Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Новгородской области от 26.01.2011 № 1707-од

                        Российская Федерация
                   НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
          от 26 января 2011 г. № 1707-ОД  Великий Новгород

   О замечаниях и предложениях на проект федерального закона "Об
                образовании в Российской Федерации"


     По  результатам  обсуждения  проекта  федерального  закона "Об
образовании  в  Российской  Федерации",  опубликованного  на  сайте
www.zakonoproekt2010.ru Новгородская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Принять  к  сведению  сформулированные в ходе общественного
обсуждения   прилагаемые   замечания   и   предложения   на  проект
федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
     2. Направить    настоящее    постановление    в   Министерство
образования и науки Российской Федерации для рассмотрения.


     Председатель
     областной Думы          С.Ю.Фабричный



                                                 Приложение
                                     к постановлению областной Думы
                                     от 26.01.2011  №  1707-ОД

                     Замечания и предложения
                  на проект федерального закона
              "Об образовании в Российской Федерации"

     1. В статье 2:
     понятие   "образование"   изложить   в   следующей   редакции:
"образование  -  целенаправленный  процесс  воспитания и обучения в
интересах  человека,  семьи, общества, государства, в ходе которого
приобретается  совокупность  знаний,  умений,  навыков,  ценностных
установок,  опыта  деятельности и компетенций, определенного объема
и сложности";
     дополнить   понятием   "коррекционное   образование",  т.к.  в
законопроекте   выявляется   несоответствие  использования  понятия
"общее    образование"    в   части   образования   обучающихся   с
ограниченными возможностями здоровья.
     2. Абзац   третий  части  1  статьи  4  изложить  в  следующей
редакции:  "Участниками  отношений  в  сфере  образования  являются
органы  государственной  власти,  органы  местного  самоуправления,
организации,  осуществляющие  образовательную  деятельность,  лица,
осуществляющие    индивидуальную    педагогическую    деятельность,
педагогические   работники,   обучающиеся,  их  родители  (законные
представители) и третьи лица".
     3. В  статье  13  в  части  полномочий органов государственной
власти   субъектов   Российской   Федерации   в  сфере  образования
(финансовое   обеспечение  государственных  гарантий  гражданам  на
получение   общедоступного   и   бесплатного   дошкольного,  общего
образования  и  дополнительного  образования  в общеобразовательных
организациях)  необходимо  уточнить  отнесено ли сюда полномочие по
обеспечению школ школьной мебелью.
     4. В статье 14:
     1)      часть     1     дополнить     словами     "непрерывное
научно-методическое,   информационно-методическое  сопровождение  и
поддержка  муниципальных образовательных учреждений, педагогических
и  управленческих  кадров". Наличие  указанного полномочия позволит
органам  местного  самоуправления муниципальных районов и городских
округов  регламентировать  деятельность  муниципальных методических
служб;
     2)   без   достаточного  объема  средств  из  бюджетов  других
уровней,  направляемых на выполнение требований федеральных законов
в     области    пожарной,    антитеррористической    безопасности,
санитарно-гигиенического   благополучия   полномочие   "обеспечение
содержания   зданий   и  сооружений  муниципальных  образовательных
учреждений,    обустройство    прилегающих    к   ним   территорий"
нецелесообразно    относить    к   полномочиям   органов   местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов.
     5. В статье 18:
     1)   в  части  2  определено,  что  образовательные  программы
разрабатываются     на    основе    соответствующих    федерального
государственного     образовательного     стандарта,    федеральных
государственных   требований  (т. е.  единых  требований  для  всех
образовательных  учреждений),  поэтому  разработкой программ должен
заниматься  не каждый педагог (мастер производственного обучения) в
отдельности,   а   эта   деятельность  должна  осуществляться  АПН,
институтами  образования,  учеными,  авторами  УМК  (учитель должен
адаптировать ее к особенностям своего класса);
     2)  часть 6 дополнить положением: "Федеральные государственные
образовательные  стандарты  высшего  и  среднего  профессионального
образования  должны предусматривать возможность реализации основных
профессиональных    образовательных   программ   с   использованием
дистанционных    образовательных    технологий    и    электронного
обучения".
     6. Статью  19  дополнить такими формами получения образования,
как  экстернат,  дистанционное обучение. Во втором абзаце в части 2
после слов "и заочной" дополнить словом "семейной".
     7. В статье 25:
     1)  часть 1 изложить в следующей редакции: "1. Образовательная
организация  является юридическим лицом. По организационно-правовой
форме она может быть создана в одной из следующих форм:
     государственного,   муниципального   учреждения   (бюджетного,
автономного или казенного);
     частного учреждения";
     2)  в  части  12  исключить  слова  "расположенных  в сельской
местности".
     3)  в  частях 12 и 14 формулировка "с учетом мнения (согласия)
населения,  выраженного  представительными  органами  муниципальных
района   и  поселений"  в  отношениях,  складывающихся  по  вопросу
организации              образовательной              деятельности,
неприемлема. Государственное   или   муниципальное  образовательное
учреждение  может  быть  реорганизовано или ликвидировано, если это
не  повлечет  за  собой  нарушение  конституционных  прав граждан в
сфере   образования,   в   том  числе  прав  граждан  на  получение
бесплатного   образования,   поэтому   реорганизация  и  ликвидация
образовательного  учреждения  должна  допускаться только с согласия
схода    жителей    населенных    пунктов,   обслуживаемых   данным
учреждением.
     8. Статьей   26  необходимо  ввести  понятие  "малокомплектная
(малочисленная)  школа",  а  также  четко  определить наполняемость
класса.   При   этом  нет  необходимости  менять  имеющийся  статус
"образовательное  учреждение" на "образовательную организацию" - на
практике  это  ничего  не даст, но повлечет за собой дополнительные
расходы.
     9. В статье 34:
     1)  часть  1  в  части  основных  прав  обучающихся  дополнить
словами   "право   на   медицинское   обслуживание  и  обследование
обучающихся во время учебных занятий";
     2)  в  части  5  слова  "привлечение  к  обучающему  труду, не
предусмотренное  образовательной  программой, запрещается" заменить
словами   "обучающиеся  имеют  право  на  участие  в  мероприятиях,
направленных  на  их трудовое воспитание". Конкретизировать понятие
"труд",  запрещенное  без  согласия законных представителей и самих
детей.  Самообслуживающий  труд  не  должен считаться эксплуатацией
детского труда;
     3)   гарантировать   право  на  завершение  среднего  (общего)
обучения  выпускников  11-х  классов, достигших 18-летнего возраста
(должна  быть  отсрочка от воинской службы для учащихся, которым на
момент   сдачи   ЕГЭ   исполнилось   18   лет,   чтобы   они  могли
воспользоваться правом поступления в вузы);
     4)  дополнить  положением  о  том,  что  дети - сироты и дети,
оставшиеся   без   попечения   родителей,  имеют  право  дважды  на
бесплатной  основе  получить профессиональное образование в средних
профессиональных образовательных учреждениях.
     10. В   статье   35   предусмотрено   бесплатное   пользование
учебниками   и   учебными  пособиями,  однако,  размера  подушевого
финансирования,  предоставляемого, например, в Новгородской области
(в   пределах  560-600  рублей  на  ученика),  для  образовательных
учреждений    будет    недостаточно,   чтобы   обеспечить   каждого
обучающегося  комплектом  из  3-4  учебников,  если  они  все будут
обновлены  в соответствии ФГОС нового поколения. Возможно, норматив
должен   быть   определен  Правительством  Российской  Федерации  в
одинаковый  для  всех субъектов Российской Федерации, т.к. учебники
выпускаются  не  в субъекте Российской Федерации, а, как правило, в
издательствах Москвы, С-Петербурга.
     11. В статье 36:
     1)  руководитель  организации,  осуществляющей образовательную
деятельность,   обеспечивает   обязательное   страхование  жизни  и
здоровья  обучающихся  от несчастных случаев, при этом не решено за
счет средств какого бюджета будут предусмотрены данные расходы;
2) абзац шестой части 2 дополнить словами: "Родители (законные
представители) несут административную ответственность за нарушения
норм поведения их детей";
     3) часть 3 конкретизировать, дополнив ее:
     "при численности обучающихся до 500 человек - фельдшер/врач;
     при   численности   501-1000   человек,  а  также  при  работе
образовательного учреждения в 2 смены, - фельдшер/врач+медсестра;
     при  численности  1001  и  более  человек  -  фельдшер/врач+ 2
медсестры";
     4)  образовательное  учреждение обязано предоставить помещение
с     соответствующими    условиями    для    работы    медицинских
работников. Термин  "соответствующие  условия"  требует  уточнения,
например,  входит  ли  в это понятие обеспечение комфортных условий
(свет,  тепло, электроснабжение, уборка, необходимая мебель и т.д.)
либо имеется ввиду только оснащение медоборудованием.
     12. Статью  37  дополнить положением о наличии государственных
социальных  стипендий  в  НПО,  об  условиях  назначения  и размере
социальной  стипендии,  указать  размер  минимальной  стипендии для
студентов,  а  также  желательно  установить  в  каких  случаях она
выплачивается:  либо  по  рейтингу,  либо же при отсутствии "3" при
сдаче экзаменов и отсутствии других задолженностей.
     13. Статью   38  дополнить  положением  "Учащиеся  специальных
(коррекционных)    образовательных    организаций    обеспечиваются
полноценным    двухразовым    бесплатным    питанием",    поскольку
аналогичная  норма  закреплена  в  подзаконном нормативном правовом
акте   -   в   пункте   46   Типового   положения   о   специальном
(коррекционном)   образовательном   учреждении   для   обучающихся,
воспитанников    с    отклонениями    в   развитии,   утвержденного
постановлением  Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997
года  №  288.  В  части  5  уточнить  категории  лиц,  пользующихся
льготами  на  обеспечение  питанием,  и  конкретизировать  источник
финансирования   (федеральный,  субъект  Российской  Федерации  или
муниципальный).
     14. В   части  2  статьи  44  целесообразно  конкретизировать,
какому    органу    (организации)    принадлежит    право    выбора
дисциплинарного  наказания,  а  также расширить перечень взысканий,
налагаемых  на  учащихся:  "письменное  замечание, строгий выговор,
предупреждение о возможном отчислении".
     15. В статье 47:
     1)  в  части  1  слова  "получение  ими  начального  общего  и
основного  общего  образования  и создать условия для получения ими
среднего   общего  образования"  заменить  словами  "получение  ими
начального  общего,  основного общего образования и среднего общего
образования  и  создать  условия  для  получения  профессионального
образования";
     2)   в   части   3  уточнить  меру  ответственности  родителей
(законных    представителей)    за    неисполнение    обязанностей,
установленных настоящим Федеральным законом;
     3)   дополнить   статью   положением  о  контроле  со  стороны
родителей за учебой обучающихся.
     16. В статье 49:
     1)   дополнить   положением:  "право  на  защиту  от  действий
(посягательств)  учащихся и их родителей (законных представителей),
нарушающих   и   ущемляющих  честь  и  достоинство  педагогического
работника";
     2)  часть  3  исключить, т. к. устанавливает дискриминационное
положение.  Запрет лишает возможности родителей сделать свой выбор,
особенно,  если  они  проживают в населенном пункте, где всего одна
школа,  а  учащимся  и  родителям  хочется иметь повышенный уровень
знаний для дальнейшего обучения;
     3)  часть  4  дополнить  словами:  "Минимальный  размер оплаты
труда  педагогического  работника  должен быть больше как минимум в
полтора   раза,   чем   прожиточный   минимум,   установленный  для
работоспособного населения";
     4)  в  части  7  закреплено  положение, определяющее критерии,
влияющие     на    размер    заработной    платы    педагогического
работника. Если  речь в законе идет о сложности выполняемой работы,
то  должен  быть  и  подзаконный  нормативный  акт,  в  котором  бы
содержались   критерии   сложности,   потому   что  иногда  музыку,
технологию,    физкультуру    бывает    сложнее   преподавать   без
соответствующей  базы,  чем  математику и русский язык. Если такого
нормативного  акта  нет,  то  данные  слова  "сложности выполняемой
работы"  из  проекта  закона  в  окончательном варианте должны быть
исключены.  Оплата  за  сложность  может  быть произведена из фонда
материального  стимулирования  по  соответствующему локальному акту
образовательного учреждения;
     5)  во втором абзаце части 10 исключить слово "может". Так как
экзамен   является   единым   государственным  для  всех  субъектов
Российской  Федерации,  то  необходимо  установить  единый размер и
порядок  выплаты  компенсации  для  всей  страны.  Иначе получается
явное  противоречие:  экзамен  именуется  единым государственным, а
компенсация  за него будет разная, или ее вообще не будет, объяснят
отсутствием  средств  в  бюджете  и  все  на  этом закончится. Этим
нарушается  также  и  принцип единого образовательного пространства
на территории России;
     6)  часть  11  предусматривает,  что  по одинаковому основанию
педагогические  работники разной ведомственной принадлежности будут
получать  различные  суммы, что не является обоснованным. При этом,
размер   ежемесячной   денежной   компенсации  в  целях  содействия
обеспечению   книгоиздательской   продукцией   должен  обеспечивать
реальную возможность приобретения такой продукции;
     7)  в  целях  повышения  привлекательности  работы  учителя, а
также  для  снятия  стрессовой напряженности по завершению учебного
года   ввести   ежегодное   предоставление   бесплатной  путевки  в
санатории сроком на 12 дней.
     17. В  статье 63 необходимо закрепить 5-дневную учебную неделю
для  детей  с ограниченными возможностями здоровья, так как ребенок
не  успевает  восстановиться  за  один  день,  часть которого нужно
потратить на подготовку домашнего задания.
     18. В  целом  предложенная редакция статьи 73 о лицензировании
образовательной  деятельности  упрощает порядок получения лицензии,
он  становится уведомительным. В то же время в условиях постоянного
увеличения  количества  высших учебных заведений такой порядок вряд
ли   оправдан.   Необходимо,   наоборот,  ужесточить  требования  к
получению  лицензии  на образовательную деятельность, а не упрощать
их. Полагаем целесообразно:
     1)  в  пункте  1  части  14 необходимо предусмотреть ссылку на
конкретные  правовые  нормы законодательства Российской Федерации о
лицензировании   отдельных  видов  деятельности. При  этом  следует
учитывать,  что  Федеральный  закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ
"О  лицензировании отдельных видов деятельности" не содержит такого
понятия  как  "временная  лицензия",  что  у правоприменителя может
вызвать затруднения;
     2)  абзац  первый  части  16  также  предусматривает отсылку к
законодательству  Российской  Федерации  о лицензировании отдельных
видов   деятельности,   которое   правоприменитель   должен   будет
определять самостоятельно, что не вполне оправдано;
     3) часть 17 изложить в следующей редакции:
     "17.   В   случае   представления   соискателем  лицензии  или
лицензиатом  документов не в полном объеме, неправильно оформленных
и  (или)  неправильно  заполненных  документов  лицензирующий орган
прекращает  рассмотрение  вопроса  о лицензировании образовательной
деятельности   соискателя  и  отказывает  соискателю  лицензии  или
лицензиату   в   предоставлении  лицензии  на  право  осуществления
образовательной деятельности.";
     4)   в   пункте  3  части  18  слова  "в  срок,  установленный
положением,  указанным  в  части  3  настоящей  статьи"  исключить,
изложив пункт в следующей редакции:
     "Лицензирующий   орган   отказывает  соискателю  лицензии  или
лицензиату  в  принятии  документов  к рассмотрению по существу при
наличии одного из следующих оснований:
     5)    документы,    запрошенные    лицензирующим   органом   в
соответствии  с  пунктом  17  настоящей  статьи,  представлены не в
полном  объеме,  неправильно  оформлены,  неправильно  заполнены  и
(или)  не  представлены  соискателем  лицензии  или  лицензиатом  в
лицензирующий орган";
     6)   пункт   2   части   19  изложить  в  следующей  редакции:
"Основанием  для отказа в переоформлении документа, подтверждающего
наличие  лицензии,  в  случае,  предусмотренном  пунктом  1 части 9
настоящей статьи, является:
     7)   несоответствие   условий   осуществления  образовательной
деятельности,  в  том  числе  в  части  объектов,  используемых при
осуществлении     образовательной     деятельности,    лицензионным
требованиям  и условиям, установленным законодательством Российской
Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности";
     8)  абзац  первый  части 22 изложить в следующей редакции: "По
истечении  одного  года после предоставления лицензии лицензирующий
орган  проводит  плановую  выездную проверку соблюдения лицензиатом
лицензионных  требований и условий, установленных законодательством
Российской    Федерации    о    лицензировании    отдельных   видов
деятельности".
     19. В  соответствии  со  статьей 77 регламентируется процедура
проведения  общественной  аккредитации  организаций, осуществляющих
образовательную  деятельность. Тем не менее, предложенная в проекте
закона   формула   проведения   общественной  аккредитации  видится
несовершенной.  Целесообразно  предусмотреть  конкретные  механизмы
использования  результатов общественной аккредитации при проведении
государственной аккредитации.
     В связи с изложенным, необходимо в статье 77:
     1) часть 1:
     дополнить    вторым   предложением   в   следующей   редакции:
"Организации,  осуществляющие  образовательную  деятельность, могут
получать   общественную   аккредитацию   в   различных  российских,
иностранных   и   международных   общественных   организациях,  чьи
уставные  цели  и  задачи  связаны  с осуществлением деятельности в
сфере  образования.  Для  учета  общественных  организаций, имеющих
право     проводить    общественную    аккредитацию    организаций,
осуществляющих   образовательную  деятельность,  создается  Реестр,
порядок    ведения    которого    устанавливается    постановлением
Правительства Российской Федерации.";
     дополнить    абзацем    четвертым    в   следующей   редакции:
"Регулирование   процедуры   проведения  общественной  аккредитации
осуществляется    в   соответствии   с   положением,   утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации";
     2) дополнить частью 3 в следующей редакции:
     "3.   Общественная   аккредитация   проводится  по  инициативе
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
     Организации,  осуществляющие  образовательную  деятельность  и
успешно  прошедшие  процедуру  общественной  аккредитации, получают
сертификат,  форма  которого утверждается Правительством Российской
Федерации.  Данный  сертификат  является действительным в течение 5
лет  и учитывается органом исполнительной власти, уполномоченным на
проведение   процедуры  государственной  аккредитации  организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
     В случае,   если   по  результатам  общественной  аккредитации
организации,     осуществляющей    образовательную    деятельность,
принимается    отрицательное    заключение,    то   соответствующая
организация   не получает  сертификат  о  прохождении  общественной
аккредитации.    Повторное   прохождение   процедуры   общественной
аккредитации   допускается  не  ранее,  чем  через  год  с  момента
завершения    процедуры    последней    общественной   аккредитации
организации, осуществляющей образовательную деятельность".
     20. В   части   1   статьи   82  введена  четкая  грань  между
бесплатными  и  платными образовательными услугами, где говорится о
том,  что  в  качестве  платных образовательных услуг не могут быть
оказаны государственные (муниципальные) образовательные услуги.
     Образовательные  организации  и  лица,  ведущие индивидуальную
педагогическую  деятельность,  в целях более полного удовлетворения
потребностей  в  образовании  и  повышения  ответственности  за его
качество   имеют   право   вне   рамок  государственных  нормативов
оказывать  платные  образовательные  услуги,  которые  в  настоящее
время  в  большинстве  своем  существуют вне рамок правового поля в
форме репетиторства.
     Целесообразно   отметить,   что  в  целях  повышения  качества
образования,  необходимо  изменить  подход  к  определению  понятия
"образовательная услуга".
     Ни  в  коей  мере  не  умоляя  ее  социальный  характер,  надо
признать,  что  вся  деятельность  образовательного  учреждения  по
организации  и осуществлению образовательного процесса (обучения) в
целях   освоения   обучающимися  академических  и  профессиональных
образовательных  программ, программ профессиональной подготовки или
программ  отдельных  учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
является  образовательной  услугой,  направленной на удовлетворение
потребностей   потребителя,   будь   то   отдельный  гражданин  или
государство  в  целом (если оно является заказчиком). В этом случае
меняются  акценты в оценке деятельности образовательного учреждения
не  по  процессу,  а  по  его результату. Исходя из этого положения
меняются подходы к пониманию термина "качество образования".
     Предлагается   дополнить   абзац   второй   части   1   статьи
предложением  в следующей редакции: "Платные образовательные услуги
представляют  собой  осуществление  образовательной деятельности по
заданию  и за счет физического или юридического лица (заказчика) на
основании  договора  оказания  платных  образовательных  услуг. При
этом   под   образовательной   услугой  понимается  совершаемая  на
возмездных   началах  правомерная  деятельность  по  удовлетворению
образовательных  потребностей  личности,  для осуществления которой
требуется его активное участие в качестве обучающегося".
     Целесообразно   статью  82  проекта  дополнить  новой  частью,
изложив  ее  в следующей редакции: "В случае, если договор оказания
платных   образовательных   услуг   заключается   с  индивидуальным
предпринимателем,      занимающимся     трудовой     педагогической
деятельностью,  то  в  договоре  оказания  платных  образовательных
услуг дополнительно указываются:
     1)   уровень   профессионального  образования  индивидуального
предпринимателя;
     2) общий стаж индивидуального предпринимателя;
     3)   опыт   занятия   индивидуальной  трудовой  педагогической
деятельностью.
     При  необходимости в договоре оказания платных образовательных
услуг,     заключаемого    с    индивидуальным    предпринимателем,
занимающимся  трудовой  педагогической  деятельностью,  могут  быть
предусмотрены    иные    положения,    установленные    действующим
законодательством об оказании платных образовательных услуг".
     21. В    образовании   могут   появляться   новые   программы,
технологии,  методики  вместе  с  исключительными  правами  на них.
Внедрение   механизма   коммерческой  концессии  в  образовательную
деятельность  позволяет  цивилизованно  получать  вознаграждение за
результат  интеллектуальной  деятельности  при расширении сферы его
реализации.  Что  касается  ныне  применяемых  программ,  методик и
технологий,   совершенно  неизвестно  и  непонятно,  будут  ли  они
востребованы   в   конкурентной   образовательной  среде  даже  при
оформлении   исключительных   прав   на   них  учебно-методическими
объединениями.  В этой связи в редакции проекта Федерального закона
"Об   образовании   в   Российской   Федерации"  не  прослеживается
достаточно  четкое  соотношение  с  частью  4  Гражданского кодекса
Российской  Федерации, устанавливающей правовые нормы, регулирующие
отношения, связанные с интеллектуальной собственностью.
     Целесообразно  часть  1  статьи 84 дополнить абзацем третьим в
следующей  редакции:  "Организации,  осуществляющие образовательную
деятельность,  в  отношениях  по поводу правовой охраны результатов
интеллектуальной   собственности   и  приравненных  к  ним  средств
индивидуализации,  правовой  охраны  интеллектуальных  прав,  права
собственности,  исключительных  прав,  признания  автора результата
интеллектуальной    собственности,    в    отношениях   по   поводу
распоряжения  исключительным  правом  и  действия  исключительных и
иных  интеллектуальных  прав  на  территории  Российской Федерации,
руководствуются действующим гражданским законодательством".
     22. В  части  1  статьи  89 требуется уточнить, что понимается
под  дошкольным  образованием,  которое  гарантируется населению на
основе  принципов  общедоступности  и  бесплатности. В существующем
виде  при  выделении  двух услуг: "реализация программы дошкольного
образования"  и  "присмотр  и  уход за детьми" выпадает, во-первых,
дошкольное  воспитание,  а,  во-вторых,  возникает вопрос: какая из
услуг    гарантирована    государством    на    основе    принципов
общедоступности  и  бесплатности.  Кроме  того,  в  статье  упущено
указание  на  приоритет  семьи  в  образовании  ребенка. Необходимо
закрепить  приоритет  семейного  воспитания  и образования, указав,
что  первыми и главными педагогами для ребенка являются родители, а
профессиональные   педагоги   -   только   помощники   родителей  в
образовании их ребенка.
     23. В  статье  91  не дается четкого определения, что входит в
понятие  "присмотр  и  уход  за детьми в дошкольных образовательных
организациях".
     24. В   части  4  статьи  94  прописаны  цели  создания  школ-
интернатов.   Первая   цель   означает,   что  все  школы,  имеющие
пришкольные  интернаты,  будут называться школа-интернат. Это будет
означать,   что   в  один  вид  попадут  и  общеобразовательные,  и
коррекционные  школы,  и  школы,  в  которых обучаются дети-сироты,
финансирование которых осуществляется по другим нормативам.
     25. Часть  2  статьи  95 дополнить словами: "в возрасте старше
восьми   лет  в  первый  класс  принимаются  дети  с  ограниченными
возможностями            здоровья           по           заключению
психолого-медико-педагогической комиссии".
     26. В статье 96:
     1)  уточнить порядок дальнейшего обучения учащихся закончивших
9   классов,   получивших   по   итогам   государственной  итоговой
аттестации неудовлетворительные оценки и получившие справку;
     2)  дать возможность обучающимся самостоятельно выбирать форму
итоговой аттестации. ЕГЭ не должно быть обязательным для всех.
     27. Статью 99 изложить в следующей редакции:
     "1.   Общее  образование  лиц  с  ограниченными  возможностями
здоровья     осуществляется     в    общеобразовательных    школах,
оборудованных    при    необходимости   специальными   техническими
средствами,   в   том   числе   в  коррекционных  классах,  классах
интегрированного    обучения   общеобразовательных   школ   или   в
коррекционных  общеобразовательных  школах. Инвалиды получают общее
образование  в  соответствии  с  заключением  ПМПК и индивидуальной
программой реабилитации инвалида.
     2. Для  детей с ограниченными возможностями здоровья создаются
специальные  (коррекционные)  образовательные  учреждения для детей
дошкольного  и школьного возраста различных типов и видов, перечень
и  особенности  организации  образовательного  процесса  в  которых
определяются    федеральным    органом    исполнительной    власти,
осуществляющим  функции  по  выработке  государственной  политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
     3. Содержание     образования     и     условия    организации
образовательного   процесса   в  коррекционной  общеобразовательной
школе  определяется  на основе программ специальных (коррекционных)
общеобразовательных  учреждений,  соответствующих  типов  и  видов,
утвержденных  Минобрнауки,  разрабатываемых  исходя из особенностей
психофизического    развития    и    индивидуальных    возможностей
обучающихся   на  основе  специальных  требований  соответствующего
федерального государственного образовательного стандарта.
     4. Предельная   наполняемость   специального  (коррекционного)
класса,  класса интегрированного обучения, а также класса (группы),
группы  продленного  дня  в коррекционной общеобразовательной школе
зависит  от  категории  обучающихся  с  ограниченными возможностями
здоровья  и  устанавливается  специальными требованиями федеральных
государственных  образовательных  стандартов общего образования. Не
подлежит изменению в субъектах Российской Федерации.
     5. Обучающиеся   (воспитанники),   проживающие  в  специальной
(коррекционной)  общеобразовательной  школе-интернате, находятся на
полном    государственном    обеспечении   и   в   соответствии   с
установленными   нормативами   обеспечиваются   питанием,  одеждой,
обувью,    мягким    и   жестким   инвентарем.   Иные   обучающиеся
коррекционной  общеобразовательной  школы обеспечиваются бесплатным
двухразовым питанием.".
     28. Статью 100 изложить в следующей редакции:
     "Статья   100.  Психолого-педагогическая  и  медико-социальная
помощь    обучающимся   и   воспитанникам,   осваивающим   основные
общеобразовательные       и       специальные       (коррекционные)
общеобразовательные программы
     1. В   целях   оказания  помощи  обучающимся  (воспитанникам),
испытывающим   трудности   в   освоении   основных   и  специальных
(коррекционных)     образовательных     программ,     осуществления
индивидуально   ориентированной   педагогической,  психологической,
социальной   и   медицинской   помощи  таким  обучающимся  органами
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации создаются
центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
     2. Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи:
     1)  осуществляет  диагностику уровня психического, физического
развития и отклонений в поведении обучающихся (воспитанников);
     2)  осуществляет  психолого-педагогическое  консультирование и
просвещение  обучающихся  (воспитанников),  их  родителей (законных
представителей),    оказывает    логопедическую,   психологическую,
педагогическую помощь обучающимся (воспитанникам);
     3)  организует коррекционно-развивающие занятия с обучающимися
(воспитанниками);
     4)       проводит       комплекс       реабилитационных      и
лечебно-оздоровительных мероприятий;
     5)   оказывает  помощь  учащимся  в  профориентации  и  выборе
профессии.
     3. Центр  психолого-педагогической  и медико-социальной помощи
оказывает   помощь   общеобразовательным  учреждениям  по  вопросам
обучения  и  воспитания  детей  с  проблемами школьной и социальной
адаптации.
     4. Педагогическая    и   психологическая   помощь   в   центре
психолого-педагогической  и  медико-социальной  помощи  оказывается
педагогами-психологами,           социальными           педагогами,
учителями-логопедами,      учителями-дефектологами      и     иными
специалистами,  необходимыми  для надлежащего осуществления функций
такого центра.
     Социальные    педагоги   центра   психолого-педагогической   и
медико-социальной  помощи  осуществляют  также комплекс мероприятий
по  выявлению  причин  социальной дезадаптации детей и оказывают им
социальную  помощь, осуществляют связь с семьей, а также с органами
и  организациями  по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их
жильем, пособиями и пенсиями.".
     29. В  части  1  статьи 112 нашли свою реализацию конструкции,
связанные  с  неоднозначным  установлением цели подготовки кадров в
Российской  Федерации.  Как  вытекает  из  указанной  нормы, высшее
образование       имеет      целью      обеспечение      подготовки
высококвалифицированных   кадров   по  всем  основным  направлениям
общественно  полезной  деятельности  в соответствии с потребностями
общества  и  государства, удовлетворением потребностей личности. То
есть  понятие "личность" опосредованно игнорируется, что расходится
с  ключевым  значением  Преамбулы Конституции Российской Федерации,
конституционно-правовым  смыслом  статьи  2  Конституции Российской
Федерации,  а  также  основными  направлениями политики социального
государства  (статья  7  Конституции  Российской  Федерации)  и  не
отвечает  конституционно-правовому  смыслу  статьи  43  Конституции
Российской         Федерации,        предоставляющей        каждому
социально-экономическое право на образование.
     В   связи  с  изложенным,  предлагается  часть  1  статьи  112
изложить  в  следующей  редакции:  "Высшее  образование имеет целью
обеспечение   подготовки  высококвалифицированных  кадров  по  всем
основным   направлениям   общественно   полезной  деятельности  для
удовлетворения  потребностей личности, общечеловеческих ценностей в
рамках  свободного развития личности в соответствии с потребностями
общества   и   государства   в   интеллектуальном,   культурном   и
нравственном   развитии,   углублении   и  расширении  образования,
научной, педагогической квалификации".
     30. В  соответствии  с  частью  2  статьи  113 устанавливается
перечень     образовательных    организаций,    осуществляющих    в
соответствии  с  проектом  закона  образовательную  деятельность  в
сфере  высшего  образования.  В  законопроекте  предусмотрена новая
система  структуры  высших образовательных учреждений (университет,
институт,  колледж), то есть колледж становится вузом. В этой связи
предлагаем   сохранить   прежнюю   систему  высших  образовательных
учреждений,  изложив часть 2 статьи 113 в следующей редакции: "2. В
Российской     Федерации     устанавливаются     следующие     виды
образовательных организаций высшего образования:
     колледж  - образовательная организация, основной деятельностью
которой является реализация программ прикладного бакалавриата;
     институт     -     образовательная    организация,    основной
деятельностью  которой  является  реализация  программ бакалавриата
(прикладного, академического) и программ подготовки специалиста;
     федеральный  университет  -  высшее учебное заведение, которое
реализует   инновационные   образовательные   программы  высшего  и
послевузовского  профессионального  образования,  интегрированные в
мировое   образовательное   пространство;   обеспечивает  системную
модернизацию    высшего    и    послевузовского   профессионального
образования;   осуществляет   подготовку,  переподготовку  и  (или)
повышение  квалификации  кадров  на  основе  применения современных
образовательных         технологий         для         комплексного
социально-экономического      развития      региона;      выполняет
фундаментальные  и  прикладные  научные  исследования  по  широкому
спектру   наук,   обеспечивает   интеграцию  науки,  образования  и
производства,    в    том   числе   путем   доведения   результатов
интеллектуальной    деятельности   до   практического   применения;
является ведущим научным и методическим центром;
     университет  -  высшее  учебное  заведение,  которое реализует
образовательные     программы     высшего     и     послевузовского
профессионального   образования  по  широкому  спектру  направлений
подготовки      (специальностей);      осуществляет     подготовку,
переподготовку  и  (или)  повышение  квалификации работников высшей
квалификации,    научных    и   научно-педагогических   работников;
выполняет  фундаментальные  и  прикладные  научные  исследования по
широкому  спектру  наук,  является  ведущим  научным и методическим
центром в областях своей деятельности;
     академия   -   высшее  учебное  заведение,  которое  реализует
образовательные     программы     высшего     и     послевузовского
профессионального     образования;     осуществляет     подготовку,
переподготовку  и  (или)  повышение  квалификации работников высшей
квалификации     для     определенной     области     научной     и
научно-педагогической  деятельности;  выполняет  фундаментальные  и
прикладные   научные   исследования   преимущественно  в  одной  из
областей   науки   или   культуры;   является   ведущим  научным  и
методическим центром в области своей деятельности.".
     31. В   часть  2  статьи  121  внести  конкретные  определения
классификаций      общеразвивающих     программ     дополнительного
образования.
     32. В  законопроекте  используются  как  понятия  "учреждение"
(например,  в  статье  11),  так  и  "образовательная организация".
Нужно   четко   определиться,   что   же   мы   получим   в  итоге.
Переименование  "образовательного  учреждения"  в  "образовательную
организацию"  повлечет за собой неоправданно большой объем бумажной
работы   по   переделке   документов   и   финансовых   затрат   на
переоформление.    Предлагаем    оставить   традиционное   название
"образовательное учреждение".
     33. Главу  5  "Педагогические,  руководящие  и  иные работники
организаций,     осуществляющих    образовательную    деятельность"
дополнить   положением   "Педагогические  работники,  работающие  в
образовательных  учреждениях,  расположенных  в сельской местности,
рабочих   поселках   (поселках  городского  типа)  имеют  право  на
повышающий  коэффициент  в  размере  25  процентов  от минимального
оклада  (ранее  это  было  предусмотрено  и нашло отражение в новой
системе оплаты труда).".
     34. В  проект  федерального  закона  добавить главу "Начальное
профессиональное   образование",   как  необходимое  звено  системы
профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров.
     Главой  12  предусмотрен  перевод  учреждений  НПО  (училищ) в
центры    профессиональных    квалификаций.    В   данных   Центрах
предполагается   реализация   программ   профобучения   по  рабочим
профессиям.   По   окончании  обучения  обучающимся  предполагается
выдача  документа  разработанного  центром (не гособразца). В таком
случае  необходимо законодательно решить вопрос о трудоустройстве с
таким документом.
     В    законопроекте    отсутствует    правовое    регулирование
взаимодействия    учреждений    профессионального   образования   и
работодателей.  Необходимо  возродить опыт работы с наставниками на
производстве, стимулировать их труд.

Информация по документу
Читайте также