Расширенный поиск
Закон Республики Адыгея от 03.12.2002 № 103ОПУБЛИКОВАНО: ВЕДОМОСТИ ГС - ХАСЭ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ, 2002 год; СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ декабрь 2002 года N 12 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ от 3 декабря 2002 года N 103 г. Майкоп Утратил силу - Закон Республики Адыгея от 06.07.2007 г. N 100 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ "О НЕДРАХ" Принят Советом Республики 20 ноября 2002 года Одобрен Советом Представителей 27 ноября 2002 года Статья 1. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея "О недрах" Внести в Закон Республики Адыгея "О недрах" (Ведомости Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея, 1996, N 4) следующие изменения и дополнения, изложив его в новой редакции: "З А К О Н Р Е С П У Б Л И К И А Д Ы Г Е Я О НЕДРАХ Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Республики Адыгея, дна водотоков и водоемов в границах Республики Адыгея, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, в том числе специфических минеральных ресурсов и подземных вод. Глава 1. Общие положения Статья 1. Законодательство Республики Адыгея о недрах 1. Законодательство Республики Адыгея о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Адыгея и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Республики Адыгея. 2. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. Статья 2. Собственность на недра 1. Недра в границах территории Республики Адыгея, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Адыгея. 2. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. 3. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, государственной собственности Республики Адыгея, муниципальной, частной и иных формах собственности. Статья 3. Компетенция Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея в сфере регулирования отношений недропользования В компетенцию Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея в сфере регулирования отношений недропользования входят: 1) разработка, совершенствование и принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Адыгея о недрах; 2) иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. Статья 4. Компетенция Кабинета Министров Республики Адыгея в сфере регулирования отношений недропользования В компетенцию Кабинета Министров Республики Адыгея в сфере регулирования отношений недропользования входят: 1) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации; 2) разработка и реализация программ развития и использования минерально-сырьевой базы Республики Адыгея; 3) создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея и местных бюджетов; 4) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность; 5) составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 6) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Республики Адыгея и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, республиканского и местного значения, подготовка совместно с Российской Федерацией перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции; 7) установление конкретных ставок регулярных платежей за пользование недрами по представлению территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр; 8) установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения; 9) защита прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами; 10) лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр республиканского и местного значения; 11) участие в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр; 12) определение условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых; 13) государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком; 14) заключение договоров на условиях раздела продукции с субъектами хозяйственной деятельности при пользовании участками недр республиканского и местного значения; 15) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации. Статья 5. Компетенция органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования В компетенцию органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования входят: 1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков; 2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности; 3) предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения; 4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 17 настоящего Закона; 5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 6) введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде. Глава 2. Пользование недрами Статья 6. Виды пользования недрами 1. Недра предоставляются в пользование для: 1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр; 2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; 4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости); 6) поиска и сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. 2. Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении. Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование 1. В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. 2. Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых) и на поиск и сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, по решению федерального органа управления государственным фондом недр или территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр придается статус геологического отвода. 3. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование. 4. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. 5. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части. 6. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. Статья 8. Ограничение пользования недрами 1. Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды. 2. Пользование недрами на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде. 3. Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий. Статья 9. Пользователи недр 1. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами. 2. Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица, создаваемые на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обстоятельствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции. 3. В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности или заключать договоры с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами. 4. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу. Статья 10. Сроки пользования недрами 1. Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для: 1) геологического изучения - на срок до пяти лет; 2) добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр; 3) добычи подземных вод - на срок до двадцати пяти лет; 4) добычи полезных ископаемых на основании представления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии со статьей 21 настоящего Закона - на срок до одного года. 5) поиска и сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов - сроком до двух лет. 2. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей. 3. Срок пользования участком недр может быть продлен по инициативе пользователя недр при выполнении им оговоренных в лицензии на пользование участком недр условий и необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых или выполнения ликвидационных мероприятий. 4. Порядок продления срока пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции определяется указанным соглашением. 5. Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр. Статья 11. Основания получения права пользования участками недр Основаниями получения права пользования участками недр могут быть: 1) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр и Кабинета Министров Республики Адыгея, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, расположенных на территории Республики Адыгея; 2) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр и Кабинета Министров Республики Адыгея при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения, расположенного на территории Республики Адыгея; 3) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр и Кабинета Министров Республики Адыгея для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности; 4) решение Правительства Российской Федерации, согласованное с Кабинетом Министров Республики Адыгея, для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов; 5) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр и Кабинета Министров Республики Адыгея, согласованное с федеральным органом государственного горного надзора или его территориальным органом, для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 6) получение права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея; 7) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр и Кабинета Министров Республики Адыгея для целей образования особо охраняемых геологических объектов; 8) случаи перехода права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования; 9) вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции"; 10) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр и Кабинета Министров Республики Адыгея о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для целей осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено; 11) совместное решение территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр и Кабинета Министров Республики Адыгея для поиска и сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Статья 12. Лицензирование пользования недрами Лицензирование пользования недрами осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. Статья 13. Конкурсы и аукционы на право пользования участками недр 1. Решение о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, определение условий их проведения в отношении каждого участка недр или группы участков недр, а также решение об утверждении результатов таких конкурсов или аукционов принимается органами, предоставляющими право пользования участками недр, в соответствии со статьей 11 настоящего Закона. Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в течение тридцати дней с момента проведения конкурса или аукциона. 2. Порядок и условия проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, а также основные критерии для выявления победителя при проведении конкурсов и аукционов на право пользования участками недр определяются в соответствии с федеральным законодательством. Статья 14. Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Статья 15. Переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр 1. Право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в следующих случаях: 1) реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы; 2) реорганизация юридического лица-пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея; 3) реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр; 4) юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица; 5) приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества предприятия - банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством Российской Федерации о недрах; 6) прекращение деятельности юридического лица - пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ. 2. При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат. 3. Передача права пользования участками недр, предоставленными субъектам предпринимательской деятельности на основании соглашений о разделе продукции, и переоформление лицензий на пользование участками недр осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". 4. Лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению также при изменении наименований юридических лиц-пользователей недр. 5. Право пользования участком недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав или в пользование. Статья 16. Антимонопольные требования при пользовании недрами Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на: 1) ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами; 2) уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе; 3) замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; 4) дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании; 5) дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры. Статья 17. Предоставление недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых 1. Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Адыгея. 2. Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья. Статья 18. Добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Адыгея. Статья 19. Основания для прекращения права пользования недрами 1. Право пользования недрами прекращается: 1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия; 2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами; 3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами; 4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 15 настоящего Закона. 2. Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: 1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; 2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензий; 3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; 4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие); 5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; 6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; 7) по инициативе владельца лицензии; 8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. 3. При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке. 4. При пользовании недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции право пользования недрами может быть прекращено, приостановлено или ограничено на условиях и в порядке, которые предусмотрены указанным соглашением. Статья 20. Порядок досрочного прекращения права пользования недрами 1. В случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 19 настоящего Закона, отказ от права пользования недрами должен быть заявлен владельцем лицензии письменным уведомлением органов, выдавших лицензию, не позднее чем за шесть месяцев до заявленного срока. 2. Владелец лицензии на пользование недрами должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на случай досрочного отказа от прав, до установленного срока прекращения права пользования недрами. При невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств органы, предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке. 3. В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 19 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. 4. Расходы на консервацию или ликвидацию предприятия несет пользователь недр, если пользование недрами прекращено по причинам, изложенным в пунктах 1 (при наличии вины предприятия), 2 и 3 части 2 статьи 19 настоящего Закона, или по инициативе пользователя недр. 5. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия-пользователя недр несет государство, если пользование недрами прекращено по причинам, указанным в пункте 1 (при отсутствии вины предприятия) и пункте 4 части 2 статьи 19 настоящего Закона. 6. В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. Время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр не включается в общий срок действия лицензии. 7. При пользовании недрами условия и порядок досрочного прекращения права пользования недрами определяется в соответствии с соглашением о разделе продукции. Статья 21. Пользование участками недр при досрочном прекращении права пользования участками недр 1. В случае, если в интересах рационального использования и охраны недр приостановление добычи полезных ископаемых нецелесообразно или невозможно, органы, досрочно прекратившие право пользования соответствующим участком недр, до принятия в установленном порядке решения о новом пользователе недр могут предоставить право краткосрочного (до одного года) пользования таким участком недр юридическому лицу (оператору) с оформлением соответствующей лицензии в порядке, установленном настоящим Законом. 2. Между пользователем недр, право пользования недрами которого досрочно прекращено, и временным оператором может быть заключен договор о передаче имущества, необходимого для обеспечения пользования недрами, на возмездных основаниях. Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр 1. Пользователь недр имеет право: 1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции; 2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству; 3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством; 4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции; 5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленного ему горного отвода; 6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции; 7) обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, по которым лицензия была предоставлена. 2. Пользователь недр обязан обеспечить: 1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; 2) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; 3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность; 4) предоставление геологической информации в федеральный и республиканский фонды геологической информации; 5) предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и республиканский фонды геологической информации, в органы государственной статистики; 6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; 7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод (ледников), а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; 8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; 9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при дальнейшей разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; 10) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей при пользовании недрами. 3. К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений и других видов пользования недрами. Глава 3. Рациональное использование и охрана недр Статья 23. Основные требования по рациональному использованию и охране недр 1. Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: 1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; 2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного пользования и охраны недр; 3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; 6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; 7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; 8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; 9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования площадей в иных целях; 11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосброса и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения. 2. В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством. Статья 24. Геологическая информация о недрах 1. Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или собственности пользователя недр. 2. Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и республиканский фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и республиканский фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях. 4. Должностные лица федерального и республиканского фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации, а также несут материальную, административную или уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение. 5. Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для других объектов собственности. 6. Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения работ геологическую и иную информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если иное не предусмотрено договором. Статья 25. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых 1. В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. 2. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. 3. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет. 4. Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации. 5. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется специально уполномоченными органами Российской Федерации и Республики Адыгея в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. 6. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. Глава 4. Государственное регулирование отношений недропользования Статья 26. Задачи государственного регулирования отношений недропользования 1. Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации и Республики Адыгея. 2. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля. 3. В задачи государственного регулирования отношений недропользования входят: 1) определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Республике Адыгея; 2) обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 3) установление квот на поставку добываемого минерального сырья; 4) введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья; 5) установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр. Статья 27. Государственное управление отношениями недропользования в Республике Адыгея 1. Государственное управление отношениями недропользования в Республике Адыгея осуществляется Кабинетом Министров Республики Адыгея, а также федеральным органом управления государственным фондом недр и органами государственного горного надзора. 2. На территории Республики Адыгея федеральным органом управления государственным фондом недр создается территориальный орган федерального органа управления государственным фондом недр по согласованию с Кабинетом Министров Республики Адыгея. 3. Территориальный орган федерального органа управления государственным фондом недр не может выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью. Глава 5. Платежи при пользовании недрами Статья 28. Система платежей при пользовании недрами 1. При пользовании недрами взимаются следующие платежи: 1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; 2) регулярные платежи за пользование недрами; 3) плата за геологическую информацию о недрах; 4) сбор за участие в конкурсе (аукционе); 5) сбор за выдачу лицензий. 2. Пользователи недр уплачивают и иные налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 3. Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и Республикой Адыгея, на территории которой расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Республики Адыгея. 5. Порядок, размеры платежей при пользовании недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания соглашения. 6. При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия исчисления и уплаты платежей при пользовании недрами, установленные в указанных соглашениях. Статья 29. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии 1. Пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (далее - разовые платежи за пользование недрами). 2. Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее десяти процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. 3. Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами. 4. Не допускается установление в лицензии размера разовых платежей за пользование недрами ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из этих платежей ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя. 5. Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами. 6. Размеры разовых платежей за пользование недрами, а также порядок их уплаты при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции. 7. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, зачисляются в федеральный бюджет и республиканский бюджет Республики Адыгея в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Статья 30. Плата за геологическую информацию о недрах 1. За пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата. 2. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации. 3. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции. 4. Плата за геологическую информацию зачисляется в федеральный бюджет и республиканский бюджет Республики Адыгея в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Статья 31. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензий 1. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов. 2. Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) зачисляется на счета федерального органа управления государственным фондом недр или территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр. Указанные средства используются для покрытия расходов этих органов, а также органов государственной власти Республики Адыгея, регулирующих процесс пользования недрами, на проведение конкурсов (аукционов). 3. Часть средств от сбора за участие в конкурсе (аукционе) орган, выдавший лицензии, может направлять на проверку выполнения пользователями недр условий лицензий. 4. Сбор за выдачу лицензий на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии. 5. Сумма сбора за выдачу лицензий на пользование недрами зачисляется на счета федерального органа управления государственным фондом недр либо территориального органа управления государственным фондом недр. Указанные средства используются для покрытия расходов этих органов, а также органов государственной власти Республики Адыгея, регулирующих процесс пользования недрами. Статья 32. Регулярные платежи за пользование недрами 1. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до пяти метров), используемых по целевому назначению. 2. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых на территории Республики Адыгея. 3. В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей под водой. 4. Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за: 1) пользование недрами для регионального геологического изучения; 2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздорови-тельное и иное значение; порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации; 3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых; 4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого. 5. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. 6. Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части лицензионного участка. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются: 1) по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, - за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов; 2) по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, - за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений. 7. Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год. 8. Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается Кабинетом Министров Республики Адыгея по представлению территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами и который имеет местонахождение на территории Республики Адыгея, в следующих пределах: 1) ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых: (рублей за 1 кв. км участка недр) --------------------------¬ ¦ Ставка ¦ +------------T------------+ ¦минимальная ¦максимальная¦ --------------------------------------+------------+------------+ ¦углеводородное сырье ¦ 120 ¦ 360 ¦ +-------------------------------------+------------+------------+ ¦драгоценные металлы ¦ 90 ¦ 270 ¦ +-------------------------------------+------------+------------+ ¦металлические полезные ископаемые ¦ 50 ¦ 150 ¦ +-------------------------------------+------------+------------+ ¦россыпные месторождения полезных ¦ ¦ ¦ ¦ископаемых всех видов ¦ 45 ¦ 135 ¦ +-------------------------------------+------------+------------+ ¦неметаллические полезные ископаемые, ¦ ¦ ¦ ¦уголь, горючие сланцы и торф ¦ 27 ¦ 90 ¦ +-------------------------------------+------------+------------+ ¦прочие твердые полезные ископаемые ¦ 20 ¦ 50 ¦ +-------------------------------------+------------+------------+ ¦подземные воды ¦ 30 ¦ 90 ¦ L-------------------------------------+------------+------------- 2) ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях разведки полезных ископаемых: (рублей за 1 кв. км участка недр) --------------------------¬ ¦ Ставка ¦ +------------T------------+ ¦минимальная ¦максимальная¦ --------------------------------------+------------+------------+ ¦углеводородное сырье ¦ 5000 ¦ 20000 ¦ +-------------------------------------+------------+------------+ ¦драгоценные металлы ¦ 3000 ¦ 18000 ¦ +-------------------------------------+------------+------------+ ¦металлические полезные ископаемые ¦ 1900 ¦ 10500 ¦ +-------------------------------------+------------+------------+ ¦россыпные месторождения полезных ¦ ¦ ¦ ¦ископаемых всех видов ¦ 1500 ¦ 12000 ¦ +-------------------------------------+------------+------------+ ¦неметаллические полезные ископаемые, ¦ ¦ ¦ ¦уголь, горючие сланцы и торф ¦ 1500 ¦ 7500 ¦ +-------------------------------------+------------+------------+ ¦прочие твердые полезные ископаемые ¦ 1000 ¦ 10000 ¦ +-------------------------------------+------------+------------+ ¦подземные воды ¦ 800 ¦ 1650 ¦ L-------------------------------------+------------+------------- 3) ставки регулярных платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых: --------------------------¬ ¦ Ставка ¦ +------------T------------+ ¦минимальная ¦максимальная¦ --------------------------------------+------------+------------+ ¦хранение нефти и газоконденсата ¦ ¦ ¦ ¦(рублей за 1 тонну) ¦ 3.5 ¦ 5 ¦ +-------------------------------------+------------+------------+ ¦хранение природного газа и гелия ¦ ¦ ¦ ¦(рублей за 1000 куб. м) ¦ 0.2 ¦ 0.25 ¦ L-------------------------------------+------------+------------- 9. Сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями. 10. Размеры регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются соглашением о разделе продукции в пределах, установленных настоящей статьей. 11. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год. 12. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральный бюджет, республиканский бюджет Республики Адыгея и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. 13. Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства природных ресурсов Российской Федерации по месту нахождения участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утвержденным Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Глава 6. Ответственность за нарушение настоящего Закона Статья 33. Ответственность за нарушение настоящего Закона 1. Сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением федерального законодательства и настоящего Закона, являются недействительными. 2. Лица, виновные в совершении указанных сделок, а также в: 1) нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами; 2) самовольном пользовании недрами; 3) выборочной (внепроектной) отработке месторождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, и других нарушениях рационального использования недр, приводящих к порче месторождений; 4) нарушении настоящего Закона, нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезного ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации; 5) нарушении права собственности на геологическую и иную информацию либо ее конфиденциальности; 6) самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых; 7) необеспечении сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды при пользовании недрами; 8) уничтожении или повреждении наблюдательных режимных скважин, пройденных с целью наблюдения за режимом подземных вод, а также маркшейдерских и геодезических знаков; 9) систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами; 10) невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации; 11) неприведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. Статья 34. Порядок разрешения споров Споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 35. Возмещение причиненного вреда 1. Вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан. 2. Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также иных действиях, которые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр. 3. Подлежит возмещению также вред, причиненный государству в случае, если участок недр не передан в пользование. 4. Размер вреда определяется федеральным органом управления государственным фондом недр. 5. Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена проведением работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр. 6. Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами." Статья 2. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Республики Адыгея Х. СОВМЕН г. Майкоп от 3 декабря 2002 года N 103 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|