Расширенный поиск

Решение Новгородской городской Думы Новгородской области от 28.08.2006 № 344

                        Российская Федерация
                      Дума Великого Новгорода

                              Решение
           от 28 августа 2006 г. № 344 Великий Новгород

   Об утверждении Концепции развития системы воспитания детей и
        молодежи в Великом Новгороде на период до 2010 года


     В   целях   согласования  действий  субъектов  воспитательного
процесса  в  решении  проблем воспитания детей и молодежи, усиления
внимания  к вопросам развития и воспитания подрастающего поколения,
создания  благоприятных  условий  для развития системы воспитания в
Великом  Новгороде,  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от 6
октября   2003  года  №  131-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации
местного  самоуправления  в  Российской  Федерации"  Дума  Великого
Новгорода
РЕШИЛА:
     1.    Утвердить    прилагаемую    Концепцию  развития  системы
воспитания  детей  и молодежи в Великом Новгороде на период до 2010
года.
     2. Поручить Администрации Великого Новгорода:
     2.1.  Создать  Межведомственный  совет  по вопросам воспитания
детей и молодежи до 1 ноября 2006 года;
     2.2.    Разработать   проекты  целевых  программ  по  вопросам
семейного    воспитания,  воспитания  юных  новгородцев  средствами
массовой   информации,  воспитания  в  образовательных  учреждениях
систем    образования,  культуры,  физической  культуры  и  спорта,
молодежной  политики,  а также в условиях улицы и других социальных
институтов до 30 апреля 2007 года;
     2.3.  При  формировании бюджета Великого Новгорода на 2007 год
предусмотреть  денежные  средства на II полугодие на финансирование
вышеуказанных программ.
     3.  Установить  сроки  представления  Администрацией  Великого
Новгорода  в  Думу  Великого Новгорода информации о ходе реализации
указанной  Концепции  ежегодно до 1 сентября и отчета об исполнении
указанной Концепции - I квартал 2011 года.
     4. Опубликовать настоящее решение в газете "Новгород".


     Мэр Великого Новгорода          Н.И.Гражданкин



                                          Утверждена
                                      решением Думы Великого
                                      Новгорода от 28.08.2006 № 344

                             КОНЦЕПЦИЯ
 развития системы воспитания детей и молодежи в Великом Новгороде
                      на период до 2010 года

                         Паспорт Концепции

Наименование
Концепции           Концепция  развития  системы воспитания детей и
                    молодежи  в Великом Новгороде на период до 2010
                    года

Разработчики
Концепции           рабочая    группа   в   составе,   утвержденном
                    распоряжением  Администрации Великого Новгорода
                    от  04.03.2005  № 906рм "Об утверждении состава
                    рабочей группы"

Цель Концепции      согласование         действий         субъектов
                    воспитательного   процесса  в  решении  проблем
                    воспитания  детей и молодежи, усиление внимания
                    к  вопросам развития и воспитания подрастающего
                    поколения,  создание  благоприятных условий для
                    развития системы воспитания в Великом Новгороде

Задачи Концепции    обеспечение    прав    детей   на   полноценное
                    личностное    развитие   (духовно-нравственное,
                    интеллектуальное,  физическое) в соответствии с
                    нормами   Конституции  Российской  Федерации  и
                    международными обязательствами
                    объединение    усилий    органов    управления,
                    занимающихся вопросами воспитания
                    содействие  формированию  практики  социального
                    партнерства в воспитании детей и молодежи
                    усиление      воспитательного     аспекта     в
                    информационном  пространстве,  окружающем детей
                    и молодежь

Сроки реализации    2006 - 2010 годы

Механизмы
реализации          создание       и       организация       работы
                    Межведомственного     совета     по    вопросам
                    воспитания детей и молодежи (далее Совет)
                    организация   мониторинга  качества  воспитания
                    детей и молодежи в Великом Новгороде
                    привлечение    общественности   к   участию   в
                    обсуждении   настоящей   Концепции   и  решении
                    вопросов  воспитания детей и молодежи в Великом
                    Новгороде
                    разработка   целевых   проектов   по   вопросам
                    семейного   воспитания,  воспитания  средствами
                    массовой      информации,      воспитания     в
                    образовательных      учреждениях      различной
                    ведомственной     подчиненности,    организации
                    свободного  времени  детей  и молодежи по месту
                    жительства   учреждениями  культуры  и  спорта,
                    социальными учреждениями

Ожидаемые
результаты
реализации
Концепции           разработка   механизма   мониторинга   качества
                    системы воспитания
                    регулярное   проведение  мониторинга  состояния
                    воспитания в Великом Новгороде
                    позитивные  изменения социальной направленности
                    воспитательного   процесса  в  реализации  прав
                    ребенка
                    увеличение   числа   субъектов  воспитательного
                    процесса
                    развитие   новых   форм   сотрудничества  между
                    субъектами воспитательного процесса

Контроль
за исполнением
Концепции           информация    о   ходе   реализации   Концепции
                    представляется      Администрацией     Великого
                    Новгорода  в  Думу  Великого Новгорода ежегодно
                    до  1 сентября, отчет об исполнении Концепции -
                    в I квартале 2011 года

                            1. Введение
     Проблема   воспитания  детей  и  молодежи  волновала  общество
всегда.     Отечественная     культурно-педагогическая     традиция
свидетельствует  о  том,  что  на всех исторических этапах развития
российского  общества  проблемам  воспитания  придавалось  жизненно
важное  значение.  Особенно остро они вставали на переломных этапах
развития  общества.  В связи с этим задачу воспитания подрастающего
поколения  необходимо  осмыслить сегодня как одну из приоритетных в
деле обеспечения национальной безопасности современной России.
     Реализация  настоящей  Концепции  требует,  с  одной  стороны,
выработки   единой   стратегии   воспитания,   выявления   общих  и
региональных   подходов   к  пониманию  проблемы.  В  то  же  время
демократические  преобразования, происходящие в обществе, открывают
широкую   возможность   в   выборе   содержания,   форм  и  методов
воспитания,  основанных  на  местных социокультурных особенностях и
педагогических  традициях.  Поэтому установление конкретных целей и
задач  воспитания  -  сфера  самоопределения  самих  педагогических
коллективов,   учителей,  воспитателей,  родителей,  представителей
социальных институтов и общественности.
     В    Великом    Новгороде    создается    открытая,    гибкая,
саморегулируемая   система  воспитания,  реагирующая  на  духовные,
образовательные,   социальные   и  другие  интересы  и  потребности
новгородцев,   обеспечивающая   интеллектуальное   и  эмоциональное
развитие  детей  и  подростков.  При реализации настоящей Концепции
будут  использоваться  как  внутренние  возможности  и опыт системы
образования,  так  и  кооперация  с другими учреждениями социальной
сферы,  интеллектуальный  и культурный потенциал Великого Новгорода
и   Новгородской   области,  сотрудничество  с  семьей,  ближайшими
социальными партнерами.
     Настоящая  Концепция  трактует  проблему  воспитания в Великом
Новгороде  как  исключительно  важное  социальное  и педагогическое
явление,  как  специально организованный, педагогически управляемый
процесс формирования и развития личности.
     Гуманизм,    нравственность,   патриотизм,   гражданственность
личности  составляют перечень социально значимых идеалов воспитания
и   адресованы   всему   педагогическому   сообществу.  Но  есть  и
региональные      особенности      в     воспитании,     отражающие
культурно-историческое  своеобразие  развития  определенного  края.
Они  составляют  ядро  воспитательного  процесса детей и молодежи в
Великом   Новгороде,   наполняя   его  своеобразием  педагогических
подходов и богатым региональным содержанием.
     Логическим   продолжением   настоящей  Концепции  может  стать
комплекс  программ и проектов по реализации ее основных положений в
виде конкретных управленческих мер и организационных форм.

                    2. Цели и задачи Концепции
     В  процессе  реализации  настоящей Концепции на период до 2010
года   преследуются  цели:  согласование  действий  всех  субъектов
воспитательного  процесса  в  решении  проблем  воспитания  детей и
молодежи  Великого Новгорода, усиление внимания к вопросам развития
и   воспитания   подрастающего  поколения,  создание  благоприятных
условий для развития городской системы воспитания.
     Для  достижения  указанных  целей  предстоит  решить следующие
задачи:
     1)   обеспечение   прав   детей   и  молодежи  на  полноценное
личностное    развитие   (духовно-нравственное,   интеллектуальное,
физическое)   в   соответствии  с  нормами  Конституции  Российской
Федерации и международными обязательствами;
     2)   объединение   усилий   органов  управления,  занимающихся
вопросами воспитания;
     3)  содействие формированию практики социального партнерства в
воспитании детей и молодежи;
     4)   усиление   воспитательного   аспекта   в   информационном
пространстве, которое окружает детей и молодежь.

    3. Состояние системы воспитания детей и молодежи в Великом
                             Новгороде
     Эффективность   воспитания   в   обществе   и   его  социально
приемлемые   результаты   в   виде  социального  портрета  молодого
человека,     характерологические     черты    личности    которого
соответствуют    культурно-историческим   представлениям   русского
народа  об  идеале,  обеспечивается  рядом  факторов политического,
социального, демографического, экономического и иного характера.
     Существенны  ограничения  в  виде антипедагогических тенденций
общественного    развития,   таких,   как   увеличение   количества
детей-сирот  и  семей,  пренебрегающих  своим  родительским долгом,
расслоение  общества  по  уровню  и  образу  жизни, распространение
спектра   и  количества  угроз  жизни  и  безопасности  личности  и
общества,  укоренение  в  обществе  нежелательных для продуктивного
воспитания  жизненных  стратегий  и  сценариев,  связанных только с
личным   успехом,   достигнутым   любой  ценой  и  безнравственными
средствами,  недостаточность  теоретической  базы и образовательных
средств,  стимулирующих  воспитательную  деятельность в современной
России.   В   целом   общий   социальный  фон  воспитания  детей  в
современной  России определяется специалистами в области воспитания
как кризисный и неблагоприятный.
     Наблюдается   негативная   тенденция   повышения  криминальной
активности   детей   младших  возрастов:  продолжает  увеличиваться
подростковая  преступность,  увеличивается  численность  преступных
групп,  в  которых  вместе  с  взрослыми  участвуют  подростки, что
способствует  передаче криминального опыта подрастающему поколению,
растет  количество антиобщественных молодежных объединений, а также
политических    организаций    радикального    толка,   вовлекающих
неискушенную  молодежь  в  фашистские,  экстремистские группировки,
агрессивно   настроенные   сектантские   движения.  Истоки  детской
агрессивности  кроются  в неблагополучной социально-психологической
атмосфере  общества,  которая,  в  свою  очередь,  связана  с целым
комплексом  причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и
семейных  устоев,  ранняя  алкоголизация несовершеннолетних, рост в
их  среде  наркомании,  что  подтверждают статистические данные ГУЗ
"Новгородский  областной  наркологический  диспансер  "Катарсис". В
числе  состоящих на профучете по употреблению психоактивных веществ
(ПАВ)  в 2001 году - 147 подростков, в 2002 году - 190, в 2003 году
-  201,  в 2004 году - 195, по заболеванию алкоголизмом в 2002 году
-  1,  в  2003  году  -  2, в 2004 году - 7 несовершеннолетних. При
росте  официальных  статистических данных фактические цифры намного
их превышают.
     В    последние    годы    наметились   положительные   сдвиги,
определяющие  перспективы  в  развитии  воспитания как приоритетной
сферы   социальной   жизни.  Усиливается  осознанный  социальный  и
государственный   запрос  на  создание  эффективных  воспитательных
систем,    технологий,    средств,   что   стимулирует   повышенную
инновационность, например, в образовательном секторе.

                               Семья
     Воспитание   детей   является   одновременно   и   правом,   и
обязанностью   родителей.  Согласно  статье  63  Семейного  кодекса
Российской  Федерации  родители несут ответственность за воспитание
и  развитие  своих  детей.  Они  обязаны заботиться об их здоровье,
физическом,  психическом,  духовном  и нравственном развитии. Право
на  воспитание  заключается в предоставлении родителям преимущества
в  выборе методов и способов воспитания ребенка и возможности лично
воспитывать  своих детей. Обязанности по воспитанию включают в себя
заботу  о  нравственном, психическом и физическом развитии ребенка.
Стремление  родителей  вырастить  духовно  богатую  личность,  дать
ребенку  основные  представления  о  добре  и  зле,  порядочности и
подлости,  развить  в  нем  стремление к знаниям, умение общаться с
людьми - залог нормального развития гражданского общества.
     По  данным  социологических  исследований,  в  ходе проведения
операции  "Подросток"  в 2004 году в Великом Новгороде выявлено 374
семьи,  находящихся  в социально опасном положении, которые требуют
к  себе  повышенного  внимания,  педагогической,  психологической и
социальной     помощи,     в    них    проживают    407    учащихся
общеобразовательных   учреждений.   Из   них   195   семей   крайне
неблагополучные,  где  217 детей не получают надлежащего контроля и
ухода со стороны родителей.
     Необходимо   учитывать   мнение  целого  ряда  семей  Великого
Новгорода  по  вопросам  семейного  воспитания, сформулированное по
данным   социологического   опроса,  проведенного  учеными  кафедры
педагогики    и    методики    начального    обучения    (отделение
нравственно-эстетического   воспитания)   ГОУ   ВПО   "Новгородский
государственный университет имени Ярослава Мудрого":
     1)  пропаганда  через средства массовой информации (далее СМИ)
индивидуализма  и  гедонизма  (ориентация на получение удовольствия
во    всех    видах    деятельности,   удовлетворение   собственных
потребностей,  примат  личных интересов) вызвала протест со стороны
родителей.  Современные  семьи,  озабоченные  будущим своих детей и
молодежи,   высказывают   заинтересованность  в  воспитании  нового
поколения   на   основе   ценностей   традиционной   культуры,   на
положительных  образцах поведения и в стремлении к высоким идеалам.
Они  считают  необходимым  воспитание  в  детях  в  первую  очередь
нравственных    качеств,    чувства   соборности   (коллективизма),
ответственности и заботы о других, чувства долга;
     2)     большинство     семей     выступают    за    сохранение
историко-культурного  уклада семейной жизни и рассматривают его как
явление в целом положительное;
     3)  опрос  родителей  учащихся  общеобразовательных учреждений
Великого  Новгорода  показал, что они хотят, чтобы их дети получили
в  первую  очередь твердое базовое образование и только после этого
-  профессионально  ориентированное. Количеством специализированных
образовательных  учреждений  в  Великом  Новгороде они, в основном,
удовлетворены;
     4)  в  вопросах  сохранения здоровья детей и молодежи родители
склоняются  в поддержку активных мер - развитие и совершенствование
системы  дополнительного  образования,  где  дети  будут  обучаться
здоровому  и  активному  времяпрепровождению,  вовлечение  детей  в
занятия  общественно  полезным  трудом,  туризмом,  физкультурой  и
спортом,     возобновление     традиции    обязательных    школьных
профилактических медицинских осмотров.
     Чтобы  помочь  ребенку  быть в гармонии с миром, людьми, самим
собой,  необходимо  понять  его,  знать,  в  какой именно помощи он
нуждается.  С  этой  целью  с письменного согласия родителей должна
проводиться    психолого-педагогическая    диагностика   личностных
особенностей  ребенка, выявляться его проблемы, определяться вместе
с  родителями  пути  оказания  ему  помощи  со  стороны  и семьи, и
общеобразовательных  учебных  заведений, и других служб. В качестве
положительной  тенденции  следует  отметить, что ценность семьи для
молодых  новгородцев  признается 53 % респондентов (социологические
исследования  Н.В.Васильевой,  директора  центра  кадровых ресурсов
МНОУ "Институт маркетинга и кадровых ресурсов").

                   Средства массовой информации
     В   результате   развития   средств   массовой   информации  и
коммуникации,   введения   конституционного   запрета   на  цензуру
значительно  изменилось информационное поле. Существенно расширился
доступ    детей    и    молодежи   к   информации   и   материалам,
распространяемым  через  прессу,  телевидение, радио, компьютерные,
информационные   сети.  В  этих  условиях  духовное  и  психическое
развитие  детей  существенно  деформируется  информацией  о  сексе,
насилии,   преступности,   наркомании,  проституции.  Доля  (объем)
детского  телевещания  не  превышает  4  %  общего объема вещания в
среднем по всем центральным телеканалам за год.
     Произошло    значительное    снижение   количества   читающих,
посещающих  музеи и театры детей и молодежи. За прошедшие 10 лет их
число  снизилось  вдвое. Образцы низкопробного искусства продолжают
достаточно  широко  проникать  в  общество и отрицательно влияют на
духовное  и  социальное  становление  человека, становясь в большей
мере  мнимым средством релаксации и снятия напряжения, чем фактором
воспитания.  Великий  Новгород  не  является исключением, поэтому в
современной   системе   воспитания   крайне  необходимо  радикально
изменить  ситуацию.  Реализация  вопросов  воспитания в СМИ требует
решения   целого   ряда   важных  задач:  усиление  воспитательного
потенциала   СМИ,  создание  детских  телепередач,  газет,  рубрик,
усиление  внимания  СМИ  к  вопросам  воспитания  и  положительному
педагогическому  опыту,  отбор подаваемой информации в соответствии
с воспитательными целями.

                        Система образования
     Структура  системы  образования  Великого Новгорода состоит из
образовательных  учреждений  различных  типов  и  видов,  а именно:
дошкольные    образовательные    учреждения,    общеобразовательные
учреждения,    учреждения    дополнительного   образования   детей,
учреждения  профессионального  образования.  Основным  направлением
любого  образовательного  учреждения является развитие личности, то
есть  развитие  у  человека  способности  решать проблемы социально
значимого характера.
     Взаимодействие   между  учреждениями  различной  ведомственной
подчиненности   по  отдельным  вопросам  воспитания  осуществляется
через   советы   и   комиссии.   Однако   каждый   совет  выполняет
управленческую  деятельность  по  реализации частных воспитательных
целей   и   ценностей.   Отсутствие   системообразующего  звена  не
позволяет  выстроить единую концептуальную линию системы воспитания
детей  и  подростков,  а  также  снять  противоречие,  связанное  с
несогласованностью    эталонов    воспитания    среди    социальных
институтов: семья - СМИ - общеобразовательные учреждения - улица.
     Одним    из    условий    обеспечения    качественной   работы
образовательных  учреждений  является укомплектованность учреждений
специалистами   в  области  воспитания.  Однако  низкий  социальный
статус  педагога,  специфика воспитательной деятельности, сложность
решения  педагогических проблем приводят к оттоку кадров из системы
образования.  В этой связи остро стоит проблема обновления кадров в
системе образования в целом.
     Обновление    процесса    воспитания   в   общеобразовательном
учреждении  должно  осуществляться  на  основе  качественно  нового
представления   о   статусе   воспитания   с  учетом  отечественных
традиций,    национально-региональных    особенностей,   достижений
современного  опыта. Оно должно включать формирование разнообразных
воспитательных  систем, стимулировать результативные воспитательные
стратегии  и  методы,  повышать  эффективность  действия школьных и
внешкольных   механизмов,   устанавливать   и  поддерживать  баланс
государственного, семейного и общественного воспитания.
     Значительные   возможности   для  современного  решения  задач
воспитания   предоставляет   система   дополнительного  образования
детей,  ориентированная  на  свободный  выбор  и освоение учащимися
дополнительных образовательных программ.
     Стратегия   интеграции   основного  общего  и  дополнительного
образования  -  реальный  путь  утверждения вариативности в системе
образования.  Цель дополнительного образования - развитие мотивации
детей   к   познанию   и   творчеству,   содействие  личностному  и
профессиональному   самоопределению  обучающихся,  их  адаптации  к
жизни  в  динамичном, конкурентном обществе, приобщение к здоровому
образу жизни.
     Дополнительное  образование в соответствии со своей спецификой
стремится  к  органичному  сочетанию  видов  организации  досуга  с
различными  формами  образовательной деятельности и, как следствие,
сокращает   пространство   девиантного  поведения,  решая  проблему
занятости детей.

                               Улица
     Анализ  ситуации, сложившейся в подростковой среде в последние
годы,  свидетельствует  о  том,  что отсутствие должного внимания к
организации   свободного   времени   школьников  в  скором  времени
приведет к самым плачевным результатам.
     Изменение   демографической   ситуации  в  Великом  Новгороде,
растущее   социальное   и  экономическое  неравенство,  дисгармония
семейных   отношений   создают  фон,  на  котором  распространяются
негативные  явления  в  подростковой среде, такие, как уклонение от
обучения,   рост   детской  преступности,  курение,  алкоголизация,
употребление  психоактивных  веществ.  По  статистике каждый шестой
новгородский  школьник  пьет  пиво  1 раз в неделю (средний возраст
первой  пробы  -  12,5  лет).  К  11  классу  свыше  90  % учащихся
попробовали  вино  (средний  возраст первой пробы вина - 13,5 лет),
64,6   %   подростков  уже  употребляли  крепкие  спиртные  напитки
(средний  возраст  первой  пробы  -  14,2  года),  51,1  % учащихся
старших  классов  и  51,  3 % учащихся учреждений профессионального
образования  пережили состояние сильного алкогольного опьянения, 13
%  учащихся  5  -  11  классов  ответили утвердительно на вопрос об
употреблении  психоактивных веществ. По итогам 2004 - 2005 учебного
года  наблюдается  тенденция  к  росту  количества лиц, совершивших
преступления:  2003 год - 40 учащихся (0,18 % общего числа учащихся
общеобразовательных учреждений), 2004 год - 55 учащихся (0,24 %).
     Вновь  стали  актуальными  вопросы  организации воспитательной
работы   с   детьми  и  молодежью  по  месту  жительства.  Базовыми
учреждениями  системы  образования  для организации работы по месту
жительства  традиционно  являются  общеобразовательные учреждения и
учреждения  дополнительного образования детей, включая подростковые
клубы  по месту жительства, детско-юношеские спортивные школы и др.
Одним  из  направлений системы воспитания в Великом Новгороде стало
создание  советов микрорайонов при общеобразовательных учреждениях,
привлечение   внебюджетных  средств  для  строительства  спортивных
площадок.
     Для    эффективной   реализации   целей   воспитания   сегодня
необходимы  повышение  статуса  молодежных  объединений и движений,
носящих   позитивный   характер,  и  активизация  их  деятельности,
усиление   воздействия   системы   образования  на  нравственное  и
правовое  воспитание  подрастающего  поколения,  повышение качества
деятельности   профилактической   работы  органов  внутренних  дел,
создание  действенной  системы правового просвещения и защиты детей
и молодежи.
     Педагогическое  сотрудничество  социальных институтов является
важным  фактором  в  решении таких сложных социально-педагогических
проблем,  как  профилактика  детской безнадзорности, предупреждение
правонарушений    среди    несовершеннолетних,    борьба    за   их
духовно-нравственное       и       физическое       здоровье      и
социально-педагогическая   реабилитация   "детей  улицы"  путем  их
вовлечения в социально значимые виды деятельности.

4. Тенденции и идеи развития системы воспитания детей и молодежи в
                         Великом Новгороде
     В   Великом  Новгороде,  как  и  во  всей  стране,  постепенно
нормализуется  социально-экономическая  ситуация,  укрепляется роль
муниципалитета   во   всех  сферах  общественной  жизни.  Тенденции
экономического  роста  обусловили объективную необходимость резкого
повышения   конкурентоспособности   вступающих  в  производственную
сферу  молодых кадров. У молодого поколения появилась потребность в
овладении    организационной    культурой,    изменении   структуры
социальных  компетенций и др. Это, в свою очередь, выдвигает задачу
подъема  качества  и  эффективности  системы  воспитания  на  новый
уровень,   соответствующий  глубине  и  масштабу  стоящих  проблем,
критериям  воспитательной работы в таких социальных институтах, как
семья, СМИ, система образования, улица.

           5. Управление реализацией настоящей Концепции
     Общее     управление     реализацией    настоящей    Концепции
предполагается  осуществлять  через  создание  и организацию работы
Совета,  принципы  и  порядок деятельности которого устанавливаются
положением,   утверждаемым  постановлением  Администрации  Великого
Новгорода.
     Деятельность  Совета  будет  направлена  на  развитие  системы
воспитания   детей   и   молодежи,  координацию  деятельности  всех
субъектов    воспитания    и    выработку    перспективных    линий
воспитательной     работы.     Обеспечение     взаимодействия     с
заинтересованными  ведомствами  и  общественными  организациями  по
вопросам  воспитания  детей  и  учащейся молодежи - одно из условий
реализации   настоящей  Концепции.  Участие  различных  ведомств  и
общественных    объединений    является    не   только   источником
дополнительных  ресурсов, но и инструментом повышения эффективности
воспитательной   деятельности   и  должно  строиться  на  принципах
партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.
     Непосредственное  управление  настоящей Концепцией заключается
в разработке и реализации исполнителями следующих целевых проектов:
     1)    семейное   воспитание.   Содержание   проекта   составят
мероприятия  по  работе  с  родительской  общественностью, созданию
лекториев   по   семейному   воспитанию,   проведению  тематических
родительских  собраний.  Планируются  продолжение работы с молодыми
родителями   и   семьями,   которые   ждут   ребенка,  мероприятия,
проводимые  для  семей в учреждениях культуры и спорта, социальными
учреждениями   по   поддержке   малообеспеченных   семей  и  семей,
оказавшихся в тяжелых условиях;
     2)    воспитание    юных   новгородцев   средствами   массовой
информации.   Предполагается  включение  в  проект  мероприятий  по
созданию  новых  воспитательных  программ  для  детей  и  молодежи,
газеты   для   детей   и  молодежи,  публицистических  программ  по
проблемам  воспитания,  социальной рекламы по семейному воспитанию.
Планируются   освещение   в   СМИ  положительного  опыта  семейного
воспитания,   размещение   на  сайтах  образовательных  учреждений,
учреждений  культуры,  Администрации  Великого Новгорода различного
рода  информации  о семейном воспитании, в том числе адресов помощи
родителям   и   детям,   правовое   просвещение  детей  и  молодежи
(юридические консультации);
     3)    воспитание   в   образовательных   учреждениях   системы
образования,  культуры,  молодежной политики, физической культуры и
спорта.   Проект   будет   содержать   мероприятия  по  организации
учебно-воспитательного   процесса   в  соответствии  с  минимальным
социальным   стандартом  Российской  Федерации  "Минимальный  объем
социальных   услуг  по  воспитанию  в  образовательных  учреждениях
общего образования":
     усиление  внимания  педагогов к воспитательному аспекту урока,
занятия,   мероприятия,   реализация   воспитательного   потенциала
образовательных  программ, целенаправленный отбор учебных пособий и
дидактических   материалов,   представление   в  процессе  обучения
информации,  направленной не только на усвоение детьми программного
минимума  знаний,  но  и  на  их  духовно-нравственное становление,
осознание и принятие общечеловеческих ценностей;
     предоставление  детям  и  молодежи  возможности выбора видов и
форм   творческой   деятельности,  дополнительного  образования  во
внеурочное  время,  самореализации личности, участия в деятельности
различных  творческих  и  профильных  объединений, в работе органов
детского   самоуправления,   в  деятельности  детских  общественных
объединений  и  организаций  гуманистической ориентации, в походах,
экскурсиях,    экспедициях,    различных   массовых   мероприятиях,
организуемых   на   базе   образовательного   учреждения,  с  целью
воспитания  школьников  как  в учебное, так и в каникулярное время,
приобщение к системе культурных ценностей;
     включение  обучающихся  в  разнообразную,  соответствующую  их
возрастным     и    индивидуальным    особенностям    деятельность,
направленную    на    формирование   у   детей   гражданственности,
патриотизма,  уважения  к правам и свободам человека, представлений
о   нравственности   и   опыта  взаимодействия  со  сверстниками  и
взрослыми  в  соответствии  с  общепринятыми нравственными нормами,
трудолюбия,  готовности  к  осознанному  выбору  будущей профессии,
стремления      к      профессионализму,     конкурентоспособности,
экологической   культуры,  предполагающей  ценностное  отношение  к
природе,  людям,  собственному  здоровью, эстетического отношения к
окружающему  миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности
и   умения   выражать   себя   в  различных  доступных  и  наиболее
привлекательных   для   ребенка   видах   творческой  деятельности,
организационной  культуры,  активной  жизненной  позиции, лидерских
качеств,   организаторских  умений  и  навыков,  опыта  руководства
небольшой  социальной  группой  и  сотрудничества со сверстниками и
взрослыми,    коммуникативных    умений    и    навыков,    навыков
самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
     сохранение    системы   дополнительного   образования   детей,
корректировка   спектра   услуг,   разработка   адресности   услуг,
обеспечение  повышения  уровня  методической подготовки педагогов и
тренеров,   организация   работы  с  родительской  общественностью,
обновление   и   совершенствование   системы   поддержки  творчески
одаренных детей и молодежи;
     4)   воспитание   в   "условиях  улицы"  и  других  социальных
институтов.
     В  проект  войдут  мероприятия  по  дальнейшему развитию рынка
социальных  услуг и организации свободного времени, благоустройству
дворовых  территорий,  расширению  рынка  труда  для  подростков  и
молодежи,  оказанию  помощи  социально не защищенным семьям и детям
"группы   риска",   новые  формы  организации  свободного  времени.
Планируется    увеличение    количества    досуговых   мероприятий,
социальных   проектов   и   конкурсов   для   детей   и   молодежи,
использование   воспитательного   потенциала  клубов  по  интересам
(компьютерных  клубов,  дискоклубов),  общественных  организаций  и
движений  ("Наши",  РАНС  и  др.),  уличной рекламы с положительной
социальной   направленностью.   Будут  проводиться  мероприятия  по
профилактике   детских   и   юношеских  правонарушений:  рейды  УВД
Великого   Новгорода,   отдела   ГИБДД   УВД   Великого  Новгорода,
ужесточение   контроля   над   реализацией   психоактивных  веществ
несовершеннолетним и т.д.
     Совершенствование  управления  воспитательным пространством на
всех    его    уровнях    предполагает   планомерную   обоснованную
деятельность  в  первичных  детских  коллективах (классах, группах,
секциях,  студиях и т.п.), в семьях, в образовательных учреждениях,
в масштабе воспитательного пространства Великого Новгорода.
     Для  этого  надо  объединить  усилия субъектов воспитательного
процесса.    Организаторами    координационной   работы   на   этом
направлении  могут стать межведомственные советы различных уровней.
Однако  в  ходе  совместной  деятельности по решению проблем каждый
субъект  воспитания  реализует  свою  повседневную  деятельность  в
рамках собственной компетенции и полномочий.
     Теоретические  положения  настоящей  Концепции  призваны стать
основой   для   решения   ведущих  вопросов  воспитания,  повышения
активности  населения  при  выполнении  социально значимых функций.
Настоящая  Концепция  имеет  открытый  характер:  в  ее  обсуждении
принимают   участие   все   органы   местной  власти,  общественные
организации, объединения и непосредственно население.

         6. Предполагаемые результаты реализации Концепции
     В  соответствии  с  обозначенными задачами настоящей Концепции
предполагается достижение следующих результатов:
     позитивные       изменения      социальной      направленности
воспитательного процесса в реализации прав ребенка;
     увеличение числа субъектов воспитательного процесса;
     развитие    новых   форм   сотрудничества   между   субъектами
воспитательного процесса;
     эффективность      реализации      проектов     воспитательной
направленности;
     разработка механизма мониторинга качества системы воспитания;
     регулярное   проведение  мониторинга  состояния  воспитания  в
Великом Новгороде;
     систематическая работа Совета.

Информация по документу
Читайте также