Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Новгородской области от 27.05.2009 № 1032-од

                        Российская Федерация
                   НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
           от 27 мая 2009 г. № 1032-ОД  Великий Новгород

    О законодательной инициативе Новгородской областной Думы по
   внесению проекта федерального закона "О внесении изменения в
статью 298 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"


     В  соответствии  с  частью 1 статьи 104 Конституции Российской
Федерации Новгородская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Внести    в    порядке    законодательной    инициативы   в
Государственную  Думу  Федерального  Собрания  Российской Федерации
прилагаемый  проект  федерального  закона  "О  внесении изменения в
статью   298   части   первой   Гражданского   кодекса   Российской
Федерации".
     2. Направить    указанный   проект   федерального   закона   в
Правительство Российской Федерации на заключение.
     3. Назначить     официальным    представителем    Новгородской
областной   Думы  при  рассмотрении  законодательной  инициативы  в
Государственной  Думе  Федерального  Собрания  Российской Федерации
проекта  федерального  закона  "О  внесении  изменения в статью 298
части    первой    Гражданского   кодекса   Российской   Федерации"
заместителя   председателя  комитета  областной  Думы  по  бюджету,
финансам и экономике Богданова Е.В.
     4. Обратиться  к  депутатам  Государственной Думы Федерального
Собрания   Российской  Федерации  Изотовой  Г.С.,  Головневу  В.А.,
членам  Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Коровникову    А.В.,    Сорокину   М.М.   с   просьбой   поддержать
законодательную инициативу Новгородской областной Думы.


     Председатель
     областной Думы          С.Ю.Фабричный


                                        Проект вносит
                                        Новгородская областная Дума

                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

          О внесении изменения в статью 298 части первой
            Гражданского кодекса Российской Федерации

     Абзац  первый  пункта  1  статьи 298 части первой Гражданского
кодекса  Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации,  1994,  №  32, ст. 3301; 2006, № 45, ст. 4627) дополнить
словами  ",  если  иное не установлено настоящим Кодексом и другими
законами.  Бюджетное  учреждение  вправе  с  согласия  собственника
выступать    арендодателем    имущества,   закрепленного   за   ним
собственником  или приобретенного этим учреждением за счет средств,
выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.".


     Президент Российской Федерации

                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 298
      части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

     Правовой   режим   использования   учреждением,  в  том  числе
бюджетным,  имеющегося  у  него  имущества определен в части первой
Гражданского  кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  ГК  РФ), а
именно в пункте 1 статьи 120 ГК РФ.
     Согласно   данной   норме   права   учреждения  на  имущество,
закрепленное   за   ним   собственником,   а  также  на  имущество,
приобретенное  учреждением,  определяются в соответствии со статьей
296 ГК РФ.
     Пункт  1  статьи  296  ГК  РФ предусматривает право учреждения
владеть,   пользоваться   и   распоряжаться   закрепленным  за  ним
имуществом   в   соответствии   с  целями  деятельности,  заданиями
собственника  и  назначением  имущества  в  пределах, установленных
федеральным законом.
     Полномочия  учреждений  по  распоряжению  имуществом,  а также
пределы  такого  распоряжения установлены в статье 298 ГК РФ. Пункт
1   указанной   статьи   ГК  РФ  запрещает  частным  или  бюджетным
учреждениям  отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом,
закрепленным   за   ним   собственником   или   приобретенным  этим
учреждением  за  счет  средств,  выделенных  ему  собственником  на
приобретение такого имущества.
     Вместе  с  тем в настоящее время образовательным учреждениям и
высшим  учебным  заведениям  в  соответствии  с  Законом Российской
Федерации   от  10  июля  1992  года  №  3266-1  "Об  образовании",
Федеральным  законом  от  22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и
послевузовском  профессиональном  образовании"  предоставлено право
выступать   арендатором,   арендодателем,   а   также  ссудодателем
имущества   (то  есть  распоряжаться  имуществом).  Иные  бюджетные
учреждения   не   наделены  правом  отчуждать  либо  иным  способом
распоряжаться имуществом.
     Таким  образом, при совокупном применении пунктов 1 статьи 296
ГК РФ и статьи 298 ГК РФ возникает противоречие.
     Законопроект    устраняет    данную    правовую   коллизию   и
предусматривает    возможность    для    учреждения   распоряжаться
имуществом  в  определенных  ГК  РФ и другими федеральными законами
случаях,  в  том числе при распоряжении учреждением закрепленным за
ним  собственником имуществом, а также имуществом, приобретенным за
счет выделенных собственником средств.
     Кроме  того,  законопроект предоставляет бюджетным учреждениям
право   ограниченного   распоряжения  имуществом,  закрепленным  за
бюджетным   учреждением   собственником   или   приобретенным  этим
учреждением  за  счет  средств,  выделенных  ему  собственником  на
приобретение  такого  имущества,  путем  передачи  его  с  согласия
собственника в аренду.
     Предоставление    бюджетным    учреждениям    здравоохранения,
культуры,   науки,   спорта   и   т.д.   правовой   возможности  по
ограниченному  распоряжению  имуществом путем передачи его в аренду
является   целесообразным   как   с   точки   зрения   действующего
федерального  законодательства,  уже  предоставляющего  такое право
определенной  категории бюджетных учреждений (в сфере образования),
так  и  с  учетом  объективной необходимости предоставления данного
права другим бюджетным учреждениям.
     Данная необходимость обусловлена рядом следующих причин:
     во-первых,  одной  из  основных целей предоставления бюджетным
учреждениям  возможности  передачи имущества в арендное пользование
является  более  эффективная организация основной деятельности, для
которой  создано  учреждение (в частности обслуживания работников и
(или)  посетителей  в  целях удовлетворения социальных потребностей
граждан  (обеспечение медикаментами, питанием, организация досуга и
т.д.);
     во-вторых,   возможность   передачи   имущества   в   арендное
пользование  позволит  бюджетному  учреждению  более рационально (с
учетом    назначения    имущества    и   потребностей   учреждения)
использовать имущество.
     Кроме   того,   сложилась   обширная   судебная   практика,  в
соответствии    с    которой    в   случаях,   когда   распоряжение
соответствующим   имуществом   путем   его   передачи   в  арендное
пользование  осуществляется  в  указанных  целях,  учреждение может
распорядиться   имуществом   с   согласия  собственника.  При  этом
имущество,   переданное  учреждениями  в  аренду  с  установленными
ограничениями,    не    квалифицируется    судами   как   излишнее,
неиспользуемое или используемое не по назначению.
     При  разрешении  указанных споров суды руководствуются пунктом
9   Постановления  Пленума  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской
Федерации  от  22.06.2006  №  21  "О  некоторых  вопросах  практики
рассмотрения  арбитражными судами споров с участием государственных
и  муниципальных  учреждений,  связанных  с  применением статьи 120
Гражданского   кодекса   Российской   Федерации",   где  содержится
указание  на возможность передачи бюджетными учреждениями имущества
в аренду.
     В  сложившейся  ситуации  существует объективная необходимость
актуализировать   гражданское   законодательство   и   предоставить
бюджетным  учреждениям  (образовательным  учреждениям,  учреждениям
здравоохранения,    науки,   культуры,   спорта   и   т.д.)   право
ограниченного распоряжения имуществом путем передачи его в аренду.

                ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
  к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 298
      части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

     Принятие   и   реализация   Федерального  закона  "О  внесении
изменения   в   статью   298   части  первой  Гражданского  кодекса
Российской    Федерации"   не   потребует   финансовых   затрат   и
расходования средств федерального бюджета.

                             ПЕРЕЧЕНЬ
     законодательных и нормативных правовых актов, подлежащих
     признанию утратившими силу, приостановлению, изменению,
       дополнению или принятию в связи с принятием проекта
      федерального закона "О внесении изменения в статью 298
      части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

     Принятие  Федерального  закона  "О внесении изменения в статью
298  части  первой  Гражданского  кодекса  Российской Федерации" не
потребует  признания  утратившими  силу, приостановления, изменения
или принятия актов федерального законодательства.

Информация по документу
Читайте также