Расширенный поиск
Областной закон Новгородской области от 11.07.1996 № 63-озРоссийская Федерация НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН О выборах глав местного самоуправления Принят областной Думой 1 июля 1996 года Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов Выборы глав местного самоуправления осуществляются населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Граждане участвуют в выборах непосредственно и лично. Участие в выборах является добровольным. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Статья 2. Законодательство о выборах глав местного самоуправления Выборы глав местного самоуправления проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Новгородской области, областным законом "О местном самоуправлении в Новгородской области", настоящим законом и уставом муниципального образования. Статья 3. Избирательное право Право избирать главу местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему на день выборов 18 лет и постоянно проживающему на территории муниципального образования. Военнослужащие войсковых частей, дислоцированных на указанных территориях, обладают избирательными правами как постоянно проживающие на территории муниципального образования. Главой местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 летнего возраста, но не старше 60 лет, постоянно проживающий на территории Новгородской области не менее одного года, обладающий в соответствии с настоящим областным законом избирательным правом. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Назначение выборов глав местного самоуправления Выборы глав местного самоуправления назначаются представительным органом местного самоуправления за три месяца до истечения срока пребывания в должности глав местного самоуправления. При прекращении полномочий главы местного самоуправления до истечения срока, определенного уставом муниципального образования, представительный орган местного самоуправления назначает досрочные выборы главы местного самоуправления, которые должны состояться не позднее трех месяцев со дня принятия решения о их назначении. В случае, если в муниципальном образовании отсутствует представительный орган местного самоуправления, выборы глав местного самоуправления назначаются областной Думой. Решение о проведении выборов глав местного самоуправления должно быть обнародовано не позднее чем за 65 дней до даты их проведения. Статья 5. Проведение выборов глав местного самоуправления Выборы глав местного самоуправления муниципальных образований проводятся по единым избирательным округам, включающим в себя территорию соответственно района, города. Подготовку и проведение выборов глав местного самоуправления и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Избирательные комиссии работают коллегиально. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. Статья 6. Право выдвижения кандидатов Право выдвижения кандидатов на должность глав местного самоуправления принадлежит избирательным объединениям, избирательным блокам и непосредственно избирателям. Статья 7. Финансирование выборов Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов глав местного самоуправления, осуществляется за счет средств местного бюджета. Для финансирования избирательной кампании кандидаты и избирательные объединения вправе создавать собственные избирательные фонды, которые могут состоять из средств, выделенных на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств кандидата, избирательного объединения; средств, выделенных кандидату, выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Если кандидат на должность главы местного самоуправления или избирательное объединение использовало иные средства для проведения предвыборной агитации, кроме средств, перечисленных в избирательный фонд, территориальная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с заявлением об отмене решения о регистрации кандидата. Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ ГЛАВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 8. Система избирательных комиссий Подготовку и проведение выборов глав местного самоуправления осуществляют: избирательная комиссия области; территориальные (района, города) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Статья 9. Порядок формирования избирательной комиссии области Избирательная комиссия области действует на постоянной основе и формируется в соответствии с Положением об избирательной комиссии области, утвержденным областной Думой. Статья 10. Полномочия избирательной комиссии области Избирательная комиссия области: обеспечивает единообразное применение настоящего областного закона на всей территории области; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам на должность главы местного самоуправления; в случаях, предусмотренных настоящим областным законом, издает инструкции и постановления по вопросам организации выборов; утверждает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей, протоколов избирательных комиссий и других избирательных документов, порядок их хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление; рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов; устанавливает единый порядок обработки выборной документации; обобщает итоги выборов глав местного самоуправления; контролирует организацию повторных выборов глав местного самоуправления; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим областным законом и Положением об избирательной комиссии области. Решения избирательной комиссии области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, обязанных оказывать ей содействие и предоставлять необходимые документы и информацию. Статья 11. Формирование территориальных избирательных комиссий Территориальные избирательные комиссии по выборам глав местного самоуправления формируются в муниципальных образованиях выборными органами местного самоуправления не позднее 60 дней до выборов в составе 5-10 членов избирательной комиссии. При определении кандидатур в состав территориальных избирательных комиссий выборные органы местного самоуправления учитывают предложения общественных объединений, трудовых коллективов, собраний военнослужащих, собраний избирателей по месту жительства. Общественные объединения выдвигают кандидатов в состав территориальной избирательной комиссии уполномоченным на то, в соответствии с Уставом объединения, органом. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. В случае, если выборный орган местного самоуправления в течение двадцати дней после опубликования постановления о назначении выборов главы местного самоуправления не назначил состав избирательной комиссии, или на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии проводится избирательной комиссией области в соответствие с требованиями части третьей настоящей статьи. Статья 12. Полномочия территориальной избирательной комиссии Территориальная избирательная комиссия по выборам главы местного самоуправления: осуществляет контроль за исполнением настоящего областного закона на территории муниципального образования; формирует участковые избирательные комиссии; руководит работой участковых комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий, принимает по ним решения; регистрирует избирательные блоки; регистрирует кандидатов на должность глав местного самоуправления; выдает кандидатам и доверенным лицам удостоверения установленного образца; обеспечивает предоставление равных условий предвыборной деятельности для каждого кандидата; утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования; обеспечивает изготовление и доставку избирательных бюллетеней; организует досрочное голосование в помещении комиссии; распределяет между избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления; публикует сообщения о составе зарегистрированных кандидатов на должность главы местного самоуправления; устанавливает итоги голосования на территории муниципального образования и передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию области; организует повторные выборы глав местного самоуправления; организует подготовку и проведение выборов глав местного самоуправления вместо выбывших; обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим законом. Решения территориальной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для всех органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, а также их должностных лиц. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий четыре года. Статья 13. Образование избирательных участков Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах глав местного самоуправления образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой местного самоуправления муниципального образования по согласованию с территориальной избирательной комиссией с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей, из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее, чем за 50 дней до дня выборов. В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, по представлению руководителей этих органов могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее, чем за пять дней до дня выборов. Избиратели - военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии. При этом, должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам по предъявлению соответствующего удостоверения. Списки участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публикуются главой местного самоуправления в местной печати не позднее, чем за 40 дней до дня выборов. Статья 14. Порядок формирования участковых избирательных комиссий Участковые избирательные комиссии формируются территориальными комиссиями не позднее, чем за 40 дней до дня выборов в составе 5-10 членов комиссии из числа кандидатур, предложенных выборными органами местного самоуправления. При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии выборные органы местного самоуправления учитывают предложения общественных объединений, трудовых коллективов, собраний военнослужащих, собраний избирателей по месту жительства. Общественные объединения выдвигают кандидатов в состав участковой избирательной комиссии уполномоченным на то, в соответствии с Уставом объединения, органом. Председатель, заместитель председателя, секретарь участковой избирательной комиссии избираются на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии. В случае, если выборные органы местного самоуправления не внесли предложения по составу участковых избирательных комиссий в течение семи дней после образования избирательных участков, либо на данной территории выборный орган отсутствует, формирование участковых избирательных комиссий производится территориальной комиссией в соответствии с требованиями части второй настоящей статьи. Статья 15. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия: оповещает население через средства массовой информации о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования; составляет списки избирателей по избирательному участку; проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявление об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, установленных настоящим законом; обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования; организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; проводит подсчет голосов, определяют результаты голосования на избирательном участке; рассматривает заявления граждан по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются по истечение 30 дней после опубликования итогов выборов глав местного самоуправления. Статья 16. Назначение членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, и каждый зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирателями, вправе назначить в территориальную избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата и участковые избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях. Полномочия членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если их кандидаты были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган; полномочия остальных членов территориальной избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования итогов выборов главы местного самоуправления. Статья 17. Статус члена избирательной комиссии Члены избирательных комиссий, имеющие право решающего голоса, обязаны присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты на должность глав местного самоуправления, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать по ним ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии и получать заверенные копии этих документов. При принятии решения члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может освобожден от своих обязанностей до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: письменного заявления члена избирательной комиссии о сложении своих полномочий; утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии; признание члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным или ограниченно дееспособным или умершим; смерти члена комиссии. Назначение нового члена комиссии вместо выбывшего производится по решению органа его назначившего. Статья 18. Гласность в деятельности избирательных комиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, не более одного человека от объединения, представители средств массовой информации. Решения избирательной комиссии доводятся до сведения избирателей, публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, по одному от общественных и избирательных объединений, избирательных блоков и по одному от каждого из кандидатов, выдвинутых избирателями. Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом или избирательным объединением с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, чьи интересы он представляет, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Предварительное уведомление участковой избирательной комиссии о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется. Наблюдатель вправе: присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования; знакомиться со списками избирателей; обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями; обжаловать действия участковой избирательной комиссии в территориальную избирательную комиссию. Вмешательство в действие участковой избирательной комиссии не допускается. Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются председателем участковой избирательной комиссии, а при необходимости - на заседании участковой избирательной комиссии. Наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим областным законом. Статья 19. Организация работы избирательных комиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса, установленного для данной комиссии. Решение избирательной комиссии, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих избирательных комиссий. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях комиссий большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее, чем в трехдневный срок. Решение избирательной комиссии, противоречащее настоящему закону, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса. По решению территориальной избирательной комиссии председатель и отдельные члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса (не более двух) могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 60 дней. По решению участковой избирательной комиссии, утвержденному соответствующей территориальной комиссией, председатель или отдельные члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (не более двух) могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 40 дней. Оплата труда членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса производится в пределах, выделенных избирательной комиссии средств, в порядке и размерах, определенных территориальной избирательной комиссией. Членам избирательных комиссий, освобожденным от основной работы, сохраняется их среднемесячный заработок. Оплата работы освобожденных членов комиссий производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание избирательных комиссий. Статья 20. Взаимодействие избирательных комиссий с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, выделять помещения, транспорт, средства связи, а также предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок. Статья 21. Обжалование решений и действий избирательных комиссий Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления, является окончательным. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в комиссию, а в день выборов немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при этом решение нижестоящей комиссии. Статья 22. Список избирателей и порядок его составления Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главами местного самоуправления. Соответствующие сведения об избирателях направляются в избирательные комиссии не позднее, чем за 40 дней до дня выборов. Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утверждаемой избирательной комиссией области и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в год выборов исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и месяц рождения. Списки избирателей - военнослужащих, находящихся в войсковых частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляются на основании сведений, представляемых командиром воинской части в сроки, установленные в настоящей статье. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях. Статья 23. Порядок включения граждан в списки избирателей В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, достигшие на день выборов 18 лет и имеющие право в соответствии с частью первой части третьей настоящего областного закона избирать главу местного самоуправления. Основанием для включения граждан Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с Федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Граждане, имеющие право участвовать в выборах глав местного самоуправления и находящиеся в день голосования в больницах и других стационарных учреждениях, а также в иных местах временного пребывания, могут по решению территориальных избирательных комиссий, включаться в списки избирателей по месту их нахождения. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка, после представления списков избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в списки, включаются участковой избирательной комиссией дополнительно в список избирателей на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. Список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Статья 24. Ознакомление избирателей со списками избирателей Списки избирателей предоставляются для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 30 дней до дня выборов. Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных о нем. Заявление подается в участковую избирательную комиссию. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Статья 25. Понятия избирательного объединения Избирательными объединениями являются: областные отделения общефедеральных партий, политических движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован в установленном порядке и предусматривает участие в выборах, и их отделения в районах, городах; областные отделения межрегиональных партий, политических движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован в установленном порядке и предусматривает участие в выборах и их отделения в районах, городах; региональные партии, политические движения, иные общественные объединения, устав которых зарегистрирован в установленном порядке и предусматривает участие в выборах, и их отделения в муниципальных образованиях; избирательный блок указанных общественных объединений, созданных на период проведения выборов. Статья 26. Избирательные блоки Избирательные блоки могут образовываться не менее, чем двумя избирательными объединениями. Общественные объединения, в случае вхождения в состав блока, не могут выступать на период выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Избирательные блоки создаются на совместных съездах (конференциях) общественных объединений или собраниях избирательных объединений. Избирательные блоки регистрируются территориальной избирательной комиссией. Регистрация проводится не позднее, чем в пятидневный срок после представления в территориальную избирательную комиссию совместного решения данных объединений о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями избирательных объединений, и протокола совместного съезда (конференции) общественных объединений или собрания избирательных объединений. Статья 27. Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшее кандидата, назначает представителей, уполномоченных, в соответствии с настоящим областным законом, представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах, в том числе по финансовым операциям. Статья 28. Участие избирательных объединений в выборах Избирательные объединения участвуют в выборах главы местного самоуправления в порядке, установленном настоящим областным законом. Все избирательные объединения участвуют в выборах на равных основаниях. Глава IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 29. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями Выдвижение кандидатов на должность главы местного самоуправления проводится на съездах (конференциях) или собраниях избирательных объединений, избирательных блоков, на собраниях их отделений в районах, городах с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться кандидат. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать не более одного кандидата. Выдвижение кандидатов начинается с момента опубликования постановления о назначении выборов главы местного самоуправления. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатов на должность главы местного самоуправления лиц, не являющихся членами входящих в них общественных объединений. Решение избирательного объединения о выдвижении кандидата на должность главы местного самоуправления представляется в территориальную избирательную комиссию. В решении о выдвижении кандидата указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, место работы и занимаемая должность род занятий). Территориальная избирательная комиссия незамедлительно выдает уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока подтверждение о принятии документов. Статья 30. Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых избирательным объединением Избирательное объединение, избирательный блок выдвинувшее кандидата на должность главы местного самоуправления, собирает подписи избирателей в его поддержку в количестве не менее двух процентов от общего числа избирателей соответствующего муниципального образования, по городу Новгороду - не менее одного процента. Избирательное объединение вправе начать сбор подписей после принятия решения о выдвижении кандидатов со дня получения от территориальной избирательной комиссии письменного подтверждения о приеме документов. Подписные листы изготавливаются избирательными объединениями, избирательными блоками по форме, утвержденной территориальной избирательной комиссией. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата, кроме указанных данных в подписном листе указывается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель или лицо, собирающее подписи, указывает его фамилию, имя, отчество (или инициалы), дату рождения, адрес, серию и номер паспорта, военного билета, удостоверения личности офицера. Установочные данные избирателя могут быть внесены в список лицом, собирающим подписи. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвигающего кандидата. Статья 31. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями производится путем сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий правом избирать и быть избранным, в соответствии с настоящим областным законом вправе подать заявление о своем выдвижении кандидатом на должность главы местного самоуправления в территориальную избирательную комиссию. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата. Заявление о выдвижении кандидата может быть подано в избирательную комиссию и от имени группы избирателей. В этом случае, в заявлении должны содержаться сведения об уполномоченном представителе группы избирателей. В заявлении о выдвижении кандидата указываются его фамилия, имя, отчество, место работы, занимаемая должность, место жительства. Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата уведомляют в письменной форме территориальную избирательную комиссию о своей инициативе. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. Территориальная избирательная комиссия незамедлительно выдает кандидату или уполномоченному представителю группы избирателей письменное подтверждение о принятии документов, отказ в выдаче письменного подтверждения о принятии документов может быть обжалован в суде. Статья 32. Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, начинается со дня выдачи территориальной избирательной комиссией или уполномоченному представителю группы избирателей письменного подтверждение о приеме документов кандидата. В поддержку кандидата должно быть собрано не менее двух процентов подписей от числа избирателей округа, по городу Новгороду не менее одного процента. Сбор подписей может проводиться по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. При этом, недопустимо принуждение избирателей со стороны лица, собирающего подписи. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов. Подписные листы изготавливаются кандидатом по форме, утверждаемой территориальной избирательной комиссией. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество (инициалы), дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и кандидатом. Статья 33. Регистрация кандидатов на должность главы местного самоуправления Для регистрации кандидатов, баллотирующихся от избирательных объединений, избирательных блоков, полномочные представители этих объединений, блоков или сами кандидаты представляют в территориальную избирательную комиссию не позднее, чем за 30 дней до дня выборов, подписные листы, заявление кандидата о его согласии баллотироваться на должность главы местного самоуправления с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий), места жительства. Одновременно с подписными листами региональные избирательные объединения представляют: копию свидетельства о регистрации отделом юстиции области; устав (возвращается уполномоченному представителю избирательного объединения одновременно с подтверждением о принятии подписных листов); областные отделения общефедеральных и межрегиональных партий, политических движений и иных общественных объединений - решение (копию решения) центрального органа партии, движения об образовании на территории области своего отделения. Все избирательные объединения представляют также решение съезда (конференции) или собрания о выдвижении кандидата и оформленную в установленном законом порядке доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения. Уполномоченные представители избирательных блоков одновременно с подписными листами представляют в территориальную избирательную комиссию решения общественных объединений о создании избирательного блока, решение совместного съезда (конференции) блока, на котором были выдвинуты кандидаты, а также оформленную в установленном законом порядке доверенность уполномоченного представителя блока. Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями, вносит в территориальную избирательную комиссию не позднее, чем за 30 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в его поддержку и личное заявление о согласии баллотироваться на должность главы местного самоуправления. Подписные листы представляются в территориальную избирательную комиссию сброшюрованными в папки не более 100 листов и в пронумерованном виде. При их приемке избирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов. Территориальная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего областного закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. При проверке избирательной комиссией правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков и групп избирателей, выдвинувших кандидатов, а также кандидаты. В случае сомнения в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей, избирательная комиссия организует проверку подписных листов. Решение территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в суде. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствами массовой информации. Если кандидат не принадлежит к какому - либо избирательному объединению, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому - либо избирательному объединению или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень. Если в период после завершения регистрации кандидатов на должность главы местного самоуправления и до дня выборов останется менее двух кандидатов или, если будет зарегистрирован только один кандидат, выборы откладываются по решению территориальной избирательной комиссии на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем законе. Статья 34. Несовместимость должности главы местного самоуправления с должностным положением или деятельностью в государственных и иных органах Лица, у которых должность, мандат или занятия несовместимы с мандатом главы местного самоуправления, при их регистрации кандидатами на должность главы местного самоуправления дают письменное обязательство о прекращении, в случае избрания, соответствующей деятельности. Статья 35. Права и обязанности кандидатов на должность главы местного самоуправления Все кандидаты на должность главы местного самоуправления обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, территориальная избирательная комиссия может отнести на счет кандидата либо избирательного объединения, избирательного блока соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные кандидату или избирательному объединению, избирательному блоку на ведение предвыборной агитации. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, со дня регистрации до дня опубликования результатов выборов могут освобождаться от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Кандидаты, не находящиеся на государственной или муниципальной службе и не работающие в средствах массовой информации, со дня регистрации до дня опубликования результатов выборов по их личному заявлению освобождаются от работы. Кандидаты на должность главы местного самоуправления не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время подготовки и проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах зачисляется в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах территории соответствующего муниципального образования (кроме такси и заказных рейсов) из средств территориальной избирательной комиссии. Кандидат приобретает право на возмещение транспортных расходов со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно. Порядок оплаты расходов определяется территориальной избирательной комиссией. Кандидат после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административной ответственности, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора района, города. Кандидат на должность главы местного самоуправления может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются территориальной избирательной комиссией по его письменному заявлению. Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, письменно уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. Глава V. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 36. Право на участие в предвыборной агитации Избиратели, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в допускаемых законом формах и законными методами. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение имеет право самостоятельно определить форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, органы местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами. Статья 37. Порядок проведения предвыборных мероприятий Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Ходатайства о выделении помещений для проведения таких собраний рассматриваются главами местного самоуправления в 5-дневный срок в порядке, установленном избирательной комиссией области. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается. Помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом, избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам и избирательным объединениям, избирательным блокам. Статья 38. Предвыборная агитация через средства массовой информации Кандидаты на должность главы местного самоуправления, избирательные объединения, имеют право на предоставление им эфирного времени по каналам региональной государственной телерадиокомпании, осуществляющей телевизионное и радиовещание на территории города, района, на равных основаниях (бесплатно, при равном количестве предоставленного времени, равном времени выхода в эфир и других условиях). Порядок предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям по каналам региональной государственной телерадиокомпании и его использование устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с органами управления телерадиокомпании. Периодические печатные издания, одним из учредителей которых выступает областная Дума, Администрация области или органы местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для публикации агитационных материалов всем кандидатам, избирательным объединениям. Порядок опубликования агитационных материалов в периодических печатных изданиях, указанных в части третьей настоящей статьи, устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с редакциями средств массовой информации. Предвыборная агитация через средства массовой информации осуществляется в виде предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы. Запрещается прерывать теле-, радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг. Теле- и радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфире с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в течение 2 месяцев со дня выхода передачи в эфир. Статья 39. Предвыборная агитация в периодических изданиях В период агитационной кампании редакция периодического печатного издания, предоставившая кандидату, избирательному объединению место на полосе, не вправе отказать другому кандидату, избирательному объединению в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших подготавливаемых номерах. Положения части первой настоящей статьи не распространяются на периодические печатные издания, учрежденные кандидатами, избирательными объединениями, а также входящими в них общественными объединениями без иных соучредителей. Статья 40. Выпуск агитационных печатных материалов Партии и политические движения, иные общественные объединения, участвующие в выборах, отдельные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Избирательная комиссия области, а также территориальные и участковые избирательные комиссии, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по недопущению их распространения и обратиться в соответствующие органы внутренних дел с требованием о пресечении противоправной агитационной деятельности. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой избирательной комиссии, а также с согласия собственника или владельца, в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков, памятников культуры и архитектуры. Статья 41. Сроки проведения предвыборной агитации Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещения для голосования, могут сохраняться на прежних местах. Статья 42. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. В случае совершения действий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, территориальная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с заявлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное заявление рассматривается судом в трехдневный срок. Глава VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 43. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Средства, выделенные на организацию и проведение выборов из местных бюджетов, поступают в распоряжение территориальных избирательных комиссий и распределяются ими между участковыми избирательными комиссиями. Участковые избирательные комиссии представляют территориальной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов. Территориальная избирательная комиссия представляет представительному органу местного самоуправления отчет о расходовании средств, выделенных ей из местного бюджета, не позднее 3 месяцев со дня официального опубликования результатов выборов. Отчет публикуется территориальной избирательной комиссией в местной печати. Статья 44. Избирательные фонды и порядок их создания Кандидаты на должность главы местного самоуправления и избирательные объединения, избирательные блоки создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств: а) средств, выделенных кандидату или избирательному объединению на предвыборную агитацию территориальной избирательной комиссией; б) собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением; г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. Предельный размер добровольных пожертвований в избирательные фонды от физических и юридических лиц не может превышать соответственно 30 и 300 минимальных размеров месячной оплаты труда. Предельный размер взноса, внесенного из собственных средств кандидатом в депутаты не может превышать 30 минимальных размеров месячной оплаты труда. Предельный размер средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением, не может превышать 300 минимальных размеров месячной оплаты труда. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также Государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным объединениям, избирательным блокам либо кандидатам. Статья 45. Порядок расходования средств избирательных фондов Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд избирательного объединения, избирательного блока или кандидата, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом, или избирательным объединением, или избирательным блоком с разрешения избирательной комиссии после регистрации кандидата. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается законодательством Российской Федерации. Не позднее 30 дней после определения результатов выборов избирательное объединение или кандидат обязаны предоставить в территориальную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма отчета устанавливается территориальной избирательной комиссией. Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений, избирательных блоков после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществляющих перечисления и пожертвования. Глава VII. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ Статья 46. Помещение для голосования Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой местного самоуправления муниципального образования безвозмездно. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией о всех избирательных объединениях, избирательных блоках и выдвинутых ими кандидатах, а также о всех кандидатах, баллотирующихся на должность главы местного самоуправления. Статья 47. Избирательные бюллетени Для выборов главы местного самоуправления каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Форма избирательного бюллетеня утверждается избирательной комиссией области, а текст - соответствующей территориальной избирательной комиссией. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне листа. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов на должность главы местного самоуправления и их данные, указанные в абзаце четвертом статьи 32 настоящего закона. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от него пустым квадратом. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке по распоряжению территориальной избирательной комиссии. Участковые избирательные комиссии получают от территориальной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более, чем на два процента. Передача бюллетеней участковым избирательным комиссиям производится по акту, составляемому в двух экземплярах, один из которых остается в комиссии, выдавшей бюллетени, второй передается комиссии, получившей бюллетени. После получения бюллетеней не менее, чем три члена участковой избирательной комиссии составляют акт о соответствии количества бюллетеней количеству, указанному в сопроводительном документе территориальной избирательной комиссии. Акт хранится в соответствующих избирательных комиссиях вместе с итоговыми протоколами в порядке, установленном для хранения выборной документации. Все бюллетени, полученные участковой избирательной комиссией, подписываются на обороте не менее, чем двумя членами комиссии и отмечаются печатью. При этом, участковая избирательная комиссия должна обеспечить единообразие отметок на всех избирательных бюллетенях. Не заверенные участковой избирательной комиссией бюллетени признаются недействительными и при подсчете голосов не учитываются. В случае выбытия отдельных кандидатов в главы местного самоуправления до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, территориальные или участковые избирательные комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах, либо изготавливают новые избирательные бюллетени. Статья 48. Порядок голосования Голосование в день выборов проводится с 8 часов до 22 часов. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. В случае необходимости, с учетом местных условий, территориальные избирательные комиссии могут, по согласованию с избирательной комиссией области, изменить время голосования при сохранении его продолжительности. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, по его письменному заявлению должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении территориальной (за 15-4 дня) и участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. Если избиратель голосует в помещении избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать либо подписи двух членов избирательной комиссии, а также подпись проголосовавшего избирателя. Территориальные избирательные комиссии передают заявления, списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в участковые избирательные комиссии одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом избирателей - "проголосовал досрочно". В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям, пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем, председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательный ящик, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. При получении избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта избирателя или иного документа его заменяющего, а избиратель расписывается. Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии и не являющегося наблюдателем, фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении бюллетеня". Член участковой избирательной комиссии подтверждает своей подписью в списке избирателей выдачу избирательного бюллетеня. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя. В избирательном бюллетене избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя, его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею. В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в выборах, не может прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по письменному или устному заявлению избирателя участковая избирательная комиссия организует голосование по месту жительства этого гражданина в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Таких ящиков не может быть более пяти на участке. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующих количеству письменных или устных заявлений. После получения избирательных бюллетеней избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. В списке избирателей делается отметка, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Статья 49. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. Перед вскрытием избирательных ящиков председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно, вначале переносные, затем стационарные. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилии членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. При подсчете голосов, прежде всего, отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, не снабженные печатью территориальной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также избирательные бюллетени, на которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) поставлен более, чем в одном квадрате либо не поставлен ни в одном из них. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса. Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. Участковая избирательная комиссия составляет в двух экземплярах протокол об итогах голосования на данном участке. В протокол вносятся следующие данные: число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования; число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число голосов избирателей, поданных за каждого из внесенных в избирательные бюллетени кандидатов на должность главы местного самоуправления; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Протокол подписывается всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первым экземплярам протокола прикладываются жалобы и заявления, поступившие в избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения комиссии. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от избирательных объединений, избирательных блоков и кандидатов, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих на заседании участковой избирательной комиссии, хранятся у секретаря комиссии до окончания работы. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее, чем через десять дней после официального объявления итогов выборов глав местного самоуправления. Статья 50. Установление итогов голосования На основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных территориальная избирательная комиссия в суточный срок со дня выборов устанавливает итоги голосования на территории муниципального образования. Территориальная избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующей территории, в который вносятся следующие данные: общее количество участковых избирательных комиссий в районе, городе; количество протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол; число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями; число избирательных бюллетеней, выданных избирателями на избирательных участках в день голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования; число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; число действительных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число голосов избирателей, поданных за каждого из внесенных в избирательные бюллетени кандидатов на должность главы местного самоуправления; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; фамилия, имя, отчество избранного кандидата. По требованию любого члена территориальной избирательной комиссии или наблюдателя, территориальная избирательная комиссия представляет им возможность ознакомиться с протоколом об итогах голосования и снять с него копию в помещении территориальной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется избирательной комиссией. При подписании протокола о результатах голосования члены территориальной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и всеми членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в избирательную комиссию области. Второй экземпляр протокола вместе с протоколами участковых избирательных комиссий, списками членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов и избирательных объединений, избирательных блоков, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы. Избранным считается кандидат на должность главы местного самоуправления, получивший в ходе выборов наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Территориальная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее 25 процентов избирателей, внесенных в списки избирателей. Территориальная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при голосовании, установлении итогов голосования и определении результатов выборов нарушения настоящего областного закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. Территориальная избирательная комиссия признает, что ни один из кандидатов не избран на должность главы местного самоуправления, если число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, больше поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов. При равном количестве голосов, поданных за нескольких кандидатов, назначается второй тур голосования между этими кандидатами. Официальное объявление о результатах выборов главы местного самоуправления в средствах массовой информации публикуется в течение пяти дней с момента подписания протокола территориальными избирательными комиссиями района, города. Статья 51. Регистрация избранного главы местного самоуправления Территориальная избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов извещает об этом кандидата, избранного главой местного самоуправления. Кандидат, избранный главой местного самоуправления, в пятидневный срок в письменном виде обязан сообщить в территориальную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом главы местного самоуправления, с приложением к сообщению заверенной копии решения, приказа или распоряжения об освобождении его от этих обязанностей. В случае, если избранный кандидат не выполнит в срок до десяти дней требование о сложении им с себя обязанностей, не совместимых со статусом главы местного самоуправления, территориальная избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации избранного кандидата на должность главы местного самоуправления и взыскивает с него расходы на проведение выборов, произведенные за счет средств, выделенных на предвыборную агитацию территориальной избирательной комиссией. Территориальная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов главы местного самоуправления и после опубликования общих итогов выборов в десятидневный срок производит регистрацию избранного главы местного самоуправления и выдачу ему удостоверения об избрании при условии выполнения им требований, изложенных в части второй настоящей статьи. Статья 52. Вступление в должность главы местного самоуправления Глава местного самоуправления, избранный в соответствии с настоящим законом, вступает в должность со дня регистрации его избрания территориальной избирательной комиссией. Статья 53. Повторные выборы В случае признания выборов главы местного самоуправления несостоявшимися, недействительными или, если избранный кандидат не выполнил требования части второй статьи 51 настоящего областного закона, представительный орган местного самоуправления назначает повторные выборы главы местного самоуправления. В случае, если в муниципальном образовании отсутствует представительный орган местного самоуправления, повторные выборы назначаются областной Думой. Выдвижение и регистрация кандидата на должность главы местного самоуправления, другие избирательные мероприятия, связанные с проведением повторных выборов, осуществляются в порядке, установленном настоящим законом. Повторные выборы проводятся не позднее шести месяцев после первоначальных выборов. Статья 54. Опубликование итогов голосования и результатов выборов главы местного самоуправления Итоги голосования по каждому избирательному участку, району, городу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии должны представляться для ознакомления любому избирателю, кандидату или наблюдателю. Территориальные избирательные комиссии публикуют данные, содержащиеся в их протоколах об итогах голосования, не позднее десяти дней со дня проведения выборов в средствах массовой информации. Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 55. Назначение выборов главы местного самоуправления в случае досрочного прекращения его полномочий В случае досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления, представительный орган местного самоуправления назначает выборы главы местного самоуправления, которые проводятся в порядке, установленном настоящим областным законом, уставом муниципального образования. Статья 56. Последствия фальсификации подписей подписных листов В случае обнаружения фальсификации (ошибочности) подписей в подписных листах, фальсифицированные (ошибочные) подписи в поддержку выдвижения кандидатов не учитываются. Если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации кандидата, территориальная избирательная комиссия отказывает кандидату в регистрации. Вся документация избирательной комиссии области, территориальных и участковых избирательных комиссий хранится не менее шести месяцев, избирательные бюллетени - не менее одного года, протоколы об итогах голосования и результатах выборов - весь срок полномочий комиссии и год со дня объявления даты следующих выборов. Статья 57. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов и в день выборов, либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством. Статья 58. Вступление в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Новгородские ведомости". Губернатор области М.М.Прусак № 63-ОЗ 11 июля 1996 года г. Новгород Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|