Расширенный поиск

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.01.2004 № 57

 
                    ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 28 января 2004 года N 57


     Об управлении государственным
     долгом Санкт-Петербурга
     в 2004-2008 годах

       (В редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга
                       от 17.04.2006 г. N 407)


     В целях совершенствования практики государственных  заимствований
Санкт-Петербурга и управления государственным долгом Санкт-Петербурга:

     1. Одобрить   Концепцию    управления   государственным    долгом
Санкт-Петербурга  в  2004-2008  годах  (далее  -  Концепция)  согласно
приложению 1.

     2. Утвердить Методику  определения критериев по  государственному
долгу     Санкт-Петербурга    и     государственным     заимствованиям
Санкт-Петербурга  для  использования в  среднесрочном  прогнозировании
(далее - Методика) согласно приложению 2.

     3. (Утратил  силу  - Постановление Правительства Санкт-Петербурга
от 17.04.2006 г. N 407)

     4. (Пункт    утратил    силу    -   Постановление   Правительства
Санкт-Петербурга от 17.04.2006 г. N 407)

     5. (Пункт    утратил    силу    -   Постановление   Правительства
Санкт-Петербурга от 17.04.2006 г. N 407)

     6. Контроль   за    выполнением   постановления   возложить    на
вице-губернатора Санкт-Петербурга Осеевского М.Э.


     Губернатор
     Санкт-Петербурга          В.И.Матвиенко


                                                          Приложение 1
                                         к постановлению Правительства
                                                      Санкт-Петербурга
                                                    от 28.01.2004 N 57


                              Концепция
                  управления государственным долгом
                  Санкт-Петербурга в 2004-2008 годах


                          1. Цели Концепции

     Концепция управления  государственным долгом  Санкт-Петербурга  в
2004-2008 годах (далее  - Концепция)  разработана на основе  обобщения
опыта управления государственным  долгом Санкт-Петербурга в  1995-2003
годах, а также с учетом рекомендаций:

     кодекса лучшей   практики   в  сфере   управления   региональными
финансами  и  Аналитического обзора  международного  опыта  применения
принципов  кодекса   лучшей  практики,  подготовленных   международным
рейтинговым   агентством   Standard   &  Poor's   в   рамках   проекта
Международного  банка   реконструкции  и  развития   (далее  -   МБРР)
"Техническое  содействие  реформе бюджетной  системы  на  региональном
уровне";

     временных методических рекомендаций по управлению государственным
и муниципальным   долгом   для  субъектов   Российской   Федерации   и
муниципальных  образований,  подготовленных  Экономической  экспертной
группой и международным рейтинговым агентством Fitch Ratings в  рамках
проекта  МБРР "Техническое  содействие  реформе бюджетной  системы  на
региональном уровне";

     кодекса лучшей  практики   в   сфере  управления   муниципальными
финансами, подготовленного фондом "Институт экономики города".

     За прошедшие  годы  после  кризиса  1998  года  абсолютный  объем
государственного    долга   Санкт-Петербурга    стабилизировался    на
управляемом уровне  12-13 млрд.руб.  При этом по  отношению к  доходам
бюджета государственный долг Санкт-Петербурга сократился более чем в 3
раза (с  57%  на начало  2000  года до  17% на  начало  2004 года).  В
долларовом эквиваленте объем государственного  долга за тот же  период
сократился в  1,2 раза,  в реальном  выражении (с  учетом инфляции)  -
более чем в 2 раза.

     Произошли положительные изменения и в структуре  государственного
долга Санкт-Петербурга.  Если в  результате посткризисной  девальвации
национальной валюты доля внешнего долга на начало 2000 года составляла
89%, то на сегодняшний день этот показатель сократился почти в 4  раза
до 24%.

     Вместе с тем значительно возросли сроки и сократились  процентные
ставки заимствований. Расходы  на обслуживание государственного  долга
уже несколько лет  подряд не превышают 2,5%  от всех расходов  бюджета
Санкт-Петербурга,  а  по  сравнению с  2000  годом  данный  показатель
сократился более чем в 2 раза.

     В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19.11.2003 N 676-101
"О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год" объем государственного  долга
Санкт-Петербурга на  конец 2004  года не превысит  17864 млн.руб.  При
этом  в реальном  выражении  по сравнению  с  предыдущими годами  долг
Санкт-Петербурга практически не изменится; в долларовом выражении - не
превысит  уровень начала  2000  года; в  базисных  ценах 2000  года  -
уровень 2002 года.

     Отношение расходов   на   обслуживание   государственного   долга
Санкт-Петербурга в  2004 году  не  превысит значения  последних лет  -
2,5%.  Расходы  на  обслуживание  государственного  долга  в  реальном
выражении  (при  прогнозной   инфляции  10-12%)  не  превысят   уровни
предыдущих  лет.  Это   характеризует  политику  Санкт-Петербурга   по
осуществлению  государственных  заимствований в  целях  финансирования
дефицита бюджета Санкт-Петербурга в целом как умеренную.

     Целями Концепции являются:

     1. Определение   инвестиционного   потенциала   и    экономически
безопасного уровня государственного долга, в том числе государственных
заимствований Санкт-Петербурга,  способных  обеспечить решение  важных
задач развития Санкт-Петербурга  и не допустить лавинообразного  роста
долга   и  увеличения   рисков   неисполнения  долговых   обязательств
Санкт-Петербурга.

     2. Установление   более   жестких   ограничений   на    параметры
государственного долга и,  в том числе, государственных  заимствований
Санкт-Петербурга по сравнению с ограничениями, определенными Бюджетным
кодексом Российской Федерации и Законом Санкт-Петербурга от 21.01.2003
N  234-30  "О  государственном  долге  Санкт-Петербурга",   призванных
повысить  финансовую устойчивость  бюджета  Санкт-Петербурга в  части,
касающейся:

     снижения влияния   платежей    по   погашению   и    обслуживанию
государственного долга  Санкт-Петербурга на финансирование  социальных
статей расходов бюджета Санкт-Петербурга;

     недопущения единовременного   отвлечения   значительного   объема
средств   бюджета  Санкт-Петербурга   на   погашение  и   обслуживание
государственного долга Санкт-Петербурга;

     снижения зависимости      программы     капитальных      вложений
Санкт-Петербурга от долговой политики и состояния финансовых рынков, в
том числе при наступлении экономических кризисов;

     контроля роста объема долговых обязательств Санкт-Петербурга;

     снижения влияния негативных последствий возможной  нестабильности
валютных  курсов,  в   которых  номинированы  долговые   обязательства
Санкт-Петербурга.

     3. Повышение  качества   прогнозирования  и  минимизация   рисков
управления  государственным  долгом Санкт-Петербурга  в  среднесрочной
перспективе,  снижение  рисков возникновения  кризисных  ситуаций  при
исполнении бюджета Санкт-Петербурга в будущем.

     4. Определение  принципов  управления  ликвидностью  и   снижение
рисков при  исполнении  бюджета Санкт-Петербурга  в части,  касающейся
обслуживания  долговых  обязательств и  осуществления  государственных
заимствований      Санкт-Петербурга      в      условиях      сезонной
несбалансированности бюджета  Санкт-Петербурга  в течение  финансового
года.

     5. Повышение прозрачности политики по управлению  государственным
долгом   Санкт-Петербурга,  совершенствование   стандартов   раскрытия
информации о государственном долге Санкт-Петербурга.

     1.1. Инвестиционный потенциал государственных заимствований.

     Одной из  основных  задач  инвестиционной  и  бюджетной  политики
Санкт-Петербурга является создание  необходимых условий для  повышения
деловой и инвестиционной активности частного сектора во всех  областях
городского хозяйства Санкт-Петербурга.

     На протяжении последних  лет бюджетная политика  Санкт-Петербурга
строилась   на   принципах  поддержания   сбалансированности   бюджета
Санкт-Петербурга,    увеличения   его    социальной    направленности,
обеспечения своевременного  и  полного финансирования  запланированных
расходов, сокращения государственного долга.

     В то  же  время  нереализованными  остаются  многие  важные   для
Санкт-Петербурга  инфраструктурные   проекты  (проекты,  связанные   с
созданием, развитием и обновлением объектов городской инфраструктуры),
без  которых  дальнейшее  повышение  инвестиционной  привлекательности
Санкт-Петербурга становится невозможным.

     Объем внутренних  и   внешних  инвестиций   частного  сектора   в
экономику  Санкт-Петербурга  в немалой  степени  сдерживается  высоким
уровнем износа объектов городской инфраструктуры, неудовлетворительным
состоянием  транспортных  сетей,  систем  связи,  тепло-,  электро-  и
водоснабжения, что создает относительно непривлекательные условия  для
бизнеса и  не позволяет  рассчитывать в будущем  на сохранение  темпов
роста экономики Санкт-Петербурга.

     Возможности увеличения    расходов    на    развитие    городской
инфраструктуры имеются  не  только благодаря  налоговым и  неналоговым
доходам,  но  и  благодаря  привлечению  заемных  средств,  которые  с
экономической точки зрения играют роль финансового рычага и в  будущем
дают множественный экономический эффект.

     Сложившаяся в последние годы относительно благоприятная  ситуация
на рынках  капитала способствует привлечению  для нужд  финансирования
городской  инфраструктуры  заемных  средств  в  объемах,  которые   бы
позволили сохранить  управляемость государственного  долга на  должном
уровне.

     Между государственными    инвестициями   в    инфраструктуру    и
увеличением  благосостояния  стран и  городов  существует  неразрывная
связь.  Обновление  инфраструктуры способствует  активизации  частного
капитала, обеспечивает рост производства, торговли, услуг, что в  свою
очередь  обусловливает  увеличение  налоговых  поступлений  в   бюджет
Санкт-Петербурга, а также рост общего благосостояния Санкт-Петербурга.
Таким   образом,    меры,   направленные    на   развитие    городской
инфраструктуры,  внесут  свой  вклад  и  позволят  достичь  увеличения
доходов бюджета Санкт-Петербурга  до уровня, сопоставимого с  уровнями
других субъектов Российской Федерации.

     Учитывая текущее   социально-экономическое  развитие,   состояние
бюджета Санкт-Петербурга, относительно низкий уровень государственного
долга Санкт-Петербурга,  можно констатировать, что  в настоящее  время
сложились    предпосылки     для    развития    в     Санкт-Петербурге
инвестиционно-заемной  системы,   в  которой  возможно   использование
государственных  заимствований  в  качестве  источника  финансирования
капитальных расходов.

     1.2. Несбалансированность исполнения  бюджета Санкт-Петербурга  в
пределах года.

     В последние   несколько  лет   в   процессе  исполнения   бюджета
Санкт-Петербурга  и  бюджетов других  субъектов  Российской  Федерации
наблюдается характерная закономерность несбалансированности в пределах
года поступления  доходов  и финансирования  расходов бюджета.  Доходы
больше  всего  поступают  тогда,  когда  меньше  всего   финансируются
расходы, и наоборот.

     По статистике прошлых лет (2001-2003 годы) наибольшее поступление
доходов в бюджет Санкт-Петербурга отмечается в апреле, июле, октябре и
декабре, то есть в первые месяцы после завершения очередного  квартала
и в  конце года.  Несмотря на  то, что  в декабре  объем доходов  выше
среднего, этого  оказывается недостаточно по  причине большого  объема
финансирования расходов бюджета Санкт-Петербурга.

     Несбалансированность в      процессе      исполнения      бюджета
Санкт-Петербурга   усугубляется   ситуацией   с   расходами    бюджета
Санкт-Петербурга, наибольшие объемы финансирования которых  приходятся
на  конец  кварталов,  когда  главные  распорядители  средств  бюджета
Санкт-Петербурга выбирают остатки лимитов ассигнований. При этом самым
критическим месяцем на  протяжении последних  лет остается декабрь,  в
котором расходы  бюджета  Санкт-Петербурга могут  достигать 14-18%  от
общего объема расходов в пределах года.

     Следствием несбалансированности  в  процессе  исполнения  бюджета
Санкт-Петербурга является  то, что  вплоть до  последних месяцев  года
исполнение   бюджета    Санкт-Петербурга   может   осуществляться    с
преобладанием текущего профицита  (разницы между доходами и  расходами
накопительным итогом с начала года). В результате основная нагрузка на
заемные    источники    финансирования    дефицита    (государственные
заимствования)  приходится на  конец  года,  когда на  рынке  возможны
сезонные ситуации неблагоприятных условий для заимствований.

     Объемы заемного финансирования дефицита бюджета  Санкт-Петербурга
в масштабе года могут казаться относительно небольшими, однако, если в
будущем исполнение  бюджетов будет проходить  с сохранением  тенденций
предыдущих лет, то Санкт-Петербургу будет сложнее привлекать  средства
на рынках капитала, а риски при исполнении бюджета Санкт-Петербурга  в
целом возрастут в несколько раз.

     В результате  проблем  несбалансированности  бюджета   активность
Санкт-Петербурга на  рынке облигационных займов  снижается и  начинает
приобретать  точечный  характер.  Это  может  сказаться  на   снижении
ликвидности рынка  и ухудшении  условий заимствований  по сравнению  с
другими эмитентами, которые  имеют такой же  кредитный рейтинг, как  и
Санкт-Петербург.

     Ситуация, когда потребность в  заимствованиях возникает только  к
концу года, негативно сказывается на развитии рынка, снижает интерес к
нему инвесторов. В условиях возрастающей конкуренции со стороны других
эмитентов,   это  может   привести   к  ухудшению   существенных   для
Санкт-Петербурга условий заимствований.

     Из-за отсутствия  четких планов  проведения  аукционов в  течение
года инвесторы переводят свободные средства в другие сегменты рынка, в
результате снижаются  обороты торгов, число  активных участников.  При
длительной  стагнации  рынка   возрастают  риски  потери   возможности
привлечь  необходимый  объем  средств, либо  процентные  ставки  будут
запретительно высоки.

     Снижению вышеописанных  рисков  может  способствовать  прозрачная
позиция Санкт-Петербурга как  заемщика и предсказуемость его  действий
на рынке. При принятии решений о размещении облигаций Санкт-Петербурга
необходимо принимать в  расчет не  только текущую потребность  бюджета
Санкт-Петербурга, но и значимость экономических факторов, влияющих  на
условия заимствований. Если эмитент и инвесторы заранее знают о планах
проведения аукционов и привлечения в бюджет Санкт-Петербурга  средств,
повышается  полезность  информационной  работы  на  рынке,  возрастают
возможности для плодотворной и конструктивной работы с  потенциальными
приобретателями облигаций  Санкт-Петербурга. Влияние внешних  факторов
при этом снижается.

     В связи  с  серьезностью  описанных  рисков  одним  из   насущных
вопросов   бюджетной   политики   Санкт-Петербурга   в   краткосрочной
перспективе должно стать определение стратегии управления ликвидностью
бюджета Санкт-Петербурга и государственными заимствованиями в условиях
сезонной несбалансированности бюджета Санкт-Петербурга.

          2. Базовые условия развития инвестиционно-заемной
                       системы Санкт-Петербурга

     В качестве   базовых   условий   развития   в    Санкт-Петербурге
инвестиционно-заемной системы можно выделить следующие.

     2.1. Для финансирования городской инфраструктуры  Санкт-Петербург
должен  использовать  все возможности  по  привлечению  дополнительных
источников.

     Недостаток доходов бюджета Санкт-Петербурга может покрываться  за
счет  заимствований,  которые  выполняют  роль  катализатора  развития
Санкт-Петербурга. При взвешенной стратегии управления долгом с четкими
заемными   критериями   такая   политика   позволит   сохранить    его
управляемость и достичь положительного  эффекта от инвестиций в  более
короткие сроки.

     2.2. Финансирование  расходов  на развитие  инфраструктуры  путем
привлечения государственных  заимствований должно рассматриваться  как
одна  из  мер   по  реализации   планов  увеличения  доходов   бюджета
Санкт-Петербурга.

     Возникающий в результате увеличения капитальных расходов  дефицит
бюджета Санкт-Петербурга может быть ограничен как по объемам, так и по
срокам. Нормой в мировой практике считается период дефицитных бюджетов
не более 3-5 лет.

     2.3. Необходимо использовать  инструменты заимствований,  которые
позволяют  наиболее  гибко  и  эффективно  управлять   государственным
долгом.

     Приоритетным направлением   являются    облигации   с    рыночным
ценообразованием, которые позволяют привлекать средства на оптимальных
условиях.  Дополнительными  инструментами  заимствований  могут   быть
кредиты, привлекаемые в  рамках связанных проектов, и  государственные
гарантии. Выбор того или иного способа заемного финансирования (прямые
заимствования  или   гарантии)  должен   осуществляться  при   условии
эквивалентности   стоимости   текущих   и   будущих   затрат   бюджета
Санкт-Петербурга.

     2.4. Расходы  на   развитие   инфраструктуры  и   государственные
заимствования должны формироваться на долгосрочную перспективу.

     Инвестиционные программы   и   программы   заимствований   должны
разрабатываться не  только в рамках  перспективного финансового  плана
Санкт-Петербурга,  но  и  на более  длительную  перспективу  с  учетом
различных макроэкономических  сценариев.  Объемы заимствований  должны
находиться в  рамках  установленных критериев  долговой нагрузки,  при
которой     обеспечивается     финансовая     устойчивость     бюджета
Санкт-Петербурга на весь период прогнозирования.

     2.5. Выбор объектов развития инфраструктуры должен определяться в
первую очередь на  основе  социальной и  экономической значимости  для
Санкт-Петербурга, а не на основе достижения коммерческого эффекта.

     Объекты капиталовложений могут быть коммерческими  (подразумевают
получение  прямого  экономического  эффекта от  вложенных  средств)  и
некоммерческими (не  влекут прямых поступлений  доходов от  вложенного
капитала,  однако  эффект  выражается  в  виде  увеличения   налоговых
поступлений,  экономии  бюджетных  средств  за  счет  внедрения  новых
технологий и др.). Задачей  государства является поддержка именно  тех
проектов, которые не имеют явного коммерческого эффекта, однако  имеют
большую социальную и инфраструктурную значимость.

     2.6. Финансирование инфраструктурных проектов должно строиться на
основе баланса возможностей и потребностей.

     Объемы капитальных  расходов   бюджета  Санкт-Петербурга   должны
определяться  исходя  из   возможностей  бюджета  Санкт-Петербурга   и
потребностей  в  развитии  городской  инфрастуктуры.  В  среднесрочной
перспективе  необходимо   установить  баланс   (с  учетом   потенциала
государственных  заимствований)  между  минимальными  потребностями  и
максимальными возможностями.

        3. Основные инструменты государственных заимствований
          Санкт-Петербурга в контексте приоритетов развития
                     на среднесрочную перспективу

     Государственный долг Санкт-Петербурга  представлен облигациями  в
рублях, кредитами в иностранной валюте и государственными гарантиями в
рублях  и  иностранной  валюте.  Основными  долговыми   инструментами,
имеющими  перспективное  значение  для  развития  системы   управления
государственным долгом Санкт-Петербурга, являются:

     государственные именные облигации  Санкт-Петербурга (далее -  ГИО
Санкт-Петербурга) - облигации в рублях, обращающиеся на организованном
рынке ценных бумаг;

     связанные кредиты в  иностранной валюте международных  финансовых
организаций и иностранных коммерческих банков и фирм;

     государственные гарантии Санкт-Петербурга.

     3.1. Государственные именные облигации Санкт-Петербурга.

     Преимуществами ГИО  Санкт-Петербурга  являются  рыночный   способ
размещения  и  обращения  и  конкурентный  механизм   ценообразования.
Отличительной  особенностью  рынка  петербургских  облигаций  является
большое разнообразие инструментов,  что позволяет удовлетворить  любые
инвестиционные потребности в части, касающейся характеристик  портфеля
и профиля платежей по нему.

     Заимствуя на организованном  рынке ценных бумаг,  Санкт-Петербург
преследует следующие цели:

     создание гибкой системы управления долгом Санкт-Петербурга;

     диверсификация долгового портфеля;

     использование достоинств  облигационного  займа  как  инструмента
привлечения средств;

     аккумулирование средств наиболее широкого круга инвесторов;

     повышение уровня прозрачности финансов Санкт-Петербурга.

     В среднесрочной   перспективе   в  целях   развития   рынка   ГИО
Санкт-Петербурга будут реализованы следующие мероприятия.

     3.1.1. Увеличение  средних  сроков  заимствований  на  рынке  ГИО
Санкт-Петербурга.

     Средний срок  заимствований  Санкт-Петербурга  по  состоянию   на
01.01.2004 превышает  3 года.  Санкт-Петербург  в 2002  году первым  в
Российской Федерации разместил  долгосрочный заем сроком  на 9 лет.  В
дальнейшем, в силу роста объемов рынка, будет продолжена стратегия  по
увеличению  средних   сроков  заимствований.   В  качестве   ближайших
перспектив - выпуск займа сроком до 15 лет.

     3.1.2. Переход на стандартизированную схему размещения выпусков.

     Планируется использовать стандартизированный подход к определению
основных параметров   ГИО   Санкт-Петербурга   (сроки,   периодичность
купонных   периодов,   купонные   ставки  и   др.).   Размещение   ГИО
Санкт-Петербурга приобретет характер запланированных мероприятий,  что
позволит упростить  восприятие целей эмитента  инвесторами и  привлечь
новых участников.

     3.1.3. Укрупнение объемов эмиссии в рамках одного выпуска.

     Консолидация объемов    рынка    в   крупных    выпусках    будет
осуществляться за счет  изъятия из обращения низколиквидных  выпусков,
доразмещения уже обращающихся выпусков и проведения операций обмена. В
дальнейшем это должно привести к повышению ликвидности рынка, снижению
премии   в   доходности   и  сокращению   расходов   на   обслуживание
государственного долга Санкт-Петербурга.

     Целями проведения операций обмена будут являться:

     оптимизация потоков    платежей   по    государственному    долгу
Санкт-Петербурга, в том  числе с  учетом сезонных факторов  исполнения
бюджета Санкт-Петербурга;

     выкуп и   вывод   из  обращения   низколиквидных   выпусков   ГИО
Санкт-Петербурга, относительный объем которых на рынке незначителен;

     увеличение объемов в обращении  наиболее популярных выпусков  ГИО
Санкт-Петербурга,  создание   на  их  основе   эталонных  выпусков   с
оптимальными  показателями  ликвидности  и  распространенности   среди
участников рынка.

     3.1.4. Повышение информационной прозрачности рынка ГИО.

     Рынок ГИО Санкт-Петербурга является одним из самых  информационно
открытых   в  Российской   Федерации.   Работа  по   совершенствованию
стандартов раскрытия информации  будет продолжена и  в будущем, в  том
числе путем  публикации  более подробной  и  регулярной информации  об
объемах находящихся в обращении выпусков ГИО, о планируемых  аукционах
по размещению облигаций и др.

     3.2. Кредиты международных  финансовых организаций и  иностранных
коммерческих банков.

     Одними из инструментов финансирования инфраструктурных проектов в
Санкт-Петербурге являются проектные  кредиты международных  финансовых
организаций и иностранных коммерческих  банков (далее - кредиты МФО  и
ИКБ).

     В среднесрочной перспективе в рамках  сотрудничества с МФО и  ИКБ
по привлечению кредитов будут осуществляться следующие мероприятия.

     3.2.1. Привлечение кредитов МФО и ИКБ только по проектам, имеющим
значение для развития инфраструктуры Санкт-Петербурга.

     При принятии решений  о привлечении  проектных кредитов  основное
внимание будет  уделяться целям  их привлечения,  главными из  которых
должны быть вопросы развития инфраструктуры Санкт-Петербурга.

     3.2.2. Контроль справедливой стоимости и валютных рисков.

     В силу нерыночного  механизма ценообразования  и валютных  рисков
стоимость заимствований по кредитам  с учетом всех косвенных  расходов
будет  соотноситься с  аналогичными  ставками доходности  по  рыночным
инструментам.  К  косвенным  расходам относятся  все  прочие  расходы,
включая  консультационные  услуги,   платежи  за  невыборку   средств,
единовременные  комиссии,   а  также  валютные   риски  в   результате
девальвации национальной валюты.

     3.2.3. При выборе из  нескольких альтернатив предпочтение  должно
отдаваться кредитам в рублях.

     В случае  когда  имеется   возможность  привлечения  средств   по
кредитам  в   рублях,   данная  форма   финансирования  должна   иметь
определенное преимущество.

     3.3. Государственные гарантии Санкт-Петербурга.

     Предоставление государственных гарантий Санкт-Петербурга является
одной из    форм     поддержки    инвестиционной    деятельности     в
Санкт-Петербурге.

     Санкт-Петербург проводит    умеренную    политику    в    вопросе
предоставления государственных гарантий.

     При прочих    равных    условиях   приоритетом    на    получение
государственных   гарантий    Санкт-Петербурга   обладают    заемщики,
учредителем    или    собственником   имущества    которых    является
Санкт-Петербург.

     Учитывая высокие   риски   при   применении   данного   долгового
обязательства,   политика  предоставления   государственных   гарантий
Санкт-Петербурга в среднесрочной  перспективе будет строиться на  базе
следующих мероприятий.

     3.3.1. Ограничение  доли  государственных  гарантий  в  структуре
государственного  долга   Санкт-Петербурга.   Объем  обязательств   по
государственным  гарантиям Санкт-Петербурга  не  должен превышать  15%
общего объема государственного долга Санкт-Петербурга.

     3.3.2. Оказание  бюджетной  поддержки  инвестиционным   проектам,
соответствующим   системе  целей   социально-экономического   развития
Санкт-Петербурга   (включая   проекты,   направленные   на    развитие
инфраструктуры Санкт-Петербурга).

     3.3.3. Проведение  мероприятий   по  повышению  качества   оценки
инвестиционных проектов, в  том числе  постепенный переход к  практике
оценки  проектов,   претендующих  на  предоставление   государственной
гарантии, независимым оценщиком.

     3.3.4. Предоставление  государственных гарантий  Санкт-Петербурга
по тем  кредитам, ставка заимствования  которых соответствует  ставкам
заимствований  Санкт-Петербурга  на  внутреннем и  внешнем  рынках  на
аналогичный срок.

     3.3.5. Введение   дифференцированной  платы   за   предоставление
государственной гарантии для разных категорий заемщиков.

     3.3.6. Ограничение   предоставления   государственных    гарантий
Санкт-Петербурга в иностранной валюте.

       4. Управление государственным долгом и государственными
             заимствованиями в среднесрочной перспективе

     В странах  с  развитой  рыночной  экономикой  долгосрочные  займы
используются  для  финансирования инвестиционных  программ.  Для  этих
целей  в  аналитических  исследованиях  используются  методы,  которые
позволяют  оценить  целесообразность и  эффективность  государственных
заимствований  как дополнительного  бюджетного  источника, указать  на
принципиальную  роль  заемных  ресурсов  и  спрогнозировать  поведение
государственного долга в долгосрочной перспективе.

     В бюджетном анализе  и  среднесрочном планировании  заимствований
применяется  подход,   основанный  на  представлении   государственных
заимствований как источника финансирования капитальных расходов. В его
основе лежит модель представления бюджетного баланса (доходы, расходы,
источники финансирования) в несколько ином формате, нежели принятая  в
Российской  Федерации  бюджетная  классификация.  Подобная  модель,  в
частности,   используется    ведущими   международными    рейтинговыми
агентствами, которые через критерии общей кредитоспособности  заемщика
анализируют    уровень    инвестиционной    направленности     бюджета
Санкт-Петербурга и роль государственных заимствований.

     Основной задачей данной  модели представления бюджетного  баланса
является определение критериев:

     ликвидности и сбалансированности бюджета Санкт-Петербурга;

     степени финансовой самостоятельности бюджета Санкт-Петербурга;

     совокупного размера долговой нагрузки  на бюджет в каждый  момент
времени;

     финансирования капитальных расходов за счет заемных средств;

     соотношения внутренних и внешних заимствований;

     объема долга по гарантиям и др.

     В среднесрочном планировании основной является задача определения
того, какой объем доходов и иных поступлений можно будет  мобилизовать
в бюджет Санкт-Петербурга  и какие  расходные потребности можно  будет
профинансировать за счет  данных поступлений. Если для  финансирования
капитальных  расходов  предполагается  использовать  заемные  ресурсы,
государственный   долг   и   государственные   заимствования    должны
сопоставляться с собственными доходами бюджета Санкт-Петербурга.

     В целях оценки  на  основе данной  модели составления  бюджетного
баланса    качества     управления     государственным    долгом     и
кредитоспособности    Санкт-Петербурга   при    реализации    политики
привлечения заемных  средств для  финансирования капитальных  расходов
необходимо ввести следующие термины:

     собственный бюджет Санкт-Петербурга;

     связанный бюджет Санкт-Петербурга.

     Из общего  объема  доходов и  расходов  бюджета  Санкт-Петербурга
выделяются  две   составляющие:  собственный   бюджет,  состоящий   из
собственных  доходов и  расходов,  и  связанный бюджет,  состоящий  из
связанных доходов и расходов.

     К связанным   доходам   относятся  все   поступления   в   бюджет
Санкт-Петербурга, которые связаны с определенными статьями расходов  и
которые в принципе нельзя  рассматривать в качестве источника  средств
для погашения и обслуживания собственного долга.

     Все остальные поступления в бюджет Санкт-Петербурга - налоговые и
неналоговые доходы -  являются  собственными доходами  и служат  базой
покрытия государственного долга.

     На основе описанных  выше понятий  формируется бюджетный  баланс,
состоящий из  нескольких  уровней (текущий  бюджет,  бюджет выплат  по
долгу, бюджет развития,  источники финансирования), каждый из  которых
несет определенный экономический  смысл, позволяющий ввести ряд  новых
критериев  и   ограничений,  способствующих  рассмотрению   бюджетного
баланса в более строгой форме.

     Применение подобной модели составления бюджетного баланса  должно
способствовать формированию более устойчивого бюджета Санкт-Петербурга
с оптимальными долговыми характеристиками.

     При таком представлении четко  определяется, каким образом  можно
оптимально  прогнозировать  политику  государственных   заимствований,
чтобы не допустить увеличения рисков, связанных с долговой нагрузкой.

     В целях   использования   описанной   выше   модели   составления
бюджетного    анализа    при   управлении    государственным    долгом
Санкт-Петербурга необходимо разработать методику определения критериев
по   государственному    долгу   и   государственным    заимствованиям
Санкт-Петербурга для  использования  в среднесрочном  прогнозировании,
включающую  описание  процедуры  составления  бюджетного  баланса   по
уровням  и  критериев  по  государственному  долгу  и  государственным
заимствованиям Санкт-Петербурга.

       5. Управление рисками при исполнении бюджета и программы
      государственных заимствований Санкт-Петербурга в пределах
                           финансового года

     5.1. Основные риски несбалансированности бюджета Санкт-Петербурга
и цели управления ликвидностью.

     Основными рисками при исполнении бюджета Санкт-Петербурга, в  том
числе  в   контексте  привлечения   заемных  средств   на  рынке   ГИО
Санкт-Петербурга, можно выделить:

     риск процентной ставки, показывающий вероятность неблагоприятного
для Санкт-Петербурга изменения  стоимости заимствований в  зависимости
от времени и объема потребности в заемных ресурсах;

     риск недостаточного  спроса на  облигации  в определенный  момент
времени,  который ведет  к  невозможности удовлетворения  потребностей
эмитента;

     риск снижения  ликвидности рынка,  связанный  с "отсутствием"  на
рынке длительное время эмитента,  снижением оборотов торгов и  оттоком
капитала в другие сегменты;

     риск монополизации  рынка,  характеризующийся  высокой   степенью
концентрации облигаций у ограниченного  круга инвесторов, что ведет  к
снижению ликвидности и может вызвать определенную зависимость эмитента
от инвесторов.

     Целями управления ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга являются:

     снижение рисков неисполнения  бюджета  Санкт-Петербурга в  части,
касающейся финансирования  расходов бюджета  Санкт-Петербурга за  счет
заемных средств;

     сглаживание пиков  платежей  по финансированию  дефицита  бюджета
Санкт-Петербурга и погашению долговых обязательств;

     повышение степени предсказуемости действий Комитета финансов  как
эмитента  государственных  облигаций  Санкт-Петербурга  при   принятии
решений о привлечении заемных средств на рынках капитала;

     совершенствование системы   управления   государственным   долгом
Санкт-Петербурга.

     Принимая во   внимание  необходимость   обеспечения   оптимальной
ликвидности   бюджета    Санкт-Петербурга,   недопущения   срывов    в
финансировании  расходов  бюджета  Санкт-Петербурга,  снижения  рисков
неисполнения бюджета  Санкт-Петербурга  в целом  и по  государственным
заимствованиям, среди основных мероприятий можно выделить следующие:

     необходимо на   регулярной   основе   осуществлять   планирование
государственных  заимствований   Санкт-Петербурга   в  квартальной   и
месячной разбивке;

     в основу планирования должны  быть включены прогнозы  поступления
доходов,  финансирования   расходов   и  привлечения   государственных
заимствований,  а также  статистический  анализ исполнения  предыдущих
лет;

     при планировании государственных заимствований должны учитываться
экономические возможности по мобилизации ресурсов, текущая и ожидаемая
конъюнктура на финансовых рынках;

     государственные заимствования должны носить планомерный характер,
при этом объемы  заимствований  должны распределяться  в течение  года
таким образом, чтобы снизить риск ухудшения условий заимствований;

     для сглаживания пиков платежей по финансированию дефицита бюджета
Санкт-Петербурга и погашению долга при планировании исполнения бюджета
Санкт-Петербурга и     государственных    заимствований     необходимо
осуществлять     управление     ликвидностью     и     заимствованиями
Санкт-Петербурга;

     горизонт планирования  должен  по  возможности  охватывать   весь
финансовый  год,  чтобы  можно  было  вести  работу  с  инвесторами  и
кредиторами;

     необходимо разработать   и  использовать   программные   средства
планирования    государственных    заимствований,    предусматривающие
реализацию  вышеперечисленных  мер  и положений  в  части,  касающейся
государственных  заимствований,  и позволяющие  проводить  оперативный
анализ планов и рисков, возникающих при привлечении заемных средств.

     5.2. Управление ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга.

     Основное направление     управления     ликвидностью      бюджета
Санкт-Петербурга   и   государственными  заимствованиями   связано   с
вопросами  оптимизации  источников  финансирования  дефицита   бюджета
Санкт-Петербурга, которая подразумевает решение следующих задач:

     финансирование дефицита  бюджета Санкт-Петербурга  и  обеспечение
стабильности финансирования расходов;

     использование свободных    средств   бюджета    Санкт-Петербурга,
временно  не  востребованных   для  финансирования  расходов   бюджета
Санкт-Петербурга.

     Первая задача  решается в  контексте  тех  целей и  мер,  которые
изложены  в  разделе 5.1  Концепции.  Суть  ее  сводится к  тому,  что
государственные    заимствования    привлекаются   не    только    для
финансирования возникшей потребности бюджета Санкт-Петербурга, но и  в
целях  резервирования  дополнительных средств  для  сглаживания  пиков
платежей и предотвращения ухудшения условий заимствований.

     Свободные средства бюджета Санкт-Петербурга, являясь временно  не
востребованными для финансирования  расходов, могут быть  использованы
по двум основным направлениям:

     операции по сокращению долга;

     операции на открытом рынке.

     Сокращение долга  не  является  однозначно  эффективным  способом
управления  ликвидностью   и  в  конечном   итоге  увеличивает   риски
неисполнения бюджета Санкт-Петербурга, поскольку чем больше средств  в
начале  года  направляется  на сокращение  долга,  тем  больший  объем
необходимо будет  привлекать в конце  года. При  этом не все  долговые
обязательства можно технически досрочно погасить.

     На операции сокращения долга необходимо накладывать  ограничения,
поскольку  непродуманные  действия  могут  привести  к   отрицательным
последствиям, в том числе:

     к дополнительным    расходам    бюджета    Санкт-Петербурга    на
обслуживание долга,  не предусмотренным  бюджетом Санкт-Петербурга  на
соответствующий год;

     к снижению  ликвидности  рынка,  сокращению  объемов  выпусков  и
потере интереса участников к дальнейшей работе;

     к игре участников  рынка на  изменении рыночных цен  не в  пользу
эмитента, что вынудит эмитента покупать облигации по более высоким,  а
продавать по более низким ценам;

     к выводу    денежных     ресурсов    из    финансовой     системы
Санкт-Петербурга.

     Досрочное сокращение долга в период текущего профицита возможно и
может быть оправдано только в отношении долговых инструментов, которые
погашаются в  текущем  финансовом  году,  поскольку  это  приводит   к
увеличению расходов на обслуживание долга и росту нагрузки на  заемные
источники финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга.

     Косвенный эффект  от  данных операций  сокращения  краткосрочного
долга - приближение расходов на погашение и обслуживание долга.

     Операции на открытом  рынке  позволяют решать  целый круг  задач:
управлять  ликвидностью  бюджета Санкт-Петербурга,  сокращать  долг  и
расходы на его обслуживание, поддерживать ликвидность на рынке.  Среди
основных видов операций можно выделить:

     сделки РЕПО;

     операции некассового обмена облигаций.

     Сделка РЕПО в  целях  Концепции представляет  собой контракт,  по
которому одна сторона (заемщик)  привлекает средства и продает  другой
стороне   (кредитору)   в  качестве   обеспечения   возврата   средств
определенное количество ГИО Санкт-Петербурга с обязательством обратной
покупки данных облигаций через определенный срок.

     Операции РЕПО представляют  собой  удобный инструмент  управления
ликвидностью как  для участников  рынка, так  и для  Санкт-Петербурга.
Работа на рынке РЕПО позволяет Санкт-Петербургу оперативно  привлекать
средства для  покрытия краткосрочной финансовой  потребности, а  также
размещать временно  свободный  остаток денежных  средств под  рыночную
ставку, не нарушая действующего законодательства.

     В контексте управления ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга цель
сделок РЕПО заключается в том, что временно свободные ресурсы  бюджета
Санкт-Петербурга размещаются на открытом рынке под процентную ставку.

     Суть операций некассового обмена  облигаций заключается в  выкупе
одних  выпусков  и  одновременной  продаже  взамен  других   выпусков.
Подобные операции могут  использоваться как дополнительный  инструмент
оптимизации долгового портфеля и поддержания ликвидности рынка.

     Концептуально обмен облигаций  может  производиться по  следующим
направлениям:

     замена выпусков облигаций, погашаемых в текущем году, на  выпуски
облигаций с более поздними сроками погашения;

     замена выпусков,  погашаемых в  месяцы,  в которых  статистически
наблюдается наибольшая потребность в заемных средствах (снижение риска
финансирования дефицита бюджета  Санкт-Петербурга и погашения  долга),
на выпуски, погашаемые в месяцы, наиболее благоприятные с точки зрения
ликвидности бюджета Санкт-Петербурга в целом;

     замена выпусков  с  высокими  купонными  ставками  на  выпуски  с
низкими ставками, таким  образом достигается эффект экономии  расходов
на обслуживание долга в будущих периодах;

     замена менее ликвидных выпусков облигаций на более ликвидные;

     замена коротких выпусков на длинные.

     Описанные выше меры  и варианты  управления ликвидностью  бюджета
Санкт-Петербурга  позволят  повысить  в  целом  управляемость  бюджета
Санкт-Петербурга   и   решить   проблемы   несбалансированности    его
исполнения.

             6. Дополнительные вопросы долговой политики

     6.1. Заимствования   государственных  унитарных   предприятий   у
третьих лиц.

     В соответствии с мировой практикой, в том числе методиками оценки
кредитоспособности, применяемыми  ведущими  рейтинговыми  агентствами,
долговые обязательства государственных унитарных предприятий (далее  -
ГУП)   являются   неявным  долгом   субъекта   Российской   Федерации.
Существование  долговых  обязательств   ГУП  не  влияет  напрямую   на
исполнение бюджета  Санкт-Петербурга, вместе с  тем долг  предприятий,
имущество   которых   находится  в   собственности   Санкт-Петербурга,
фактически   является   моральным   обязательством   Санкт-Петербурга.
Невозможность исполнения ГУП обязательств  по своим долгам приведет  к
резкому  ухудшению  финансового положения  предприятий,  возникновению
проблем  в  функционировании  жизнеобеспечивающих  отраслей  экономики
Санкт-Петербурга, росту социальной напряженности.

     В соответствии  со  статьей  118  Бюджетного  кодекса  Российской
Федерации и на  основании распоряжения Администрации  Санкт-Петербурга
от 16.08.2001  N 675-ра "О  регистрации заимствований  государственных
унитарных  предприятий"  Комитет  финансов  осуществляет   регистрацию
заимствований и ведет реестр задолженности ГУП.

     Распоряжением Комитета финансов от  02.07.2002 N 48-р  утверждено
Положение   о   порядке  регистрации   заимствований   государственных
унитарных предприятий у третьих  лиц (далее - Положение),  обязывающее
ГУП Санкт-Петербурга представлять необходимую для учета  заимствований
информацию.

     Ответственность за своевременность и достоверность представленных
в Комитет финансов сведений в соответствии с Положением несут ГУП.

     Статья 26  Закона Санкт-Петербурга  от  19.11.2003 N  676-101  "О
бюджете  Санкт-Петербурга  на  2004  год"  обязывает   ГУП-монополисты
представлять на  утверждение  Губернатору Санкт-Петербурга  финансовые
планы на 2004 год.

     В целях   осуществления   дальнейшего   контроля   за   расходами
ГУП-монополистов и  обеспечения оптимизации  условий их  заимствований
планируется   закрепить  нормативно-правовым   актом   предварительное
согласование ГУП-монополистами заимствований в Комитете финансов.

     6.2. Взаимодействие с рейтинговыми агентствами.

     В целях повышения открытости  процесса формирования и  исполнения
бюджета Санкт-Петербурга, оценки качества проведения долговой политики
и  кредитоспособности,   повышения  инвестиционной   привлекательности
Санкт-Петербурга  в  целом  необходимо  проводить  работу  с  ведущими
мировыми  рейтинговыми  агентствами  -  Standard  &  Poor's,   Moody's
Investors, Fitch Ratings.

     Наличие кредитных   рейтингов   Санкт-Петербурга    международных
агентств  позволит  создать  условия  для  более  качественной  оценки
кредитоспособности    Санкт-Петербурга,   привлечения    интереса    к
Санкт-Петербургу более широкого  круга инвесторов  и в конечном  счете
привлечения  большего  объема  инвестиций  во  все  отрасли  экономики
Санкт-Петербурга.

     Необходимо также  проведение  работы  по  поддержанию   кредитных
рейтингов Санкт-Петербурга в рублях.

     Наличие кредитных рейтингов  Санкт-Петербурга и текущие  рыночные
ставки   заимствований   Санкт-Петербурга  являются   ориентиром   для
определения доходности  размещаемых долговых обязательств  предприятий
Санкт-Петербурга.


                                                          Приложение 2
                                         к постановлению Правительства
                                                      Санкт-Петербурга
                                                    от 28.01.2004 N 57


                               Методика
           определения критериев по государственному долгу
          Санкт-Петербурга и государственным заимствованиям
          Санкт-Петербурга для использования в среднесрочном
                           прогнозировании


                          1. Общие положения

     Методика определения  критериев   по  государственному  долгу   и
государственным заимствованиям  Санкт-Петербурга  для использования  в
среднесрочном прогнозировании (далее - Методика) разработана на основе
принципов,   используемых    в    международной   практике    органами
государственной  власти,  ответственными  за  исполнение  бюджетов   и
осуществление  заимствований  на рынках  капитала  для  финансирования
инвестиционных программ, и является инструментом планирования и оценки
государственных заимствований как источника финансирования капитальных
расходов бюджета Санкт-Петербурга в 2004 году.

     1.1. В  основу   Методики  положены  рекомендации   международных
рейтинговых  агентств  и специализированных  институтов,  занимающихся
вопросами государственных и муниципальных финансов, в том числе:

     кодекса лучшей   практики   в  сфере   управления   региональными
финансами  и  Аналитического обзора  международного  опыта  применения
принципов  кодекса   лучшей  практики,  подготовленных   международным
рейтинговым   агентством   Standard   &  Poor's   в   рамках   проекта
Международного  банка   реконструкции  и  развития   (далее  -   МБРР)
"Техническое  содействие  реформе бюджетной  системы  на  региональном
уровне";

     временных методических рекомендаций по управлению государственным
и муниципальным   долгом   для  субъектов   Российской   Федерации   и
муниципальных  образований,  подготовленных  Экономической  экспертной
группой и международным рейтинговым агентством Fitch Ratings в  рамках
проекта  МБРР "Техническое  содействие  реформе бюджетной  системы  на
региональном уровне";

     кодекса лучшей  практики   в   сфере  управления   муниципальными
финансами, подготовленного фондом "Институт экономики города".

     1.2. Сферой применения Методики является подготовка среднесрочных
прогнозов, в    том    числе    перспективного    финансового    плана
Санкт-Петербурга.

     1.3. Целями применения Методики являются:

     оценка эффективности        государственных         заимствований
Санкт-Петербурга    как    дополнительного    бюджетного     источника
финансирования капитальных расходов;

     повышение качества  прогнозирования  параметров  государственного
долга Санкт-Петербурга и расходов на его обслуживание;

     определение экономически   безопасного  уровня   государственного
долга  Санкт-Петербурга   и   платежей  по   долгу   на  весь   период
прогнозирования;

     оценка инвестиционного    потенциала    государственного    долга
Санкт-Петербурга;

     планирование объемов заимствований  на принципах,  обеспечивающих
финансовую устойчивость бюджета Санкт-Петербурга;

     контролирование рисков    неисполнения   долговых    обязательств
Санкт-Петербурга в зависимости от факторов, влияющих на их изменение.

     1.4. В настоящей Методике определяются следующие виды критериев:

     ликвидности, сбалансированности    и    независимости     бюджета
Санкт-Петербурга;

     совокупного размера долговой нагрузки  на бюджет в каждый  момент
времени;

     финансирования капитальных расходов за счет заемных средств;

     соотношения внутренних и внешних заимствований;

     объема долга по государственным гарантиям.

             2. Описание Методики, термины и определения

     Для определения   критериев    по   государственному   долгу    и
государственным  заимствованиям   Санкт-Петербурга  основные   разделы
бюджета Санкт-Петербурга  (доходы,  расходы, источники  финансирования
дефицита  бюджета   Санкт-Петербурга)  структурируются  по   следующим
правилам.

     2.1. Из общего объема доходов и расходов бюджета Санкт-Петербурга
выделяются собственный  бюджет,  состоящий из  собственных  доходов  и
расходов,  и  связанный  бюджет,  состоящий  из  связанных  доходов  и
расходов.

     Связанные доходы   бюджета   Санкт-Петербурга   -    межбюджетные
трансферты, за исключением  дотаций на возмещение выпадающих  доходов,
которые  поступают  в распоряжение  бюджета  Санкт-Петербурга,  доходы
целевых  бюджетных  фондов,  доходы  от  предпринимательской  и   иной
приносящей  доход деятельности  (коды  классификации доходов  бюджетов
3000000, 4000000, 5000000).

     Связанные расходы    бюджета    Санкт-Петербурга    -    расходы,
финансируемые за счет связанных доходов бюджета Санкт-Петербурга.

     Собственные доходы  бюджета   Санкт-Петербурга   -  налоговые   и
неналоговые  доходы (коды  классификации  доходов бюджетов  1000000  и
2000000),  а  также   поступления  от  приватизации   государственного
имущества,   находящегося   в  собственности   Санкт-Петербурга   (код
источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга 04000), за
исключением   статей,  по   которым   указаны  иные   направления   их
использования   и  которые   являются   связанными  доходами   бюджета
Санкт-Петербурга.

     Собственные расходы   бюджета    Санкт-Петербурга   -    расходы,
финансируемые за счет собственных доходов бюджета Санкт-Петербурга,  в
том числе выплаты по государственному долгу.

     2.2. Все  доходы   бюджета  Санкт-Петербурга  подразделяются   на
текущие   и   капитальные.  Все   расходы   бюджета   Санкт-Петербурга
подразделяются на текущие,  капитальные и выплаты по  государственному
долгу.

     Текущие доходы  бюджета  Санкт-Петербурга  -  все  поступления  в
бюджет по статьям классификации доходов бюджетов 1000000-5000000.

     Капитальные доходы   бюджета   Санкт-Петербурга   -   в   составе
собственного  бюджета  Санкт-Петербурга, поступления  от  приватизации
государственного    имущества,     находящегося    в     собственности
Санкт-Петербурга;    в     составе    связанных    средств     бюджета
Санкт-Петербурга,    межбюджетные   трансферты    на    финансирование
капитальных  расходов,  а  также целевые  отчисления  доходов  бюджета
Санкт-Петербурга  для  финансирования капитальных  расходов  в  рамках
целевых бюджетных фондов.

     Текущие расходы  бюджета   Санкт-Петербурга  -  расходы   бюджета
Санкт-Петербурга  по  статьям  экономической  классификации   расходов
бюджетов   100000,   за    исключением   расходов   на    обслуживание
государственного  долга   (код   статьи  экономической   классификации
расходов бюджетов 120000).

     Капитальные расходы бюджета  Санкт-Петербурга  - расходы  бюджета
Санкт-Петербурга  по  статьям  экономической  классификации   расходов
бюджетов   200000  и   300000   (в   части  переходящего   сальдо   по
предоставляемым бюджетным кредитам).

     Выплаты по    государственному    долгу   -    расходы    бюджета
Санкт-Петербурга по  обслуживанию и  погашению государственного  долга
Санкт-Петербурга.

     2.3. Собственный бюджет подразделяется на четыре уровня - текущий
бюджет, бюджет выплат по государственному долгу, капитальный бюджет  и
источники финансирования.  Между  уровнями определяются  промежуточные
балансы бюджета Санкт-Петербурга: операционный баланс, текущий баланс,
чистый текущий баланс, капитальный баланс.

     Текущий бюджет  Санкт-Петербурга  -  бюджет  текущих  доходов   и
текущих  расходов   за   минусом  расходов   на  обслуживание   долга.
Составление  текущего  бюджета  Санкт-Петербурга  необходимо  в  целях
оценки минимального уровня бюджетной обеспеченности для финансирования
социально значимых, "неснижаемых" расходов (заработная плата, пособия,
дотации, субсидии и др. текущие расходы).

     Операционный баланс - разность между текущими доходами и текущими
расходами бюджета Санкт-Петербурга.

     Бюджет выплат по государственному долгу - расходы на обслуживание
и погашение  государственного  долга  Санкт-Петербурга.  Экономический
смысл  бюджета  выплат  по долгу  заключается  в  представлении  общей
картины долговой нагрузки  на бюджет  Санкт-Петербурга в каждом  году.
При   этом  степень   долговой   нагрузки  определяется   относительно
собственного бюджета.

     Текущий баланс   бюджета   Санкт-Петербурга  -   разность   между
операционным  балансом и  расходами  на обслуживание  государственного
долга     Санкт-Петербурга.      Текущий     баланс      характеризует
сбалансированность текущего бюджета, а также его способность исполнять
обязательства  по  погашению  долга  в  ситуации,  когда   возможности
рефинансирования долга ограничены или отсутствуют.

     Чистый текущий  баланс  -  разность  между  текущим  балансом   и
расходами на погашение государственного долга Санкт-Петербурга. Чистый
текущий баланс показывает, сколько средств текущего бюджета осталось в
распоряжении  на финансирование  капитальных  расходов после  покрытия
всех текущих расходов и платежей по долгу.

     Капитальный бюджет Санкт-Петербурга - бюджет капитальных  доходов
и капитальных расходов бюджета Санкт-Петербурга.

     Капитальный баланс  бюджета  Санкт-Петербурга  -  сумма   чистого
текущего  баланса  и   капитальных  доходов  за  вычетом   капитальных
расходов.  Капитальный  баланс  бюджета  Санкт-Петербурга   показывает
потребность в заемных  источниках для финансирования непокрытой  части
капитальных расходов.

     Источники финансирования   -   поступления   по   государственным
заимствованиям Санкт-Петербурга, а также изменения остатков на  счетах
по учету средств бюджета Санкт-Петербурга.

     2.4. Связанный  бюджет  Санкт-Петербурга выносится  на  отдельный
уровень  и  может  рассматриваться в  разрезе  текущих  и  капитальных
доходов и расходов.

                3. Критерии по государственному долгу
          и государственным заимствованиям Санкт-Петербурга

     Методика устанавливает следующие критерии оценки государственного
долга Санкт-Петербурга      и      государственных       заимствований
Санкт-Петербурга для использования в среднесрочном прогнозировании.

------T--------------------------------T--------------------T-------------------------¬
¦  N  ¦    Наименование показателя     ¦    Критерий, %     ¦        Описание         ¦
¦ п/п ¦                                ¦                    ¦                         ¦
+-----+--------------------------------+--------------------+-------------------------+
¦  1  ¦               2                ¦         3          ¦            4            ¦
+-----+--------------------------------+--------------------+-------------------------+
¦  1  ¦ Операционный баланс            ¦ Больше 0           ¦ "Подушка ликвидности" - ¦
¦     ¦ собственного бюджета           ¦                    ¦ остаток средств бюджета ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга               ¦                    ¦ после покрытия всех     ¦
¦     ¦                                ¦                    ¦ "обязательных" расходов ¦
+-----+--------------------------------+--------------------+-------------------------+
¦  2  ¦ Отношение выплат               ¦ Не более 75        ¦ Не менее 25%            ¦
¦     ¦ по государственному долгу      ¦                    ¦ операционного баланса   ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга к             ¦                    ¦ должно быть направлено  ¦
¦     ¦ операционному балансу          ¦                    ¦ на капитальные расходы  ¦
¦     ¦ собственного бюджета           ¦                    ¦                         ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга               ¦                    ¦                         ¦
+-----+--------------------------------+--------------------+-------------------------+
¦  3  ¦ Отношение выплат               ¦ Не более 17,5      ¦ Показывает процент      ¦
¦     ¦ по государственному долгу      ¦                    ¦ доходов бюджета,        ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга к собственным ¦                    ¦ отвлеченных на          ¦
¦     ¦ доходам бюджета                ¦                    ¦ погашение и             ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга               ¦                    ¦ обслуживание долга      ¦
+-----+--------------------------------+--------------------+                         ¦
¦  4  ¦ Отношение выплат               ¦ Не более 12,5      ¦                         ¦
¦     ¦ по государственному долгу      ¦                    ¦                         ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга ко всем       ¦                    ¦                         ¦
¦     ¦ доходам бюджета                ¦                    ¦                         ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга               ¦                    ¦                         ¦
+-----+--------------------------------+--------------------+-------------------------+
¦  5  ¦ Отношение расходов на          ¦ Не более 7,5       ¦ Предельная доля         ¦
¦     ¦ обслуживание государственного  ¦                    ¦ расходов на             ¦
¦     ¦ долга                          ¦                    ¦ обслуживание долга      ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга к собственным ¦                    ¦ в расходах бюджета      ¦
¦     ¦ расходам бюджета               ¦                    ¦                         ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга               ¦                    ¦                         ¦
+-----+--------------------------------+--------------------+                         ¦
¦  6  ¦  Отношение расходов на         ¦ Не более 5         ¦                         ¦
¦     ¦ обслуживание государственного  ¦                    ¦                         ¦
¦     ¦ долга                          ¦                    ¦                         ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга ко всем       ¦                    ¦                         ¦
¦     ¦ расходам бюджета               ¦                    ¦                         ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга               ¦                    ¦                         ¦
+-----+--------------------------------+--------------------+-------------------------+
¦  7  ¦ Отношение расходов на          ¦ Не более 10        ¦ Предельная доля         ¦
¦     ¦ погашение основного долга      ¦                    ¦ расходов на погашение   ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга к собственным ¦                    ¦ основного долга в       ¦
¦     ¦ расходам бюджета               ¦                    ¦ расходах бюджета        ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга               ¦                    ¦                         ¦
+-----+--------------------------------+--------------------+                         ¦
¦  8  ¦ Отношение расходов на          ¦ Не более 7,5       ¦                         ¦
¦     ¦ погашение основного долга      ¦                    ¦                         ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга               ¦                    ¦                         ¦
¦     ¦ ко всем расходам бюджета       ¦                    ¦                         ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга               ¦                    ¦                         ¦
+-----+--------------------------------+--------------------+-------------------------+
¦  9  ¦ Чистый текущий баланс          ¦ Больше 0           ¦ Остаток средств для     ¦
¦     ¦ собственного бюджета           ¦                    ¦ финансирования          ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга               ¦                    ¦ капитальных расходов    ¦
¦     ¦                                ¦                    ¦ без учета новых         ¦
¦     ¦                                ¦                    ¦ заимствований           ¦
+-----+--------------------------------+--------------------+-------------------------+
¦ 10  ¦ Отношение капитального баланса ¦ Не более 60        ¦ Ограничение на принятие ¦
¦     ¦ собственного бюджета (по       ¦                    ¦ новых заимствований     ¦
¦     ¦ модулю) к собственным          ¦                    ¦ относительно            ¦
¦     ¦ капитальным расходам бюджета   ¦                    ¦ собственных капитальных ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга               ¦                    ¦ расходов                ¦
+-----+--------------------------------+--------------------+-------------------------+
¦ 11  ¦ Отношение объема               ¦ Не более 60        ¦ Ограничение доли новых  ¦
¦     ¦ государственных заимствований  ¦                    ¦ заимствований в         ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга в финансовом  ¦                    ¦ структуре               ¦
¦     ¦ году ко всем капитальным       ¦                    ¦ финансирования всех     ¦
¦     ¦ расходам бюджета               ¦                    ¦ капитальных расходов    ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга               ¦                    ¦                         ¦
+-----+--------------------------------+--------------------+-------------------------+
¦ 12  ¦ Отношение государственного     ¦ Не более 50        ¦ Ограничение на объемы   ¦
¦     ¦ долга Санкт-Петербурга к       ¦                    ¦ долга по отношению к    ¦
¦     ¦ собственным доходам бюджета    ¦                    ¦ собственным доходам     ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга               ¦                    ¦                         ¦
+-----+--------------------------------+--------------------+-------------------------+
¦ 13  ¦ Предельная доля обязательств   ¦ Не более 30*       ¦ Ограничение на влияние  ¦
¦     ¦ в иностранной валюте в         ¦ Не более 50 **     ¦ валютных рисков         ¦
¦     ¦ структуре государственного     ¦                    ¦                         ¦
¦     ¦ долга Санкт-Петербурга         ¦                    ¦                         ¦
+-----+--------------------------------+--------------------+-------------------------+
¦ 14  ¦ Предельная доля обязательств   ¦ Не более 15        ¦ Ограничение на влияние  ¦
¦     ¦ по государственным гарантиям   ¦                    ¦ рисков исполнения       ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга в структуре   ¦                    ¦ условных обязательств   ¦
¦     ¦ государственного долга         ¦                    ¦                         ¦
¦     ¦ Санкт-Петербурга               ¦                    ¦                         ¦
L-----+--------------------------------+--------------------+--------------------------
_________________________
     * При кредитных  рейтингах  Санкт-Петербурга по  оценке не  менее
двух международных рейтинговых агентств ниже инвестиционного уровня

     ** При кредитных  рейтингах Санкт-Петербурга по  оценке не  менее
двух  международных рейтинговых  агентств,  соответствующих либо  выше
инвестиционного уровня



                                                          Приложение 3
                                         к постановлению Правительства
                                                      Санкт-Петербурга
                                                    от 28.01.2004 N 57


                          Основные принципы
      управления ликвидностью и государственными заимствованиями
   Санкт-Петербурга в процессе исполнения бюджета Санкт-Петербурга
                      в течение финансового года


    (Утратили силу - Постановление Правительства Санкт-Петербурга
                       от 17.04.2006 г. N 407)





Информация по документу
Читайте также