Расширенный поиск
Постановление Областной Думы Новгородской области от 29.10.2003 № 547-III одРоссийская Федерация НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 октября 2003 г. № 547-III ОД Великий Новгород О законодательной инициативе Новгородской областной Думы по внесению проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Новгородская областная Дума ПОСТАНОВИЛА: 1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации прилагаемый проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери". 2. Направить указанный проект федерального закона в Правительство Российской Федерации на заключение. 3. Назначить представителем Новгородской областной Думы при рассмотрении законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" заместителя председателя областной Думы Фабричного С.Ю. 4. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Биндюкову Н.Г. и Зеленову Е.А., членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Бурбулису Г.Э. и Сорокину М.М., фракциям "Единство" и "Союз правых сил", депутатским группам "Регионы России" и "Народный депутат" Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой поддержать законодательную инициативу Новгородской областной Думы. Председатель областной Думы А.А.Бойцев Вносит Новгородская областная Дума РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" Статья 1. Внести в статью 1 Федерального закона от 20 июля 1997 года № 110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3582, 1999, № 47, ст.5614) следующее изменение: слова "в 1997-2003 годах" заменить словами "в 1997-2005 годах". Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года. Президент Российской Федерации В.В.Путин Москва, Кремль "__" _______ 2003 года ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" Эксперимент по введению налога на недвижимость проводится в городах Великом Новгороде и Твери в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 1997 года № 110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери". На первом этапе эксперимента, продолжавшемся с конца 1997 года до конца 1999 года, в обоих городах проводились подготовительные работы, которые заключались в проведении сплошного переучета и создании комплексной базы данных - реестра недвижимости для налогообложения (путем совмещения информации из имеющихся источников и проведения полевых обследований), разработке методики оценки рыночной стоимости недвижимости и проведения массовой оценки учтенных объектов, анализе последствий введения налога - в целом для бюджетов и с точки зрения изменений налогового бремени по группам налогоплательщиков при различных вариантах ставок налога и арендной платы. Результатом первого, подготовительного этапа явилось формирование новой концепции введения налога на недвижимость. На втором этапе, начиная с 1 января 2000 года началась апробация концепции - практическая реализация реформы имущественных налогов. В Великом Новгороде - налог введен с 1 января 2000 года, для предприятий - полных собственников недвижимости. В 2000 году налог действовал для 10 плательщиков, в 2001 г. - 14, в 2002 г. - 22, на 01.11.2003 - 40. Поступления от налога на недвижимость составили в 2000 году 388,9 тыс. руб., 2001 г. - 923,9 тыс. руб., 2002 г. - 1740 тыс. руб., 2003 г. (прогноз) - 4653,8 тыс. рублей. По итогам 2000 года плановые потери, понесенные бюджетом при переходе к налогу на недвижимость от замещаемых налогов, полностью компенсировались по соответствующим плательщикам приростом налога на прибыль. Активизировался спрос на недвижимость - за 2001 год выкуплено 29 земельных участков площадью 52 га, на 01.11.2003 года всего организаций, имеющих в собственности земельные участки - 84. В 2002 году проведена корректировка оценки рыночной стоимости - повышение по промышленной и коммерческой недвижимости в 1,3 раза, по жилой недвижимости - в 2,8 раза. На 2003 год по жилой недвижимости оценка для налогообложения увеличена еще в 1,5 раза, для промышленной и коммерческой - в 1,18 раза. Проводились расчеты по введению налога на недвижимость для физических лиц - владельцев жилой недвижимости в многоквартирных домах, владельцев индивидуальных домов и земельных участков, физических лиц - владельцев жилой нежилой недвижимости. Введение в эксперимент данных категорий позволило бы существенно увеличить поступления. Так, только по владельцам гаражей, прирост доходов бюджета составил бы от 1,067 млн. руб. до 4,774 млн. руб. (в зависимости от ставки и базы налога), при средней нагрузке на владельца гаража на одно машино-место от 76 рублей до 340 рублей. Однако, перевод на налог на недвижимость данных категорий требует решения ряда проблем, связанных с реализацией положений земельного законодательства и развития системы регистрации прав (переход от заявительного характера к обязательному). В г.Тверь - налог на недвижимость не был введен в связи с тем, что реестр недвижимости для налогообложения не был введен в действие до конца 1998 года (первый срок окончания эксперимента), а после начала работы органов регистрации прав, актуализация базы данных реестра в части прав не производилась, в результате информация устарела. Требует доработки и методика оценки для целей налогообложения с включением в налоговую базу сооружений. Таким образом, расчеты последствий и отработка сценария введения налога на недвижимость оказались возможны лишь в ограниченных масштабах (в отличие от Великого Новгорода, где аккуратная оценка налоговой базы позволила проработать детали налогообложения). Однако, в городе были проведены с использованием вновь сформированного реестра - ценовое зонирование территории города (в результате начисления по арендной плате только в 1999 году выросли на 3,8 млн. руб.), и изменение методики определения арендной платы за нежилые помещения (дополнительно по сравнению с 2001 годом бюджет получит по прогнозу 26-29 млн. руб.). При подготовке данных реформ в области повышения уровня оплаты администрация использовала методы работы с общественностью, принятые в практике стран с налогообложением недвижимости на основе рыночной стоимости, и накопила соответствующий опыт. Результаты второго этапа. Отрицательный опыт по созданию реестра позволяет сделать вывод: вследствие того, что несогласованность действий и отсутствие регламентов взаимодействия и информационного обмена между учетными и регистрирующими органами приводят к срыву работ по созданию полного реестра недвижимости, целесообразно увязать реформирование системы имущественных налогов и переход к налогу на недвижимость с созданием реестра, проведением учета и оценки недвижимости для целей налогообложения. Систему учета и оценки необходимо организовать как государственную, с приданием основных полномочий и ответственности органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотрев возможность делегирования полномочий муниципальным образованиям. Таким образом, контроль за налоговой базой по налогу на недвижимость останется в компетенции регионов. Положительный опыт заключается в следующем: налог показал жизнеспособность и эффективность в качестве экономического регулятора развития города, повышения оборотов и рыночной стоимости недвижимости, и во вторую очередь, как перспективный инструмент перераспределения и средство решения фискальных задач. При этом на первом этапе обнаруживаются следующие эффекты перехода к налогу на недвижимость: а) для города: стимулируется увеличение оборота рынка, в том числе земельных участков, растет спрос и постепенно повышается рыночная стоимость недвижимости города; информационная база реестра недвижимости позволяет эффективно управлять развитием территории; по мере развития рынка и вовлечения недвижимости в экономический оборот (в результате реструктуризации активов предприятий) увеличивается налоговая база как по недвижимости, так и за счет активизации деятельности, что создает предпосылки для роста поступлений в городской бюджет на основе справедливого распределения налогового бремени; улучшается инвестиционная привлекательность развития территории и модернизации основных фондов; б) для организаций - стабильная ставка налога на недвижимость обеспечивает предсказуемость, что позволяет планировать свои расходы, проводить техническое перевооружение, создавать единые объекты путем выкупа земельных участков, а также упрощает работу отделов бухгалтерского учета и отчетности; в) для налоговой инспекции - создание простой системы администрирования налога на недвижимость. По объекту недвижимости ведется одна карточка, начисление производится на один лицевой счет, направляется одно налоговое уведомление. Основной экономический эффект предполагается получить в более долгосрочной перспективе, эффективным фискальным инструментом налог на недвижимость становится по мере расширения класса собственников и роста их экономической активности, по мере развития рынка недвижимости на основе легализации теневых взаимодействий и финансовых потоков и обеспечения прозрачности и стабильности правил и действий власти. Эксперимент выявил следующие проблемы, которые предстоит решать любой территории: проведение полного учета и создание реестра объектов недвижимости, проведение массовой оценки, разработка механизма администрирования и обжалования; проблемы ведомственной разобщенности, обеспечение взаимодействия органов, осуществляющих кадастровый и технический учет недвижимого имущества, регистрацию прав собственности, регистрацию предприятий и налогоплательщиков; проблемы межевания, оформления прав на землю, связанные с реализацией положений земельного законодательства. Для решения данных проблем потребуется усилие в масштабах регионов и Российской Федерации в целом. На третьем этапе планируется проработать включение в эксперимент других категорий налогоплательщиков: физических лиц - собственников недвижимости как жилого, так и нежилого назначения, а также неполных собственников, тех, кто имеет улучшения в собственности, а земельные участки на праве долгосрочной аренды (чтобы позволить формирование полноценных объектов и хозяйственной деятельности на землях, перевод которых в собственность невозможен по различным причинам), возможно - других обладателей вещных прав. Для обеспечения реализации задач следующего этапа эксперимента потребуется прояснение его условий на следующий период. Поскольку инвестиционные решения приносят результаты в перспективе не менее чем года - полутора лет, требуется предсказуемость режима налогообложения. Соответственно, для расширения охвата налогоплательщиков (включения физических лиц, расширения круга предприятий-участников, упорядочения вопросов землепользования) и эффективного продвижения реформы потребуется еще по крайней мере 2 года, то есть сроки эксперимента следует продлить до 2005 года включительно. Основным результатом проведения эксперимента является отработка концепции налога на недвижимость и механизма его введения. Возможности использования налога, как средства решения задачи наполнения бюджета, определяются тем, каков экономический оборот недвижимости, реальные финансовые потоки и уровень их прозрачности. В случае, когда правила установлены и теневых взаимодействий нет (администрирование отлажено, средства поступают в бюджеты, сделки декларируются по настоящим ценам), налоговую нагрузку можно повышать и получать стабильные и понятные налогоплательщикам доходы в бюджеты. При этом готовность к повышению бремени связана с прозрачностью расходования средств, если население в ответ получает услуги, улучшения условий жизни, то и налоги могут быть повыше. В случае, если теневые взаимодействия составляют существенную часть оборотов, права не прояснены, не зарегистрированы, учет объектов не сплошной, а спорадический, предпочтение отдается правам пользования, а не собственности, фискальные цели отступают на второй план, и налог на недвижимость необходимо рассматривать как инструмент регулирования, стимулирующий к реструктуризации и оформлению активов, позволяющий модернизацию основных средств и т.п. По мере решения задач легализации хозяйственной деятельности, усиления деловой активности и роста вложений в реальный сектор экономики, фискальный эффект налогообложения недвижимости растет. Сам по себе этот налог способствует развитию рынка недвижимости, стимулирует становление прозрачных и стабильных правил, вовлечение недвижимости в экономический оборот, прозрачность финансовых потоков. Таким образом, целями введения налога становятся: усиление мотивации к прояснению и закреплению прав собственности на землю для субъектов хозяйствования и домохозяйств, создание, расширение и упрочение класса собственников при сохранении возможности перераспределения доходов от более обеспеченных менее обеспеченным слоям населения (компенсация имущественного неравенства, сильно возросшего за последние 10 лет), мягкое регулирование развития территории. В целом результаты эксперимента следует оценить как положительные, в том числе в части формирования реалистичной для условий Российской Федерации концепции налога, целей его введения и механизмов их реализации. Прежде всего он позволяет идентифицировать направления и содержание мероприятий, необходимых на федеральном, региональном и местном уровнях с тем, чтобы находить решения возникающих проблем и избежать ошибок в масштабах всей страны. ПЕРЕЧЕНЬ актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" не требуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|