Расширенный поиск
Постановление Областной Думы Новгородской области от 24.09.2003 № 503-III одРоссийская Федерация НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 сентября 2003 г. № 503-III ОД Великий Новгород О правовом обосновании позиции при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации В соответствии с уведомлением Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года № 7516 Новгородская областная Дума ПОСТАНОВИЛА: 1. Принять прилагаемое правовое обоснование позиции по поводу проверки конституционности положений подпункта 13 пункта 2 и подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2005-1 "О государственной пошлине" (далее - правовое обоснование позиции). 2. Подтвердить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Новгородской областной Думы от 26.03.2003 № 340-III ОД с учетом правового обоснования позиции. Председатель областной Думы А.А.Бойцев Приложение к постановлению областной Думы от 24.09.2003 № 503-III ОД ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОЗИЦИИ по поводу проверки конституционности подпункта 13 пункта 2 и подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2005-1 "О государственной пошлине" 1. Направленный Новгородской областной Думой запрос о проверке конституционности отдельных положений статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2005-1 "О государственной пошлине" от 26.03.2003 № 340-III ОД обосновывает неопределенность в вопросе о соответствии оспариваемой нормы статьи 130 Конституции Российской Федерации тем, что она возникла в правоприменительной практике судов и установлена была необходимостью принятия соответствующих актов Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые расширяют буквальное содержание указанной статьи. Однако эти разъяснения не создали однозначной правоприменительной судебной практики, что и подтверждается конкретными примерами этой практики в судах общей юрисдикции, которые истолковывают и применяют положения статьи 5 и указанные разъяснения неоднозначно, противоречиво, что в конечном счете и приводит к коллизии конституционных прав местного самоуправления (статьи 130, 133 Конституции Российской Федерации). Неопределенность отдельных положений вышеуказанной нормы также подтверждается несоответствием буквального содержания аналогичного положения, содержащегося в подпункте 14 пункта 1 статьи 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и определяющего в качестве основания по освобождению от уплаты государственной пошлины не абстрактные "общественные интересы", а конкретные "интересы муниципального образования", исходя из смысла статьи 130 Конституции Российской Федерации. Таким образом, учитывая неопределенность отдельных положений статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", неоднозначность применения этой нормы в судебной практике возникает проблема с реализацией конституционной гарантии местному самоуправлению на судебную защиту (статья 133 Конституции Российской Федерации), так как освобождение от уплаты государственной пошлины осуществляется только в случаях обращения органов местного самоуправления в качестве истца. Кроме того, понятие "общественные интересы" не соответствует понятию "местное самоуправление", изложенному в статье 130 Конституции Российской Федерации, которое определяет местное самоуправление не как социальное (общественное) явление, а как муниципальную публичную власть, исходя из взаимосвязи статьи 130 со статьями 3, 12 Конституции Российской Федерации и положениями постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.98 № 3-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.06.99 № 105-О, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2000 № 15-П (Собрание Законодательства Российской Федерации, 1998, № 4, ст. 532; 1999, № 31, ст. 4037; 2000, № 50, ст. 4943). Учитывая изложенное и в соответствии с пунктом 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2003 № 6-П (Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 2003, № 3, с. 58), предусматривающим, что в судебной практике должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению нормативных положений, в тех случаях, когда неоднозначность и противоречивость в истолковании и применении правовых норм приводит к коллизии реализуемых на их основе конституционных прав, вопрос об устранении такого противоречия приобретает конституционный аспект и, следовательно, относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, который, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого нормативного акта, так и смысл, придаваемый ему сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, обеспечивает в этих случаях выявление конституционного смысла действующего права. 2. Исходя из статуса местного самоуправления как муниципальной публичной власти и положений статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", органам местного самоуправления как и органам государственной власти запрещается совмещение функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов. Таким образом, результатом выяснения соответствующим судом в каждом конкретном случае, с учетом фактических обстоятельств дела, вопроса о том, выступает ли орган местного самоуправления в суде в защиту государственных или общественных интересов, должен являться вывод не об освобождении или неосвобождении от уплаты государственной пошлины, а вывод о том, вправе или не вправе орган публичной власти выступать в защиту этих конкретных интересов. На основании изложенного, правовое обоснование позиции по поводу проверки конституционности отдельных положений статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" уточняется в следующей редакции: "Проверить подпункт 13 пункта 2 и подпункт 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" в части освобождения органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины по рассматриваемым в судах делам на предмет соответствия части второй статьи 3, статьям 12, 130, 133 Конституции Российской Федерации, так как в правоприменительной практике имеется неопределенность в вопросе о соответствии оспариваемой нормы указанным статьям Конституции Российской Федерации, исходя из несоответствия понятий "общественные" и "муниципальные" интересы и неполноты буквального содержания указанных положений статьи 5, выражающейся в неясности процессуального статуса органа местного самоуправления (только истец)". Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|