Расширенный поиск
Областной закон Новгородской области от 04.06.1996 № 51-озРоссийская Федерация ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Принят областной Думой от 29 мая 1996 года Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов Депутаты представительных органов местного самоуправления (далее депутаты представительных органов) избираются гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Граждане участвуют в выборах непосредственно и лично. Участие в выборах является добровольным. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Статья 2. Законодательство о выборах депутатов представительных органов Выборы депутатов представительных органов проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом области, Законом "О местном самоуправлении в Новгородской области", уставом муниципального образования и настоящим областным законом. Статья 3. Избирательное право Право избирать депутатов представительных органов принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему на день выборов 18 лет и являющемуся постоянным жителем муниципального образования. Военнослужащие войсковых частей, дислоцированных на территории муниципального образования, обладают избирательными правами как постоянные жители области. Депутатом представительного органа может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста, постоянно проживающий на территории муниципального образования не менее одного года. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Назначение выборов депутатов представительных органов Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях, не имеющих своих уставов, назначаются областной Думой. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях, принявших уставы, назначаются в соответствии с положениями этих уставов. Решение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления должно быть обнародовано не позднее чем за 65 дней до дня выборов. Статья 5. Выборы в представительные органы Выборы в представительные органы проводятся по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам. Количество депутатов, избираемых в представительный орган муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования. В случае, если муниципальное образование не имеет своего Устава, численный состав представительного органа местного самоуправления устанавливается областной Думой. Норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается представительным органом местного самоуправления. В случае отсутствия в муниципальном образовании местного самоуправления вышеназванную норму представительства избирателей устанавливает Глава администрации муниципального образования. Статья 6. Право выдвижения кандидатов Право выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов принадлежит избирательным объединениям, избирательным блокам и непосредственно избирателям. Статья 7. Проведение выборов избирательными комиссиями Организация выборов в представительные органы и обеспечение защиты избирательных прав граждан возлагаются на избирательные комиссии. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Избирательные комиссии работают коллегиально. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. Статья 8. Финансирование выборов Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в представительные органы, осуществляется за счет средств местных бюджетов. Для финансирования избирательной кампании кандидаты и избирательные объединения вправе создавать собственные избирательные фонды, которые могут состоять из средств, выделенных на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств кандидатов в депутаты, избирательного объединения; средств, выделенных кандидату в депутаты, выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Если кандидат в депутаты или избирательное объединение использовало иные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, перечисленных в избирательный фонд, территориальная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с заявлением об отмене решения о регистрации кандидата. Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 9. Образование избирательных округов Для проведения выборов депутатов представительных органов территориальной избирательной комиссией (района, города, поселка, сельского округа) образуются избирательные округа, на основании представляемых главами местного самоуправления данных о численности избирателей, проживающих на территории (района, города, поселка, сельского округа) и в соответствии с нормой представительства избирателей на избирательный округ, установленной представительным органом местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются территориальными избирательными комиссиями и утверждаются представительным органом не позднее, чем за 60 дней до дня выборов. Избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований: примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допускаемым взаимным отклонением до десяти процентов; избирательный округ составляет единую территорию, не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий. Схема избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей, мест нахождения окружных избирательных комиссий, состав окружных избирательных комиссий публикуется территориальными избирательными комиссиями не позднее, чем за 55 дней до дня выборов. В течение пяти дней после опубликования схемы избирательных округов, границы избирательных округов, образованных в соответствии с настоящим областным законом, могут быть оспорены. Жалоба подается органом местного самоуправления муниципального образования, чьи права нарушены, в избирательную комиссию, образовавшую избирательные округа, которая в течение пяти дней производит проверку жалобы и направляет заключение представительному органу, который либо производит соответствующее исправление границ избирательных округов с опубликованием исправленной схемы, либо выдает заявителю постановление о мотивированном отклонении заявления. Постановление представительного органа может быть обжаловано в суд в установленном порядке. В случае, если представительный орган местного самоуправления на данной территории не сформирован, его функции, предусмотренные настоящей статьей, осуществляет глава местного самоуправления. Статья 10. Образование избирательных участков Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов представительных органов образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой местного самоуправления муниципального образования по согласованию с территориальной комиссией с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее, чем за 50 дней до дня выборов. Не допускается пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков. В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания по представлению руководителей этих органов могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее, чем за пять дней до дня выборов. Такие участки входят в избирательные округа соответственно по месту их расположения. Избиратели - военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению соответствующей окружной избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам комиссии, наблюдателям, кандидатам в депутаты и их доверенным лицам по предъявлению соответствующего удостоверения. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публикуются главой местного самоуправления муниципального образования в местной печати не позднее, чем за 40 дней до дня выборов. Статья 11. Список избирателей и порядок его составления Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представленных по установленной форме главами местного самоуправления. Соответствующие сведения об избирателях направляются в избирательные комиссии не позднее, чем за 40 дней до дня выборов. Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утвержденной избирательной комиссией области, и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в год проведения выборов исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и месяц рождения. Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляются на основании сведений, представляемых командиром воинской части в сроки, установленные в настоящей статье. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях. Статья 12. Порядок включения граждан в списки избирателей В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, достигшие на день выборов 18 лет и имеющие право в соответствии с частью первой статьи третьей настоящего областного закона избирать депутатов представительного органа. Основанием для включения граждан Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с Федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Граждане, находящиеся в день голосования в больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в иных местах временного пребывания, могут по решению окружных избирательных комиссий включаться в списки избирателей по месту их нахождения. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-то иной причине не включенные в список, включаются участковой избирательной комиссией дополнительно в список избирателей на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. Список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Статья 13. Ознакомление избирателей со списками избирателей Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 30 дней до дня выборов. Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение его в список избирателей, а также любую ошибку или неточность в списке избирателей. Заявление об ошибке или неточности в списке избирателей подается в участковую избирательную комиссию. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 14. Система избирательных комиссий Подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов осуществляют: избирательная комиссия области; территориальные (района, города, поселка, сельского округа) избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Статья 15. Порядок формирования избирательной комиссии области Избирательная комиссия области действует на постоянной основе и формируется в соответствии с Положением об избирательной комиссии области, утвержденным областной Думой. Статья 16. Полномочия избирательной комиссии области Избирательная комиссия области: обеспечивает единообразное применение настоящего областного закона на всей территории области; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; в случаях, предусмотренных настоящим областным законом, издает инструкции и постановления по вопросам организации выборов; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения; обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого из кандидатов; утверждает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей, других избирательных документов, порядок их хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление; утверждает формы подписных листов; рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования; обобщает итоги голосования в целом по области; обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов; контролирует организацию повторных выборов депутатов представительных органов; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим областным законом и Положением об избирательной комиссии области. Решения избирательной комиссии области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, обязанных оказывать ей содействие и предоставлять необходимые документы и информацию. Статья 17. Формирование территориальных избирательных комиссий Территориальные избирательные комиссии по выборам депутатов представительных органов формируются в районах, городах, поселках и сельских округах выборными органами местного самоуправления не позднее 60 дней до выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 5-10 членов избирательной комиссии. При определении кандидатур в состав территориальных избирательных комиссий выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, трудовых коллективов, собраний военнослужащих, собраний избирателей по месту жительства. Общественные объединения выдвигают кандидатов в состав территориальной избирательной комиссии уполномоченным на то, в соответствии с Уставом объединения, органом. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. В случае, если выборный орган местного самоуправления в течение двадцати дней после опубликования постановления о назначении выборов депутатов представительных органов не назначил состав избирательной комиссии, либо на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии производится избирательной комиссией области в соответствии с требованиями части третьей настоящей статьи. Статья 18. Полномочия территориальной избирательной комиссии Территориальная избирательная комиссия по выборам депутатов представительных органов: осуществляет контроль за исполнением настоящего областного закона на территории района, города, поселка, сельского округа; руководит работой окружных и участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий, принимает по ним решения; регистрирует избирательные блоки; обеспечивает предоставление равных условий предвыборной деятельности для каждого кандидата; обеспечивает изготовление и доставку избирательных бюллетеней; распределяет между избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления; устанавливает итоги голосования на территории района, города, поселка, сельского округа и передает протоколы об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию; организует повторные выборы депутатов представительного органа; организует подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа вместо выбывших; обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим законом. Решения территориальной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для всех органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, а также их должностных лиц. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий - четыре года. Статья 19. Формирование окружных избирательных комиссий Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов представительных органов формируются в каждом округе территориальной избирательной комиссией по представлению выборных органов местного самоуправления районов, городов, поселков, сельских округов не позднее 55 дней до выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 5-10 членов избирательной комиссии. При определении кандидатур в состав окружных избирательных комиссий выборные органы местного самоуправления учитывают предложения общественных объединений, трудовых коллективов, собраний военнослужащих, собраний избирателей по месту жительства. Общественные объединения выдвигают кандидатов в состав окружной избирательной комиссии уполномоченным на то, в соответствии с Уставом объединения, органом. Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. В случае, если выборный орган местного самоуправления города, района, поселка, сельского округа в течение пятнадцати дней после образования избирательных округов не внес предложения по составу окружной избирательной комиссии, либо на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование окружной избирательной комиссии производится территориальной избирательной комиссией в соответствии с требованиями части второй настоящей статьи. Статья 20. Полномочия окружной избирательной комиссии Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов представительного органа: осуществляет контроль за исполнением настоящего закона в избирательном округе; координирует деятельность участковых избирательных комиссий; регистрирует кандидатов в депутаты представительного органа, их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; обеспечивает предоставление равных условий предвыборной деятельности для каждого кандидата; организует досрочное голосование в помещении комиссии; заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; публикует сообщения о составе зарегистрированных кандидатов в депутаты представительного органа; контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления; устанавливает общие результаты выборов кандидатов в депутаты по избирательному округу, передает их в территориальную избирательную комиссию и доводит до сведения избирателей, регистрирует избранных депутатов и выдает временные удостоверения об избрании; организует подготовку и проведение выборов вместо выбывших депутатов; обеспечивает передачу в территориальную избирательную комиссию документации, связанной с проведением и организацией выборов; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим законом. Решения окружной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для всех органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, а также их должностных лиц. Окружные избирательные комиссии действуют до опубликования постановления о назначении выборов депутатов представительного органа нового созыва. Статья 21. Порядок формирования участковых избирательных комиссий Участковые избирательные комиссии формируются окружными избирательными комиссиями не позднее, чем за 40 дней до дня выборов в количестве 5-10 членов комиссии из числа кандидатур, предложенных выборными органами местного самоуправления районов, городов, поселков, сельских округов. При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии выборные органы местного самоуправления учитывают предложения общественных объединений, трудовых коллективов, собраний военнослужащих, собраний избирателей по месту жительства. Выдвижение кандидатов общественными объединениями и избирателями в состав участковой избирательной комиссии производится в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 19 настоящего закона. Председатель, заместитель председателя, секретарь участковой избирательной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. В случае, если выборный орган местного самоуправления района, города, поселка, сельского округа не внес предложения по составу участковой избирательной комиссии в течение семи дней после образования избирательных участков, либо на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится окружной избирательной комиссией в соответствии с требованиями части второй настоящей статьи. Статья 22. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия: оповещает население через средства массовой информации о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования; составляет списки избирателей по избирательному участку; проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, установленных настоящим законом; обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования; организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; проводит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются по истечении 30 дней после опубликования итогов выборов депутатов представительных органов. Статья 23. Назначение членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, и каждый зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирателями, вправе назначить в окружную избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в участковые избирательные комиссии округа по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях. Полномочия членов окружной избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если их кандидаты были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган, полномочия остальных членов окружных избирательных комиссий с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования итогов выборов представительного органа. Статья 24. Статус члена избирательной комиссии Члены избирательной комиссии, имеющие право решающего голоса, обязаны присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии и получать заверенные копии этих документов; При принятии решения члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. Назначение нового члена комиссии вместо выбывшего производится по решению органа, его назначившего. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов. Статья 25. Гласность в деятельности избирательных комиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений не более одного человека от объединения, представители средств массовой информации. Решения избирательной комиссии доводятся до сведения избирателей, публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации. Средства массовой информации частично или полностью финансируемые из бюджета, передают передачи и публикуют информацию бесплатно. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии, и до подписания ее членами протокола об итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели по одному от общественных и избирательных объединений, избирательных блоков и по одному от каждого из кандидатов в депутаты, выдвинутых избирателями. Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом или избирательным объединением с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства, чьи интересы он представляет, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Предварительное уведомление участковой избирательной комиссии о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется. Наблюдатель вправе: присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования; знакомиться со списками избирателей; обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями; обжаловать действия участковой избирательной комиссии в окружную избирательную комиссию. Вмешательство в действия участковой избирательной комиссии не допускается. Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются председателем участковой избирательной комиссии, а при необходимости - на заседании участковой избирательной комиссии. Наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим областным законом. Статья 26. Организация работы избирательных комиссий Организация работы избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. Решение избирательной комиссии, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих избирательных комиссий. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях комиссий большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее, чем в трехдневный срок. Решение избирательной комиссии, противоречащее настоящему закону, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса. По решению окружной избирательной комиссии, утвержденному территориальной избирательной комиссией, председатель и отдельные члены окружной избирательной комиссии (не более двух) с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 60 дней. По решению участковой избирательной комиссии, утвержденному соответствующей окружной избирательной комиссией, председатель или отдельные члены участковой избирательной комиссии (не более двух) с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 40 дней. Освобождение от основной работы производится с сохранением среднемесячной заработной платы за счет средств, выделенных на проведение выборов. Остальным членам избирательных комиссий за время работы в комиссии по представлению ее председателя производится оплата из расчета их среднемесячного заработка. Оплата работы освобожденных членов комиссий производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание избирательных комиссий. Статья 27. Обжалование решений и действий избирательных комиссий Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в комиссию, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при этом решение нижестоящей комиссии. Глава IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Статья 28. Понятие избирательного объединения Избирательными объединениями являются: областные отделения общефедеральных партий, политических движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован в установленном порядке и предусматривает участие в выборах, и их отделения в районах, городах; областные отделения межрегиональных партий, политических движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован в установленном порядке и предусматривает участие в выборах, и их отделения в районах, городах; региональные партии, политические движения, иные общественные объединения, устав которых зарегистрирован в установленном порядке и предусматривает участие в выборах, и их отделения в районах, городах; избирательные блоки указанных общественных объединений, созданные на период проведения выборов. Статья 29. Избирательные блоки Избирательные блоки могут образовываться не менее, чем двумя избирательными объединениями. Общественные объединения, в случае вхождения в состав блока, не могут выступать на период выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Избирательные блоки создаются на совместных съездах (конференциях) общественных объединений или собраниях избирательных объединений. Избирательные блоки регистрируются избирательной комиссией области. Регистрация производится не позднее, чем в пятидневный срок после представления в территориальную избирательную комиссию совместного решения данных объединений о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями избирательных объединений, и протокола совместного съезда (конференции) общественных объединений или собрании избирательных объединений. Статья 30. Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков Избирательное объединение, избирательный блок назначает представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим областным законом, представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах, в том числе по финансовым операциям. Статья 31. Участие избирательных объединений в выборах Избирательные объединения участвуют в выборах депутатов представительных органов в порядке, установленном настоящим областным законом. Все избирательные объединения участвуют в выборах на равных основаниях. Глава V. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Статья 32. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками Выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов производится на съездах (конференциях или собраниях) избирательных объединений, избирательных блоков, на собраниях их отделений в районах, городах с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться кандидат. Избирательное объединение вправе выдвигать в одном избирательном округе не более одного кандидата. Выдвижение кандидатов начинается с момента опубликования территориальной избирательной комиссией схемы избирательных округов. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами в депутаты представительных органов лиц, не являющихся членами входящих в него общественных объединений. Решение избирательного объединения о выдвижении кандидата в депутаты по данному округу представляется в территориальную избирательную комиссию. В решении о выдвижении кандидата указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, место работы и занимаемая должность (род занятий). Территориальная избирательная комиссия незамедлительно выдает уполномоченному представителю избирательного объединения подтверждение о принятии документов. Статья 33. Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов в избирательных округах, собирают подписи избирателей соответствующего округа в поддержку каждого кандидата в количестве не менее одного процента от общего числа избирателей округа. Избирательное объединение вправе начать сбор подписей после принятия решения о выдвижении кандидата со дня получения от избирательной комиссии письменного подтверждения о принятии документов. Подписные листы изготавливаются избирательным объединением, избирательным блоком по форме, утвержденной территориальной избирательной комиссией. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата, кроме указанных данных в подписном листе указывается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом, избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество (или инициалы), дату рождения, адрес, серию и номер паспорта, военного билета, удостоверения личности офицера. Установочные данные избирателя могут быть внесены в список лицом, собирающим подписи. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвигающим кандидатов. Статья 34. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями производится путем сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий правом избирать и быть избранным в соответствии с настоящим областным законом, вправе подать заявление о своем выдвижении кандидатом в депутаты в территориальную избирательную комиссию. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. В этом случае в заявлении должны содержаться сведения об уполномоченном представителе группы избирателей. В заявлении о выдвижении кандидата указываются его фамилия, имя, отчество, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства. Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата уведомляют в письменной форме территориальную избирательную комиссию о своей инициативе. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. Территориальная избирательная комиссия незамедлительно выдает кандидату или уполномоченному представителю группы избирателей письменное подтверждение о принятии документов. Отказ в выдаче письменного подтверждения о принятии документов может быть обжалован в судебном порядке. Статья 35. Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, начинается со дня выдачи территориальной избирательной комиссией кандидату или уполномоченному представителю группы избирателей письменного подтверждения о приеме документов. В поддержку кандидата должно быть собрано не менее одного процента подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа. Подписи могут собираться только среди избирателей в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение. Сбор подписей может проводиться по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. При этом не допустимо принуждение к избирателям со стороны лица, собирающего подписи. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов. Подписные листы заполняются кандидатом по форме, утверждаемой в соответствии с настоящим законом. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и название избирательного округа, в котором он выдвигается. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество (инициалы), дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, и кандидатом. Статья 36. Регистрация кандидатов в депутаты представительного органа Одно и то же лицо может быть зарегистрировано кандидатом в депутаты представительного органа только по одному из избирательных округов. Для регистрации кандидатов, баллотирующихся в избирательных округах от избирательных объединений, блоков, уполномоченные представители этих объединений, блоков или сами кандидаты представляют в территориальную (окружную) избирательную комиссию не позднее, чем за 30 дней до дня выборов подписные листы, заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному округу, включающее его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), место жительства. Одновременно с подписными листами региональные избирательные объединения представляют: копию свидетельства о регистрации отделом юстиции области; устав (возвращается уполномоченному представителю избирательного объединения одновременно с подтверждением о принятии подписных листов). Областные отделения общефедеральных и межрегиональных партий, политических движений и иных общественных объединений - решение (копию решения) центрального органа партии, движения об образовании на территории области своего отделения. Все избирательные объединения представляют также решение съезда (конференции) или собрания о выдвижении кандидата и оформленную в установленном законом порядке доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения. Уполномоченные представители избирательных блоков одновременно с подписными листами представляют в окружную (территориальную) избирательную комиссию решения общественных объединений о создании избирательного блока, решение совместного съезда (конференции) блока, на котором были выдвинуты кандидаты, а также оформленную в установленном законом порядке доверенность уполномоченного представителя блока. Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями округа, вносит в окружную (территориальную) избирательную комиссию не позднее, чем за 30 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в его поддержку и личное заявление о согласии баллотироваться по данному округу. Подписные листы представляются в избирательную комиссию в пронумерованном виде. При их приемке избирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов. Окружная (территориальная) избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего областного закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. При проверке избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, избирательных блоков, а также кандидаты, выдвинутые в данном избирательном округе. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей, окружная (территориальная) избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов. Решение окружной (территориальной) избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в судебном порядке. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации. Если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень. Если в период после завершения регистрации кандидатов в избирательном округе до дня выборов останется менее двух кандидатов, в этих избирательных округах выборы откладываются по решению территориальной избирательной комиссии на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем законе. Статья 37. Несовместимость статуса депутата с деятельностью в органах государственной власти Депутаты представительных органов местного самоуправления не могут быть депутатами областной Думы. В этом случае кандидат в депутаты при регистрации дает письменное обязательство о прекращении, в случае избрания, соответствующей деятельности. Статья 38. Права и обязанности кандидатов в депутаты Все кандидаты в депутаты представительных органов обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, территориальная избирательная комиссия может отнести на счет кандидата либо избирательного объединения, избирательного блока соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные кандидату в депутаты или избирательному объединению, избирательному блоку на ведение предвыборной агитации. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, со дня регистрации до дня опубликования результатов выборов по их личным заявлениям освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. В течение этого срока окружная (территориальная) избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, ежемесячно выплачивает ему средний заработок, исчисленный за предшествующие дате регистрации три месяца, из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов. Кандидаты в депутаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время подготовки и проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах территории избирательного округа, в котором он баллотируется (кроме такси и заказных рейсов), из средств соответствующей избирательной комиссии. Если кандидат баллотируется в избирательном округе в пределах территории города, где имеется несколько избирательных округов, он имеет право на возмещение транспортных расходов на территории города (кроме такси и заказных рейсов), из средств соответствующей избирательной комиссии. Кандидат приобретает право на возмещение транспортных расходов со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно. Порядок оплаты расходов определяет областная избирательная комиссия. Кандидат после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административной ответственности, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора района, города. Кандидат в депутаты может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются той же окружной (территориальной) избирательной комиссией по его письменному заявлению. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, письменно уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. Глава VI. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 39. Право на участие в предвыборной агитации Избиратели, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в допускаемых законом формах и законными методами. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, областная Дума, Администрация области, органы местного самоуправления, должностные лица областной Думы, Администрации области и органов местного самоуправления. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами. Статья 40. Порядок проведения предвыборных мероприятий Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Ходатайства о выделении помещений для проведения таких собраний рассматриваются главами местного самоуправления в 5-дневный срок в порядке, установленном избирательной комиссией области. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам и избирательным объединениям, избирательным блокам. Статья 41. Предвыборная агитация через средства массовой информации Кандидаты в депутаты, избирательные объединения, имеют право на предоставление им эфирного времени по каналам региональной государственной телерадиокомпании, осуществляющей телевизионное и радиовещание на территории города, района, на равных основаниях (бесплатно, при равном количестве предоставленного времени, равном времени выхода в эфир и других условиях). Порядок предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям по каналам региональной государственной телерадиокомпании и его использование устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с органами управления телерадиокомпании. Периодические печатные издания, одним из учредителей которых выступают областная Дума, Администрация области или органы местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для публикации агитационных материалов всем кандидатам, избирательным объединениям. Порядок опубликования агитационных материалов в периодических печатных изданиях, указанных в части третьей настоящей статьи, устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с редакциями средств массовой информации. Предвыборная агитация через средства массовой информации осуществляется в виде предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы. Запрещается прерывать теле-, радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг. Теле- и радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в течение 2 месяцев со дня выхода передачи в эфир. Статья 42. Предвыборная агитация в периодических изданиях В период агитационной кампании редакция периодического печатного издания, предоставившая кандидату в депутаты, избирательному объединению место на полосе, не вправе отказать другому кандидату в депутаты, избирательному объединению в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших подготавливаемых номерах. Положения части второй настоящей статьи не распространяются на периодические печатные издания, учрежденные кандидатами, избирательными объединениями, а также входящими в них общественными объединениями без иных соучредителей. Статья 43. Выпуск агитационных печатных материалов Партии и политические движения, иные общественные объединения, участвующие в выборах, отдельные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Избирательная комиссия области, территориальные, а также окружные и участковые избирательные комиссии, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по недопущению их распространения и обратиться в соответствующие органы внутренних дел с требованием о пресечении противоправной агитационной деятельности. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой избирательной комиссии, а также с согласия собственника или владельца, в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков. Статья 44. Сроки проведения предвыборной агитации Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещения для голосования, могут сохраняться на прежних местах. Статья 45. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации При проведении предвыборной агитации не допускается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. В случае совершения действий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, окружная (территориальная) избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. Глава VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 46. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Средства, выделенные на организацию и проведение выборов из местного бюджета, поступают в распоряжение территориальной избирательной комиссии области в двадцатидневный срок после назначения выборов и распределяются ею между окружными избирательными комиссиями. Окружные избирательные комиссии представляют территориальной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов. Территориальная избирательная комиссия представляет представительному органу местного самоуправления отчет о расходовании средств, выделенных ей из местного бюджета, не позднее 3 месяцев со дня официального опубликования результатов выборов. Статья 47. Избирательные фонды и порядок их создания Кандидаты в депутаты и избирательные объединения, избирательные блоки создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств: а) средств, выделенных кандидату или избирательному объединению на предвыборную агитацию территориальной избирательной комиссией; б) собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; в) средств, выделенных кандидату, выдвинувшим его избирательным объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением; г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. Предельный размер добровольных пожертвований в избирательные фонды от физических и юридических лиц не может превышать соответственно 10 и 100 минимальных размеров оплаты труда. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным объединениям, избирательным блокам, либо кандидатам. Избирательные объединения, избирательные блоки и кандидаты, создавшие избирательные фонды в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны в 30-дневный срок после опубликования итогов выборов представить территориальной избирательной комиссии отчеты об использовании средств этих фондов. Указанные отчеты должны быть переданы в средства массовой информации территориальной избирательной комиссией одновременно с представлением отчета избирательной комиссии области о расходовании средств, выделенных на проведение выборов. Статья 48. Порядок расходования средств избирательных фондов Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд избирательного объединения, избирательного блока или кандидата, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением, избирательным блоком с разрешения окружной (территориальной) избирательной комиссии после регистрации кандидата. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается законодательством Российской Федерации. Не позднее 30 дней после определения результатов выборов по территории избирательное объединение, избирательный блок или кандидат обязаны представить в окружную (территориальную) избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма отчета устанавливается территориальной избирательной комиссией. Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений, избирательных блоков после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования. Глава VIII. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ Статья 49. Помещение для голосования Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой местного самоуправления города, района, поселка, сельского округа безвозмездно. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. В помещении для голосования, либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией о всех избирательных объединениях, избирательных блоках, отделениях и выдвинутых ими кандидатах, а также о всех кандидатах в депутаты представительного органа, баллотирующихся в соответствующих избирательных округах, с обязательным указанием для всех кандидатов данных, требуемых абзацем 4 статьи 33 настоящего закона. Статья 50. Избирательные бюллетени Для выборов депутатов представительного органа района, города, поселка, сельского округа каждый избиратель получает избирательный бюллетень. Формы избирательных бюллетеней утверждаются избирательной комиссией области. Текст избирательных бюллетеней для голосования утверждается соответствующими окружными избирательными комиссиями, который должен быть размещен только на одной стороне листа. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных по избирательному округу кандидатов в депутаты и их данные, указанные в абзаце 4 статьи 33 настоящего закона. Справа от данных о каждом кандидате в депутаты помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от него пустым квадратом. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке по распоряжению территориальной избирательной комиссии, пересылаются окружным избирательным комиссиям не позднее 15 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более, чем на два процента. Передача бюллетеней участковым избирательным комиссиям производится по акту, составляемому в двух экземплярах, один из которых остается в комиссии, выдавшей бюллетени, второй передается комиссии, получившей бюллетени. После получения бюллетеней не менее, чем три члена участковой избирательной комиссии составляют акт о соответствии количества бюллетеней количеству, указанному в сопроводительном документе территориальной избирательной комиссии. Акт хранится в соответствующих избирательных комиссиях вместе с итоговыми протоколами в порядке, установленном для хранения выборной документации. Все бюллетени, полученные участковой избирательной комиссией, подписываются на обороте не менее, чем двумя членами комиссии, и отмечаются печатью. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить единообразие отметок на всех избирательных бюллетенях. Незаверенные участковой избирательной комиссией бюллетени признаются недействительными и при подсчете голосов не учитываются. В случае выбытия отдельных кандидатов в депутаты до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии, по указанию территориальной избирательной комиссии, вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах в депутаты либо изготавливают новые избирательные бюллетени. Статья 51. Порядок голосования Голосование в день выборов депутатов представительного органа проводится с 8 часов до 22 часов. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. В случае необходимости, с учетом местных условий, территориальные избирательные комиссии могут, по согласованию с избирательной комиссией области, изменить время голосования при сохранении его продолжительности. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, по его письменному заявлению должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной (за 15-4 дня) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии, так, чтобы при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену соответственно окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии, либо подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии, а также подпись проголосовавшего избирателя. Окружные избирательные комиссии передают заявления, списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом избирателей - "проголосовал досрочно". В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательный ящик, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. При получении избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер удостоверения личности или паспорта избирателя, а избиратель расписывается. Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии и не являющегося наблюдателем. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении бюллетеня". Член участковой избирательной комиссии подтверждает своей подписью в списке избирателей выдачу избирательного бюллетеня. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя. В избирательном бюллетене по выборам депутатов представительного органа избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя, его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею. В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в выборах, не может прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по письменному или устному заявлению избирателя участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этого гражданина в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Таких ящиков не может быть более пяти на участке. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. После получения избирательных бюллетеней избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. В списке избирателей делается отметка, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключить возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Статья 52. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. Перед вскрытием избирательных ящиков председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносные, затем стационарные. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, могут быть признаны недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. При подсчете голосов, прежде всего, отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии, либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также избирательные бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более, чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса. Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о котором должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. Участковая избирательная комиссия составляет в двух экземплярах протокол об итогах голосования на данном участке. В протокол вносятся следующие данные: число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования; число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число голосов избирателей, поданных за каждого из внесенных в избирательные бюллетени кандидатов в депутаты; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Протокол подписывается всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первым экземплярам протоколов прикладываются жалобы и заявления, поступившие в избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения комиссии. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в соответствующую окружную или территориальную избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от избирательных объединений, отделений и кандидатов, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих на заседании участковой избирательной комиссии, хранятся у секретаря комиссии до окончания ее работы. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие окружные или территориальные избирательные комиссии не позднее, чем через десять дней после официального объявления итогов выборов депутатов представительных органов. Статья 53. Установление результатов выборов в избирательном округе На основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная (территориальная) избирательная комиссия в суточный срок со дня выборов устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Избранным признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что это число голосов превышает число голосов, поданных против всех кандидатов. В случае, если наибольшее число голосов, полученных кандидатом, равно числу голосов, поданных против всех кандидатов, кандидат считается избранным. При равном количестве полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, в поддержку которого при выдвижении собраны подписи большего числа избирателей. Окружная (территориальная) избирательная комиссия признает выборы по округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего областного закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. Окружная (территориальная) избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей. Окружная (территориальная) избирательная комиссия принимает решение, что ни один из кандидатов не избран, если число голосов, поданных против всех кандидатов превышает число голосов, поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов. Окружная (территориальная) избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов в избирательном округе, в который вносятся следующие данные: общее количество участковых избирательных комиссий в округе; количество протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол; число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями; число избирательных бюллетеней, выданных избирателями на избирательных участках в день голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования; число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число голосов избирателей, поданных за каждого из внесенных в избирательные бюллетени кандидатов в депутаты; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; фамилия, имя, отчество избранного кандидата. По требованию любого члена окружной (территориальной) избирательной комиссии или наблюдателя, окружная или территориальная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной или территориальной избирательной комиссии. Копия заверяется окружной или территориальной избирательной комиссией. Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения. При подписании протокола о результатах выборов члены окружной (территориальной) избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Протокол о результатах выборов составляется в двух экземплярах и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и всеми членами окружной (территориальной) избирательной комиссии с правом решающего голоса. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию, другой экземпляр протокола хранится у секретаря окружной избирательной комиссии до окончания срока ее полномочий. Статья 54. Установление итогов выборов депутатов представительного органа района, города, поселка, сельского округа На основании подлинных протоколов окружных избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных территориальная избирательная комиссия района, города, поселка, сельского округа в течение пяти суток по их получении устанавливает и публикует итоги выборов на соответствующей территории. Территориальная избирательная комиссия может признать выборы по отдельным избирательным округам недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего областного закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись, либо признаны недействительными, территориальная избирательная комиссия назначает повторные выборы. Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения. Вся документация избирательной комиссии области, территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий хранится не менее шести месяцев, избирательные бюллетени - не менее одного года, протоколы об итогах голосования и результатах выборов - весь срок полномочий комиссии и год со дня объявления даты следующих выборов. Статья 55. Регистрация избранных депутатов Соответствующая окружная (территориальная) избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов извещает об этом кандидата в депутаты, избранного в представительный орган. Кандидат, избранный депутатом, в пятидневный срок в письменном виде обязан сообщить в окружную (территориальную) избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата, с приложением к сообщению заверенной копии приказа или распоряжения об освобождении его от этих обязанностей. В случае, если избранный по округу кандидат не выполнит в пятидневный срок требование о сложении им с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата, территориальная избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации кандидата. Окружная (территориальная) избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов депутатов и после опубликования общих итогов выборов в трехдневный срок производит регистрацию избранного депутата и выдачу ему временного удостоверения об избрании при условии выполнения им требований части второй настоящей статьи. Статья 56. Опубликование итогов голосования и результатов выборов Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю. Окружные (территориальные) избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов в депутаты, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов. Территориальные избирательные комиссии публикуют полные данные, содержащиеся в их протоколах, об итогах голосования. Публикация должна быть осуществлена в течение 10 дней после окончания выборов. Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 57. Замещение вакантных мандатов В случае досрочного выбытия депутата представительного органа соответствующая территориальная избирательная комиссия в двух- недельный срок дает свое заключение представительному органу о сроках проведения дополнительных выборов. После получения заключения представительный орган принимает решение о назначении дополнительных выборов в соответствующем избирательном округе, которые проводятся в соответствии с настоящим областным законом. Если до окончания срока полномочий представительного органа остается менее одного года, дополнительные выборы не проводятся. Статья 58. Последствия фальсификации подписей подписных листов В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах, если количество таковых превышает два процента собранных подписей, либо если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации, согласно условиям настоящего областного закона о выборах, регистрация отдельного кандидата аннулируется соответствующей окружной (территориальной) избирательной комиссией. Если фальсификация в указанных размерах устанавливается после выборов, соответствующие мандаты могут быть аннулированы судом по заявлению окружной или территориальной избирательной комиссии. Статья 59. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом, препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов и в день выборов, либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством. Статья 60. Вступление в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Новгородские ведомости". Губернатор области М.М.Прусак № 51-ОЗ 4 июня 1996 года г. Новгород Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|