Расширенный поиск
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.1997 № 28ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 июня 1997 года N 28 Утратилo силу - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.2011 г. N 664 Об организации учета энергоресурсов и воды в городском хозяйстве Правительство Санкт-Петербурга отмечает, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.95 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению" за истекший период осуществлен ряд организационных и технических мероприятий, направленных на внедрение приборов учета расхода энергоресурсов и воды в городском хозяйстве Санкт-Петербурга. Введены и реализуются мероприятия по установке: - приборов учета энергоресурсов во вновь строящихся и реконструируемых зданиях; - приборов учета расхода холодной воды в жилых и общественных зданиях. По состоянию на 01.06.97 установлено 9800 узлов учета расхода холодной воды, в том числе в жилых зданиях 9500, что составляет около 45% от необходимого количества. В настоящее время в Санкт-Петербурге организовано производство по изготовлению приборов учета потребления энергоресурсов фирмами "Логика", "Взлет", "Теплоком", "Водомер" и др. У основных теплоснабжающих организаций города АО "Ленэнерго", ГП "ТЭК СПб" учетом тепловой энергии охвачены в основном промышленные потребители. В то же время жилищно-эксплуатационные организации, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья имеют по состоянию на 01.05.97 98 установленных пунктов узлов учета тепла. В квартирах существующего жилищного фонда установлено около 300 приборов учета холодной, горячей воды и газа. Имеющиеся темпы работ по установке приборов учета энергоресурсов у потребителей в Санкт-Петербурге явно недостаточны. Основными причинами такого положения дел по внедрению узлов учета в городском хозяйстве являются: - отсутствие средств целевого финансирования в бюджете и у потребителей; - несовершенная нормативно-правовая база на рынке продаж энергоресурсов; - отсутствие Фонда энергосбережения; - недостаточное развитие нетрадиционных форм финансирования: кредит, лизинг, создание энергосервисных компаний ЭСКО. В целях выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.95 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению", Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и экономии бюджетных средств Правительство Санкт-Петербурга п о с т а н о в л я е т: 1. Считать одним из главных направлений реализации реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве Санкт-Петербурга внедрение приборов учета энергоресурсов и воды. 2. Одобрить План мероприятий "Организация учета расхода энергоресурсов в городском хозяйстве" (приложение). 3. Считать целесообразным: 3.1. При формировании бюджета Санкт-Петербурга на 1998 год и последующие годы выделять отдельной строкой финансовые средства на цели энергосбережения и организации учета энергоресурсов и воды в счет лимитов, предусматриваемых на обеспечение коммунальными услугами предприятий и организаций бюджетной сферы. 3.2. Осуществлять установку приборов учета энергоресурсов и воды у потребителей за счет финансовых средств, получаемых поставщиками энергоресурсов и воды от снижения себестоимости отпускаемых энергоресурсов и воды. 3.3. Получаемую организациями бюджетной сферы экономию затрат за счет осуществления мероприятий по энергосбережению оставлять в течение двух лет в распоряжении данных организаций для выполнения дальнейших работ по энергосбережению. 3.4. Обеспечить доработку и согласование с заинтересованными организациями Временной инструкции по организации и учету тепловой энергии у потребителей Санкт-Петербурга в качестве проекта региональных правил. 3.5. Подготовить методические указания по применению в городском хозяйстве расходомеров и вычислителей тепловой энергии, отвечающих требованиям эксплуатации систем теплоснабжения Санкт-Петербурга. 4. Предложить: 4.1. Вице-губернатору Антонову Ю.В., Председателю Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Трегубову А.И. до 01.09.97 подготовить и представить в установленном порядке проект распоряжения губернатора Санкт-Петербурга "Об основных направлениях по энергосбережению в городском хозяйстве Санкт-Петербурга". 4.2. Руководителям отраслевых органов Санкт-Петербурга разработать и представить до 01.08.97 в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению и Комитет по экономике и промышленной политике проект плана основных мероприятий по экономии энергоресурсов и воды в организациях и предприятиях, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга. 4.3. Председателю Комитета по энергетике и инженерному обеспечению А.И.Трегубову совместно с председателем Комитета по экономике и промышленной политике Д.В.Сергеевым разработать и представить на рассмотрение Правительству Санкт-Петербурга до 01.09.97 проект Закона "О внебюджетном фонде энергосбережения Санкт-Петербурга". 5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Ю.В.Антонова. Губернатор Санкт-Петербурга В.А.Яковлев Приложение к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.97 N 28 План мероприятий "Организация учета расхода энергоресурсов в городском хозяйстве" Пояснительная записка 1. Существующее положение и проблемы в энергоучете в Санкт-Петербурге В настоящее время энергоучет (тепла, горячей и холодной воды, газа) в Санкт-Петербурге находится в начальной стадии его внедрения. Существующее положение с учетом энергоресурсов в Санкт-Петербурге можно охарактеризовать следующим образом. Приборами учета потребления топливно-энергетических ресурсов оснащены котельные и теплоэлектроцентрали. Значительная часть зданий, принадлежащих коммерческим организациям, имеет приборы учета тепловой энергии и холодной воды, а в случае теплоснабжения от находящихся на их балансе газовых котельных - счетчики расхода газа. Здания муниципального жилого фонда (за исключением нескольких демонстрационных объектов) приборов теплового учета не имеют. Приборы учета потребления холодной воды в большинстве жилых зданий демонтированы. Приборы учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, а также газа в жилых квартирах отсутствуют. Однако следует указать, что в 60-е годы приборы учета газа и холодной воды имелись практически в каждом доме, а газовые счетчики - в большинстве квартир, но низкие цены на энергоносители не способствовали в то время поддержанию парка приборов учета в работоспособном состоянии и не окупали затрат на их техническое обслуживание. Следствием падения спроса на приборы энергоучета явилось значительное отставание данной отрасли от мирового уровня. Формирование в последние годы рыночных отношений и как следствие рост цен на энергоносители способствовали появлению на отечественном рынке значительного количества различных типов приборов учета, в том числе поставляемых из-за рубежа. На основе зарубежного опыта и результатов эксплуатации ряда объектов в нашей стране можно сделать вывод, что внедрение коммерческого учета тепловой энергии в тепловых пунктах и абонентских вводах позволит снизить потребление энергии и соответственно размер ее оплаты до 20%. При значительном недоотпуске тепловой энергии, имеющем место последние годы, размер экономии может составлять меньшую величину (10-15%). Однако введение коммерческого учета, предусматривающее при определении размеров оплаты не только количество, но и качество отпускаемой энергии, будет способствовать улучшению качественных показателей теплоснабжения, а следовательно - повышению теплового комфорта в отапливаемых помещениях. Еще большую экономию энергоресурсов (до 30-40%) дает поквартирный учет горячей и холодной воды, газа и тепла. Кроме того, осуществление коммерческого учета является необходимым предварительным условием реализации всего комплекса энергосберегающих мероприятий. Массовое применение приборов коммерческого учета энергоносителей сдерживается из-за несовершенства нормативно-правовой базы, отсутствия эффективного экономического механизма, стимулирующего как производителей, так и потребителей энергии осуществлять энергоучет, а также из-за сложностей технического характера. До сих пор на федеральном и региональном уровнях не утверждены "Правила пользования тепловой энергией", жестко регламентирующие взаимоотношения производителей, перепродавцов и потребителей тепловой энергии при ее отпуске, распределении и потреблении в системе теплоснабжения. Не работает экономический механизм, стимулирующий производителей и массовых потребителей тепловой энергии к реализации мероприятий по ее экономичному использованию. Не создан внебюджетный фонд, за счет средств которого было бы возможно планомерно осуществлять комплекс работ по внедрению энергосберегающих технологий. Технические решения существующих инженерных систем и архитектурно-планировочные решения зданий затрудняют, а в отдельных случаях исключают возможность (без проведения комплекса работ по реконструкции систем) установки и нормальной эксплуатации подобных приборов. Установка счетчиков поквартирного учета в существующем жилом фонде сопряжена с целым комплексом осложняющих факторов: сложность выделения легкодоступных мест для установки счетчиков в плотно заставленной квартире; необходимость частичной перекладки трубопроводов холодного и горячего водоснабжения и почти полной перекладки внутриквартирных газопроводов; незаинтересованность жильцов в установке приборов в связи с низкими тарифами на отпускаемые энергоресурсы и воду. Энергоснабжение современного благоустроенного жилого фонда складывается из следующих компонентов (цифры усредненные): отопление - 50%; горячее водоснабжение - 30%; электроснабжение - 10%; газоснабжение - 10%. В настоящее время поквартирный учет потребляемой энергии осуществляется только в системах электроснабжения, т.е. охватывает примерно десятую часть расходуемой энергии. Не без труда, но все же можно наладить поквартирный учет расхода газа, холодной и горячей воды. Возникает также ряд сложностей, связанных с выполнением требований по условиям эксплуатации и сохранности приборов коммерческого учета тепла при установке их на местных (абонентских) тепловых вводах, групповых и центральных тепловых пунктах. Подавляющее большинство тепловых пунктов расположено в подвальных помещениях, не отвечающих условиям хранения и технического обслуживания приборов, что потребует дополнительных затрат на благоустройство этих помещений. При разработке новых технических решений систем инженерного оборудования вновь возводимых и капитально реконструируемых зданий необходимо предусматривать возможность установки узлов поквартирного учета всех видов энергоносителей, в том числе расходов тепла на отопление согласно распоряжению губернатора Санкт-Петербурга от 17.09.96 N 217. 2. Планируемые мероприятия организационного и нормативно-правового характера Мероприятия организационного и нормативно-правового характера предусматривают создание условий, позволяющих упорядочить и целенаправленно проводить все действия по выполнению Плана с минимизацией капитальных вложений при достижении планируемого экономического эффекта. С целью исключения распыления средств на приобретение, монтаж и обслуживание приборов учета энергоносителей, определения рациональной очередности и объемов внедрения приборов, разработки экономического механизма, стимулирующего коммерческий энергоучет, предлагается создать Фонд энергосбережения и Агентство по энергосбережению как координирующие органы в структуре Администрации города по выполнению Плана организации учета тепловой энергии в городском хозяйстве. В задачи координирующего органа должны входить: разработка ежегодных мероприятий по внедрению приборов энергоучета; организация и участие в разработке региональных "Правил пользования тепловой энергией"; подготовка предложений для Региональной энергетической комиссии по стимулированию установки приборов энергоучета; проведение тендеров с целью выбора типов устанавливаемых приборов, а также определение специализированных организаций, которым поручается монтаж и сервисное обслуживание приборов учета; организация совместного с зарекомендовавшими себя зарубежными фирмами производства приборов, поставки запасных частей, ремонтной базы; организация работ по проведению аудитов теплопотребления и составление энергетических паспортов зданий, теплоисточников, инженерных сетей и сооружений; подготовка технико-экономических обоснований и смет расходов на установку и обслуживание приборов учета; организация системы метрологических поверок приборов и создание необходимой для этого производственной базы. 3. Финансовое обеспечение В настоящее время в городском хозяйстве Санкт-Петербурга большинство потребителей энергоресурсов находится в государственной (федеральной или городской) собственности. Все издержки, вызванные потерями тепловой энергии при ее производстве, транспортировке, распределении и потреблении, покрываются частично потребителями и бюджетом. В жилищно-коммунальном хозяйстве города при этом наиболее массовые потребители тепла - граждане, проживающие в муниципальном жилом фонде - оплачивают только 30% от его фактической стоимости. Остальное оплачивают предприятия Комитета по содержанию жилищного фонда из средств, выделяемых из городского бюджета. Это исключает заинтересованность жилищно-эксплуатационных организаций, ГП ТЭК СПб и многих других потребителей и поставщиков тепловой энергии в ее экономном использовании. Существующая в настоящее время в городском хозяйстве Санкт-Петербурга схема финансовых потоков между поставщиками, перепродавцами и потребителями тепловой энергии не стимулирует осуществление энергосберегающих мероприятий с целью ее экономного расходования и требует коренного пересмотра данной схемы. Однако, учитывая огромные размеры взаимной задолженности и рост неплатежей у всех основных участников единого технологического процесса: производство - транспортировка - распределение - потребление тепловой энергии, на ближайший период представляется необходимым сохранить в основном существующую систему. Вместе с тем для успешной реализации Плана мероприятий необходимо разработать экономический механизм, стимулирующий как производителей, так и потребителей тепловой энергии (независимо от форм собственности), устанавливать приборы учета энергоносителей. Финансовое обеспечение Плана мероприятий предусматривается из следующих источников: бюджета, собственных средств юридических и физических лиц, кредитов и инвестиций (в том числе от зарубежных партнеров, международных программ (межправительственных, научно-технических и коммерческих), средств, полученных от экономии энергоресурсов, которые планируется аккумулировать в Фонде энергосбережения, создаваемого при Администрации города. При этом доля средств, получаемых кредитованием на выполнение Плана мероприятий, должна уменьшаться по мере роста средств, полученных от экономии в указанном Фонде. Установка приборов учета энергоносителей в квартирах будет в дальнейшем полностью оплачиваться населением. При этом у социально незащищенных групп населения приборы учета должны устанавливаться бесплатно за счет городского бюджета. Энергоснабжающие предприятия за счет сэкономленной энергии получают возможность подключать к своим тепловым сетям дополнительных потребителей и, следовательно, получать дополнительные средства от продажи энергии. Основные направления стимулирования установки приборов учета энергоресурсов, кроме того, включают: налоговые льготы инвесторам по установке теплосчетчиков; приоритетное финансирование комплексного ремонта инженерных систем зданий с установкой теплосчетчиков и приборов автоматики. 4. Ожидаемые результаты от внедрения приборов учета энергоресурсов в городском хозяйстве Внедрение приборов учета энергоресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) в городском хозяйстве приводит к существенной экономии этих ресурсов, так как создает материальные стимулы для сокращения их потребления, а также для снижения непроизводительных затрат при производстве и транспортировке энергоносителей. Установка приборов учета на границах балансовой принадлежности объектов продавца, перепродавца и покупателя энергоресурсов является необходимой предпосылкой для создания нормальных рыночных отношений в структурах инженерного обеспечения городского хозяйства и реализации комплекса мероприятий по энергосбережению. Затраты по внедрению приборов учета включают: единовременные затраты на проектирование узлов учета, приобретение оборудования, монтаж узлов учета (приборов, трубопроводной обвязки, информационной сети - при соответствующем обосновании), настройку, метрологическую поверку и приемку, переоборудование помещений, необходимых для размещения и обслуживания приборов; эксплуатационные затраты на обслуживание и ремонт приборов, сбор, обработку и передачу информации, периодическую поверку; амортизационные отчисления, определяемые в зависимости от гарантийного срока службы оборудования. Ежегодная экономия денежных средств после установки узлов учета складывается из экономии, достигаемой за счет упорядочения механизма оплаты, рационального использования энергоресурсов и поступлений от штрафных санкций, предъявленных поставщику в случаях отклонения качественных и количественных показателей энергоносителей от нормируемых Договором. В таблицах приведены данные по количеству устанавливаемых узлов учета на период с 1997 по 2005 годы, по затратам на их установку и по экономическому эффекту, достигаемому в результате введения коммерческого учета энергоносителей. На основе анализа опыта установки и эксплуатации подобных приборов при определении указанных затрат и при оценке экономического эффекта приняты следующие значения расчетных показателей. +------------------------------------------------------------------+ ¦Характеристика ¦Стоимость узла ¦Экономия за счет¦Сроки ¦ ¦объекта ¦учета, млн.руб. ¦учета, %% ¦окупаемости, ¦ ¦ ¦ ¦(на 1 узел) ¦год ¦ +------------------------------------------------------------------+ Узлы учета теп- ловой энергии в абонентских вводах 30,0 10 1,5-2 Узлы учета го- рячей и холод- ной воды в квартирах 0,8 30 около 5 лет Узлы учета расхода газа в квартирах 0,6 20 6-7 Затраты по оборудованию приборами учета абонентских тепловых вводов окупаются в течение 2-х лет. Для финансирования этих работ будут привлечены средства бюджета Санкт-Петербурга и Фонда энергосбережения, накапливаемые в нем за счет реализации Плана первоочередных мероприятий. Установка квартирных приборов учета энергоносителей окупится в течение 5 лет с момента установки приборов. Оснащению квартир приборами учета воды должна в обязательном порядке предшествовать установка домовых водомерных узлов. Всего планируется смонтировать 18 тыс. домовых узлов учета общей стоимостью 68,0 млрд. руб., из них на сегодня смонтировано - 8065 узлов. Выполнение Плана мероприятий позволит обеспечить удельное снижение расхода холодной воды: - при фактическом водопотреблении на 1 чел. в сутки около 300 л планируемый расход воды составит до 150 литров, что составит около 50%; - при норме расхода горячей воды в сутки на 1 чел. 180 л потребление составит около 130 л, что составляет 40%; - установка приборов учета тепла у абонентов позволит сэкономить от 30 до 50% потребляемой энергии, снизить финансовые затраты жилищно-эксплуатационных организаций на теплоснабжение на 10-15%. Приборы учета тепловой энергии и теплоносителя, внесенные в Государственный реестр В настоящее время в Государственный реестр внесено более 70 типов теплосчетчиков как отечественного, так и зарубежного производства. При этом, учитывая, что цены на строительно-монтажные работы выравнялись, основными факторами при выборе приборов учета является их надежность, стоимость и конкурентоспособность. При большом количестве выпускаемых и поставляемых фирмами средств измерения водопотребления и теплопотребления право выбора того или иного типа прибора относится к компетенции специализированных организаций для исключения неоправданных затрат при внедрении приборного учета Покупатель (Заказчик) должен руководствоваться основными принципами: надежность, наличие сертификата о включении средства измерения в Гос. Реестр РФ, стоимость прибора и услуг, их конкурентоспособность на принципе тендера среди поставщиков и Положением (Правилом) о порядке установки приборов учета во вновь вводимых и существующих зданиях, объектах. Мероприятия нормативно-правового и организационного характера +------------------------------------------------------------------+ ¦N ¦Мероприятие ¦Сроки ¦Ответственный ¦ ¦п/п¦ ¦выполнения ¦ ¦ +------------------------------------------------------------------+ 1. Разработать и утвердить III квартал Комитет по энергетике и "Временное положение о по- 1997 г. инженерному обеспечению. рядке установки приборов Комитет по содержанию во вновь вводимых и сущес- жилищного фонда твующих жилых зданиях Санкт-Петербурга" 2. Разработать и утвердить III квартал Комитет по энергетике и "Производственную инст- 1997 г. инженерному обеспечению. рукцию по установке бы- Комитет по содержанию товых газовых счетчиков жилищного фонда существующих объектов" 3. Разработать и утвердить IV квартал Комитет по энергетике и "Временную инструкцию по 1997 г. инженерному обеспечению организации и учету тепловой энергии" 4. Разработать формы "Типово- III квартал Комитет по содержанию го договора на снабжение и 1997 г. жилищного фонда. потребление энергоресурсов Комитет по энергетике и и воды в Санкт-Петербурге" инженерному обеспечению 5. Разработать механизм эко- IV квартал Комитет по энергетике и номического стимулирования 1997 г. инженерному обеспечению. установки приборов учета Комитет экономики и про- энергоносителей мышленной политики. Комитет по содержанию жилищного фонда 6. Подготовить и представить IV квартал Комитет по энергетике и в Региональную энергети- 1997 г. инженерному обеспечению. ческую комиссию предложе- Комитет экономики и про- ния по внедрению дифферен- мышленной политики. цированных тарифов на пот- Комитет по содержанию ребление энергоресурсов жилищного фонда и воды 7. Организовать проведение Постоянно КЭ и ИО. тендеров среди строитель- Комитет по содержанию но-монтажных организаций жилищного фонда по установке приборов учета Установка узлов учета в абонентских вводах +----------------------------------------------------------------------------------------+ ¦Наименование показателя¦Ед. ¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦ ¦ ¦изм. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------------------------------+ Количество устанавлива- емых узлов учета шт. 300 1000 1700 2500 2500 4000 3000 3000 То же нарастающим итогом шт. 300 1300 3000 5500 8000 12000 15000 18000 Стоимость устанавлива- емых узлов (один узел - 30 млн. руб.) млн.руб. 9000 30000 51000 75000 75000 120000 90000 90000 То же нарастающим итогом млн.руб. 9000 39000 90000 165000 240000 360000 450000 540000 Стоимость сэкономленных ресурсов. (Один узел - 22 млн.руб.) млн.руб. 3300 17600 47300 93500 148500 220000 297000 363000 То же нарастающим итогом млн.руб. 3300 20900 68200 161700 310200 530200 827200 1190200 Установка счетчиков холодной и горячей воды в квартирах +-----------------------------------------------------------------------------------------+ ¦Наименование показателя¦Ед. ¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦ ¦ ¦изм. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------------------------------------+ Количество устанавлива- емых узлов учета шт. 2000 4000 14000 230000 340000 340000 340000 280000 То же нарастающим итогом шт. 2000 6000 20000 250000 590000 930000 1270000 1550000 Стоимость устанавлива- емых узлов учета (один узел - 0,8 млн. руб.) млн.руб. 1600 3200 11200 184000 272000 272000 272000 224000 То же нарастающим итогом млн.руб. 1600 4800 16000 200000 472000 744000 1016000 1240000 Из них затрат на установку млн.руб. 1520 2880 7840 36800 54400 54400 54400 44800 То же нарастающим итогом млн.руб. 1520 4400 12240 49040 102440 157840 212240 257040 Затраты населения млн.руб. 80 320 3360 147200 217600 217600 217600 179200 То же нарастающим итогом млн.руб. 80 400 3760 150960 368560 586160 803760 982960 Установка газовых счетчиков в квартирах +------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦Наименование показателя¦Ед. ¦1997 ¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦ ¦ ¦изм. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------------------------------------------------------------+ Количество устанавлива- емых в квартирах счетчиков шт. 100 300 3200 10000 150500 200700 250000 250000 250000 То же нарастающим итогом шт. 100 400 3600 13600 249300 450000 700000 950000 1200000 Стоимость устанавлива- емых счетчиков (один счетчик - 0,6 млн.руб.) млн.руб. 60 240 1920 6000 90300 120420 150000 150000 150000 То же нарастающим итогом млн.руб. 60 300 2220 8160 149580 270000 420000 570000 720000 Стоимость сэкономленных ресурсов (0,088 млн. руб. на один счетчик) млн.руб. 4,4 13,2 140,8 757 15316 30769 50600 72600 94600 То же нарастающим итогом млн.руб. 4,4 17,6 158,4 915 21177 51946 102546 175146 269746 Сводная таблица необходимых финансовых средств и экономической эффективности от внедрения приборов учета к 2005 году +------------------------------------------------------------------+ ¦N ¦Мероприятие ¦Количество¦Затраты ¦Экономический эффект¦ ¦п/п¦ ¦ шт. ¦млн.руб.¦млн.руб. ¦ +---+---------------------+----------+--------+--------------------¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ +------------------------------------------------------------------+ 1. Установка узлов учета в абонентских вводах 18000 540000 488950 2. Установка счетчиков холодной и горячей воды в квартирах 1550000 1240000 384300 3. Установка газовых счетчиков в квартирах 1200000 720000 269746 Итого: 2768000 2500000 1142996 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|