Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Новгородской области от 20.03.2015 № 82-рг
Российская Федерация ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 20 марта 2015 г. № 82-рг Великий Новгород Об утверждении Концепции развития
инновационной деятельности в Новгородской области до 2020
года 1.
Утвердить предлагаемую Концепцию
развития инновационной деятельности в Новгородской
области до 2020 года. 2.
Опубликовать распоряжение в
газете «Новгородские ведомости». Губернатор Новгородской области С.Г. Митин
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Новгородской области от
20.03.2015 № 82-рг КОНЦЕПЦИЯ развития инновационной деятельности в
Новгородской области до 2020 года 1. Введение Концепция
развития инновационной
деятельности в Новгородской области до 2020 года (далее
Концепция) разработана в соответствии с основными направлениями
политики Российской Федерации в области развития инновационной
системы на период до 2020 года. Настоящая
Концепция определяет основную цель и приоритетные направления развития
инновационной деятельности в
Новгородской области, предлагает
формы и механизмы государственной поддержки инновационной деятельности
в Новгородской области на долгосрочную перспективу. Необходимость разработки Концепции
определяется: возрастанием роли
инноваций как фактора
повышения конкурентоспособности и
устойчивости экономического развития; необходимостью создания соответствующих условий для
активного вовлечения научного
и научно-технического потенциала в процессы модернизации производств; необходимостью интеграции
имеющихся в Новгородской области ресурсов и организаций в
единую инновационную систему; вхождением России
во Всемирную торговую
организацию и усилением конкуренции на
внутреннем и внешнем рынках продукции. Концепция разработана с учетом: Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О
науке и государственной
научно-технической политике»; Указа Президента Российской Федерации от 7
мая 2012 года № 599 «О мерах
по реализации государственной политики
в области образования и науки»; Основных
направлений деятельности Правительства
Российской Федерации на
период до 2018
года, утвержденных Председателем Правительства Российской
Федерации от 31
января 2013 года № 404п-П13; распоряжения Правительства
Российской Федерации от 17 ноября 2008 года
№ 1662-р «О
Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года»; областного закона
от 09.07.2012 №
100-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития
Новгородской области до 2030 года». В Концепции используются следующие
понятия: инновация
(нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию
в виде нового
или усовершенствованного продукта,
реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса,
используемого в практической деятельности; инновационная сфера
- область деятельности
производителей и потребителей инновационной
продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение
инноваций (нововведений); инновационная деятельность - выполнение
работ и (или) оказание услуг, направленных на: создание
и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами
продукции (товаров, работ, услуг); создание
и применение новых
или модернизацию существующих способов (технологий) производства продукции,
а также их распространение и
использование; применение структурных,
финансово-экономических,
кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и
сбыте продукции (товаров,
работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для
такой экономии; инновационный потенциал
(государства, региона, отрасли, организации) -
совокупность различных видов
ресурсов, включая материальные, финансовые,
интеллектуальные,
научно-технические и иные, необходимые для
осуществления инновационной деятельности; инновационная инфраструктура -
организации, фирмы, объединения, научно-технические комплексы, способствующие осуществлению инновационной
деятельности; субъекты инновационной деятельности -
физические и юридические лица, непосредственно участвующие
в создании, внедрении
и распространении инноваций,
в том числе научно-исследовательские организации, инновационные
предприятия, промышленные предприятия, разрабатывающие и
выпускающие новую продукцию,
предприятия и организации инновационной инфраструктуры, иные
субъекты инновационных процессов; инновационная продукция
- результаты инновационной деятельности, в
отношении которых возникают
экономические и правовые отношения между
субъектами инновационной деятельности; инновационно-технологический центр
- имущественный комплекс, предназначенный для
нормального
функционирования и развития субъектов инновационной
деятельности, а также содействия процессу продвижения результатов их научно-технической
деятельности в сферы материального производства и
услуг; бизнес-инкубатор -
организация, предоставляющая свои ресурсы перспективным инновационным
и высокотехнологичным компаниям с целью внедрения современных технологий и
использования научно-технического
потенциала; кластер
- группа, состоящая
из нескольких компаний, объединенных общей
деятельностью или по территориальному признаку; технопарк -
объединение предприятий, осуществляющих инновационную деятельность и
имеющих цель по созданию общей системы экономико-правового и
технического обслуживания, а
также общей системы инвестирования и
ведения инновационной деятельности; центр
трансферта технологий -
организация, содействующая субъектам инновационной
деятельности в продвижении инновационного продукта на
рынки сбыта и обеспечивающая
доступ к информационным ресурсам (каталоги, базы
данных). 2. Состояние инновационной деятельности в
Новгородской области В
Новгородской области инновационной деятельностью занимались научно-исследовательские и
образовательные организации.
Удельный вес инновационно
активных организаций области в 2014 году в общем числе обследованных
организаций составил 6,6 %. В
2014 году технологическими инновациями занимались все
инновационно ориентированные организации
области, что соответствовало уровню 2013 года.
Доля организаций, осуществляющих организационные инновации в 2014 году, составила 25,0 %, маркетинговые
инновации - 20,0 %. Объем отгруженной инновационной продукции
в 2014 году составил 5976,6 млн.рублей, что на
48,8 % ниже уровня 2013 года. Количество научно-исследовательских и
проектно-конструкторских подразделений в
организациях увеличилось на 55,9 % и составило 53 единицы. Среднесписочная численность работников
в этих подразделениях в 2014 году
составила 1637 человек. Затраты
на инновационную деятельность в 2014 году составили 12118,7 млн.рублей,
что в 2 раза выше по сравнению с предыдущим годом. Затраты
на технологические инновации
составили 12117,7 млн.рублей. Источниками финансирования затрат на
технологические инновации в 2014
году являлись собственные средства организаций - 94,2 %, доля средств
федерального бюджета в общей
сумме затрат составила 5,7 %. В
2014 году объем
выполненных научных исследований
и разработок составил
1511,3 млн.рублей, что на 11,0 %
ниже уровня 2013 года.
Основную долю объема научных исследований и разработок составили работы,
выполненные собственными силами,
1466,9 млн.рублей (97,1
%). Численность работников,
выполнявших научные исследования и
разработки в 2014 году, составила 1169 человек и возросла на 3,5 % к уровню
2013 года. Анализ
показывает, что увеличилось
число организаций, осуществляющих технологические инновации в Новгородской
области, в следующих видах
экономической деятельности: обработка древесины и производство изделий из дерева, производство машин и
оборудования, производство электрооборудования, металлургическое производство и производство готовых
металлических изделий. Развитие
малого предпринимательства в инновационной сфере в Новгородской области
является одним из перспективных
направлений деятельности органов
исполнительной власти области
всех уровней. Важным условием
развития малого
предпринимательства в регионе, в том числе
конкурентной среды, является
разработка и реализация комплекса специальных
мер по его
стимулированию и поддержке не только на
региональном уровне, но и на
уровне муниципальных образований. Стимулирование инновационной активности региональных
компаний со стороны государства
включает следующие мероприятия: создание
благоприятных условий для формирования инновационной среды во всех секторах
экономики; снижение
инновационных и предпринимательских рисков на этапах реализации инновационного
проекта; развитие
интеграционных связей между
крупными, средними и малыми компаниями; содействие
формированию высокотехнологичных, наукоемких малых предприятий не только в инфраструктуре промышленного
сектора, но и во всех секторах экономики; создание
и поддержка высокотехнологичных компаний
и стимулирование инновационной
активности малых компаний. 3.
Основная цель и задачи реализации
Концепции на территории Новгородской области Основная
цель реализации Концепции
- формирование конкурентоспособной
областной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных организаций
(структур), занятых производством и (или) коммерческой
реализацией знаний и технологий, и комплекса
институтов правового, финансового
и социального характера, обеспечивающих взаимодействие
образовательных, научных, предпринимательских и
некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и
общественной жизни. Основными
задачами, стоящими перед Новгородской областью на пути перехода к
инновационной экономике, являются: развитие инфраструктуры инновационной деятельности, формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок,
территорий инновационного развития; развитие
кадрового потенциала в
сфере науки, образования, технологий и инноваций; развитие
механизмов государственного управления инновационной деятельностью и
государственно-частного партнерства; обеспечение открытости
региональной инновационной
системы и экономики, а
также интеграция региона в
общероссийские и мировые процессы создания и
использования нововведений. Концепция
направлена на обеспечение реализации приоритетных направлений развития
науки, технологий и техники в Новгородской области, утвержденных
постановлением Администрации области
от 19.03.2013 № 134: информационно-телекоммуникационные
системы; медицина и здравоохранение; агропромышленный комплекс; машиностроение, приборостроение и
радиоэлектроника; инновационные технологии, включая нано-,
биотехнологии; транспортные и космические системы; химическая промышленность; экология и рациональное
природопользование; энергоэффективность и энергосбережение,
энергетика. 4.
Приоритетные направления развития
инновационной деятельности в Новгородской
области Для
реализации основной цели
и задач Концепции
будут реализовываться меры
по следующим основным
направлениям, охватывающим спрос
и предложение инноваций,
а также их институциональную
инфраструктуру: поддержка
инновационного бизнеса и
расширение спроса на инновации в экономике; развитие
фундаментальной науки, повышение
эффективности сектора исследований и
разработок; развитие инновационной инфраструктуры; эффективная интеграция в глобальную
инновационную систему; формирование новой
инновационной культуры в
обществе и повышение статуса
инноватора; первоочередное развитие
технологических направлений, критически важных
с точки зрения
национальной безопасности и обороноспособности. 5. Способы реализации Концепции 5.1.
Поддержка инновационного бизнеса
и расширение спроса на инновации в экономике
предполагает: развитие
конкурентной среды, прежде
всего среды для технологической конкуренции
и конкуренции в инновациях; стимулирование инвестиций в модернизацию
технологической базы, проведение исследований и
разработок,
коммерциализацию их результатов и
капитализацию
интеллектуальной собственности посредством бюджетных, налоговых
и иных инструментов стимулирования; создание условий для эффективной рыночной
оценки накопленной и создаваемой интеллектуальной собственности и ее использования для повышения капитализации компаний, упрощение оборота
нематериальных активов, вовлечение
в экономическую деятельность объектов интеллектуальной собственности, созданных
за счет бюджетных средств; поддержку создания
и развития малого
и среднего предпринимательства в
инновационной сфере, в том числе
путем сокращения административных барьеров
для старта и
развития инновационного бизнеса и
формирования требований по передаче малому и среднему инновационному бизнесу части
государственных заказов на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы; создание
благоприятных условий для
развития новых высокотехнологичных секторов
экономики, в том
числе путем совершенствования
регулирования на соответствующих рынках продукции (услуг), оптимизации существующих инструментов
поддержки инноваций применительно к особенностям
перспективных секторов экономики; формирование в
государственном секторе
экономики, а также в сфере естественных монополий
дополнительных стимулов к инновационному развитию
путем усиления инновационной направленности системы закупок
для государственных нужд,
введения в отношении субъектов естественных
монополий и крупных государственных компаний требований по
разработке и принятию
программ инновационного развития, формированию и реализации технологических
дорожных карт, определения требований
по переходу субъектов
естественных монополий, крупных государственных компаний к применению
передовых технологий, определяющих
более высокий уровень технологического вклада в повышение
энергоэффективности. 5.2.
Развитие фундаментальной науки,
повышение эффективности сектора исследований и
разработок предполагает: повышение
конкурентоспособности
исследований и разработок, эффективности и
результативности государственных расходов на их поддержку и развитие, в том
числе путем: определения и уточнения приоритетных направлений
исследований и разработок
на основе долгосрочных
прогнозов научного и технологического развития; введения
института независимой оценки
деятельности научных организаций государственного
сектора в соответствии с международной практикой; постепенного увеличения
доли конкурсного финансирования научных исследований, расширения роли
государственных научно-технических фондов
в финансировании фундаментальных исследований, распределения
к 2020 году
на конкурсной основе большей части бюджетных средств для финансирования
фундаментальных исследований; расширения состава инструментов финансирования государственного сектора
науки, включая фундаментальную науку, опережающего развития инструментов финансирования научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, обеспечивающих рациональное
разделение рисков между государством, наукой и
бизнесом, увеличение софинансирования из внебюджетных источников; поддержки
на конкурсной основе
среднесрочных комплексных программ развития
ведущих научных и
научно-образовательных организаций; формирования и
реализации комплекса мер
по развитию негосударственного сектора
науки; развитие
материально-технической базы науки, включая развитие сети центров коллективного
пользования; содействие
развитию внутрифирменной
(корпоративной) науки, в том числе
путем расширения ее
доступа к уникальному научному оборудованию в
рамках поддерживаемой государством инновационной инфраструктуры (к
центрам коллективного пользования), поддержки распространения среди
предприятий лучших достижений в организации внутрифирменных
инновационных систем; обеспечение государственной поддержки развития инжиниринга и проектной деятельности,
в том числе путем поддержки проектов по созданию инжиниринговых центров, центров дизайна,
сертификационных центров, содействие
предприятиям в проведении
технологического аудита; осуществление модернизации кадровой
политики российского сектора исследований
и разработок, в том числе путем создания механизмов привлечения
молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности (планирование карьеры,
введение системы индивидуальных грантов
для молодых ученых,
их поощрений, государственного субсидирования ипотеки для молодых
специалистов в сфере науки,
инжиниринга, проектной деятельности, иных высокотехнологичных видов
деятельности, предоставление грантов, займов и
венчурное финансирование на
реализацию собственных разработок); реформирование системы
оплаты труда в
сфере науки и образования, устанавливающей зависимость
оплаты труда от результатов и качества работы, внедрение новых форм
финансирования фундаментальной науки
(проектное финансирование, гранты и т.д.); содействие
повышению качества менеджмента
в научных организациях для
реализации инновационных проектов
и обеспечения эффективного взаимодействия
с бизнесом; содействие
расширению и ускорению использования в экономике результатов российских
исследований и разработок, в том числе путем развития инструментов трансфера
результатов исследований и разработок между гражданской
и военной сферой. 5.3. Развитие инновационной инфраструктуры
предполагает: радикальное повышение эффективности
существующей инновационной инфраструктуры (особые
экономические зоны, центры
трансфера технологий,
бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д.); развитие финансовой инновационной
инфраструктуры, формирование системы поддержки
инноваций на основе
институтов развития (государственная корпорация
«Банк развития и
внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», открытое
акционерное общество «Российская венчурная
компания», государственная корпорация «Российская корпорация
нанотехнологий» и т.д.); создание
с государственным участием фондов
прямых инвестиций для повышения капитализации высокотехнологичных
компаний, развитие венчурного финансирования, создание
государственных или частно-государственных фондов
финансирования отдельных стадий развития инновационного
бизнеса; ускоренное
развитие технического регулирования как важнейшего инструмента стимулирования инновационного развития
путем модернизации устаревших регламентов и стандартов, которые
являются барьерами в
расширении инновационной деятельности
предприятий, последовательного и
предсказуемого на долгосрочную
перспективу ужесточения требований к эффективности использования
предприятиями природных ресурсов,
безопасности продукции (услуг) для экологии и здоровья населения,
снижению энерго- и
материалоемкости, определения системы
соответствующих поощрений и
санкций, гармонизации российских
стандартов с международными в
первую очередь по тем направлениям, где существуют
перспективы расширения экспорта инновационной
продукции; принятие
технических регламентов, стандартов
и правил, способствующих расширению практики
и ускорению создания высокотехнологичных совместных
предприятий и аутсорсинга; упрощение
и ускорение процедур
сертификации, в том числе в соответствии с
международными стандартами качества; развитие
инструментов стимулирования
взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере,
в том числе путем
формирования
технологических платформ в
целях обеспечения взаимодействия бизнеса
и науки по
определению и развитию перспективных направлений
технологического развития, развития механизма
софинансирования расходов компаний на проведение исследований и
разработок с применением
системы предоставления грантов, софинансирования реализации
сетевых инновационных проектов, поддержки
долгосрочных инновационных партнерств
по приоритетным для развития
экономики технологическим направлениям; поддержка
(финансовая,
административная и
инфраструктурная) формирования высокотехнологичных кластеров, продвижения продукции этих кластеров на внутреннем
и мировом рынках. 5.4. Эффективная интеграция в глобальную
инновационную систему предполагает: поддержку
вхождения российских предприятий
в бизнес-альянсы, направленные на
создание технологий и продуктов,
имеющих высокий уровень конкурентоспособности, при
условии передачи российским участникам таких альянсов
соответствующих технологий и прав на них; устранение
ограничений по доступу
российских предприятий к современным иностранным
технологиям; содействие, в
том числе путем
создания фондов с государственным участием,
укрупнению, повышению капитализации национальных высокотехнологичных компаний,
стимулирование их консолидации; обеспечение участия
России в глобальных
технологических проектах, международных
программах и исследовательских
сетях для интеграции в мировое
научно-технологическое пространство; разработка и
реализация на основе
долгосрочного технологического прогноза
масштабных проектов в
сфере развития отдельных технологий; интеграция
российского сектора исследований
и разработок в глобальную инновационную систему,
развитие международного сотрудничества, обеспечение доступа
российских ученых к исследовательской базе
ведущих зарубежных научных центров; принятие
и реализация программы
поддержки экспорта высокотехнологичной
продукции, услуг, технологий; формирование механизма
поддержки создания и
капитализации российских высокотехнологичных брендов,
компенсации расходов на зарубежное патентование и
защиту прав интеллектуальной собственности за
рубежом, усиление внимания
к этой сфере внешнеэкономической деятельности
со стороны посольств и торговых представительств Российской
Федерации, а также
в рамках деятельности межправительственных комиссий по торгово-экономическому
сотрудничеству; поддержку покупки зарубежных активов -
технологических доноров и центров
подготовки персонала, в том числе
инжиниринговых и проектных компаний; развитие
и поддержку программ
по академическому обмену и стажировке российских
студентов и преподавателей за
рубежом и иностранных -
в России, поддержку
привлечения ученых мирового уровня для преподавательской
деятельности в России; вовлечение
российских ученых, уехавших за рубеж, в развитие российской науки
и технологий, в том
числе путем их участия на платной основе
в российских научных проектах и
преподавательской деятельности. 5.5. Для формирования новой инновационной культуры
в обществе и повышения статуса
инноватора необходимы: поддержка
распространения опыта лучших инноваций, в том числе управленческих и социальных; усиление
роли инноваций для развития
экономики и общества, в том числе путем: формирования системы
популяризации науки, инноваций, инновационной деятельности,
в том числе через общественную рекламу, вовлечение в
пропаганду лидеров общественного мнения, распространение историй
успеха, проведение конкурсов
среди предприятий, ученых и
научных коллективов и других мероприятий; формирования в целях популяризации инновационной
деятельности специализированных учебных
курсов по инновациям в ВУЗах в
рамках специальностей, не
относящихся к сфере высоких технологий. 5.6.
Первоочередное развитие технологических направлений, критически важных
с точки зрения
национальной безопасности и обороноспособности,
предполагает: выделение
наиболее важных для национальной безопасности и обороноспособности технологий
в качестве отдельного
раздела долгосрочного научно-технологического прогноза в целях
организации мониторинга и
прогнозирования ситуации (как внутрироссийской, так и международной) по данным
направлениям; уточнение
перечня критических технологий,
разработку которых государство финансирует
в первоочередном порядке, с точки
зрения выделения важных
для национальной безопасности
технологий, обеспечение их приоритетного
финансирования; организация эффективной
совместной работы научного
сектора, органов государственной власти и бизнеса по научным
исследованиям, опытно-конструкторским работам
и внедрению в
производство соответствующих технологий; усиление поддержки российских компаний,
работающих по ключевым для обеспечения национальной безопасности направлениям технологического развития,
включая использование для этих целей возможностей системы
государственных закупок; поддержку
приобретения российскими
компаниями, работающими в сфере критических
для обеспечения безопасности
технологий, новых технологий, иностранных компаний
(в том числе
путем организационного и
политического содействия приобретению иностранных технологических
компаний); использование потенциала
институтов развития для ускорения процессов консолидации в
высокотехнологичных секторах экономики для создания компаний -
технологических лидеров мирового уровня. 5.7. Реализация Концепции позволит: создать
благоприятную среду для развития
инновационной сферы на территории Новгородской
области; повысить
конкурентоспособность
организаций всех сфер деятельности Новгородской области
за счет инновационной составляющей; вовлечь в производство научно-технический
потенциал области; увеличить
удельный вес инновационной
продукции на душу населения в регионе; увеличить количество субъектов
инновационной деятельности; создать условия для эффективного развития
региона в целом. ------------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|