Расширенный поиск
Закон Республики Адыгея от 27.04.1999 № 121Утратил силу - Закон Республики Адыгея от 10.08.2006 г. N 21 РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ ЗАКОН (В редакции Закона Республики Адыгея от 27.02.2003 г. N 115) О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Принят Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея 21 апреля 1999 года Настоящий Закон устанавливает основные понятия и положения в сфере охраны памятников истории и культуры, находящихся на территории Республики Адыгея (далее - памятников культуры), и регулирует отношения, возникающие в связи с охраной государством памятников культуры, в целях их сохранения для современного и будущих поколений. Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики и регулирует общественные отношения в области охраны и использования памятников культуры на территории Республики Адыгея. Он также направлен на реализацию приоритетных прав автохтонного (коренного) народа и иных этнических общностей на сохранение и развитие своей культурно - национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно - исторической среды обитания. Глава 1. Общие положения Статья 1. Законодательство о государственной охране и использовании памятников культуры 1. Законодательство Республики Адыгея о государственной охране и использовании памятников культуры состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, а также Конституции Республики Адыгея, настоящего Закона и других нормативных актов Республики Адыгея. 2. Установленный настоящим Законом порядок учета, охраны и использования памятников культуры применяется ко всем памятникам культуры независимо от форм собственности. Статья 2. Задачи законодательства в области охраны и использования памятников культуры Задачами законодательства в области охраны и использования памятников культуры являются : 1) определение статуса памятников культуры; 2) определение прав и обязанностей органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, юридических и физических лиц в области охраны и использования памятников культуры; 3) определение системы государственных органов охраны памятников культуры Республики Адыгея и их компетенции; 4) определение государственных мер, обеспечивающих охрану памятников культуры, особенностей осуществления права собственности, управления и распоряжения ими; 5) установление ответственности за действия, наносящие ущерб памятникам культуры. Статья 3. Основные понятия системы государственной охраны и использования памятников культуры В настоящем Законе применяются следующие понятия: 1) культурное наследие - система материальных и интеллектуально - духовных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими поколениями и значимых для сохранения и развития самобытности Республики Адыгея и ее многонационального народа; 2) памятники культуры - движимые и недвижимые объекты, иное имущество, связанные с определенной культурой, знаменательным фактом или историческим событием, значимые для общества и сохранения самобытности, разнообразия культурной и природной среды обитания многонационального народа Республики Адыгея; 3) движимые памятники культуры - произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, произведения народного творчества, документы, образцы книгопечатания, археологические находки, составляющие архивные фонды, музейные, библиотечные, иные государственные и частные коллекции; 4) недвижимые памятники культуры- объекты культурного наследия, обладающие общественно значимой, универсальной культурной (археологической, исторической, художественной, архитектурной или иной) ценностью, зарегистрированные в государственных списках памятников культуры, независимо от форм собственности, характера использования и степени их сохранности; 5) памятники культуры недвижимые единичные - здания или сооружения, как отдельные, так и образующие четко локализуемые ансамбли, вместе с историческими территориями владений и находящимися в них движимыми культурными ценностями, земельные участки, содержащие археологические объекты и слои; 6) памятники культуры недвижимые ансамблевые - исторические или по единому замыслу сложившиеся комплексы недвижимых единичных памятников культуры в их композиционной и ландшафтной взаимосвязи, исторические и культурные места и ландшафты; 7) государственная охрана памятников культуры - система правовых, организационных, финансовых и иных мер, принимаемых государственными органами, направленных на выявление, учет, сохранение, реставрацию, популяризацию и обеспечение режима использования памятников культуры, в том числе их общественной доступности; 8) государственный список недвижимых памятников культуры - перечень недвижимых памятников культуры, находящихся под охраной государства; 9) список выявленных недвижимых памятников культуры - перечень недвижимых объектов, предлагаемых специально уполномоченными государственными органами охраны памятников культуры для включения в государственный список недвижимых памятников культуры; 10) Государственный список недвижимых памятников культуры республиканского значения - перечень недвижимых памятников культуры Республики Адыгея, находящихся под охраной государства; 11) Государственный список недвижимых памятников культуры федерального (общероссийского) значения - перечень недвижимых памятников культуры федерального значения, находящихся под охраной государства; 12) зоны охраны недвижимого памятника культуры - земельные и водные участки, как примыкающие к территории памятника культуры, так и иные участки, необходимые для обеспечения его материальной и культурной сохранности и закрепленные в установленном законом порядке; 13) земли историко-культурного назначения - территории недвижимых памятников - фиксированная часть недвижимости, в том числе земельные участки, на которых расположены недвижимые памятники культуры, включая зоны их охраны, а также особо охраняемые территории с установленными для них режимами использования и зонами охраны; 14) открытый лист - специальное разрешение, выдаваемое органом, уполномоченным Российской академией наук, археологу-исследователю на право проведения археологических исследований; 15) особо охраняемые историко - культурные территории - территории музеев - усадеб, музеев - заповедников, историко-культурных заповедников, музеев под открытым небом, национальных историко - культурных парков и иных государственных организаций хранения недвижимых памятников культуры; 16) государственные организации хранения памятников культуры - государственные музеи, библиотеки, архивы, музеи - заповедники и иные учреждения культуры, осуществляющие государственное хранение памятников культуры; 17) национальные историко-культурные парки - организации государственного хранения памятников культуры, обеспечивающие сохранность крупных территориальных историко-культурных комплексов, имеющих особое значение с точки зрения науки, образования, культуры и охраны природы; 18) особо ценные объекты культурного наследия - историко - культурные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, археологические памятники, включенные в состав списка особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; 19) исторический город, историческое поселение - города и населенные пункты Республики Адыгея, представляющие собой историческую, научную, культурную, архитектурно - градостроительную, этнологическую ценность и включенные в список исторических городов и исторических поселений Республики Адыгея; 20) реставрация - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, производимых с целью максимального обеспечения сохранности памятников культуры ; 21) государственные органы охраны памятников культуры Республики Адыгея - органы в системе исполнительной власти Республики Адыгея, осуществляющие управление и контроль в сфере государственной охраны памятников культуры; 22) национальный реестр специалистов в области культурного наследия - список высококвалифицированных специалистов, работающих в области национального культурного наследия, составляемый Министерством культуры Республики Адыгея для их учета, помощи в установлении их контактов с потребителями их услуг на республиканском и международном уровнях. Статья 4. Виды памятников культуры 1. К недвижимым памятникам культуры относятся: 1) памятники архитектуры и градостроительства: а) единичные памятники: отдельные постройки, здания, сооружения, а также четко локализуемые архитектурные ансамбли фортификационного, культового, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, пещеры вместе с их историческими территориями и связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, надписи; б) ансамбли, то есть совокупность недвижимых единичных памятников и открытых пространств, включая места музеефицированных археологических или палеонтологических раскопок, составляющие заселенные места в городах или сельской местности, обладающие уникальной ценностью с археологической, архитектурной, исторической, эстетической или социально-культурной точек зрения, старинные городские кварталы, деревни, архитектурные ансамбли, произведения ландшафтной архитектуры, некрополи; 2) достопримечательные места - территории, имеющие уникальную ценность как совместные творения природы и человека, а также с точки зрения истории, эстетики, этнологии; 3) памятники истории - постройки с их исторически сложившимися территориями, памятные места, кладбища, ландшафты, связанные с историческими событиями, жизнью городов и населенных пунктов, выдающихся исторических личностей, ученых, деятелей искусств; 4) памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно - прикладного искусства (скульптурные памятники, стелы, обелиски, произведения монументальной живописи); 5) памятники археологии: а) объекты жилого назначения - культурные слои и постройки древних городов, городищ, селищ, стоянок, жилища, убежища; б) объекты фортификационного назначения; в) объекты религиозного назначения - храмы, церкви, монастыри, святые места, культовые комплексы, святилища, места совершения обрядов (священные рощи) адыгов; г) погребальные комплексы - курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения, дольмены, некрополи, мавзолеи; д) культовые камни, изваяния, наскальная и пещерная живописи, эпиграфические памятники; е) объекты хозяйственного назначения - остатки и следы охотничьих, скотоводческих, земледельческих, садоводческих (а именно старых черкесских садов), промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений, гидротехнических устройств (прудов, каналов и других), транспортных артерий и сооружений (дорог, мостов, стоянок и других), инфраструктуры водных и водно-волоковых путей. 2. К движимым памятникам культуры относятся : 1) археологические предметы - древние предметы, извлеченные из земли или найденные на поверхности земли в обрывах, осыпях, на берегах или на дне водоемов случайно, в результате хозяйственной деятельности или научных раскопок(орудия труда и оружие, посуда, домашняя утварь, произведения мелкой пластики, торевтики, эпиграфики, монеты и монетные клады, печати, украшения, детали одежды, снаряжения, останки домашних животных, любые предметы из погребений и погребальных сооружений, культурного слоя древних населенных пунктов, архитектурные детали и их фрагменты, другие предметы, имеющие научную и культурную ценность); 2) элементы исторических памятников, подвергшихся фрагментированию; 3) этнологические материалы; 4) исторические ценности, связанные с историей естественных наук и техники, военной и общественной историей, а также с жизнью народов и национальных руководителей, мыслителей, ученых, деятелей искусства и важными историческими событиями; 5) произведения живописи и графики на любой основе и из любых материалов полностью ручной работы, а также чертежи и промышленные изделия, украшенные вручную; 6) афиши и фотографии как виды оригинального творчества; 7) оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов, диорамы; 8) произведения скульптуры из любых материалов; 9) произведения декоративно - прикладного искусства из любых материалов, мебель, гобелены, ковры, шитье, костюмы, музыкальные инструменты; 10) манускрипты, инкунабулы, кодексы, книги и издания, представляющие особый интерес; 11) предметы, представляющие особый интерес с точки зрения нумизматики (медали, монеты и другие) или филателии; 12) предметы, представляющие интерес с точки зрения истории быта, ремесла, промышленного производства; 13) архивные документы, включая рукописи, документы, записи текстов, карты и другие картографические материалы, фотографии, кинофильмы, видео- и звукозаписи, машиночитаемые документы. 3. Памятниками культуры могут являться также и иные объекты, комплексы объектов и их фрагменты, не указанные в настоящей статье. Статья 5. Культурное наследие Республики Адыгея К культурному наследию многонационального народа Республики Адыгея относятся памятники культуры (вновь выявляемые объекты, предметы, произведения духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, а также объекты, внесенные в государственные списки памятников истории и культуры Республики Адыгея), особо охраняемые историко - культурные территории и иные объекты культурного наследия, признанные таковыми в соответствии с правовыми актами Республики Адыгея . Статья 6. Права граждан в области культурного наследия многонационального народа Республики Адыгея 1. Каждый имеет право на доступ к культурному наследию многонационального народа Республики Адыгея, изучение памятников культуры в культурных и научных целях, если это не наносит ущерба памятникам культуры. 2. Граждане Республики Адыгея, общественные организации имеют право на участие в деятельности органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, связанной с охраной памятников культуры, что подразумевает: 1) беспрепятственное предоставление органами государственной власти, местными органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Адыгея информации о памятниках культуры; 2) право на внесение в государственные органы охраны памятников культуры Республики Адыгея подлежащих обязательному рассмотрению предложений о воссоздании памятников культуры и дополнении состава памятников культуры Республики Адыгея. Статья 7. Правовое положение памятников культуры 1. Все памятники культуры, находящиеся на территории Республики Адыгея, независимо от системы охраны, форм собственности, использования и степени сохранности охраняются государством и являются достоянием многонационального народа Республики Адыгея. 2. Государство обязано обеспечить приоритетные меры финансовой и организационной поддержки действий юридических и физических лиц, направленных на сохранение памятников культуры, на реализацию приоритетных прав автохтонного (коренного) народа и иных этнических общностей на сохранение и развитие своей культурно - национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно - исторической среды обитания. Глава 2. Государственные органы охраны памятников культуры Республики Адыгея и их компетенция Статья 8. Государственные органы охраны памятников культуры Республики Адыгея 1. Государственная охрана памятников культуры осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Адыгея и государственными органами охраны памятников культуры Республики Адыгея. 2. Государственными органами охраны памятников культуры на территории Республики Адыгея являются Министерство культуры Республики Адыгея, Государственный архив Республики Адыгея, Национальный музей Республики Адыгея, Национальная библиотека Республики Адыгея, специально уполномоченные органы администраций городов и районов Республики Адыгея. 3. Специально уполномоченным органом охраны недвижимых памятников культуры на территории Республики Адыгея является Государственная инспекция по охране памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Адыгея. 4. Администрации городов, районов Республики Адыгея создают в своих структурах подразделения по вопросам охраны памятников культуры с оперативным и научно-методическим подчинением Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Адыгея. 5. Министерство культуры Республики Адыгея, Государственная инспекция по охране памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Адыгея, органы культуры администраций городов и районов в пределах своей компетенции осуществляют государственное управление и контроль в области охраны и использования памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, а также историко-культурных заповедников и особо охраняемых территорий, коллекций и собраний предметов историко-культурного значения. 6. Государственный архив Республики Адыгея и его органы в пределах своей компетенции осуществляют государственное управление в области охраны и использования документальных памятников, а также их правовое регулирование. Компетенция Государственного архива Республики Адыгея определяется законодательством об архивах и архивном фонде. 7. Полномочия государственных органов охраны памятников культуры на основании настоящего Закона определяются органами государственной власти Республики Адыгея. Статья 9. Компетенция Министерства культуры Республики Адыгея в области охраны и использования памятников культуры 1. В компетенцию Министерства культуры Республики Адыгея входит: 1) разработка законов и законодательных актов, внесение предложений в Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея и Кабинет Министров Республики Адыгея об изменении и дополнении законодательства о государственной охране памятников культуры, изменении субъектов собственности памятников культуры; 2) внесение в федеральный орган охраны памятников предложений о включении объектов в Списки всемирного наследия; 3) формирование и реализация государственных программ Республики Адыгея по охране и защите памятников культуры; 4) оперативное управление памятниками культуры, находящимися в республиканской собственности; 5) приобретение и изъятие культурных и исторических ценностей от имени государства; 6) исполнение функций заказчика при реставрации памятников культуры; 7) разработка республиканских программ реставрационных работ, обучение кадров различным специальностям и ремеслам в области сохранения и возрождения национального культурного наследия; 8) участие в деятельности международных и зарубежных организаций по сохранению и использованию памятников культуры; 9) осуществление научно - информационного и просветительно - образовательного обеспечения в области охраны и использования памятников культуры, составление национального реестра высококвалифицированных специалистов, работающих в области национального культурного наследия, установление контактов с потребителями их услуг на республиканском и международном уровнях; 10) государственная экспертиза в области охраны и использования памятников культуры. 2. Нормативные акты Министерства культуры Республики Адыгея, принятые в пределах его полномочий, а также предписания Министерства культуры Республики Адыгея по вопросам охраны, использования и реставрации памятников культуры обязательны для государственных органов, юридических и физических лиц. Статья 10. Компетенция Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Адыгея в области охраны и использования памятников культуры 1. В компетенцию Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Адыгея входит: 1) приостановление (прекращение) ведения, а также финансирования любых работ, осуществляющихся в нарушение законодательства в области охраны и использования памятников культуры; 2) беспрепятственный доступ к соответствующим объектам культурного наследия, независимо от форм собственности, режима использования и хранения; 3) бесплатное получение от органов государственной власти Республики Адыгея, местных органов государственной власти, государственных и муниципальных организаций, независимо от их принадлежности, информации, необходимой для выполнения задач в сфере охраны и использования соответствующего культурного наследия; 4) участие в качестве стороны в сделках по распоряжению соответствующим государственным и муниципальным имуществом, отнесенным к культурному наследию, с требованиями о принятии сторонами сделки обязательств по сохранению объекта культурного наследия, обеспечению беспрепятственного проведения мероприятий по охране объекта культурного наследия; 5) предъявление от имени государства в судебном и в несудебном порядке требований об обременении в интересах сохранения культурного наследия правом ограниченного пользования (сервитутом) объектов соответствующего культурного наследия, о признании недействительными оспоримых сделок в отношении объектов культурного наследия, совершенных в нарушение требований нормативных актов в сфере культурного наследия, о безвозмездном либо возмездном изъятии у собственника объекта культурного наследия соответствующего имущества в случае нарушения собственником требований нормативных актов в сфере культурного наследия, о возмещении ущерба, причиненного объекту соответствующего культурного наследия, а также иных требований, связанных с обеспечением сохранения соответствующего культурного наследия; 6) подготовка и передача правоохранительным органам соответствующих материалов для решения вопроса о привлечении к уголовной и административной ответственности лиц, виновных в совершении нарушения законодательства Российской Федерации в сфере культурного наследия; 7) разработка и обеспечение методическими рекомендациями по вопросам охраны памятников культуры местных органов охраны памятников, а также юридических и физических лиц; 8) организация работы по выявлению, учету памятников культуры и ведению государственных списков недвижимых памятников культуры; 9) установление режима содержания и использования памятников культуры, их территорий, историко - культурных заповедников и зон охраны недвижимых памятников культуры; 10) государственный контроль за соблюдением правил охраны, реставрации и использования памятников культуры; 11) создание временных научно-производственных групп для выполнения культуроохранных работ на договорной основе; 12) рассмотрение и согласование проектной документации на все виды работ, связанных с реконструкцией и благоустройством земель историко - культурного назначения и реставрацией памятников культуры; 13) согласование отводов земельных участков; 14) приостановка реализации проектов, не соответствующих нормам законодательства об охране и использовании памятников культуры; 15) осуществление стоимостной и экспертной оценки памятников культуры; 16) государственный контроль за проведением археологических исследований. 2. Требования государственных органов противопожарного и санитарного надзора и других органов в вопросах охраны и использования памятников культуры подлежат обязательному согласованию с Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Адыгея. Статья 11. Компетенция местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея в области охраны и использования памятников культуры 1. Местные органы государственной власти Республики Адыгея несут ответственность за охрану и использование памятников культуры в пределах их территорий и компетенции. 2. К компетенции местных органов государственной власти Республики Адыгея в области охраны и использования памятников культуры относится: 1) принятие решений по охране и использованию памятников культуры, не противоречащих настоящему Закону; 2) контроль за соблюдением настоящего Закона в пределах их компетенции, учет требований охраны и использования памятников культуры при составлении местных программ и планов развития территорий; 3) обеспечение необходимых организационных, правовых и финансовых условий для охраны и использования памятников культуры; 4) создание местных органов охраны памятников культуры; 5) обеспечение информационной и просветительно - образовательной деятельности, широкого доступа к культурному наследию. 3. К компетенции органов местного самоуправления Республики Адыгея относятся реставрация и содержание муниципальных памятников культуры. 4. С целью сохранения памяти об исторических событиях и деятелях истории и культуры адыгов поощряется изменение отдельных географических названий на названия, отражающие историю Адыгеи. 5. Местные органы государственной власти не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов охраны памятников культуры Республики Адыгея. 6. Местные органы государственной власти Республики Адыгея принимают участие в выявлении, популяризации и охране памятников культуры, находящихся на их территории. Статья 12. Участие общественных организаций в охране и использовании памятников культуры Общественные организации способствуют осознанию общественного значения памятников культуры, привлечению широких слоев населения к активному участию в сохранении памятников культуры, осуществляют их популяризацию и соблюдение законодательства, активно содействуют работе государственных органов охраны памятников культуры Республики Адыгея, выполняют иные функции в соответствии со своими уставными задачами и целями. Статья 13. Научно-методическое руководство в области охраны недвижимых памятников культуры При Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Адыгея создается научно - методический совет, в который входят эксперты в области охраны памятников культуры и который наделяется правом принятия решений по вопросам учета, охраны, использования, изучения, реставрации и воссоздания недвижимых памятников культуры, а также обсуждения проектов законодательных актов в сфере охраны памятников культуры. В компетенции научно-методического совета также находятся вопросы отнесения современных произведений искусства к памятникам культуры. Научно - методический совет в своей работе руководствуется научно - методическими рекомендациями федеральных органов охраны памятников истории и культуры и международных организаций в сфере охраны памятников культуры. Глава 3. Государственный учет памятников культуры Статья 14. Государственный учет памятников культуры 1. Памятники культуры, независимо от форм собственности, подлежат государственному учету. Государственный учет недвижимых памятников культуры является основой системы их государственной охраны. Под государственным учетом памятников культуры понимается: 1) выявление памятников культуры, определение их ценности; 2) принятие общественно значимых объектов на государственную охрану в качестве памятника культуры; 3) составление учетных документов на памятники культуры, их изучение, графическая и фотофиксация. 2. Государственный учет памятников культуры осуществляет специально уполномоченный орган охраны памятников культуры Республики Адыгея. 3. Государственный учет памятников культуры, входящих в состав архивных, музейных, библиотечных и иных фондов, производится в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея об архивных, музейных, библиотечных и иных фондах. 4. Государственный учет недвижимых памятников культуры осуществляется на основании списков памятников культуры. 5. Списки памятников культуры подразделяются на: 1) государственные списки недвижимых памятников культуры; 2) списки выявленных недвижимых памятников культуры; 3) списки учетных культурных ценностей. 6. Недвижимые памятники культуры подлежат государственной охране как единое целое со связанной с ними исторически и функционально территорией, находящимися на ней сооружениями и движимыми памятниками культуры, связанными с ними. 7. Предметы старины, произведения изобразительного и декоративно - прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие предметы и документы, находящиеся в общественной и частной собственности граждан и представляющие значительную историческую, художественную, научную или иную культурную ценность, признаются памятниками культуры и подлежат государственному учету. 8. Недвижимые памятники культуры принимаются на государственную охрану как памятники культуры не ранее чем через тридцать лет после их создания или событий, связанных с ними, за исключением мемориальных объектов. 9. Государственные органы охраны памятников культуры подготавливают и издают государственные списки недвижимых памятников культуры, каталоги, справочники и другие учетно - информационные материалы. Статья 15. Порядок выявления, обследования недвижимых памятников культуры Выявление, обследование, фотофиксацию недвижимых памятников культуры, а также разработку проектов их реставрации проводит Государственная инспекция по охране памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Адыгея совместно с привлекаемыми на договорной основе организациями, творческими коллективами или специалистами. Недвижимые памятники культуры ставятся на учет государственным органом охраны памятников культуры Республики Адыгея и вносятся в списки учетных культурных ценностей. Статья 16. Списки выявленных недвижимых памятников культуры 1. В списки выявленных недвижимых памятников культуры включаются объекты из списка учетных культурных ценностей, отнесенные по результатам экспертизы к объектам, обладающим общественно значимой культурной ценностью. Экспертиза выявленных культурных ценностей проводится государственными органами охраны памятников культуры Республики Адыгея с участием специалистов в области градостроительства и архитектуры, монументального и монументально - декоративного искусства, истории и археологии. 2. С момента включения объекта в списки выявленных недвижимых памятников культуры на него распространяются положения законодательства Российской Федерации и Республики Адыгея о государственной охране и использовании недвижимых памятников культуры, принятых на государственную охрану. 3. В течение трех месяцев государственные органы охраны памятников культуры Республики Адыгея извещают собственников и пользователей о включении объектов в списки выявленных недвижимых памятников культуры. 4. Списки выявленных недвижимых памятников культуры ведутся и утверждаются государственным органом охраны памятников культуры Республики Адыгея по видам памятников (археологии, градостроительства и архитектуры, истории, монументального искусства) и по административно - территориальному принципу. Объектам, включенным в данные списки, присваивается порядковый номер. Статья 17. Государственные списки недвижимых памятников культуры, принятых на государственную охрану 1. Государственные списки недвижимых памятников культуры подразделяются на: 1) Государственный список недвижимых памятников культуры республиканского значения; 2) Государственный список недвижимых памятников культуры федерального (общероссийского) значения. 2. Государственные списки недвижимых памятников культуры включают в себя памятники культуры, отнесенные к охраняемым государством памятникам культуры Правительством Российской Федерации или Кабинетом Министров Республики Адыгея. 3. Государственные списки недвижимых памятников культуры республиканского значения и дополнения к ним формируются органами охраны памятников культуры Республики Адыгея на основе списка выявленных недвижимых памятников культуры. 4. Государственные списки недвижимых памятников культуры республиканского значения и дополнения к ним утверждаются Кабинетом Министров Республики Адыгея в срок не более трех месяцев с момента внесения их на рассмотрение вместе с учетной документацией. 5. Объекты, включенные в государственные списки недвижимых памятников культуры республиканского значения, по представлению государственных органов охраны памятников культуры Республики Адыгея могут быть представлены федеральным органам охраны памятников культуры для принятия их на государственную охрану в качестве памятника культуры федерального значения. 6. В случае, если Правительство Российской Федерации или Кабинет Министров Республики Адыгея в течение трех месяцев с момента внесения предложения о включении объекта в государственные списки недвижимых памятников культуры не примет соответствующее решение, объект сохраняет статус недвижимого памятника культуры до принятия решения. Статья 18. Списки всемирного наследия 1. В Списки всемирного наследия могут быть включены объекты культурного наследия Республики Адыгея, отнесенные решением Международного совета по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС) и Комитета всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО к объектам всемирного наследия. 2. Объекты для включения в Списки всемирного наследия представляются федеральным органом охраны памятников культуры по предложению Министерства культуры Республики Адыгея в соответствии с утвержденными ЮНЕСКО организационными и документальными формами. 3. Объекты, включенные в Списки всемирного наследия, отмечаются установкой информационно - охранных досок в соответствии с утвержденными образцами. Доски устанавливаются за счет средств предприятий, учреждений, организаций, в пользовании или собственности которых находятся памятники, за счет средств местного или государственного (республиканского, федерального) бюджетов и специальных средств государственных органов охраны памятников культуры Республики Адыгея. Статья 19. Снятие с государственной охраны недвижимых памятников культуры 1. Недвижимые памятники культуры снимаются с государственной охраны в случае их полной физической утраты. 2. Снятие с государственной охраны недвижимых памятников культуры осуществляется: 1) для памятников федерального значения - решением Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа охраны памятников культуры, согласованному с органом охраны памятников культуры Республики Адыгея. 2) для памятников республиканского значения - решением Кабинета Министров Республики Адыгея по представлению органов охраны памятников культуры Республики Адыгея. 3. Памятники культуры, снятые с государственной охраны, исключаются из государственных списков недвижимых памятников культуры. Глава 4. Собственность на памятники культуры Статья 20. Формы собственности на памятники культуры 1. Памятники культуры Республики Адыгея могут находиться в государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений, частной и любой другой форме собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея, за исключением памятников археологии. Памятники археологии находятся в государственной собственности Республики Адыгея. 2. Недвижимые памятники культуры, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, передаются в оперативное управление государственным органам охраны памятников культуры, за исключением жилых помещений. Статья 21. Право ограниченного пользования имуществом, входящим в состав объекта культурного наследия (сервитут) 1. Имущество, составляющее объект культурного наследия Республики Адыгея, обременяется публичным и (или) частным правом ограниченного пользования (сервитутом) в интересах сохранения объекта культурного наследия Республики Адыгея. 2. Право ограниченного пользования (сервитут) подлежит специальной государственной регистрации в порядке, установленном для специальной государственной регистрации прав собственности на объекты культурного наследия Республики Адыгея. 3. Публичное право ограниченного пользования (сервитут) устанавливается принятием нормативного акта государственным органом охраны памятников культуры Республики Адыгея. 4. Частное право ограниченного пользования (сервитут) устанавливается по соглашению между соответствующим государственным органом охраны памятников культуры Республики Адыгея и собственником недвижимого имущества либо по решению суда в соответствии с порядком и правилами, устанавливаемыми государственным органом охраны культуры Республики Адыгея. 5. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях частного права ограниченного пользования (сервитута) спор разрешается судом по иску государственного органа охраны памятников культуры Республики Адыгея. 6. Условия права ограниченного пользования (сервитута) включают права государственного органа охраны памятников культуры Республики Адыгея: 1) на беспрепятственное обследование объекта культурного наследия; 2) на регулирование режима содержания и использования объекта культурного наследия; 3) на установление для собственника объекта культурного наследия обязанности проводить обязательные мероприятия по сохранению объекта культурного наследия, возмещать ущерб объекту культурного наследия, нанесенный собственником и пользователями объекта культурного наследия, осуществляющими свои права с согласия собственника объекта культурного наследия; 4) иные права. Статья 22. Объекты права государственной собственности Республики Адыгея на памятники культуры 1. Памятники культуры, закрепленные за государственными организациями, за исключением объектов, являющихся собственностью граждан, являются государственной собственностью Республики Адыгея. 2. Государственной собственностью Республики Адыгея являются также ценности, обнаруженные на землях, переданных в частную собственность. 3. Памятники культуры, вновь выявленные и не имеющие собственника, или собственник которых неизвестен, или если они конфискованы либо изъяты, являются государственной собственностью Республики Адыгея. 4. При продаже памятников культуры государственные органы в области культуры, государственные организации хранения памятников культуры Республики Адыгея имеют право преимущественной покупки. Статья 23. Объекты права муниципальной собственности на памятники культуры В муниципальной собственности находятся недвижимые памятники культуры, используемые в качестве жилых помещений и для размещения муниципальных унитарных организаций. Недвижимые памятники культуры, находящиеся в муниципальной собственности и используемые по первоначальному назначению в качестве жилых помещений, могут передаваться в собственность граждан в установленном законодательством порядке. Статья 24. Объекты права собственности общественных объединений (организаций) на памятники культуры К объектам права собственности общественных объединений (организаций) относятся движимые и недвижимые памятники культуры, приобретенные ими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. Статья 25. Объекты права собственности граждан Республики Адыгея В частной собственности граждан Республики Адыгея могут находиться движимые ценности, недвижимые памятники - здания и помещения мемориального характера, связанные с историческими личностями. Статья 26. Субъекты права собственности и пользования памятниками культуры Субъектами права собственности и пользования памятниками культуры являются государственные органы охраны памятников культуры Республики Адыгея, государственные и муниципальные унитарные организации, общественные объединения, юридические и физические лица. Статья 27. Ограничение и лишение права собственности и пользования памятниками культуры 1. Ограничение субъектов права собственности и пользования памятниками культуры осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. 2. Лишение права собственности и пользования памятниками культуры происходит при условиях: 1) отказа субъекта права собственности и пользования принять на себя обязательства по охране памятников культуры; 2) несоблюдения установленных норм и правил сохранения и использования, а также нанесения ущерба памятникам культуры. 3. Возбуждение иска на лишение прав собственности и пользования памятниками культуры может быть осуществлено государственным органом охраны памятников культуры Республики Адыгея и органами местного самоуправления. 4. Лишение прав собственности на памятники культуры может быть осуществлено по решению суда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 28. Порядок определения и изменения форм и субъектов права собственности и пользования памятниками культуры 1. Определение и изменение форм и субъектов права собственности и пользования памятниками культуры происходит в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. 2. Памятники культуры не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Глава 5. Порядок охраны и использования памятников культуры Статья 29. Государственное хранение памятников культуры 1. Памятники культуры в целях обеспечения сохранности и оптимального использования могут быть переданы собственником на государственное хранение с передачей обязанностей по их сохранению. 2. Государственное хранение движимых памятников культуры производится музеями, архивами, библиотеками и другими государственными организациями хранения памятников, осуществляющими свою деятельность в соответствии с настоящим Законом и законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея о музейном, архивном, библиотечном деле. Статья 30. Обеспечение сохранности памятников культуры при производстве строительных и других работ 1. Проектные задания, технико-экономические обоснования и проекты строительных, дорожных, мелиоративных и других работ, планируемых к производству в зонах охраны памятников культуры, территориях заповедников и заповедных мест, исторических городах и населенных пунктах, в обязательном порядке подлежат согласованию с государственными органами охраны памятников культуры Республики Адыгея и предусматривают мероприятия, обеспечивающие сохранность этих памятников. 2. Заказчики ремонтно - реставрационных работ памятника культуры обязаны заключить с государственным органом охраны памятников культуры Республики Адыгея договор на технический надзор за ремонтно - реставрационными работами. Окончательную приемку реставрационных работ памятников культуры осуществляют государственные органы охраны памятников культуры Республики Адыгея. 3. Решение об отводе земли под строительство или иную хозяйственную деятельность в зонах охраны памятников подлежит согласованию с государственными органами охраны памятников культуры Республики Адыгея с участием в комиссии по отводу их полномочного представителя. 4. Хозяйственная деятельность, в том числе производство строительных, мелиоративных, дорожных, ремонтно - реставрационных, сельскохозяйственных и других работ, допускается только в соответствии с разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией, предусматривающей специальные охранные мероприятия, в той степени, которая не может привести к изменению или разрушению памятников, нарушению их целостности и сохранности. В случае возникновения в процессе их проведения угрозы для сохранности памятников культуры дальнейшее проведение работ должно быть приостановлено независимо от наличия предписания государственных органов охраны памятников культуры Республики Адыгея. 5. Организации в случае обнаружения при производстве строительных, дорожных, мелиоративных, сельскохозяйственных и иных работ археологических, архитектурных и других объектов, которые могут иметь историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны немедленно сообщить об этом государственному органу охраны памятников культуры Республики Адыгея и приостановить дальнейшее проведение работ. 6. Указанные в части 4 настоящей статьи работы должны быть немедленно приостановлены после получения предписания государственных органов охраны памятников культуры Республики Адыгея. Приостановленные работы могут быть возобновлены с письменного разрешения государственных органов охраны памятников культуры Республики Адыгея и после устранения возникшей опасности или допущенного нарушения правил охраны и использования памятников культуры. 7. Мероприятия по согласованию, выявлению, фиксации, исследованию и иные охранные меры, проводимые по указанию Министерства культуры Республики Адыгея и его органов, производятся за счет юридических и физических лиц, осуществляющих строительные, мелиоративные, дорожные и другие виды работ. 8. Правоустанавливающие документы на земельные участки, включающие земли историко - культурного назначения, оформленные без согласования с государственным органом охраны памятников культуры Республики Адыгея, подлежат отмене в установленном законом порядке. Статья 31. Воссоздание утраченных памятников культуры Республики Адыгея 1. Воссоздание утраченных единичных объектов памятников культуры как элементов исторических ансамблей, комплексов, градостроительных образований, достопримечательных мест осуществляется в исключительных случаях реставрационными методами при особой исторической, научной, художественной или иной общественной значимости утраченного памятника культуры и наличия достаточных научных данных. 2. Решение о воссоздании утраченных памятников культуры и источниках его финансирования принимается Кабинетом Министров Республики Адыгея по представлению государственного органа охраны памятников культуры Республики Адыгея, основанному на результатах государственной экспертизы в области охраны и использования памятников культуры. 3. Работы по воссозданию утраченных памятников культуры проводятся по заказу и под контролем государственного органа охраны памятников культуры Республики Адыгея. Статья 32. Запрещение сноса, изменения, перемещения памятников культуры и изменения географических названий (топонимов) 1. Снос, перемещение, изменение недвижимых памятников культуры, не соответствующее охранному или охранно - арендному договору, запрещается. Иные случаи допускаются с особого в каждом отдельном случае разрешения Кабинета Министров Республики Адыгея по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации. 2. В случае получения разрешения на снос, изменение, перемещение памятника культуры соответствующий государственный орган охраны памятников культуры Республики Адыгея обязан организовать до его сноса, перемещения или изменения работы по научному изучению и полной фиксации памятника. Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет юридических и физических лиц, получивших разрешение на снос, перемещение или изменение памятника. 3. В целях восстановления и сохранения природно-антропогенной среды на территории Республики Адыгея запрещается заменять (изменять) древнюю адыгскую топонимию. Поощряется восстановление древних адыгских географических названий, несущих уникальную научную информацию о древней адыгской культуре. Статья 33. Охрана исторических населенных пунктов Республики Адыгея 1. Города, населенные пункты, представляющие собой историческую, культурную, научную и иную ценность, решением Кабинета Министров Республики Адыгея объявляются историческими населенными пунктами и включаются в список исторических городов и поселений Республики Адыгея. 2. Статус исторического города (поселения) закрепляется нормативным актом, регулирующим развитие и застройку исторических территорий данного города (поселения), с целью полного сохранения и раскрытия его исторической, градостроительной, архитектурной и художественной ценности. 3. В исторических населенных пунктах Республики Адыгея охране подлежат все исторические градоформирующие и художественные объекты, с учетом композиций достройки, природного ландшафта, фрагментальных и руинированных градостроительных и фортификационных объектов (в том числе археологических валов и цитаделей), сочетания архитектурных стилей, материалов построек, природного окружения, а также другие характеристики, являющиеся предметом охраны данного исторического населенного пункта. 4. Все виды реконструктивных мероприятий в историческом населенном пункте должны осуществляться по согласованию с государственным органом охраны памятников культуры Республики Адыгея. 5. Проектирование и застройка исторических населенных пунктов производятся и регулируются на основе системы последовательных и взаимосвязанных мероприятий, проводимых под контролем государственных органов охраны памятников культуры и органов архитектурно - строительного надзора Республики Адыгея, включающих в себя: 1) составление на основе историко - архитектурных и археологических исследований историко - архитектурных опорных планов территорий в целом и отдельных их участков с обозначением всех памятников культуры и указанием их историко - культурных характеристик; 2) разработку и утверждение градостроительных регламентов объектов недвижимости в пределах особо охраняемых историко - культурных территорий. 6. Историко - архитектурные опорные планы и проекты зон охраны представляют собой самостоятельную стадию градостроительного проектирования и являются обязательной частью генпланов исторических населенных пунктов. 7. Градостроительные регламенты особо охраняемых историко - культурных территорий содержат ограничения, касающиеся разрешенного использования и предельных параметров изменения объектов недвижимости, связанные с необходимыми мерами по охране памятников культуры. К таким ограничениям относятся снос зданий и сооружений на земельных участках, изменение размеров и пропорций зданий и сооружений, использование определенных строительных материалов, цветовое решение, размещение автостоянок, рекламы и вывесок, другие ограничения, необходимые для сохранения характера исторической среды. 8. Государственные органы охраны памятников культуры и органы архитектурно - строительного надзора Республики Адыгея осуществляют контроль за разработкой предпроектной и проектной градостроительной документации на всех ее стадиях, а также контроль за отводом земельных участков. 9. Градостроительная документация о планировании и развитии территорий исторических населенных пунктов , историко - архитектурные и историко - градостроительные опорные планы исторических населенных пунктов утверждаются в порядке, установленном действующим законодательством, при обязательном согласовании: 1) с федеральным органом охраны памятников культуры - в исторических населенных пунктах федерального значения; 2) с государственным органом охраны памятников культуры Республики Адыгея - в исторических населенных пунктах республиканского значения. Статья 34. Ограничение движения транспортных средств в зонах охраны памятников культуры Движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к памятникам культуры или пролегающим по их территориям, зонам охраны, а также по территориям музеев - заповедников, историко-культурных заповедников при угрозе порчи или разрушения памятников может быть ограничено или запрещено соответствующими органами по рекомендации государственных органов охраны памятников культуры Республики Адыгея. Статья 35. Сохранение захоронений и связанных с ними памятников культуры Мероприятия по обеспечению сохранности исторических некрополей или отдельных захоронений и связанных с ними памятников культуры (художественных надгробий) осуществляются в соответствии с Законом Республики Адыгея "О погребении и похоронном деле" и с разрешения государственных органов охраны памятников культуры Республики Адыгея. Статья 36. Ограничения в использовании памятников археологии 1. Земельные участки в пределах территории памятников археологии и зон их охраны подлежат изъятию из хозяйственного использования, если это может привести к разрушению памятника, не соответствует установленному режиму использования земель или является препятствием для проведения археологических работ. 2. Порядок охраны и исследования памятников археологии регулируется специальными законодательными актами. Статья 37. Ведение разведок и раскопок памятников археологии 1. Археологические работы (раскопки, шурфы, разведки, в том числе сбор археологических предметов), могут проводиться исключительно специалистами, обладающими выдаваемым Российской академией наук открытым листом на право производства археологических работ. Археолог - исследователь, получающий открытый лист на право исследований на территории Республики Адыгея, в обязательном порядке должен предварительно получить разрешение, выдаваемое Министерством культуры Республики Адыгея. Разрешение Министерства культуры Республики Адыгея является документом, дающим право на проведение археологических исследований на территории Республики Адыгея до получения открытого листа. 2. Археологическим исследованиям должно предшествовать глубокое ознакомление с историко-культурным наследием народов, проживавших на данной исторической территории. 3. Открытые листы согласовываются с федеральным органом охраны памятников культуры по представлению государственного органа охраны памятников культуры Республики Адыгея, регистрируются государственным органом охраны памятников культуры Республики Адыгея и местными органами государственной власти, на территории которых проводятся работы. 4. При выборе объекта раскопок предпочтение отдается памятникам культуры, которым угрожает разрушение. Раскопки неразрушаемых памятников культуры ведутся только после их обсуждения и одобрения научно - методическим советом при государственном органе охраны памятников культуры Республики Адыгея и исключительно с целью разрешения крупных научных проблем. 5. Государственные органы охраны памятников культуры Республики Адыгея имеют право во время полевых археологических работ осуществлять контроль за соблюдением законодательства в сфере охраны памятников культуры, за соответствием работ форме открытого листа. 6. В случае нарушения исследователем законодательства Российской Федерации и Республики Адыгея об охране памятников и несоответствия работ форме открытого листа государственные органы охраны памятников культуры Республики Адыгея составляют соответствующий акт и имеют право своим предписанием приостановить или закрыть археологические работы. Статья 38. Охрана археологических предметов и коллекций 1. Археологические предметы, выявленные в результате разведок и раскопок, являются государственной собственностью Республики Адыгея. 2. После лабораторной и научной обработки археологические предметы, независимо от источника финансирования археологических работ, передаются на постоянное хранение в государственные организации хранения памятников культуры Республики Адыгея. Место постоянного хранения археологических предметов определяется договором между организацией, производящей разведки или раскопки, государственным органом охраны памятников культуры Республики Адыгея и государственной организацией хранения памятников культуры. Статья 39. Обязанности организаций и физических лиц по обеспечению сохранности памятников культуры при археологических раскопках 1. Юридические и физические лица, осуществляющие в установленном порядке археологические раскопки, исследования археологических объектов и памятников культуры, несут ответственность за сохранность памятников культуры в процессе проведения раскопок и исследований, а также по завершении этих работ до принятия результатов работы заказчиком с участием представителя государственных органов охраны памятников культуры Республики Адыгея. 2. Государственные организации хранения памятников культуры Республики Адыгея обязаны информировать государственные органы охраны памятников культуры Республики Адыгея о любых памятниках культуры, в отношении которых существуют подозрения, что их источником являются незаконные раскопки, а также предоставлять касающиеся этого необходимые сведения. 3. Юридические и физические лица, осуществляющие в установленном порядке археологические раскопки, исследования археологических объектов и памятников, обязаны после завершения исследований восстановить внешний вид памятника. Статья 40. Попечительство над памятниками культуры Республики Адыгея, находящимися на территории субъектов Российской Федерации и иностранных государств Республика Адыгея осуществляет попечительство над памятниками культуры Республики Адыгея, находящимися на территории других субъектов Российской Федерации, а также на территории государств, входящих в СНГ, и иностранных государств, в соответствии с межгосударственными и межправительственными договорами и соглашениями. Статья 41. Оформление охранно - договорной документации на использование памятников культуры 1. Памятники культуры (в том числе культовые) используются при условии обязательного оформления их пользователями или собственниками охранно - договорной документации с государственным органом охраны памятников культуры Республики Адыгея. 2. Типовую форму и порядок заключения охранно - арендной документации на использование памятников культуры устанавливает государственный орган охраны памятников культуры Республики Адыгея. 3. Порядок и условия использования памятников культуры устанавливаются Министерством культуры Республики Адыгея и органами охраны памятников культуры администраций городов, районов Республики Адыгея и определяются для каждого памятника культуры, находящегося в пользовании или собственности юридических или физических лиц, соответствующим охранным документом: охранно - арендным либо охранным договором, охранным обязательством. 4. Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников культуры, пожарно - сторожевой охраны возлагается на руководителей организаций и граждан, в собственности или пользовании которых они находятся. 5. За использование памятников культуры на основании охранно - арендных договоров взимается арендная плата. 6. В случае отказа или уклонения собственника, пользователя памятника от заключения охранно - договорной документации государственный орган охраны памятников культуры Республики Адыгея решает вопрос о принуждении к заключению охранно - договорной документации в судебном порядке. Статья 42. Права собственников, пользователей и арендаторов памятников культуры Собственники, пользователи и арендаторы памятников культуры имеют право на получение от органов государственной власти Республики Адыгея и органов местного самоуправления материальной помощи для проведения ремонтно - консервационных, противоаварийных работ при соблюдении ими условий охранных обязательств или охранно - арендных договоров и правил проведения таких работ на памятниках культуры. Статья 43. Обязанности собственников, пользователей и арендаторов памятников культуры 1. Собственники, пользователи и арендаторы памятников культуры обязаны : 1) соблюдать порядок и правила охраны, реставрации и использования памятников культуры, предусмотренные настоящим Законом, другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Адыгея; 2) заключать в установленном порядке охранные обязательства и охранно - арендные договоры; 3) содержать памятники в надлежащем состоянии, производить ремонт, реставрацию, принимать другие меры по их сохранению; 4) своевременно уведомлять государственные органы охраны памятников культуры Республики Адыгея об изменении форм собственности на памятники культуры, местонахождения, условий содержания, а также о работах по их консервации и реставрации; 5) выполнять указания и предписания государственных органов охраны памятников культуры Республики Адыгея; 6) обеспечивать доступ к памятникам культуры с целью осмотра, для проведения археологических, консервационных и реставрационных работ в научных, просветительных и иных гуманитарных целях; 7) хранить и представлять государственным органам охраны памятников культуры Республики Адыгея документацию на принадлежащие или используемые ими памятники культуры; 8) финансировать охранные мероприятия, проводимые на памятнике культуры, и оформление охранных документов. 2. Лицо, отчуждающее или сдающее в аренду памятник культуры, обязано уведомить приобретателя, арендатора о наличии охранно - арендного или охранного договора и об условиях использования памятника культуры. Лицо, приобретающее памятник культуры, принимает на себя обязательства прежнего собственника и переоформляет охранные документы, которые являются неотъемлемой частью договора отчуждения. Статья 44. Одностороннее расторжение охранных обязательств и охранно - арендных договоров В случае нанесения ущерба, угрозы уничтожения, порчи, разрушения памятника культуры из-за систематического невыполнения пользователями и арендаторами условий охранных обязательств или охранно - арендных договоров государственные органы охраны памятников культуры Республики Адыгея расторгают в одностороннем порядке указанные договоры и принимают меры к возмещению ущерба. Глава 6. Земли историко-культурного назначения Республики Адыгея Статья 45. Земли историко-культурного назначения 1. Отнесение земельных участков к категории земель историко-культурного назначения производится в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. 2. Земли историко-культурного назначения включают в себя территории недвижимых памятников культуры, зон их охраны, особо охраняемые территории (музеи, музеи - заповедники, национальные историко-культурные парки, иные организации хранения памятников культуры Республики Адыгея) и зоны их охраны. 3. Земельные участки, отнесенные к категории земель историко - культурного назначения, учитываются в государственных органах охраны памятников культуры Республики Адыгея и в городских, районных комитетах по земельным ресурсам и землеустройству. Статья 46. Определение границ земель историко-культурного назначения Границы земель историко-культурного назначения и зон охраны единичных недвижимых памятников культуры определяются государственными органами охраны памятников культуры Республики Адыгея на основании проектных разработок и историко - архитектурных опорных планов, подлежащих согласованию с государственными органами охраны памятников культуры Республики Адыгея, и утверждаются администрациями городов, районов Республики Адыгея. Статья 47. Использование земель историко-культурного назначения 1. Целью режима использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них или в них памятников культуры. 2. Деятельность, не соответствующая установленному режиму использования земель, запрещается. 3. Отнесение земель к землям историко-культурного назначения не влечет за собой прекращения прав собственности на землю, прав землевладения, землепользования и аренды. 4. Предоставление земельных участков в пределах зон охраны памятников культуры производится только по согласованию с государственными органами охраны памятников культуры Республики Адыгея и с обязательным заключением охранных договоров. 5. Земли историко-культурного назначения могут быть полностью или частично изъяты из хозяйственного оборота и переданы в пользование специально учрежденным государственным организациям хранения памятников культуры Республики Адыгея. 6. Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному целевому назначению, и любая деятельность, не соответствующая установленному режиму, не допускаются. Статья 48. Использование территорий единичных памятников культуры Территории единичных памятников культуры могут быть использованы только в режиме реставрации или регенерации. Новое строительство на этих территориях запрещается. Статья 49. Туристско - экскурсионная деятельность на памятниках культуры 1. Юридические и физические лица осуществляют туристско - экскурсионную деятельность на памятниках культуры только на основе договоров с государственным органом охраны памятников культуры Республики Адыгея. 2. Порядок и условия использования памятников культуры в туристско - экскурсионных целях разрабатываются государственным органом охраны памятников культуры Республики Адыгея и утверждаются Кабинетом Министров Республики Адыгея. Статья 50. Зоны охраны памятников культуры и особо охраняемых территорий 1. В целях обеспечения охраны недвижимых памятников культуры, особо охраняемых территорий, на примыкающих к ним землях устанавливаются три вида зон охраны : 1) охранная зона памятника культуры с особо строгим режимом использования, исключением нового строительства, кроме носящего регенерационный характер; 2) зона охраняемого ландшафта с особо строгим режимом использования территории, природных объектов, за исключением строительных работ по инженерному и регенерационно - восстановительному благоустройству; 3) зона регулирования застройки с режимом регулирования реконструкции существующей и вновь создаваемой застройки по ее функциональному назначению, объемно - пространственным и другим характеристикам. 2. Типовое положение для каждого вида зон охраны памятников культуры и особо охраняемых территорий устанавливается федеральным органом охраны памятников культуры. Статья 51. Охрана историко-культурных заповедников и заповедных территорий 1. Ансамбли и комплексы памятников культуры, представляющие собой особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, могут быть объявлены решением Кабинета Министров Республики Адыгея историко - культурными заповедниками, охрана которых осуществляется на основании особого для каждого из них положения. 2. Отдельные участки городов и других населенных пунктов, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, а также памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями, бытованием традиционных художественных промыслов, могут быть объявлены заповедными территориями местными органами государственной власти Республики Адыгея. Их охрана осуществляется на основании особого для каждого из них положения. Статья 52. Мониторинг целостности и технического состояния недвижимых памятников истории и культуры Государственные органы охраны памятников культуры Республики Адыгея обязаны не реже одного раза в пять лет производить обследование технического состояния и инвентаризацию недвижимого памятника культуры с целью дополнения и изменения обязательств собственника, пользователя памятника, учетной документации на памятник культуры , а также разработки программ реставрационных работ, ведения мониторинга его технического состояния и реализации иных задач в соответствии с законодательством об охране памятников культуры Российской Федерации и Республики Адыгея . Глава 7. Финансирование государственной охраны памятников культуры Статья 53. Источники финансирования 1. Основными источниками финансирования деятельности по государственной охране памятников культуры являются средства федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Адыгея. 2. На эти цели также направляются : 1) доходы организаций государственного хранения памятников культуры; 2) арендная плата за использование памятников культуры (включая их охранные зоны), являющихся государственной собственностью; 3) отчисления от деятельности специализированных организаций, учреждаемых государственными органами охраны памятников культуры; 4) отчисления доходов от туристической деятельности; 5) отчисления от объема реализованной продукции юридических и физических лиц, имеющих право на изготовление и реализацию продукции с использованием изображений памятников культуры; 6) добровольные отчисления и пожертвования юридических и физических лиц; 7) средства от штрафных санкций за нарушение законодательства об охране памятников культуры; 8) средства, поступающие в качестве возмещения ущерба, причиненного памятникам культуры; 9) средства от иных источников, не запрещенных законодательством. 3. Средства, поступающие от всех источников, зачисляются в установленном порядке на специальные счета государственного органа охраны памятников культуры Республики Адыгея и расходуются на государственные программы и мероприятия по учету, охране и использованию памятников культуры, на развитие инфраструктуры, содержание государственных органов охраны памятников культуры, подготовку и переподготовку кадров органов охраны памятников культуры Республики Адыгея. Статья 54. Налогообложение в области охраны и использования памятников культуры Юридические и физические лица, занятые в области охраны, изучения, реставрации и пропаганды историко-культурного наследия, осуществляющие добровольные пожертвования на эти цели, а также участвующие в сохранении и возрождении традиционных видов и форм художественного творчества, промыслов и ремесел, подлежат льготному налогообложению согласно законодательству Российской Федерации и Республики Адыгея. Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства об охране памятников культуры Статья 55. Ответственность за нарушение законодательства об охране памятников культуры Действия или бездействие физических и юридических лиц, виновных в нарушении законодательства об охране памятников культуры, влекут за собой уголовную, административную и иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. Статья 56. Ответственность и возмещение ущерба за нарушение порядка охраны и использования памятников культуры 1. Под ущербом, нанесенным памятникам культуры, зонам их охраны, понимаются изменения внешнего облика памятника культуры, его конструкции, декора фасадов и интерьеров, разрушение отдельных элементов зданий, сооружений, археологических объектов, зон охраны, несанкционированная застройка территории памятников культуры, а также иные действия, повлекшие частичную или полную физическую утрату памятников культуры, зон их охраны. 2. Юридические и физические лица, причинившие ущерб памятникам культуры, зонам их охраны, обязаны восстановить утраченное в прежнем состоянии, а при невозможности этого - возместить в соответствии с законодательством Российской Федерации причиненный ущерб. 3. Порядок и условия восстановления памятников культуры, зон их охраны, а также ущерб, причиненный этим памятникам и зонам их охраны, определяются соответствующим государственным органом охраны памятников культуры Республики Адыгея. Глава 9. Вывоз и ввоз памятников культуры Статья 57. Вывоз и ввоз памятников культуры 1. Вывоз и ввоз памятников культуры осуществляются в порядке, определенном Законом Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и законодательными актами Республики Адыгея. 2. Незаконно вывезенные за пределы территории Республики Адыгея памятники культуры подлежат возвращению. Глава 10. Заключительные положения Статья 58. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом 1. Нормативные правовые акты Республики Адыгея подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу. 2. Нормативные правовые акты Республики Адыгея, принятые до принятия настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. Статья 59. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Республики Адыгея А. Джаримов г. Майкоп 27 апреля 1999 года N 121 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|