Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Новгородской области от 29.10.2003 № 547-III од

                        Российская Федерация
                   НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
        от 29 октября 2003 г. № 547-III ОД  Великий Новгород

    О законодательной инициативе Новгородской областной Думы по
   внесению проекта федерального закона "О внесении изменения в
    статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по
 налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери"


     В   соответствии   со   статьей   104  Конституции  Российской
Федерации Новгородская областная Дума
ПОСТАНОВИЛА:
     1. Внести    в    порядке    законодательной    инициативы   в
Государственную  Думу  Федерального  Собрания  Российской Федерации
прилагаемый  проект  федерального  закона  "О  внесении изменения в
статью   1   Федерального  закона  "О  проведении  эксперимента  по
налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери".
     2. Направить    указанный   проект   федерального   закона   в
Правительство Российской Федерации на заключение.
     3. Назначить  представителем  Новгородской  областной Думы при
рассмотрении  законодательной  инициативы  в  Государственной  Думе
Федерального  Собрания Российской Федерации по проекту федерального
закона  "О  внесении  изменения  в  статью 1 Федерального закона "О
проведении  эксперимента  по налогообложению недвижимости в городах
Великом  Новгороде и Твери" заместителя председателя областной Думы
Фабричного С.Ю.
     4. Обратиться  к  депутатам  Государственной Думы Федерального
Собрания  Российской  Федерации  Биндюкову  Н.Г.  и  Зеленову Е.А.,
членам  Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Бурбулису  Г.Э. и Сорокину М.М., фракциям "Единство" и "Союз правых
сил",  депутатским  группам  "Регионы  России" и "Народный депутат"
Государственной  Думы  Федерального Собрания Российской Федерации с
просьбой   поддержать   законодательную   инициативу   Новгородской
областной Думы.


     Председатель
     областной Думы          А.А.Бойцев


                                                Вносит Новгородская
                                                областная Дума

                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

        О внесении изменения в статью 1 Федерального закона
           "О проведении эксперимента по налогообложению
         недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери"

     Статья 1.
     Внести  в  статью 1 Федерального закона от 20 июля 1997 года №
110-ФЗ  "О  проведении эксперимента по налогообложению недвижимости
в  городах  Великом  Новгороде  и Твери" (Собрание законодательства
Российской  Федерации,  1997,  № 30, ст. 3582, 1999, № 47, ст.5614)
следующее изменение:
     слова  "в  1997-2003  годах"  заменить  словами  "в  1997-2005
годах".

     Статья 2.
     Настоящий  Федеральный  закон  вступает в силу с 1 января 2004
года.


     Президент
     Российской Федерации          В.В.Путин


     Москва, Кремль
     "__" _______ 2003 года


                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
   к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1
 Федерального закона "О проведении эксперимента по налогообложению
         недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери"

     Эксперимент  по  введению  налога на недвижимость проводится в
городах  Великом  Новгороде  и  Твери  в соответствии с Федеральным
законом  от  20  июля 1997 года № 110-ФЗ "О проведении эксперимента
по  налогообложению  недвижимости  в  городах  Великом  Новгороде и
Твери".
     На  первом  этапе  эксперимента,  продолжавшемся  с конца 1997
года   до   конца   1999   года,   в   обоих   городах  проводились
подготовительные   работы,   которые   заключались   в   проведении
сплошного  переучета  и  создании комплексной базы данных - реестра
недвижимости  для  налогообложения  (путем совмещения информации из
имеющихся    источников   и   проведения   полевых   обследований),
разработке   методики  оценки  рыночной  стоимости  недвижимости  и
проведения  массовой  оценки учтенных объектов, анализе последствий
введения  налога  - в целом для бюджетов и с точки зрения изменений
налогового  бремени  по  группам  налогоплательщиков  при различных
вариантах ставок налога и арендной платы.
     Результатом    первого,    подготовительного   этапа   явилось
формирование новой концепции введения налога на недвижимость.
     На  втором  этапе,  начиная  с  1  января  2000  года началась
апробация    концепции    -    практическая    реализация   реформы
имущественных налогов.
     В  Великом  Новгороде - налог введен с 1 января 2000 года, для
предприятий  - полных собственников недвижимости. В 2000 году налог
действовал  для 10 плательщиков, в 2001 г. - 14, в 2002 г. - 22, на
01.11.2003  - 40. Поступления от налога на недвижимость составили в
2000  году  388,9  тыс.  руб., 2001 г. - 923,9 тыс. руб., 2002 г. -
1740  тыс.  руб., 2003 г. (прогноз) - 4653,8 тыс. рублей. По итогам
2000  года  плановые  потери,  понесенные  бюджетом  при переходе к
налогу   на   недвижимость   от   замещаемых   налогов,   полностью
компенсировались  по  соответствующим плательщикам приростом налога
на прибыль.
     Активизировался  спрос на недвижимость - за 2001 год выкуплено
29  земельных  участков  площадью  52  га, на 01.11.2003 года всего
организаций, имеющих в собственности земельные участки - 84.
     В  2002 году проведена корректировка оценки рыночной стоимости
-  повышение  по  промышленной  и  коммерческой  недвижимости в 1,3
раза,  по  жилой  недвижимости  -  в 2,8 раза. На 2003 год по жилой
недвижимости  оценка  для налогообложения увеличена еще в 1,5 раза,
для  промышленной и коммерческой - в 1,18 раза. Проводились расчеты
по  введению налога на недвижимость для физических лиц - владельцев
жилой    недвижимости    в    многоквартирных   домах,   владельцев
индивидуальных   домов  и  земельных  участков,  физических  лиц  -
владельцев  жилой  нежилой  недвижимости.  Введение  в  эксперимент
данных  категорий  позволило  бы существенно увеличить поступления.
Так,   только   по  владельцам  гаражей,  прирост  доходов  бюджета
составил  бы  от  1,067 млн. руб. до 4,774 млн. руб. (в зависимости
от  ставки и базы налога), при средней нагрузке на владельца гаража
на одно машино-место от 76 рублей до 340 рублей.
     Однако,  перевод  на  налог  на  недвижимость данных категорий
требует  решения  ряда  проблем,  связанных с реализацией положений
земельного  законодательства  и  развития  системы регистрации прав
(переход от заявительного характера к обязательному).
     В  г.Тверь  -  налог  на  недвижимость не был введен в связи с
тем,  что  реестр  недвижимости для налогообложения не был введен в
действие  до  конца 1998 года (первый срок окончания эксперимента),
а  после  начала работы органов регистрации прав, актуализация базы
данных   реестра  в  части  прав  не  производилась,  в  результате
информация  устарела. Требует доработки и методика оценки для целей
налогообложения  с  включением  в  налоговую базу сооружений. Таким
образом,  расчеты  последствий и отработка сценария введения налога
на  недвижимость  оказались  возможны лишь в ограниченных масштабах
(в  отличие  от Великого Новгорода, где аккуратная оценка налоговой
базы позволила проработать детали налогообложения).
     Однако,   в  городе  были  проведены  с  использованием  вновь
сформированного  реестра - ценовое зонирование территории города (в
результате  начисления по арендной плате только в 1999 году выросли
на  3,8 млн. руб.), и изменение методики определения арендной платы
за  нежилые  помещения  (дополнительно  по  сравнению  с 2001 годом
бюджет  получит по прогнозу 26-29 млн. руб.). При подготовке данных
реформ    в   области   повышения   уровня   оплаты   администрация
использовала  методы  работы с общественностью, принятые в практике
стран   с   налогообложением   недвижимости   на   основе  рыночной
стоимости, и накопила соответствующий опыт.
     Результаты второго этапа.
     Отрицательный  опыт  по  созданию  реестра  позволяет  сделать
вывод:   вследствие   того,   что   несогласованность   действий  и
отсутствие  регламентов  взаимодействия  и  информационного  обмена
между  учетными  и  регистрирующими органами приводят к срыву работ
по  созданию  полного  реестра  недвижимости, целесообразно увязать
реформирование  системы имущественных налогов и переход к налогу на
недвижимость  с  созданием  реестра,  проведением  учета  и  оценки
недвижимости  для  целей  налогообложения.  Систему  учета и оценки
необходимо  организовать  как государственную, с приданием основных
полномочий   и   ответственности   органам  государственной  власти
субъектов    Российской    Федерации,    предусмотрев   возможность
делегирования    полномочий   муниципальным   образованиям.   Таким
образом,  контроль  за  налоговой  базой  по налогу на недвижимость
останется в компетенции регионов.
     Положительный  опыт  заключается  в  следующем:  налог показал
жизнеспособность   и   эффективность   в   качестве  экономического
регулятора   развития   города,   повышения   оборотов  и  рыночной
стоимости  недвижимости,  и  во  вторую  очередь, как перспективный
инструмент перераспределения и средство решения фискальных задач.
     При  этом  на  первом  этапе  обнаруживаются следующие эффекты
перехода к налогу на недвижимость:
     а) для города:
     стимулируется  увеличение оборота рынка, в том числе земельных
участков,  растет  спрос и постепенно повышается рыночная стоимость
недвижимости города;
     информационная  база реестра недвижимости позволяет эффективно
управлять развитием территории;
     по   мере   развития   рынка   и   вовлечения  недвижимости  в
экономический   оборот   (в   результате  реструктуризации  активов
предприятий)  увеличивается налоговая база как по недвижимости, так
и  за  счет  активизации  деятельности, что создает предпосылки для
роста  поступлений  в  городской  бюджет  на  основе  справедливого
распределения налогового бремени;
     улучшается     инвестиционная    привлекательность    развития
территории и модернизации основных фондов;
     б)  для организаций - стабильная ставка налога на недвижимость
обеспечивает   предсказуемость,   что  позволяет  планировать  свои
расходы,  проводить  техническое  перевооружение,  создавать единые
объекты  путем  выкупа  земельных участков, а также упрощает работу
отделов бухгалтерского учета и отчетности;
     в)   для   налоговой  инспекции  -  создание  простой  системы
администрирования  налога  на недвижимость. По объекту недвижимости
ведется  одна  карточка,  начисление  производится  на один лицевой
счет, направляется одно налоговое уведомление.
     Основной  экономический эффект предполагается получить в более
долгосрочной   перспективе,   эффективным  фискальным  инструментом
налог   на   недвижимость  становится  по  мере  расширения  класса
собственников   и   роста  их  экономической  активности,  по  мере
развития   рынка   недвижимости   на   основе  легализации  теневых
взаимодействий  и  финансовых  потоков и обеспечения прозрачности и
стабильности правил и действий власти.
     Эксперимент   выявил  следующие  проблемы,  которые  предстоит
решать любой территории:
     проведение   полного   учета   и   создание  реестра  объектов
недвижимости,  проведение  массовой  оценки,  разработка  механизма
администрирования и обжалования;
     проблемы      ведомственной     разобщенности,     обеспечение
взаимодействия  органов,  осуществляющих  кадастровый и технический
учет   недвижимого   имущества,   регистрацию  прав  собственности,
регистрацию предприятий и налогоплательщиков;
     проблемы  межевания,  оформления  прав  на  землю, связанные с
реализацией положений земельного законодательства.
     Для  решения  данных  проблем  потребуется  усилие в масштабах
регионов и Российской Федерации в целом.
     На   третьем   этапе   планируется   проработать  включение  в
эксперимент  других  категорий налогоплательщиков: физических лиц -
собственников  недвижимости  как жилого, так и нежилого назначения,
а   также  неполных  собственников,  тех,  кто  имеет  улучшения  в
собственности,  а  земельные  участки  на праве долгосрочной аренды
(чтобы  позволить формирование полноценных объектов и хозяйственной
деятельности  на землях, перевод которых в собственность невозможен
по различным причинам), возможно - других обладателей вещных прав.
     Для    обеспечения    реализации    задач   следующего   этапа
эксперимента   потребуется  прояснение  его  условий  на  следующий
период.  Поскольку  инвестиционные  решения  приносят  результаты в
перспективе   не   менее   чем   года  -  полутора  лет,  требуется
предсказуемость   режима   налогообложения.   Соответственно,   для
расширения  охвата  налогоплательщиков  (включения  физических лиц,
расширения   круга  предприятий-участников,  упорядочения  вопросов
землепользования)  и  эффективного  продвижения реформы потребуется
еще  по  крайней  мере  2  года, то есть сроки эксперимента следует
продлить до 2005 года включительно.
     Основным    результатом   проведения   эксперимента   является
отработка   концепции   налога  на  недвижимость  и  механизма  его
введения.
     Возможности  использования налога, как средства решения задачи
наполнения  бюджета,  определяются  тем, каков экономический оборот
недвижимости,    реальные    финансовые   потоки   и   уровень   их
прозрачности.   В  случае,  когда  правила  установлены  и  теневых
взаимодействий  нет (администрирование отлажено, средства поступают
в  бюджеты,  сделки  декларируются  по  настоящим ценам), налоговую
нагрузку   можно   повышать   и   получать  стабильные  и  понятные
налогоплательщикам   доходы   в  бюджеты.  При  этом  готовность  к
повышению  бремени  связана  с  прозрачностью расходования средств,
если  население  в  ответ получает услуги, улучшения условий жизни,
то   и   налоги   могут   быть   повыше.  В  случае,  если  теневые
взаимодействия  составляют  существенную  часть  оборотов, права не
прояснены,  не  зарегистрированы,  учет  объектов  не  сплошной,  а
спорадический,  предпочтение  отдается  правам  пользования,  а  не
собственности,  фискальные  цели  отступают на второй план, и налог
на    недвижимость    необходимо   рассматривать   как   инструмент
регулирования,   стимулирующий   к  реструктуризации  и  оформлению
активов,  позволяющий  модернизацию основных средств и т.п. По мере
решения  задач  легализации  хозяйственной  деятельности,  усиления
деловой  активности  и  роста вложений в реальный сектор экономики,
фискальный  эффект налогообложения недвижимости растет. Сам по себе
этот  налог  способствует  развитию рынка недвижимости, стимулирует
становление    прозрачных    и    стабильных   правил,   вовлечение
недвижимости   в   экономический  оборот,  прозрачность  финансовых
потоков.
     Таким образом, целями введения налога становятся:
     усиление   мотивации   к   прояснению   и   закреплению   прав
собственности    на    землю   для   субъектов   хозяйствования   и
домохозяйств,    создание,    расширение    и    упрочение   класса
собственников  при сохранении возможности перераспределения доходов
от   более   обеспеченных   менее   обеспеченным   слоям  населения
(компенсация   имущественного  неравенства,  сильно  возросшего  за
последние 10 лет), мягкое регулирование развития территории.
     В   целом   результаты   эксперимента   следует   оценить  как
положительные,  в  том  числе в части формирования реалистичной для
условий  Российской  Федерации концепции налога, целей его введения
и   механизмов   их   реализации.   Прежде   всего   он   позволяет
идентифицировать  направления и содержание мероприятий, необходимых
на  федеральном,  региональном  и  местном  уровнях  с  тем,  чтобы
находить  решения возникающих проблем и избежать ошибок в масштабах
всей страны.


                             ПЕРЕЧЕНЬ
     актов федерального законодательства, подлежащих признанию
   утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или
   принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении
      изменения в статью 1 Федерального закона "О проведении
           эксперимента по налогообложению недвижимости
               в городах Великом Новгороде и Твери"

     В  связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения
в  статью  1  Федерального  закона  "О  проведении  эксперимента по
налогообложению  недвижимости  в городах Великом Новгороде и Твери"
не   требуется   признания   утратившими   силу,   приостановления,
изменения,   дополнения  или  принятия  других  актов  федерального
законодательства.


                ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
    проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1
 Федерального закона "О проведении эксперимента по налогообложению
         недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери"

     Принятие  Федерального закона "О внесении изменения в статью 1
Федерального  закона  "О проведении эксперимента по налогообложению
недвижимости  в  городах  Великом  Новгороде  и Твери" не потребует
дополнительных расходов из федерального бюджета.

Информация по документу
Читайте также