Расширенный поиск

Решение Новгородской городской Думы Новгородской области от 15.02.2001 № 94

                        Российская Федерация
                    Новгородская городская Дума

                              Решение
            от 15 февраля 2001 г. № 94  Великий Новгород

       Об утверждении отчета о реализации Программы развития
     социально-культурной сферы г. Новгорода на 1998-2000 годы


     Новгородская городская Дума
РЕШИЛА:
     1.   Утвердить   прилагаемый   отчет  о  реализации  Программы
развития  социально-культурной  сферы  г.  Новгорода  на  1998-2000
годы,   утвержденной   решением  Новгородской  городской  Думой  от
25.06.98 г. № 418.
     2. Поручить Администрации Великого Новгорода:
     разработать  отраслевые программы развития на 2001-2004 годы в
соответствии   со  стратегическими  приоритетами,  определенными  в
Программе  развития  социально-культурной  сферы  г.  Новгорода  на
1998-2000 годы;
     подготовить  нормативно-правовую базу для реализации городских
межведомственных   программ  и  сформировать  пакет  муниципального
социально-культурного заказа на их реализацию.


     Мэр Великого Новгорода          А.В.Корсунов



                                                  УТВЕРЖДЕН
                                            решением городской Думы
                                            от 15.02.2001 № 94

                               Отчет
   о реализации Программы развития социально-культурной сферы г.
                    Новгорода на 1998-2000 годы

     Программа   развития   социально-культурной  сферы  города  на
1998-2000  гг., принятая решением Новгородской городской Думы № 418
от  25.06.98  г. - это один из первых опытов создания межотраслевой
программы.
     (По  итогам  конкурса Московского общественного научного фонда
"Поощрение  успешно  действующего  опыта,  разработки  и реализации
программ  развития  муниципальных  образований"  в рамках программы
"Местное   самоуправление"   авторский   коллектив   был  награжден
денежной премией.)
     Идея     разработки     межотраслевой    программы    развития
социально-культурной    сферы    была   предложена   руководителями
отраслевых  комитетов. Они же впоследствии вошли в состав авторской
группы,  которую  возглавила  заместитель  главы  администрации  г.
Новгорода  по  социально-культурной  политике.  В  качестве научных
руководителей       работали       ученые      Санкт-Петербургского
государственного  университета  и Института социально-экономических
проблем   Российской   Академии   наук,   имеющие  опыт  разработки
программы социально-экономического развития г. С.-Петербурга.
     Главным  и  перспективным  содержанием  социальной  политики в
ходе  реализации  программы являлось освоение правильно выстроенной
системы    приоритетов,   механизмов   эффективного   использования
ресурсов,  определение  путей  реформирования  социально-культурной
сферы,  как  неотъемлемой части городского социально-экономического
комплекса.
     Система    приоритетов,    определенная   временными   рамками
программы, сложилась следующим образом:
     1.    Адресная    социальная  помощь  (совершенствование  форм
социальной  помощи  и  поддержки  населения, оказание помощи только
действительно  нуждающимся  гражданам  с  тем,  чтобы  помощь  была
своевременной  и  достаточной,  содействие  повышению активности и
развитию инициатив населения в самозанятости).
     2.    Сохранение  и  улучшение  здоровья  детей  и  подростков
(улучшение здоровья последующего поколения новгородцев).
     3.    Модернизация  системы  распределения  бюджетных  средств
(эффективное  использование  бюджетных  средств  и  контроль  за их
целевым использованием).
     4.  Оптимизация  структурного  построения социально-культурной
сферы  на  основе интеграции в работе отраслевых комитетов и служб,
(уменьшение    численности   управленческого  персонала,  повышение
качества    предоставляемых   населению  услуг),  совершенствование
управления социально-культурным комплексом.
     5. Формирование единого информационного пространства.
     В  целом  Программа была нацелена на решение важнейших проблем
развития     города,     улучшение     демографической    ситуации,
удовлетворение  разнообразных  образовательных  запросов населения,
укрепление       семьи,      сохранение      и      воспроизводство
духовно-нравственного    потенциала   города,   что   должно   было
обеспечить комплексное повышение качества жизни новгородцев.
     Для  достижения  вышеуказанной  цели  авторской  группой  были
разработаны 6 подпрограмм:
     1. "Поддержка и укрепление института семьи"
     2.  "Сохранение и улучшение здоровья детей и подростков (до 18
лет)"
     3. "Совершенствование образовательной системы города"
     4. "Формирование самосознания населения города"
     5. "Финансовая политика"
     6.  "Оптимизация  структурного построения социально-культурной
сферы"
     Эти  подпрограммы  включили  в  себя  29  проектов.  (Перечень
подпрограмм и проектов прилагается).
     Определение  путей  реформирования  социально-культурной сферы
происходило   через   осознание   необходимости  изменения  системы
управления,  которая  выстроена в основном по отраслевому принципу,
и   в  ряде  случаев  не  может  быть  признана  оптимальной  из-за
пересечения   функций  комитетов  социального  блока,  дублирования
отдельных  видов  деятельности  и  как  следствие  -  распыление  и
нерациональное использование материальных и финансовых ресурсов.
     Была предпринята попытка обеспечить:
     1.  комплексный подход к решению проблем социально-культурного
развития города, создание единой нормативной базы,
     2.   межотраслевую   координацию   (координацию   деятельности
смежных комитетов социально-культурного блока)
     3.  оптимизацию  управленческих взаимодействий (поиск наиболее
рациональных     и     адекватных    новым    условиям    вариантов
организационноструктурных преобразований)
     4.  совершенствование  методов управления социально-культурным
комплексом на основе программно-целевых подходов к решению проблем
     5.  рациональное  использование  материальных  ресурсов (поиск
наиболее   рациональных   и  адекватных  новым  условиям  вариантов
финансово-экономического   обеспечения,   преобразование  структуры
инвестиций в социально-культурную сферу)
     6.  оптимальное  использование  кадровых ресурсов (обеспечение
единых  правовых  и  социальных  гарантий  всем участникам процесса
социально-культурного развития города)
     7.   повышение  активности  и  развитие  инициатив  населения,
установление социального партнерства администрации с населением
     Подобная  организационная  схема  управления,  используемая  в
ходе реализации  программы,  обеспечила  оптимизацию управленческих
взаимодействий;  психологическую  перестройку  сознания  участников
программы,  повышение  активности  и  развитие инициатив населения,
комплексное  решение  вопросов  жизнедеятельности горожан в области
здравоохранения,  образования,  трудоустройства, социальной защиты,
физического и духовного развития личности, досуга и отдыха.
     Что    же    касается  механизмов  эффективного  использования
ресурсов,  то  в этом направлении не удалось достичь предполагаемых
результатов.
     В  1998  году  реализация  Программы  не предполагает целевого
выделения  бюджетных средств, возникающие расходы осуществлялись за
счет текущего финансирования отраслевых комитетов.
     В  1999-2000 г.г. планировалось использование в финансировании
проектов системы муниципальных грантов и социального заказа.
     Финансирование    межведомственных    программ  предполагалось
производить    из   специально  создаваемого  муниципального  фонда
целевых    программ    развития    в    соответствии  с  механизмом
муниципального социального заказа на основе экспертной оценки.
     Ход реализации программы.
     В    ходе    работы    над  программой  прошли  встречи  с  ее
разработчиками    во   всех  отраслевых  комитетах  с  сотрудниками
комитетов        и    руководителями    муниципальных    учреждений
социально-культурной    сферы  города,  а  также  общие  встречи  с
участием  заместителя  Главы  администрации  города  - руководителя
проекта.
     Прошло    заседание   городского  координационного  совета  по
социальной политике при Мэре.
     Краткое  содержание  программы  было  опубликовано в городской
газете "Новгород".
     Кураторы   подпрограмм  прописали  содержательную  часть  всех
разделов  своей  подпрограммы,  подготовив  тем  самым заявительную
компанию.
     Проведена  заявительная  компания, в ходе которой получено 151
заявка  на  участие  в  программе.  Заявки поступали от учреждений,
общественных организаций, групп граждан и частных лиц.
     В    целях    осуществления  объективной  оценки  предлагаемых
проектов  были  сформированы  отраслевые  экспертные  комиссии  при
комитетах   по  социальным  вопросам,  по  образованию,  по  охране
здоровья,    по    культуре   и  молодежной  политике  и  городская
межведомственная    экспертная  комиссия  по  социально-культурному
развитию  при  заместителе  Главы  администрации города, курирующем
вопросы социально-культурной сферы.
     Отраслевые   экспертные  комиссии  на  основании  положения  о
порядке  проведения конкурса заявок на участие в проектах программы
к 10 сентября  1998  года  завершили  работу  по  экспертной оценке
заявок  и  приняли  к  рассмотрению  на межведомственной экспертной
комиссии  57  заявок  межотраслевого  характера, из которых 44 были
приняты к реализации.
     Учитывая   социальную  значимость  предусмотренной  в  заявках
деятельности,  комиссия  рекомендовала произвести финансирование по
35 из них.
     (С  информацией  о  работе  отраслевых  экспертных  комиссий и
итоговым    протоколом    заседания    городской   межведомственной
экспертной  комиссия  по  социально-культурному  развитию  Великого
Новгорода  можно  ознакомиться  в  подробном  отчете  о  реализации
программы)
     Отсутствие  отработанного  механизма  финансирования  в период
реализации  программы  привело  к замораживанию целого ряда заявок,
принятых к реализации межведомственной комиссией.
     В  ходе  реализации  программы  развития  социально-культурной
сферы  Великого  Новгорода возникли ряд затруднений и в апреле 1999
года проведена корректировка программы.
     Затруднения  были  связаны с очень большим объемом мероприятий
по реализации программы.
     Планы  работ  отраслевых комитетов были подготовлены без учета
текущей  работы  и,  что  затрудняло  выполнение реализационных мер
программы в соответствии с определенными сроками.
     Ряд  проектов  дублировали  друг  друга  и  были объединены на
основании  общих  целей  и  конкретных  действий  по их достижению.
(1.1. и 1.2.; 3.1. и 3.4.; 1.6.и 4.4.; 3.5. и 4.2).
     Ряд   проектов   дублировали  принятые  Администрацией  города
целевые  программы,  действующие  параллельно с Программой развития
социально-культурной сферы (1.5., 4.1.)
     В    некоторых    проектах    основной  объем  мероприятий  по
обозначенным  проблемам  был  незначительным  и  реализован  в ходе
первого этапа программы (2.4.)
     Финансирования   межотраслевых   проектов   осуществлялось  на
отраслевом  уровне  в  рамках общего бюджетного финансирования не в
полном   объеме   и   не  в  соответствии  со  сроками  реализации.
(Требовали     существенного     дополнительного     финансирования
реализационные меры по программе 6.4. и 6.6, 4.4.)
     В   ходе   реализации   были  установлены  противоречия  между
существующей   нормативно-правовой  базой,  объективно  сложившейся
системой  социально-культурной  сферы  города и реальными условиями
изменившейся  социально-экономической формации (реализация проектов
2.5,   3.3,  4.6.,  5.1.,  5.2.,  6.2  требовала  совершенствования
нормативной базы)
     После    корректировки   программы  количество  проектов  было
сокращено до 16.
     В  то  же  время  с  целью  оптимизации  механизма  управления
программой  проекты,  носящие  узко отраслевой характер (1.1.,1.2.,
1.4 ,2.2,  3.2,  4.1.,4.5),  было  предложено  реализовать в рамках
отраслевых программ развития.
     После   уточнения  целей  проектов  и  корректировки  задач  в
содержании подпрограмм произошли изменения.
     (Таблица   анализа   состояния   проектов   на   1.01.2000  г.
прилагается.)
     Основное  содержание подпрограмм составили проекты, реализация
которых требовала межведомственной координации.
     (С  информацией  о  ходе  реализации  проектов Программы можно
ознакомиться в подробном отчете о реализации программы)
     Основополагающей        для        дальнейшего        развития
социально-культурной  сферы  города  была определена подпрограмма 6
"Оптимизация структурного построения социально-культурной сферы".
     Главный  акцент в дальнейшей реализации программы в оставшийся
временной    период    был    сделан  на  разработке  новой  модели
социально-культурной сферы города.
     В ходе реализации подпрограммы № 6 были проведены:
     -    функциональный    анализ    деятельности    комитетов   и
муниципальных учреждений комитетов социально-культурной сферы
     -  информирование  о результатах анализа деятельности комитета
по   социальным   вопросам,   куратора   подпрограммы,  зам.  Главы
администрации Г.С.Матвеевой
     -    согласование    результатов   функционального  анализа  с
председателями        комитетов        и    заведующими    отделами
социально-культурной сферы.
     -  обработка  материалов и подготовка предложений по уточнению
миссии,  роли  и  назначения, места каждого комитета и учреждения в
социально-культурном пространстве города
     -  итоговые  совещания  по  анализу функций, приняты решения о
дальнейших действиях по результатам анализа
     -  реализация  комитетами и отделами согласованных предложений
и рекомендаций, высказанных в ходе анализа деятельности (частично)
     -       разработка      моделей      паспортов      учреждений
социально-культурной сферы всех типов и видов.
     -  разработка  аналитических  схем  определения  эффективности
деятельности  учреждений  социально-культурной  сферы  всех типов и
видов
     -   разработка  вариантов  новой  модели  социально-культурной
сферы и структуры управления
     -  подготовка  проектов  нормативных  документов по переходу к
работе в новом режиме.
     На  основании  представленных  материалов  считаем необходимым
констатировать следующее:
     1.  Работа  комитетов  и отделов социально-культурной сферы по
реализации  "Программы развития социально-культурной сферы Великого
Новгорода   на   1998-2000гг."   позволила  осознать  необходимость
комплексного управления системой в программно-целевом режиме
     2.   Совместная  деятельность  по  реализации  программы  дала
возможность  подразделениям социальной сферы во всей полноте узнать
и осознать  деятельность друг друга, что, в свою очередь, позволило
переосмыслить свою собственную работу
     3.  Работа  в проектном режиме стала новым этапом в управлении
отраслями  социально-культурной  сферы  и одной из форм организации
повышения    квалификации   большой  группы  специалистов.  Попытка
применения  программно-целевого  подхода к организации деятельности
комитетов  позволил  определить  стратегические приоритеты развития
социально-культурной  сферы  города  на  долгосрочную  перспективу,
создать единое ценностное поле для всех участников программы
     4.  Затруднения,  возникшие  в ходе реализации программы, были
обусловлены следующими причинами:
     -  после  этапа  разработки концепции из-за отсутствия средств
не осуществлялось  научное  руководство  программой,  что привело к
нарушению технологии и методологии ее реализации
     -    на    этапе    формирования  проектов  творческие  группы
разработчиков  проектов  не  были обучены технологии проектирования
и, как  следствие  этого,  реализация  ряда проектов программы была
приостановлена  из-за  отсутствия  в них конкретизированных целей и
результатов
     -  деятельность  по  ряду  проектов  была  закончена  на этапе
концептуализации,  поскольку  работа  по  управлению  проектами  не
являлась  составной  частью  должностного  функционала специалистов
комитетов
     -    на   этапе  разработки  плана  реализационных  мер  стало
очевидным,  что  программа перегружена, и реальные результаты могут
быть достигнуты    по    меньшему   количеству  проектов,  чем  это
предполагалось ранее
     5.    Несмотря   на  возникшие  в  ходе  реализации  программы
затруднения,  практически  все  комитеты социально-культурной сферы
были мотивированы    к    переходу    на   управление  отраслями  в
программно-целевом режиме
     6.  Результатом  осмысления первых итогов программы стал новый
подход к структурированию программы социально-культурной сферы:
     -  для  развития социально-культурной сферы на следующем этапе
необходима  концепция,  позволяющая расставить единые согласованные
ценностные акценты для всех комитетов и отделов
     -  концепция  должна  стать  основополагающим  документом  для
разработки отраслевых программ развития и межведомственных программ
     -  межведомственные  программы  должны  создаваться только для
решения    вопросов  и  проблем,  требующих  общей  консолидации  и
координации
     -    содержание    и    ожидаемые   результаты  от  реализации
межведомственных    программ    должны  соответствовать  ценностным
приоритетам, определенным в концепции
     7.    Реализация    отраслевых    программ    развития  должна
осуществляться в рамках текущего финансирования отраслей
     8.   Межведомственные   программы  должны  финансироваться  из
специально   создаваемого  муниципального  фонда  целевых  программ
развития.  Финансирование  этих  программ  должно  осуществляться в
соответствии  с  механизмом  муниципального  социального  заказа на
основе   экспертной  оценки.  В  смете  расходов  фонда  необходимо
предусмотреть  статью  "научное  руководство целевыми программами и
проектами".
     9.  Для осуществления экспертной оценки подаваемых в программу
проектов  необходимо  создание независимого экспертного Совета (без
участия представителей отраслевых комитетов)
     В соответствии с вышеизложенным предлагаю:
     1.  Признать положительным опыт, накопленный в ходе разработки
и реализации программы развития социально-культурной сферы
     2.    В    соответствии   со   стратегическими   приоритетами,
определенными      в      программе     1998-2000гг.,     комитетам
социально-культурной   сферы   разработать   отраслевые   программы
развития на 2001-2004 гг.
     3.    Подготовить   нормативно-правовую  базу  для  реализации
межведомственных   программ  и  сформировать  пакет  муниципального
социально-культурного заказа на их реализацию.



Информация по документу
Читайте также