Расширенный поиск
Закон Республики Адыгея от 03.08.1995 № 26Утратил силу - Закон Республики Адыгея от 13.07.99 г. N 135 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО, РАЙОННОГО СОБРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ Принят сессией Законодательного Собрания (Хасэ) - Парламента Республики Адыгея 20 июля 1995 года Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные принципы участия граждан Республики Адыгея в выборах депутатов городского, районного Собрания представителей 1. Выборы депутатов городского, районного Собрания представителей проводятся гражданами Республики Адыгея на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие граждан в выборах является добровольным. 2. Выборы депутатов городского, районного Собрания представителей осуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) или многомандатным избирательным округам на основе единой нормы представительства. 3. Городское, районное Собрание представителей избирается сроком на четыре года. 4. Численный состав депутатов городского, районного Собрания представителей нового созыва определяется городским, районным Собранием представителей. 5. Не могут быть депутатами городского, районного Собрания представителей глава администрации, его заместители, руководители структурных подразделений администрации, судьи, работники правоохранительных органов, главы местного самоуправления сельских, поселковых округов. Статья 2. Избирательные права граждан Республики Адыгея 1. Право избирать в городское, районное Собрание представителей принадлежит каждому гражданину Республики Адыгея, постоянно проживающему на соответствующей территории и достигшему восемнадцатилетнего возраста. 2. В городское, районное Собрание представителей может быть избран гражданин Республики Адыгея, постоянно проживающий на территории Республики Адыгея не менее одного года до дня выборов, достигший восемнадцатилетнего возраста и обладающий избирательным правом. 3. Не имеет права избирать и быть избранным гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 3. Назначение выборов депутатов городского, районного Собрания представителей 1. Дата проведения выборов определяется Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея. 2. Решение о дате проведения выборов обнародуется не менее чем за два месяца до дня выборов. Статья 4. Право выдвижения кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей 1. Кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей выдвигаются избирательными объединениями, избирательными блоками и группами избирателей, а также гражданами в порядке самовыдвижения. 2. Представление в территориальную (городскую, районную) избирательную комиссию документов для регистрации кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей производится по решению уполномоченного на то органа партии, политического движения, иного общественного объединения, в соответствии с их уставом, а в случае создания избирательного блока - по совместному решению уполномоченных органов, входящих в блок общественных объединений, а также самими кандидатами в депутаты городского, районного Собрания представителей. 3. Численность группы избирателей, которая может быть инициатором выдвижения кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей, не может быть менее тридцати граждан. Статья 5. Финансирование выборов 1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов городского, районного Собрания представителей, осуществляется за счет средств республиканского бюджета и бюджетов городов, районов. 2. Для финансирования избирательной кампании кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей вправе использовать собственные средства и добровольные денежные взносы. Статья 6. Проведение выборов избирательными комиссиями 1. Организация выборов депутатов городского, районного Собрания представителей возлагается на избирательные комиссии. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов, общественных и иных органов и организаций. 2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и гласно. Глава 2. Избирательные округа. Избирательные участки. Статья 7. Образование избирательных округов 1. Избирательные округа по выборам депутатов городского, районного Собрания представителей образуются территориальными (городскими, районными) избирательными комиссиями по представлению главами администраций данных о численности избирателей, проживающих на территории соответствующих населенных пунктов. 2. Избирательные округа в своей совокупности должны охватывать всю территорию города, района. 3. Избирательные округа создаются с равным числом избирателей с допускаемым взаимным отклонением до десяти процентов. 4. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе утверждаются городским, районным Собранием представителей не позднее чем за пятьдесят дней до дня выборов. 5. Схема избирательных округов должна быть обнародована не позднее чем за сорок пять дней до дня выборов. Статья 8. Образование избирательных участков 1. Избирательные участки образуются решением главы администрации города, района по согласованию с территориальной (городской, районной) избирательной комиссией из расчета не более трех тысяч избирателей на один участок. В малонаселенных местностях допускается образование избирательных участков из расчета от двадцати избирателей. 2. Избирательные участки образуются с учетом границ городов, сельских поселений, других населенных пунктов с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. 3. Список избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий публикуется главой администрации города, района не позднее чем за сорок пять дней до дня выборов. 4. Исходя из местных условий, территория избирательного округа может совпадать с территорией избирательного участка. Глава 3. Списки избирателей Статья 9. Списки избирателей и порядок их составления 1. Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главами местных администраций. Периодическое уточнение списков зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 февраля и 1 июля каждого года осуществляет глава местной администрации. Соответствующие сведения об избирателях направляются в избирательные комиссии не позднее чем за сорок дней до дня выборов. 2. Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Республики Адыгея, и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. 3. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в день голосования исполняется восемнадцать лет, дополнительно указываются день и месяц рождения. 4. Список избирателей-военнослужащих, имеющих право избирать, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляется на основании сведений, представляемых командиром воинской части в сроки, установленные настоящей статьей. 5. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях. 6. Список избирателей, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха,больницах, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в иных местах временного пребывания, составляется на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений. Статья 10. Порядок включения граждан в списки избирателей 1. В списки избирателей включаются все граждане Республики Адыгея, постоянно проживающие на территории Республики Адыгея, достигшие на день выборов восемнадцати лет и имеющие право избирать депутатов городского, районного Собрания представителей. 2. Основанием для включения граждан Республики Адыгея, в том числе военнослужащих, в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт их постоянного проживания на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации и Республики Адыгея. 3. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. 4. Граждане, находящиеся в день голосования в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в иных местах временного пребывания на территории Республики Адыгея, включаются в список избирателей по месту нахождения указанных учреждений. 5. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития. 6. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. Статья 11. Ознакомление избирателей со списками избирателей 1. Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за двадцать дней до дня выборов. 2. Каждому гражданину предоставляется право заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. 3. В течение двадцати четырех часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой комиссией немедленно. 4. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. Глава 4. Избирательные комиссии Статья 12. Система избирательных комиссий 1. Организацию подготовки и проведения выборов в городское, районное Собрание представителей обеспечивают избирательные комиссии: 1) Центральная избирательная комиссия Республики Адыгея; 2) территориальные (городские, районные) избирательные комиссии; 3) участковые избирательные комиссии. 2. Запрещается создание в органах исполнительной власти структур (штабов, групп, комитетов и тому подобного), подменяющих собой функции избирательных комиссий. Статья 13. Статус избирательных комиссий 1. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. 2. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной законами Республики Адыгея и нормативными правовыми актами Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню проведения выборов) избирательных комиссий. Статья 14. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея, территориальной (городской, районной) избирательной комиссии 1. Порядок формирования и организация деятельности Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея определяется Положением о Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея, утверждаемым Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея. 2. Территориальная (городская, районная) избирательная комиссия формируется не позднее чем за пятьдесят пять дней до дня выборов в составе председателя и восьми-шестнадцати членов комиссии. Состав территориальной (городской, районной) избирательной комиссии назначается городским, районным Собранием представителей. При этом, как правило, не менее одной трети от состава территориальной (городской, районной) избирательной комиссии должны составлять члены, предложенные общественными объединениями и политическими партиями, зарегистрированными в установленном законом порядке, в уставах которых предусмотрено их участие в выборах. При определении остальных кандидатур в состав территориальной (городской, районной) избирательной комиссии городское, районное Собрание представителей учитывает предложения избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. 3. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной (городской, районной) избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии. Председатель, как правило, должен иметь высшее юридическое образование. 4. В случае, если городское, районное Собрание представителей не назначило в установленный срок состав территориальной (городской, районной) избирательной комиссии, то ее формирование проводит Центральная избирательная комиссия Республики Адыгея. 5. Каждое избирательное объединение, избирательный блок и каждый кандидат в депутаты городского, районного Собрания представителей вправе назначить одного члена территориальной (городской, районной) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Статья 15. Порядок формирования участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия формируется не позднее чем за сорок дней до дня выборов в количестве пяти-двенадцати членов. Состав участковой избирательной комиссии назначается городским, районным Собранием представителей. При этом, как правило, не менее одной трети от состава участковой избирательной комиссии должны составлять члены, предложенные общественными объединениями и политическими партиями, зарегистрированными в установленном законом порядке, в уставах которых предусмотрено их участие в выборах. При определении остальных кандидатур в состав участковой избирательной комиссии городское, районное Собрание представителей учитывает предложения избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. 2. В случае, если городское, районное Собрания представителей не назначило состав участковой избирательной комиссии в установленный срок, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей территориальной (городской, районной) избирательной комиссией. 3. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. Председатель, как правило, должен иметь высшее образование. 4. Каждый зарегистрированный кандидат в депутаты городского, районного Собрания представителей вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию. 5. В день голосования каждый кандидат в депутаты городского, районного Собрания представителей, каждое избирательное объединение, каждый избирательный блок вправе назначить в соответствующую участковую избирательную комиссию по одному наблюдателю, который имеет право находиться в помещении для голосования с начала голосования до окончания оформления документов об итогах голосования и получать заверенные копии этих документов. Статья 16. Статус члена избирательной комиссии 1. Член избирательной комиссии, имеющий право решающего голоса, обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии. 2. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей, доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. 3. Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса: 1) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; 2) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам,входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; 3) вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; 4) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующих нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов. 4. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. 5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: 1) подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; 2) утраты членом избирательной комиссии гражданства Республики Адыгея; 3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; 4) признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим. 6. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. 7. Срок полномочий членов территориальных (городских, районных) избирательных комиссий с правом совещательного голоса истекает на тридцатый день после опубликования общих итогов выборов,а членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса - с момента прекращения полномочий этих комиссий. 8. Члены избирательной комиссии во время проведения выборов не могут быть привлечены без согласия прокурора соответствующего города, района к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Статья 17. Полномочия Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея 1. Центральная избирательная комиссия Республики Адыгея при подготовке и проведении выборов депутатов городского, районного Собрания представителей: 1) координирует деятельность избирательных комиссий по выборам депутатов городского, районного Собрания представителей; 2) осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов депутатов городского, районного Собрания представителей; 3) дает объяснения о порядке применения настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение; 4) заслушивает сообщения министерств и ведомств, других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; 5) устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории Республики Адыгея; 6) устанавливает формы избирательных бюллетеней, списка избирателей и других избирательных документов; 7) распределяет между избирательными комиссиями денежные средства, выделенные из республиканского бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, обеспечение деятельности избирательных комиссий, и контролирует целевое использование денежных средств; 8) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения; 9) устанавливает единый порядок обработки итогов голосования и выборов депутатов городского, районного Собрания представителей; 10) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, Положением о Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Статья 18. Полномочия территориальной (городской, районной) избирательной комиссии 1. Территориальная (городская, районная) избирательная комиссия: 1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов депутатов городского, районного Собрания представителей на соответствующей территории, информирует население об адресах и о номерах телефонов участковой избирательной комиссии; 2) руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия этих комиссий и принимает по ним решения; 3) устанавливает единую нумерацию избирательных участков по избирательным округам; 4) регистрирует кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; 5) распоряжается денежными средствами, выделенными на проведение выборов; 6) утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по избирательному округу; 7) устанавливает лиц, избранных депутатами городского, районного Собрания представителей, и выдает им удостоверение об избрании; 8) организует подготовку и проведение выборов вместо выбывших депутатов городского, районного Собрания представителей; 9) совместно с участковыми избирательными комиссиями на соответствующей территории обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всех кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей; 10) организует доставку бланков и другой выборной документации, а также бюллетеней участковым избирательным комиссиям; 11) оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках; 12) организует досрочное голосование в помещении комиссии; 13) контролирует расходование денежных средств, выделенных участковым избирательным комиссиям на проведение выборов; 14) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; 15) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом. Статья 19. Полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия: 1) оповещает население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования; 2) составляет списки избирателей по избирательному участку; 3) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; 4) обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования; 5) организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; 6) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке и передает протоколы об итогах голосования в территориальную (городскую, районную) избирательную комиссию; 7) рассматривает жалобы (заявления) по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; 8) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. 2. Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает после официального опубликования общих итогов выборов,включая результаты выборов по соответствующему округу. Статья 20. Права наблюдателей 1. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные кандидатами в депутаты городского, районного Собрания представителей, общественными и избирательными объединениями, избирательными блоками. 2. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом в депутаты городского, районного Собрания представителей, общественным или избирательным объединением, избирательным блоком, чьи интересы он представляет, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта либо заменяющего его документа. Предварительного уведомления о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется. 3. Наблюдатель вправе: 1) присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования; 2) знакомиться со списками избирателей; 3) обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями; 4) обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии в территориальную (городскую, районную) избирательную комиссию. 4. Вмешательство наблюдателей в действия участковой избирательной комиссии не допускается. Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются председателем участковой избирательной комиссии. Статья 21. Организация деятельности избирательных комиссий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует более половины членов комиссии с правом решающего голоса. 2. При принятии решений избирательными комиссиями,имеющими в своем составе четное число членов комиссии с правом решающего голоса,в случае равного числа голосов за и против голос председателя избирательной комиссии является решающим. 3. Решение избирательной комиссии, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих избирательных комиссий. 4. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей, об отмене регистрации депутатов городского, районного Собрания представителей, об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 5. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии. 6. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок. 7. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам и законам Республики Адыгея либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. 8. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или, по его поручению, заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии. 9. По решению территориальной (городской, районной) избирательной комиссии председатель и отдельные члены территориальной (городской, районной) избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего шестидесяти дней. 10. По решению участковой избирательной комиссии, утвержденному соответствующей территориальной (городской, районной) избирательной комиссией, председатель и отдельные члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего тридцати дней. 11. Оплата труда членов комиссий, освобожденных от основной работы, производится в пределах бюджетных средств, выделенных на содержание избирательных комиссий. Статья 22. Взаимодействие избирательных комиссий с государственными органами,органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установленном федеральными законами, законами Республики Адыгея и нормативными правовыми актами Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Статья 23. Обжалование решений и действий избирательных комиссий 1. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Решение суда по существу жалобы (заявления) является окончательным. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. 2. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления), отменив при этом решение нижестоящей комиссии. 3. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (заявлений). Глава 5. Избирательные объединения Статья 24. Понятие избирательного объединения 1. Избирательными объединениями являются республиканские политические партии, общественные организации и движения, республиканские отделения общероссийских партий, общественных организаций и движений, уставы которых предусматривают участие в выборах и зарегистрированы в установленном законом порядке Министерством юстиции Республики Адыгея или Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов. 2. Правами избирательного объединения обладают также избирательные блоки,образуемые на период проведения выборов. Статья 25. Избирательные блоки 1. Избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии с частью 1 статьи 24 настоящего Закона. 2. Общественные объединения в случае вхождения в состав блока не могут выступать на период выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. 3. Избирательные блоки создаются на совместных конференциях городских, районных отделений общественного объединения. 4. Избирательные блоки регистрируются территориальной (городской, районной) избирательной комиссией. Регистрация производится не позднее чем в пятидневный срок после представления в территориальную (городскую, районную) избирательную комиссию протоколов конференций общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместного решения данных общественных объединений о создании избирательного блока , подписанного уполномоченными представителями этих общественных объединений. Статья 26. Уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока Избирательное объединение,избирательный блок назначает представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Законом представлять избирательное объединение, избирательный блок по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах. Статья 27. Участие избирательных объединений, избирательных блоков в выборах в городское, районное Собрание представителей Избирательные объединения, избирательные блоки участвуют в выборах депутатов городского, районного Собрания представителей на равных основаниях в порядке, установленном настоящим Законом. Глава 6. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей Статья 28. Выдвижение кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей избирательными объединениями, избирательными блоками 1. Выдвижение кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей производится на городской (районной) конференции избирательного объединения, избирательного блока с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться кандидат в депутаты городского, районного Собрания представителей. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном избирательном округе не более одного кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей. 2. Решение о выдвижении кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей принимается тайным голосованием. 3. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами в депутаты городского, районного Собрания представителей лиц, не являющихся членами входящих в него общественных объединений. 4. Уполномоченные представители избирательного объединения представляют в территориальную (городскую, районную) избирательную комиссию протокол городской (районной) конференции общественного объединения о выдвижении кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей. В решении о выдвижении кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства. 5. Одновременно с этими документами в территориальную (городскую, районную) избирательную комиссию представляются копия свидетельства о регистрации общественного объединения Министерством юстиции Республики Адыгея или Министерством юстиции Российской Федерации, зарегистрированный устав общественного объединения, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также оформленная в установленном законом порядке доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения. 6. Уполномоченные представители избирательного блока одновременно с документами, указанными в частях 4 и 5 настоящей статьи, представляют в территориальную (городскую, районную) избирательную комиссию протоколы городских (районных) конференций общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместное решение данных общественных объединений о создании избирательного блока, подписанное уполномоченными представителями этих общественных объединений. Статья 29. Сбор подписей в поддержку кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком 1. Избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей в избирательных округах, собирают подписи избирателей соответствующего округа в поддержку каждого кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей в количестве не менее одного процента от числа избирателей соответствующего округа, установленного при составлении списков избирателей в соответствии с настоящим Законом. 2. Избирательное объединение,избирательный блок вправе начать сбор подписей со дня выдачи территориальной (городской, районной) избирательной комиссией заверенных копий списков кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей . До получения избирательным объединением,избирательным блоком заверенных копий списков кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей проводить сбор подписей не допускается. 3. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложении N 1 к настоящему Закону. 4. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей , а также принадлежность кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку. 5. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей от различных избирательных объединений, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей. При этом избиратель указывает свои фамилию, имя, отчество (или инициалы), год рождения, место жительства, серию и номер паспорта либо заменяющего его документа, а также дату внесения подписи. 6. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени и отечества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвигающего кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей. Статья 30. Выдвижение кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей непосредственно избирателями 1. Заявление о выдвижении кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей может быть подано в территориальную (городскую, районную) избирательную комиссию от имени группы избирателей, проживающих в данном избирательном округе, численностью не менее двадцати человек. В заявлении должны содержаться сведения об уполномоченном представителе группы избирателей. 2. Гражданин Республики Адыгея, достигший на день выборов восемнадцати лет и проживший в течение одного года ко дню выборов на территории Республики Адыгея, вправе подать заявление о своем выдвижении кандидатом в депутаты городского, районного Собрания представителей в территориальную (городскую, районную) избирательную комиссию. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей. Заявление должно быть подписано не менее чем двадцатью избирателями, проживающими в данном избирательном округе. 3. Сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей, выдвинутого непосредственно избирателями, а также путем самовыдвижения, начинается со дня выдачи территориальной (городской, районной) избирательной комиссией кандидату в депутаты городского, районного Собрания представителей или уполномоченному представителю группы избирателей письменного подтверждения принятия документов. 4. В поддержку кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей должно быть собрано не менее одного процента подписей избирателей от установленного при составлении списков избирателей в соответствии с настоящим Законом числа избирателей данного избирательного округа. 5. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение. Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. При этом недопустимо принуждение избирателей со стороны лица, собирающего подписи, а также должностных лиц предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности и органов государственной власти. 6. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложении N 2 к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей и название избирательного округа, в котором он выдвигается. 7. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свои фамилию, имя, отчество (или инициалы), год рождения, место жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату внесения подписи. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и кандидатом в депутаты городского, районного Собрания представителей. Статья 31. Регистрация кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей 1. Одно и то же лицо может быть зарегистрировано кандидатом в депутаты городского, районного Собрания представителей только по одному избирательному округу. 2. Для регистрации кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей, баллотирующихся в избирательных округах от избирательных объединений, уполномоченные представители этих объединений или сами кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей представляют в территориальную (городскую, районную) избирательную комиссию не позднее чем за тридцать пять дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей, данные о кандидате в депутаты городского, районного Собрания представителей, включающие его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), заявление кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей о его согласии баллотироваться по данному округу, а также решение избирательного объединения о выдвижении этого кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей по данному избирательному округу. 3. Кандидат в депутаты городского, районного Собрания представителей, выдвинутый непосредственно избирателями округа либо в порядке самовыдвижения, вносит в территориальную (городскую, районную) избирательную комиссию не позднее чем за сорок дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в его поддержку, данные о кандидате в депутаты городского, районного Собрания представителей, включающие его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), и личное заявление о согласии баллотироваться по данному округу. 4. Подписные листы представляются в территориальную (городскую, районную) избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При их приемке комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатью комиссии и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату в депутаты городского, районного Собрания представителей письменное подтверждение принятия подписных листов. 5. Территориальная (городская, районная) избирательная комиссия в течение трех дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей либо об отказе в регистрации. 6. При проверке территориальной (городской, районной) избирательной комиссией правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, а также кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей, выдвинутые в избирательных округах. 7. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей территориальная (городская, районная) избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов. 8. Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в городской, районный народный суд. Жалоба (заявление) должна быть рассмотрена в течение трех дней. Решение по результатам ее рассмотрения является окончательным. 9. Каждому зарегистрированному кандидату в депутаты городского, районного Собрания представителей выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в депутаты городского, районного Собрания представителей в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации. 10. В случае, если до дня выборов общественное объединение, выдвинувшее кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей в избирательных округах, признано неконституционным (отмена регистрации), то регистрация кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей отменяется территориальной (городской, районной) избирательной комиссией. Глава 7. Статус кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей Статья 32. Равенство кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей Все зарегистрированные кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей обладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 33. Права и обязанности кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей 1. Со дня регистрации кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах могут освобождаться от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. 2. После регистрации кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей по личному заявлению освобождаются от работы, военной службы и военных сборов на время участия в выборах со дня регистрации до официального опубликования итогов выборов. В течение этого срока территориальная (городская, районная) избирательная комиссия из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает кандидатам в депутаты городского, районного Собрания представителей денежную компенсацию, не превышающую минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в пять раз. 3. Кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации. 4. Кандидат в депутаты городского, районного Собрания представителей со дня регистрации и до дня опубликования результатов выборов имеет право на территории соответствующего округа бесплатно пользоваться любыми видами общественного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов. 5. Кандидат в депутаты городского, районного Собрания представителей вправе не позднее чем за три дня до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств, соответствующая избирательная комиссия может отнести на счет кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей либо избирательного объединения соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные средства на предвыборную кампанию. 6. Информация о выбытии кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей сообщается через средства массовой информации. 7. Кандидат в депутаты городского, районного Собрания представителей, зарегистрированный в избирательном округе, может иметь до пяти доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей. На указанный в части 2 настоящей статьи период работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей и избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения и сообщает об этом в средствах массовой информации. 8. Кандидат в депутаты городского, районного Собрания представителей не может быть привлечен без согласия прокурора города, района к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. В случае получения согласия прокурора города, района об этом должна быть извещена территориальная (городская, районная) избирательная комиссия. Глава 8. Предвыборная агитация Статья 34. Право на участие в предвыборной агитации Граждане Республики Адыгея, избирательные объединения, избирательные блоки вправе в допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей. Статья 35. Предвыборная агитация и сроки ее проведения 1. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации; путем проведения предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий); выпуска и распространения агитационных печатных материалов. 2. В предвыборной агитации не могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, а также члены избирательных комиссий. 3. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами в депутаты городского, районного Собрания представителей, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на общих основаниях с другими кандидатами в депутаты городского, районного Собрания представителей. 4. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей и заканчивается в 00 часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах. 5. Запрещается ведение предвыборной агитации, осуществляемой с предоставлением избирателям бесплатных или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. 6. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Статья 36. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации 1. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Запрещается агитация или пропаганда социального, расового, национального, языкового или религиозного превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную, языковую и религиозную вражду, ущемляющих честь, достоинство и деловую репутацию граждан, избирательных объединений. 2. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. 3. В случае совершения указанных в части 1 настоящей статьи нарушений соответствующие избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно. Статья 37. Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях В период агитационной кампании редакция периодического издания, предоставившая кандидату в депутаты городского, районного Собрания представителей, избирательному объединению место на полосе, не вправе отказать другому кандидату в депутаты городского, районного Собрания представителей, избирательному объединению (городской, районной группе избирательного объединения) в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших подготавливаемых номерах. Статья 38. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями 1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты городского, районного Собрания представителей и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей и их доверенных лиц с избирателями. 2. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в двухдневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом территориальной (городской, районной) избирательной комиссией. 3. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей и их доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам в депутаты городского, районного Собрания представителей и избирательным объединениям. Статья 39. Распространение агитационных печатных материалов 1. Избирательные объединения, кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Один экземпляр печатного материала направляется в территориальную (городскую, районную) избирательную комиссию. 2. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. 3. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца этих объектов. 4. Запрещается вывешивание печатных и иных агитационных материалов на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий и в помещениях для голосования. 5. Территориальные (городские, районные) избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности. Глава 9. Финансирование выборов Статья 40. Финансирование предвыборной агитации 1. Кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей вправе создавать избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств: 1) собственных средств кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в двадцать раз; 2) добровольных пожертвований физических и юридических лиц; 3) средств, которые выделены кандидату в депутаты городского, районного Собрания представителей выдвинувшим его избирательным объединением. 2. Суммы добровольных пожертвований отдельных физических и юридических лиц в избирательный фонд кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в двадцать раз. 3. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств, организаций и граждан, юридических лиц с иностранным участием, а также международных организаций и международных общественных объединений, государственных и муниципальных организаций и учреждений, органов местного самоуправления, религиозных организаций, воинских частей, воинских учреждений и организаций. 4. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам в депутаты городского, районного Собрания представителей. 5. Кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей, создавшие избирательные фонды, обязаны представить соответствующей территориальной (городской, районной) избирательной комиссии отчеты об использовании средств этих фондов не позднее десяти дней со дня официального опубликования результатов выборов. 6. Остатки денежных средств избирательных фондов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на расчетные счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования. 7. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей устанавливается территориальной (городской, районной) избирательной комиссией. 8. Кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей могут израсходовать на предвыборную агитацию из средств избирательного фонда сумму, не превышающую минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в сто раз. Глава 10. Голосование и определение результатов выборов Статья 41. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующей администрации. 2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 42. Избирательные бюллетени 1. Для выборов депутатов городского, районного Собрания представителей каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Форма избирательного бюллетеня устанавливается территориальной (городской, районной) избирательной комиссией. 2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий), места жительства каждого кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей и принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям. 3. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению территориальной (городской, районной) избирательной комиссии на русском языке не позднее десяти дней до дня выборов и передаются участковым избирательным комиссиям не позднее трех дней до дня выборов с превышением не более чем на два процента (но не менее чем на три избирательных бюллетеня) от числа зарегистрированных по избирательному участку избирателей. На обороте полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии. 4. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке его заполнения. Статья 43. Порядок голосования 1. Голосование производится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. 2. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за двадцать дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. 3. Избиратель, который в течение пятнадцати дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении территориальной (за пятнадцать - четыре дня до дня выборов) или участковой (за три - один день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. На обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей территориальной (городской, районной) или участковой избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной (городской, районной) или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно территориальной (городской, районной) или участковой избирательной комиссии. Территориальные (городские, районные) избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию. 4. В случае досрочного голосования избирателя в территориальной (городской, районной) избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой постоянно проживает данный избиратель, после поступления в комиссию запечатанного конверта с бюллетенем из территориальной (городской, районной) избирательной комиссии делает в соответствующей строке списка избирателей запись "Досрочно" и расписывается. 5. В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяются целостность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта извлечено более двух избирательных бюллетеней, то все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию. 6. При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. 7. Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении бюллетеня". 8. Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии, наблюдателя или доверенных лиц кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей. 9. В избирательном бюллетене избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". 10. Заполненные бюллетени избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 11. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии, выезжающих по заявлениям, которые получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче. При этом в основном списке делается запись о перенесении данных фамилий в дополнительный список. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. 12. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный комиссией. 13. При голосовании на избирательных участках, подсчете голосов и составлении протоколов о результатах голосования участковыми избирательными комиссиями вправе присутствовать наблюдатели, направленные избирательными объединениями, избирательными блоками и кандидатами в депутаты городского, районного Собрания представителей, а также иностранные (международные) наблюдатели. Статья 44. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том,что избирательные бюллетени могут получить и проголосовать только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей, избирательные объединения, избирательные блоки, и иностранных (международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования. После этого председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных. 3. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных избирательных ящиках. 4. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбой о проведении голосования вне избирательного участка. 5. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находящиеся в переносных избирательных ящиках, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. 6. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. 7. При подсчете голосов прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, не снабженные печатью территориальной (городской, районной) или участковой избирательной комиссии, а также избирательные бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя. 8. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на оборотной стороне бюллетеня причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. 9. Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса. 10. Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, в том числе и иностранные (международные) наблюдатели. По требованию наблюдателей им выдается справка об итогах голосования за подписью не менее трех членов избирательной комиссии. 11. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования. 12. В протокол вносятся следующие данные: 1) число избирателей, внесенных в список избирателей, включая число избирателей, внесенных в список дополнительно; 2) число бюллетеней, полученных избирательной комиссией; 3) число бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; 4) число погашенных бюллетеней; 5) число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; 6) число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими вне помещений для голосования; 7) число бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; 8) число действительных бюллетеней; 9) число бюллетеней, признанных недействительными; 10) фамилии и инициалы внесенных в бюллетень кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей; 11) число голосов, поданных за каждого кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей; 12) число голосов, поданных против всех кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей. 13. Протокол составляется в присутствии наблюдателей (в случае, если они есть) в трех экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола прикладываются жалобы (заявления), поступившие в избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения комиссии. 14. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии. 15. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную (городскую, районную) избирательную комиссию. 16. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от избирательных объединений и кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих на заседании участковой избирательной комиссии, а также иностранных (международных) наблюдателей, хранятся у секретаря комиссии до окончания ее работы. 17. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. 18. Запрещается предоставление сведений о ходе выборов и результатов голосования органам государственной власти, должностным и иным лицам. 19. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующие территориальные (городские, районные) избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов выборов. Статья 45. Определение результатов выборов депутатов городского, районного Собрания представителей 1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных территориальная (городская, районная) избирательная комиссия не позднее чем через пять дней со дня выборов определяет результаты выборов депутатов городского, районного Собрания представителей по избирательным округам. Суммирование содержащихся в протоколах избирательных комиссий данных осуществляют непосредственно члены территориальной (городской, районной) избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. Избранным считается кандидат в депутаты городского, районного Собрания представителей, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках. 3. Территориальная (городская, районная) избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее тридцати процентов избирателей, внесенных в список избирателей. Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней. 4. Территориальная (городская, районная) избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. 5. О результатах выборов депутатов городского, районного Собрания представителей территориальная (городская, районная) избирательная комиссия составляет протокол, в который вносятся следующие данные: 1) число участковых избирательных комиссий; 2) число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол; 3) число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно; 4) число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям; 5) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов; 6) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; 7) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования; 8) число погашенных избирательных бюллетеней; 9) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); 10) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); 11) общее число избирательных бюллетеней; 12) общее число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни на одной из позиций); 13) фамилии, имена, отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах в депутаты городского, районного Собрания представителей; 14) число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей; 15) число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей; 16) фамилия, имя, отчество избранного кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей. 6. К протоколу о результатах выборов депутатов городского, районного Собрания представителей в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых избирательных комиссий. 7. Официальное объявление о результатах выборов депутатов городского, районного Собрания представителей в средствах массовой информации публикуется территориальной (городской, районной) избирательной комиссией не позднее чем через три дня со дня подписания протокола. Статья 46. Регистрация избранных депутатов городского, районного Собрания представителей Территориальная (городская, районная) избирательная комиссия после установления общих итогов выборов извещает кандидата о его избрании депутатом городского, районного Собрания представителей, производит регистрацию избранного депутата городского, районного Собрания представителей и выдает ему удостоверение об избрании. Статья 47. Замещение вакантных мандатов В случае досрочного прекращения полномочий депутата городского, районного Собрания представителей территориальная (городская, районная) избирательная комиссия назначает в течение трех последующих дней в соответствующем избирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся в соответствии с настоящим Законом. Если до окончания срока полномочий городского, районного Собрания представителей остается менее шести месяцев, дополнительные выборы не проводятся. Статья 48. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов избирателей или иным путем препятствующие свободному осуществлению гражданином Республики Адыгея своих избирательных прав, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах в депутаты городского, районного Собрания представителей или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей, а равно лица, препятствующие законной деятельности доверенных лиц кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей, наблюдателей или условиям проведения предвыборной агитации, несут административную или уголовную ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Глава 11. Заключительные положения Статья 49. Введение в действие настоящего Закона Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования. Президент Республики Адыгея А.ДЖАРИМОВ г.Майкоп 3 августа 1995 года N 26 Приложение N 1 П О Д П И С Н О Й Л И С Т ______________________________________________________________ (Наименование города, района Республики Адыгея) Номер регистрационного свидетельства _______________________ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение избирательным объединением _________________________________________________________ кандидатом в депутаты городского, районного Собрания представителей гражданина Республики Адыгея : ______________________________________________________________ родившегося __________________________________________________________ работающего __________________________________________________________ проживающего в _______________________________________________________ +--------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Серия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и номер¦ ¦ ¦ ¦N N¦Фамилия,имя,отчество¦ Дата ¦Адрес места¦паспорта¦ Дата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рожде-¦ ¦или заме¦подпи-¦Подпись¦ ¦п/п¦ (инициалы) ¦ ния ¦ жительства ¦ няющего¦сания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦его доку¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мента ¦ ¦ ¦ ¦---+--------------------+------+------------+--------+------+-------¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ ¦---+--------------------+------+------------+--------+------+-------¦ ¦ 1.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦---+--------------------+------+------------+--------+------+-------¦ ¦ 2.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦---+--------------------+------+------------+--------+------+-------¦ .................................................................... ¦---+--------------------+------+------------+--------+------+-------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------+ Подписной лист удостоверяю : _________________________________________ (фамилия, имя, отчество, ______________________________________________________________________ место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его ______________________________________________________________________ документа лица, собирающего подписи) ___________ / ______________ (подпись) (фамилия,и.о.) "___" __________ 199 __ г. (дата) Уполномоченный представитель избирательного объединения: ______________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, ______________________________________________________________________ место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его ______________________________________________________________________ документа уполномоченного представителя избирательного объединения) ___________ / ______________ (подпись) (фамилия,и.о.) "___" __________ 199 __ г. (дата) Приложение N 2 П О Д П И С Н О Й Л И С Т ______________________________________________________________ (Наименование города, района Республики Адыгея) Номер регистрационного свидетельства _______________________ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение инициативной группой избирателей кандидатом в депутаты городского, районного Собрания представителей гражданина Республики Адыгея : ______________________________________________________________ родившегося __________________________________________________________ работающего __________________________________________________________ проживающего в _______________________________________________________ +--------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Серия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и номер¦ ¦ ¦ ¦N N¦Фамилия,имя,отчество¦ Дата ¦Адрес места¦паспорта¦ Дата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рожде-¦ ¦или заме¦подпи-¦Подпись¦ ¦п/п¦ (инициалы) ¦ ния ¦ жительства ¦ няющего¦сания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦его доку¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мента ¦ ¦ ¦ ¦---+--------------------+------+------------+--------+------+-------¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ ¦---+--------------------+------+------------+--------+------+-------¦ ¦ 1.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦---+--------------------+------+------------+--------+------+-------¦ ¦ 2.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦---+--------------------+------+------------+--------+------+-------¦ .................................................................... ¦---+--------------------+------+------------+--------+------+-------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------+ Подписной лист удостоверяю : _________________________________________ (фамилия, имя, отчество, ______________________________________________________________________ место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его ______________________________________________________________________ документа лица, собирающего подписи) ___________ / ______________ (подпись) (фамилия,и.о.) "___" __________ 199 __ г. (дата) Уполномоченный представитель инициативной группы избирателей: ______________________________________________________________________ (фамилия,имя,отчество, ______________________________________________________________________ место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его доку- ______________________________________________________________________ мента уполномоченного представителя инициативной группой избирателей) ___________ / ______________ (подпись) (фамилия,и.о.) "___" __________ 199 __ г. (дата) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|