Расширенный поиск
Областной закон Новгородской области от 22.04.1997 № 92-озРоссийская Федерация НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН О выборах депутатов Новгородской областной Думы Принят областной Думой 28 марта 1997 года I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Пределы действия закона Настоящий закон гарантирует избирательные права граждан Российской Федерации, проживающих в Новгородской области, устанавливает порядок и условия организации и проведения выборов законодательного (представительного) органа государственной власти - Новгородской областной Думы. Статья 2. Принципы участия граждан в выборах Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Новгородской области, участвуют в выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие гражданина в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Статья 3. Избирательное право граждан Право избирать в областную Думу принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему на день голосования 18-летнего возраста, проживающему на территории Новгородской области. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, проживающий на территории Новгородской области и обладающий избирательным правом. Не могут избирать и быть избранными граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Депутатами областной Думы не могут быть государственные и муниципальные служащие, судьи, прокуроры, депутаты иных представительных органов государственной власти и местного самоуправления. В случае избрания указанных лиц депутатами областной Думы они должны сложить с себя обязанности, несовместимые со статусом депутата областной Думы. Статья 4. Численный состав Новгородской областной Думы В состав областной Думы избирается 26 депутатов. Статья 5. Выборы депутатов областной Думы Депутаты областной Думы избираются сроком на четыре года на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам, образуемым на территории Новгородской области на основе единой нормы представительства. Статья 6. Дата выборов Выборы депутатов Новгородской областной Думы назначаются областной Думой. Дата их проведения определяется областной Думой не позднее чем за 100 дней до дня выборов. II. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 7. Список избирателей и порядок его составления Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главами местного самоуправления. Сведения об избирателях направляются в избирательные комиссии не позднее, чем за 40 дней до дня выборов. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с Федеральным законом, устанавливающим право граждан в Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места жительства, пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, проживающих на территории расположения воинских частей, составляется на основании данных, представленных командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утверждаемой избирательной комиссией области и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Каждому гражданину предоставляется право заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. Участковая избирательная комиссия обязана проверить жалобу (заявление) и устранить ошибку или неточность, либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Вносить изменения в список избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. Граждане, имеющие право участвовать в выборах депутатов областной Думы и находящиеся в день голосования в больницах и других стационарных учреждениях, а также иных местах временного пребывания, могут по решению окружных избирательных комиссий включаться в списки избирателей по месту их нахождения. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитии, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в списки, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного участка. III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Статья 8. Образование избирательных округов Для проведения выборов депутатов областной Думы на территории области избирательной комиссией области образуются 26 избирательных округов на основании данных, представляемых Администрацией области и с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются избирательной комиссией области и утверждаются Новгородской областной Думой не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Статья 9. Образование избирательных участков Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов областной Думы, главой местного самоуправления по согласованию с избирательной комиссией области, не позднее чем за 45 дней до дня выборов образуются избирательные участки из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов. IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 10. Виды избирательных комиссий Подготовку и проведение выборов в областную Думу осуществляют: избирательная комиссия области; окружные избирательные комиссии по выборам в областную Думу; участковые избирательные комиссии. Статья 11. Порядок формирования окружных избирательных комиссий Окружная избирательная комиссия формируется представительным органом местного самоуправления в каждом избирательном округе не позднее 50 дней до дня выборов в количестве 8-10 членов на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав окружной комиссии в срок, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование окружной избирательной комиссии производится избирательной комиссией области. Председатель окружной избирательной комиссии должен иметь высшее образование. После регистрации кандидата избирательное объединение, группа избирателей, выдвинувшие своего кандидата по данному избирательному округу, либо сам кандидат вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях. Полномочия членов комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты или избирательные объединения их назначившие были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган, полномочия остальных членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов. В случае, если избирательный округ находится на территории нескольких районов, то окружная избирательная комиссия формируется представительными органами местного самоуправления этих районов пропорционально численности избирателей каждого района. Статья 12. Порядок формирования участковых избирательных комиссий Участковые избирательные комиссии формируются представительными органами местного самоуправления не позднее 40 дней до дня выборов в количестве 5-10 членов на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы и жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой избирательной комиссии. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в срок, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей окружной избирательной комиссией, либо избирательной комиссией области. После регистрации кандидата региональное избирательное объединение, выдвинувшее кандидата и каждый кандидат по соответствующему избирательному округу вправе назначить одного члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Статья 13. Статус наблюдателя В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными объединениями, кандидатами, избирательными блоками. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом, общественным объединением, избирательным блоком, чьи интересы он представляет, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта (удостоверения личности). Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется. Наблюдатель вправе: получать заверенные копии документов об итогах голосования; присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования; знакомиться со списками избирателей: обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями; обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии в окружную избирательную комиссию или избирательную комиссию области. Вмешательство в действия участковой избирательной комиссии не допускается. Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются председателем участковой избирательной комиссии, а при необходимости - на заседании участковой избирательной комиссии. Статья 14. Полномочия избирательной комиссии области Избирательная комиссия области: руководит деятельностью избирательных комиссий всех уровней и оказывает им методическую и организационно-техническую помощь; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; обеспечивает единообразную реализацию настоящего закона на основе рекомендаций и методических указаний Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; осуществляет контроль за своевременностью опубликования окружными избирательными комиссиями сведений о результатах выборов по избирательным округам в средствах массовой информации; контролирует своевременность и полноту предоставляемых окружными избирательными комиссиями сведений о размерах и источниках образования избирательных фондов кандидатами, а также отчетов кандидатов о всех затратах, произведенных за счет этих фондов и публикует их в средствах массовой информации; распределяет между окружными избирательными комиссиями денежные средства, выделяемые на подготовку и проведение выборов, обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения; обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого из кандидатов; устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей, других избирательных документов, порядок их хранения; определяет порядок использования Государственной автоматизированной системы "Выборы"; издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов; устанавливает результаты голосования в целом по территории области, публикует их в печати, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов; организует повторные выборы в областную Думу; регистрирует избирательные блоки; заслушивает сообщения руководителей государственных учреждений области, органов местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения выборов; изучает избирательную практику; осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными законами и поручениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Решения избирательной комиссии области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, организаций и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы документы и информацию. Статья 15. Полномочия окружной избирательной комиссии Окружная избирательная комиссия: осуществляет контроль за исполнением закона о выборах в областную Думу на соответствующей территории; координирует работу участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих избирательных комиссий и принимает по ним решения; организует досрочное голосование в помещении окружной избирательной комиссии; регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого кандидата; распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов; устанавливает и публикует результаты выборов по избирательному округу, передает их в избирательную комиссию области, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов; обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и передачу их участковым избирательным комиссиям; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; осуществляет иные полномочия в соответствии с законом о выборах в областную Думу. Срок полномочий окружной избирательной комиссии истекает через месяц после официального опубликования общих итогов выборов, включающих результаты выборов по соответствующему избирательному округу. Статья 16. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия: составляет список избирателей по избирательному участку; знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; не позднее, чем за 15 дней оповещает население о дне выборов, месте голосования, месте нахождения избирательной комиссии и времени ее работы; обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования; организует голосование на избирательном участке в день выборов; контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов; производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом о выборах в областную Думу. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются со дня опубликования итогов голосования. Статья 17. Организация работы избирательных комиссий Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют более половины членов комиссии с правом решающего голоса. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов не состоявшимися или недействительными, принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решение избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. Инструкции и иные решения избирательной комиссии области, имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов от общего числа лиц, входящих в состав избирательной комиссии с правом решающего голоса и подлежат опубликованию. На заседаниях избирательной комиссии области, окружных и участковых избирательных комиссий вправе присутствовать представители средств массовой информации, кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать иностранные (международные) наблюдатели, осуществляющие свою деятельность в соответствии с федеральными законами. Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем. Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица, обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения ими своих задач. Статья 18. Статус члена избирательной комиссии Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. В состав избирательной комиссии не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; вправе выступать на заседаниях избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии и получать заверенные копии этих документов. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; признании члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Статья 19. Обжалование решений и действий избирательных комиссий Решения и действия (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Жалобы (заявления), поступившие в суд, рассматриваются судом в сроки, указанные настоящим законом. Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в вышестоящую избирательную комиссию в ходе выборов принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в избирательную комиссию, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления), отменив при этом решение нижестоящей избирательной комиссии. V. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Статья 20. Понятия избирательного объединения Избирательное объединение - общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов и зарегистрированное в управлении юстиции Администрации Новгородской области не позднее чем за 6 месяцев до объявления дня выборов. Избирательными объединениями являются: областные отделения общефедеральных партий, политических движений, иных общественных объединений, уставы которых зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие в выборах; областные отделения межрегиональных партий, политических движений, иных общественных объединений, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке и предусматривают участие в выборах; региональные партии, политические движения, иные общественные объединения, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке и предусматривают участие в выборах. Все избирательные объединения участвуют в выборах на равных основаниях. Статья 21. Избирательные блоки Избирательный блок - добровольное объединение двух или более общественных объединений. Избирательные блоки могут образовываться не менее, чем двумя избирательными объединениями. Избирательные объединения в случае вхождения в состав блока не могут выступать на период выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Избирательные блоки создаются на совместных съездах (конференциях) или собраниях избирательных объединений. Избирательные блоки регистрируются избирательной комиссией области. Регистрация производится не позднее, чем в пятидневный срок после представления в избирательную комиссию области совместного решения данных объединений о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями избирательных объединений, и протокола совместного съезда (конференции) или собрания избирательных объединений. Статья 22. Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков Избирательное объединение, избирательный блок назначает представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим законом представлять избирательное объединение, избирательный блок по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах, в том числе по финансовым операциям. VI. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 23. Право выдвижения кандидатов в областную Думу Выдвижение кандидатов начинается со дня официального опубликования постановления областной Думы о границах избирательных округов и заканчивается не позднее 30 дней до дня выборов. Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям, блокам и избирателям непосредственно, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Статья 24. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями и блоками Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются на съездах (конференциях), собраниях (пленумах) избирательных объединений. Решения о выдвижении кандидатов принимаются тайным голосованием и направляются в трехдневный срок в окружную избирательную комиссию. Избирательные объединения могут выдвигать кандидатов в депутаты областной Думы, не состоящих членами входящих в них политических партий и общественных объединений. Выдвижение кандидатов от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Статья 25. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий избирательным правом, вправе подать заявление о своем выдвижении кандидатом в окружную избирательную комиссию. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата. Заявление о выдвижении кандидата может быть подано в окружную избирательную комиссию и от имени избирателей, проживающих в данном избирательном округе. В этом случае в заявлении должны содержаться сведения об уполномоченном представителе избирателей. Статья 26. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата В поддержку кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений, избирательных блоков и избирателями непосредственно собираются подписи избирателей под подписными листами в количестве не менее одного процента от общего числа избирателей, зарегистрированных в избирательном округе. Сбор подписей проводится по месту работы, в том числе в трудовых коллективах, по месту службы, учебы, жительства. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидата. Сбор подписей в поддержку кандидата начинается с момента получения регистрационных свидетельств уполномоченных представителей избирательных объединений в окружной избирательной комиссии, а при выдвижении кандидата непосредственно избирателями сбор подписей начинается при наличии заявления кандидата о согласии на выдвижение и уведомления в письменной форме окружной избирательной комиссии инициаторами сбора подписей. Правом сбора подписей обладает житель Новгородской области, обладающий активным избирательным правом. Подписи должны собираться только в таких местах, в такое время и таким образом, чтобы гарантировать отсутствие принуждения. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность, место жительства кандидата, а также номер избирательного округа по которому выдвинут кандидат. Избиратель, заполняя подписной лист, указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет число и месяц рождения), адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности, ставит свою подпись и дату ее внесения. Подписной лист подписывается также лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера его паспорта или заменяющего его удостоверения личности и даты окончания сбора подписи. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях № 1 и № 2 к настоящему областному закону. Статья 27. Регистрация кандидатов в депутаты областной Думы Одно и то же лицо может быть зарегистрировано кандидатом в депутаты областной Думы только в одном избирательном округе. Для регистрации кандидатов, баллотирующихся в избирательных округах от избирательных объединений, избирательных блоков, уполномоченные представители этих объединений или сами кандидаты представляют в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы, заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному округу, а также решение избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении этого кандидата по данному округу. Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями округа, вносит в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы, личное заявление о согласии баллотироваться по данному округу и заявление о его выдвижении кандидатом. В представленных документах указывается принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению, избирательному блоку. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, избирательному блоку он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению, избирательному блоку или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего закона о выборах в областную Думу и в течение 5 дней регистрирует кандидата и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 3-х суток после регистрации сообщаются средствами массовой информации. Если ко дню выборов число зарегистрированных кандидатов будет равным числу кандидатов по округу, то выборы в избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов. Статья 28. Права и обязанности кандидатов в депутаты областной Думы Все кандидаты в депутаты областной Думы обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, избирательная комиссия области может отнести на счет кандидата соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные кандидату в депутаты областной Думы на ведение предвыборной агитации. Кандидат в депутаты областной Думы может иметь до десяти доверенных лиц, которые регистрируются окружной избирательной комиссией по письменному заявлению. Доверенные лица получают от окружной избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, письменно уведомив об этом окружную избирательную комиссию, которая аннулирует таким доверенным лицам удостоверения. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущество своего служебного положения. Кандидаты после их регистрации в окружной избирательной комиссии по личному заявлению освобождаются от работы, военной службы и военных сборов на время участия в выборах. В течение этого срока избирательная комиссия из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию в размере средней заработной платы, но не превышающую семикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда на дату объявления выборов. Кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора области к уголовной ответственности или подвергнут мерам административной ответственности, налагаемым в судебном порядке. VII. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 29. Право на участие в предвыборной агитации Граждане Российской Федерации, избирательные и общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" кандидатов в депутаты областной Думы. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. Статья 30. Порядок проведения предвыборных мероприятий Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации. Предвыборные митинги вне помещения организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается. Статья 31. Предвыборная агитация через средства массовой информации В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы или органы местного самоуправления, организации, а также средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального бюджета, областного бюджета или средств бюджетов городов и районов области, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех зарегистрированных кандидатов в депутаты областной Думы. Кандидат имеет право на основании заключенного с телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх эфирного времени предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам должны быть равными. Порядок выступлений их объем и продолжительность определяются избирательной комиссией области. Статья 32. Выпуск агитационных печатных материалов Избирательные объединения, избирательные блоки, участвующие в выборах, кандидаты в депутаты областной Думы вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск, с указанием фамилии, имени, отчества руководителей избирательных объединений, блоков или кандидата, если он выдвинут непосредственно избирателями. В случае злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации окружные избирательные комиссии вправе обратиться в суд с заявлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. Окружные избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных, либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. При распространении таких программ и материалов окружные избирательные комиссии действуют в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков, с согласия собственника или владельца этих объектов и в специально отведенных местах. Статья 33. Сроки проведения агитационной кампании Агитационная кампания кандидатов в депутаты областной Думы, избирательных объединений и избирательных блоков проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за один день до дня выборов. В день выборов любая публичная и иная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах. VIII. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ Статья 34. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в областную Думу, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, производятся за счет средств, выделяемых из областного бюджета. Соответствующие расходы предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете. Средства, выделенные из областного бюджета на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение избирательной комиссии области в 10-дневный срок со дня назначения выборов, распределяются ею между всеми избирательными комиссиями. Избирательная комиссия области представляет в областную Думу отчет о расходовании средств, не позднее 3-х месяцев со дня официального опубликования результатов выборов. Отчет публикуется избирательной комиссией области в газете "Новгородские ведомости". Неизрасходованные бюджетные средства, предусмотренные на подготовку и проведение выборов в областную Думу, а также на обеспечение деятельности избирательных комиссий, перечисляются на специальный счет избирательной комиссии области после чего возвращаются в областной бюджет. Статья 35. Избирательные фонды Кандидаты в депутаты областной Думы создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств: средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию окружной избирательной комиссией; собственных средств кандидата, которые не могут превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов; средства, выделенные кандидату не могут превышать стократный минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом на день назначения выборов; добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Сумма пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты не может превышать 10-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда. Сумма пожертвования отдельного юридического лица не может превышать установленного законом размера минимальной оплаты труда более чем в 100 раз. При внесении добровольных пожертвований в избирательный фонд кандидата в депутаты наличными деньгами лицо, их вносящее, должно указать свою фамилию, имя, отчество, место постоянного жительства и данные паспорта или удостоверения личности. Если добровольные денежные средства поступили в избирательные фонды кандидатов в депутаты от физических и юридических лиц в суммах, превышающих определенные настоящим законом, то полная сумма платежа возвращается этим лицам учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации с указанием причины возврата. Предельная сумма расходов из избирательного фонда кандидата не может превышать пятисоткратный размер минимальной оплаты труда, установленный Федеральным законом на день назначения выборов. Не допускаются пожертвования со стороны: иностранных государств, организаций и граждан; лиц без гражданства; благотворительных организаций, религиозных объединений; российских юридических лиц с иностранным участием, если в их уставном капитале доля иностранного капитала превышает 30 процентов; российских юридических лиц, зарегистрированных на территории другого субъекта Российской Федерации; международных организаций и международных общественных объединений. Не допускаются перечисления средств также со стороны юридических лиц, в состав учредителей которых входят государственные органы или органы местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, воинских частей и военных учреждений. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается Федеральным законом. Статья 36. Порядок создания избирательных фондов Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд кандидата в депутаты областной Думы, перечисляются на специальный временный счет в Сберегательном банке Российской Федерации, который открывается кандидатом с письменного разрешения окружной избирательной комиссии и избирательной комиссии области соответственно после регистрации кандидата в депутаты. Доходы по этим счетам не начисляются. Все поступающие денежные средства на счета избирательных фондов зачисляются в рублях. Перечисление указанных средств в иностранной валюте запрещается. Учреждения банков обязаны по письменному запросу избирательной комиссии области или окружной избирательной комиссии предоставлять сведения о поступлении и расходовании средств, находящихся на временных счетах кандидатов. Все финансовые операции со специальными временными счетами избирательных фондов кандидата прекращаются в день выборов. Избирательная комиссия области может на основании ходатайства кандидата продлить срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит кандидатам в депутаты областной Думы. Статья 37. Порядок расходования средств избирательных фондов Денежные средства, поступившие в избирательный фонд кандидата, могут направляться на выпуск и распространение агитационных материалов, оплату объявлений, помещаемых в средствах массовой информации, выступлений кандидата в депутаты, а также на другие целевые мероприятия по предвыборной агитации. Порядок учета и форма финансового отчета о расходовании денежных средств избирательного фонда кандидатов устанавливается избирательной комиссией области. Остатки денежных средств на специальных счетах кандидатов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие счета организации, лицевые счета лиц, осуществляющих перечисления в избирательные фонды. Кандидат, не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязан представить в окружную избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своего избирательного фонда, а также о своих произведенных затратах, а избирательная комиссия области обязана после поступления этих данных из окружных избирательных комиссий опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию. Избирательная комиссия области может на основании ходатайства кандидата продлить срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов. IX. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 38. Помещение для голосования Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий исполнительными органами местного самоуправления городов и районов области. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодных для тайного голосования комнат. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находится в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей. В помещении для голосования, либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией обо всех региональных избирательных объединениях, избирательных блоках и всех выдвинутых ими кандидатах, а также обо всех кандидатах, баллотирующихся в соответствующих избирательных округах, с обязательным указанием данных всех кандидатов, требуемых статьей 26 настоящего закона. Статья 39. Избирательные бюллетени Для выборов в областную Думу каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Форма избирательного бюллетеня устанавливается избирательной комиссией области. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества кандидатов и их данные. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от него пустым квадратом. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на один процент. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. Текст избирательного бюллетеня должен размещаться только на одной стороне избирательного бюллетеня. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию избирательной комиссии области вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах. Статья 40. Порядок голосования Голосование производится в день выборов с 8 часов до 22 часов по местному времени. Избиратель, который в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15-4 дня до дня выборов) или участковой (3-1 день до дня выборов) комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии и подписи двух ее членов. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену соответственно окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии и подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей, проголосовавших таким образом. В 8 часов утра дня выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с избирательными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательный ящик. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. В случае, если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. При выдаче избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер удостоверения личности или паспорта избирателя, а избиратель расписывается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов. В избирательном бюллетене для выборов в представительный орган государственной власти области избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находится в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей. В случае, если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе получить новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии, выдавший новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке против фамилии избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. В списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключить возможность нарушения избирательных прав граждан, а также искажение волеизъявления избирателя. Статья 41. Подсчет голосов на избирательном участке По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии и наблюдателей погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяют целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных избирательных ящиков с подсчетом избирательных бюллетеней, затем стационарных избирательных ящиков. Число избирательных бюллетеней, находящихся в переносных избирательных ящиках, не должно превышать число заявлений избирателей в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней, чем число заявлений, все избирательные бюллетени, находящиеся в переносном избирательном ящике решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. Этот факт отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования, с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования. Недействительными считаются бюллетени по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате или ни в одном из них. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на данном участке. В протоколе указывается: число избирателей, внесенных в список избирателей, включая дополнительно внесенных в список; число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; фамилии, имена, отчества кандидатов в депутаты, внесенных в избирательный бюллетень; число голосов, поданных за каждого кандидата; число голосов, поданных против всех кандидатов; поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. Протокол составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если в протокол необходимо включить большее число кандидатов, как продолжение данного протокола можно использовать другой экземпляр аналогичного бланка. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения областного закона "О выборах депутатов Новгородской областной Думы", поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. Не допускается заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в протоколы каких бы то ни было исправлений. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, уполномоченным избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные комиссии сразу после официального объявления итогов выборов по избирательному округу. Статья 42. Определение результатов выборов в избирательном округе Окружная избирательная комиссия немедленно по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий избирательного округа производит подсчет голосов, поданных по данному избирательному округу по выборам в областную Думу, путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах. Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае, если кандидаты получили равное число голосов, то избирательная комиссия области в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего областного закона принимает решение о проведении повторных выборов по данному избирательному округу. Окружная избирательная комиссия признает выборы по одномандатному избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, или если выборы признаны ею недействительными более чем на трети избирательных участков. Окружная избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу состоявшимися при любом проценте участия избирателей. Окружная избирательная комиссия на основании протоколов соответствующих участковых избирательных комиссий составляет протокол о результатах выборов в одномандатном избирательном округе, в который вносятся следующие данные: общее количество участковых избирательных комиссий в округе; количество протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол; число избирателей, внесенных в списки избирателей, включая дополнительно внесенных в списки; число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день выборов; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; фамилии, имена, отчества кандидатов в депутаты, внесенных в избирательный бюллетень; число голосов, поданных за каждого кандидата; число голосов, поданных против всех кандидатов; фамилия, имя, отчество избранного кандидата. Протокол окружной избирательной комиссии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если в протокол необходимо включить большее число кандидатов в депутаты, как продолжение данного протокола можно использовать другой экземпляр аналогичного бланка. К протоколу приобщается сводная таблица об итогах голосования по одномандатному избирательному округу, включающая в себя полные данные протоколов всех участковых избирательных комиссий. Член окружной избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения областного закона "О выборах депутатов Новгородской областной Думы", поступившие в окружную избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений окружной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. Первый экземпляр протокола и сводной таблицы незамедлительно направляется в избирательную комиссию области. Второй экземпляр протокола вместе со сводной таблицей и списками членов окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранится у секретаря окружной избирательной комиссии до окончания ее работы. Третьи экземпляры протоколов и сводная таблица представляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах окружной избирательной комиссии и иных нарушений, а также при сомнении в правильности составления протокола о результатах выборов по одномандатному избирательному округу, избирательная комиссия области вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей окружной избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится окружной избирательной комиссией в присутствии члена (членов) избирательной комиссии области. Избирательные бюллетени хранятся не менее года, протоколы об итогах голосования и результатах выборов хранятся не менее года со дня назначения даты следующих выборов. Иные документы избирательных комиссий хранятся в соответствии с порядком хранения, установленным избирательной комиссией области. Статья 43. Установление общих итогов выборов На основании протоколов окружных избирательных комиссий избирательная комиссия области в течение пяти дней по их получении устанавливает и публикует итоги голосования по всем избирательным округам в средствах массовой информации. Избирательная комиссия области признает недействительными выборы по отдельным одномандатным избирательным округам, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения закона о выборах в областную Думу не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. В избирательных округах, выборы в которых признаны недействительными по причине нарушений закона о выборах в областную Думу, избирательная комиссия области назначает повторные выборы и определяет календарные сроки избирательных действий. Избирательная комиссия области может распорядиться о формировании в этих случаях окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе. Статья 44. Регистрация избранных депутатов Окружная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов не позднее чем через три дня после подписания протокола официально оповещает об итогах выборов по округу, производит регистрацию избранного депутата в областную Думу и выдачу ему удостоверения. Статья 45. Проведение повторных выборов Если по избирательному округу выборы были признаны недействительными, избирательная комиссия области в течение 14 дней со дня признания выборов по соответствующему округу недействительными или несостоявшимися принимает решение о проведении повторных выборов по соответствующему избирательному округу. При этом срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 70 дней и не более 90 дней. Статья 46. Использование Государственной автоматизированной системы "Выборы" В случае использования автоматизированной системы "Выборы" (ГАС "Выборы") избирательная комиссия образует контрольную группу из числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса для контроля за использованием Государственной автоматизированной системы "Выборы". Все члены избирательной комиссии имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную систему "Выборы" и выводимой из нее. С момента начала голосования и до момента установления общих итогов выборов ГАС "Выборы" используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий избирательной комиссии области. В административно-территориальных единицах, где образовано несколько избирательных округов, информация о ходе и результатах голосования поступает от окружных избирательных комиссий в информационный центр Администрации города, района и передается по каналам связи в информационный центр избирательной комиссии области. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационного центра избирательной комиссии области информационным службам нижнего уровня, за исключением сигналов подтверждения приема информации. Данные о ходе и результатах голосования, полученные через Государственную автоматизированную систему "Выборы", являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения. К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в Государственную автоматизированную систему "Выборы". Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы по контролю за использованием Государственной автоматизированной системы "Выборы" и лицом, ответственным за введение информации - системным администратором. X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 47. Ответственность за нарушение законодательства о выборах Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день предшествующий дню выборов, и в день выборов, либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральными законами. Статья 48. Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Новгородские ведомости". Губернатор области М.М.Прусак № 92-ОЗ 22 апреля 1997 года г. Новгород Приложение № 1 к областному закону "О выборах депутатов Новгородской областной Думы" от 22.04.97 № 92-ОЗ ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидата в депутаты Новгородской областной Думы по избирательному округу № _, _________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество кандидата) родившегося "_____" _______________ 19____г. _________________________________________________________________, (должность, занятие кандидата) проживающего_____________________________________________________, (место жительства: город, район) ______________________________________________________________________________________ № п/п Фамилия, имя, Год рождения Адрес Серия и Подпись Дата отчество (в возрасте 18 места номер внесения лет - число и жительства паспорта подписи месяц рождения) или заменя- ющего его документа _______________________________________________________________________________________ 1. 2. 3. _______________________________________________________________________________________ Подписной лист удостоверяю _______________________________________ (Ф.И.О., серия и номер паспорта или __________________________________________________________________ сменяющего его документа, адрес, подпись лица собиравшего подписи) Кандидат в депутаты __________________________________________ (Ф.И.О., серия и номер паспорта или __________________________________________________________________ заменяющего его документа, адрес, подпись кандидата) Дата окончания сбора подписей ____________________________________ Приложение № 2 к областному закону "О выборах депутатов Новгородской областной Думы" от 22.04.97 № 92-ОЗ ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидата в депутаты Новгородской областной Думы по избирательному округу N _, _________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество кандидата) родившегося "_____" _______________ 19____г. _________________________________________________________________, (должность, занятие кандидата) проживающего_____________________________________________________, (место жительства: город, район) ________________________________________________________________________________ № п/п Фамилия, имя, Год рождения Адрес Серия и Подпись Дата отчество (в возрасте 18 места номер внесения лет - число и жительства паспорта подписи месяц рождения) или заменя- ющего его документа ________________________________________________________________________________ 1. 2. 3. ________________________________________________________________________________ Подписной лист удостоверяю _______________________________________ (Ф.И.О., серия и номер паспорта или __________________________________________________________________ сменяющего его документа, адрес, подпись лица собиравшего подписи) Представитель избирательного объединения (избирательного блока) или кандидат в депутаты ___________________________________ (Ф.И.О., серия и номер паспорта или __________________________________________________________________ заменяющего его документа, адрес, подпись кандидата) Дата окончания сбора подписей ____________________________________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|