Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.09.2013 № 1672-р

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                           РАСПОРЯЖЕНИЕ

                  от 17 сентября 2013 г. N 1672-р

                              МОСКВА


                   О подписании Соглашения между
                Правительством Российской Федерации
  и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области
       обеспечения международной информационной безопасности

     В  соответствии  с  пунктом 1  статьи 11  Федерального  закона
"О международных   договорах   Российской    Федерации"    одобрить
представленный    МИДом    России    согласованный    с     другими
заинтересованными федеральными  органами  исполнительной  власти  и
предварительно  проработанный   с   Белорусской   Стороной   проект
Соглашения   между   Правительством    Российской    Федерации    и
Правительством  Республики  Беларусь  о  сотрудничестве  в  области
обеспечения     международной      информационной      безопасности
(прилагается).
     Поручить  МИДу  России  провести  переговоры   с   Белорусской
Стороной  и  по  достижении  договоренности  подписать   от   имени
Правительства Российской Федерации указанное  Соглашение,  разрешив
вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие  принципиального
характера.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                Д.Медведев
     __________________________


                                                             Проект


                        С О Г Л А Ш Е Н И Е

             между Правительством Российской Федерации
               и Правительством Республики Беларусь
       о сотрудничестве в области обеспечения международной
                    информационной безопасности


     Правительство Российской Федерации и Правительство  Республики
Беларусь, далее именуемые Сторонами,
     руководствуясь  Договором  о  создании  Союзного   государства
от 8 декабря 1999 г.,
     отмечая значительный прогресс в развитии и внедрении  новейших
информационно-коммуникационных технологий  и  средств,  формирующих
глобальное информационное пространство,
     выражая озабоченность  угрозами,  связанными  с  возможностями
использования в гражданской и в военной сферах таких  технологий  и
средств   в   целях,   не   совместимых   с задачами    обеспечения
международной безопасности и стабильности,
     придавая   важное   значение   международной    информационной
безопасности как одному из ключевых элементов системы международной
безопасности,
     будучи убежденными в том, что дальнейшее углубление доверия  и
развитие   взаимодействия   Сторон    по    вопросам    обеспечения
международной информационной  безопасности  являются  настоятельной
необходимостью и отвечают их интересам,
     принимая во внимание важную роль информационной безопасности в
обеспечении прав и основных свобод человека и гражданина,
     учитывая резолюции  от  13 декабря  2011 г.  и  от  11 декабря
2012 г.   Генеральной    Ассамблеи    ООН    "Достижения    в сфере
информатизации   и телекоммуникаций   в   контексте   международной
безопасности",
     стремясь  ограничить   угрозы   международной   информационной
безопасности,  обеспечить  интересы   информационной   безопасности
Сторон и внести вклад в формирование  международной  информационной
среды, для которой характерны мир, сотрудничество и гармония,
     желая создать правовые и организационные основы сотрудничества
Сторон   в   области   обеспечения   международной   информационной
безопасности,
     согласились о нижеследующем:

                             Статья 1
                         Основные понятия

     Для целей взаимодействия Сторон в ходе  выполнения  настоящего
Соглашения используются основные понятия, перечень которых приведен
в  приложении  N 1,  являющемся  неотъемлемой   частью   настоящего
Соглашения.

                             Статья 2
               Основные угрозы в области обеспечения
             международной информационной безопасности

     При осуществлении сотрудничества в  соответствии  с  настоящим
Соглашением Стороны исходят из  наличия  следующих  основных  угроз
в области обеспечения международной информационной безопасности:
     1) разработка и применение информационного оружия,  подготовка
и ведение информационной войны;
     2) информационный терроризм;
     3) информационная преступность;
     4) использование  доминирующего  положения  в   информационном
пространстве в ущерб интересам и безопасности других государств;
     5) распространение      информации,       наносящей       вред
общественно-политической   и   социально-экономической    системам,
духовной, нравственной и культурной среде других государств;
     6) угрозы   безопасному   и    стабильному    функционированию
глобальных и  национальных  информационных  инфраструктур,  имеющие
природный и (или) техногенный характер.
     Согласованное понимание Сторонами существа указанных  основных
угроз отражено в перечне  основных  угроз  в области  международной
информационной   безопасности,   их   источников    и    признаков,
предусмотренном приложением  N 2,  являющемся  неотъемлемой  частью
настоящего Соглашения.

                             Статья 3
                Основные направления сотрудничества

     С учетом  основных  угроз,  указанных  в  статье 2  настоящего
Соглашения,  Стороны,  их  уполномоченные  представители,  а  также
компетентные  органы  государств  Сторон,  которые  определяются  в
соответствии  со  статьей 5  настоящего  Соглашения,   осуществляют
сотрудничество в области обеспечения  международной  информационной
безопасности по следующим основным направлениям:
     1) определение,  согласование  и   осуществление   необходимых
совместных мер в области обеспечения  международной  информационной
безопасности;
     2) создание системы  мониторинга  и  совместного  реагирования
на возникающие в этой области угрозы;
     3) выработка совместных мер по  развитию  норм  международного
права  в   области   ограничения   распространения   и   применения
информационного  оружия,  создающего   угрозы   обороноспособности,
национальной и общественной безопасности;
     4) противодействие            угрозам            использования
информационно-коммуникационных технологий в террористических целях;
     5) противодействие информационной преступности;
     6) проведение  необходимых  для  целей  настоящего  Соглашения
экспертиз,   исследований   и   оценок   в   области    обеспечения
информационной безопасности;
     7) содействие     обеспечению     безопасного,     стабильного
функционирования и интернационализации управления сетью "Интернет";
     8) обеспечение информационной безопасности  критически  важных
объектов государств Сторон;
     9) разработка  и   осуществление   совместных   мер   доверия,
способствующих     обеспечению     международной     информационной
безопасности;
     10) разработка  и  осуществление  согласованной  политики   по
использованию электронной подписи (электронной цифровой подписи)  и
защите информации, в том  числе  защите  персональных  данных,  при
трансграничном информационном взаимодействии;
     11) обмен информацией о законодательстве государств каждой  из
Сторон по вопросам обеспечения информационной безопасности;
     12) совершенствование     международно-правовой     базы     и
практических  механизмов  сотрудничества   Сторон   в   обеспечении
международной информационной безопасности;
     13) создание условий для взаимодействия  компетентных  органов
государств Сторон в целях реализации настоящего Соглашения;
     14) взаимодействие  в  рамках  международных   организаций   и
форумов  по  проблемам  обеспечения  международной   информационной
безопасности;
     15) обмен опытом, подготовка специалистов, проведение  рабочих
встреч, конференций,  семинаров  и  других  форумов  уполномоченных
представителей  и  экспертов  Сторон   в   области   информационной
безопасности;
     16) обмен информацией по вопросам, связанным с  осуществлением
сотрудничества  по  перечисленным  в  настоящей   статье   основным
направлениям;
     17) формирование  и  осуществление  согласованной   в   рамках
Союзного  государства  военной  политики  в  области  международной
информационной безопасности.
     Стороны или компетентные органы  государств  Сторон  могут  по
взаимной    договоренности    определять     другие     направления
сотрудничества.

                             Статья 4
                   Общие принципы сотрудничества

     1. Стороны осуществляют сотрудничество и свою  деятельность  в
международном  информационном  пространстве  в  рамках   настоящего
Соглашения таким образом,  чтобы  эта  деятельность  способствовала
социальному и экономическому развитию, была совместимой с  задачами
поддержания   международной   безопасности   и    стабильности    и
соответствовала общепризнанным принципам  и  нормам  международного
права, включая принципы мирного урегулирования споров и конфликтов,
неприменения силы, невмешательства  во  внутренние  дела,  уважения
прав и основных свобод человека, а  также  принципам  двустороннего
сотрудничества   и   невмешательства   в   информационные   ресурсы
государств Сторон.
     2. Деятельность Сторон в рамках настоящего  Соглашения  должна
быть  совместимой  с  правом  каждой  Стороны  искать,  получать  и
распространять информацию с учетом того, что такое право может быть
ограничено законодательством государства  каждой  Стороны  в  целях
защиты интересов национальной и общественной безопасности.
     3. Каждая Сторона имеет равное право на защиту  информационных
ресурсов  и  критически  важных  объектов  своего  государства   от
неправомерного использования и несанкционированного  вмешательства,
в том числе от информационных атак на них.
     Каждая Сторона не осуществляет по отношению к  другой  Стороне
подобных  действий  и  оказывает  содействие   другой   Стороне   в
реализации указанного права.

                             Статья 5
             Основные формы и механизмы сотрудничества

     1. В течение 60 дней с даты вступления настоящего Соглашения в
силу  Стороны  обменяются  по  дипломатическим  каналам  данными  о
компетентных органах государств Сторон, ответственных за реализацию
настоящего Соглашения.
     2. С целью рассмотрения хода выполнения настоящего Соглашения,
обмена информацией, анализа и совместной оценки  возникающих  угроз
информационной безопасности, а также  определения,  согласования  и
координации совместных мер реагирования  на  такие  угрозы  Стороны
проводят   на   регулярной   основе   консультации   уполномоченных
представителей Сторон  и  компетентных  органов  государств  Сторон
(далее - консультации).
     Очередные консультации проводятся по согласованию Сторон,  как
правило  2 раза  в год,  попеременно  в   Республике   Беларусь   и
Российской Федерации.
     Каждая из Сторон может инициировать проведение  дополнительных
консультаций, предлагая их время и место, а также повестку дня.
     3. Практическое  взаимодействие  по  конкретным   направлениям
сотрудничества,  предусмотренным  настоящим  Соглашением,   Стороны
могут осуществлять по линии компетентных органов государств Сторон,
ответственных за реализацию настоящего Соглашения.
     4. В  целях  создания   правовых   и   организационных   основ
сотрудничества  по  конкретным  направлениям  компетентные   органы
государств  Сторон   могут   заключать   соответствующие   договоры
межведомственного характера.

                             Статья 6
                         Защита информации

     Стороны  обеспечивают  надлежащую  защиту   передаваемой   или
создаваемой в ходе сотрудничества в  рамках  настоящего  Соглашения
информации, доступ к которой и распространение  которой  ограничены
в соответствии с законодательством государства каждой из Сторон.
     Защита  такой  информации  осуществляется  в  соответствии   с
законодательством государства получающей Стороны. Такая  информация
не раскрывается и не передается без письменного  согласия  Стороны,
передавшей эту информацию.
     Такая информация должным образом обозначается  в  соответствии
с законодательством государств Сторон.
     Защита  государственной  тайны  Российской  Федерации  и (или)
государственных секретов Республики Беларусь в ходе  сотрудничества
в рамках настоящего  Соглашения  осуществляется  в  соответствии  с
Соглашением между Российской Федерацией и  Республикой  Беларусь  о
взаимном  обеспечении  защиты  государственной   тайны   Российской
Федерации  и  государственных  секретов  Республики   Беларусь   от
20 января 2003 г., а также законодательством государств  каждой  из
Сторон.

                             Статья 7
                          Финансирование

     1. Стороны  самостоятельно  несут  расходы   по   участию   их
представителей  и  экспертов  в  соответствующих  мероприятиях   по
исполнению настоящего Соглашения.
     2. В  отношении  прочих  расходов,  связанных  с   исполнением
настоящего Соглашения, Стороны  в  каждом  отдельном  случае  могут
согласовывать   иной   порядок   финансирования   в    соответствии
с законодательством своих государств.

                             Статья 8
            Отношение к другим международным договорам

     Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств каждой
из Сторон по другим  международным  договорам,  участником  которых
является ее государство.

                             Статья 9
                         Разрешение споров

     Стороны решают спорные вопросы,  которые  могут  возникнуть  в
связи  с   толкованием   или   применением   положений   настоящего
Соглашения, путем консультаций и  переговоров  между  компетентными
органами и в случае необходимости по дипломатическим каналам.

                             Статья 10
                     Заключительные положения

     1. Настоящее Соглашение заключается на неопределенный  срок  и
вступает в силу на 30-й день с даты  получения  по  дипломатическим
каналам последнего письменного уведомления о  выполнении  Сторонами
внутригосударственных  процедур,  необходимых  для  его  вступления
в силу.
     2. Стороны могут вносить  в  настоящее  Соглашение  изменения,
которые  по  взаимному  согласию   Сторон   оформляются   отдельным
протоколом.
     3. Действие настоящего Соглашения  может  быть  прекращено  по
истечении  90  дней  с  даты   получения   одной   из   Сторон   по
дипломатическим каналам письменного уведомления другой Стороны о ее
намерении прекратить действие настоящего Соглашения.
     4. В случае прекращения действия настоящего Соглашения Стороны
принимают  меры  для  полного  выполнения  обязательств  по  защите
информации, а также  обеспечивают  выполнение  ранее  согласованных
совместных работ, проектов и  иных  мероприятий,  осуществляемых  в
рамках настоящего Соглашения и не завершенных к моменту прекращения
действия настоящего Соглашения.

     Совершено в г.          "  "        20   г.  в  двух подлинных
экземплярах на русском языке.


     За Правительство                           За Правительство
     Российской Федерации                       Республики Беларусь


                           ____________


                                       ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
                              к Соглашению между Правительством
                                   Российской Федерации и
                             Правительством Республики Беларусь
                           о сотрудничестве в области обеспечения
                          международной информационной безопасности


                             ПЕРЕЧЕНЬ
              основных понятий в области обеспечения
             международной информационной безопасности

     "Информационная   безопасность" -    состояние    защищенности
личности,  общества  и  государства  и  их  интересов   от   угроз,
деструктивных  и  иных  негативных  воздействий  в   информационном
пространстве.
     "Информационная война" - противоборство между двумя или  более
государствами  в  информационном  пространстве  с  целью  нанесения
ущерба информационным системам, процессам  и  ресурсам,  критически
важным и другим объектам,  подрыва  политической,  экономической  и
социальной   систем,   массированной   психологической    обработки
населения  для  дестабилизации  общества  и  государства,  а  также
принуждения   государства   к   принятию   решений   в    интересах
противоборствующей стороны.
     "Информационная  инфраструктура" -  совокупность   технических
средств и систем создания, преобразования, передачи,  использования
и хранения информации.
     "Информационное оружие" - информационные технологии,  средства
и методы, применяемые в целях ведения информационной войны.
     "Информационная преступность" -  использование  информационных
ресурсов и (или) воздействие на них в информационном пространстве в
противоправных целях.
     "Информационное пространство" - сфера деятельности,  связанная
с созданием, преобразованием, передачей, использованием,  хранением
информации, оказывающая воздействие в том числе  на  индивидуальное
и общественное сознание, информационную инфраструктуру и собственно
информацию.
     "Информационные  ресурсы" -   информационная   инфраструктура,
а также собственно информация и ее потоки.
     "Информационный  терроризм" -   использование   информационных
ресурсов и (или) воздействие на них в информационном пространстве в
террористических целях.
     "Защита информации" -  комплекс  правовых,  организационных  и
технических   мер,   направленных   на   обеспечение    целостности
(неизменности),  конфиденциальности,  доступности   и   сохранности
информации.
     "Критически   важные   объекты" -    объекты    инфраструктуры
государства, нарушение  или  прекращение  функционирования  которых
приводит   к   потере   управления,   разрушению    инфраструктуры,
необратимому  негативному  изменению   или   разрушению   экономики
государства  либо   административно-территориальной   единицы   или
существенному ухудшению безопасности  жизнедеятельности  населения,
проживающего на этих территориях, на длительный срок.
     "Международная   информационная   безопасность" -    состояние
международных отношений, исключающее нарушение мировой стабильности
и создание угрозы безопасности государств и мирового  сообщества  в
информационном пространстве.
     "Неправомерное   использование   информационных    ресурсов" -
использование информационных ресурсов без соответствующих прав  или
с  нарушением  установленных  правил,  законодательства  государств
каждой из Сторон либо норм международного права.
     "Несанкционированное вмешательство в информационные ресурсы" -
неправомерное  воздействие   на   процессы   создания,   обработки,
преобразования, передачи, использования, хранения информации.
     "Угроза  информационной  безопасности" -  факторы,   создающие
опасность  для  личности,  общества,  государства  и  их  интересов
в информационном пространстве.


                           ____________


                                       ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
                              к Соглашению между Правительством
                                   Российской Федерации и
                             Правительством Республики Беларусь
                           о сотрудничестве в области обеспечения
                          международной информационной безопасности


                             ПЕРЕЧЕНЬ
              основных угроз в области международной
      информационной безопасности, их источников и признаков

     1. Разработка и применение информационного оружия,  подготовка
и ведение информационной войны.
     Источник угрозы - создание и развитие информационного  оружия,
способного нанести ущерб критически важным объектам государств, что
может привести к новой гонке вооружений.
     Признаки угрозы - применение информационного  оружия  в  целях
подготовки и ведения информационной войны, воздействия  на  системы
транспортировки,    коммуникаций    и    управления     воздушными,
противоракетными и другими видами объектов  обороны,  в  результате
чего государство утрачивает  способность  обороняться  перед  лицом
агрессора и не может воспользоваться  законным  правом  самозащиты;
нарушение функционирования объектов информационной  инфраструктуры,
в результате  чего  парализуются  системы  управления  и   принятия
решений в государствах;  деструктивное  воздействие  на  критически
важные объекты.
     2. Информационный терроризм.
     Источник  угрозы -  террористические   организации   и   лица,
причастные   к   террористической   деятельности,    осуществляющие
противоправные действия посредством или в отношении  информационных
ресурсов.
     Признаки   угрозы -   использование    информационных    сетей
террористическими организациями для осуществления  террористической
деятельности  и  привлечения  в  свои   ряды   новых   сторонников;
деструктивное воздействие на информационные ресурсы,  приводящее  к
нарушению общественного порядка; контролирование  или  блокирование
каналов передачи массовой информации; использование сети "Интернет"
или других информационных сетей для пропаганды терроризма, создания
атмосферы страха и паники в обществе; иное  негативное  воздействие
на информационные ресурсы.
     3. Информационная преступность.
     Источник  угрозы -  лица   или   организации,   осуществляющие
неправомерное    использование    информационных    ресурсов    или
несанкционированное вмешательство  в  такие  ресурсы  в  преступных
целях.
     Признаки угрозы - проникновение в информационные  системы  для
нарушения целостности, доступности и конфиденциальности информации;
умышленное изготовление и распространение  компьютерных  вирусов  и
других вредоносных программ; осуществление  сетевых  атак  и  иного
негативного воздействия; причинение ущерба информационным ресурсам;
нарушение законных прав и свобод граждан в информационной сфере,  в
том числе права интеллектуальной собственности и неприкосновенности
частной жизни; использование информационных ресурсов для совершения
таких преступлений,  как  мошенничество,  хищение,  вымогательство,
контрабанда,  незаконная  торговля   наркотиками,   распространение
детской порнографии и т. д.
     4. Использование  доминирующего  положения  в   информационном
пространстве в ущерб интересам и безопасности других государств.
     Источник угрозы - неравномерность  в  развитии  информационных
технологий в различных  государствах  и  существующая  тенденция  к
увеличению "цифрового разрыва"  между  развитыми  и  развивающимися
странами. Некоторые государства, имеющие  преимущества  в  развитии
информационных технологий, умышленно ограничивают  развитие  прочих
стран  и  получение  доступа  к  информационным  технологиям,   что
приводит к  возникновению  серьезной  опасности  для  государств  с
недостаточными информационными возможностями.
     Признаки  угрозы -  монополизация  производства   программного
обеспечения   и    оборудования    информационных    инфраструктур,
ограничение      участия      государств      в       международном
информационно-технологическом  сотрудничестве,  препятствующее   их
развитию и увеличивающее зависимость этих стран от  более  развитых
государств;  встраивание   скрытых   возможностей   и   функций   в
программное  обеспечение  и  оборудование,  поставляемые  в  другие
страны, для контроля и влияния на  информационные  ресурсы  и (или)
критически важные объекты  этих  стран;  контроль  и  монополизация
рынка информационных технологий и продуктов  в  ущерб  интересам  и
безопасности государств.
     5. Распространение      информации,       наносящей       вред
общественно-политической   и   социально-экономической    системам,
духовной, нравственной и культурной среде других государств.
     Источники угрозы - государства, организации,  группа  лиц  или
частные  лица,  использующие  информационную   инфраструктуру   для
распространения информации, наносящей вред общественно-политической
и   социально-экономической   системам,   духовной,    нравственной
и культурной среде других государств.
     Признаки угрозы -  появление  и  тиражирование  в  электронных
(радио и телевидение) и прочих  средствах  массовой  информации,  в
сети "Интернет" и других сетях информационного обмена информации:
     искажающей представление о политической системе,  общественном
строе,  внешней  и  внутренней  политике,  важных  политических   и
общественных  процессах  в  государстве,   духовных,   нравственных
и культурных ценностях его населения;
     пропагандирующей идеи терроризма, сепаратизма и экстремизма;
     разжигающей межнациональную, межрасовую  и межконфессиональную
вражду.
     6. Угрозы   безопасному   и    стабильному    функционированию
глобальных и  национальных  информационных  инфраструктур,  имеющие
природный и (или) техногенный характер.
     Источники  угроз -  стихийные  бедствия   и   другие   опасные
природные  явления,  а  также  катастрофы  техногенного  характера,
способные  оказать   масштабное   разрушительное   воздействие   на
информационные ресурсы государства.
     Признаки   угроз -   нарушение    функционирования    объектов
информационной  инфраструктуры  и,  следовательно,   дестабилизация
критически  важных  объектов,  государственных  систем   управления
и принятия   решений,   результаты   которой   прямо    затрагивают
безопасность государства и общества.


                           ____________



Информация по документу
Читайте также