Расширенный поиск
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2001 № 23ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 мая 2001 года N 23 О проекте закона Санкт-Петербурга "О программе развития системы образования Санкт-Петербурга на 2001-2004 гг. "Петербургская школа-2004" В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и в целях обеспечения права детей Санкт-Петербурга на получение образования высокого качества Правительство Санкт-Петербурга р е ш и л о: 1. Одобрить проект закона Санкт-Петербурга "О программе развития системы образования Санкт-Петербурга на 2001-2004 гг. "Петербургская школа-2004" согласно приложению. 2. Предложить губернатору Санкт-Петербурга внести проект закона Санкт-Петербурга "О программе развития системы образования Санкт-Петербурга на 2001-2004 гг. "Петербургская школа-2004" на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в первоочередном порядке. 3. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга учитывать цели, задачи и основные направления программы развития системы образования Санкт-Петербурга на 2001-2004 гг. "Петербургская школа-2004" при разработке и реализации мер государственной поддержки в области образования. 4. Контроль за выполнением постановления возложить на члена Правительства Санкт-Петербурга, вице-губернатора Санкт-Петербурга Шитарева В.И. Губернатор Санкт-Петербурга - председатель Правительства Санкт-Петербурга В.А.Яковлев Приложение к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2001 N 23 Проект вносит губернатор Санкт-Петербурга ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА О программе развития системы образования Санкт-Петербурга на 2001-2004 годы "Петербургская школа-2004" Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга " _____ " ___________ 2001 года Статья 1 Утвердить программу развития системы образования Санкт-Петербурга на 2001-2004 годы "Петербургская школа-2004" (далее - Программа) согласно приложению. Статья 2 Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах средств, выделяемых ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга в период с 2002 по 2004 год. Статья 3 Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования. Губернатор Санкт-Петербурга В.А.Яковлев Санкт-Петербург "___" ______________200 __ год N ____________ Приложение к Закону Санкт-Петербурга "О программе развития системы образования Санкт-Петербурга на 2001-2004 гг. "Петербургская школа-2004" Программа развития системы образования Санкт-Петербурга на 2001-2004 годы "Петербургская школа-2004" Введение Программа развития системы образования Санкт-Петербурга на 2001-2004 гг. "Петербургская школа-2004" (далее - Программа) разработана Комитетом по образованию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Законом Санкт-Петербурга "О разграничении компетенции Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Администрации Санкт-Петербурга в области образования" и документами, определяющими стратегию развития российской системы образования: - Федеральным законом "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000 N 51-ФЗ; - постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования Российской Федерации"; - распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 N 1072-р "Об утверждении плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы". Цели Программы: - определение образовательной политики и стратегии развития образовательной системы Санкт-Петербурга на среднесрочную перспективу (на 2001-2004 годы), а также основных приоритетов развития образования и условий их реализации; - обеспечение гарантий прав детей на получение образования высокого качества в условиях изменения структуры и содержания образования. Исходные позиции при разработке Программы, ее методология основываются на следующих положениях: 1. Образование выступает в качестве новой социокультурной технологии, призванной помочь России ответить на вопросы, стоящие пред ней в социальной и экономической сферах. 2. Образование призвано обеспечить социальную мобильность личности в обществе, освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных ролей. 3. Образование рассматривается в качестве одного из важнейших факторов, способных оказать противодействие негативным социальным процессам (алкоголизму, наркомании, криминогенности в молодежной среде, беспризорности и т.п.). 4. Образование призвано обеспечить формирование сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе, способного к самоорганизации, умеющего отстаивать свои права, терпимого к чужому мнению, ответственного за собственное благосостояние и состояние общества. Эти стратегические установки приобретают особую актуальность в условиях Санкт-Петербурга, крупнейшего культурно-исторического, научного и промышленного центра. Город обладает богатейшим потенциалом в воспитании молодых петербуржцев, достойных продолжателей духовных традиций великого города, от уровня культуры которых во многом зависит его будущее. Задачи Программы: 1. Сформировать региональную образовательную политику: - реализующую Федеральный закон "Об образовании" и федеральную образовательную политику, с учетом специфики социально-экономического и культурного развития региона; - развивающую сеть образовательных учреждений; - поддерживающую традиции санкт-петербургской школы как многовариантной разноуровневой личностно-ориентированной образовательной системы; - обеспечивающую взаимодействие науки, культуры, образования и общественности. 2. Создать социальные и организационно-педагогические условия для реализации в полном объеме права детей на образование: - выбор образовательного учреждения; - выбор образовательной программы; - обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка; - уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения; - обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе; - бесплатное образование (в пределах, установленных законом); - обеспечение учебной литературой; - получение образования в соответствии с установленными стандартами; - поддержку наиболее талантливых, одаренных; - получение дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг; - социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования. 3. Создать условия, обеспечивающие совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Создать специальные условия для получения качественного образования детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. 4. Обеспечить оптимальные условия для физического и спортивного совершенствования детей, формирование у них здорового образа жизни. 5. Создать условия для развития, разработки и реализации информационных и мультимедийных образовательных технологий и методов обучения. 6. Создать условия для повышения качества обучения и воспитания учащихся, расширения возможностей детей и учащейся молодежи с целью обогащения их опыта созидательной жизни в свободное от учебы время. 7. Обеспечить эффективное участие в федеральном эксперименте по изменению структуры и содержания общего образования, связанное с вариативным четырехлетним начальным общим и профильным средним общим образованием. 8. Обеспечить эффективное использование педагогических кадров в условиях существующей демографической ситуации; подготовить педагогические кадры к решению перспективных проблем развития региональной системы образования и совершенствовать их социальную защиту. 9. Завершить переход на договорные отношения учреждений образования и их учредителей; создать условия для самостоятельной деятельности образовательных учреждений в пределах установленной законом компетенции и повысить ответственность образовательных учреждений, предусмотренную Законом Российской Федерации "Об образовании". 10. Создать необходимые условия для повышения эффективности действующей системы подготовки молодежи, вступающей в трудовую жизнь, совершенствования мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений начального профессионального образования. 11. Расширить масштабы и повысить уровень общественной поддержки системы образования на основе развития сотрудничества образовательных учреждений с социальными партнерами. 12. Модернизировать ресурсное обеспечение всей городской системы образования. I. Состояние и основные проблемы развития системы образования Санкт-Петербурга Разработка основных направлений целевой программы "Петербургская школа-2004" основывается на учете специфики региональных тенденций и эволюции образовательной системы Санкт-Петербурга и основана на анализе результатов реализации программы "Петербургская школа-2000". Петербургская школа сегодня - это развитая сеть учреждений: дошкольных, начального, основного и среднего образования, начального профессионального, среднего педагогического, дополнительного образования детей и взрослых. В образовательную систему Петербурга интегрирована и сеть негосударственных учреждений различного типа. В настоящее время в Санкт-Петербурге работают 2281 образовательное учреждение, в том числе 1243 дошкольных образовательных учреждения, 821 общеобразовательная школа, 115 учреждений дополнительного образования, 95 учреждений начального профессионального образования, 7 педагогических колледжей. За период 1996-2000 гг. введено семь общеобразовательных школ на 9030 мест. После реконструкции введено 5 школ на 1695 мест, Дом творчества юных в г.Колпино, расширен на 575 мест Морской кадетский корпус в г.Кронштадте. В Невском административном районе Санкт-Петербурга переоборудованы помещения детского сада под начальную школу на 150 мест. С 15% до 1,5% сокращено количество образовательных учреждений, работающих во II смену. Расширены возможности выбора вариативных образовательных программ в учреждениях дошкольного, школьного, дополнительного, начального профессионального образования. Во всех районах города расширяется сеть дошкольных образовательных учреждений с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития дошкольников (физического, интеллектуального, эстетического). Функционируют 68 оздоровительных учреждений для ослабленных и длительно болеющих детей, действуют около 800 групп по целенаправленному оздоровлению дошкольников. Создана широкая сеть дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с проблемами в развитии (свыше 1900 групп). Расширяется сеть общеобразовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня. В городе работают 69 гимназий, 35 лицеев, более 130 школ с углубленным изучением отдельных общеобразовательных предметов. В 116 учреждениях дополнительного образования Санкт-Петербурга занимаются около 230 тысяч детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет по 146 направлениям внешкольной деятельности. В Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства и Учебно-методическом центре ежегодно проходят повышение квалификации около 30 тысяч работников образования. Органичной частью городской системы образования стали профессиональные училища, благодаря действиям Комитета по образованию переведенные с федерального на городской бюджет. В 95 учреждениях начального профессионального образования (УНПО) получают подготовку 57600 человек по 91 профессии, 156 специальностям. В том числе по заказам городских предприятий и организаций в системе начального профессионального образования обучаются 22 тысячи юношей и девушек. В Санкт-Петербурге впервые в России создана система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка, помогающая ребенку и его семье в решении личностных проблем. Сегодня в городе действуют 19 районных служб сопровождения и более 100 служб сопровождения в образовательных учреждениях. Обеспечивается социальное устройство всех детей, оставшихся без попечения родителей. В Санкт-Петербурге функционируют 56 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых обучаются около 15 тысяч больных детей-инвалидов. Главными достижениями последнего пятилетия следует считать расширение вариативности программ обучения и рост альтернативности его форм на всех уровнях - от детского сада до высшего учебного заведения. В числе позитивных направлений можно назвать: - сохранение политики социальной поддержки семей, имеющих детей с отклонениями здоровья и психики; - увеличение числа школ повышенного уровня (с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий, лицеев); - значительное увеличение часов, отводимых на изучение иностранных языков и компьютерных технологий; - формирование системы обеспечения образовательного процесса учебной литературой; - активное использование различных механизмов стимулирования личностных достижений учащихся (олимпиады, смотры, конкурсы и т.д.). В то же время не удалось добиться: - полного соблюдения прав ребенка на выбор образовательной программы и учреждения в системе образования; - создания целостной системы воспитания и сохранения здоровья детей; - создания системы стимулирования и поддержки молодых специалистов; - создания в школах материально-технической базы для использования новых образовательных технологий и современных методов обучения, отвечающих требованиям нового содержания образования; - информирования жителей города о состоянии дел в системе образования; - создания условий для стимулирования деятельности общественных, государственных и частных структур, оказывающих финансовую, научную, организационно-управленческую и моральную поддержку школе. II. Направления реализации Программы и ожидаемые результаты Анализ структурных и качественных преобразований во всех областях общественной жизни города, достижений и проблем в сфере образования, изучение социальных ожиданий жителей Петербурга, связанных с функционированием системы образования, ценностных ориентаций выпускников средних школ позволяет выделить в Программе приоритетные стратегические направления. К стратегическим направлениям, определяющим образовательную политику на региональном уровне, следует отнести: 1. Формирование единой образовательной политики Санкт-Петербурга во взаимодействии с развитием науки, культуры в период подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга: В формировании единой образовательной политики главным является: - развитие образовательной сети; - обеспечение высокого качества образования; - улучшение условий обучения; - сохранение физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса; - оптимизация системы управления образованием. Развитие образовательной сети обеспечивается решением проблем: - перехода на 4-летнее начальное и 11-летнее среднее (полное) общее образование; - перепрофилирования начального профессионального образования в соответствии с нуждами города; - сохранения учреждений повышенного уровня (с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев, гимназий) и их государственного финансирования. Повышение качества обучения реализуется: - через совершенствование системы независимой аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся; - через проведение совместно с вузами Санкт-Петербурга единого государственного экзамена. Улучшение условий обучения достигается развитием системы ресурсного обеспечения. Сохранение физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса достигается путем: - формирования навыков здорового образа жизни; - расширения и совершенствования служб сопровождения, работающих в школе; - социальной поддержки участников образовательного процесса. Оптимизация управления образованием возможна при условии: - формирования системы общественно-государственного управления; - развития сети попечительских советов разного уровня. Вся стратегия образования может быть реализована только в тесном взаимодействии с наукой, культурой и общественностью Санкт-Петербурга. Образовательная политика неотделима от стратегических направлений развития города и конкретного участия системы образования в подготовке к празднованию его 300-летнего юбилея. 2. Развитие системы ресурсного обеспечения Развитие данного направления предусматривает: - замену морально и физически устаревших материально-технической и учебно-наглядной баз образовательных учреждений, не соответствующих современным требованиям и не обеспечивающих новое содержание образования; - совершенствование системы экономического обеспечения, сохранение стабильного финансирования, внедрение финансовых нормативов, реализацию прав образовательных учреждений на пользование финансовыми и материальными средствами; - развитие кадровых ресурсов, традиционно включающих в себя меры по комплектованию образовательных учреждений педагогическими и управленческими кадрами, повышение их профессионального мастерства, использование мер морального и материального стимулирования. 3. Формирование будущего здоровой нации Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков осуществляется через систему мер, обеспечивающих: - создание оптимальных и безопасных условий для учебно-воспитательного процесса в школе; - социальную поддержку детей путем организации доступного питания; - обеспечение профилактических осмотров учащихся с использованием передовых медицинских технологий; - профилактику социальных болезней: туберкулеза, СПИДа, наркомании и др.; - формирование навыков адекватного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях; - укрепление материально-технической базы медицинских кабинетов в образовательных учреждениях. Формирование здорового образа жизни: - вовлечение детей в активные занятия физической культурой и спортом; - привитие им потребности в систематическом выполнении физических упражнений; - совершенствование региональных учебных программ по физической культуре для всех типов и видов образовательных учреждений; - обновление и модернизация существующего в образовательных учреждениях спортивного инвентаря и имущества; - строительство новых, капитальный ремонт и реконструкция обветшавших школьных спортивных залов; - максимальное использование возможностей спортивных сооружений города; - разнообразие и увеличение массовости проводимых детско-юношеских спортивно-массовых мероприятий; - разработка комплекса мер по поддержке детских и юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва. Педагогическое влияние на организацию жизни детей и учащейся молодежи в свободное от учебы время: - включение большинства детей и подростков в разностороннюю деятельность на благо города; - обновление форм и методов профилактики негативных социальных явлений; - создание в каждом районе города некоммерциализированной системы педагогически организованной сферы досуга для детей, подростков и их родителей; - приобщение юных петербуржцев к научному, культурному и художественному наследию; - рациональное использование освобождающихся площадей образовательных учреждений, баз профессиональных училищ, лагерей отдыха для организации отдыха детей и подростков; - формирование общественного мнения о необходимости участия горожан в решении проблем воспитания. 4. Участие образовательных учреждений в федеральном эксперименте по изменению структуры и содержания общего образования Данная стратегическая линия образовательной политики Санкт-Петербурга реализуется через: - обеспечение решения федеральной задачи модернизации структуры и содержания образования; - создание условий для проведения широкомасштабного эксперимента, включающего работу по изменению структуры и содержания всей системы образования от дошкольных учреждений до высшей школы во взаимодействии науки, педагогической практики общественности. В процессе проведения эксперимента необходимо предусмотреть: - разработку направлений структурной перестройки системы образования с учетом сложной демографической ситуации, необходимости сохранения многообразия типов и видов образовательных учреждений, вариативности образовательных программ; - разработку комплекта примерных учебных планов на основе федерального для разных сроков обучения; - подготовку учебно-методического обеспечения; - разработку научных и методических основ обеспечения и контроля качества образования в новых условиях; - подготовку и повышение квалификации учителей, руководителей образовательных учреждений, методистов. 5. Поддержка наиболее талантливых, одаренных и активных молодых людей Сохранение и повышение роли Санкт-Петербурга как культурной столицы России, восполнение интеллектуального потенциала города требует организации поддержки наиболее талантливых, одаренных и активных молодых людей, для чего потребуется: - разработка к 2003 году целевой программы "Одаренные дети"; - сохранение бесплатного гимназического и лицейского образования; - разработка образовательной программы для работы с одаренными детьми во всех типах и видах образовательных учреждений; - создание общегородской научно-исследовательской лаборатории "Одаренные дети"; - организация и проведение районных и городских олимпиад, фестивалей, конкурсов, праздников, обеспечение их постоянного целевого финансирования; - создание условий для подготовки сборной команды школьников Санкт-Петербурга - участников всероссийских и международных олимпиад; - создание банка данных "Одаренные дети"; - введение системы грантов для поддержки наиболее одаренных учащихся. 6. Развитие системы начального профессионального образования Ведущей задачей данного направления является: - оптимизация действующей сети образовательных учреждений и совершенствование организации учебного процесса с учетом потребности города в квалифицированных кадрах; - создание системы мониторинга социально-экономической ситуации в регионе, на рынке труда и рынке образовательных услуг; - разработка модели спроса и предложения в профессионально-отраслевом разрезе; - формирование перспективного заказа города на подготовку квалифицированных рабочих кадров; - модернизация содержания общего и профессионального образования учреждений начального профессионального образования в соответствии с современными тарифно-квалификационными требованиями к рабочим профессиям и специальностям; - реализация возможностей учреждений начального профессионального образования в краткосрочном профессиональном обучении взрослого населения города рабочим специальностям; - включение в городской заказ Санкт-Петербурга продукции учебно-производственных мастерских учреждений начального профессионального образования; - восстановление системы профориентации детей и подростков в новых условиях экономического развития. Реализация данной Программы будет осуществляться образовательными учреждениями Санкт-Петербурга на основе следующих целевых программ: - "Здоровый школьник"; - "Укрепление материально-технической базы и капитальный ремонт образовательных учреждений"; - "Учебник для петербургской школы"; - "Кадровое обеспечение системы образования Санкт-Петербурга"; - "Информатизация образования Санкт-Петербурга в 2001-2004 гг."; - "Физическая культура и формирование здорового образа жизни"; - "Свободное время детей и учащейся молодежи"; - "Одаренные дети". Кроме того, образовательные учреждения Санкт-Петербурга принимают участие в реализации городских целевых программ: "Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге", "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Санкт-Петербург и Россия" и др. Взаимодополняя друг друга, все перечисленные программы обеспечат целостность программы развития системы образования на 2001-2004 гг., направленной на повышение его качества и более эффективное решение воспитательных задач. Принятие Закона Санкт-Петербурга "О программе развития системы образования в Санкт-Петербурге на 2001-2004 годы "Петербургская школа-2004" позволит использовать педагогический потенциал образовательной системы во взаимодействии с наукой, культурой и общественностью для расширения масштабов социального творчества учащихся, повысить уровень их образованности, создать условия, гарантирующие возможность получения полноценного образования для всех детей, сохранить квалифицированные кадры в условиях новой демографической ситуации, расширить масштабы государственной и общественной поддержки инновационной деятельности в системе образования, создать механизм государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге, укрепить материальную базу образовательной системы, внедрить в систему работы образовательных учреждений мультимедиа- и компьютерные технологии нового поколения. В ходе реализации целевых программ будет достигнуто решение следующих задач: 1. Обеспечение всех детей качественным разноуровневым личностно-ориентированным образованием, удовлетворение потребностей жителей города в бесплатном дошкольном, общем, коррекционном, дополнительном и начальном профессиональном образовании. 2. Повышение уровня образованности выпускников школы, их готовность к самостоятельным решениям "послешкольных" проблем. 3. Участие общественности, представителей науки, культуры в развитии системы образования Санкт-Петербурга. 4. Разносторонняя поддержка наиболее талантливых и одаренных детей. 5. Обеспечение учебной литературой и учебными пособиями детей для освоения многоуровневых вариативных образовательных программ. 6. Укрепление здоровья детей и подростков, создание системы профилактики вредных привычек. 7. Вовлечение детей в систематические занятия физической культурой и спортом. 8. Создание моделей информатизации образовательных учреждений. 9. Создание системы досуга детей и учащейся молодежи, расширяющей их опыт созидательной жизни. 10. Создание стратегии кадровой политики в условиях сложившейся демографической ситуации и модернизация системы повышения профессиональной квалификации управленческих и педагогических кадров. 11. Взаимосвязь процедур управления и всех видов аттестации. 12. Сохранение и совершенствование социальной защиты работников сферы образования. 13. Создание нормативно-правовой базы, совершенствующей систему взаимоотношений образовательных учреждений всех типов и видов с органами управления, социальными структурами и общественностью. 14. Восстановление системы профессиональной ориентации детей и подростков в новых экономических условиях. 15. Вовлечение общественности и социальных партнеров в решении проблем образования. 16. Обновление материально-технической базы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, создание необходимых условий всем детям города для качественной учебы и полноценного активного отдыха. 17. Объединение усилий всех образовательных учреждений города по укреплению и развитию системы образования. Реализация Программы возможна при осуществлении в полном объеме бюджетного и дополнительного бюджетного финансирования, предусмотренного бюджетом Санкт-Петербурга на нужды образования. Необходимым условием реализации Программы является создание системы и ее общественной поддержки путем активного привлечения отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, установления тесных контактов и сотрудничества с органами местного самоуправления и депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, привлечения средств массовой информации к освещению задач и хода реализации Программы. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|