Расширенный поиск

Решение Совета депутатов городского поселения Умба от 11.02.2010 № 359

 



                            Совет депутатов
                      муниципального образования
               городское поселение Умба Терского района
               (сорок седьмое заседание первого созыва)

                                РЕШЕНИЕ

     от "11" февраля 2010 г.                     N 359
                             п. г. т. Умба

О рассмотрении протеста прокуратуры Терского района от 27.01.2010 N 4-
                               49в-2010


     Рассмотрев протест прокуратуры Терского района от 27.01.2010 N 4-
49в-2010 на Порядок проведения антикоррупционной  экспертизы  проектов
нормативных  правовых  актов  и  иных  документов   органов   местного
самоуправления   городского   поселения    Умба    Терского    района,
утвержденного решением  Совета  депутатов  муниципального  образования
городское поселение Умба Терского района от 04.06.2009 N 312,
     Совет депутатов муниципального  образования  городское  поселение
Умба Терского района решил:
     1. Протест прокуратуры Терского района от 27.01.2010 N 4-49в-2010
удовлетворить.
     2. Утвердить  Порядок  проведения  антикоррупционной   экспертизы
нормативных правовых  актов  и  проектов  нормативных  правовых  актов
органов местного самоуправления  городского  поселения  Умба  Терского
района.
     3. Порядок  проведения  антикоррупционной   экспертизы   проектов
нормативных  правовых  актов  и  иных  документов   органов   местного
самоуправления   городского   поселения    Умба    Терского    района,
утвержденного решением  Совета  депутатов  муниципального  образования
городское поселение Умба Терского района от 04.06.2009  N 312  считать
утратившим силу.


     Глава муниципального образования
     городское поселение Умба
     Терского района          А. Ю. Власов


                                                             Утвержден
                                             решением Совета депутатов
                                            муниципального образования
                                              городское поселение Умба
                                                       Терского района
                                                   от 11.02.2010 N 359

                                Порядок
  проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
 и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления
               городского поселения Умба Терского района

                          1. Общие положения

     1.1. Предметом  антикоррупционной  экспертизы  являются   проекты
нормативных правовых актов органа местного  самоуправления  городского
поселения Умба Терского  района  (далее  -  проекты  НПА)  и  принятые
органами местного самоуправления городского  поселения  Умба  Терского
района  нормативные  правовые  акты,   в   целях   выявления   в   них
коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
     1.2. Антикоррупционная экспертиза проводится в целях:
     - выявления  в  нормативных  правовых   актах   (проектах   НПА),
коррупциогенных факторов - т.е. положений нормативных  правовых  актов
(проектов нормативных правовых актов) органов местного самоуправления,
устанавливающие для  правоприменителя  необоснованно  широкие  пределы
усмотрения или возможность необоснованного  применения  исключений  из
общих  правил,   а   также   положений,   содержащих   неопределенные,
трудновыполнимые и (или)  обременительные  требования  к  гражданам  и
организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
     1.3. Антикоррупционной экспертизе подлежат  нормативные  правовые
акты (проекты НПА), направленные  на  регулирование  правоотношений  в
следующих сферах с повышенным риском коррупции:
     - в сфере размещения  заказов  на  поставку  товаров  (выполнение
работ, оказание услуг) для нужд  городского  поселения  Умба  Терского
района;
     - в  сфере  управления  и  распоряжения  объектами  муниципальной
собственности,  в  том  числе  по  вопросам   аренды,   безвозмездного
пользования и приватизации этих объектов;
     - в   сфере   распоряжения    водными,    лесными,    земельными,
биологическими ресурсами, а также ресурсами,  содержащимися  в  недрах
границ поселения;
     - в сфере регулирования вопросов государственной и  муниципальной
службы;
     - в сфере предоставления  государственных  гарантий  и  бюджетных
кредитов;
     - в сфере социального обеспечения;
     - в  сфере  выделения  субсидий,  преференций  и  иной  поддержки
организациям и гражданам.
     Антикоррупционной экспертизе также подлежат нормативные  правовые
акты (проекты НПА), регулирующие контрольные, надзорные,  лицензионные
и регистрационные полномочия администрации городского  поселения  Умба
Терского района во взаимоотношениях с гражданами и организациями.
     1.4. Антикоррупционная экспертиза осуществляется в соответствии с
методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов (проектов НПА)  и  иных  документов  в  целях  выявления  в  них
положений, способствующих созданию условий для  проявления  коррупции,
утвержденной  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
05.03.2009 N 196.
     1.5. В целях недопущения включения в  нормативные  правовые  акты
(проекты НПА) и  иные  документы  положений,  способствующих  созданию
условий для  проявления  коррупции,  при  их  подготовке  используется
методика проведения экспертизы нормативных  правовых  актов  (проектов
НПА)  и  иных  документов  в  целях   выявления   в   них   положений,
способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденная
постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 N 196.

          2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы.

     2.1. Антикоррупционная  экспертиза  нормативных  правовых   актов
(проектов НПА) проводится:
     органами, организациями, их должностными лицами - в  соответствии
с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными
правовыми актами соответствующих  федеральных  органов  исполнительной
власти,  иных   государственных   органов   и   организаций,   органов
государственной  власти  субъектов   Российской   Федерации,   органов
местного   самоуправления,   и   согласно    методике,    определенной
Правительством Российской Федерации.
     Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов
НПА) проводится уполномоченным органом по проведению антикоррупционной
экспертизы  нормативных  правовых  актов  (проектов  НПА)   городского
поселения  Умба  Терского  района  (далее  -  уполномоченный   орган).
Уполномоченным  органом  по  проведению  антикоррупционной  экспертизы
является межведомственная  комиссия  по  проведению  антикоррупционной
экспертизы в составе: начальника следственной группы при ОВД  Терского
района майора юстиции Злобина С.  А.  (по  согласованию),  заместителя
прокурора  района  юриста  первого   класса   Сосниной   А.   Ю.   (по
согласованию), специалиста по  имущественным  и  земельным  отношениям
юрисконсульта администрации городского поселения Умба Ковалевского  А.
А., ведущего специалиста по правовым вопросам администрации городского
поселения Умба Чабуткина И. Г.
     2.2. Порядок согласования нормативных  правовых  актов  (проектов
НПА),   подлежащих    антикоррупционной    экспертизе,    определяется
Регламентом   исполнительного   органа   муниципального    образования
городское поселение Умба.
     2.3. Антикоррупционную  экспертизу   проходят   все   нормативные
правовые акты (проекты НПА), регулирующие правоотношения и полномочия,
указанные  в  пункте  1.3  настоящего  Порядка.   Отбор   нормативного
правового  акта,  проекта   НПА   для   антикоррупционной   экспертизы
проводится разработчиком проекта.
     Ответственность  за  направление   нормативных   правовых   актов
(проектов НПА) на антикоррупционную экспертизу  возлагается  на  главу
администрации  городского  поселения  Умба  Терского  района  или   на
руководителей организаций и непосредственных исполнителей,  готовивших
нормативные правовые акты (проекты НПА).
     2.4. При направлении нормативного правового акта (проекта НПА) на
антикоррупционную  экспертизу  к  нему  прикладывается   пояснительная
записка.
     В пояснительной записке должны содержаться следующие сведения:
     - наименование  нормативного  правового   акта   (проекта   НПА),
направляемого на антикоррупционную экспертизу;
     - полный  перечень  положений   (статей,   пунктов)   нормативных
правовых  актов,   регулирующих   соответствующие   правоотношения   и
позволяющих установить правомерность принятия  нормативного  правового
акта (проекта НПА).
     2.5. Антикоррупционная  экспертиза  нормативного  правового  акта
(проекта НПА) проводится в срок  не  более  10  рабочих  дней  со  дня
поступления документов в уполномоченный орган.
     2.6. По результатам антикоррупционной  экспертизы  уполномоченным
органом составляется заключение в соответствии с разделом 3 настоящего
Порядка.
     2.7. В случае внесения в нормативный правовой  акт  (проект  НПА)
изменений после его согласования в уполномоченном органе  он  подлежит
повторному согласованию уполномоченным органом.

      3. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы.

     3.1. По  результатам  антикоррупционной  экспертизы  нормативного
правового  акта  (проекта  НПА)  уполномоченным  органом  составляется
заключение.
     3.2. Заключение  по  результатам   антикоррупционной   экспертизы
состоит из вводной части, описательной части и выводов.
     3.3. Вводная часть должна содержать:
     - сроки проведения экспертизы,  данные  о  проводящих  экспертизу
лицах;
     -основание для проведения экспертизы;
     -наименование нормативного   правового   акта   (проекта    НПА),
проходящего экспертизу.
     3.4. Описательная  часть  заключения  составляется  по  одной  из
следующих форм:
     - в   форме   последовательного   изложения   норм,    содержащих
коррупциогенные  факторы  (с  их   описанием   и   рекомендациями   по
устранению), в порядке расположения этих норм в  нормативном  правовом
акте  (проекте  НПА).  При  этом  для  каждой  нормы  указываются  все
выявленные в ней типичные коррупциогенные факторы и рекомендации по их
устранению;
     - в  форме  последовательного  перечня  типичных  коррупциогенных
факторов, содержащихся в нормах нормативного правового  акта  (проекта
НПА). При этом после указания  содержащегося  в  нормативном  правовом
акте (проекте НПА) коррупциогенного фактора приводятся  все  нормы,  в
которых он содержится, с описанием его проявления  в  каждой  из  этих
норм  (или  в  нескольких  аналогичных  нормах)  и   рекомендации   по
устранению коррупциогенного фактора для каждой из норм, нескольких или
всех содержащих его норм.
     Также заключение может содержать указания на наличие (отсутствие)
в анализируемом нормативном правовом акте (проекте  НПА)  превентивных
антикоррупционных норм и рекомендации по их включению.
     Отсутствие  типичного  коррупциогенного  фактора   в   заключении
означает,  что  нормы  нормативного  правового  акта   (проекта   НПА)
проверены на его наличие, и ни в одной из этих норм он не выявлен.
     3.5. Выводы  по  результатам  экспертизы  должны  соответствовать
исследовательской части заключения.
     3.6. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы:
     - не  может  содержать  утверждение  о  намеренном  включении   в
нормативный правовой акт (проект НПА) коррупциогенных факторов;
     - не   предполагает   выявление   существующих   или    возможных
коррупционных схем, в которых используются  или  могут  использоваться
коррупциогенные факторы;
     - не предполагает оценку объема коррупционных последствий.

            4. Независимая экспертиза на коррупциогенность.

     4.1 Институты гражданского общества и граждане могут  в  порядке,
предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за
счет  собственных  средств  проводить  независимую   антикоррупционную
экспертизу  нормативных  правовых  актов  (проектов   НПА),   принятых
органами государственной власти Мурманской области и органами местного
самоуправления.
     4.2. В заключении по  результатам  независимой  антикоррупционной
экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом  акте
(проекте НПА),  принятом  органом  государственной  власти  Мурманской
области или органом местного самоуправления, коррупциогенные факторы и
предложены способы их устранения.
     4.3. Заключение  по  результатам  независимой   антикоррупционной
экспертизы носит рекомендательный характер  и  подлежит  обязательному
рассмотрению органом или должностным лицом, которым оно направлено,  в
тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения
гражданину  или  организации,  проводившим   независимую   экспертизу,
направляется мотивированный ответ, за  исключением  случаев,  когда  в
заключении отсутствует предложение  о  способе  устранения  выявленных
коррупциогенных факторов.


                               МЕТОДИКА
   проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных
 документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию
                   условий для проявления коррупции

                          I. Общие положения

     1. Основной  задачей  применения  настоящей   методики   является
обеспечение проведения экспертизы проектов нормативных правовых  актов
и иных документов (далее - документы) в целях выявления  в  документах
положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и
предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза
на коррупциогенность).
     2. В настоящей методике  определяются  правила  предупреждения  и
выявления при подготовке и принятии документов коррупционных  факторов
и коррупциогенных норм.
     Коррупционными   факторами    признаются    положения    проектов
документов, которые могут  способствовать  проявлениям  коррупции  при
применении  документов,  в  том  числе  могут  стать  непосредственной
основой коррупционной практики  либо  создавать  условия  легитимности
коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
     Коррупциогенными   нормами    признаются    положения    проектов
документов, содержащие коррупционные факторы.

                         II. Основные правила
              проведения экспертизы на коррупциогенность

     1. Эффективность  проведения  экспертизы   на   коррупциогенность
определяется  ее   системностью,   достоверностью   и   проверяемостью
результатов.
     2. Для обеспечения  системности,  достоверности  и  проверяемости
результатов  экспертизы  на  коррупциогенность  необходимо   проводить
экспертизу каждой  нормы  проекта  документа  на  коррупциогенность  и
излагать   ее   результаты   единообразно   с   учетом    состава    и
последовательности коррупционных факторов.
     3. По результатам экспертизы  на  коррупциогенность  составляется
экспертное заключение, в котором отражаются все  выявленные  положения
проекта документа,  способствующие  созданию  условий  для  проявления
коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа  (разделы,
главы, статьи, части, пункты,  подпункты,  абзацы)  и  соответствующих
коррупционных факторов.
     В экспертном заключении могут быть отражены возможные  негативные
последствия сохранения в проекте  документа  выявленных  коррупционных
факторов.
     4. Выявленные  при  проведении  экспертизы  на  коррупциогенность
положения, не относящиеся  в  соответствии  с  настоящей  методикой  к
коррупционным  факторам,  но  которые  могут  способствовать  созданию
условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.

                      III. Коррупционные факторы

     1. Коррупционными факторами являются:
     а) факторы,   связанные   с   реализацией    полномочий    органа
государственной власти или органа местного самоуправления;
     б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
     в) факторы системного характера.
     2. Факторы,   связанные   с   реализацией    полномочий    органа
государственной власти или органа местного самоуправления,  выражаются
в:
     а) широте   дискреционных    полномочий    -    отсутствии    или
неопределенности  сроков,  условий  или  оснований  принятия  решения,
наличии дублирующих  полномочий  органов  государственной  власти  или
органов местного самоуправления (их должностных лиц);
     б) определении компетенции по формуле  "вправе"  -  диспозитивном
установлении возможности совершения  органами  государственной  власти
или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий
в отношении граждан и организаций;
     в) наличии  завышенных  требований  к  лицу,  предъявляемых   для
реализации принадлежащего ему права,  -  установлении  неопределенных,
трудновыполнимых  и   обременительных   требований   к   гражданам   и
организациям;
     г) злоупотреблении  правом  заявителя  органами   государственной
власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) -
отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
     д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного
установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по
усмотрению  органов  государственной  власти  или   органов   местного
самоуправления (их должностных лиц);
     е) чрезмерной  свободе  подзаконного  нормотворчества  -  наличии
бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов,
вторгающихся в компетенцию органа государственной  власти  или  органа
местного   самоуправления,   принявшего   первоначальный   нормативный
правовой акт;
     ж) принятии  нормативного  правового  акта  сверх  компетенции  -
нарушении  компетенции  органов  государственной  власти  или  органов
местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии  нормативных
правовых актов;
     з) заполнении законодательных  пробелов  при  помощи  подзаконных
актов   в   отсутствие   законодательной   делегации   соответствующих
полномочий  -  установлении  общеобязательных   правил   поведения   в
подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
     и) юридико-лингвистической   неопределенности   -    употреблении
неустоявшихся,   двусмысленных   терминов   и   категорий   оценочного
характера.
     3. Факторы, связанные с правовыми пробелами,  свидетельствуют  об
отсутствии  правового  регулирования  некоторых  вопросов  в   проекте
документа и выражаются в:
     а) существовании собственно пробела в  правовом  регулировании  -
отсутствии  в  проекте  документа  нормы,  регулирующей   определенные
правоотношения, виды деятельности и так далее;
     б) отсутствии  административных  процедур  -  отсутствии  порядка
совершения  органами  государственной  власти  или  органами  местного
самоуправления (их должностными  лицами)  определенных  действий  либо
одного из элементов такого порядка;
     в) отказе  от  конкурсных  (аукционных)  процедур  -  закреплении
административного порядка предоставления права (блага);
     г) отсутствии запретов и ограничений для органов  государственной
власти или органов местного  самоуправления  (их  должностных  лиц)  -
отсутствии превентивных антикоррупционных  норм,  определяющих  статус
государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;
     д) отсутствии мер ответственности органов государственной  власти
или органов местного самоуправления (их должностных лиц) -  отсутствии
норм  о  юридической  ответственности  служащих,  а  также   норм   об
обжаловании их действий (бездействия) и решений;
     е) отсутствии  указания  на  формы,  виды  контроля  за  органами
государственной  власти  или  органами  местного  самоуправления   (их
должностными лицами) -  отсутствии  норм,  обеспечивающих  возможность
осуществления контроля,  в  том  числе  общественного,  за  действиями
органов государственной власти или органов местного самоуправления (их
должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);
     ж) нарушении режима прозрачности информации  -  отсутствии  норм,
предусматривающих  раскрытие   информации   о   деятельности   органов
государственной  власти  или  органов  местного   самоуправления   (их
должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и
организаций.
     4. Факторами системного характера  являются  факторы,  обнаружить
которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные
коллизии.
     Нормативные коллизии -  противоречия,  в  том  числе  внутренние,
между  нормами,  создающие  для  органов  государственной  власти  или
органов  местного  самоуправления  (их  должностных  лиц)  возможность
произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
     На наличие такого  коррупционного  фактора  указывает  любой  вид
коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов
государственной  власти  или  органов  местного   самоуправления   (их
должностных лиц).



Информация по документу
Читайте также