Расширенный поиск

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.1997 № 51

 

                    ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 20 октября 1997 года N 51


     О Программе управления долгом
     Санкт-Петербурга на 1998 год


     Рассмотрев представленную Комитетом финансов Программу управления
долгом Санкт-Петербурга  на  1998 год,  Правительство Санкт-Петербурга
п о с т а н о в л я е т:

     1. Одобрить   представленную    Программу    управления    долгом
Санкт-Петербурга на 1998 год.

     2. Предложить  губернатору  Санкт-Петербурга  направить Программу
управления долгом  Санкт-Петербурга  на  1998  год  в  Законодательное
Собрание Санкт-Петербурга для проведения слушаний.

     3. Контроль за выполнением постановления возложить на губернатора
- Председателя Правительства Санкт-Петербурга.


     Губернатор -
     Председатель Правительства
     Санкт-Петербурга                    В.А.Яковлев


                                                        Приложение к
                                         постановлению Правительства
                                                 Санкт-Петербурга от
                                                       20.10.97 N 51


             Программа управления долгом Санкт-Петербурга
                             на 1998 год


     1. Основные понятия


     Долг Санкт-Петербурга  в  целях  настоящей Программы совокупность
прямых долговых обязательств Санкт-Петербурга с фиксированным  сроком,
обслуживание и погашение которых должно осуществляться за счет средств
бюджета Санкт-Петербурга. Условные долговые обязательства, в том числе
принимаемые на себя Санкт-Петербургом в целях обеспечения обязательств
третьих лиц на основании договоров  поручительства,  в  понятие  долга
Санкт-Петербурга, управление которым осуществляется согласно настоящей
Программе, не входят.

     Долг Санкт-Петербурга существует в виде:

     => облигаций и иных ценных бумаг, эмитируемых Санкт-Петербургом;

     => обязательств по кредитным договорам и договорам займа.


     2. Программа  управления долгом - как средства сбалансированности
бюджета Санкт-Петербурга на 1998 год

     Администрация Санкт-Петербурга    при    подготовке     Программы
управления долгом  Санкт-Петербурга  (далее  -  Программа)  исходит из
безусловного приоритета  поддержания  рейтинга  Санкт-Петербурга   как
высококлассного заемщика,     который    основан    на    безусловном,
своевременном и полном выполнении всех долговых обязательств.

     В проекте бюджета  Санкт-Петербурга  на  1998  год  предусмотрены
необходимые расходы на обслуживание долга Санкт-Петербурга.

     Поскольку проект  бюджета Санкт-Петербурга бездефицитен,  процесс
заимствований не  будет  сопровождаться   приростом   долга,   и   все
мероприятия по  управлению долгом Санкт-Петербурга будут направлены на
дальнейшую его  реструктуризацию   путем   диверсификации   источников
заимствований в целях снижения стоимости обслуживания долга.

     В 1998  году  планируется погашение векселей,  выданных Комитетом
финансов, и  небольшое  уменьшение  объемов   рынка   ГГКО   за   счет
привлечения синдицированного кредита ЕБРР в первом квартале 1998 года.
Этот кредит  будет   предоставлен   в   рамках   программы   повышения
кредитоспособности Санкт-Петербурга,    разработанной   Администрацией
Санкт-Петербурга совместно  с  Европейским  Банком   Реконструкции   и
Развития.


     3. Приоритеты стратегии управления долгом


     Главной целью   Администрации   Санкт-Петербурга  при  управлении
долгом в 1998 году является снижение стоимости обслуживания долга. Это
позволит оптимизировать  структуру  бюджетных  расходов  и высвободить
бюджетные средства для финансирования отраслей городского хозяйства.

     Для достижения этой цели Администрация Санкт-Петербурга стремится
к проведению  максимально  гибкой политики заимствований,  позволяющей
оперативно заменять одни долговые инструменты другими,  в  зависимости
от изменения условий на внутреннем и внешнем рынках.

     В дополнение к основной задаче по снижению стоимости обслуживания
долга Администрация Санкт-Петербурга  считает  необходимым  определить
следующие приоритетные направления:

     увеличение сроков   заимствований   с   целью  снижения  текущего
погашения долга при условии достижения плавающих процентных ставок  по
заимствованиям;

     диверсификация источников заимствований;

     привлечение средств с внешних для Санкт-Петербурга рынков с целью
избежания конкуренции для промышленных предприятий Санкт-Петербурга по
заимствованиям на внутреннем финансовом рынке;

     поддержание ликвидного  рынка городских государственных облигаций
при условии минимизации расходов на эти цели.


     4. Структура долга Санкт-Петербурга - прошлое и будущее


     4.1. Объем и структура долга Санкт-Петербурга в 1997-1998 годах:


                                    в млрд. руб. (без учета деноминации)
+-----------------------------------------------------------------------+
|Инструменты заимствования| на 01.01.97  | на 01.01.98  | на 01.01.99   |
|                         |     факт     | оценка       | прогноз       |
+-----------------------------------------------------------------------+
Внутренний долг, в т.ч.     3362,8 99,2%   2.289,4 56,4%  2.122,9 52,3%

кредиты                     1013,8 29,9%   -       -      -       -

векселя КФ                  307,6  9,1%    75,9    1,9%   -       -

ГГКО                        1976,4 58,3%   1.915,0 47,1%  1.822,1 44,9%

второй облигационный заем   65,0   1,9%    298,5   7,4%   300,8   7,4%

Внешний долг, в т.ч.        24,4   0,8%    1.768,6 43,6%  1.935,1 47,7%

кредит Drezdner bank        24,4   0,8%    42,0    1,0%   26,5    0,7%

еврооблигации               0      0       1.726,6 42,6%  1.726,6 42,6%

кредит ЕБРР                 0      0       -       -      182,0   4,4%

ИТОГО                       3387,2 100,0%  4.058,0 100,0% 4.058,0 100,0%


В течение  1997  года  политика  заимствований  Санкт-Петербурга  была
направлена  на  реструктуризацию  долга  Санкт-Петербурга  посредством
привлечения  внешних  займов.  Был  осуществлен  выпуск  еврооблигаций
Санкт-Петербурга на сумму 300 миллионов долларов США.

     Выручка от эмиссии еврооблигаций  была  направлена  на  погашение
кредитов коммерческих банков и частичное погашение ГГКО, что позволило
Санкт-Петербургу:

     => заменить относительно более дорогие и краткосрочные внутренние
долговые обязательства   на   долгосрочные   еврооблигации,  что  дало
возможность высвободить бюджетные средства текущего финансового года и
направить их  на  финансирование отраслей городского хозяйства (вместо
обслуживания и погашения кредитов),  в результате чего  удалось  снять
напряженность в исполнении бюджета 1997 года;

     => преодолеть   зависимость   Санкт-Петербурга   от  коммерческих
банков, которые являлись  одними  из  основных  кредиторов  городского
бюджета Санкт-Петербурга  и  зачастую  диктовали условия заимствований
Администрации Санкт-Петербурга.

     Одновременно в 1997 году проводилась  политика,  направленная  на
увеличение сроков  заимствований  на  внутреннем  рынке  и постепенный
переход от   дисконтных   краткосрочных   городских    государственных
облигаций (ГГКО) к среднесрочным облигациям с фиксированным купоном.


     4.2. Характеристика основных инструментов заимствования


     4.2.1. Государственные именные облигации Санкт-Петербурга (ГГКО)

     За 1995-1997 годы политика заимствования на рынке государственных
именных облигаций  Санкт-Петербурга  (ГГКО)  претерпела   существенные
изменения как   в   концептуальном   плане,  так  и  по  экономическим
параметрам.

     В 1995 году привлечения  от  заимствования  на  рынке  ГГКО  были
направлены на   покрытие   временных  кассовых  разрывов  и  погашение
краткосрочных ГГКО в пределах бюджетного года.

     В 1996 году  средства  направлялись  на  финансирование  программ
бюджета развития Санкт-Петербурга и погашение долга по ГГКО в пределах
бюджетного года.

     В 1997  году  Администрация   Санкт-Петербурга   осуществляла   в
основном рефинансирование  и  реструктуризацию  долга  по ГГКО за счет
увеличения сроков вновь выпускаемых ГГКО и привлечения  части  средств
от еврооблигаций.

     Основные сравнительные  параметры ГГКО по средневзвешенной оценке
существующего долгового портфеля эмитента на каждый год по  данным  на
01.10.97 приведены в таблице:

+-------------------------------------------------------------------+
|Параметры                | 1995 год |1996 год | 1997 год | 1998 год|
+-------------------------------------------------------------------+
Объем эмиссии, млрд. руб.   2102      6598       3995       2500

Срок размещения, месяцев    4         5,4        12         24

Ставка заимствования, %     120       92         31         18-15

Основной долг на конец
года, млрд.руб.             647,4     1976,4     1915,0     1822,1

Прямые расходы на выплату
дисконта, купона, млрд.руб. 160,2     1008,9     1099,1     640,0


     В отличие от 1995-1996 годов конъюнктура финансового рынка в 1997
году способствовала снижению ставки на рынке ГГКО и  удлинению  сроков
заимствования. Значительные объемы выпусков среднесрочных облигаций со
сроком обращения 1,5 - 3 года размещались во второй половине 1997 года
в  условиях  резко  снизившейся  (до  21%)  ставки  Центрального банка
Российской Федерации и падения ставок на рынке ГКО. Параметры выпусков
ГГКО  в  начале 1997 года приведены в таблице по сравнению со ставками
по облигациям в третьем квартале:

+------------------------------------------------------------------+
|Период обращения|1-й квартал 1997 года   |3-й квартал 1997 года   |
|ГГКО            |                        |                        |
+----------------+------------------------+------------------------|
|                |Объем  |Средневзвешенная|Объем  |Средневзвешенная|
|                |эмиссии|ставка          |эмиссии|ставка          |
+------------------------------------------------------------------+
9-месячные        490     36,97              -

12-месячные       870     42,67              -

18-месячные       300     35,84              200   19,68

24-месячные                                  150   20,22

36-месячные                                  55    20,82


     В четвертом квартале 1997 года планируется размещение  дисконтных
и  купонных  ГГКО со сроком обращения от восемнадцати месяцев и выше в
объеме до 590,0 млрд. руб.

     В 1998 году,  опираясь на тенденцию к постоянному снижению ставки
рефинансирования  Центральным  банком Российской Федерации и заявление
Правительства   Российской    Федерации    о    снижении    доходности
государственных ценных бумаг к концу 1998 года до 11,0-13,0%  годовых,
Администрация Санкт-Петербурга планирует  осуществить  выпуск  ГГКО  с
переменным (плавающим) купоном.

     При расчете    объема   эмиссии   на   1998   год   Администрация
Санкт-Петербурга исходила из следующих предпосылок:

     1. Необходимости рефинансирования долга,  подлежащего погашению в
1998 году.

     2. Необходимости  финансирования кассовых разрывов при исполнении
бюджета в 1998 году.

     В случае если стоимость заимствования на кредитном рынке сложится
ниже, чем на рынке ГГКО, средства для покрытия кассовых разрывов будут
привлекаться с кредитного рынка и объем эмиссии,  планируемый  на  эти
цели, не будет использован.

     Исходя из изложенного, в 1998 году необходимо предусмотреть общий
объем эмиссии ГГКО в объеме 2500 млрд. рублей.

     В условиях падения рублевых ставок для  обеспечения  долгосрочной
финансовой состоятельности   и   кредитоспособности   Санкт-Петербурга
становится актуальной задача поддержания рынка  ГГКО  на  том  уровне,
когда присутствует  постоянный  интерес  как  со  стороны  инвесторов,
заинтересованных в ликвидности и спекулятивности операций,  так  и  со
стороны эмитента  к  дешевому,  технологичному  и  гибкому инструменту
заимствования, имеющему меньшие риски, чем валютные обязательства.


     4.2.2. Второй облигационный заем (сберегательный)


     Второй заем Санкт-Петербурга выпущен в виде именных  облигаций  в
бездокументарной форме  для  юридических  и  физических  лиц.  Номинал
облигации составляет 100 000 рублей.

     Размещение облигаций    началось    5     июня     1996     года.
Зарегистрированный Министерством  финансов  Российской Федерации объем
эмиссии составил 1 триллион рублей.  Срок обращения облигаций -  до  3
лет, погашение  -  в  1999  году,  при  этом  возможен досрочный выкуп
облигаций уже через три месяца с момента их приобретения инвестором.

     В настоящий момент  в  обращении  находятся  9  серий  облигаций,
средняя ставка  по  купону  составляет 19%.  По каждой серии облигаций
ежемесячно выплачивается купонный доход. С начала размещения выплачено
инвесторам купонного  дохода  на  общую  сумму более 40 млрд.  рублей.
Значительная группа инвесторов реинвестирует полученный купонный доход
в приобретение  дополнительного числа облигаций Второго облигационного
займа. По оперативным  данным,  с  начала  размещения  реинвестировано
купонного дохода  на сумму 10 млрд.руб.,  что составляет около 25%  от
общей суммы купонных выплат.

     Облигации рассчитаны в первую  очередь  на  массового  вкладчика,
заинтересованного в   получении   постоянного   ежемесячного   дохода:
пенсионеров, студентов,  служащих и  т.д.  Аналитические  исследования
показали, что  основной  массой  инвесторов  являются физические лица,
половину из которых составляют пенсионеры,  сумма вложений каждого  из
которых не  превышает  5  млн.рублей.  Можно  говорить  о  том,  что к
настоящему моменту в городе сложилась устойчивая клиентская база займа
- граждане,  предпочитающие  облигации  Второго  облигационного  займа
Санкт-Петербурга другим финансовым инструментам.  В связи с чем в 1998
году планируется  продолжить  работу по их размещению в первую очередь
среди населения.

     По состоянию на 01.01.98 сумма долга по облигациям Второго  займа
прогнозируется в   размере  298,5  млрд.  руб.  В  течение  1998  года
указанная сумма практически не изменится и составит на 01.01.99  300,8
млрд. руб.,  т.к.  сумма  размещения  облигаций  будет  равна сумме их
досрочного погашения. Администрация Санкт-Петербурга планирует снизить
доходность по этим облигациям с 18% на начало года до 14-15 % на конец
года.


     4.2.3. Кредиты коммерческих банков


     В 1997  году  Санкт-Петербург  привлекал  кредиты  в  денежной  и
вексельной форме  для покрытия кассовых разрывов в процессе исполнения
бюджета.

     На 01.01.97 задолженность  по  кредитам  составила  1013,8  млрд.
рублей, или  29,9%,  от суммы долга по всем заемным обязательствам.  В
структуре кредитной задолженности преобладали трехмесячные кредиты.

     В течение  1997  года  прослеживалась  тенденция  на   сокращение
расходов на  обслуживание кредитов за счет снижения процентной ставки.
Комитет финансов проводил постоянную  работу  по  снижению  процентной
ставки по   действующим  кредитам  и  привлечению  новых  кредитов  по
ставкам, не превышающим  ставку  рефинансирования  Центрального  банка
Российской Федерации.  В  частности,  в период с 02.12.96 по 10.02.97,
когда ставка Центрального банка Российской Федерации была  установлена
на уровне  48%  годовых,  Комитет финансов привлекал кредиты по ставке
45-48% годовых,  в  период  с  10.02.97   по   26.04.97   при   ставке
рефинансирования 42%  -  по  ставке  40-42%  годовых,  с  26.04.97  по
16.06.97 при ставке Центрального банка Российской Федерации 36%  -  по
ставке 34-36% годовых.

     В июне  1997 года все кредиты,  полученные в коммерческих банках,
были погашены   за   счет   средств,   поступивших    от    размещения
еврооблигаций.

     В течение  1998  года  Администрация  Санкт-Петербурга  планирует
привлечение краткосрочных кредитов для покрытия  кассовых  разрывов  с
погашением их   до   конца  1998  года.  В  соответствии  с  прогнозом
поступления в бюджет Санкт-Петербурга доходов в первом  квартале  1998
года кассовый разрыв составит 750 млрд.  рублей, а всего до конца 1998
года - 850 млрд.  рублей.  Для своевременного финансирования  расходов
бюджета планируется  привлечение кредитов на указанную сумму по ставке
18% в первом полугодии 1998 года и 15% во втором полугодии. Расходы на
обслуживание кредитов составят в этом случае 77,6 млрд. рублей.

     При этом  Комитет  финансов  рассматривает  возможность  снижения
расходов на   обслуживание   этой   составляющей   долга   посредством
привлечения на  финансирование кассовых разрывов более дешевых заемных
средств, в частности с рынка ГГКО. Именно поэтому в объем эмиссии ГГКО
в 1998  году  заложена  возможность выпуска краткосрочных облигаций на
покрытие кассовых   разрывов,   и   тогда   их   обслуживание    будет
производиться за  счет средств,  предусмотренных в разделе "Расходы на
обслуживание внутреннего долга" в подразделе "Проценты по кредитам".


     4.2.4. Векселя Санкт-Петербурга


     В течение 1995 - 1997 гг.  Комитет финансов  выпускал  векселя  в
счет текущего  финансирования  городского хозяйства и в счет погашения
кредиторской задолженности перед предприятиями и организациями. В 1995
- 1996  годах  Комитетом  финансов  выпущено  векселей  на общую сумму
1181,1 млрд.  рублей и погашено на сумму 873,5 млрд.  рублей,  в  1997
году - 301,3 млрд. рублей и 533,0 млрд. рублей соответственно.

     В соответствии  с  Федеральным  законом  "О  простом и переводном
векселе", устанавливающим запрет для  субъектов  Российской  Федерации
обязываться по  векселям,  Комитетом  финансов  с  18.03.97  прекращен
выпуск векселей.  В настоящее время осуществляются только операции  по
погашению ранее  выпущенных  векселей.  В  январе  - феврале 1998 года
оставшиеся векселя  в  сумме  75,9  млрд.  рублей  будут  полностью  и
своевременно погашены.


     4.2.5. Еврооблигации


     5 июня 1997 года началось размещение,  а 18 июня состоялся выпуск
облигационного займа    Санкт-Петербурга    в    иностранной    валюте
(еврооблигаций Санкт-Петербурга)  на  сумму  300.000.000 долларов США.
Это пятилетние  облигации,  деноминированные  в  долларах  США,   были
успешно размещены   со  спрэдом  к  эталону  (казначейским  облигациям
правительства США) + 312,5 базисных пунктов, что означает доходность к
погашению 9,619%  при  купоне 9,5%  годовых,  выплачиваемом один раз в
полгода.

     Комитет финансов  регулярно  получает  информацию   о   состоянии
вторичного рынка  еврооблигаций  Санкт-Петербурга и аналогичных бумаг,
выпущенных Правительством Российской Федерации,  Правительством Москвы
и Администрацией   Нижнего   Новгорода.  Текущая  рыночная  доходность
еврооблигаций Санкт-Петербурга  превышает  доходность  по   пятилетним
еврооблигациям Российской   Федерации  на  30-40  базисных  пунктов  и
составляет 8,7-8,9%    годовых.    Динамика    спрэда    еврооблигаций
Санкт-Петербурга совпадает   с  динамикой  спрэдов  других  российских
эмитентов и имеет тенденцию к сужению (см.  график*).
----------------
     * График не приводится.


     5. Обслуживание долга Санкт-Петербурга - радикальные изменения


     Прямые расходы на обслуживание долга  (т.е.  расходы  на  выплату
дисконта и оплату процентов) с разбивкой по инструментам заимствования
в 1997 и 1998 годах для сравнения представлены в таблице:

                             в млрд. руб. (без учета деноминации)
+----------------------------------------------------------------+
|Инструменты заимствования    |    1997 год     |   1998 год     |
+----------------------------------------------------------------+
Внутренний долг, в т.ч.        1 451,9   94,2%    768,6   79,5%

% по кредитам, или дисконт по
краткосрочным ГГКО             291,2     18,9%    77,6    8,0%

% за обслуживание векселей,
выпущенных Комитетом финансов  6,2       0,4%     0

дисконт и купон по ГГКО        1 099,1   71,3%    640,0   66,2%

купон по второму
облигационному займу           55,4      3,6%     51,0    5,3%

Внешний долг, в т.ч.           88,9      5,7%     *198,4  20,5%

% по кредиту Drezdner bank     3,4       0,2%     4,2     0,4%

купон по еврооблигациям        85,5      5,5%     179,4   18,6%

% по кредиту ЕБРР              0                  8,9     0,9%

% по кредиту МБРР
(реконструкция центра)         0                  **5,9   0,6%

ИТОГО                          1 540,8   100%     967,0   100%


     * При  расчете  величины  расходов на обслуживание внешнего долга
использован прогноз Минфина Российской Федерации по темпу роста  курса
доллара США к российскому рублю на уровне 6% в год.

     ** Кредит    выделяется    в    соответствии   с   Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15.09.97 N  1171.  Администрация
Санкт-Петербурга разрабатывает  возможность  осуществления проекта под
поручительство, без увеличения объема долга Санкт-Петербурга.

     Проводимая Администрацией Санкт-Петербурга политика заимствований
позволит снизить  в  1998 году прямые расходы на обслуживание долга на
573,8 млрд.руб. Причем расходы на обслуживание внешнего долга, который
в 1998 году составит 47,7%  от объема долга Санкт-Петербурга, составят
только 20,5% от всех прямых расходов на обслуживание долга.

     Доля расходов на обслуживание ГГКО,  составляющая 66,2%,  вызвана
предстоящими выплатами дисконта по облигациям, выпущенным в 1997 году,
средняя доходность по которым при выпуске составляла 31%.


     6. Проблемы,    связанные    с    внешним    (валютным)    долгом
Санкт-Петербурга, и возможные пути их решения


     Основная часть  внешнего  долга  Санкт-Петербурга  приходится и в
среднесрочной перспективе будет приходиться на еврооблигационный заем.

     В краткосрочном плане выпуск еврооблигаций был полностью оправдан
указанными выше  преимуществами,  но  в  перспективе  Санкт-Петербургу
придется столкнуться со следующими проблемами:

     => подверженность  валютному  риску  в  связи  с  неблагоприятным
изменением курса доллара, причем как к рублю, так и к основным мировым
валютам;

     => подверженность   процентному   риску,   вызванному   возможным
значительным снижением рублевых ставок;

     => изменение   дифференциала   между   рублевыми   и  долларовыми
процентными ставками  может  привести  к  неблагоприятному   изменению
форвардного курса при хеджировании;

     => единовременные  выплаты  купонных  платежей  в  размере  14,25
миллиона долларов каждые полгода  и  основной  суммы  еврооблигаций  в
размере 300 миллионов долларов в 2002 году;

     => невозможность  учета  курсовых  разниц  равномерно  в  бюджете
каждого года в течение всего срока обращения  еврооблигаций  в  рамках
существующей системы бухгалтерской отчетности,  установленной Минфином
Российской Федерации.

     Валютный риск в части купонных платежей может быть уравновешен за
счет валютных   поступлений   в  бюджет  Санкт-Петербурга,  которые  в
настоящий момент  составляют  1-2  млн.  долларов  в  месяц.   Однако,
учитывая тот  факт,  что валютные поступления растянуты по времени,  а
выплату купона  необходимо   осуществлять   единовременно,   возникает
потребность аккумулирования средств на депозитных счетах.

     В настоящий  момент  имеются предложения от нескольких российских
банков по  заключению  форвардных  и  опционных  контрактов  и  сделок
"своп". Ведутся  переговоры с зарубежными банками.  Заключение срочных
сделок позволит заранее определить курс рубля по отношению  к  доллару
США на даты выплаты купонов (процентов) и погашения основного долга по
валютным обязательствам,  что даст  возможность  сравнивать  стоимость
внешних и  внутренних заимствований и наиболее эффективно осуществлять
управление долгом.

     В части   основной   суммы   необходима   разработка    стратегии
хеджирования с  использованием  доступных инструментов срочного рынка,
однако в полной мере эта задача может быть  решена  только  через  1-2
года.

     Процентный риск.   В   условиях   постоянного   снижения   ставки
рефинансирования Центрального банка  Российской  Федерации  в  течение
1997 года   и,  следовательно,  других  индикативных  рублевых  ставок
заимствования в  рублях  на  внутреннем  рынке   могут   стать   более
привлекательными с точки зрения стоимости их обслуживания.

     Поэтому, несмотря  на  постоянные  предложения  по  осуществлению
новых заимствований на международных рынках  капитала,  поступающие  в
Администрацию Санкт-Петербурга  от  иностранных  банков  и  финансовых
компаний, в 1998 году целесообразно сохранить баланс между рублевыми и
валютными обязательствами    Санкт-Петербурга,   а   также   постоянно
отслеживать возможность оперативного их  замещения  в  зависимости  от
конъюнктуры внутреннего рынка.

     Снижение валютного  и  процентного  рисков  может быть достигнуто
следующими операциями:

     => глобальным  переходом  от  выпуска  городских  государственных
облигаций с фиксированным купоном к облигациям с плавающей ставкой,  и
в случае достижения более выгодных условий по займам на  данном  рынке
по сравнению  с валютными заимствованиями и при наличии благоприятного
прогноза по развитию ситуации  -  оперативное  направление  вырученных
средств на досрочный выкуп еврооблигаций;

     => выпуск    еврооблигаций    с   плавающей   ставкой   процента,
деноминированных в рублях.

     Выплата основного долга  по  еврооблигациям.  Проблему  смягчения
нагрузки на  бюджет,  вызванной единовременной выплатой основной суммы
долга, которая с учетом курсовой надбавки может составить  около  2,25
трлн. рублей в 2002 году, можно решить несколькими способами:

     а) Фонд погашения.  Создание фонда погашения,  в который ежегодно
равными возрастающими долями будут отчисляться средства  на  погашение
еврооблигаций. Эти  средства могут размещаться в депозиты коммерческих
банков или  инвестироваться  иным   способом   с   условием   возврата
непосредственно перед датой погашения.

     б) Досрочный  выкуп  на  вторичном  рынке.  Вместо создания фонда
целесообразно ежегодно (начиная с 1999 года) предусматривать в бюджете
Санкт-Петербурга средства   на   частичный   выкуп   еврооблигаций  на
вторичном рынке,  минимум - на сумму курсовой разницы основного  долга
по еврооблигациям  в текущем году (приблизительно 100 млрд.руб.),  тем
самым снижая как размер купонных платежей,  так и основную сумму долга
в валютном   исчислении,  при  сохранении  его  рублевого  эквивалента
неизменным.

     в) Рефинансирование  внешнего  долга.  Другим  способом   решения
поставленной выше задачи может являться рефинансирование существующего
долга путем выпуска  новых  инструментов.  Существующие  еврооблигации
могут быть  выведены  из  оборота  посредством  выкупа их на вторичном
рынке за счет средств от новых выпусков или обмена на новые бумаги.

     В качестве одного  из  вариантов  осуществления  рефинансирования
может быть   запуск  программы  среднесрочных  заимствований,  которая
позволит создать  долговой   портфель   из   различных   облигационных
выпусков, отличающихся  по  объему,  срокам погашения,  имеющих разную
структуру и деноминированных в различных валютах  (в  том  числе  и  в
рублях). Такие  выпуски  позволят учитывать текущую рыночную ситуацию,
диверсифицировать заимствования  по  валюте  и  срокам,  что  позволит
снизить валютный  и  процентный  риски,  разбить  по  времени купонные
платежи и выплаты основных сумм.  Для реализации  данной  программы  в
1999 году   вся   необходимая   подготовительная  работа  должна  быть
завершена к концу 1998 года.


Информация по документу
Читайте также