Расширенный поиск
Закон Республики Адыгея от 23.12.1992 № 85-1Утратил силу - Закон Республики Адыгея от 21.04.2005 г. N 316 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ (В редакции Законов Республики Адыгея от 10.11.93 г. N 179-1; от 03.11.94 г. N 137-1; от 17.11.97 г. N 58; от 07.07.2003 г. N 154; от 19.04.2004 г. N 215) О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ Настоящий Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Республике Адыгея, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Адыгея, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, и устанавливает дополнительные меры государственной поддержки инвалидов, проживающих в Республике Адыгея, и порядок их реализации. Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 1. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. 2. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до восемнадцати лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". (В редакции Закона Республики Адыгея от 07.07.2003 г. N 154) 3. Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. 4. Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. 5. Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Статья 2. Компетенция органов государственной власти Республики Адыгея в области социальной защиты инвалидов в Республике Адыгея 1. К ведению Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея в области социальной защиты инвалидов относится: 1) принятие законов и иных нормативных правовых актов о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением; 2) определение приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территории Республики Адыгея с учетом уровня социально-экономического развития Республики Адыгея; 3) установление льгот, в том числе по налогообложению, организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в части средств, инвестируемых в сферу социальной защиты инвалидов, организациям, производящим специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляющим услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов; 4) утверждение расходов на социальную защиту инвалидов при принятии республиканского бюджета Республики Адыгея; 5) установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов в Республике Адыгея за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея; 6) утверждение республиканской базовой программы реабилитации инвалидов. 2. К компетенции Кабинета Министров Республики Адыгея относится: 1) реализация на территории Республики Адыгея государственной политики в отношении инвалидов; 2) создание организаций государственной медико-социальной экспертизы, государственной реабилитационной индустрии, осуществление контроля за их деятельностью; 3) аккредитация и лицензирование организаций, находящихся в собственности Республики Адыгея, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов; 4) участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование республиканских программ в указанной области; 5) разработка и финансирование в дополнение к федеральным базовым программам реабилитации инвалидов перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территории Республики Адыгея, с учетом социально-экономических, климатических и иных особенностей; 6) создание и управление объектами собственности в области социальной защиты инвалидов, находящимися в ведении Республики Адыгея; 7) организация и координация деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов; 8) координация и финансирование научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов; 9) содействие в работе и оказание помощи общественным объединениям инвалидов в Республике Адыгея. 3. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Республики Адыгея могут по согласованию передавать друг другу часть своих полномочий в области социальной защиты инвалидов. Статья 3. Средства общения инвалидов 1. Республика Адыгея признает общение с помощью языка жестов и технических средств и обеспечивает обучение пользования ими. Правовой статус и сфера применения языка жестов определяются законодательством Российской Федерации по проблемам инвалидности. 2. Органы социальной защиты населения Республики Адыгея оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами. Статья 4. Участие инвалидов в подготовке и принятии решений, затрагивающих их интересы 1. Инвалиды имеют право участвовать в принятии решений, затрагивающих их интересы, и получать информацию, касающуюся этих проблем. 2. Кабинет Министров Республики Адыгея, органы местного самоуправления, организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, принимающие решения, затрагивающие интересы инвалидов, обязаны привлекать представителей общественных организаций инвалидов к подготовке и принятию указанных решений. (В редакции Закона Республики Адыгея от 07.07.2003 г. N 154) Статья 5. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшее к инвалидности 1. Кабинет Министров Республики Адыгея, органы местного самоуправления, организации (в том числе и военные), их должностные лица несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за действия, приведшие к инвалидности, в том числе за несоблюдение норм охраны труда, неквалифицированную медицинскую помощь, отравление продуктами питания и водой, последствия катастроф и загрязнения окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Республики Адыгея от 07.07.2003 г. N 154) 2. Лицу, ставшему инвалидом, помимо пенсии или пособия за счет виновных или лиц, обязанных по закону нести ответственность, полностью возмещается причиненный ущерб на период инвалидности. Статья 6. Законодательство Республики Адыгея о социальной защите инвалидов Республики Адыгея 1. Законодательство Республики Адыгея о социальной защите инвалидов состоит из Конституции Республики Адыгея и настоящего Закона. 2. Если федеральным законом или международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются положения федерального закона либо правила международного договора. Глава 2. Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов Статья 7. Медико-социальная экспертиза 1. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификации критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 2. Медико-социальная экспертиза проводится государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему органов социальной защиты населения Российской Федерации. 3. На государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются: 1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; 2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов (рекомендации по формам получения образования, профессионального обучения и переобучения, условий и характера труда, не ухудшающих состояние здоровья, назначение инвалидам специальных технических средств и приспособлений, средств передвижения и ориентации); 3) определение степени утраты здоровья и профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание; 4) изучение уровня и причин инвалидности населения Республики Адыгея; 5) участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов. 4. Кабинет Министров Республики Адыгея назначает соответствующие медико-социальные экспертные комиссии и создает необходимые условия для работы этих комиссий. 5. Заключение медико-социальной экспертной комиссии является единственным официальным документом, удостоверяющим факт инвалидности, и обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Адыгея, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 6. Медико-социальная экспертная комиссия по направлению лечебных учреждений либо по личному заявлению граждан освидетельствует граждан Республики Адыгея независимо от их возраста и социального положения. 7. Порядок и формы освидетельствования определяются положением о медико-социальной экспертной комиссии, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Адыгея. 8. В случае несогласия с заключением медико-социальной экспертной комиссии заинтересованное лицо имеет право в течение одного месяца со дня получения заключения обратиться в вышестоящий орган медико-социальной экспертизы или в суд для решения спора по существу. Статья 8. Реабилитация инвалидов 1. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. 2. Реабилитация инвалидов включает в себя: 1) медицинскую реабилитацию инвалидов, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования; 2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства; 3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации. Статья 9. Республиканская базовая программа реабилитации инвалидов 1. Республиканская базовая программа реабилитации инвалидов - гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея. Реабилитационные технические средства и услуги предоставляются инвалидам, как правило, в натуральной форме. 2. Республиканская базовая программа реабилитации инвалидов включает в себя дополнительный по сравнению с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг. 3. Республиканская базовая программа реабилитации инвалидов и порядок ее реализации утверждаются Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея. Статья 10. Индивидуальная программа реабилитации инвалида 1. Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения органа медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. 2. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. (В редакции Закона Республики Адыгея от 07.07.2003 г. N 154) 3. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной и республиканской базовыми программами реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 4. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральной и республиканской базовыми программами реабилитации инвалидов. 5. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. 6. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает местные органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Адыгея, а также организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости ее реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. Статья 11. Порядок и условия предоставления специальных средств и услуг 1. По заключению медико-социальной экспертной комиссии инвалиду в связи с ограничением жизнедеятельности и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации предоставляются специальные средства и услуги. 2. Специальные средства и услуги предоставляются инвалидам бесплатно или на льготных условиях. Порядок и условия предоставления этих средств и услуг определяются Правительством Российской Федерации. 3. Кабинет Министров Республики Адыгея, органы местного самоуправления, организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, могут предоставлять инвалидам дополнительные виды специальных средств и услуг. (В редакции Закона Республики Адыгея от 07.07.2003 г. N 154) Статья 12. Право инвалидов на выбор специальных средств и услуг Инвалид может отказаться от тех или иных видов специальных средств и услуг, которые должны или могут быть ему предоставлены, если они не отвечают в полной мере его потребностям. В этом случае инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным видом помощи за счет собственных средств. При этом инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть ему предоставлены. Статья 13. Фонды реабилитации инвалидов 1. Для реализации государственной политики в отношении инвалидов Кабинет Министров Республики Адыгея, органы местного самоуправления создают фонды реабилитации инвалидов. Источниками финансирования фондов являются средства, выделяемые отдельной строкой в республиканском бюджете Республики Адыгея, в соответствии с установленными нормативами и учетом региональных особенностей в структуре инвалидности. (В редакции Закона Республики Адыгея от 07.07.2003 г. N 154) 2. Кабинет Министров Республики Адыгея, органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные внебюджетные источники формирования фонда реабилитации инвалидов. (В редакции Закона Республики Адыгея от 07.07.2003 г. N 154) 3. Распорядителями фондов реабилитации инвалидов являются органы государственной службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. 4. Фонд реабилитации инвалидов предназначен для: 1) финансирования индивидуальных программ реабилитации; 2) финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утверждаемых Кабинетом Министров Республики Адыгея и местными органами государственной власти Республики Адыгея, а также региональных программ; 3) обеспечения профессиональной подготовки кадров для службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; 4) финансирования научных исследований и научно-технических разработок; 5) развития материально-технической базы и содержания учреждений реабилитации инвалидов. 5. Средства фондов реабилитации инвалидов, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований на следующий год не учитываются. Статья 14. Республиканские учреждения реабилитации инвалидов 1. Республиканскими учреждениями реабилитации инвалидов являются: 1) республиканский центр реабилитации инвалидов; 2) протезно-ортопедическое предприятие; 3) другие реабилитационные учреждения различного типа и профиля, образуемые по согласованию с общественными организациями инвалидов с учетом численности инвалидов, структуры инвалидности и потребности в видах, формах и объемах мер реабилитации. 2. Структура и порядок деятельности республиканских учреждений реабилитации инвалидов определяются Министерством труда и социальной защиты Республики Адыгея. Глава 3. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов Статья 15. Обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры 1. Кабинет Министров Республики Адыгея, местные органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Адыгея, организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым домам, где более пятидесяти процентов жильцов - инвалиды, общественным и производственным зданиям и сооружениям, общественному транспорту, транспортным коммуникациям, средствам связи и информации, местам отдыха и досуга. Без согласования с общественными организациями инвалидов проектирование нового гражданского строительства в городах и районах Республики Адыгея не допускается с момента принятия настоящего Закона. 2. Представители общественных организаций инвалидов включаются в состав комиссий по приемке в эксплуатацию зданий и сооружений. Статья 16. Приспособление действующих объектов социальной инфраструктуры к потребностям инвалидов 1. Действующие объекты инфраструктуры, общественный транспорт, общественные коммуникации, средства связи и информации должны быть приспособлены для доступа и использования инвалидами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Адыгея, с обязательным согласованием с общественными организациями инвалидов. 2. Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и республиканскими целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. 3. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Статья 17. Приспособление транспортных средств к потребностям инвалидов 1. Организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают специальное оборудование транспортных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющее инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. 2. Кабинет Министров Республики Адыгея представляет Правительству Российской Федерации заказ на производство приспособленных для инвалидов средств транспорта, связи и информатики. Статья 18. Ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры Организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, не выполняющие предусмотренные настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Адыгея меры по приспособлению действующих средств транспорта, связи, информации и других объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, отчисляют в республиканский бюджет Республики Адыгея и местные бюджеты Республики Адыгея средства, необходимые для удовлетворения потребностей инвалидов, в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Республики Адыгея, при участии общественных объединений инвалидов. Указанные средства используются только на осуществление мероприятий по приспособлению объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами. Статья 19. Обеспечение инвалидам условий для получения образования и профессиональной подготовки Республика Адыгея гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки в соответствии с их способностями и потребностями по заключению медико-социальной экспертной комиссии. Статья 20. Формы получения воспитания и обучения детей-инвалидов 1. В целях создания наиболее благоприятных возможностей для воспитания детей-инвалидов дошкольного возраста и оказания им необходимой реабилитационной помощи в детских дошкольных учреждениях общего типа создаются условия для пребывания в них детей-инвалидов. 2. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. 3. Содержание детей-инвалидов в детских дошкольных учреждениях общего типа или специальных учреждениях осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея. 4. Органами образования, культуры и спорта создаются условия, обеспечивающие внешкольное образование детей-инвалидов, включая индивидуальные формы работы с ними. 5. Детям-инвалидам, постоянно пребывающим в стационарных учреждениях, обеспечивается этими учреждениями непрерывность воспитания и образования в органической связи с социально-бытовой и трудовой адаптацией. 6. В случае, когда отсутствует возможность осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих и специальных дошкольных учреждениях и учебных заведениях, и с учетом желания родителей органы образования обеспечивают обучение детей-инвалидов на дому по полной школьной программе, при этом одному из родителей либо лицу, его заменяющему, время ухода за ребенком засчитывается в трудовой стаж. Ему предоставляется право выхода на пенсию на пять лет раньше установленного срока. 7. В каждом календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня, оплата которых производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. 8. Дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке. Статья 21. Условия получения образования и профессиональной подготовки 1. Республика Адыгея обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов. 2. Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в государственных общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в государственных специальных образовательных учреждениях. 3. Органы образования создают инвалидам необходимые условия для учебы, включая индивидуальные формы сдачи экзаменов и проведения занятий. 4. Неработающие инвалиды I, II групп, обучающиеся в средних специальных и высших учебных заведениях, в случае сдачи экзаменов и зачетов имеют право на получение стипендии. Учебные заведения могут определять дополнительные льготы обучения совместно с общественными организациями инвалидов. Статья 22. Право инвалидов на труд 1. Трудовая деятельность является одним из основных условий интеграции и социальной реабилитации инвалидов. 2. Право инвалидов на труд обеспечивается созданием им условий для получения работы в соответствии с состоянием здоровья, призванием,способностями, профессиональной подготовкой, образованием. Инвалидам гарантируется оплата труда в размере не ниже установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда. Статья 23. Обеспечение занятости инвалидов 1. Кабинет Министров Республики Адыгея осуществляет целенаправленную политику в сфере занятости инвалидов. 2. Организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обязаны создавать инвалидам условия труда и оборудовать рабочее место в соответствии с заключением медико-социальной экспертной комиссии (в том числе и при надомной форме труда), обеспечивать социально-экономические гарантии, предусмотренные законодательством. 3. Кабинет Министров Республика Адыгея, органы местного самоуправления совместно с общественными организациями инвалидов и с учетом потребностей инвалидов утверждают перечни должностей и профессий, подлежащих преимущественному замещению инвалидами, устанавливают нормативы по бронированию рабочих мест для инвалидов (не менее трех процентов при минимальной численности штатного расписания двадцать человек) в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создают специализированные организации, цеха, участки для использования труда инвалидов. (В редакции Закона Республики Адыгея от 07.07.2003 г. N 154) Статья 24. Стимулирование организаций, применяющих труд инвалидов 1. Организациям, выполняющим нормативы по бронированию рабочих мест для инвалидов, устанавливаются льготные ставки налогообложения в соответствии с действующим законодательством. 2. На специализированные организации, в которых численность работающих инвалидов составляет пятьдесят процентов от всех работающих в организации, распространяются налоговые льготы согласно действующему законодательству. Статья 25. Прием на работу, перевод и увольнение инвалидов 1. Инвалидность не может служить основанием для отказа от заключения трудового договора, а также увольнения или перевода без согласия инвалида на другую работу, если он надлежащим образом выполняет предусмотренные трудовым договором обязательства, за исключением специализированных организаций инвалидов. 2. Инвалиды пользуются преимущественным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата работников. 3. При ликвидации организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, правопреемник, а при его отсутствии служба занятости обеспечивают трудоустройство инвалидов. Статья 26. Ответственность организаций и должностных лиц за необоснованный отказ в трудоустройстве и за увольнение инвалидов 1. При невыполнении норматива по бронированию рабочих мест для инвалидов или уклонении от трудоустройства инвалидов организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, находящиеся на территории Республики Адыгея, подвергаются штрафу в размере, определяемом в соответствии с действующим законодательством при установлении квоты на трудоустройство инвалидов. В случае несогласия споры рассматриваются в судебном порядке. 2. (Утратила силу - Закон Республики Адыгея от 19.04.2004 г. N 215) 3. Полученные средства расходуются целевым назначением на организацию рабочих мест для инвалидов по согласованию с общественными организациями инвалидов. 4. Разрешается перечислять полученные средства организациям любой формы собственности для создания рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, в том числе и общественным организациям инвалидов для создания специализированных предприятий, цехов, участков. Статья 27. Продолжительность рабочего дня и отпуска инвалидов 1. Условия оплаты труда, режим рабочего времени и отдыха, продолжительность ежегодного отпуска, устанавливаемые в коллективном или индивидуальном трудовом договоре, не могут ухудшать или ограничивать положение инвалидов по сравнению с другими работниками. 2. Инвалидам I, II групп устанавливается шестичасовой рабочий день (тридцатичасовая рабочая неделя) с сохранением полной оплаты труда. Порядок предоставления данной льготы определяется Кабинетом Министров Республики Адыгея. 3. Инвалидам I, II групп устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью не менее тридцати рабочих дней, инвалидам III группы - не менее тридцати календарных дней. 4. Инвалидам I и II групп предоставляется по желанию инвалида отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до двух календарных месяцев, инвалидам III группы - до одного календарного месяца. 5. Время предоставления отпусков и разделение его на части определяется инвалидом, кроме работающих на специализированных предприятиях инвалидов. 6. Пособие по временной нетрудоспособности выдается в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Статья 28. Освобождение инвалидов от налогов по доходам и местных налогов 1. Инвалиды полностью освобождаются от подоходного налога со всех доходов, если эти доходы не превышают пяти минимальных размеров оплаты труда. 2. Инвалиды освобождаются от оплаты всех республиканских, местных налогов, сборов и пошлин, а также подоходного налога в части, зачисляемой в республиканский бюджет Республики Адыгея и местные бюджеты Республики Адыгея. По остальным платежам льготы предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации по налогообложению. Статья 29. Право инвалида на приобретение жилой площади 1. Инвалиды имеют право на специально приспособленное в соответствии с их потребностями и заключением медико-социальной экспертной комиссии жилое помещение. 2. Жилые помещения, занимаемые инвалидами или семьями, имеющими в своем составе инвалида, оборудуются специальными средствами и приспособлениями за счет средств собственника жилой площади в течение шести месяцев со дня подачи заявления. Статья 30. Условия получения жилой площади 1. При получении жилой площади инвалидами им предоставляется право выбора района, типа здания, этажа и других условий проживания, кроме инвалидов, работающих на специализированных предприятиях инвалидов. В случае несоответствия имеющейся у инвалида жилой площади заключению медико-социальной экспертной комиссии и невозможности его приспособления производится замена жилой площади. 2. Инвалидам предоставляется право на ссуду на льготных условиях при строительстве индивидуального жилого дома (в том числе дач) в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Инвалидам I, II групп, семьям, имеющим в своем составе инвалидов I, II групп, детей-инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение жилой площади, земельных участков для индивидуального жилого строительства, ведения личного подсобного или крестьянского хозяйства, садовых и дачных участков, если они не пользуются более высокими льготами по другим основаниям. Статья 31. Право инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, на получение жилой площади 1. Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение жилой площади. 2. Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении совершеннолетия имеют право на внеочередное получение жилой площади при наличии заключения медико-социальной экспертной комиссии о возможности самостоятельной жизни. 3. Жилая площадь инвалида, поступившего в стационарное учреждение социального обслуживания, специализированное учреждение, не находящаяся в его собственности, сохраняется за ним шесть месяцев. Статья 32. Предоставление жилой площади инвалидам в сельских районах и других поселениях В сельских районах и других поселениях жилая площадь инвалидам предоставляется с комплексом коммунально-бытовых услуг. При невозможности предоставления такой жилой площади местные органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Адыгея обеспечивают коммунально-бытовое обслуживание инвалидов. Статья 33. Право инвалида на дополнительную жилую площадь 1. Инвалидам I, II групп по заключению медико-социальной экспертной комиссии предоставляется дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты площадью не менее пятнадцати квадратных метров без оплаты за излишки площади. 2. Потребность инвалида в дополнительной жилой площади должна учитываться при постановке на учет, при выделении или замене занимаемой им жилой площади. Статья 34. Строительство и использование специальных жилых домов для инвалидов 1. Кабинет Министров Республики Адыгея обеспечивает при необходимости строительство специальных жилых домов для инвалидов, в том числе жилищно-производственных комплексов, домов с комплексом социально-бытовых услуг, отдельных секций и квартир, за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея. 2. Условия, порядок проживания, размер оплаты в специально построенных для инвалидов домах для граждан, не являющихся инвалидами, или семей, не имеющих в своем составе инвалидов, определяются Кабинетом Министров Республики Адыгея с участием общественных организаций инвалидов. Статья 35. Льготы инвалидам по оплате жилой площади и коммунальных услуг 1. Инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка в размере пятидесяти процентов по квартирной плате и оплате коммунальных услуг (в домах государственного муниципального и общественного жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - по стоимости топлива, приобретенного в пределах норм, установленных для продажи населению. Инвалидам устанавливается скидка в размере пятидесяти процентов за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Инвалиды-слепые пользуются радиотрансляционной точкой бесплатно. Указанные льготы распространяются на совместно проживающих с ними членов их семей (супруги, несовершеннолетние дети, родители) и опекунов. 2. Инвалидам I, II групп и детям-инвалидам предоставляется право на внеочередную и бесплатную установку и ремонт телефона. Ремонт бытовых приборов, тифло-, сурдо- и других средств, необходимых для социальной адаптации инвалида, производится бесплатно или на льготных условиях. Порядок оплаты предоставленных услуг определяется Кабинетом Министров Республики Адыгея. 3. Инвалиды пользуются первоочередным правом (инвалиды I, II групп - бесплатно, а инвалиды III группы - со скидкой в размере пятидесяти процентов) на установку охранно-сторожевой сигнализации в своих квартирах с последующей ее оплатой на льготных условиях. 4. Компенсация расходов на предоставление льгот осуществляется за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Адыгея. 5. Органы местного самоуправления Республики Адыгея, организации могут устанавливать дополнительные льготы инвалидам по оплате жилой площади и коммунальных услуг. Статья 36. Порядок и условия хранения средств передвижения инвалидов 1. Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. 2. Инвалиды освобождаются от арендной платы за помещения и платы за землю, используемых для хранения средств передвижения. 3. На каждой стоянке для технических средств передвижения инвалидов выделяется не менее десяти процентов приспособленных мест (но не менее одного места). Указанные стоянки предоставляются инвалидам бесплатно. Статья 37. Социальное обслуживание инвалидов 1. Инвалиды I, II групп, дети-инвалиды обслуживаются вне очереди в организациях торговли, общественного питания, службы быта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население, а также пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами учреждений и организаций. 2. Органы государственной власти Республики Адыгея, органы местного самоуправления Республики Адыгея, а также организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в целях реализации права инвалида на получение необходимой информации дают разъяснения и при необходимости выдают справки о правах, преимуществах, льготах, порядке их реализации и защиты согласно действующему законодательству Российской Федерации и Республики Адыгея. Инвалид имеет право на бесплатную юридическую консультацию по вопросам защиты и реализации своих прав как инвалида. 3. Организации, осуществляющие обслуживание населения совместно с общественными организациями инвалидов, определяют иные формы льготного обслуживания инвалидов. 4. Органы местного самоуправления Республики Адыгея обеспечивают развитие системы социальной помощи инвалидам на дому. Статья 38. Медицинская помощь инвалидам 1. Все виды медицинской помощи в государственных медицинских учреждениях оказываются инвалидам бесплатно. Кабинет Министров Республики Адыгея, органы местного самоуправления обеспечивают получение инвалидами медицинской помощи в необходимых формах, стационарной и амбулаторной помощи, полный охват инвалидов диспансерным наблюдением, беспрепятственную госпитализацию по медицинским показаниям, выделение лечебно-профилактическими учреждениями специализированных отделений или палат для комплексного восстановительного лечения, создание республиканского центра медицинской реабилитации. (В редакции Закона Республики Адыгея от 07.07.2003 г. N 154) 2. Инвалиды I, II групп, дети-инвалиды пользуются правом бесплатной лекарственной помощи, а при наличии медицинских показаний - перевязочным материалом и другими изделиями медицинского назначения, бесплатной зубопротезной помощи, доставки лекарств на дом, приема заказов на лекарство по телефону. Инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на приобретение по рецептам отдельных лекарственных средств и изделий медицинского назначения с пятидесятипроцентной скидкой. Статья 39. Санаторно-курортное лечение 1. Инвалиды, дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствие с индивидуальной программой реабилитации инвалида на условиях, изложенных в частях 2, 3, 4 настоящей статьи. 2. Работающие инвалиды I, II групп имеют преимущественное право на бесплатное, инвалиды III группы - со скидкой на пятьдесят процентов санаторно-курортное лечение, внеочередное получение путевок за счет средств социального страхования. 3. Неработающим инвалидам I, II групп, детям-инвалидам, в том числе находящимся в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторные путевки выдаются органами социальной защиты населения бесплатно, а инвалидам III группы - со скидкой на пятьдесят процентов. 4. Инвалиды I группы и дети-инвалиды имеют право на получение бесплатной второй путевки для лица, их сопровождающего, по заключению медицинских учреждений. Статья 40. Протезирование инвалидов 1. Инвалиды имеют право на изготовление, ремонт протезно-ортопедических изделий и других видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам) за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 2. Кабинет Министров Республики Адыгея обеспечивает создание центра протезной и ортопедической помощи инвалидам. Статья 41. Социальное обслуживание инвалидов, находящихся в республиканских или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания 1. Инвалиды, находящиеся в республиканских или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, оплачивают предоставление услуг (за исключением медицинской помощи). Порядок предоставления услуг инвалидам, находящимся в республиканских или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, определяется Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Адыгея. 2. Работающие инвалиды, находящиеся в стационарных учреждениях социального обслуживания, получают заработную плату, а время работы засчитывается им в трудовой стаж. 3. Общественные организации инвалидов имеют право контроля за деятельностью республиканских и муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания. Статья 42. Социальное обслуживание инвалидов в сельской местности Органы местного самоуправления Республики Адыгея и по их решениям сельскохозяйственные организации обязаны предоставлять инвалидам, проживающим на их территории, посильную работу, направлять их на учебу, создавать приемные пункты предприятий надомного труда, организовывать курсы для приобретения профессии инвалидами в условиях сельского хозяйства, оказывать необходимую помощь в обработке приусадебных участков, в ремонте жилья, инвалидной техники, обеспечении топливом, продуктами и товарами повседневного спроса. Статья 43. Льготы инвалидам по проезду в транспорте общего пользования 1. Инвалиды, дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми - инвалидами, имеют право на бесплатный проезд общественным транспортом (за исключением такси) в городах и районах Республики Адыгея. 2. Инвалидам предоставляется пятидесятипроцентная скидка по оплате стоимости проезда на междуг ородных линиях воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. 3. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида. 4. Детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных маршрутов на территории Республики Адыгея. Статья 44. Услуги в сфере физической культуры и спорта, средств массовой информации 1. Органы государственной власти Республики Адыгея способствуют развитию физической культуры и спорта среди инвалидов и предоставляют стадионы, игровые залы, бассейны и другие спортивные объекты для занятий физической культурой и спортом и проведения спортивных соревнований среди инвалидов. 2. Услуги, оказываемые спортивно-оздоровительными и культурными организациями, средствами массовой информации, в том числе телевидением и радиовещанием, предоставляются инвалидам I и II группы, детям-инвалидам бесплатно, инвалидам III группы - с пятидесятипроцентной скидкой. Статья 45. Стимулирование организаций, осуществляющих социальное обеспечение инвалидов 1. Организации, производящие товары, специальные технические средства, приспособления и предоставляющие услуги инвалидам, в доле этих товаров и услуг в общем объеме освобождаются от налога на добавленную стоимость, налога на прибыль предприятий и акцизов в части, поступающей в республиканский бюджет Республики Адыгея. 2. Средства, направляемые на финансирование строительства, приобретение оборудования и содержание социально-культурных объектов для инвалидов, налогом не облагаются. Глава 4. Общественные организации инвалидов Статья 46. Цели общественных организаций инвалидов 1. В целях защиты прав и интересов, оказания поддержки и услуг инвалидам могут создаваться общественные организации, движения и фонды в порядке, установленном действующим законодательством. 2. Общественная организация инвалидов осуществляет свою деятельность, которая соответствует ее целям, в соответствии с уставом общественной организации, зарегистрированном в установленном порядке. 3. Общественные организации инвалидов участвуют в политической, экономической и социальной жизни общества вместе с другими общественными организациями Республики Адыгея и могут осуществлять любую деятельность, если она не запрещена законодательством и предусмотрена их уставом. 4. При выборах депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и местных органов государственной власти Республики Адыгея для общественных организаций инвалидов создаются условия, позволяющие выдвинутым ими инвалидам-кандидатам в депутаты вести полноценную предвыборную борьбу в равных условиях с другими кандидатами. 5. Республиканские общественные организации инвалидов имеют право принимать участие в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов об инвалидах, разработке предложений по формированию и проведению государственной политики в отношении инвалидов. 6. Кабинет Министров Республики Адыгея, местные органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Адыгея оказывают всемерную поддержку, в том числе и финансовую, общественным организациям инвалидов. Вмешательство государства в деятельность общественных организаций инвалидов, если она не противоречит закону, не допускается. Статья 47. Координационный Совет при Президенте Республики Адыгея по делам инвалидов 1. Координационный Совет при Президенте Республики Адыгея по делам инвалидов обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти Республики Адыгея общественных организаций инвалидов и организаций, занимающихся проблемами инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод. 2. Координационный Совет при Президенте Республики Адыгея по делам инвалидов является консультативным совещательным органом, который осуществляет свою деятельность на общественных началах. Статья 48. О льготах общественным организациям инвалидов и находящимся в их собственности юридическим лицам 1. Общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности юридические лица пользуются льготами по налогообложению, платежам и взносам в республиканский бюджет Республики Адыгея, территориальный дорожный фонд Республики Адыгея в соответствии с действующим законодательством, а также освобождаются от федеральных налогов в части, зачисляемой в республиканский бюджет Республики Адыгея, республиканских и местных налогов при условии использования всей прибыли, получаемой от хозяйственной и коммерческой деятельности, на финансирование социальных программ и другие уставные цели этих юридических лиц в отношении инвалидов. 2. По решению органов государственной власти общественным организациям инвалидов и юридическим лицам, находящимся в собственности общественных организаций инвалидов, устанавливается пятидесятипроцентная скидка по оплате стоимости газа и коммунальных услуг (теплоснабжение, водоснабжение, канализация и санитарная очистка). Расходы на реализацию указанной льготы компенсируются за счет средств соответствующих бюджетов Республики Адыгея. 3. Общественным организациям инвалидов, находящимся в их собственности юридическим лицам тариф на государственное социальное страхование не устанавливается. Статья 49. Гарантии предоставления государственной поддержки инвалидам 1. Финансирование настоящего Закона осуществляется за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Адыгея. 2. Представители общественных объединений инвалидов включаются в наблюдательные советы и правления республиканских фондов (фонда социальной поддержки населения Республики Адыгея, фонда реабилитации инвалидов Республики Адыгея) для участия в управлении этими фондами и решения проблем инвалидности и инвалидов, а также для участия в разработке и принятии бюджетов фондов. Глава 5. Заключительные положения Статья 50. Научные исследования по проблемам инвалидности 1. Республика Адыгея обеспечивает проведение научных исследований по проблемам инвалидности с целью определения и выполнения реальных потребностей инвалидов путем решения проблем инвалидности, прогнозирования развития инвалидности в Республике Адыгея и выработки рекомендаций по ее предупреждению. 2. Научные разработки и рационализаторские предложения, обеспечивающие улучшение условий жизни инвалидов, внедряются местными органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Адыгея с участием общественных организаций инвалидов. Статья 51. Освещение проблем инвалидов в средствах массовой информации 1. Органы государственной власти Республики Адыгея организуют теле- и радиопередачи и публикации, направленные на широкое освещение проблем инвалидов, информируют о принятии законов и иных нормативных правовых актов Республики Адыгея по проблемам инвалидов, предоставляют возможность республиканским общественным организациям инвалидов публиковать аналитические материалы и тематические обзоры по проблемам инвалидов в республиканских средствах массовой информации. 2. Республика Адыгея создает необходимые условия для формирования морально-нравственной атмосферы в обществе, содействующей тесному взаимодействию между инвалидами и остальным населением, развитию чувства милосердия, используя возможности средств массовой информации и просвещения. 3. Республика Адыгея обеспечивает инвалидам возможность выносить для широкого общественного обсуждения свои проблемы, предлагать пути решения этих проблем. Статья 52. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 2 статьи 3, статей 13, 16, 17, 18. 2. Статья 13 настоящего Закона вступает в силу с момента организации фонда реабилитации инвалидов Республики Адыгея. 3. Кабинету Министров Республики Адыгея во исполнение положений части 2 статьи 3, статей 16, 17, 18 настоящего Закона: 1) в срок до 2000 года разработать и утвердить порядок оказания услуг по сурдопереводу; 2) в срок до 2003 года завершить реконструкцию застройки городов и других поселений, приспособление зданий, сооружений, объектов социальной инфраструктуры, транспортных средств в целях обеспечения доступности их для инвалидов. 4. Часть 2 статьи 3, статьи 16, 17, 18 настоящего Закона вступают в силу при условии выполнения требований части 3 настоящей статьи. Президент Республики Адыгея А.ДЖАРИМОВ Майкоп Дом Советов Адыгеи 23 декабря 1992 года N 85-1 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|