышленного  комплекса  республики.  Целесообразно  вернуться  к
законопроекту об едином сельскохозяйственном налоге.
     Когда речь  идет о самовыживании и самообеспечении,  роль каждого
человека,   семьи,   принадлежащего   им   приусадебного    хозяйства,
приобретает  новый  смысл  и  значительно  возрастает.  За  90-е  годы
существенно возросло число личных подсобных хозяйств и занимаемая  ими
площадь пашни.  Несмотря на кризис в сельском хозяйстве в целом, в них
увеличивается поголовье крупного рогатого скота,  в том  числе  коров,
стабильно  держится  поголовье  свиней,  растет  производство основных
видов сельскохозяйственной продукции.  В  прошлом  году,  например,  в
личных   подворьях  населения  произведено  от  всего  производства  в
республике мяса - 63 процента,  молока - 65, яиц - 56, картофеля - 99,
овощей - 93 процента.
     Однако возможности сельского подворья используются  далеко  не  в
полной мере.  Мы еще находимся в плену старых взглядов, когда развитие
личных подсобных  хозяйств  не  поощрялось,  всячески  тормозилось,  а
доходы,  полученные от подворья считались нетрудовыми. Надо решительно
освободиться от этих представлений. В условиях сокращения рабочих мест
в крупнотоварном производстве,  подсобные хозяйства граждан становятся
местом для приложения труда и получения дополнительного дохода.
     Следует отметить,  что  в  1998  году  по  сравнению с предыдущим
количество крупного рогатого скота,  находящегося в  личных  подворьях
граждан  возросло на 17 процентов,  в том числе коров - на 15,  свиньи
увеличились более чем на треть,  овцы и козы  -  на  19  процентов.  В
расчете  на 100 дворов в Каменномостском поселковом округе имеется 176
коров,  112 свиней и столько же овец; в Егерухайском сельском округе -
132 коровы и 218 овец; в Блечепсинском - 95 коров и 115 овец.
     Многие семьи содержат не по одной,  а по несколько голов крупного
рогатого  скота  и другую живность.  Будучи на сходе граждан в станице
Даховской я посетил  подворье  супругов  А.Д.  и  Е.М.Измалко.  У  них
добротный   дом,   свое   хозяйство,   кроме   приусадебного  участка,
дополнительно берут для обработки землю в поле.  Содержат две  коровы,
четыре  теленка,  овцы с приплодом,  поросят,  кур,  есть свое тягло с
лошадкой.
     Здесь же   я   встретил  свою  давнюю  знакомую  Зою  Григорьевну
Плискину.  Лет десять назад я рассматривал ее  обращение  об  оказании
помощи в реализации излишков молока и другой продукции,  произведенной
ее семьей в личном подворье.  Замечательно то,  что и сегодня в  семье
Плискиной более 10 голов крупного рогатого скота, в том числе 5 дойных
коров,  свиньи и другая живность,  эффективно используется  земля.  На
этом семья и живет, а излишки продукции реализует.
     В Джиджихабльском сельском округе живет Аслан Тлебзу  -  аульский
эфенди.  Он  содержит  три  коровы,  7 голов другого крупного рогатого
скота,  более 40 овец,  лошадь,  конечно, есть и огород, который очень
эффективно  используется.  Будучи  в  ауле  Шенджий я посетил подворья
Абреча Сафербия и  Мамия  Аслана.  Могу  сказать:  крепкие,  добротные
хозяйства. Здесь рабочие места членов семьи, отсюда и их доходы. Все в
Теучежском районе знают Розу Миш,  которая со своей семьей содержит 20
коров  и  20 свиней.  Примеров таких замечательных тружеников в каждом
населенном пункте республики немало.  Они давно поняли,  что  не  надо
надеяться   на   кого-то,   а  самим,  своим  трудом  устраивать  свое
благополучие.
     Беда же состоит в том,  что многие наши граждане личным подсобным
хозяйством занимаются плохо,  как говорится, ждут манны небесной, а ее
никто не подаст.  Разве нормальное явление,  когда в Красногвардейском
сельском округе в расчете  на  100  дворов  зарегистрировано  всего  9
коров,  в  Майском  сельском  округе  Кошехабльского  района  - 10,  в
Краснооктябрьском и Тимирязевском  округах  -  соответственно  5  и  8
коров.  Или, что такое для аула Тахтамукай всего 42 овцы, для Козета -
16, для Красной Ульки - 28 свиней.
     Жить на   селе  и  не  иметь  скот  и  птицу,  не  выращивать  на
приусадебном участке овощи,  ягоды и другие культуры,  сегодня,  я  бы
сказал,  безнравственно.  Я  хочу  призвать все население республики -
селян и горожан,  крестьян,  рабочих и служащих - в это сложное  время
лицом повернуться к земле.  Ведь мы в свое время сняли проблему завоза
в республику картофеля,  овощей,  выделив земельные,  садово-огородные
участки ветеранам, всем желающим.
     Когда вокруг каждого населенного  пункта,  в  районе,  республике
остаются   необработанными  многие  гектары  плодороднейшей  пашни,  о
безработице речи не должно быть.
     Объемы продукции  мелкотоварного  производства  свидетельствуют о
том,  что оно  становится  важнейшим  сектором  экономики  республики.
Поэтому власть,  как государственная, так и местное самоуправление, не
может оставить его без внимания.  Исходя из этого,  мною издан Указ "О
дальнейшем   реформировании   агропромышленного  комплекса  Республики
Адыгея   и   привлечении   в   сферу    мелкотоварного    производства
сельскохозяйственной  продукции  личных  подсобных хозяйств",  а в его
развитие Кабинет Министров принял постановление  "О  создании  условий
для  развития  личных  подсобных  хозяйств".  Сохраняя  стратегическую
ориентацию экономики республики на  крупнотоварное  производство,  эти
документы  дают  большие  возможности  для максимального использования
ресурсов мелкотоварного сектора.
     В документах  признана ошибочной сложившаяся в 80-е годы практика
ограничения поголовья скота,  выращивания  и  реализации  продукции  в
личных подсобных хозяйствах.  Наоборот, в нынешних условиях необходимо
более полно использовать потенциал  личных  подворий  для  компенсации
спада  производства  в  крупных  коллективных хозяйствах.  Президент и
Кабинет Министров считают  необходимым  принятие  комплексных  мер  по
поддержанию  интереса  владельцев  личных  подсобных  хозяйств с целью
возрождения массового производства овощей,  плодов и ягод в местах  их
традиционного возделывания. Таковыми являются:
     организация заготовительных пунктов в каждом населенном пункте  с
участием    респотребкооперации    и    предприятий   перерабатывающей
промышленности;
     оказание содействия  в  сбыте  излишков плодоовощной продукции за
пределами Республики Адыгея с обеспечением безопасности  ее  перевозок
на большие расстояния;
     выделение подворьям граждан пастбищ, сенокосов и других кормов.
     Решено включить    личные    подсобные    хозяйства   в   систему
государственного  племенного,   агротехнического   и   зоотехнического
обслуживания.
     Постановлением Кабинета Министров утверждены положения о  порядке
предоставления  личным  подсобным хозяйствам компенсации на содержание
маточного поголовья скота.  За каждую  дойную  корову,  находящуюся  в
собственности   крестьянской  семьи  сверх  минимума,  ежегодно  будет
выплачиваться 200 рублей,  за каждую овцематку - 40 рублей,  за каждую
свиноматку  ежегодная  выплата  составит  200  рублей.  Причем выплата
компенсации  связывается   с   реализацией   минимального   количества
продукции  заготовительным  и перерабатывающим предприятиям Республики
Адыгея.
     Предусматривается также   ежегодное  проведение  республиканского
конкурса на  звание  "Лучшее  личное  подсобное  хозяйство  Республики
Адыгея",  целью которого является стимулирование роста поголовья скота
и реализации животноводческой продукции в государственные ресурсы.
     Вся эта  работа  и  затраты  на  выполнение этого постановления в
конечном  счете  должны  окупиться  существенным   приростом   объемов
реализации  продукции  личных подворий,  увеличением доходов семей,  а
значит,  улучшением жизни крестьян и всего населения республики. Будет
на селе продукция - будет она на столе и у горожан.
     Еще раз хочу  подчеркнуть,  что  увеличение  продукции  сельского
хозяйства,   особенно   плодов   и  овощей,  в  хозяйствах  всех  форм
собственности тесным образом связано с их переработкой.  Поэтому очень
важно,  сохранив  наметившуюся  тенденцию  стабилизации  в  пищевой  и
перерабатывающей промышленности,  обеспечить ее  подъем  и  дальнейшее
развитие.   Путь   этот   видится,  в  первую  очередь,  в  интеграции
сельхозтоваропроизводителей   и   переработчиков   на   взаимовыгодных
условиях,  создании агрофирм, кооперативов и других прогрессивных форм
совместной деятельности,  тем более что некоторый опыт такой работы  в
республике есть.
     Сегодня нам всем должно быть ясно,  что стабилизация положения  в
экономике,  тем  более  его  дальнейшее  развитие,  решение социальных
проблем  зависят  не  только  и  не  столько  от  мер  государственной
поддержки,  а  во  все  большей  степени  от  использования имеющегося
потенциала,  понимания каждым человеком своей личной сопричастности  в
обеспечении  благополучия  своей  семьи  и  общества  в целом.  Задача
Кабинета Министров,  глав администраций  городов  и  районов,  местных
самоуправлений,   руководителей  хозяйствующих  субъектов,  работников
государственного аппарата заключается в том, чтобы довести до сознания
каждого, что выживать сегодня возможно только, опираясь на собственные
силы, включая в оборот все внутренние резервы и ресурсы.
     Уверен, что  у  граждан  Республики Адыгея хватит сил и мудрости,
чтобы объективно  оценить  обстановку  и  сделать  правильные  выводы,
сорганизоваться   и   мобилизоваться,   чтобы   с   честью   выйти  из
социально-экономического кризиса и обеспечить  себе  лучшую  жизнь,  а
органы  государственной  власти обязаны,  используя надлежащим образом
свои функции, помочь им в этом.



     Президент Республики Адыгея           А. Джаримов.
     г. Майкоп
     25 февраля 1999 года.









Информация по документу
Читайте также