Расширенный поиск

Решение Новгородской городской Думы Новгородской области от 28.03.2002 № 333

                        Российская Федерация
                    Новгородская городская Дума

                              Решение
            от 28 марта 2002 г. № 333  Великий Новгород

   О ходе выполнения Программы социально-экономического развития
      Великого Новгорода на 2000 год и на период до 2004 года


     Дума Великого Новгорода
РЕШИЛА:
     принять  к  сведению  информацию  о  ходе выполнения Программы
социально-экономического  развития Великого Новгорода на 2000 год и
на период    до   2004  года,  утвержденной  решением  Новгородской
городской Думы от 23.12.99 № 815, (прилагается).


     Заместитель Председателя 
     Думы Великого Новгорода           С.Э.Бессонов



                                                 Приложение
                                           к решению городской Думы
                                           от 28.03.2002 № 333

                            ИНФОРМАЦИЯ
   о ходе выполнения Программы социально-экономического развития
      Великого Новгорода на 2000 год и на период до 2004 года

     В  течение  2001 года развитие экономики города осуществлялось
в соответствии    с  Программой  социально-экономического  развития
Великого Новгорода на 2000 год и на период до 2004 года.
     В    целях  реализации  Программы  были  определены  следующие
стратегические задачи социально-экономического развития города:
     привлечение инвестиций в экономику города;
     обеспечение        надежного        функционирования    систем
жизнеобеспечения;
     создание  условий  для  расширения  занятости,  стимулирование
развития малого предпринимательства;
     создание новых и сохранение существующих рабочих мест;
     обеспечение      устойчивого    функционирования    социальной
инфраструктуры;
     создание  системы  подготовки  и  переподготовки  кадров  всех
уровней, соответствующей требованиям рынка труда;
     совершенствование системы адресной социальной помощи;
     обеспечение общественной безопасности.
     В  соответствии  с  поставленными  задачами проводилась работа
для достижения  главной  цели  Программы  -  создания  качественной
городской среды.
     В  2001  году  фактическое  исполнение  по поступлению доходов
бюджета  соответствовало  плану.  Основными  источниками  налоговых
поступлений  являлись  платежи  по  прибыли (25%), налогу на доходы
физических  лиц  (29%),  единому  налогу на вмененный доход (9,6%),
налогу  на  имущество  (6,7%),  налогу  с продаж (4,8%), акцизам по
пиву и  алкогольной  продукции  (6,6%),  а  также  местные налоги и
сборы  (4,4%).  Поступления  собственных доходов составили 825 млн.
руб. при первоначально утверждённом плане - 767 млн. руб.
     Рост  доходов  к уровню предыдущего года составил 4%, при этом
из состава  доходов  городского  бюджета  в текущем году ушли такие
источники,  как  налог  на содержание ЖКХ и соцкультсферы, НДС. Эти
налоги  составляли  в  бюджете  2000 года 28%. Соответственно, доля
собственных    доходов   городского  бюджета  в  общем  контингенте
собираемых  доходов  на  территории  города снизилась до 31%, тогда
как в 2000 году показатель составлял 45%.
     Бюджет  2001  года  изначально  был утверждён с незначительным
дефицитом  (0,9%  от  собственных  доходов).  Поступающие доходы от
налога  на  прибыль,  налога  на  доходы  физических лиц, налога на
имущество,   налога  с  продаж  и  другие  платежи  соответствовали
бюджетным  назначениям 2001 года, а в некоторых случаях и превышали
их.
     В  2001  году  не выполнен план поступления доходов по акцизам
на пиво,  алкогольную  продукцию.  Это  связано  с  отставанием  от
запланированной  производственной  программы  по  пиву,  а  также с
задержкой  начала  работы  в режиме налоговых складов по акцизам на
алкогольную    продукцию,  при  котором  дополнительные  доходы  от
продукции,  завозимой на территорию города, начали поступать только
с июля,    а  не  с  начала  года,  как  планировалось.  Отставание
составило  13,4  млн.  руб., в т.ч. по акцизам на водку - 10,1 млн.
руб., по акцизам на пиво - 3,3 млн. руб.
     Недопоступление  по  единому налогу на вмененный доход связано
с тем,    что  в  2001  году  по  данному  налогу  невозможно  было
сформировать    реальную  налогооблагаемую  базу,  т.к.  физические
показатели,  от  которых идет расчет базовой доходности, занижались
налогоплательщиками  (например  в торговле и общественном питании -
посредством  сокрытия  налогооблагаемых  площадей).  В течение года
прогноз    по    единому    налогу   на  вмененный  доход  (который
первоначально  был  установлен  на уровне контрольных цифр области)
уточнялся  с  учетом  фактического  поступления  доходов  по  этому
источнику.
     По  доходам  бюджет  2001  года  впервые  за последние ряд лет
исполнен  без  использования налоговых освобождений, т.е. полностью
в денежной  форме.  В  работе  по  снижению недоимки практиковались
денежные    взаимные    расчеты    по    налогам  в  счет  текущего
финансирования.
     Недоимка  по  налогам  и  сборам на 01.01.2001 составляла 97,1
млн.  руб., на 01.11.2001 - 77,2 млн. руб., в том числе недоимка по
предприятиям-банкротам,  а  также  подготовленным  на ликвидацию, -
46,8 млн. руб. или 60,6% от общей суммы недоимки.
     В  течение  года  существовала  острая  необходимость усиления
работы  с  группой предприятий, имеющих большую задолженность перед
бюджетом.  Эта  мера  позволила  уменьшить недоимку бюджета на 16,5
млн. руб.,    тем  самым  увеличить  объем  средств  для  поддержки
образования, здравоохранения, социальной и культурной сферы.
     Одним    из  наиболее  проблемных  вопросов  сегодня  остаётся
разграничение  предметов  ведения  между  органами  государственной
власти    и   местного  самоуправления  -  общие  цели  и  основные
направления  реформы  межбюджетных  отношений закреплены в принятой
Правительством    Российской    Федерации    Программе   бюджетного
федерализма.   Но  на  практике  межбюджетные  отношения  пока  ещё
остаются  расплывчатыми  и неустойчивыми, бюджетная система слишком
сложна   и  запутанна,  бюджеты  всех  уровней  не  формируются  по
потребностям.
     Расходы    местных    бюджетов   перегружены  обязательствами,
установленными    федеральным  законодательством,  так  называемыми
"федеральными    мандатами",   при  этом  финансовое  сопровождение
делегированных   полномочий  находится  на  крайне  низком  уровне.
Продолжает  оставаться  проблемной реализация законов "О ветеранах"
и "Об    инвалидах".  Министерство  финансов  Российской  Федерации
признаёт,    что   этот  вопрос  является  неподъёмным  грузом  для
федерального  бюджета и возникшая ситуация приводит к переносу всей
тяжести на муниципалитеты.
     Отдельной    проблемой    является  игнорирование  федеральным
уровнем    власти    задолженности   региона  Международному  банку
реконструкции  и  развития при формировании межбюджетных отношений.
Так, задолженность  Великого  Новгорода  перед Международным банком
реконструкции  и развития (МБРР) составляет более 240 млн. руб., но
попытки  региона  включить  эти  расходы в межбюджетные отношения к
положительному  результату  пока  ещё  не привели. Однако начиная с
2002 года  областная  администрация,  как  гарант кредита, взяла на
себя обязательства по гашению этого долга.
     Не    решается  вопрос  о  ведомственных  льготах,  реализация
которых  без  обеспечения  финансовыми  ресурсами  полностью  легла
дополнительной   нагрузкой  на  местные  бюджеты.  Так,  в  Великом
Новгороде  на их реализацию необходимо более 30 млн. руб. В бюджете
на 2002  год  на  реализацию  ведомственных  льгот,  за исключением
транспортных услуг, предусмотрено 8 млн. руб.
     Очень  важно  понимать,  что  социально-экономический комплекс
города  является единым слаженным механизмом, все элементы которого
должны устойчиво функционировать в тесной связи друг с другом.
     Так,    развитие  промышленного  потенциала  города  наряду  с
расширением  налогооблагаемых  баз  позволяет  обеспечивать горожан
рабочими    местами,    заработком,    находить    возможности  для
благоустройства территории города.
     За  2001 год крупные и средние промышленные предприятия города
произвели  продукции  в  фактических  отпускных ценах на сумму 12,3
млрд.  руб., что составляет 130% по отношению к объему производства
2000 года.
     Более   88%  объема  производства  обеспечивают  10  городских
предприятий:  ОАО  "Акрон",  ЗАО  "Дирол", ОАО "Новгородский мясной
двор",  ООО  "Амкор  Ренч  Новгород", ОАО "Лактис", ОАО "Трансвит",
ОАО   "Новгородский   завод  стекловолокна",  ГП  ПО  "Квант",  ОАО
"Алкон", ОАО "Дека".
     Новгородская  промышленность обеспечивает половину собственных
доходов  городского  бюджета.  Налогооблагаемая база промышленности
увеличилась  за год на 37%, однако в связи с уменьшением отчислений
в городской бюджет фактические платежи возросли всего на 10%.
     Усугубляется   кадровая  проблема  в  промышленности.  Если  в
прошлом  году  только  обозначился кадровый дефицит, то в настоящее
время  на  заводах  более  тысячи  незаполненных вакансий. Особенно
настораживает  то,  что средний возраст занятых в этом секторе - 43
года,  а  количество  работающих  пенсионеров  приближается  к 10%.
Наибольшую  тревогу  вызывает  обеспечение  специалистами  с высшим
техническим  образованием.  В  университете  при  сохранении общего
количества    подготовки   инженеров  для  всех  сфер  деятельности
подготовка       специалистов    производственных    специальностей
сократилась вдвое.
     Необходимо  отметить,  что на предприятиях сохраняется большая
разница  в  оплате  труда.  При средней оплате в промышленности 3,7
тыс. руб.,  на  трети  предприятий  она  не превышает 2,0 тыс. руб.
Очевидно,    что    при  сложившейся  ситуации  часть  сотрудников,
работающих  на этих заводах, будет представлять кадровый ресурс для
более успешных предприятий.
     Несмотря   на  опережающий  рост  зарплаты  в  промышленности,
сегодня    она   превышает  среднегородскую  на  37%,  в  городском
сообществе    сохраняется   отрицательное  отношение  к  работе  на
промышленных предприятиях.
     Опрос  школьников  показывает,  что они не планируют связывать
свою судьбу с промышленностью.
     Все    эти    отрицательные    тенденции  являются  следствием
многолетней  стагнации  промышленности,  и  необходимо прикладывать
огромные  усилия  для  преодоления сложившейся ситуации. Эта задача
стоит  перед  органами управления, промышленностью, образовательной
сферой.
     Администрация    продолжает  активную  работу  по  привлечению
инвестиций    в    промышленность  города.  На  новых  предприятиях
выработка  на  одного  работающего  в  7  раз выше чем в среднем по
городу, в 3 раза выше зарплата, лучше условия труда.
     В  текущем  году  с  целью  изучения инвестиционного климата и
возможностей  реализации  инвестиционных  проектов город посетили 4
торговых  миссии  и 26 делегаций иностранных предприятий. Десять из
них продолжают  активную  деятельность  по  разработке  проектов. В
настоящее  время  реализуется 18 различных проектов. За текущий год
по ним  освоено капвложений на 500 млн. руб. А общая стоимость этих
проектов 1,5 млрд. руб.
     Новое    позитивное    явление  для  города  -  инициированный
Типографией  "Новгород" проект "Ирис". Инвестиционный кредит 1 млн.
долларов  США для реализации проекта предоставлен "Славянбанком". В
результате  реализации  проекта  освоено  изготовление  современной
упаковки, в основном для пищевой промышленности.
     Реализация        инвестиционного        проекта    "Внедрение
полуторастадийного    способа    получения   стеклонити"  позволило
увеличить  общую  мощность  производства  на  "Новгородском  заводе
стекловолокна" на 30%.
     Принципиально    важным   является  быстрое  развитие  проекта
"НовГаро".  Это  действительно взаимовыгодное сотрудничество. Одним
из главных  факторов  для  принятия  решения  иностранным партнером
было умение  "Гаро"  работать  на  рынке,  хорошая дилерская сеть и
финансовая  прозрачность  компании.  За  полгода  освоено  3  самых
современных  комплекта оборудования, подготовлено к внедрению еще 5
изделий.  Реализация  этой  программы  позволит  в  следующем  году
удвоить объем продаж.
     По     проектам    "Новгородтелеком"    новгородцы    получили
дополнительно 4,7 тысячи телефонных номеров.
     Новые    предприятия   продолжают  развиваться,  реинвестируют
полученную  прибыль  и  привлекают  дополнительные  ресурсы. "Амкор
Ренч Новгород"   в  2001  году  была  смонтирована  вторая  машина,
обеспечивающая    увеличение   объемов  производства  в  2,3  раза,
"Джойко",  запустив  первую  линию ко Дню города, готовится к пуску
уже третьей    линии.    "Хоуп    Россия"    начало    эксплуатацию
деревообрабатывающего    предприятия    и    в    2002  году  будет
реализовывать  вторую  часть  проекта  на  используемой  территории
"Кванта",  разрабатывается  проект расширения производства прицепов
на ЗАО "Новтрак".
     Возвращаются    компании,  приостановившие  развитие  проектов
после    кризиса.    Среди   них  бельгийская  фирма  "Юникорн"  по
производству  ковров,  "Финиш  холдинг"  приступила к строительству
завода    по  производству  стеклобутылок  на  бывшем  "Элконе".  В
настоящее  время  подписан  контракт  со строительной организацией.
Принято  решение  о  строительстве по ул. Рабочей еще одного завода
по производству    стеклотары.   В  настоящее  время  заканчивается
проектирование.  По  плану стоимость завода - 50 млн. долларов США,
мощность  -  540  млн.  бутылок  в год, количество работающих - 200
человек, срок ввода - 2003 год.
     Кроме  того, в стадии проработки находятся проекты российских,
немецких,   шведских,  австрийских,  польских  компаний  в  области
деревообработки, машиностроения, пищевой промышленности.
     Немаловажным  элементом  развития городской экономики является
сектор    малого  предпринимательства.  Малый  бизнес  способствует
созданию    новых    рабочих   мест,  внедрению  новых  технологий,
эффективному  использованию  местных ресурсов, развитию конкуренции
и структурной    перестройке  экономики.  Малые  предприятия  более
динамично  реагируют  на  рыночные  изменения,  гибкость  и высокая
приспособляемость    к  рыночным  изменениям  является  главным  их
достоинством.
     Общая    численность  предприятий  малого  бизнеса  в  Великом
Новгороде  в  2001  году составила 1,7 тыс. единиц. При этом из них
активно действует порядка 1300 предприятий.
     Малые  предприятия  используют  более  20%  трудовых  ресурсов
города  -  это около 25 тыс. человек. Сумма налоговых поступлений в
городской  бюджет  от  предприятий  малого  бизнеса  в текущем году
увеличилась по отношению к предыдущему году на 40%.
     Сегодня  проблема  поддержки  и  развития малого бизнеса стоит
очень  остро,  поэтому  городской Совет предпринимателей выступил с
инициативой    разработки    муниципальной  программы  поддержки  и
развития  малого  бизнеса на 2002-2003 годы, в которой определяются
основные  направления  работы,  финансовые  источники  и конкретные
исполнители.
     Важным  вопросом  обеспечения  комфортного  проживания горожан
продолжает    оставаться   успешность  развития  сферы  торговли  и
бытового  обслуживания,  в  которой функционирует порядка 1,6 тысяч
точек розничной торговли и 310 точек общественного питания.
     С    начала    года  открыто  15  продовольственных  магазинов
("Новгородский  бекон", "Погребок", "Ясень" и др.), 12 промтоварных
магазинов    ("LG",   "Колесо"  и  др.),  рестораны  "Державный"  и
"Ильмень", 8 кафе и 10 закусочных.
     Растёт      число    специализированных    непродовольственных
магазинов,    появляются  такие  перспективные  формы  обслуживания
покупателей, как работа по образцам и каталогам.
     Активный  рост  количества  предприятий  розничной  торговли и
общественного    питания   обусловлен  увеличением  объёмов  нового
строительства,  выкупа  и  переоборудования  квартир  первых этажей
жилищного фонда, реконструкция ранее действовавших предприятий.
     В  настоящее  время на территории города работают 16 рынков, в
этом году  введён  мини-рынок "Октябрьский". Создано более 2,7 тыс.
рабочих  мест,  но  заполняемость  составляет  лишь  75%. И сегодня
можно  говорить  о  том,  что  практически  все  микрорайоны города
обеспечены услугами розничной торговли.
     Уровень  развития  торговли и потребительского рынка находится
в непосредственной  зависимости  от уровня благосостояния населения
города.  Уровень  средней  заработной  платы  по  городу  при  1,4%
безработицы в 2001 году составил более 3 тысяч рублей.
     Товарооборот  на  одного жителя в городе превышает аналогичный
показатель  по  Новгородской  области  в  1,4  раза  и  значительно
превышает   показатели  в  Псковской,  Вологодской,  Ленинградской,
Калининской областях.
     Ещё  одним  позитивным  фактором формирования потребительского
рынка  является  рост  доли  продаж непродовольственных товаров. По
отношению к 2000 году этот показатель возрос на 6%.
     Но  говорить о решении проблемы потребления продовольствия ещё
рано,    ведь    за  2001  год  продажа  продовольственных  товаров
сократилась    на   3,2%.  Потребление  основных  продовольственных
товаров    у    нас   остаётся  на  крайне  низком  уровне,  низкая
потребительская  способность  большей  части  населения вынуждает к
потреблению товаров низкой ценовой категории.
     К  проблемным моментам функционирования отрасли торговли можно
отнести    и    факт  реализации  продукции  низкого  качества,  не
соответствующей    принятым    государственным    нормативам.   Ещё
существуют  факты плохой культуры обслуживания горожан. Эти вопросы
Администрация  города решает в тесном сотрудничестве с федеральными
и местными  контролирующими  органами.  В 2001 году уже рассмотрено
порядка  2  тыс.  жалоб  и  заявлений,  96%  из  которых  решено  в
досудебном порядке.
     В  целях  повышения  уровня  торгового обслуживания в городе в
пятый раз объявлен смотр-конкурс "Новгородские профессионалы".
     Основным  направлением расходования бюджетных средств являются
мероприятия,  запланированные  в Программе социально-экономического
развития  Великого  Новгорода на 2000 год и на период до 2004 года.
В отчётном    периоде    практически    полностью  профинансированы
предусмотренные  в  бюджете  мероприятия.  На протяжении всего года
обеспечивалась  своевременная  выплата  заработной платы работникам
бюджетных    учреждений    и    жилищно-коммунального    хозяйства,
компенсационных  выплат, государственных пособий гражданам, имеющим
детей,  и  других  социальных  пособий.  Финансирование расходов на
питание,  приобретение  медикаментов,  а  также  других  защищенных
статей  бюджета  производилось  в  первоочередном порядке. В полном
объеме   профинансированы  текущие  платежи  бюджетополучателей  по
коммунальным    услугам.    В    истекшем    году  расходы  бюджета
профинансированы  в  объёме 917 млн.руб., из них 825 млн. руб. - за
счёт собственных  доходных источников, 46 млн. руб. - за счёт Фонда
компенсаций  федерального бюджета и 45 млн. руб. - за счёт средств,
полученных  в  виде  дотаций  и  по  взаимным  расчётам с областным
бюджетом.
     Таким  образом, защищенные статьи, составляющие в бюджете 2001
года 555,7    млн.    рублей    или   68%  всех  расходов  бюджета,
профинансированы в полном объеме.
     Сохраняется  кредиторская  задолженность  бюджета,  которая на
текущий  период  составляет  порядка 300 млн. руб., в том числе 240
млн. руб.  - задолженность за топливно-энергетические ресурсы, а 60
млн. руб.    -  за  объём  выполненных  работ  по  строительству  и
капитальному ремонту.
     Одним   из  направлений  оптимизации  использования  бюджетных
средств    является   внедрение  системы  казначейского  исполнения
бюджета.    В    2002    году    завершится    поэтапный    перевод
бюджетополучателей  на финансирование через лицевые счета, открытые
в комитете  экономики и финансов Администрации города. Эта мера уже
позволила    консолидировать    средства    в   городском  бюджете,
организовать  более  оперативную и эффективную систему управления и
контроля движения бюджетных средств.
     Продолжена  работа по административному контролю использования
бюджетных  средств.  Так,  ревизиями  и  проверками, проведенными в
20-ти   организациях  города,  выявлены  нарушения  в  расходовании
бюджетных  средств на общую сумму 637 тыс. руб. За грубые нарушения
и злоупотребления        10    руководящих    работников    понесли
административные,  материальные  и  дисциплинарные наказания вплоть
до увольнения и передачи дел в правоохранительные органы.
     Несмотря  на  крайне  тяжёлое  финансовое положение, в текущем
году Администрация    города  изыскала  возможность  финансирования
капитального  ремонта бюджетных учреждений, а также объектов нового
строительства.  Приняты  или готовятся к сдаче в эксплуатацию такие
значимые  для  города  объекты,  как  спортивный  комплекс "Манеж",
автовокзал,    реанимационное    отделение   центральной  городской
клинической  больницы  и  др. В Кремлёвском парке открыт туристский
офис "Красная    изба",   создание  которого  позволило  не  только
украсить  внешний  вид  города,  но  и  начать активное продвижение
Великого Новгорода как одного из туристских центров России.
     Всего  за  2001 год на новое строительство направлено более 30
млн. рублей  бюджетных  средств,  на  капитальный ремонт - более 38
млн. рублей.  Более  9  млн.  рублей  направлено  на текущий ремонт
образовательных  учреждений  в  рамках подготовки к новому учебному
году,  из  них  3,5  млн.  рублей  изыскано  дополнительно.  Работы
ведутся в основном по наиболее актуальным направлениям.
     По  вводу  жилья  в  2001 году мы вышли на 35 тыс. кв м. общей
площади.  В  2000 году этот показатель был на уровне 27 тыс. кв. м.
Сегодня  можно  констатировать  факт  того,  что повышается уровень
планировочных   решений   домов,   их  отделки  и  теплотехнических
характеристик.  К  таким  домам  следует отнести недавно принятый в
эксплуатацию  52квартирный дом по улице Советской Армии, II очередь
жилого  дома  №  7  по  ул.  Кооперативной,  да  и прочие введённые
объекты жилищного строительства заслуживают высокой оценки.
     В  2001  году  мы  приступили  к  сдаче  в эксплуатацию первых
блокированных  жилых  домов в Псковском жилом районе. До конца года
сдано  в  эксплуатацию  8  двухквартирных  и 6 одноквартирных жилых
домов общей площадью 4,2 тыс. кв. м.
     В    2002    году   за  счёт  всех  источников  финансирования
заказчиками-застройщиками  будет  введено  в  эксплуатацию около 50
тыс. кв. м жилья.
     За  истекший период получили жилую площадь и улучшили жилищные
условия 140 семей.
     Несмотря    на   финансовые  сложности,  Администрация  города
продолжает   поддерживать  механизм  ипотечного  кредитования,  что
позволяет   сделать  жилье  более  доступным.  В  текущем  году  на
реализацию  программы  ипотечного  кредитования  из  бюджета города
было выделено  5 млн. руб., 52 семьи улучшили свои жилищные условия
(из которых 19 - работники бюджетных учреждений).
     Продолжается  реализация  программы  государственных  жилищных
сертификатов    для  лиц,  уволенных  с  военной  службы.  Жилищные
сертификаты  получили  14  семей,  и  в  ближайшее  время ожидается
поступление средств из федерального бюджета ещё на 25 сертификатов.
     Кроме    того,    26    семей   улучшили  свои  условия  путём
предоставления    освободившихся  в  коммунальных  квартирах  жилых
помещений.
     В  2001  году Администрация города более жестко решала вопросы
незавершенного  строительства.  В  городе  на учёте находятся около
100 подобных   объектов,  но  практически  на  каждом  третьем  уже
ведётся работа.
     Значительный  объем  бюджетных средств направлен на подготовку
жилищного    фонда    и   образовательных  учреждений  к  работе  в
осенне-зимний период.
     Несмотря  на  сложные  условия  финансирования,  в  2001  году
жилищно-эксплуатационными    предприятиями    Великого    Новгорода
выполнено  работ  на  сумму 118 млн.руб., что выше уровня 2000 года
на 25 млн. руб.
     На  жилищном  фонде  города  выполняются  работы  капитального
характера.  В  2001  году  таких  работ  выполнено  на  сумму  18,9
млн.руб.    Работы   ведутся  в  основном  по  наиболее  проблемным
направлениям:
     холодное водоснабжение - 1,1 млн.руб.;
     горячее водоснабжение - 2,3 млн.руб.;
     центральное отопление - 3,2 млн.руб.;
     ремонт кровли - 6,9 млн.руб.;
     общестроительные работы - 2,4 млн.руб.;
     электроработы - 0,8 млн. руб.;
     ремонт фасадов - 0,6 млн.руб.;
     газификация жилищного фонда - 1,1 тыс. руб.
     Продолжалась  работа  по  привлечению  средств  населения  для
выполнения    работ    капитального  характера,  в  частности,  для
капитального  ремонта  систем  горячего  водоснабжения с дальнейшим
возмещением  из  средств  квартплаты.  Выполнены  работы  по замене
стояков горячего водоснабжения на общую сумму 596 тыс. рублей.
     Проводились плановые работы по благоустройству города:
     капитальный ремонт наружного освещения по ул.Рабочей;
     обследование технического состояния Григоровского путепровода;
     восстановление газонов в Кремлевском парке, посадка деревьев;
     ремонт,    реконструкция   и  строительство  дорог  по  улицам
Б.Московской,    Московской,    Державина,    Волховской,  Великой,
Студенческой,  Лужскому шоссе, подходов к Колмовскому мосту за счет
средств  федерального  и  территориального дорожного фондов в сумме
47 млн. рублей;
     обслуживание светофорных объектов на сумму 179 тыс. рублей.
     В  весенний  период  проведены  мероприятия  по  подготовке  к
паводку. Выполнены работы по очистке ливневой канализации города.
     Активно    продолжалась    работа  по  содействию  созданию  и
деятельности  товариществ  собственников  жилья. За истекший год их
создано  5, таким образом, в Великом Новгороде уже зарегистрировано
67 товариществ собственников жилья.
     Практика    показала,  что  жители  домов  ТСЖ  более  бережно
относятся  к  общему  имуществу,  что увеличивает срок эксплуатации
конструктивных    элементов    и  инженерных  систем  жилых  домов,
вкладывают  свой  труд  в  обустройство  придомовых территорий. При
этом анализ    деятельности    ТСЖ    показал,   что  себестоимость
обслуживания  1  кв. м жилой площади на 8% ниже чем в муниципальном
жилищном фонде.
     Кроме  организационно-методического и технического содействия,
Администрация  города оказывает товариществам собственников жилья и
финансовую  поддержку.  Так,  за  счет средств городского бюджета в
2001 году  проведен  выборочный  капитальный  ремонт 6 домов ТСЖ на
общую    сумму    1  млн.  рублей.  Кроме  того,  в  этом  же  году
товариществам  перечислено  средств  в  виде  различных  дотаций на
сумму 1,2 млн. руб.
     По  результатам  проводимого  в  2001 году городского конкурса
"Самая  благоустроенная  территория" призовые места заняли ТСЖ -35,
ТСЖ "Лилия", ТСЖ "Народная,4".
     Продолжена      работа    по    двум    проектам    в    сфере
жилищно-коммунального хозяйства:
     "Модернизация   коммунальных  служб  Великого  Новгорода"  при
сотрудничестве    с  Агентством  по  международному  сотрудничеству
(СИДА);
     Российско-датский    проект   по  утилизации  твердых  бытовых
отходов.
     За  успехи  в инвестиционной деятельности Великий Новгород был
отмечен  специальным призом за привлечение иностранных инвестиций в
рамках конкурса "Самый благоустроенный город России".
     В  2002 году будет продолжена работа по следующим направлениям
деятельности:
     совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг;
     работа   с  инвестиционными  проектами  с  целью  модернизации
коммунальных предприятий;
     совершенствование работы в микрорайонах города;
     содействие деятельности товариществам собственников жилья;
     участие в областных и всероссийских конкурсах;
     внедрение  мероприятий  и  программ  энергоресурсосбережения и
т.д.
     Не  остаются  без  внимания  и  проблемы  горожан. За отчётный
период    более    2    тысяч   человек  решили  вопрос  ликвидации
задолженности  по оплате жилищно-коммунальных услуг. Более 5,9 тыс.
семей  (что  составляет  7,1%  от общего количества семей в городе)
оформили  и  получили  жилищные  субсидии  на общую сумму 15,7 млн.
руб. Средняя  сумма  субсидии  на  семью составила 184 руб. В целях
придания  нашему  городу  достойного  облика  проведен  конкурс  на
звание    "Самая    благоустроенная   придомовая  территория",  где
определены победители и выданы поощрительные премии.
     Проводилась    инвентаризация    земельных   участков.  По  ее
результатам  подобрано  40  резервных земельных участков, пригодных
для реализации  инвестиционных проектов. Великий Новгород находится
в зоне   относительно  низкого  потенциала  загрязнения  окружающей
среды.  Это  обусловлено  рядом  предпринятых профилактических мер:
модернизацией  городских очистных сооружений, значительно снижающих
выбросы  вредных  веществ  в  реку  Волхов, постоянным мониторингом
состояния  окружающей  среды,  модернизацией  вредных  производств,
комплексными  мерами  по  обеспечению  утилизации  твердых  отходов
жизнедеятельности    и   т.д.  В  целях  предоставления  инвесторам
информации    по    экологическому   состоянию  земельных  участков
составлены  карты  технологического  загрязнения  почв 23 площадок,
подготовлено  техническое задание для проведения обследования еще 6
площадок в производственной зоне города.
     Организациям,        реализующим    инвестиционные    проекты,
предоставляются  налоговые  льготы в части, поступающей в городской
бюджет,  в  том  числе  на  земельные  платежи, на срок окупаемости
проекта.
     В  целях  реализации  Федерального  закона  "О государственном
земельном  кадастре" разработана и согласована схема взаимодействия
в документообороте  по  кадастровому  учету  и  регистрации прав на
земельные участки.
     Проводятся    работы  по  государственной  кадастровой  оценке
городских   земель,  что  позволит  перейти  на  систему  земельных
платежей, формирующихся исходя из рентной стоимости земли.
     Для    ведения  коллективного  садоводства  предоставлено  333
земельных  участка, в том числе 151 - льготный. Выделено 8 участков
инвалидам для установки металлических гаражей в жилой застройке.
     Продолжается     выкуп    земельных    участков,    занимаемых
приватизированными    предприятиями.   В  2001  году  18  земельных
участков были выкуплены в собственность.
     Транспортное  обслуживание  населения осуществляется силами МП
НПАТ-2.  Объём  пассажирских  перевозок  по  сравнению с 2000 годом
возрос  на  3%.  Введен  троллейбусный  маршрут  №  5,  соединивший
посёлок   Григорово   с   вокзалом.   В  2002  году  предполагается
проектирование    нового   троллейбусного   маршрута   до   посёлка
Волховский.
     В  летнее  время по пожеланиям горожан вводятся дополнительные
маршруты к садово-огородным участкам.
     По    сравнению    с   2000  годом  на  15%  увеличился  объем
пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.
     26    декабря   состоялось  открытие  нового  автовокзала  для
пригородных    и    междугородных   перевозок.  В  ближайшее  время
предполагается    сдача   реконструируемой  части  железнодорожного
вокзала.
     В    городе    продолжает    активно    развиваться    система
телекоммуникаций.  Дополнительно введено порядка 4 тысяч телефонных
номеров.    Таким    образом,   количество  абонентов  в  городской
телефонной сети на сегодняшний день составляет около 78 тысяч.
     Дальнейшее  развитие  получает система мобильной, транкинговой
и пейджинговой связи, услуг доступа к сети Интернет.
     Продолжает   развиваться  система  широкополосного  кабельного
телевидения.На  сегодняшний  момент  сеть,  обладающая возможностью
трансляции  до  35  телевизионных  каналов, доступна более чем в 48
тыс. квартирах. Продолжается реконструкция старых сетей.
     Решение    многих    социальных  проблем  общества  становится
невозможным  без  развития  кадрового  потенциала города. Сегодня в
городе  осуществляется  постоянный  мониторинг  его  состояния, что
позволяет  корректировать  политику городской Администрации в сфере
занятости и предоставления образовательных услуг.
     В  образовательных  учреждениях нашего города обучаются 9 тыс.
дошкольников,  что  составляет  85%  от  числа детей, проживающих в
городе,  29  тыс.  школьников,  3  тыс.  учащихся  профессиональных
училищ    и   650  учащихся  вечерней  школы.  При  этом  постоянно
расширяется  спектр  образовательных  услуг.  На  сферу образования
израсходовано  порядка  270  млн.  руб. (или 29,5% расходов бюджета
2001 года).
     В    целях    реализации   государственной  Программы  "Помощь
детям-сиротам  России",  предотвращения  социального  сиротства  на
базе детского  сада  № 30 открыты центры помощи детям в возрасте до
трех лет с ограниченными возможностями.
     В  течение  года  образовательные  учреждения города принимали
участие    в    российских    экспериментах  по  внедрению  единого
государственного    экзамена    и   совершенствованию  структуры  и
содержания    общего  образования,  а  также  в  проекте  "Сплав  -
образование",  направленном  на внедрение информационных технологий
в процесс обучения.
     Для    обеспечения   соответствия  качества  профессионального
образования  запросам  рынка труда Администрация города совместно с
координационным    советом    по  профессиональному  образованию  и
кадровым    ресурсам  продолжает  реформирование  профессионального
образования.
     Особую  важность  в настоящее время приобретает воспитательная
работа,    дополнительное   образование  и  досуговая  деятельность
подростков    и    молодежи,   развитие  молодежной  субкультуры  и
молодежной политики в целом.
     В        целях     оптимизации    бюджетного    финансирования
совершенствовалась        система     организации    дополнительных
образовательных  услуг.  Впервые  в этом году Администрацией города
были утверждены   сеть  учреждений  дополнительного  образования  и
спектр  услуг  на учебный год. Это помогло учреждениям спланировать
перечень услуг, оказываемых населению на платной основе.
     Впервые  был  сформирован муниципальный заказ на использование
муниципальной  базы  для проведения городских массовых мероприятий,
что позволяет  использовать  ее более эффективно и целенаправленно,
привлекать    дополнительные    источники    финансирования  на  ее
содержание.
     За  счет  создания  конно-спортивной школы, расположенной в п.
Деревяницы, расширена сеть спортивных школ города.
     Приоритетом    в    политике   Администрации  города  остается
моральная  и  материальная  поддержка  одаренных  детей и молодежи.
Муниципалитет  финансирует  проведение  17-ти  предметных  олимпиад
школьников,  и  в  прошедшем  году  в  них  приняло участие почти 3
тысячи  учащихся. За особые достижения в области науки, искусства и
спорта    15-ти  юным  новгородцам  были  присуждены  муниципальные
стипендии.
     Важной    задачей   в  развитии  детей  является  формирование
профессиональных  интересов  и  первых  допрофессиональных навыков.
Открыта    секция    городского    научного    общества    учащихся
"Радиоэлектроника",  в  перспективе  -  создание  еще  трех секций.
Наблюдается  увеличение  числа детей, занятых в кружках технической
направленности.
     Важным  направлением  в  воспитании  юных новгородцев является
гражданско-патриотическое  воспитание.  При  21-ом  образовательном
учреждении  созданы  и  успешно  работают  школьные  музеи. На базе
муниципального  учреждения  "Центр  молодежных  инициатив "САМ" был
создан Центр гражданско-патриотического воспитания молодежи.
     С  сентября  2001  года  на  базе  Центра молодежных инициатив
"САМ"  организовано  бюро  по трудоустройству подростков 14-17 лет,
за отчётный период трудоустроено более 500 подростков.
     Продолжена  активная  работа  по  организации  досуга  детей и
подростков  в  послеурочное  время  по  месту  жительства.  Так,  в
апреле-мае    совместными    усилиями    проведен  двухмесячник  по
благоустройству    микрорайонов,    в  течение  лета  100  дворовых
подростковых    команд    участвовало   в  фестивале  "Кожаный  мяч
"Кэдбери",   в  фестивале  любительского  стритбола  "3х3  Кэдбери"
играли 17 дворовых команд.
     Большое  внимание  уделялось летнему отдыху школьников. Принят
новый  порядок  реализации  путевок,  по  которому в финансировании
оздоровительной  кампании принимали участие не только Администрация
города, Фонд социального страхования и родители, но и предприятия.
     В   силу  современных  финансовых  возможностей  Администрация
города   поддерживает   спорт   высших   достижений,   но   главным
приоритетом  спортивной  жизни  остается развитие массового спорта.
Серьезный  акцент был сделан на создание спортивной базы. Завершены
строительные   работы  на  стадионе  "Центральный",  спорткомплексе
"Манеж".  Сегодня  в этих сооружениях проводятся спортивно-массовые
мероприятия   всероссийского   и  международного  уровней.  Начался
ремонт  спорткомплекса  "Волна",  СДЮШОР № 1. На поддержку развития
спорта  и  роста  спортивных талантов среди молодежи Администрацией
города израсходовано 1,1 млн. рублей бюджетных средств.
     Особую    значимость   в  условиях  интеграционных  процессов,
привлечения   инвестиций,  рационального  использования  финансовых
средств    приобретает    реализация   международных  и  российских
проектов,  некоторые  из которых реализуются на грантовой основе. В
2001 году  привлечено  в  сферу  образования,  молодежной политики,
физической культуры и спорта 5 млн. руб. грантовых денег.
     Комплексная  система  социального  и медицинского обслуживания
населения города в 2001 году была ориентирована на следующие цели:
     социальную   защиту  населения,  направленную  на  обеспечение
социальных  прав  в  сфере  труда, прав детей и пожилых людей, прав
лиц с ограниченными возможностями;
     социальное  обеспечение  граждан, попавших в трудную жизненную
ситуацию;
     лечебно-профилактическую помощь населению.
     Для  решения  поставленных  задач было израсходовано более 180
млн. руб. (или 20% расходов бюджета 2001 года).
     Приоритетным  направлением  в развитии системы здравоохранения
является поддержка службы охраны материнства и детства.
     За    время   реализации  проекта  "Мать  и  дитя"  наметилась
тенденция  к  увеличению  охвата  грудным вскармливанием детей до 1
года.
     В  результате реализации областной целевой программы "Здоровая
мать -  здоровый  ребенок" показатель младенческой смертности за 11
месяцев  составляет  6,8 на 1 тыс. новорожденных, тогда как средний
показатель по России - 16.
     Увеличивается   число   больных,   лечащихся   в  стационарных
муниципальных   медицинских  учреждениях,  возрастает  нагрузка  на
службу  скорой  помощи,  в то время как парк санитарных автомобилей
изношен  на  70%. Это заставляет задуматься об изменении подходов в
оказании медицинской помощи.
     Продолжается    работа   по  обеспечению  больниц  медицинским
оборудованием.    Так,    в   рамках  областной  целевой  программы
"Медицинское    оборудование"    с    начала   2001  года  получено
медицинского    оборудования    на    сумму   11,3  млн.  руб.,  на
реанимационное отделение выделено порядка 20 млн. руб.
     Актуальными  вопросами,  требующими к себе особого внимания, в
здравоохранении являются:
     строительство инфекционной больницы;
     материально-техническое,  финансовое  и  кадровое  обеспечение
профилактики,     лечения    и    реабилитации    социально-опасных
заболеваний, прежде всего наркомании и СПИДА;
     организация  работы  врачей общей практики ("семейных врачей")
- это   совместный  проект  Международного  банка  реконструкции  и
развития    (МБРР)    и  муниципалитета,  для  реализации  которого
необходимо   подготовить  соответствующие  кадры  и  создать  офисы
врачей;
     кадровое  обеспечение  педиатрической  службы  города. Сегодня
обеспеченность    врачами  этой  службы  составляет  лишь  50%  при
пенсионном и предпенсионном возрасте 70% участковых педиатров.
     Принята  городская  программа  социальной поддержки малоимущих
граждан,  на  реализацию  которой  выделено  2  млн.  руб.,  помощь
оказана  22  тыс.  человек.  Количество  граждан,  обращающихся  за
социальной  помощью, постоянно растёт, а это значит, что необходимо
усиливать работу в этом направлении.
     Одной  из  сложнейших  категорий  населения остается категория
лиц без    определенного   места  жительства.  За  2001  год  в  МУ
"Новгородский  центр социальной адаптации" обратились 1401 человек.
Оформлена  временная  регистрация  419  человек,  было  поселено  в
центре    212    человек,    части  из  них  оказано  содействие  в
трудоустройстве.
     Значительное  внимание  уделяется  пожилым  людям.  МУ  "Центр
социального  обслуживания  граждан  пожилого  возраста и инвалидов"
обслуживает  более  тысячи  человек. В доме-интернате для ветеранов
войны  и  труда проживает на полном государственном обеспечении 141
человек,  в  психоневрологическом  доме-интернате  -  133 человека.
Всем проживающим  гражданам предоставляется необходимое медицинское
обслуживание,    проводятся    культурно-массовые    мероприятия  и
посильная трудовая реабилитация.
     Городская  Администрация  продолжает  сотрудничать с одинокими
пожилыми  гражданами  по  вопросу  передачи  жилья  в муниципальную
собственность. Заключено 39 договоров.
     Безболезненно    для  населения  завершился  процесс  передачи
полномочий  по  назначению и выплате пенсий от Администрации города
Пенсионному фонду.
     Большое   внимание  муниципалитетом  уделяется  международному
сотрудничеству.  Так,  с городом-побратимом Рочестером (США) создан
совместный    проект    "Партнёрство   во  имя  пожилых".  Всего  с
зарубежными    партнёрами    осуществляется   сотрудничество  по  6
социальным проектам, а в здравоохранении - по одному проекту.
     Более  27  тыс.  детей  в  2001  году  получали  установленные
законодательством  государственные  пособия,  на выплату которых из
бюджета города выделено порядка 24,5 млн. руб.
     Ведется  работа с социально неблагополучными семьями, трудными
подростками.    Главными    направлениями    деятельности  являются
выявление  проблемных семей, социальная защита и реабилитация таких
семей,  их  социальная поддержка, профилактика и реабилитация детей
из "сложных"  семей.  На проведение различных мероприятий для таких
семей израсходовано 66,4 тыс. руб.
     Совершенствуется  работа в сфере охраны труда, для активизации
которой принята соответствующая городская программа.
     Решение    проблем    безработных,  помимо  выплат  пособий  и
трудоустройства,  невозможно  без  пересмотра  вопросов  подготовки
кадров.
     В  течение  всего  года  проводились  как  уже привычные формы
культурно-массовых  мероприятий,  так  и  новые  концерты известных
артистов,  праздники  и  фестивали.  На  эти цели израсходовано 0,8
млн. руб. бюджетных средств.
     Придавая  большое значение зарубежным контактам, Администрация
города    продолжает  развивать  и  поддерживать  как  традиционные
побратимские    обмены,    так    и   другие  формы  международного
сотрудничества   в  интересах  приоритетных  направлений  городской
политики.
     В  2001  году  в  обменах  Великого Новгорода с 7 официальными
побратимами  (Уусикаупунки  в Финляндии, Мосс в Норвегии, Нантер во
Франции,  Уотфорд  в  Англии, Билефельд в Германии, Рочестер в США,
Цзыбо  в КНР), а также с городами-партнерами и ганзейскими городами
принимали    участие    различные    учебные    заведения   города,
художественные  коллективы,  спортивные  команды, ряд медицинских и
социальных   учреждений,  предприятия  и  общественные  организации
города.
     Администрация  города продолжает членство в ряде международных
организаций  и  союзов  местных  властей:  Ганзейский  союз  нового
времени,    Международная    ассоциация    "Породненные    города",
Организация    городов   мирового  культурного  наследия,  Конгресс
местных и региональных властей Европы.

Информация по документу
Читайте также