Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Новгородской области от 20.03.2015 № 82-рг

                        Российская Федерация

                 ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                            РАСПОРЯЖЕНИЕ

           от 20 марта 2015 г. № 82-рг  Великий Новгород

 

    Об утверждении Концепции развития инновационной деятельности

                в Новгородской области до 2020 года

 

 

     1.  Утвердить  предлагаемую  Концепцию  развития инновационной

деятельности в Новгородской области до 2020 года.

     2.    Опубликовать   распоряжение   в   газете   «Новгородские

ведомости».

 

 

     Губернатор

     Новгородской области          С.Г. Митин

 

 

 

                                                 УТВЕРЖДЕНА

                                        распоряжением Правительства

                                        Новгородской области

                                        от 20.03.2015 № 82-рг

 

                             КОНЦЕПЦИЯ

   развития инновационной деятельности в Новгородской области до

                             2020 года

 

     1. Введение

     Концепция  развития  инновационной деятельности в Новгородской

области до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с

основными  направлениями  политики  Российской  Федерации в области

развития инновационной системы на период до 2020 года.

     Настоящая  Концепция  определяет  основную цель и приоритетные

направления  развития  инновационной  деятельности  в  Новгородской

области,  предлагает  формы  и  механизмы государственной поддержки

инновационной  деятельности  в Новгородской области на долгосрочную

перспективу.

     Необходимость разработки Концепции определяется:

     возрастанием    роли    инноваций    как   фактора   повышения

конкурентоспособности и устойчивости экономического развития;

     необходимостью  создания соответствующих условий для активного

вовлечения  научного  и  научно-технического  потенциала в процессы

модернизации производств;

     необходимостью  интеграции  имеющихся  в  Новгородской области

ресурсов и организаций в единую инновационную систему;

     вхождением   России   во   Всемирную  торговую  организацию  и

усилением конкуренции на внутреннем и внешнем рынках продукции.

     Концепция разработана с учетом:

     Федерального  закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке

и государственной научно-технической политике»;

     Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599

«О   мерах   по   реализации  государственной  политики  в  области

образования и науки»;

     Основных  направлений  деятельности  Правительства  Российской

Федерации  на  период  до  2018  года,  утвержденных  Председателем

Правительства  Российской  Федерации  от  31  января  2013  года 

404п-П13;

     распоряжения  Правительства  Российской Федерации от 17 ноября

2008     года          1662-р     «О    Концепции    долгосрочного

социально-экономического развития Российской Федерации на период до

2020 года»;

     областного   закона   от  09.07.2012    100-ОЗ  «О  Стратегии

социально-экономического  развития  Новгородской  области  до  2030

года».

     В Концепции используются следующие понятия:

     инновация  (нововведение)  -  конечный результат инновационной

деятельности,    получивший    реализацию   в   виде   нового   или

усовершенствованного  продукта,  реализуемого  на рынке, нового или

усовершенствованного  технологического  процесса,  используемого  в

практической деятельности;

     инновационная  сфера  -  область деятельности производителей и

потребителей  инновационной  продукции  (работ,  услуг), включающая

создание и распространение инноваций (нововведений);

     инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание

услуг, направленных на:

     создание  и организацию производства принципиально новой или с

новыми   потребительскими  свойствами  продукции  (товаров,  работ,

услуг);

     создание  и  применение  новых  или  модернизацию существующих

способов   (технологий)   производства   продукции,   а   также  их

распространение и использование;

     применение   структурных,  финансово-экономических,  кадровых,

информационных  и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте

продукции  (товаров,  работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат

или создающих условия для такой экономии;

     инновационный   потенциал   (государства,   региона,  отрасли,

организации)  -  совокупность  различных  видов  ресурсов,  включая

материальные,  финансовые,  интеллектуальные,  научно-технические и

иные, необходимые для осуществления инновационной деятельности;

     инновационная    инфраструктура    -    организации,    фирмы,

объединения,     научно-технические    комплексы,    способствующие

осуществлению инновационной деятельности;

     субъекты инновационной деятельности - физические и юридические

лица,   непосредственно   участвующие   в   создании,  внедрении  и

распространении  инноваций,  в  том  числе научно-исследовательские

организации,  инновационные  предприятия, промышленные предприятия,

разрабатывающие   и  выпускающие  новую  продукцию,  предприятия  и

организации    инновационной    инфраструктуры,    иные    субъекты

инновационных процессов;

     инновационная    продукция    -    результаты    инновационной

деятельности,   в   отношении  которых  возникают  экономические  и

правовые отношения между субъектами инновационной деятельности;

     инновационно-технологический  центр  - имущественный комплекс,

предназначенный   для   нормального   функционирования  и  развития

субъектов  инновационной  деятельности, а также содействия процессу

продвижения  результатов их научно-технической деятельности в сферы

материального производства и услуг;

     бизнес-инкубатор  -  организация, предоставляющая свои ресурсы

перспективным инновационным и высокотехнологичным компаниям с целью

внедрения      современных      технологий      и     использования

научно-технического потенциала;

     кластер   -   группа,   состоящая   из   нескольких  компаний,

объединенных общей деятельностью или по территориальному признаку;

     технопарк    -    объединение    предприятий,   осуществляющих

инновационную деятельность и имеющих цель по созданию общей системы

экономико-правового  и  технического  обслуживания,  а  также общей

системы инвестирования и ведения инновационной деятельности;

     центр   трансферта  технологий  -  организация,  содействующая

субъектам  инновационной  деятельности в продвижении инновационного

продукта  на  рынки  сбыта и обеспечивающая доступ к информационным

ресурсам (каталоги, базы данных).

 

     2. Состояние инновационной деятельности в Новгородской области

     В  Новгородской области инновационной деятельностью занимались

научно-исследовательские  и  образовательные  организации. Удельный

вес  инновационно  активных организаций области в 2014 году в общем

числе  обследованных  организаций  составил  6,6  %.  В  2014  году

технологическими    инновациями    занимались    все   инновационно

ориентированные  организации  области,  что  соответствовало уровню

2013   года.   Доля   организаций,  осуществляющих  организационные

инновации  в 2014 году, составила 25,0 %, маркетинговые инновации -

20,0 %.

     Объем отгруженной инновационной продукции в 2014 году составил

5976,6 млн.рублей, что на 48,8 % ниже уровня 2013 года.

     Количество научно-исследовательских и проектно-конструкторских

подразделений  в  организациях увеличилось на 55,9 % и составило 53

единицы.    Среднесписочная    численность    работников   в   этих

подразделениях в 2014 году составила 1637 человек.

     Затраты  на  инновационную  деятельность в 2014 году составили

12118,7  млн.рублей,  что  в  2 раза выше по сравнению с предыдущим

годом.  Затраты  на  технологические  инновации  составили  12117,7

млн.рублей.

     Источниками финансирования затрат на технологические инновации

в  2014  году  являлись  собственные средства организаций - 94,2 %,

доля  средств  федерального  бюджета в общей сумме затрат составила

5,7 %.

     В   2014   году   объем  выполненных  научных  исследований  и

разработок  составил  1511,3  млн.рублей, что на 11,0 % ниже уровня

2013  года.  Основную долю объема научных исследований и разработок

составили   работы,   выполненные   собственными   силами,   1466,9

млн.рублей  (97,1  %).  Численность работников, выполнявших научные

исследования  и  разработки  в  2014 году, составила 1169 человек и

возросла на 3,5 % к уровню 2013 года.

     Анализ   показывает,   что   увеличилось   число  организаций,

осуществляющих  технологические инновации в Новгородской области, в

следующих  видах  экономической деятельности: обработка древесины и

производство  изделий из дерева, производство машин и оборудования,

производство  электрооборудования,  металлургическое производство и

производство готовых металлических изделий.

     Развитие  малого  предпринимательства  в инновационной сфере в

Новгородской  области  является  одним из перспективных направлений

деятельности  органов  исполнительной  власти области всех уровней.

Важным  условием  развития  малого предпринимательства в регионе, в

том  числе  конкурентной  среды,  является  разработка и реализация

комплекса  специальных  мер  по  его  стимулированию и поддержке не

только  на  региональном  уровне,  но  и  на  уровне  муниципальных

образований.

     Стимулирование  инновационной активности региональных компаний

со стороны государства включает следующие мероприятия:

     создание  благоприятных условий для формирования инновационной

среды во всех секторах экономики;

     снижение  инновационных и предпринимательских рисков на этапах

реализации инновационного проекта;

     развитие  интеграционных  связей  между  крупными,  средними и

малыми компаниями;

     содействие  формированию высокотехнологичных, наукоемких малых

предприятий  не только в инфраструктуре промышленного сектора, но и

во всех секторах экономики;

     создание    и   поддержка   высокотехнологичных   компаний   и

стимулирование инновационной активности малых компаний.

 

     3.  Основная  цель и задачи реализации Концепции на территории

Новгородской области

     Основная    цель    реализации    Концепции   -   формирование

конкурентоспособной областной инновационной системы, представляющей

собой  совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых

производством и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий,

и   комплекса   институтов  правового,  финансового  и  социального

характера,  обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных,

предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех

сферах экономики и общественной жизни.

     Основными  задачами,  стоящими  перед Новгородской областью на

пути перехода к инновационной экономике, являются:

     развитие     инфраструктуры     инновационной    деятельности,

формирование  сбалансированного  и устойчиво развивающегося сектора

исследований и разработок, территорий инновационного развития;

     развитие  кадрового  потенциала  в  сфере  науки, образования,

технологий и инноваций;

     развитие  механизмов государственного управления инновационной

деятельностью и государственно-частного партнерства;

     обеспечение  открытости  региональной  инновационной системы и

экономики,  а  также  интеграция региона в общероссийские и мировые

процессы создания и использования нововведений.

     Концепция  направлена  на  обеспечение реализации приоритетных

направлений  развития  науки,  технологий  и техники в Новгородской

области,   утвержденных  постановлением  Администрации  области  от

19.03.2013 № 134:

     информационно-телекоммуникационные системы;

     медицина и здравоохранение;

     агропромышленный комплекс;

     машиностроение, приборостроение и радиоэлектроника;

     инновационные технологии, включая нано-, биотехнологии;

     транспортные и космические системы;

     химическая промышленность;

     экология и рациональное природопользование;

     энергоэффективность и энергосбережение, энергетика.

 

     4.    Приоритетные    направления    развития    инновационной

деятельности в Новгородской области

     Для   реализации   основной   цели  и  задач  Концепции  будут

реализовываться    меры   по   следующим   основным   направлениям,

охватывающим   спрос   и   предложение   инноваций,   а   также  их

институциональную инфраструктуру:

     поддержка   инновационного  бизнеса  и  расширение  спроса  на

инновации в экономике;

     развитие   фундаментальной   науки,   повышение  эффективности

сектора исследований и разработок;

     развитие инновационной инфраструктуры;

     эффективная интеграция в глобальную инновационную систему;

     формирование   новой   инновационной  культуры  в  обществе  и

повышение статуса инноватора;

     первоочередное     развитие    технологических    направлений,

критически  важных  с  точки  зрения  национальной  безопасности  и

обороноспособности.

 

     5. Способы реализации Концепции

     5.1.  Поддержка  инновационного бизнеса и расширение спроса на

инновации в экономике предполагает:

     развитие   конкурентной   среды,   прежде   всего   среды  для

технологической конкуренции и конкуренции в инновациях;

     стимулирование инвестиций в модернизацию технологической базы,

проведение   исследований   и   разработок,   коммерциализацию   их

результатов    и   капитализацию   интеллектуальной   собственности

посредством    бюджетных,    налоговых    и    иных    инструментов

стимулирования;

     создание условий для эффективной рыночной оценки накопленной и

создаваемой  интеллектуальной  собственности и ее использования для

повышения  капитализации компаний, упрощение оборота нематериальных

активов,   вовлечение   в   экономическую   деятельность   объектов

интеллектуальной   собственности,   созданных   за  счет  бюджетных

средств;

     поддержку    создания    и    развития   малого   и   среднего

предпринимательства  в  инновационной  сфере,  в  том  числе  путем

сокращения   административных   барьеров   для  старта  и  развития

инновационного бизнеса и формирования требований по передаче малому

и  среднему инновационному бизнесу части государственных заказов на

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

     создание    благоприятных    условий    для   развития   новых

высокотехнологичных   секторов   экономики,   в   том  числе  путем

совершенствования регулирования на соответствующих рынках продукции

(услуг),  оптимизации существующих инструментов поддержки инноваций

применительно к особенностям перспективных секторов экономики;

     формирование  в  государственном  секторе экономики, а также в

сфере    естественных    монополий    дополнительных   стимулов   к

инновационному развитию путем усиления инновационной направленности

системы  закупок  для  государственных  нужд,  введения в отношении

субъектов естественных монополий и крупных государственных компаний

требований   по   разработке  и  принятию  программ  инновационного

развития,  формированию и реализации технологических дорожных карт,

определения   требований   по   переходу   субъектов   естественных

монополий,  крупных государственных компаний к применению передовых

технологий,  определяющих  более  высокий  уровень технологического

вклада в повышение энергоэффективности.

     5.2.  Развитие  фундаментальной науки, повышение эффективности

сектора исследований и разработок предполагает:

     повышение  конкурентоспособности  исследований  и  разработок,

эффективности  и  результативности  государственных  расходов на их

поддержку и развитие, в том числе путем:

     определения  и уточнения приоритетных направлений исследований

и   разработок   на   основе   долгосрочных  прогнозов  научного  и

технологического развития;

     введения  института  независимой  оценки  деятельности научных

организаций государственного сектора в соответствии с международной

практикой;

     постепенного   увеличения   доли   конкурсного  финансирования

научных     исследований,     расширения    роли    государственных

научно-технических    фондов   в   финансировании   фундаментальных

исследований,  распределения  к  2020  году  на  конкурсной  основе

большей  части бюджетных средств для финансирования фундаментальных

исследований;

     расширения       состава      инструментов      финансирования

государственного  сектора  науки,  включая  фундаментальную  науку,

опережающего       развития       инструментов       финансирования

научно-исследовательских     и     опытно-конструкторских    работ,

обеспечивающих  рациональное  разделение рисков между государством,

наукой  и  бизнесом,  увеличение  софинансирования  из внебюджетных

источников;

     поддержки   на  конкурсной  основе  среднесрочных  комплексных

программ   развития   ведущих   научных   и  научно-образовательных

организаций;

     формирования   и   реализации   комплекса   мер   по  развитию

негосударственного сектора науки;

     развитие  материально-технической базы науки, включая развитие

сети центров коллективного пользования;

     содействие  развитию  внутрифирменной (корпоративной) науки, в

том  числе  путем  расширения  ее  доступа  к  уникальному научному

оборудованию  в  рамках  поддерживаемой  государством инновационной

инфраструктуры    центрам  коллективного  пользования), поддержки

распространения  среди  предприятий лучших достижений в организации

внутрифирменных инновационных систем;

     обеспечение  государственной  поддержки развития инжиниринга и

проектной  деятельности,  в  том  числе путем поддержки проектов по

созданию  инжиниринговых центров, центров дизайна, сертификационных

центров,  содействие  предприятиям  в  проведении  технологического

аудита;

     осуществление   модернизации   кадровой  политики  российского

сектора  исследований  и  разработок,  в  том  числе путем создания

механизмов привлечения молодых специалистов в науку и инновационные

виды   деятельности   (планирование   карьеры,   введение   системы

индивидуальных   грантов   для   молодых   ученых,   их  поощрений,

государственного  субсидирования ипотеки для молодых специалистов в

сфере    науки,    инжиниринга,    проектной   деятельности,   иных

высокотехнологичных  видов  деятельности,  предоставление  грантов,

займов   и   венчурное  финансирование  на  реализацию  собственных

разработок);

     реформирование   системы   оплаты   труда   в  сфере  науки  и

образования,    устанавливающей   зависимость   оплаты   труда   от

результатов  и качества работы, внедрение новых форм финансирования

фундаментальной науки (проектное финансирование, гранты и т.д.);

     содействие    повышению   качества   менеджмента   в   научных

организациях  для  реализации  инновационных проектов и обеспечения

эффективного взаимодействия с бизнесом;

     содействие  расширению  и  ускорению использования в экономике

результатов российских исследований и разработок, в том числе путем

развития   инструментов   трансфера   результатов   исследований  и

разработок между гражданской и военной сферой.

     5.3. Развитие инновационной инфраструктуры предполагает:

     радикальное повышение эффективности существующей инновационной

инфраструктуры   (особые   экономические   зоны,  центры  трансфера

технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д.);

     развитие финансовой инновационной инфраструктуры, формирование

системы   поддержки   инноваций   на   основе  институтов  развития

(государственная  корпорация  «Банк  развития и внешнеэкономической

деятельности   (Внешэкономбанк)»,   открытое  акционерное  общество

«Российская   венчурная   компания»,   государственная   корпорация

«Российская корпорация нанотехнологий» и т.д.);

     создание  с  государственным участием фондов прямых инвестиций

для  повышения капитализации высокотехнологичных компаний, развитие

венчурного    финансирования,    создание    государственных    или

частно-государственных   фондов   финансирования  отдельных  стадий

развития инновационного бизнеса;

     ускоренное  развитие технического регулирования как важнейшего

инструмента    стимулирования    инновационного    развития   путем

модернизации  устаревших регламентов и стандартов, которые являются

барьерами  в  расширении  инновационной  деятельности  предприятий,

последовательного  и  предсказуемого  на  долгосрочную  перспективу

ужесточения  требований к эффективности использования предприятиями

природных  ресурсов,  безопасности продукции (услуг) для экологии и

здоровья    населения,   снижению   энерго-   и   материалоемкости,

определения    системы   соответствующих   поощрений   и   санкций,

гармонизации   российских  стандартов  с  международными  в  первую

очередь  по тем направлениям, где существуют перспективы расширения

экспорта инновационной продукции;

     принятие   технических   регламентов,   стандартов  и  правил,

способствующих    расширению    практики   и   ускорению   создания

высокотехнологичных совместных предприятий и аутсорсинга;

     упрощение  и  ускорение  процедур  сертификации, в том числе в

соответствии с международными стандартами качества;

     развитие  инструментов  стимулирования взаимодействия научных,

образовательных  организаций и бизнеса в инновационной сфере, в том

числе   путем   формирования   технологических   платформ  в  целях

обеспечения   взаимодействия  бизнеса  и  науки  по  определению  и

развитию   перспективных   направлений  технологического  развития,

развития механизма софинансирования расходов компаний на проведение

исследований  и  разработок  с  применением  системы предоставления

грантов,    софинансирования   реализации   сетевых   инновационных

проектов,   поддержки   долгосрочных  инновационных  партнерств  по

приоритетным для развития экономики технологическим направлениям;

     поддержка  (финансовая,  административная  и инфраструктурная)

формирования  высокотехнологичных  кластеров, продвижения продукции

этих кластеров на внутреннем и мировом рынках.

     5.4. Эффективная интеграция в глобальную инновационную систему

предполагает:

     поддержку  вхождения  российских предприятий в бизнес-альянсы,

направленные  на  создание  технологий и продуктов, имеющих высокий

уровень  конкурентоспособности,  при  условии  передачи  российским

участникам таких альянсов соответствующих технологий и прав на них;

     устранение  ограничений  по  доступу  российских предприятий к

современным иностранным технологиям;

     содействие,    в   том   числе   путем   создания   фондов   с

государственным   участием,   укрупнению,  повышению  капитализации

национальных   высокотехнологичных   компаний,   стимулирование  их

консолидации;

     обеспечение   участия   России  в  глобальных  технологических

проектах,  международных  программах  и исследовательских сетях для

интеграции в мировое научно-технологическое пространство;

     разработка    и    реализация    на    основе    долгосрочного

технологического  прогноза  масштабных  проектов  в  сфере развития

отдельных технологий;

     интеграция  российского  сектора  исследований  и разработок в

глобальную    инновационную    систему,   развитие   международного

сотрудничества,    обеспечение    доступа   российских   ученых   к

исследовательской базе ведущих зарубежных научных центров;

     принятие    и    реализация   программы   поддержки   экспорта

высокотехнологичной продукции, услуг, технологий;

     формирование  механизма  поддержки  создания  и  капитализации

российских  высокотехнологичных  брендов,  компенсации  расходов на

зарубежное    патентование    и    защиту   прав   интеллектуальной

собственности   за   рубежом,   усиление   внимания  к  этой  сфере

внешнеэкономической  деятельности  со  стороны посольств и торговых

представительств   Российской   Федерации,   а   также   в   рамках

деятельности         межправительственных        комиссий        по

торгово-экономическому сотрудничеству;

     поддержку покупки зарубежных активов - технологических доноров

и  центров  подготовки  персонала,  в  том  числе  инжиниринговых и

проектных компаний;

     развитие  и  поддержку  программ  по  академическому  обмену и

стажировке  российских  студентов  и  преподавателей  за  рубежом и

иностранных  -  в  России,  поддержку  привлечения  ученых мирового

уровня для преподавательской деятельности в России;

     вовлечение  российских  ученых,  уехавших за рубеж, в развитие

российской  науки  и  технологий,  в  том числе путем их участия на

платной  основе  в  российских научных проектах и преподавательской

деятельности.

     5.5.  Для формирования новой инновационной культуры в обществе

и повышения статуса инноватора необходимы:

     поддержка  распространения опыта лучших инноваций, в том числе

управленческих и социальных;

     усиление  роли  инноваций для развития экономики и общества, в

том числе путем:

     формирования    системы    популяризации   науки,   инноваций,

инновационной деятельности, в том числе через общественную рекламу,

вовлечение    в    пропаганду    лидеров    общественного   мнения,

распространение   историй   успеха,   проведение   конкурсов  среди

предприятий, ученых и научных коллективов и других мероприятий;

     формирования  в целях популяризации инновационной деятельности

специализированных  учебных  курсов  по инновациям в ВУЗах в рамках

специальностей, не относящихся к сфере высоких технологий.

     5.6.   Первоочередное  развитие  технологических  направлений,

критически  важных  с  точки  зрения  национальной  безопасности  и

обороноспособности, предполагает:

     выделение  наиболее  важных  для  национальной  безопасности и

обороноспособности   технологий   в   качестве  отдельного  раздела

долгосрочного  научно-технологического прогноза в целях организации

мониторинга и прогнозирования ситуации (как внутрироссийской, так и

международной) по данным направлениям;

     уточнение  перечня  критических технологий, разработку которых

государство  финансирует  в  первоочередном порядке, с точки зрения

выделения   важных   для   национальной   безопасности  технологий,

обеспечение их приоритетного финансирования;

     организация  эффективной  совместной  работы научного сектора,

органов  государственной власти и бизнеса по научным исследованиям,

опытно-конструкторским   работам   и   внедрению   в   производство

соответствующих технологий;

     усиление поддержки российских компаний, работающих по ключевым

для     обеспечения    национальной    безопасности    направлениям

технологического  развития,  включая  использование  для этих целей

возможностей системы государственных закупок;

     поддержку  приобретения  российскими компаниями, работающими в

сфере  критических  для  обеспечения безопасности технологий, новых

технологий,    иностранных    компаний        том   числе   путем

организационного    и    политического    содействия   приобретению

иностранных технологических компаний);

     использование  потенциала  институтов  развития  для ускорения

процессов консолидации в высокотехнологичных секторах экономики для

создания компаний - технологических лидеров мирового уровня.

     5.7. Реализация Концепции позволит:

     создать  благоприятную  среду для развития инновационной сферы

на территории Новгородской области;

     повысить    конкурентоспособность    организаций   всех   сфер

деятельности    Новгородской    области   за   счет   инновационной

составляющей;

     вовлечь в производство научно-технический потенциал области;

     увеличить   удельный   вес  инновационной  продукции  на  душу

населения в регионе;

     увеличить количество субъектов инновационной деятельности;

     создать условия для эффективного развития региона в целом.

 

                     -------------------------


Информация по документу
Читайте также