Расширенный поиск
Распоряжение Администрации Новгородской области от 11.03.2003 № 147-рзРоссийская Федерация АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 11 марта 2003 г. № 147-рз Великий Новгород Утратилo силу - Распоряжение Правительства Новгородской области от 11.11.2013 г. N 196-рз О Концепции управления качеством медицинской помощи в Новгородской области Руководствуясь Концепцией охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года № 1202-р, и в целях совершенствования управления качеством оказания медицинской помощи населению области: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию управления качеством медицинской помощи в области (далее - Концепция). 2. Комитету по охране здоровья населения области в срок до 30 апреля 2003 года разработать документы по реализации Концепции. 3. Контроль за выполнением распоряжения оставляю за собой. Заместитель Главы администрации Н.Н.Ренкас Утверждена распоряжением Администрации области от 11.03.2003 № 147-рз КОНЦЕПЦИЯ управления качеством медицинской помощи в области Всемирная организация здравоохранения вкладывает в понятие качественной медицинской помощи следующее: каждый пациент должен получать медицинскую помощь, которая привела бы к оптимальным для его здоровья результатам в соответствии с уровнем медицинской науки, возрастом пациента, диагнозом заболевания, реакцией на лечение, при этом должны быть привлечены минимальные ресурсы, риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности должен быть минимальным, а результат и удовлетворение от оказываемой медицинской помощи - максимальными. С позиции потребителя медицинских услуг качество медицинской помощи (далее - КМП) определяется характеристиками: доступность; безопасность; оптимальность; удовлетворенность пациента. Для реализации Концепции необходимым является создание нормативной правовой базы, определяющей требования к КМП с позиций защиты прав пациента. Концепция разработана в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральными законами от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Необходимость подготовки и реализации Концепции вызвана тем, что рост ресурсной базы здравоохранения должен сопровождаться повышением уровня доступности и качества оказываемой медицинской помощи населению области. Появление новых технологий на фоне широкого использования устаревших методов диагностики и лечения увеличивает разрыв между научными разработками и практическим здравоохранением. Введение обязательного медицинского страхования привело к необходимости использования в здравоохранении новых форм управления, одной из которых является создание системы управления КМП в целях укрепления здоровья населения и эффективного его восстановления в случае утраты. Система управления КМП - совокупность организационно-управленческих структур и действий, анализирующих, оценивающих и корректирующих условия, процесс оказания и результат медицинской помощи для обеспечения пациенту качественной медицинской помощи в объемах, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - Программа). Система управления КМП основывается на принципах: непрерывность управления КМП; использование достижений медицины, основанной на доказательствах; проведение экспертизы КМП на основе медицинских стандартов (протоколов); единство подходов в проведении ведомственной и вневедомственной экспертизы КМП для получения сопоставимых результатов; использование экономических и правовых методов для управления КМП; мониторинг системы управления КМП; анализ экономической эффективности затрат для достижения оптимального уровня КМП; изучение общественного мнения по вопросам КМП. Составляющими понятиями КМП являются обеспечение и контроль КМП. Ресурсное обеспечение качества включает кадровый потенциал, материально-техническое оснащение организаций здравоохранения (далее - ОЗ), лекарственное обеспечение, финансовые и информационные ресурсы. Кроме того, КМП обеспечивается соответствующей нормативной правовой базой, в том числе санитарными нормами и правилами работы ОЗ. Поддержание материально-технической базы ОЗ на должном уровне, внедрение современных технологий направлены на обеспечение безопасности медицинской помощи и оптимизации использования ресурсов. Уровень квалификации медицинского персонала определяет эффективность использования материальной базы здравоохранения, соответствие оказанной медицинской помощи принятым правилам и утвержденным стандартам (протоколам) лечения заболеваний, ее результативность. Контроль (определение уровня) КМП строится на сопоставлении реальной ситуации с существующими стандартами (протоколами) и принятыми нормами ведения больных. Одним из механизмов контроля КМП, его соответствия принятым нормам является экспертиза КМП. С введением медицинского страхования получила дальнейшее развитие система ведомственной экспертизы и была создана система вневедомственной экспертизы с целью выявления и профилактики возможных ошибок и нарушений в лечебно-диагностическом процессе, с одной стороны, и защиты интересов застрахованных (пациентов) - с другой. Кроме того, условия оказания медицинской помощи, их соответствие нормативным актам контролируются центрами госсанэпиднадзора области, центром сертификации и контроля качества лекарственных средств, автономной некоммерческой организацией "Новгородский центр стандартизации, метрологии и сертификации", фармацевтическим отделом комитета по охране здоровья населения области, другими организациями в пределах их полномочий. В вопросах экспертизы КМП одним из основных принципов является единообразие экспертных подходов - эксперты ведомственной и вневедомственной систем должны использовать одинаковые стандарты (протоколы), нормы и правила оказания медицинской помощи и одинаковые методики проведения экспертизы. Стандарты (протоколы) оказания медицинской помощи рассматриваются как базовые показатели качества в системе здравоохранения. Стандарты определяют: минимальный уровень обеспечения КМП, предусмотренный Программой; объемы и виды помощи, перечни конкретных технологий, работ и услуг с научно доказанной эффективностью; направления дальнейшего повышения уровня качества. Система медицинских стандартов должна содержать стандарты трех уровней: государственные (федеральные), отраслевые (территориальные) и стандарты организаций. В настоящее время утверждены федеральные стандарты по акушерству и гинекологии, педиатрии, фтизиатрии, психиатрии, гастроэнтерологии, пульмонологии и сердечной недостаточности. При оценке КМП в случаях заболеваний и состояний, по которым не разработаны медицинские стандарты (протоколы), эксперты используют методические рекомендации, учебники для медицинских вузов, монографии нередко разных школ, что зачастую приводит к разной трактовке одних и тех же явлений и разногласиям в заключениях. Увеличение количества досудебных и судебных разбирательств по случаям оказания медицинской помощи повышает требования к заполнению медицинской документации. Поскольку правила заполнения медицинской документации в настоящее время не утверждены, а действующий приказ Министерства здравоохранения СССР от 14 октября 1980 года № 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" регламентирует в основном учетные формы, но не их содержание, необходимо утвердить единые для области правила заполнения основных форм медицинской документации, чем обеспечить единообразие методических подходов к проведению экспертизы. Результаты ведомственной и вневедомственной экспертизы КМП, заключения контролирующих организаций остаются известными в основном руководителям тех ОЗ, в которых проводится экспертиза. Для формирования целостного представления о КМП в ОЗ области и принятия соответствующих управленческих решений необходимо создать единую информационную базу данных результатов экспертизы КМП, которая позволит анализировать состояние КМП в целом по области. Настоящая Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий в управлении КМП, которые позволят оградить пациентов от получения медицинской помощи ненадлежащего качества, разработать механизмы финансового стимулирования тех ОЗ, где ведется непрерывная работа по улучшению КМП, и более эффективно использовать ресурсы здравоохранения области. Цели и задачи Концепции Целью настоящей Концепции является обеспечение населения медицинской помощью надлежащего качества в рамках Программы. Для реализации этой цели необходимо создание системы управления КМП. Основные задачи системы управления КМП: организация службы управления качеством в здравоохранении; содействие развитию стандартизации, лицензирования, аккредитации, аттестации и сертификации в системе здравоохранения; реализация федеральных и областных целевых медико-социальных программ, направленных на обеспечение получения населением качественной медицинской помощи; разработка и утверждение территориальных медицинских стандартов (протоколов) оказания лечебно-диагностической помощи населению; использование в здравоохранении технологий с доказанной эффективностью и безопасностью медицинской помощи с учетом экономической эффективности их применения; формирование единых подходов и методик экспертизы КМП; разработка интегральных показателей оценки КМП для ОЗ, отдельных служб и системы здравоохранения в целом; создание постоянно действующей единой информационной базы данных и мониторинга результатов экспертизы КМП; формирование мотивации, разработка экономических механизмов стимулирования деятельности ОЗ и медицинских работников по результатам экспертизы КМП; изучение удовлетворенности населения КМП путем проведения социологических исследований. Механизм реализации Концепции Для разработки, утверждения, внедрения и контроля исполнения территориальной программы управления КМП и нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении, внедрения отраслевых документов системы стандартизации создается экспертный совет при комитете по охране здоровья населения области. Кроме того, в комитете по охране здоровья населения области, в управлении по охране здоровья населения комитета по социальным вопросам и охране здоровья населения Администрации Великого Новгорода, в областных ОЗ предполагается сформировать структурные подразделения по стандартизации в системе здравоохранения. Задачами подразделений по стандартизации органов управления здравоохранением области являются разработка, утверждение и внедрение в ОЗ областных стандартов (протоколов) медицинской помощи. В задачи подразделений по стандартизации ОЗ входят разработка программ стандартизации (как части программ улучшения КМП в данной ОЗ), разработка и утверждение нормативных документов стандартизации (стандартных операций и процедур) для данной ОЗ, внедрение и контроль за соблюдением их требований. В органах управления здравоохранением области, в каждой ОЗ предполагается разработать программы управления КМП и план мероприятий по их реализации. Для обеспечения населения качественной медицинской помощью необходимо осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров врачей, средних и младших медицинских работников. Для решения этой проблемы разработана и действует областная целевая программа "Кадры здравоохранения" на 2001-2003 годы, утвержденная постановлением Администрации области от 16.03.2001 № 105. Совершенствование системы аттестации врачей и средних медицинских работников обеспечивает поддержание знаний и навыков медицинского персонала на современном уровне, гарантируя тем самым единообразие подходов к процессу оказания медицинской помощи, использование в практической деятельности принципов медицины, основанной на доказательствах. В программу преддипломной и последипломной подготовки специалистов необходимо включить обучение методологии управления качеством в здравоохранении. Важнейшим принципом оказания качественной медицинской помощи населению является отказ от устаревших методов обследования и лечения больных, переход на технологии, основанные на доказательной медицине. Необходимо увеличить использование лекарственных средств новых поколений с доказанной эффективностью на 50-60 процентов при одновременном снижении применения устаревших низкоэффективных и токсичных лекарств. Действующая в области формулярная система - основной путь достижения этой цели. Реализация федеральных и областных целевых медико-социальных программ позволяет определять приоритетные задачи оказания качественной медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, создавать условия для рационального и целевого использования ресурсов. Реализация указанных программ должна прежде всего предусматривать воздействие на изменение индивидуальных привычек и образа жизни людей и обеспечивать регламентированный объем лечебно-диагностических мероприятий, результатом чего должны стать улучшение качества жизни пациентов, снижение уровня инвалидизации, уменьшение затрат на лечение осложнений или вновь возникших заболеваний. Одним из направлений совершенствования КМП является улучшение условий ее оказания. Перед контролирующими организациями стоит задача оптимизации условий оказания медицинской помощи. Для реализации этой цели необходимо совершенствовать методы санитарного контроля и профилактики гнойно-септических осложнений и заболеваний, использовать службу внешнего контроля качества лабораторных методов исследования. Совершенствование и внедрение единых технологий в системы лицензирования, сертификации и аккредитации медицинских услуг в здравоохранении должны стать одними из действенных механизмов управления КМП. Единообразие требований к условиям и процессу оказания медицинской помощи, наличие квалифицированных кадров, материально-технических возможностей должно обеспечивать КМП по заявленному виду деятельности. Создание областных медицинских стандартов (протоколов) диагностики и лечения больных призвано сформировать в медицинской среде единые основанные на принципах доказательной медицины подходы к ведению больных. Формирование подобного подхода к процессу оказания медицинской помощи должно привести, с одной стороны, к уменьшению риска прогрессирования заболевания и возникновения осложнений, а с другой - к оптимизации ресурсного обеспечения лечения конкретного больного. Для получения достоверной информации о состоянии КМП в ОЗ необходимо выработать единые для ведомственной и вневедомственной экспертизы подходы к получению и анализу данных и результатов экспертизы КМП, использовать единые карты экспертной оценки стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи. Разработка единой для субъектов ведомственной и вневедомственной экспертизы методики оценки КМП позволит получать сопоставимые результаты, выявлять систематические ошибки и общие проблемы, существующие в ОЗ, вырабатывать управленческие решения по улучшению КМП. Формирование единой информационной базы данных по результатам экспертизы КМП позволит осуществлять мониторинг КМП, формировать целостное представление о состоянии КМП в ОЗ области, определять приоритеты для реализации основной цели Концепции. Информация, содержащаяся в базе, должна быть открыта для экспертов страховых медицинских организаций, штатных и внештатных экспертов органов управления здравоохранением области, главных врачей ОЗ и их заместителей. Индикаторами КМП должны служить разработанные интегральные показатели оценки качества. Управлению КМП должно способствовать изучение удовлетворенности населения КМП. С этой целью необходимо проведение социологических исследований по данному вопросу. Центр профилактической медицины и главные врачи ОЗ должны организовывать регулярное анкетирование пациентов и учитывать его результаты при подведении итогов работы ОЗ. Корректирующие воздействия, принимаемые по результатам анализа КМП, могут носить организационный, экономический, моральный и административный характер. Анализ ситуации в конкретной ОЗ позволяет руководителю ОЗ, специалистам органов управления здравоохранением области принимать эффективные управленческие решения. Наиболее значимым при анализе результатов контроля КМП является выявление систематических ошибок и объективных проблем, существующих в системе здравоохранения в целом, в службе, в ОЗ, в конкретном отделении, у конкретного медицинского работника. Реализация Концепции позволит высветить эти проблемы и изыскать возможности их решения и тем самым обеспечить осуществление основной цели Концепции в конкретном случае оказания медицинской помощи. Оплата медицинской помощи, оказанной в рамках Программы, должна осуществляться с учетом результатов экспертизы КМП. Сочетание систем внутреннего и внешнего контроля качества, а также оперативное проведение оптимальных корректирующих воздействий обеспечат эффективную систему управления качеством медицинской деятельности, направленную на непрерывное повышение и поддержание на требуемом уровне КМП. Важнейшим элементом функционирования системы управления КМП является осуществление взаимодействия в соответствии с соглашениями о сотрудничестве между органами управления здравоохранением области, областным фондом обязательного медицинского страхования, ОЗ, страховыми медицинскими организациями по реализации программы управления КМП. Создание областной системы управления КМП - назревшая необходимость. Функционирование системы позволит выбирать наиболее рациональные управленческие решения для оптимального экономического использования ресурсов здравоохранения, определения приоритетов его развития для обеспечения гарантий качества медицинской помощи в области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|