Расширенный поиск
Областной закон Новгородской области от 02.11.2009 № 622-озРоссийская Федерация НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН О Концепции демографической политики Новгородской области на период до 2025 года Принят областной Думой 28 октября 2009 года Статья 1 Принять Концепцию демографической политики Новгородской области на период до 2025 года. Статья 2 Настоящий областной закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования. Губернатор области С.Г.Митин Великий Новгород 2 ноября 2009 года № 622-ОЗ Приложение к областному закону "О Концепции демографической политики Новгородской области на период до 2025 года" КОНЦЕПЦИЯ демографической политики Новгородской области на период до 2025 года 1. Общие положения Концепция демографической политики в Новгородской области на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетов в сфере государственного регулирования демографических процессов. Необходимость разработки Концепции обусловлена наличием кризисных явлений в демографическом развитии Новгородской области, а также взаимной обусловленностью решения демографических и социально-экономических проблем. Концепция является основой для разработки мер, направленных на повышение рождаемости, охрану здоровья населения области, увеличение средней продолжительности жизни, оказание поддержки семье, регулирование миграции и иные аспекты демографического развития области. Концепция учитывает особенности демографического развития Новгородской области и исходит из того, что в силу взаимообусловленности социальных, экономических и демографических процессов любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи и приоритеты демографического развития области. Концепция разработана с учетом Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года, Устава Новгородской области, Концепции социально-экономического развития Новгородской области на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. 2. Современная демографическая ситуация в области и тенденции ее развития В Новгородской области сложилась серьезная демографическая ситуация, которая отражает общие закономерности демографического развития России. С начала 1990-х годов численность населения области постоянно уменьшается. Если на начало 1991 года в области проживало 751,9 тыс.чел., то на начало 2009 года - только 645,986 тыс.человек. В демографической половозрастной пирамиде Новгородской области присутствуют поколения как более многочисленные (поколения 50-х, 80-х годов), так и менее многочисленные (поколения 60-х, 90-х годов). Различия в численности возрастных категорий предопределяют современный процесс воспроизводства. Согласно шкале демографического старения по этапам старения и уровне старости населения (с учетом доли лиц в возрасте 60 лет и старше) население области относится к категории очень высокого уровня демографической старости (более 18 процентов), что характеризует тип воспроизводства, как депопуляционный. Депопуляция, как процесс, окончательно сформировалась в области с 1995 года, так как превышение умерших над родившимися стало носить устойчивый и долговременный характер. Снижение численности населения области происходит в результате его естественной убыли (число умерших превышает число родившихся), не компенсируемой миграционным приростом. Одной из главных причин этого является крайне низкая рождаемость. В 2008 году в области родилось 6912 детей, а коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения) составил 10,6 (в 1990 году - 12,3). Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений (2,15 рождений на одну женщину). Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных в среднем одной женщиной на протяжении всей ее жизни) составляет по Новгородской области 1,401 ребенка. Данный показатель выше среднего по Северо-Западному федеральному округу (1,287) и близок к среднему уровню по России (1,406). В условиях внутрисемейного регулирования рождаемости происходит процесс откладывания рождений, что проявляется, в частности, в повышении среднего возраста матери при рождении первого ребенка. В 2007 году этот возраст составил 26,8 лет (по Северо-Западному Федеральному округу - 27,3, по Российской Федерации - 27,0), тогда как в начале 1990-х он был 22-23 года. Данная тенденция наряду с положительными моментами (ребенок рождается у социально зрелых родителей) имеет и отрицательную сторону, поскольку с возрастом матери нарастает количество заболеваний, осложняющих роды и послеродовый период. Наиболее значительный рост осложненных родов связан с анемией, нарушениями родовой деятельности, заболеваниями мочеполовой системы, заболеваниями системы кровообращения, эндокринными болезнями. Количество родов без применения специальных лекарственных препаратов и медицинской техники в 2008 году сократилось на 16,7 процентов по сравнению 1995 годом. Тревожной тенденцией является ухудшение репродуктивного здоровья женщин, а также здоровья новорожденных: только 36,7 процента родов в 2008 году признаны нормальными. В общем числе родившихся значительна доля недоношенных детей (в 2008 году число таких детей составило 3,5 процента), более 26,5 процентов детей родились больными или заболели сразу после рождения, причем основная масса заболеваний связана с внутриутробным инфицированием плода. Определенную опасность для репродуктивного здоровья молодежи несет тенденция к раннему вступлению в сексуальные отношения. Значительное удлинение периода между началом половой жизни и рождением первого ребенка требует выработки определенных профилактических мер. Молодым людям должна быть обеспечена возможность получения своевременной и квалифицированной помощи в области контрацепции и защиты от заболеваний, передающихся половым путем. Это особенно важно в условиях, когда аборт по-прежнему является широко распространенным методом предотвращения нежеланных рождений (в Новгородской области на 100 рождений приходится порядка 97,6 абортов, а на 1 женщину фертильного возраста - 39), а угроза дальнейшего распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа является вполне реальной. Следует проводить тактичную воспитательную работу, направленную на повышение нравственной культуры отношений между полами, объяснение опасностей, которые влекут за собой ранние половые контакты, пропаганду ценностей семьи, отцовства и материнства. Кроме того, в силу широкой распространенности абортов с возрастом повышается вероятность бесплодия. Около 10 процентов супружеских пар Новгородской области страдают бесплодием. Динамика рождаемости тесно связана с происходящими в последние десятилетия негативными изменениями института семьи и снижением роли семьи в обществе. Доля внебрачных рождений в общем числе рождений на протяжении длительного времени быстро росла и лишь в последние годы стабилизировалась на уровне 31,4 процента. Очевидным негативным следствием внебрачной рождаемости является социальная и экономическая уязвимость одиноких матерей, которые в большей степени, чем замужние женщины, нуждаются в помощи государства. Кроме того, матери, в одиночку воспитывающие детей, испытывают серьезные трудности при создании новой семьи, что также отрицательно влияет на уровень рождаемости. На демографическом развитии Новгородской области неблагоприятно сказывается высокое количество разводов, которое составляло 5,0 на 1000 жителей в 2008 году. Более половины из распадающихся семей имеют детей. Происходящее одновременно уменьшение количества зарегистрированных браков при увеличении количества так называемых гражданских браков вызывает необходимость ориентировать социально-демографическую политику на разные типы семей и, в частности, на семьи, в которых супруги не состоят в зарегистрированном браке. Ситуация будет еще более сложной через 8-12 лет, когда активного репродуктивного возраста достигнут сравнительно малочисленные поколения, родившиеся в 1990-е годы. Таким образом, низкая рождаемость обусловлена с одной стороны ежегодным сокращением количества женщин фертильного возраста, недостаточным уровнем репродуктивного здоровья, высоким числом прерываний беременности (абортов), а с другой стороны относительно низким уровнем доходов населения, недостаточностью мер поддержки семей, имеющих детей, особенно многодетных, самой структурой современной семьи, девальвацией семейных ценностей, отсутствием нормальных жилищных условий, занятостью значительной части работающих женщин тяжелым физическим трудом. Крайне неблагоприятная ситуация сложилась также в области смертности и продолжительности жизни населения. Коэффициент смертности (в расчете на 1000 населения) в 2007 году составил 20,1, в 2008 - 20,9, а естественная убыль населения - (-9,4) и (-10,3) соответственно. Несмотря на то, что в течение последних пяти лет в области ожидаемая продолжительность жизни при рождении выросла на 2,52 года, средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни составила в 2007 году 63,96 года (у мужчин - 57,24, у женщин - 71,28 года), что на 3,5 года ниже, чем по Российской Федерации и почти на 10 лет ниже, чем в развитых странах. Основной вклад в показатель низкой продолжительности жизни вносит высокая смертность населения в трудоспособном возрасте, обусловленная исключительно высокой смертностью мужчин этого возраста. Сформировавшийся уровень продолжительности жизни населения области обусловлен рядом причин, к числу которых относятся: отсутствие мотивации здорового образа жизни и культуры безопасной жизнедеятельности, понимания значимости своего собственного здоровья и здоровья своих детей у значительной части населения; распространенность алкоголизма, наркомании, табакокурения; высокий уровень заболеваемости населения; несовершенство развития системы здравоохранения, в том числе недостаточно развитая инфраструктура, незначительное внимание к профилактике заболеваний; загрязнение окружающей среды; недостаточное развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в сочетании с высокой стоимостью услуг, недоступной для малообеспеченных слоев населения, и отсутствием пропаганды активного отдыха. В структуре причин общей смертности первое место занимают болезни системы кровообращения (62,1 процента), второе - несчастные случаи, травмы и отравления (11,9 процента), третье - злокачественные новообразования (11,1 процента). Беспрецедентно быстрое развитие автомобильного транспорта в сочетании с недостаточным качеством дорожного покрытия, отсутствием освещения автодорог в темное время суток, правовым нигилизмом части водителей, техническая неисправность ряда транспортных средств породили проблему дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП). Ежегодно в Новгородской области в ДТП погибает 230-260 человек, в том числе 70-80 детей, примерно столько же становятся инвалидами из-за последствий повреждений, полученных в ДТП. Невозможно оценить, какая часть пострадавших погибает вследствие несвоевременно или некачественно оказанной медицинской помощи, однако, экспертный анализ ряда случаев показывает, что такие случаи встречаются в медицинской практике. Не умаляя значения мер профилактики дорожного травматизма (строительство качественных, хорошо освещенных автодорог, ужесточение государственного контроля за техническим состоянием транспорта, воспитание правовой дисциплины у водителей), необходимо признать важность оперативного и качественного оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, как меры снижения летальности и инвалидизации. Неблагоприятное влияние на продолжительность жизни оказывает рост заболеваемости психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, в том числе алкоголизмом и алкогольными психозами (выше чем в Российской Федерации на 60 и 80 процентов соответственно) и наркоманией (снизилась на 3 процента и по сравнению с Российской Федерацией составляет 40 процентов). Особенно явно эти негативные тенденции проявляются среди мужчин, находящихся в трудоспособном возрасте. Уровень онкологической заболеваемости - 426,86 (на 100 000 населения) и смертности - 226,99 (на 100 000 населения) также выше среднероссийских (341,55 и 201,19 в 2007 году соответственно). Показатель онкологической запущенности сохраняется на высоком уровне и в 2008 году составил 29,7 процентов. По структуре смертности от злокачественных новообразований у мужчин основную долю составляет рак легкого причиной которого, как известно, является табакокурение, на втором месте рак желудка, затем рак предстательной железы, ободочной и прямой кишки. У женщин основной удельный вес заболеваемости и смертности составляют опухоли репродуктивной системы (в т.ч. молочной железы), рак желудка, ободочной и прямой кишки. Крайне низкая ожидаемая продолжительность жизни мужчин (57,24 года) и огромный разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин - 14 лет (в наиболее развитых странах мира от 4 до 7 лет) приводит к существенной деформации структуры населения по полу. В Новгородской области численность женщин на начало 2009 года на 71072 человека превысила численность мужчин. Превышение численности женщин над численностью мужчин отмечается во всех возрастных группах старше 35 лет и достигает наибольших значений в старших возрастных группах. Создавшаяся ситуация обостряет многие социальные проблемы, делает необходимым учет гендерных аспектов при разработке мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения, борьбу с преждевременной смертностью, а также при организации социального обслуживания пожилых людей. Новгородская область не является приграничным регионом и расположена между двумя мегаполисами Москвой и Санкт-Петербургом. Географическое положение области снижает замещающую роль миграции как фактора, сдерживающего темпы депопуляции. В миграционном обороте более 46,5 процентов занимает внутриобластная миграция, вследствие которой село теряет в пользу города не только в численном, но и в качественном составе населения. Согласно рассчитанной Росстатом перспективной численности населения (от базы на начало 2008 года) без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, к началу 2026 года численность населения Новгородской области составит 587,3 тысячи человек, то есть ожидается уменьшение численности жителей области на 58,7 тысяч человек (на 9,1 процента), темпы снижения будут практически постоянными в течение всего прогнозного периода и сложатся на уровне 0,5-0,6 процента в среднем за год. Демографическая ситуация в 2009-2025 годах будет определяться низким уровнем рождаемости и высокой смертностью. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличится с 63,4 лет в 2009 году до 70,8 лет в 2025 году, в том числе у мужчин с 56,6 лет до 65,1 года, у женщин - с 70,6 лет до 76,4 лет. Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин будет постепенно уменьшаться с 14 лет в 2009 году до 11 лет в 2025 году. Миграционный прирост, величина которого будет постепенно расти на протяжении всего прогнозного периода, позволит компенсировать естественные потери населения в 2009 году на 16,1 процента, в 2025 году - на 37,2 процентов, тогда как в 2008 году этот уровень составлял только 3,3 процента. Развитие ситуации по прогнозу, основанному на текущих тенденциях демографического развития, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития региона, прежде всего на росте валового регионального продукта и достаточности трудовых ресурсов, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом повышения доли граждан пенсионного возраста. 3. Цель демографической политики области на период до 2025 года Целью демографической политики в Новгородской области является стабилизация численности населения к 2012 году на уровне 630950 человек и создание условий для ее роста к 2025 году, повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2012 году до 64,71 года, к 2025 году - до 70,81 года. 4. Принципы, задачи и направления реализации региональной демографической политики В основу демографической политики области положены следующие принципы: комплексность решения демографических задач: мероприятия в демографической сфере должны охватывать все направления (смертность, рождаемость, миграцию) в их взаимосвязи с учетом влияющих на них факторов; концентрация на приоритетах: выбор в каждом из трех направлений наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов для их решения; своевременное реагирование на демографические тенденции текущего периода; взаимодействие органов государственной власти области, органов местного самоуправления области с институтами гражданского общества в реализации демографической политики на территории области. Основными задачами демографической политики в Новгородской области на период до 2025 года являются: в области улучшения здоровья и роста продолжительности жизни населения: сохранение, укрепление или восстановление здоровья населения области; создание условий и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, увеличение продолжительности жизни до показателей, сопоставимых с развитыми странами; снижение заболеваемости населения области социально значимыми заболеваниями; снижение смертности населения, особенно мужчин трудоспособного возраста, от внешних причин - несчастных случаев, травм, отравлений, в том числе психоактивными веществами, убийств и самоубийств; в области повышения рождаемости и создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи: формирование единой демографической, семейной и информационной политики в интересах полноценной семьи с детьми; повышение социального престижа института материнства и отцовства, полноценной супружеской семьи с детьми; обеспечение потребностей семей в медико-социальных и других услугах, связанных с рождением и воспитанием детей; улучшение репродуктивного здоровья населения, в том числе снижения уровня бесплодия с учетом применения современных медицинских технологий; снижение материнской и младенческой смертности до показателей, сопоставимых с развитыми странами, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,574 по сравнению с 2008 годом) за счет роста числа рождений вторых и последующих детей; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития муниципальных районов области с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции. 5. Приоритетные направления реализации Концепции Приоритетными направлениями в решении задачи укрепления здоровья населения области, снижения заболеваемости, создания условий для мотивации к ведению здорового образа жизни и увеличения продолжительности жизни являются: формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения области; разработка мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя и других психоактивных веществ, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками, мер системы профилактики потребления алкоголя, табакокурения и наркомании; создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития; обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов; внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями; разработка мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей; разработка и реализация комплекса мер по снижению вреда от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения, включающих минимизацию факторов риска предотвратимой смертности и заболеваемости населения, уменьшение объемов выбросов загрязняющих веществ, повышение эффективности государственного контроля за состоянием окружающей среды, обеспечения населения качественной питьевой водой, экологическое просвещение населения. Приоритетными направлениями в решении задачи снижения уровня смертности являются: сокращение смертности населения от болезней системы кровообращения за счет создания комплексной системы профилактики, ранней диагностики с применением передовых технологий, образовательных информационных программ, направленных на предупреждение развития сердечно-сосудистых заболеваний, а также реализации мер по сокращению загрязнения атмосферного воздуха выбросами транспортных средств и промышленных предприятий; улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, создание областных и межрайонных сосудистых и кардиологических центров, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации больных; снижение смертности и травматизма в дорожно-транспортных происшествиях за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, дисциплины на дорогах, повышения оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях как на догоспитальном этапе, так и на стадии лечения в медицинских учреждениях; снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к управлению профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), ужесточения контроля в сфере охраны труда (усиление надзора за безопасностью условий труда, ужесточение санитарно-гигиенических норм и требований к условиям труда), а также за счет экономической мотивации работодателя к улучшению условий труда; снижение смертности населения от онкологических заболеваний за счет профилактики и внедрения скрининговых программ по раннему выявлению онкологических заболеваний, завершение строительства государственного медицинского учреждения "Областной клинический онкологический диспансер" и обеспечение полного цикла лечения онкологических больных на территории Новгородской области, а также реализации мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и продуктов питания канцерогенами; снижение смертности населения от наиболее распространенных причин смерти за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, направленных на предупреждение развития заболеваний, оснащения лечебных учреждений современным оборудованием, а также дальнейшего развития психиатрической, наркологической, токсикологической помощи населению, борьбы с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом и другими социально значимыми заболеваниями, открытие центров здоровья и кабинетов здорового ребенка в лечебно-профилактических учреждениях области; снижение смертности среди молодежи, прежде всего среди мужчин, от всех экзогенных причин (болезней органов дыхания, пищеварения, инфекций, травм и спровоцированных потреблением алкоголя, наркотиков, а также болезней кровообращения) путем преодоления маргинализации подростков и молодежи; снижение смертности среди молодежи от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с группами риска; повышение доступности медицинской помощи жителям сельской местности и районов, отдаленных от Великого Новгорода. Приоритетными направлениями в решении задачи снижения материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков являются: обеспечение доступной и качественной бесплатной медицинской помощью женщин в период беременности и родов, их новорожденных детей с использованием современных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятных исходов беременности и родов, укрепление материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений области; реализация системы мероприятий по обеспечению доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе по профилактике абортов и бесплодия, с использованием методов вспомогательных репродуктивных технологий, включая метод экстракорпорального оплодотворения; проведение профилактических мероприятий с целью раннего выявления нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивной сферы, обеспечение доступной и качественной медицинской помощи детям, совершенствование системы реабилитационной помощи детям, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению нежелательной беременности, алкоголизма, наркомании и табакокурения; развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, обязательность занятий физической культурой, организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, оздоровительного отдыха, витаминизации детей. Приоритетными направлениями в решении задачи увеличения рождаемости являются: усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей за счет: развития системы пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярный пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции), усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей; создания механизмов дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, а также семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечения потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (как государственных, так и частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, совершенствования предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от возраста ребенка; создания в городской и сельской местностях благоприятных условий для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, социальной и транспортной инфраструктуре; создания условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь молодых семей, за счет развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми, реализации областной программы обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из жилых помещений ветхого жилого фонда, по первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семей; реализации комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, позволяющих обеспечить совмещение родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, за счет создания для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организации системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда, расширения использования гибких форм занятости, разработки специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места. Приоритетными направлениями в решении задачи укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений являются: развитие сети организаций по консультативной и психологической поддержке семей в налаживании благоприятного психологического климата во внутрисемейных отношениях, профилактике семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовке и комплексному сопровождению семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; популяризация ценности семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с целью формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющей нескольких детей или принимающей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка; создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка, использование в работе органов исполнительной и судебной власти современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Приоритетными направлениями в решении задачи привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов области являются: содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Новгородскую область, а также стимулирование возвращения в область ранее выехавших мигрантов; привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских вузов, на постоянное место жительства, привлечение молодежи из зарубежных стран (прежде всего, из государств - участников СНГ) для обучения и стажировки в Новгородской области; разработка мер социально-экономического характера по повышению миграционной привлекательности территорий, в которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для интересов области. 6. Информационное обеспечение реализации Концепции Информационное обеспечение реализации Концепции предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения и данных социологических обследований, освещение проблем, требующих решения в рамках Концепции, в средствах массовой информации. Необходимо обеспечить информационную поддержку единой государственной демографической политики, расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, выпуск тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, разработку учебных программ, развивать информирование населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической и экологической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров и продуктов, а также о мерах, позволяющих предупредить их вредное воздействие на здоровье человека. Регулярное и подробное освещение таких тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в различных жизненных ситуациях, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи является важнейшей составляющей успешной реализации Концепции. Должна совершенствоваться нормативная правовая база для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на качественное изменение репродуктивных установок семьи, понимание ценности материнства, повышение статуса родительства, повышение общественного престижа устойчивой семьи с несколькими детьми. 7. Механизмы реализации Концепции Реализацию демографической политики в Новгородской области предполагается осуществлять путем: дальнейшего совершенствования нормативных правовых актов области в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, охраны окружающей среды, миграционной политики с учетом предусмотренных мер демографической политики; обеспечения выполнения в полном объеме мероприятий действующих областных целевых программ, разработка проектов новых областных целевых программ с учетом приоритетных направлений демографической политики; включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в программу социально-экономического развития Новгородской области на среднесрочную перспективу; учета задач Концепции при формировании областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных фондов; концентрации финансовых и материальных ресурсов на реализацию основных задач демографической политики; заключения различных соглашений с объединениями профсоюзов и работодателей, предусматривающих меры по повышению уровня оплаты труда, обеспечению занятости, сохранению и созданию рабочих мест, улучшению условий и охраны труда; привлечения дополнительных внебюджетных поступлений на эти цели; методического обеспечения органов местного самоуправления области, направленного на управление демографическими процессами; постоянного анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики; развития научных исследований в сфере народонаселения. 8. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции Реализация демографической политики будет осуществляться в три этапа. На первом этапе (в 2009-2012 годах) предполагается реализовать меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций в демографическом развитии области, в том числе основные мероприятия по снижению смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятных исходов беременности и родов, по государственной адресной материальной поддержке семей, имеющих детей, включая осуществление индексации пособий этим семьям с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению, материальной поддержке замещающих семей. Предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды, повышение миграционной привлекательности региона. На первом этапе должны быть созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, совершенствовать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2012 года. По итогам реализации мероприятий первого этапа к 2012 году предполагается снизить темпы естественной убыли населения, обеспечить миграционный прирост. На втором этапе (в 2013-2015 годах) будет продолжено проведение мероприятий по стабилизации демографической ситуации, реализуемых на первом этапе. Основное внимание будет уделено внедрению программы здорового образа жизни, оздоровления окружающей среды, принятию специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда, мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний у работников. К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, сформировать у населения самосохранительное поведение. В связи с началом реализации с 2010 года дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала будут разработаны мероприятия по расширению строительства доступного семейного жилья, развитию дополнительных образовательных услуг. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2015 году: стабилизировать численность населения на уровне 618580 человек; увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 66,11 лет; увеличить по сравнению с 2008 годом суммарный коэффициент рождаемости до 1,574, снизить смертность населения до 19,2 на 1000 населения; уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить привлечение в Новгородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи на постоянное место жительства и обеспечить на этой основе миграционный прирост. На третьем этапе (с 2016 года) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации и принимать превентивные меры по сбережению населения. В связи со значительным уменьшением к этому периоду численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение второго и третьего ребенка. С целью замещения в результате возможного сокращения рождаемости естественной убыли населения предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное жительство в Новгородскую область мигрантов трудоспособного возраста. К 2025 году предполагается: обеспечить постепенный переход к росту численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 1590 человек; увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 70,81 года. 9. Объемы и источники финансирования Концепции Для решения задач, поставленных в Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|