Расширенный поиск

Закон Санкт-Петербурга от 08.11.2001 № 760-95

 
                                ЗАКОН

                           САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                    от 8 ноября 2001 года N 760-95


            Об участии граждан в обеспечении правопорядка
                          в Санкт-Петербурге


          Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
                         31 октября 2001 года

   (В редакции Законов Санкт-Петербурга от 25.11.2002 г. N 561-57;
                     от 15.12.2010 г. N 692-162)


     Настоящий Закон  Санкт-Петербурга  определяет  правовые  основы и
формы участия  граждан  Российской  Федерации  (далее  -  граждане)  в
обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге.


                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     СТАТЬЯ 1. ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
                           САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

     1. Предметом  регулирования  настоящего  Закона  Санкт-Петербурга
являются  общественные  отношения,  возникающие  в  связи  с  участием
граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге.

     2. Действие     настоящего     Закона     Санкт-Петербурга     не
распространяется   на   правоотношения,   возникающие   в   связи    с
оперативно-разыскной, с частной детективной и охранной деятельностью.


       СТАТЬЯ 2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ
                   ПРАВОПОРЯДКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

     Правовую основу  участия  граждан  в  обеспечении  правопорядка в
Санкт-Петербурге   составляют   Конституция   Российской    Федерации,
федеральные  законы,  настоящий  Закон  Санкт-Петербурга  и принятые в
соответствии с ними нормативные правовые акты Санкт-Петербурга.


            ГЛАВА II. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ
                   ПРАВОПОРЯДКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

     СТАТЬЯ 3. ПРАВО ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА
                          В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

     1. Каждый  гражданин  имеет право принимать участие в обеспечении
правопорядка  в  Санкт-Петербурге   в   соответствии   с   действующим
законодательством.

     2. Граждане  в  пределах своих полномочий участвуют в обеспечении
правопорядка в  Санкт-Петербурге  путем  оказания  содействия  органам
внутренних дел Санкт-Петербурга в решении возложенных на них задач.

     3. Участие  граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге
может быть коллективным и индивидуальным.


  СТАТЬЯ 4. КОЛЛЕКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА
                          В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

     1. Коллективное участие  граждан  в  обеспечении  правопорядка  в
Санкт-Петербурге    осуществляется    путем    создания   общественных
объединений,  уставной  целью  которых  является  оказание  содействия
органам  внутренних  дел Санкт-Петербурга в решении возложенных на них
задач в пределах, установленных действующим законодательством (далее -
общественные объединения).

     2. Общественные   объединения   создаются   и  осуществляют  свою
деятельность в соответствии с  Федеральным  законом  "Об  общественных
объединениях".  В  наименовании  общественного  объединения может быть
использовано словосочетание "народная дружина" или производные от него
словосочетания.

     3. В   обеспечении   правопорядка  в  Санкт-Петербурге  не  могут
участвовать политические общественные объединения,  зарегистрированные
в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".

     4. Общественные  объединения участвуют в обеспечении правопорядка
в Санкт-Петербурге на  основании  договоров,  заключаемых  с  органами
внутренних дел Санкт-Петербурга.

     5. Форма  типового договора об участии в обеспечении правопорядка
в  Санкт-Петербурге  между   общественным   объединением   и   органом
внутренних    дел    Санкт-Петербурга    утверждается   Администрацией
Санкт-Петербурга.


     СТАТЬЯ 5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ
                   ПРАВОПОРЯДКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

     1. Индивидуальными  формами   участия   граждан   в   обеспечении
правопорядка в Санкт-Петербурга являются:

     1) внештатное  сотрудничество  граждан  с органами внутренних дел
Санкт-Петербурга,  осуществляемое  в  соответствии   с   установленным
порядком;

     2) сотрудничество,    осуществляемое   безвозмездно   на   основе
договора,  заключаемого между гражданином  и  органом  внутренних  дел
Санкт-Петербурга,     в     порядке,    устанавливаемом    действующим
законодательством.

     2. Форма типового договора об участии в обеспечении  правопорядка
в   Санкт-Петербурге   между  гражданином  и  органом  внутренних  дел
Санкт-Петербурга утверждается Администрацией Санкт-Петербурга.


        ГЛАВА III. УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА
                          В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

           СТАТЬЯ 6. УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ
      ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

     1. Участвовать  в  обеспечении  правопорядка  в  Санкт-Петербурге
имеют право  граждане,  достигшие  возраста  18  лет,  соответствующие
требованиям профессиональной, физической и психологической подготовки,
устанавливаемым Администрацией Санкт-Петербурга.

     2.   Не   рекомендуется   привлекать   к  участию  в  обеспечении
правопорядка   в   Санкт-Петербурге   граждан:   (В   редакции  Закона
Санкт-Петербурга от 25.11.2002 г. N 561-57)

     1) имеющих неснятую или непогашенную судимость;

     2) страдающих     психическими    заболеваниями,    алкоголизмом,
наркоманией, токсикоманией;

     3) признанных  решением  суда  недееспособными  или   ограниченно
дееспособными;

     4) подвергавшихся  административным взысканиям за правонарушения,
посягающие  на  общественный   порядок   или   установленный   порядок
управления;

     5) не прошедших в установленном порядке аттестацию.

     3. Договор    об    участии    в   обеспечении   правопорядка   в
Санкт-Петербурге между гражданином  или  общественным  объединением  и
органом внутренних дел Санкт-Петербурга (далее - договор) заключается,
изменяется   и   прекращается    в    соответствии    с    действующим
законодательством.

     4. Договор  может  быть  расторгнут  гражданином или общественным
объединением в одностороннем порядке,  при условии уведомления  органа
внутренних  дел  Санкт-Петербурга  не  менее  чем  за  30  дней до дня
расторжения.

     5. Договор  может  быть   расторгнут   органом   внутренних   дел
Санкт-Петербурга в одностороннем порядке только в случае:

     1) наступления в отношении гражданина обстоятельств,  указанных в
пункте 2 настоящей статьи;

     2) систематического  неисполнения  или  нарушения  соответственно
гражданином или общественным объединением условий договора.


       СТАТЬЯ 7. ПОЛНОМОЧИЯ ГРАЖДАН, УЧАСТВУЮЩИХ В ОБЕСПЕЧЕНИИ
                   ПРАВОПОРЯДКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

     1. Граждане,    участвующие    в   обеспечении   правопорядка   в
Санкт-Петербурге, осуществляют следующие полномочия:

     1) пропаганда правовых знаний;

     2) содействие   органам   внутренних   дел   Санкт-Петербурга   в
предотвращении    и   пресечении   преступлений   и   административных
правонарушений;

     3) содействие   органам   внутренних   дел   Санкт-Петербурга   в
обеспечении   правопорядка   на   улицах,   площадях,   в  парках,  на
транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных
местах;

     4) оказание  помощи  органам  внутренних  дел  Санкт-Петербурга в
профилактической работе с лицами, склонными к совершению преступлений;

     5) оказание помощи органам  внутренних  дел  Санкт-Петербурга  по
предупреждению     детской     безнадзорности     и     правонарушений
несовершеннолетних.

     2. Граждане,   участвующие   в   обеспечении    правопорядка    в
Санкт-Петербурге, не имеют права:

     1) представляться    сотрудниками    органов    внутренних    дел
Санкт-Петербурга;

     2) самостоятельно,  без  сотрудников   органов   внутренних   дел
Санкт-Петербурга,  осуществлять полномочия,  предусмотренные пунктом 1
настоящей статьи;

     3) осуществлять     деятельность,     отнесенную      действующим
законодательством     к    компетенции    органов    внутренних    дел
Санкт-Петербурга;

     4) сообщать третьим лицам сведения,  ставшие известными в связи с
участием в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге.

     3. Граждане,    участвующие    в   обеспечении   правопорядка   в
Санкт-Петербурге, в ходе выполнения своих полномочий обязаны:

     1) препятствовать  совершению  действий  и  пресекать   действия,
направленные на незаконное ограничение прав и свобод граждан, унижение
чести и достоинства человека и гражданина;

     2) сообщать в  правоохранительные  органы  о  ставших  известными
событиях и фактах,  угрожающих безопасности граждан,  юридических лиц,
государства;

     3) принимать меры по спасению людей, имущества, а также по охране
места происшествия;

     4) принимать  меры  по оказанию помощи,  в том числе доврачебной,
гражданам, пострадавшим от преступлений, правонарушений или несчастных
случаев,  а  также  находящимся  в  беспомощном  или  ином  состоянии,
создающем угрозу их жизни и здоровью;

     5) иметь  при  себе  и  предъявлять  по  требованию  граждан  или
должностных лиц удостоверение установленного образца;

     6) проходить    в    порядке,    устанавливаемом   Администрацией
Санкт-Петербурга,  правовую  и   специальную   подготовку,   а   также
периодическую аттестацию.

     4. Граждане   могут  участвовать  в  обеспечении  правопорядка  в
Санкт-Петербурге  только  под  руководством  и  при   непосредственном
участии сотрудника правоохранительных органов.

     5. Сотруднику   правоохранительных   органов  запрещается  давать
гражданам,  участвующим в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге,
указания,    нарушающие   права   и   свободы   граждан,   действующее
законодательство  и   выходящие   за   пределы   полномочий   граждан,
участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге.


      СТАТЬЯ 8. КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ
         ОБЪЕДИНЕНИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА
                          В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

     Координацию деятельности  граждан  и  общественных   объединений,
участвующих    в    обеспечении   правопорядка   в   Санкт-Петербурге,
осуществляет Городской штаб  по  координации  деятельности  граждан  и
общественных  объединений,  участвующих  в  обеспечении правопорядка в
Санкт-Петербурге (далее  -  Городской  штаб).  Положение  о  Городском
штабе, структура и состав Городского штаба утверждаются Администрацией
Санкт-Петербурга.


       СТАТЬЯ 9. УДОСТОВЕРЕНИЯ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЭМБЛЕМЫ ГРАЖДАН,
      УЧАСТВУЮЩИХ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

     1. Единые образцы удостоверений и отличительных  эмблем  граждан,
участвующих    в    обеспечении   правопорядка   в   Санкт-Петербурге,
утверждаются Администрацией  Санкт-Петербурга.  Указанные  образцы  не
должны  быть  аналогичными  образцам  удостоверений  и  знаков отличия
сотрудников правоохранительных органов, а также совпадать с символикой
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     2. Оформление  и  выдачу  удостоверений  и  отличительных  эмблем
граждан,  участвующих в обеспечении правопорядка  в  Санкт-Петербурге,
осуществляет Городской штаб.

     3. В  случае  расторжения  договора удостоверения и отличительные
эмблемы   граждан,   участвующих   в   обеспечении   правопорядка    в
Санкт-Петербурге, подлежат возврату в Городской штаб.


        СТАТЬЯ 10. ПООЩРЕНИЕ ОРГАНАНМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
         САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ,
                УЧАСТВУЮЩИХ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА
                          В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

     (Название    статьи    в    редакции    Закона   Санкт-Петербурга
от 15.12.2010 г. N 692-162)


     1.   В   целях  поощрения  граждан  и  общественных  объединений,
участвующих  в  обеспечении  правопорядка  в  Санкт-Петербурге, органы
государственной  власти  Санкт-Петербурга  могут  учреждать  премии  в
соответствии с законодательством Санкт-Петербурга. (В  редакции Закона
Санкт-Петербурга от 15.12.2010 г. N 692-162)

     2. За    особые    заслуги    в    обеспечении   правопорядка   в
Санкт-Петербурге,  проявленные при  этом  личное  мужество  и  героизм
граждане,  участвующие  в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге,
могут представляться органами государственной власти  Санкт-Петербурга
к государственным наградам Российской Федерации.


   СТАТЬЯ 11. ПОДДЕРЖКА ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН И
         ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОБЕСПЕЧЕНИИ
                   ПРАВОПОРЯДКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

     Органы местного самоуправления  осуществляют поддержку граждан  и
общественных  объединений, участвующих  в  обеспечении правопорядка  в
Санкт-Петербурге,  путем  предоставления  субсидий  в  соответствии  с
бюджетным законодательством Российской Федерации.

     (Статья       в       редакции       Закона      Санкт-Петербурга
от 15.12.2010 г. N 692-162)


                  ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

            СТАТЬЯ 12. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
                           САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

     1. Настоящий  Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через десять
дней после дня его официального опубликования.

     2. Нормативные  правовые   акты   губернатора   Санкт-Петербурга,
Администрации   Санкт-Петербурга   и   иных   исполнительных   органов
государственной власти Санкт-Петербурга приводятся  в  соответствие  с
настоящим Законом Санкт-Петербурга.


     Губернатор
     Санкт-Петербурга          В.А.Яковлев


     Санкт-Петербург
     8 ноября 2001 года
     N 760-95


Информация по документу
Читайте также