Расширенный поиск

Постановление Администрации Новгородской области от 11.05.2001 № 178

                        Российская Федерация
                АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
             от 11 мая 2001 г. № 178  Великий Новгород

 О губернаторской программе "Здоровая мать - здоровый ребенок" на
                          2001-2003 годы

   (В редакции Постановлений Администрации Новгородской области
          от 26.07.2001 г. N 285; от 09.12.2002 г. N 275;
                      от 29.07.2003 г. N 209)


     В   целях  совершенствования  организации  медицинской  помощи
женщинам  и  детям,  снижения  уровня  материнской  и  младенческой
смертности
ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1.  Утвердить  прилагаемую  губернаторскую программу "Здоровая
мать - здоровый ребенок" на 2001-2003 годы (далее Программа).
     2. Комитету   финансов   области   при   формировании  проекта
областного  бюджета предусматривать ежегодно средства на реализацию
вышеуказанной Программы.
     3. Рекомендовать  областному  фонду обязательного медицинского
страхования принять участие в софинансировании Программы.
     4. Рекомендовать Главам городов и районов области:
     4.1.  При  формировании  проектов  бюджетов  городов и районов
ежегодно   предусматривать  средства  для  реализации  Программы  в
размерах, определенных Программой;
     4.2.  В дополнение к указанной Программе разрабатывать местные
программы по охране здоровья матери и ребенка.
     5. Рекомендовать   федеральному   государственному  унитарному
предприятию    "Новгородская    государственная   телевизионная   и
радиовещательная  компания "Славия" организовать постоянную рубрику
"Здоровая   мать   -   здоровый  ребенок"  в  передачах  областного
телевидения и радио.
     6. Главам  городов и районов области представлять информации о
ходе  выполнения Программы в Администрацию области ежеквартально до
5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
     7. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.


     Губернатор области          М.М.Прусак



                                                 Утверждена
                                       постановлением Администрации
                                       области от 11.05.2001 № 178

                     ГУБЕРНАТОРСКАЯ ПРОГРАММА
       "Здоровая мать - здоровый ребенок" на 2001-2003 годы

   (В редакции Постановления Администрации Новгородской области
                      от 09.12.2002 г. N 275)

                         ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование        губернаторская   программа   "Здоровая  мать  -
Программы:          здоровый  ребенок"  на  2001-2003  годы  (далее
                    Программа)

Правовая            Президентская   программа   "Дети   России"  на
основа              2001-2002 гг.,
Программы:          федеральная   целевая   программа   "Безопасное
                    материнство"  на  2001-2002 годы, постановление
                    Правительства   Российской   Федерации   от  21
                    августа  1992 года № 610 "О неотложных мерах по
                    улучшению положения детей в России"

Дата принятия       10 августа 2000 года
решения о 
разработке 
Программы:

Руководитель        главный педиатр области Котова Т.Е.
Программы:

Разработчик         комитет по охране здоровья населения области.
Программы:

Исполнители:        комитет по охране здоровья населения,
                    Администрации  городов  и  районов  области (по
                    согласованию),    организации   здравоохранения
                    государственной     и     муниципальной    форм
                    собственности

Обоснование         в   условиях  социально-экономического  кризиса
Программы:          общества  проблемы  матери  и  ребенка достигли
                    предельной   остроты   и   их  безотлагательное
                    решение стало жизненно необходимым.
                    В      Новгородской      области      нарастают
                    неблагоприятные   тенденции  в  демографических
                    процессах.
                    За   последние  10  лет  рождаемость  снизилась
                    более   чем  в  2  раза,  естественный  прирост
                    населения   снизился   в   10  раз  и  приобрел
                    отрицательные    значения.    Есть    основания
                    говорить о депопуляции населения области.
                    Ухудшается    состояние   здоровья   беременной
                    женщины  и новорожденного ребенка. За последние
                    5  лет заболеваемость анемией беременных женщин
                    выросла  на 154 процента, токсикозами - на 23,6
                    процента,  инфекциями  половой  сферы  -  на 38
                    процентов.
                    Результатом      реализации      губернаторской
                    программы  "Здоровая  мать - здоровый ребенок "
                    в  1998-2000  гг.  стала  стабилизация  и  даже
                    некоторое   снижение   показателя  младенческой
                    смертности   по   области   (1997   г.  -  18,2
                    промилле,  1998  г.  - 16,8 промилле, 1999 г. -
                    13,5  промилле), но все же он остается довольно
                    высоким    в    некоторых    районах    области
                    (Любытинский  -  32,8 промилле, Маловишерский -
                    31,3  промилле,  Старорусский  - 29,9 промилле,
                    Новгородский  -  29,2 промилле, Солецкий - 29,1
                    промилле и др.)
                    Заболеваемость     новорожденных    по-прежнему
                    высока  (1997  г.  -  252,4 промилле, 1998 г. -
                    360,3  промилле,  1999  г.  - 173,9 промилле по
                    данным   детских  консультаций).  Увеличивается
                    смертность    новорожденных    от    врожденных
                    аномалий  развития.  В  первые  6 дней жизни от
                    этой  патологии  погибает  около  40  процентов
                    всех  умерших  в  этом  возрасте и 25 процентов
                    всех умерших детей до 1 года.
                    Неуклонно  растет  заболеваемость детей первого
                    и  второго  года жизни. При этом наследственная
                    и   врожденная  патология  становится  основной
                    причиной  инвалидности  с детства. На лечение и
                    выхаживание     этого    контингента    больных
                    расходуются  огромные  средства. В связи с этим
                    особенно    актуальной    становится   проблема
                    совершенствования  медикогенетической  службы в
                    области,    развития    дородовой   диагностики
                    наследственных    заболеваний,   предупреждения
                    формирования инвалидности у детей.
                    Учитывая   высокую  распространенность  фоновых
                    заболеваний   среди   детей   раннего  возраста
                    (анемия,  рахит,  гипотрофия),  особое внимание
                    на  местах  должно быть обращено на обеспечение
                    детей    адаптированными   молочными   смесями,
                    обогащенными витаминами и микроэлементами.
                    Поддержка   грудного   вскармливания,   широкое
                    распространение       практики      совместного
                    пребывания   матери   и   ребенка  в  родильных
                    отделениях    должны    привести   к   снижению
                    заболеваемости матери и ребенка.
                    Некачественное   оказание   медицинской  помощи
                    детям    раннего   возраста   при   критических
                    состояниях  в  условиях  городских  и  районных
                    лечебно-профилактических   учреждений   нередко
                    становится   причиной   гибели   детей.  Многие
                    больницы     не     располагают     необходимым
                    оборудованием   и   условиями  для  выхаживания
                    тяжелобольных.   Отсутствует  стройная  система
                    дистанционного        консультирования        и
                    транспортировки     младенцев    в    отделение
                    реанимации  ГМУ  "Областная детская клиническая
                    больница" (далее ДОКБ).
                    В  связи  с  этим крайне необходима организация
                    эффективной  системы взаимодействия организации
                    здравоохранения  области  с  ДОКБ  по  оказанию
                    экстренной  помощи  детям  при  жизнеугрожающих
                    состояниях.
                    Ведущим   звеном   этой  системы  должен  стать
                    реанимационно-консультативный    центр    (РКЦ)
                    ДОКБ,  оснащенный  специальным  автотранспортом
                    (реанимобилем).         Помощь         опытных,
                    высококвалифицированных    реаниматологов   РКЦ
                    должна  стать  доступной  детям  в  любой точке
                    области.
                    Представляется    очень    важным    укрепление
                    первичного  звена  здравоохранения, обеспечение
                    каждой     больницы     минимальным     набором
                    медицинского    оборудования    для   планового
                    наблюдения,   обследования   и   лечения  детей
                    раннего     возраста,    в    том    числе    и
                    автотранспортом   для   организации  регулярной
                    выездной работы на селе.
                    Разумное   сочетание  регионализации  (развития
                    педиатрической     службы    на    местах)    и
                    централизации   интенсивной   и  реанимационной
                    помощи  детям  раннего возраста в ДОКБ приведет
                    к     устойчивому     снижению     госпитальной
                    летальности   и   младенческой   смертности   в
                    отдельных районах и в масштабах всей области.
                    По-прежнему    сохраняет    свою   актуальность
                    качественная   подготовка   кадров   врачей   и
                    среднего  медицинского  персонала,  обеспечение
                    условий   для  наиболее  полной  реализации  их
                    профессионального потенциала.

Цели Программы:     снижение   уровня   материнской,   младенческой
                    заболеваемости   и   смертности.   Профилактика
                    наследственных    заболеваний    и   врожденных
                    пороков   развития   у   детей,  предупреждение
                    детской инвалидности.

Задачи Программы:   охрана    репродуктивного    здоровья   женщин,
                    медико-экологическое  картографирование области
                    по показателям репродуктивной функции женщин.
                    Совершенствование    системы    прогнозирования
                    отдельных  состояний  у беременных с выделением
                    групп риска.
                    Внедрение   стандартов   оказания   медицинской
                    помощи женщинам и детям.
                    Совершенствование     диагностики,     лечения,
                    медицинской  реабилитации  при  заболеваниях  у
                    детей   во  всех  организациях  здравоохранения
                    области.
                    Создание  единой  системы  оказания  экстренной
                    медицинской  помощи  детям  во  главе с РКЦ при
                    ДОКБ.
                    Внедрение    программы    поддержки    грудного
                    вскармливания повсеместно в области.
                    Реализация     комплекса     мероприятий     по
                    профилактике детской инвалидности.
                    Укрепление     материально-технической     базы
                    подразделений    детства    и   родовспоможения
                    организации здравоохранения области.
                    Повышение  квалификации  специалистов-педиатров
                    и  акушеров-гинекологов  по  вопросам  оказания
                    качественной  медицинской  помощи  беременным и
                    детям раннего возраста.
                    Систематическая  работа  со средствами массовой
                    информации  по  освещению вопросов, связанных с
                    формированием    здоровой    семьи,   рождением
                    здорового ребенка.

Механизм реализации Программа   осуществляется   в  соответствии  с
Программы:          прилагаемыми       основными      направлениями
                    деятельности и планом мероприятий.

Сроки реализации    2001-2003 годы
Программы:

Ожидаемые конечные  снижение     перинатальной    и    младенческой
результаты          смертности на 10 процентов:
реализации          снижение  заболеваемости  новорожденных  на  15
Программы:          процентов;
                    снижение   досуточной   летальности   и  ранней
                    неонатальной смертности на 20 процентов,
                    снижение   уровня  инвалидизации  детей  на  10
                    процентов;
                    снижение материнской смертности.

Система организации представление     информации    о    выполнении
контроля за         Программы:
исполнением         Главами     городов     и    районов    области
Программы:          ежеквартально - в Администрацию области;                   
                    комитетом  по охране здоровья населения области
                    ежегодно   -   в  Министерство  здравоохранения
                    Российской Федерации

      ОБЪЕМЫ     И    ИСТОЧНИКИ    ФИНАНСИРОВАНИЯ    ПРОГРАММЫ    -
ориентировочная стоимость Программы - 83,3 млн. руб.

------------------------------------------------------------------------
Источник                      Всего          В том числе по годам
финансирования                (млн. руб.)    ---------------------------
                                             2001       2002        2003
------------------------------------------------------------------------
Областной бюджет              6,3            2,7        1,2         2,4

Бюджеты городов и районов     14,9           6,7        4,6         3,6

Федеральный бюджет <*>        4,6            1,6        1,5         1,5

Средства обязательного        54,7           13,0       13,8        27,9
медицинского страхования

Прочие источники              2,8            0,6        1,1         1,1

Итого                         83,3           24,6       22,2        36,5
------------------------------------------------------------------------
--------------------------------
<*>       В  рамках  Соглашения между Министерством здравоохранения
          Российской    Федерации,   федеральным   фондом   ОМС   и
          Администрацией    Новгородской    области    (заключается
          ежегодно).
     (Раздел  в  редакции  Постановления Администрации Новгородской
области от 09.12.2002 г. N 275)

                 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     1. Совершенствование  организации  медицинской помощи женщинам
        и детям путем:
     раннего выявления риска беременности у женщин;
     диспансеризации   женщин   детородного  возраста  с  созданием
компьютерных  баз данных и компьютерных картотек по фактору риска -
патология последа (приложение 1);
     диспансеризации  женщин детородного возраста с факторами риска
в  анамнезе:  алкоголь, наркотики, тяжелые психические заболевания,
эндокринные   заболевания,   создания  компьютерных  баз  данных  и
картотек (приложение 1);
     своевременной   госпитализации   беременных   групп   риска  в
организации  здравоохранения  II-III уровня для планового лечения и
родоразрешения;
     совершенствования    метода   прогнозирования   патологических
состояний  новорожденных  с  созданием  компьютерных  баз  данных и
компьютерных  картотек  на  группы  риска и размещением программы в
сети ИНТЕРНЕТ (приложение 1);
     оказания    эффективной    первичной   реанимационной   помощи
младенцам в любом родильном отделении области;
     выполнения  комплекса  мероприятий  по  реализации  стандартов
оказания  медицинской  помощи детям раннего возраста, находящимся в
критическом состоянии (приложение 2);
     организации     консультативной    помощи    неонатологам    и
реаниматологам силами РКЦ ДОКБ (приложение 2);
     организации  плановой  и экстренной перегоспитализации детей в
критическом  состоянии в отделение интенсивной терапии и реанимации
детской   областной   клинической   больницы   (далее   ИТАР  ДОКБ)
(приложение 3);
     создания   3-уровневой   системы  оказания  экстренной  помощи
новорожденным  и  детям раннего возраста, распределения организации
здравоохранения   области   по   уровням   с  определением  объемов
оказываемой  медицинской  помощи  детям  в  зависимости от мощности
учреждения (приложения 2, 3);
     улучшения   качества  оказания  реанимационной  и  интенсивной
помощи детям в ИТАР ДОКБ (учреждении III уровня);
     внедрения   программы   поддержки   грудного  вскармливания  в
учреждениях Великого Новгорода и в масштабах всей области;
     расширения  практики совместного пребывания матери и ребенка в
родильных   отделениях   и   отделениях   патологии   новорожденных
(приложение 4);
     централизованной  закупки сухих адаптированных молочных смесей
для детей первого года жизни (приложение 10);
     обеспечения    беременных   витаминами   и   железосодержащими
препаратами,    отпускаемыми    на    бесплатной    основе    через
амбулаторно-поликлиническую    сеть   организаций   здравоохранения
области (приложение 8);
     обеспечения   детей   первого   года   жизни   биопрепаратами,
отпускаемыми на бесплатной основе (приложение 9);
     компьютерного  анализа  структуры  младенческой  смертности по
учреждениям,   районам   и   по  области  в  целом  (ежеквартально,
приложение 1);
     изучения    показателей    репродуктивной    функции   женщин,
медико-экологического    картографирования    области,   реализации
комплекса  мероприятий  по охране репродуктивного здоровья женщин и
девочек-подростков в Великом Новгороде (приложение 7).

     2. Профилактика детской инвалидности путем:
     проведения  массового антенатального ультразвукового скрининга
беременных   на   предмет  выявления  врожденной  патологии  плода,
несовместимой  с  жизнью, и прерывания беременностей по медицинским
показаниям;
     проведения     массового     скрининга     новорожденных    на
фенилкетонурию  и гипотиреоз на всей территории области (приложения
13, 15);
     организации  своевременной  хирургической коррекции врожденных
пороков  сердца  у  детей  раннего  возраста в федеральных клиниках
Санкт-Петербурга и Москвы (приложения 13, 16);
     поэтапного  внедрения скрининга слуха и зрения у детей раннего
возраста  во  всех организациях здравоохранения области (приложения
13, 14);
     внедрения  ультразвукового скрининга органов брюшной полости у
детей  первого года жизни с целью раннего выявления онкозаболеваний
и  врожденных  пороков развития органов брюшной полости (приложение
13);
     внедрения  программы  раннего  выявления  задержек  развития у
детей,  начиная  с  трехмесячного  возраста,  и  организации службы
раннего     вмешательства    поэтапно    во    всех    организациях
здравоохранения области (приложение 13);
     совершенствования   деятельности   медико-генетической  службы
области;
     проведения   скрининга  беременных  на  биохимические  маркеры
врожденных пороков развития плода (приложение 19) (Дополнен       -
Постановление        Администрации       Новгородской       области
от 09.12.2002 г. N 275);
     проведения   двукратного  обследования  беременных  женщин  на
инфекции, передающиеся половым путем (приложение 20); (Дополнен   -
Постановление        Администрации       Новгородской       области
от 09.12.2002 г. N 275);
     организации  профилактики  синдрома  дыхательных расстройств у
недоношенных   новорожденных   в   родильных   домах   и  родильных
отделениях сурфактантом (приложение 21). (Дополнен  - Постановление
Администрации Новгородской области от 09.12.2002 г. N 275).

     3. Материально-техническое     оснащение     службы     охраны
        материнства и детства на различных этапах путем:
     оснащения   организаций  здравоохранения  области  медицинским
оборудованием  в  соответствии  со стандартами минимальных перечней
оборудования  для  оказания  экстренной  медицинской  помощи  детям
раннего  возраста в зависимости от мощности учреждения (по уровням)
(приложение 5);
     оснащения    родовспомогательных    и    детских    учреждений
медицинским  оборудованием  для  обеспечения  выполнения стандартов
наблюдения,   обследования  и  лечения  детей  раннего  возраста  в
амбулаторных и стационарных условиях (приложение 6, 6А);
     оснащения  отделения  патологии новорожденных ДОКБ необходимым
медицинским  инвентарем и мебелью для организации поста совместного
пребывания матери и новорожденного ребенка (приложение 4);
     проведения     капитальных     и    косметических    ремонтов,
реконструкций    в   подразделениях   детства   и   родовспоможения
организаций  здравоохранения  государственной  и муниципальной форм
собственности (приложение 11);
     обеспечения  организаций  здравоохранения  области  санитарным
автотранспортом    для   организации   плановых   осмотров   детей,
проживающих в сельской местности (приложение 6).

     4. Повышение квалификации специалистов путем:
     обучения   акушеров-гинекологов,  педиатров,  неонатологов  на
выездных  циклах и учебных базах медицинских ВУЗов Санкт-Петербурга
и Москвы (приложение 12);
     обучения  врачей,  фельдшеров  и  других  средних  медицинских
работников  методам  оказания  интенсивной  и реанимационной помощи
детям   раннего   возраста   на   выездных  районных  семинарах  по
утвержденной программе;
     обучения  врачей  педиатров  и  акушеров  по вопросам оказания
первичной  реанимационной  помощи новорожденным в родильном зале на
базе  муниципального  медицинского  учреждения  "Родильный дом № 1"
Великого Новгорода (приложение 12).

     5. Информационное обеспечение Программы путем:
     организации  постоянной  рубрики  "Здоровая  мать  -  здоровый
ребенок"  на областном телевидении, радио и в печати с привлечением
специалистов   в   области  акушерства  и  гинекологии,  педиатрии,
генетики  раннего вмешательства для освещения вопросов, связанных с
формированием   здоровой   семьи,   рождением   здорового   ребенка
(приложение 17);
     тиражирования   методических   рекомендаций   для  медицинских
работников  по  вопросам  антенатальной  охраны  плода,  сохранения
репродуктивного  здоровья населения, оказания реанимационной помощи
детям,  поддержки грудного вскармливания, профилактики инвалидности
у  детей,  а  также  других  материалов,  освещающих возможные пути
снижения материнской и младенческой смертности (приложение 18).

     Приложения  1-18  к  губернаторской программе "Здоровая мать -
здоровый ребенок" на 2001-2003 годы в базу не введены.

Информация по документу
Читайте также