Расширенный поиск

Постановление Собрания депутатов Псковской области от 31.10.2002 № 177

 
              ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31.10.2002 N 177

         Об областной целевой программе "Развитие системы
         образования Псковской области на 2003-2006 годы"

  (В редакции Постановлений Собрания депутатов Псковской области
          от 30.01.2003 г. N 287; от 27.01.2004 г. N 651;
         от 28.10.2004 г. N 871; от 14.02.2006 г. N 1353)


     В  соответствии  с  Законом  Псковской  области  "Об областных
целевых  программах Псковской области" областное Собрание депутатов
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1.  Утвердить  областную  целевую  программу "Развитие системы
образования Псковской области на 2003-2006 годы".
     2.   Объемы   финансирования   областной   целевой   программы
"Развитие  системы образования Псковской области на 2003-2006 годы"
определять ежегодно при формировании областного бюджета.
     3.  Рекомендовать  органам местного самоуправления разработать
аналогичные программы.



     Председатель областного
     Собрания депутатов          Ю.А.Шматов



                                                УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Псковского
                                      областного Собрания депутатов
                                        от 31 октября 2002 г. N 177


                         ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ
                             ПРОГРАММА

          "Развитие системы образования Псковской области
                        на 2003-2006 годы"

  (В редакции Постановлений Собрания депутатов Псковской области
          от 30.01.2003 г. N 287; от 27.01.2004 г. N 651;
         от 28.10.2004 г. N 871; от 14.02.2006 г. N 1353)

                              ПАСПОРТ
                    областной целевой программы
          "Развитие системы образования Псковской области
                        на 2003-2006 годы"
___________________________________________________________________
1. Наименование Программы   Областная целевая программа "Развитие 
                            системы образования Псковской области 
                            на 2003-2006 годы"
___________________________________________________________________
2. Наименование, номер и    Распоряжение Администрации Псковской 
дата принятия решения о     области от 06.09.2000 N 474-р "О
разработке Программы        разработке областной целевой программы
                            "Развитие системы образования 
                            Псковской области на 2003-2006 годы"  
                            с изменением, внесенным распоряжением
                            Администрации области от 18.10.2002
                            N 560-р
___________________________________________________________________
3. Заказчик областной       Главное управление образования
Программы                   области
___________________________________________________________________
4. Основные разработчики    Главное управление образования
Программы                   Псковской области
                            Псковский областной институт повышения 
                            квалификации работников образования
                            Псковский государственный
                            педагогический институт им.С.М.Кирова
___________________________________________________________________
5. Цели и задачи Программы  Развитие системы образования области   
                            в интересах формирования гармонично 
                            развитой, социально активной 
                            творческой личности.
                            В процессе достижения целей 
                            Программы решаются следующие задачи:
                            обеспечение государственных гарантий 
                            доступности и равных возможностей 
                            получения полноценного образования;
                            достижение нового качества
                            дошкольного, общего, дополнительного 
                            и профессионального образования;
                            создание системы мониторинга
                            состояния системы образования области;
                            улучшение социальной защиты детей
                            и педагогов;
                            сохранение и развитие системы
                            общедоступного дополнительного
                            образования;
                            повышение социального статуса и
                            профессионализма работников
                            образования;
                            развитие образования как открытой
                            государственно-общественной системы;
                            активизация деятельности детских и
                            молодежных общественных организаций.
___________________________________________________________________
6. Сроки Программы          2003-2006 годы
___________________________________________________________________
7. Перечень подпрограмм и   Основные направления реализации
основных мероприятий        программы:
                            дальнейшее развитие и обеспечение
                            демократического, государственно-
                            общественного характера управления
                            системой образования, включая 
                            нормативно-правовое укрепление
                            управленческой вертикали на условиях
                            договоров по всем составляющим ее   
                            уровням - федеральному, областному,
                            муниципальному;
                            совершенствование экономических
                            механизмов функционирования и
                            развития системы образования, в том
                            числе с учетом особенностей
                            сельской местности;
                            создание условий для наиболее
                            полного развития особенностей и
                            интересов детей дошкольного возраста,  
                            в том числе с ограниченными 
                            возможностями здоровья, на основе 
                            индивидуального подхода;
                            обновление структуры и содержания
                            общего образования;
                            совершенствование системы контроля
                            за качеством образования;
                            обогащение содержания дополнительного
                            образования и обеспечение ценностями  
                            русской национальной культуры,
                            региональными традициями, элементами 
                            развивающего характера;
                            стимулирование и развитие инициативы 
                            и самодеятельности учащихся и 
                            студентов, обеспечение педагогической   
                            поддержки общественно ценной 
                            деятельности детских, подростковых и
                            молодежных объединений и организаций;
                            создание условий для обучения детей
                            с проблемами в развитии, 
                            ограниченными возможностями здоровья,
                            детей-инвалидов, детей-сирот;
                            оптимизация инфраструктуры
                            профессионального образования с
                            учетом потребностей рынка труда;
                            модернизация концептуальных, правовых  
                            и организационных основ 
                            переподготовки, повышения
                            квалификации педагогических кадров
                            области;
                            оснащение современными 
                            образовательными учебно-методическими
                            комплексами, транспортом 
                            образовательных учреждений области
___________________________________________________________________
8. Исполнители основных     Главное управление образования
мероприятий Программы       Псковской области, Псковский областной   
                            институт повышения квалификации 
                            работников образования области,
                            Псковский государственный
                            педагогический институт им.С.М.Кирова,
                            образовательные учреждения области
___________________________________________________________________
9. Объемы и источники   2003 - 26,925 млн.рублей  Областной бюджет
финансирования          2004 - 28,864 млн.рублей
Программы               2005 - 28,809 млн.рублей
                        2006 - 57,019 млн.рублей
     (В редакции Постановления Собрания депутатов Псковской области
от 14.02.2006 г. N 1353)
___________________________________________________________________
                        Итого 141,617 млн.рублей 
     (В редакции Постановления Собрания депутатов Псковской области
от 14.02.2006 г. N 1353)
___________________________________________________________________
10. Ожидаемые конечные      Создание и функционирование системы
результаты реализации       дошкольных образовательных учреждений
Программы                   различных видов в соответствии с  
                            потребностями населения области, 
                            расширение перечня дополнительных 
                            услуг, предоставляемых детям, не
                            посещающим дошкольные образовательные 
                            учреждения, значительное увеличение 
                            охвата дошкольным образованием детей
                            области
                            Обновление содержания общего
                            образования и совершенствование
                            контроля качества
                            Усиление социальной направленности
                            системы образования области
                            Оптимизация сети и адресная поддержка
                            сельских и поселковых школ, внедрение 
                            эффективных моделей получения 
                            качественного образования на селе
                            Перестройка профессионального
                            образования, усиление его ориентации 
                            на потребности населения и местный 
                            рынок труда
                            Повышение социального статуса
                            работников образования
                            Увеличение доли бюджетного
                            финансирования образования, переход
                            на нормативное финансирование
                            образовательных учреждений
                            Приведение  нормативно-правовой
                            базы сферы образования в
                            соответствие с задачами ее
                            модернизации
                            Укрепление учебно-материальной
                            базы образовательных учреждений
                            области
___________________________________________________________________
11. Система контроля за     Контроль за реализацией Программы
исполнением Программы       осуществляет Администрация области,
                            Псковское областное Собрание депутатов.
                            Главное управление образования области 
                            ежегодно предоставляет информацию о  
                            ходе реализации мероприятий Программы
___________________________________________________________________

                      ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

     Областная  целевая  программа  "Развитие  системы  образования
Псковской  области  на 2003-2006 годы" (далее - Программа) является
организационной  основой политики Администрации Псковской области в
сфере образования.
     Программа  определяет стратегию приоритетного развития системы
образования в области и меры по ее реализации.
     Основные   цели   и   задачи   Программы   конкретизируются  и
развиваются    соответствующими    программами   органов   местного
самоуправления,  которые  учитывают местные особенности конкретного
города,   района,   волости   и  направлены  на  решение  вопросов,
отнесенных   законодательством  Российской  Федерации  и  Псковской
области к ведению субъектов местного самоуправления.

                   СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

     В    Псковской    области    существует    многоуровневая    и
организационно   разветвленная   система  образования,  которая  на
01.01.2002  включает в себя 826 учреждений федерального, областного
и  муниципального  подчинения,  в которых обучается и воспитывается
около 205000 человек.

                      Дошкольное образование

     На   1  января  2002  года  на  территории  Псковской  области
располагалось  241  дошкольное  образовательное  учреждение  (ДОУ),
которые  посещало 20250 детей. Количество ДОУ с 1991 г. сократилось
вдвое,  а по селу - втрое. Охват детей дошкольными образовательными
учреждениями  составил  в  1990 г. - 67,1%, в 1999 г. - 53%, в 2001
г. - 57,8%.
     Основной  причиной  недостаточной  посещаемости  ДОУ  является
низкая   платежеспособность   населения  области.  В  области  идет
структурная  перестройка ДОУ, осуществляется дифференциация детских
садов по различным видам.
     Перед  системой дошкольного образования стоит проблема полного
удовлетворения  потребностей  родителей,  имеющих детей дошкольного
возраста,  в  их  образовании  через  систему  детских садов, через
новые  модели  ДОУ  на  основе  кратковременного  пребывания  в них
воспитанников,  через постепенный переход к долевому финансированию
ДОУ.

                         Общее образование
              (начальное, основное, полное (среднее))
              (специальное, дополнительное, вечернее)

     В  сфере  общего  образования  основные усилия направляются на
реализацию  положений  федеральной  программы развития образования,
осуществление   федерального   эксперимента   по  совершенствованию
структуры  и  содержания  общего  образования,  развитие профильной
старшей  школы,  информатизацию  образования,  апробацию новых форм
итоговой  государственной  аттестации выпускников, реструктуризацию
сети   образовательных   учреждений,   расположенных   в   сельской
местности.
     На   1  января  2002  года  на  территории  Псковской  области
функционировали  462  дневные  общеобразовательные школы, в которых
обучалось 93164 учащихся.
     Сеть   общеобразовательных   учреждений  в  Псковской  области
распределяется таким образом:
     - 107 общеобразовательных школ являются городскими,
     -   355   общеобразовательных   школ  расположены  в  сельской
местности (76,8%).
     Сокращение   школ  происходит  в  основном  за  счет  закрытия
начальных  и  некоторых  основных  школ  в  сельской  местности  по
причине  ветхости  школьных  зданий и неукомплектованности классов.
Факторами  снижения  наполняемости  классов в сельских школах стали
наблюдаемые  в  области демографические тенденции (сокращение общей
численности  населения,  снижение  рождаемости,  начавшееся  с 1992
года,  продолжающийся отток сельских жителей в город). Важнейшими в
этой  связи  становятся  проблемы  реструктуризации  сети  сельских
школ,   обеспечение   прав   граждан   на  получение  качественного
образования,  восстановление единства систем обучения и воспитания,
разработка и внедрение регионального компонента образования.
     В    Псковской   области   работает   19   государственных   и
муниципальных   специальных   школ  и  школ-интернатов,  в  которых
воспитывается   2930   детей   и   подростков,  в  том  числе  1900
детей-сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения  родителей.
Функционирует   сеть   образовательных  учреждений  и  классов  при
общеобразовательных  школах  для  детей  с проблемами в развитии. В
спецшколах,  школах-интернатах обучается таких 2182 учащихся, в 280
классах  в  массовых  школах  - 3005 человек, в т.ч. в 72 классах -
758 детей с нарушениями интеллекта.
     В    системе   дополнительного   образования   на   01.01.2002
функционирует   57   учреждений.   Это   несколько  меньше,  чем  в
предыдущие  годы:  в  1996  г. - 66, в 1997 г. - 63, в 1998 - 59, в
1999  г.  -  58,  в  2000  и  2001 годах - 57. В них действует 3482
кружка  и  объединения,  в  которых  занимается 49319 учащихся, что
оставляет 52,9% от общего числа учащихся области.
     В   области   имеет   место   тенденция   слияния   учреждений
дополнительного  образования  в  целях оптимизации образовательного
процесса.  Наблюдается  перепрофилирование  станций  и центров юных
техников,  юных  натуралистов, центров и домов детского творчества.
Это  связано с проблемой финансирования дополнительного образования
детей.   Некоторые   образовательные   учреждения   дополнительного
образования   детей,   за  исключением  образовательных  учреждений
системы  образования,  осуществляют  свою  деятельность  на платной
основе.  Низкий  уровень  доходов  большинства  граждан значительно
снижает доступность указанного вида образования.
     Важную  роль в деле обеспечения социальной защиты, адаптации и
реабилитации   детей   и   молодежи   играют   вечерние   (сменные)
общеобразовательные  школы. В настоящее время в области работает 17
учреждений этого типа, в которых обучается 3144 учащихся.

       Социальная защита и воспитание в системе образования

     Государственная   воспитательная   политика  обеспечивается  в
областной  системе образования деятельностью учреждений всех типов,
видов   и   уровней,   направленной  на  формирование  нравственной
социально активной личности.
     Состояние     воспитательной    работы    в    образовательных
учреждениях,  работа  с  семьей  имеют непосредственное отношение к
снижению     преступности,     профилактике     безнадзорности    и
правонарушений   несовершеннолетних,  а  также  к  решению  проблем
социально-правовой зашиты детства.
     В  последние  годы  отчетливо  проявляются тенденции ухудшения
социального  положения  и  здоровья  детей.  В 2001 г. в области не
удалось  изменить ситуацию с крайне неудовлетворительным состоянием
здоровья и организацией горячего питания.
     Увеличилось   число   детей-сирот   и  детей,  оставшихся  без
попечения  родителей.  По  состоянию  на  01.01.2002  на территории
Псковской  области на учете в разных органах опеки и попечительства
состояло  5,2 тыс.детей, оставшихся без попечения родителей. Из них
1900   человек   находится   на  содержании  19  государственных  и
муниципальных  образовательных  учреждений, 2236 переданы под опеку
(попечительство)   граждан,   418  детей  обучается  в  учреждениях
начального  профессионального  образования,  150  -  в  учреждениях
среднего и высшего профессионального образования.
     Возрастает  число детей с ограниченными возможностями здоровья
и  детей,  нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Однако
существующее  количество  образовательных  учреждений для указанных
детей  не  в  состоянии удовлетворить потребность в их содержании и
обучении.
     Особое   беспокойство  вызывают  дети,  которые  по  различным
причинам  не  посещают школы или другие образовательные учреждения,
не получают образования.
     Актуальной    проблемой   является   устранение   неодинаковой
вследствие  социально-экономических условий мобильности обучающихся
и  выравнивание возможностей доступа представителей различных групп
населения  к  качественному  образованию  всех  уровней в выбранных
образовательных   учреждениях.  Значительная  часть  трудоспособной
молодежи  не обучается в учреждениях профессионального образования,
что   ведет   к  снижению  профессионального  уровня  и  потенциала
трудовых ресурсов.

                   Профессиональное образование
                   (начальное, среднее, высшее)

     Система    профессионального   образования   функционирует   и
развивается  в  едином  образовательном  пространстве  региона  под
влиянием  идущих  в стране и области социально-экономических и иных
факторов.
     На  1  января  2002 года в сфере образования Псковской области
функционировало:
     29  учреждений  начального  профессионального  образования,  в
т.ч.  9  лицеев, 16 училищ, 4 специальных профессиональных училища.
Количество   учащихся   в   учреждениях  НПО  -  9857,  учреждениях
Управления  исполнения  наказаний  и в специальном профессиональном
училище - 509;
     18  учреждений  среднего профессионального образования, в т.ч.
4    колледжа,    3    филиала   колледжей,   2   негосударственных
образовательных    учреждения,    в   которых   обучалось   по   49
специальностям 10969 студентов;
     21  учреждение  высшего  профессионального образования, в т.ч.
11   государственных   вузов  (из  них  7  -  филиалы).  Количество
обучающихся  в  гос.вузах  -  17562.  В 10 негосударственных высших
учебных  заведениях  (из  них 9 - филиалы) обучалось 3422 студента.
Подготовка  ведется  по 49 специальностям высшего профессионального
образования и по 25 - в аспирантурах вузов.
     Показатель   численности  студентов  средних  профессиональных
учебных  заведений  на  10  тысяч  населения  по  Псковской области
составил  135  человек,  что  на  4  человека  меньше  аналогичного
показателя  по  Российской  Федерации  (139). Численность студентов
вузов  на  10  тысяч  населения по Псковской области - 258 человек,
что на 12 больше показателя по Российской Федерации.
     Показатель   занятости   выпускников   учреждений  начального,
среднего   и   высшего   профессионального   образования   составил
соответственно 89%, 85,1%, 85,5%.
     Усиливается   ориентация   деятельности   высших   и   средних
профессиональных       учебных       заведений      на      решение
социально-экономических  задач развития Псковской области. Однако в
системе   профессионального  образования  отсутствует  региональный
прогноз  потребности  в  кадрах различной квалификации. Отсутствует
эффективно действующая система профессиональной ориентации.
     Трудности   развития   системы   начального  профессионального
образования обусловлены целым рядом противоречий и проблем:
     необходимостью  реформирования системы в условиях минимального
ресурсного обеспечения;
     высокой    востребованностью    начального   профессионального
образования   и   недостаточным   вниманием   к   нему  со  стороны
государства;
     рассогласованием       целей       системы       с      новыми
социально-экономическими  процессами,  происходящими  в обществе, с
концепцией перехода к рыночному хозяйствованию.

                     Постдипломное образование
  (переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров)

     Постдипломное  образование является важнейшей составной частью
непрерывной  системы образования, формирование которой представляет
собой  актуальную  проблему  для  создания  целостной  динамической
системы образования в области.
     Важнейшими   элементами   этого   вида  и  уровня  образования
оказываются:
     получение дополнительного образования;
     переподготовка по другой специальности (профилю);
     повышение квалификации;
     обучение в аспирантуре.
     Необходимость     постдипломного    образования    обусловлена
современными     требованиями     постоянного     совершенствования
профессиональной компетентности.
     В    Псковской   области   функционирует   1   государственное
образовательное    учреждение   дополнительного   профессионального
образования   (повышения  квалификации)  специалистов  -  Псковский
областной  институт  повышения  квалификации работников образования
(ПОИПКРО).
     Факультеты   повышения   квалификации   имеются   в  Псковском
государственном    педагогическом   институте   имени   С.М.Кирова,
Псковском     политехническом     институте    Санкт-Петербургского
государственного     технического    университета,    Великолукской
государственной  сельскохозяйственной  академии.  Лицензию на право
ведения   образовательной   деятельности   в  этой  сфере  имеют  и
некоторые общеобразовательные учреждения.
     Повышение  квалификации в ПОИПКРО в течение 2001/2002 учебного
года  проводилось  на  161  курсовом мероприятии. За это время свою
квалификацию   повысили   3521   работник   образования.   На   210
краткосрочных  выездных  курсах  в районах за это же время повысили
свою квалификацию 5343 работника образования.
     В  сфере  образования Псковской области значительно возрастает
роль   системы  дополнительного  профессионального  образования,  в
рамках   которой  предстоит  в  ближайшие  годы  переподготовить  и
повысить  квалификацию большого числа руководителей и специалистов,
а   также   таких   категорий   граждан,  как  безработные,  бывшие
военнослужащие, иммигранты, переселенцы.
     При   Псковском  областном  институте  повышения  квалификации
работников   образования   с   1993   г.   функционирует  факультет
дополнительного    образования,    который   ведет   подготовку   и
переподготовку    в    рамках   государственного   образовательного
стандарта  высшего  профессионального образования по специальностям
"менеджмент   в   социальной   сфере",  "логопедия",  "психология",
"менеджмент  организации".  В  2001  году на этом факультете прошли
профессиональную   переподготовку  66  слушателей,  по  договору  с
Новгородским государственным университетом обучалось 428 человек.
     Охраняя  и  расширяя  объем подготовки специалистов с высшим и
средним  специальным  образованием  в  условиях  перехода к рынку и
спада  производства, высшие и средние специальные учебные заведения
во  многом  способствуют снижению уровня социальной напряженности в
обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь среди молодежи.

                               КАДРЫ

     В  дошкольных  образовательных  учреждениях  области  трудится
2786  человек,  в школах области - 19304 человека, в том числе 7883
учителя.   270  педагогам  присвоено  звание  "Заслуженный  учитель
Российской  Федерации" и 19 - "Заслуженный мастер профессионального
образования", 1 - "Народный учитель Российской Федерации".
     Социально-правовой  защитой  несовершеннолетних  занимаются 39
специалистов  по  охране  прав  детей, 154 социальных педагога, 236
педагогов-психологов,   18   педагогов-валеологов   образовательных
учреждений.
     В  системе  начального  профессионального образования работает
956   человек,   в   том   числе  402  преподавателя,  272  мастера
производственного обучения.
     В   государственных  средних  специальных  учебных  заведениях
трудится  550  штатных  преподавателей  и  285 совместителей, среди
которых  5 преподавателей имеют ученую степень кандидата наук, один
- звание профессора.
     В  государственных высших учебных заведениях насчитывается 870
преподавателей,  из  них  48  (5,5%)  докторов  наук,  430  (48,6%)
кандидатов  наук; звание профессора имеют 53 (6,12%) преподавателя,
звание доцента - 320 (36,6%) преподавателей.
     По  Псковской  области  в целом сохраняется проблема кадрового
обеспечения  образовательных  учреждений. За предыдущий год из школ
области  выбыл  491 учитель. Из них 201 (41,6%) ушел на пенсию, 189
человек  (39,1%)  перешли  на работу в другие отрасли хозяйства, за
пределы  области  выбыло 74 человека (15,3%). Это свидетельствует о
целом ряде нерешенных проблем.
     Во-первых,    сохраняется    устойчивая   тенденция   старения
педагогических  работников  образовательных учреждений всех типов и
видов,  которая  обостряется  из-за  того,  что  многие  выпускники
педагогического    вуза,    а    также   педагогического   колледжа
устраиваются на работу вне сферы образования.
     Во-вторых,  падение  престижа педагогического труда. Основными
причинами  являются:  низкая  заработная плата в сфере образования,
нерешенность  и  нерешаемость социально-бытовых проблем, с которыми
сталкиваются   работники   образования.   Одной  из  таких  проблем
является необеспеченность работников образования жильем.
     На  01.01.2002  в  улучшении  жилищных  условий нуждается 1329
(6,9%)  работников  образования  области.  В  течение  2001 года из
образовательных  учреждений области выбыло 60 руководителей, причем
причинами  этого  являются  не  только уход на пенсию и смена места
жительства, но и просто переход на непедагогическую работу.
     К  началу 2001/2002 учебного года на места было направлено 282
молодых  специалиста,  в  том  числе  с  высшим  образованием - 224
человека,  со  средним  - 58. Однако к работе приступили только 104
учителя  с высшим образованием и 41 - со средним специальным, всего
145  человек.  Из  учебных  заведений  других территорий прибыло 11
человек с высшим и 3 человека со средним специальным образованием.

     Финансирование и материально-техническая база образования

     Неудовлетворительное    финансирование   является   одной   из
важнейших   причин,   порождающих   кризисные  ситуации  в  системе
образования.
     Финансирование  образовательных  учреждений  области в течение
последних   лет   осуществлялось   нестабильно  и  в  недостаточных
размерах.  В  основном  выделялись  средства  на выплату заработной
платы,  на питание воспитанников, на погашение долгов за электро- и
теплоэнергию.  Из  запланированных  в  областном  бюджете  118741,5
тыс.рублей     фактически     выделено     106903,4     тыс.рублей.
Учебно-материальная   база   школ   области  требует  значительного
улучшения.
     В настоящее время:
     - 30,0% школ расположены в приспособленных помещениях,
     - 16,6% школ требуют капитального ремонта,
     - 5,3% находятся в аварийном состоянии.
     Из   462  школ  только  240  школ  имеют  канализацию,  246  -
центральное  отопление,  291  -  систему водоснабжения. В 2 смены в
области работают 60 школ (12,3%).
     Учебно-материальная  база  образовательных учреждений приходит
в  негодность,  устаревает. Резко сократились капитальные вложения,
темпы  старения  и  износа  зданий  значительно  опережают темпы их
реконструкции и нового строительства.
     Недостаточными  темпами ведется строительство объектов системы
образования,  практически  прекращено строительство образовательных
учреждений в сельской местности.

                Цели и задачи реализации Программы

     Программа   развития  системы  образования  Псковской  области
исходит  из  того,  что  модернизация  системы  образования важна с
точки    зрения    превращения    ее    в    фактор    и   средство
социально-экономического  и  культурного развития региона, успешной
социализации  личности, повышения уровня и качества жизни населения
области.
     Важнейшая  целевая  установка Программы заключается в том, что
бесплатная  для  всех  социальных слоев общеобразовательная школа и
впредь  будет  определять  социальный  и  культурно-образовательный
уровень  населения,  а  вместе с этим - профессиональное начальное,
среднее   и   высшее   образование   в  регионе,  промышленность  и
экономику, науку и культуру.
     Стратегия   развития  системы  образования  Псковской  области
предусматривает переход:
     от  представлений  об образовании как непроизводственной сферы
услуг    к   осознанию   образования   как   источника   расширения
возможностей     личности,    условия    достижения    личного    и
профессионального успеха;
     к  утверждению  школы,  формирующей миролюбие, веротерпимость,
толерантность,  готовить  к сотрудничеству людей разных убеждений и
взглядов;
     к вариативному образованию;
     к  развитию  системы  образования области в целях формирования
гармонично развитой, социально активной творческой личности.
     В  процессе  достижения  целей  Программы  решаются  следующие
задачи:
     обеспечение  государственных  гарантий  доступности  и  равных
возможностей получения полноценного образования;
     достижение     нового     качества     дошкольного,    общего,
дополнительного и профессионального образования;
     создание  системы  мониторинга  состояния  системы образования
области;
     улучшение социальной защиты детей и педагогов;
     сохранение  и  развитие системы общедоступного дополнительного
образования;
     повышение  социального  статуса  и профессионализма работников
образования;
     развитие  образования как открытой государственно-общественной
системы;
     активизация  деятельности  детских  и  молодежных общественных
организаций.
     Основные направления реализации Программы:
     дальнейшее    развитие    и    обеспечение   демократического,
государственно-общественного    характера    управления    системой
образования,  включая нормативно-правовое укрепление управленческой
вертикали  на  условиях договоров по всем составляющим ее уровням -
федеральному, областному, муниципальному;
     совершенствование  экономических механизмов функционирования и
развития  системы  образования,  в  том числе с учетом особенностей
сельской местности;
     создание  условий для наиболее полного развития особенностей и
интересов  детей  дошкольного возраста, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода;
     обновление структуры и содержания общего образования;
     совершенствование системы контроля за качеством образования;
     обогащение    содержания    дополнительного    образования   и
обеспечение   его   ценностями   русской   национальной   культуры,
региональными традициями, элементами развивающегося характера;
     стимулирование   и   развитие  инициативы  и  самодеятельности
учащихся   и   студентов,   обеспечение   педагогической  поддержки
общественно  ценной деятельности детских, подростковых и молодежных
объединений и организаций;
     создание  условий  для обучения детей с проблемами в развитии,
ограниченными      возможностями     здоровья,     детей-инвалидов,
детей-сирот;
     оптимизация  инфраструктуры  профессионального  образования  с
учетом потребностей рынка труда;
     модернизация  концептуальных, правовых и организационных основ
переподготовки,   повышения   квалификации   педагогических  кадров
области;
     оснащение  современными  образовательными учебно-методическими
комплексами, транспортом образовательных учреждений области.

                  Ресурсное обеспечение Программы

     Объем  финансирования  мероприятий  Программы  за счет средств
областного  бюджета  составит  141 млн. 617 тыс.рублей, в том числе
на:  (В редакции Постановления Собрания депутатов Псковской области
от 14.02.2006 г. N 1353)
     создание   условий   для  повышения  доступности,  качества  и
эффективности    образования    области    (дошкольного,    общего,
дополнительного)   -   23   млн.   550   тыс.рублей;   (В  редакции
Постановления Собрания депутатов Псковской области от 14.02.2006 г.
N 1353)
     развитие  профессионального  образования (начального, среднего
и высшего) - 3 млн. 087 тыс.рублей;
     повышение  социального  статуса,  государственной  поддержки и
профессионального уровня работников образования области - 3 млн. 80
тыс.рублей;  (В редакции Постановления Собрания депутатов Псковской
области от 27.01.2004 г. N 651)
     оснащение      образовательных      учреждений     современным
оборудованием,    транспортом,   учебно-методическими   средствами,
совершенствование экономических отношений - 86 млн. 900 тыс.рублей.
(В  редакции  Постановления Собрания депутатов Псковской области от
27.01.2004 г. N 651)

     Объемы  финансирования  мероприятий  Программы  будут ежегодно
уточняться  в  установленном  порядке  при  формировании областного
бюджета на соответствующий год.
     Предполагается привлечение внебюджетных средств.

                   Механизм реализации Программы

     К   участию   в   реализации   Программы  привлекаются  органы
исполнительной  власти  области,  органы  местного самоуправления в
соответствии  с  Соглашениями  о  совместной  деятельности  в сфере
образования;   ПОИПКРО,   вузы,   государственные  и  муниципальные
учреждения образования области.
     Механизм   реализации   Программы   предусматривает  ежегодное
формирование рабочих документов:
     перечня    первоочередных   работ,   вытекающих   из   системы
мероприятий  Программы,  с  определением разграничения деятельности
исполнителей, источников и объема финансирования;
     координации  плана  совместных  действий  Главного  управления
образования  с  другими областными органами исполнительной власти и
органами местного самоуправления.

             Оценка эффективности реализации Программы

     Ожидаемыми    результатами   реализации   Программы   являются
модернизация  и  развитие системы образования в интересах личности,
общества и государства.
     Создание     и     функционирование     системы     дошкольных
образовательных   учреждений   различных  видов  в  соответствии  с
потребностями  населения области, расширение перечня дополнительных
услуг,    предоставляемых    детям,    не   посещающим   дошкольные
образовательные    учреждения,   значительное   увеличение   охвата
дошкольным образованием детей области;
     обновление  содержания  общего  образования  и  улучшение  его
качества;
     усиление   социальной   направленности   системы   образования
области;
     оптимизация  сети  и  адресная поддержка сельских и поселковых
школ,   внедрение   эффективных   моделей  получения  качественного
образования на селе;
     перестройка   профессионального   образования,   усиление  его
ориентации на потребности населения и местный рынок труда;
     создание мониторинга качества образования;
     повышение социального статуса работников образования;
     увеличение   доли   бюджетного   финансирования   образования,
переход на нормативное финансирование образовательных учреждений;
     приведение   нормативно-правовой   базы  сферы  образования  в
соответствие с задачами ее модернизации;
     укрепление     учебно-материальной     базы    образовательных
учреждений области.

                       Перечень мероприятий
     областной целевой программы "Развитие системы образования
               Псковской области на 2003-2006 годы"

  (В редакции Постановлений Собрания депутатов Псковской области
          от 30.01.2003 г. N 287; от 28.10.2004 г. N 871;
                     от 14.02.2006 г. N 1353)
_______________________________________________________________________________________
Наименование мероприятий     Сроки    Исполнители          Стоимость (млн.рублей)  
                           исполнения                        Областной бюджет
                                                      _________________________________
                                                      2003-2006  2003  2004  2005  2006
_______________________________________________________________________________________
     1. Создание условий для повышения доступности, качества и
      эффективности образования области (дошкольного, общего,
                         дополнительного)
_______________________________________________________________________________________
1. Осуществление           2003-2006  Главное            0,2    0,05  0,05  0,05  0,05
эксперимента по созданию              управление
и введению в действие                 образования
новых моделей дошкольных              области (ГУО),   
образовательных                       Псковский
учреждений (ДОУ) на                   областной
основе кратковременного               институт
пребывания воспитанников              повышения
на базе ДОУ N 17                      квалификации
г.Великие Луки, NN 21,                работников
33 г.Пскова, "Березка"                образования  
г.Острова                             (ПОИПКРО),  
                                      Псковский
                                      государственный 
                                      пединститут
                                      им.С.М.Кирова
                                      (ПГПИ)
_______________________________________________________________________________________
2. Разработка и апробация  2003-2004  ГУО,               0,1    0,05  0,05   -     -
региональных нормативных              ПОИПКРО,
документов и методических             ПГПИ
материалов по обеспечению
преемственного перехода 
от дошкольного к 
школьному обучению, по 
работе учебно-
воспитательных комплексов
"детский сад - начальная
школа"
_______________________________________________________________________________________
3. Научно-методическое     2003-2006  ГУО                 4,0    0,5   0,5   0,5   2,5
сопровождение федерального              
эксперимента по обновлению             
структуры и содержания 
общего образования, в том
числе финансовая поддержка
педагогических работников,
работающих в рамках
эксперимента по апробации
моделей двуязычного
образования (муниципальное 
ОУ "Печорская средняя
школа N 2", муниципальное
ОУ "Псковская 
лингвистическая гимназия")
     (В редакции Постановления Собрания депутатов Псковской области
от 14.02.2006 г. N 1353)
_______________________________________________________________________________________
4. Разработка национально- 2003-2006  ГУО,               1,0    0,25  0,25  0,25  0,25
регионального компонента              ПОИПКРО,
содержания общего среднего            ПГПИ
образования
_______________________________________________________________________________________
5. Создание регионального  2003-2006  ГУО, ПГПИ,         0,4    0,1   0,1   0,1   0,1
фонда учебной литературы,             ПОИПКРО,
аудио-, видео- и                      муниципальные
компьютерной информации               органы
                                      управления
                                      образованием
                                      (по согласованию)
_______________________________________________________________________________________
6. Научно-методическое     2003-2006  ГУО,               2,4    0,6   0,6   0,6   0,6
сопровождение федерального            ПОИПКРО,
эксперимента по                       ПГПИ
реструктуризации сети
сельских школ (Покровская,
Башовская, Писковская,
Изборская ср.школы)
_______________________________________________________________________________________
7. Организационное и       2003-2006  ГУО, ПГПИ,         4,0    1,0   1,0   1,0   1,0
учебно-методическое                   Псковский
обеспечение федерального              политехнический
эксперимента по введению              институт,
единого государственного              Великолукская
экзамена                              с\х академия,
                                      Великолукский
                                      институт
                                      физической
                                      культуры,
                                      муниципальные
                                      органы
                                      управления
                                      образованием
                                      (по согласованию)
_______________________________________________________________________________________
8. Организация               2003     ГУО, ПОИПКРО,      0,6    0,6    -     -     -
деятельности областного               высшие учебные
центра профориентации                 заведения
                                      области
_______________________________________________________________________________________
9. Организация             2003-2006  ГУО                0,35   0,05  0,1   0,1   0,1
деятельности областного   
центра постинтернатного
сопровождения детей-
сирот с отклонениями
в развитии
_______________________________________________________________________________________
10. Апробация методик      2003-2006  ГУО,               0,08   0,02  0,02  0,02  0,02
адаптации детей, имеющих              муниципальные
трудности в обучении,                 органы
к профессиональной и                  управления
социальной среде                      образованием
                                      (по согласованию)
_______________________________________________________________________________________
11. Внедрение новых        2003-2006  ГУО,                -      -     -     -     -
моделей коррекционных                 ПОИПКРО
учреждений (Центр 
"Призма"), новых
региональных учебных 
планов и программ
_______________________________________________________________________________________
12. Осуществление проекта  2003-2006  ГУО, ПГПИ,         2,0    0,5   0,5   0,5   0,5
экологического образования            ПОИПКРО,
и воспитания                          Великолукская
                                      с\х академия,
                                      областной Дом
                                      детства и
                                      юношества
                                      "Радуга"
_______________________________________________________________________________________
13. Проведение научного    2003-2006  ПОИПКРО            0,1    0,01  0,02  0,03  0,04
исследования 
"Моделирование и
построение воспитательной
системы учебного класса"
_______________________________________________________________________________________
14. Организация работы     2003-2006  ГУО, ПОИПКРО,      0,4    0,1   0,1   0,1   0,1
экспериментальных площадок            высшие учебные
и творческих лабораторий              заведения      
педагогов по выявлению                области
путей, форм и способов 
обновления и 
совершенствования процесса
воспитания детей 
дошкольного возраста, 
учащейся и студенческой 
молодежи
_______________________________________________________________________________________
15. Реализация областного  2003-2006  ГУО, ПОИПКРО,      6,0    0,5   1,5   1,5   2,5
проекта "Наш Пушкин"                  ПГПИ, областной 
                                      Дом детства и
                                      юношества
                                      "Радуга"
_______________________________________________________________________________________
16. Обобщение и            2003-2006  ПОИПКРО            0,4    0,1   0,1   0,1   0,1
распространение опыта 
работы центров психолого-
педагогического и медико-
социального сопровождения
развития личности ребенка
_______________________________________________________________________________________
17. Создание областного    2003-2006  ПОИПКРО            0,08   0,02  0,02  0,02  0,02
информационного банка
концепций воспитательных
систем образовательных
учреждений и программ их
построения и развития
_______________________________________________________________________________________
18. Разработка концепции   2003-2004  ГУО, Центр         0,02   0,01  0,01   -     -
и программы развития                  "Гармония",      
дополнительного                       ПОИПКРО
образования детей и 
молодежи Псковской                
области
_______________________________________________________________________________________
19. Создание               2003-2006  Центр "Гармония",  0,2    0,05  0,05  0,05  0,05
информационной базы                   ПОИПКРО
данных программно-                  
методического и 
нормативно-правового
обеспечения 
деятельности учреждений 
дополнительного 
образования детей
_______________________________________________________________________________________
20. Разработка             2003-2006  Центр "Гармония",  0,9    0,3   0,2   0,2   0,2
региональной интегративной            ПОИПКРО, школа 
модели школы - культурного            N 24 г.Пскова
центра в условиях             
"спального микрорайона"                   
_______________________________________________________________________________________
21. Проведение сбора       2003-2006  ГУО, ПОИПКРО,      0,2    0,05  0,05  0,05  0,05
детских общественных                  комитет по делам
организаций в рамках                  молодежи и
реализации проекта                    связям с
"Лидер"                               общественностью
_______________________________________________________________________________________
22. Организация работы       2003     ГУО, областная     0,1    0,1    -     -     -
общественной приемной по              комиссия по    
вопросам защиты прав                  делам
детей                                 несовершенно-
                                      летних при
                                      Администрации
                                      области
_______________________________________________________________________________________
23. Внедрение форм         2005-2006  ГУО                0,02    -     -    0,01  0,01
экономического 
стимулирования 
воспитанников 
интернатных учреждений
_______________________________________________________________________________________
Итого по разделу N 1                                    23,55   4,96  5,22  5,18  8,19
     (В редакции Постановления Собрания депутатов Псковской области
от 14.02.2006 г. N 1353)
_______________________________________________________________________________________
 2. Развитие профессионального образования (начального, среднего и
                             высшего)
_______________________________________________________________________________________
1. Реструктуризация сети              ГУО                 -      -     -     -     -
учреждений начального
профессионального 
образования с учетом 
демографической ситуации 
и в соответствии с 
потребностями экономики
области
_______________________________________________________________________________________
2. Организация работы      2003-2006  ГУО                0,025  0,01  0,005 0,005 0,005
Центра для выпускников 
ПУ, испытывающих 
трудности в адаптации к 
самостоятельной жизни в 
современных условиях на 
базе ПУ-22 Себежского
района
_______________________________________________________________________________________
3. Разработка проекта      2003-2006  ГУО, ПГПИ,         0,02   0,005 0,005 0,005 0,005
создания Ассоциаций                   Псковский
профессионального                     политехнический
образования с целью                   институт,
интеграции и расширения               Великолукская
координационно-                       с\х академия,
кооперативных связей                  Департамент
для реализации системы                государственной        
непрерывного                          федеральной 
многоуровневого                       службы занятости
образования на базе:                  населения по
                                      Псковской
                                      области (ДГФСЗН)
_______________________________________________________________________________________
Великолукская с\х 
академия - СУЗы 
сельскохозяйственного
профиля, ПУ-21, ПЛ-24;
_______________________________________________________________________________________
ПГПИ - Опочецкий 
педколледж, ПЛ-2, ПЛ-14;
_______________________________________________________________________________________
Псковский политехнический
институт - индустриальный
техникум, колледж
строительства и экономики,
ПУ-7, ПУ-12, ПУ-15
_______________________________________________________________________________________
4. Введение                2003-2006  ГУО, ПОИПКРО,      0,045  0,01  0,015 0,01  0,01
государственных                       ДГФСЗН,
стандартов начального                 управление труда
профессионального                     Администрации    
образования, создание                 области   
регионального реестра                     
профессий НПО, 
востребованных на рынке 
труда области                    
_______________________________________________________________________________________
5. Разработка национально- 2003-2006  ГУО, ПГПИ,         0,07   0,01  0,02  0,02  0,02
регионального компонента              Великолукская
государственных                       с\х академия,
образовательных стандартов            Псковский
начального, среднего,                 политехнический
высшего профессионального             институт,
образования и его внедрение           ПОИПКРО
_______________________________________________________________________________________
6. Разработка и внедрение  2003-2006  ПГПИ,              0,024  0,006 0,006 0,006 0,006
методов диагностики                   Псковский
качества профессионального            политехнический 
образования                           институт,
                                      Великолукская
                                      с\х академия,
                                      ПОИПКРО
_______________________________________________________________________________________
7. Внедрение новых форм и  2003-2006  ГУО,               0,093  0,034 0,033 0,013 0,013
технологий в организацию              ПОИПКРО
профессионального обучения
учреждений начального
профессионального 
образования
_______________________________________________________________________________________
8. Разработка и            2003-2004  ГУО, ПГПИ          2,0    1,0   1,0    -     -
утверждение программы 
создания Псковского
государственного 
педагогического 
университета на базе
Псковского 
государственного
педагогического 
института им.С.М.Кирова
_______________________________________________________________________________________
9. Разработка сопряженных  2003-2006  ГУО, учреждения    0,13   0,02  0,03  0,04  0,04
учебных планов и программ             профессионального
в рамках непрерывного                 образования          
профессионального          
образования
_______________________________________________________________________________________
10. Разработка научно-     2003-2006  ГУО, Совет         0,68   0,2   0,16  0,16  0,16
исследовательских проектов,           ректоров высших    
проведение научных                    учебных заведений   
экспедиций, учебных                   области,
практик, конкурсов,                   образовательные
конференций, олимпиад                 учреждения
_______________________________________________________________________________________
Итого по разделу N 2                                     3,087  1,295 1,274 0,259 0,259
_______________________________________________________________________________________
   3. Повышение социального статуса, государственной поддержки и
      профессионального уровня работников образования области
_______________________________________________________________________________________
1. Социальная поддержка    2003-2006  ГУО                0,4    0,1   0,1   0,1   0,1
ветеранов педагогического
труда:
- проведение
благотворительных акций;
- оказание нуждающимся
безвозмездной 
материальной помощи
_______________________________________________________________________________________
2. Целевая и контрактная   2003-2006  ГУО, ПГПИ          0,4    0,1   0,1   0,1   0,1
подготовка специалистов 
для системы образования 
в соответствии с 
постановлением 
Правительства РФ от 
19.09.95 N 942 "О целевой 
контрактной подготовке 
специалистов с высшим и 
средним профессиональным
образованием"
_______________________________________________________________________________________
3. Финансовая поддержка    2003-2006  ПОИПКРО            0,04   0,01  0,01  0,01  0,01
деятельности регионального
клуба директоров ОУ 
"Мастер"
_______________________________________________________________________________________
4. Разработка и            2003-2006  ГУО, Акционерная   0,4    0,1   0,1   0,1   0,1
реализация модели научно-             некоммерческая
методического                         организация
сопровождения системы                 "Псковский
образования области                   региональный
(модель "Купол")                      Центр
                                      образовательных
                                      технологий",
                                      ПГПИ, управление
                                      образования
                                      г.Пскова
_______________________________________________________________________________________
5. Реализация концепции    2003-2006  ПОИПКРО            0,6    0,15  0,15  0,15  0,15
деятельности ПОИПКРО по
новому методу 
сопровождения системы 
общего среднего
образования
_______________________________________________________________________________________
6. Проведение областных    2003-2006  ГУО,               0,4    0,1   0,1   0,1   0,1
этапов Всероссийских                  ПОИПКРО
конкурсов педагогических 
достижений:
"Учитель года",
"Сердце отдаю детям",
"Лидер в образовании"
и других
     (В редакции Постановления Собрания депутатов Псковской области
от 27.01.2004 г. N 651)
_______________________________________________________________________________________
7. Открытие новых          2003-2006  ГУО, ПГПИ,         0,44   0,11  0,11  0,11  0,11
специальностей и                      Опочецкий
специализаций по заказу               педколледж
ГУО области в ПГПИ 
(управление учебно- 
воспитательным процессом 
в начальных классах, 
коррекционно-
педагогическая 
деятельность учителя 
начальных классов);
Опочецком педагогическом
колледже (учитель
иностранного языка 
начальных классов, 
операторы ЭВМ)
_______________________________________________________________________________________
8. Участие в международных 2003-2006  ГУО, высшие        0,4    0,1   0,1   0,1   0,1
проектах, конференциях,               учебные заведения   
стажировках                           области, ПОИПКРО
_______________________________________________________________________________________
Итого по разделу 3                                       3,08   0,77  0,77  0,77  0,77
     (В редакции Постановления Собрания депутатов Псковской области
от 27.01.2004 г. N 651)
_______________________________________________________________________________________
4. Оснащение образовательных учреждений современным оборудованием,
  транспортом, учебно-методическими средствами, совершенствование
                      экономических отношений
_______________________________________________________________________________________
1. Приобретение автобусов  2003-2006  ГУО               43,0    4,0   4,0    5,0  30,0
для подвоза сельских 
школьников
     (В редакции Постановления Собрания депутатов Псковской области
от 14.02.2006 г. N 1353)
_______________________________________________________________________________________
2. Оснащение               2003-2006  ГУО               23,7    4,5   9,2    5,0   5,0
образовательных учреждений 
области оборудованием,
мебелью, в том числе
партами Эрисмана
     (В редакции Постановления Собрания депутатов Псковской области
от 28.10.2004 г. N 871)
_______________________________________________________________________________________
3. Обновление станочного   2003-2006  ГУО                4,2    1,0   1,0   1,0   1,2
парка профессиональных 
училищ и лицеев, ведущих 
подготовку рабочих 
кадров по профессиям
металлообработки
_______________________________________________________________________________________
4. Обеспечение             2003-2006  ГУО               18,8    3,8   5,0   5,0   5,0
воспитанников 
государственных 
интернатных учреждений и 
детей из малообеспеченных 
семей бесплатными 
учебниками
_______________________________________________________________________________________
5. Централизованное        2003-2006  ГУО               19,8    6,0   1,8   6,0   6,0
обновление библиотечных
фондов ОУ
     (В редакции Постановления Собрания депутатов Псковской области
от 28.10.2004 г. N 871)
_______________________________________________________________________________________
6. Издание учебников,      2003-2006  ГУО, ПОИПКРО,      2,0    0,5   0,5   0,5   0,5
учебно-методических                   ПГПИ
пособий 
_______________________________________________________________________________________
7. Отработка моделей       2003-2006  ГУО                0,4    0,1   0,1   0,1   0,1
нормативного 
финансирования 
образовательных 
учреждений в рамках 
федерального эксперимента
_______________________________________________________________________________________
Итого по разделу N 4                                   111,9   19,9  21,6  22,6  47,8
     (В редакции Постановления Собрания депутатов Псковской области
от 14.02.2006 г. N 1353)
_______________________________________________________________________________________
ВСЕГО                                                141,617 26,925 28,864 28,809 57,019 
     (В редакции Постановления Собрания депутатов Псковской области
от 14.02.2006 г. N 1353)
_______________________________________________________________________________________

                       ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

  (В редакции Постановлений Собрания депутатов Псковской области
         от 27.01.2004 г. N 651; от 14.02.2006 г. N 1353)
___________________________________________________________________
Годы                             Областной бюджет (млн.рублей)
___________________________________________________________________
2003                                         26,925
___________________________________________________________________
2004                                         28,864
___________________________________________________________________
2005                                         28,809
___________________________________________________________________
2006                                         57,019
___________________________________________________________________
Итого                                       141,617
___________________________________________________________________

                    Используемые аббревиатуры:

     ДОУ - дошкольное образовательное учреждение;
     ГУО - Главное управление образования;
     ПОИПКРО  - Псковский областной институт повышения квалификации
работников образования области;
     ПГПИ   -  Псковский  государственный  педагогический  институт
им.С.М.Кирова;
     СУЗы  -  средние учебные заведения (среднего профессионального
образования);
     ОУ - образовательные учреждения;
     ДФГСЗН   -   Департамент  федеральной  государственной  службы
занятости населения;
     УСЗН - Управление социальной защиты населения;
     Комитет   ЭР   и   ПП  -  Комитет  экономического  развития  и
промышленной политики области;
     НПО - начальное профессиональное образование;
     ПУ - профессиональное училище;
     ПЛ - профессиональный лицей.





Информация по документу
Читайте также