Расширенный поиск

Постановление Губернатора Мурманской области от 27.05.1998 № 197

                               ГУБЕРНАТОР
                          МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      от 27.05.98         N 197




                   о региональной целевой программе
                      "Леса Мурманской области"
                          на 1997-2000 годы


     В соответствии    с   постановлением   Правительства   Российской
Федерации от 26 сентября 1997 г.  N 1240,  в  целях  усиления  охраны,
защиты  и  воспроизводства  лесов,  а  также обеспечения рационального
использования лесных ресурсов области,

     ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Утвердить прилагаемую  региональную  целевую  программу  "Леса
Мурманской области" на 1997-2000 годы (далее именуется - Программа).

     2. Определить   государственным   заказчиком   -    координатором
Программы - Мурманское управление лесами.

     3. Финансировать  мероприятия  Программы,  осуществляемые за счет
средств областного бюджета, в пределах ассигнований, предусматриваемых
на   эти  цели  в  областном  бюджете  с  ежегодной  поправкой  объема
финансирования на доходную часть областного бюджета  по  "платежам  за
пользование  лесным  фондом"  при  наступлении  очередного финансового
года.


     Губернатор
     Мурманской области          Ю.Евдокимов





------------------------
                                        УТВЕРЖДЕНА
                                        постановлением Губернатора
                                        Мурманской области
                                        от 27.05.98 1998 г.   N 197


                    РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                      "ЛЕСА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
                          НА 1997 - 2000 ГОДЫ


                              г.Мурманск



                               Содержание

     Паспорт программы                        _3_
1. Цели и задачи программы                    _5_
2. Современное состояние лесного фонда,
   лесопользования и воспроизводства лесов    _5_
3. Система программных мероприятий:
     - Лесоустройство                         _8_
     - Мониторинг лесов                       _9_
     - Лесовосстановление                     _10_
     - Рубки ухода за лесом и выборочные
       санитарные рубки                       _11_
     - Защита леса от вредителей, болезней
       и воздействия промвыбросов             _13_
     - Дорожное строительство                 _13_
4. Организация государственной лесной
   охраны                                     _13_
5. Научно-техническое обеспечение             _14_
6. Ресурсное обеспечение
     - Потребность в финансировании расходов
       на выполнение программных мероприятий  _17_
     - Механизм финансового обеспечения и
       анализ доходности лесного хозяйства    _21_
     - Трудовые ресурсы                       _26_
           Приложение:
1. Сводная ведомость затрат на выполнение
   лесоустроительных работ в 1998-2000 годах  _28_
2. Объемы работ по основным направлениям
   лесохозяйственной деятельности             _29_
3. Внедрение прогрессивных технологий
   в лесовосстановление                       _31_



                      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы - Региональная целевая Программа "Леса
                         Мурманской области" на 1997-2000 годы.

Решение о разработке   - Постановление Правительства Россйской
Программы                Федерации от 26 сентября 1997г. N 1240
                         "О федеральной целевой Программе "Леса
                         России" на 1997-2000 годы;
                       - Постановление Главы администрации (гу-
                         бернатора)Мурманской области от 01.07.
                         97 г. N 312 "Об утверждении нормативных
                         правовых документов, регулирующих ис-
                         пользование, охрану,защиту и воспроиз-
                         водство лесов Мурманской области";

Государственный        - Мурманское управление лесами.
заказчик Программы

Основные разработчики  - Мурманское управление лесами.
Программы

Цели и задачи          - Осуществление комплекса лесоводст-
Программы                венных, организационно-технических и
                         экономических мер, направленных на
                         сохранение и воспроизводство лесов,
                         повышение их средозащитной и средо-
                         формирующей роли, обеспечение народ-
                         ного хозяйства в древесной и недре-
                         весной лесной продукции, обеспечение
                         выполнения международных обязательств
                         России по защите окружающей среды и
                         сохранению биологического разнообра-
                         зия лесных экосистем.




Основные показатели    - лесоустройство - 7857 тыс.га.
Программы              - лесовосстановление - 15,0 тыс.га
                       - рубки ухода за лесом в молодняках
                         хозяйственно ценных пород - 2,1 тыс.га
                       - рубки ухода за лесом и санитарные
                         рубки в насаждениях старших воз-
                         растных групп - 90 тыс.м3

Сроки реализации       - 1997 - 2000 г.г.
Программы

Исполнители Программы  - Мурманское управление лесами,
                         Министерство обороны,
                         Комитет по охране окружающей среды
                         Мурманской области

Объемы и источники     - общий объем финансирования
                         в неденоминированных рублях - 58,5 млрд.рублей, в т.ч.
                         за счет средств:
                         Федерального бюджета- 42,0 млрд.рублей ;
                         бюджета Мурманской
                         области             -  6,1 млрд.рублей.

Ожидаемые конечные     - увеличение площади покрытых лесом
результаты Программы     земель лесного фонда на 40,0 тыс.га,
                         в том числе хозяйственно ценных
                         насаждений на        -  40,0 тыс.га.
                         Дополнительное депонирование кисло-
                         рода в воздушный бассейн планеты.
Контроль за организацией- Контроль за ходом работ по выполне-
Программы                нию Программы осуществляется Мурман-
                         ским управлением лесами, администра-
                         цией Мурманской области.




                     1. Цели и задачи Программы.

     Мероприятия Программы направлены на обеспечение  рационального  и
неистощительного   использования  лесного  фонда  Мурманской  области,
охраны, защиты и воспроизводства лесов, исходя из принципа устойчивого
управления  лесами  и  сохранения  биологического  разнообразия лесных
экосистем,  повышения экологического и  ресурсного  потенциала  лесов,
удовлетворения   общества   в   лесных   ресурсах   на  основе  научно
обоснованного, многоцелевого лесопользования.
     Основные цели  Программы   -   через   систему   лесоводственных,
организационно-технических  и  экономических  мер уменьшить площадь не
покрытых лесом земель,  сохранить  достаточно  высокую  продуктивность
северных  лесов  и  их  роль  в  экономическом  оздоровлении Кольского
полуострова.
     Учитывая потребность  в  достоверной  и  оперативной информации о
лесном фонде, а также в информационной системе слежения за изменениями
в  нем,  в Программе рассматриваются вопросы развития лесоустройства и
мониторинга лесов.

               2. Современное состояние лесного фонда,
                лесопользования  и  воспроизводства
                              лесов.


     Общая площадь   земель   лесного   фонда  Мурманской  области  на
01.01.1998 года составляет 9780,4 тыс.га или 67,5%  от  общей  площади
области.
     Леса 1 группы занимают  6274,4  тыс.га,  что  составляет  64%  от
площади  лесного  фонда.  Площадь  особо  охраняемых  территорий 311,3
тыс.га  (заповедники:  "Кандалакшский",  "Лапландский",   "Пасвик"   и
генетические резерваты - 1,0 тыс.га).
     На территории области  выделено  8  заказников  на  площади  67,5
тыс.га и 41 памятник природы на площади 68,6 тыс.га.
     Покрытые  лесной  растительностью  земли лесного фонда составляют
5197,8   тыс.га   или   53,1%   от   общей  площади,  остальные  земли
представлены:     гарями,     погибшими    насаждениями,    вырубками,
биологическими  рединами, несомкнувшимися лесными культурами, а так же
болотами, водами, гольцами и прочими.
     Лесистость по области составляет 36,3 % неравномерное и варьирует
по районам от 1% до 67%.
     Основными лесообразующими породами является сосна,  ель и береза,
которые соответственно занимают 34,4%,  30,5%,  26,1%  покрытой лесной
растительностью земель.
     Суровые почвенно   климатические  условия  Кольского  полуострова
обуславливают особенности лесов области, основными из которых являются
их  низкополность,  малая производительность,  небольшой выход деловой
древесины.
     Общий запас насаждений составляет 198,08 млн.кбм,  в т.ч. в лесах
1 группы 112,87млн.кбм.
     Запас спелых и перестойных насаждений в лесах Ш группы, возможных
для эксплуатации 42,66 млн.кбм.  Ежегодный  прирост  запаса  на  1  га
покрытых лесом земель составляет всего 0,4 кбм/га.
     В последние  годы  идет  устойчивое  и  систематическое  снижение
расчетной лесосеки.
     По сравнению с 1980 годом расчетная лесосека уменьшилась на 58% и
с 01.01.1996 года ее размер составляет 691,9 тыс.кбм.
     Однако, в    связи   с   развалом   лесопромышленного   комплекса
использование расчетной лесосеки в последние 3 года не превышает 25%.
     Ожидаемый объем заготовки древесины в 1997  году  составил  120,8
тыс.кбм или 17,5% использования расчетной лесосеки.
     На период,  предусмотренный программой объем заготовки сохранится
в пределах 20-25% от размера расчетной лесосеки.
     Кроме того,  выделение водоохранных зон вдоль водных  объектов  в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23
ноября 1996 года N 1404 может привести к  снижению  размера  расчетной
лесосеки до 60%.
     По состоянию на 1.01.1998 года не покрытые лесной растительностью
земли, находящиеся в ведении управления лесами составляют 161,8 тыс.га
(редины,  несомкнувшиеся лесные культуры,  гари,  погибшие насаждения,
вырубки, пустыри, прогалины).
     Из 8,3   тыс.га   погибших  насаждений  7,5  тыс.га  представлены
насаждениями,  погибшими от  воздействия  промвыбросами.  В  настоящее
время  эти  площади  имеют вид техногенных пустошей и ввиду отсутствия
научных рекомендаций по технологии создания лесных культур из основных
лесообразующих пород и отсутствия финансирования,  здесь не могут быть
начаты лесовосстановительные работы.
     В результате выполненения в  1997-2000г.г.  лесовосстановительных
мероприятий  и  перевода  не  покрытых лесной растительностью земель в
покрытые,  не покрытые  лесной  растительностью  земли  уменьшились  к
01.01.2001  г.  составят  110 тыс.га.  1.01.1997г.  на 40,0 тыс.га и к
1.01.2001г. составят 110 тыс.га.
     По состоянию на 1.01.98 г. площади лесных культур, переведенные в
покрытые  лесной  растительностью  земли,   составили   33,1   тыс.га,
несомкнувшиеся лесные культуры 24,3 тыс.га.
     Лесные культуры в области создаются  в  основном  методом  посева
инорайонными  семенами,  что  не  совсем  благоприятно  сказывается  в
последующем на состоянии лесных культур.
     Автотракторный парк  к  настоящему  времени  изношен более чем на
половину  и  требует  своего   основательного   обновления.   В   силу
необходимости   содержания  всего  автотранспортного  парка  в  крытых
помещениях,  а   также   надежного   хранения   семенного   материала,
потребуется дополнительное строительство гаражей,  складских помещений
и других сооружений.
     Содействие естественному    возобновлению    выполняется    путем
сохранения подроста (85%) и путем минерализации почвы (15%) от  общего
объема этого вида лесовосстановления.
     Семенные годы на севере области бывают 1 раз в 20-25 лет,  на юге
-  1  раз  в 12-15 лет,  что сдерживает естестественное заращивание не
покрытых лесной растительностью земель.  На  50  %  вырубок  проведены
мероприятия по содействию естественному возобновлению леса.


                 3. Система программных мероприятий.

                           Лесоустройство.

     Переход к рыночным отношениям в экономике,  внедрение в  практику
аренды   участков  лесного  фонда  и  других  новых  форм  и  процедур
организации   пользования   лесным   фондом   требуют    развития    и
совершенствования лесоустройства,  повышения уровня лесоустроительного
проектирования,  поиска и внедрения новых технологий лесоустроительных
работ.
     По состоянию на 1 января  1998  года  изученность  лесного  фонда
характеризуется данными, приведенными в таблице 1.

                                            Таблица 1

               Изученность лесного фонда
                                          Площадь (тыс.га)
______________________________________________________________
             Общая   Прове- В т.ч. по давности     Лесо- Аэро-
             площадь дено      лесоустройства      инвен обсле
                     лесо-  ______________________ тари- дова-
                     устой- 1-10 11-15 16-20 более зация ние
                     ство                     20         1950-х
                                                         годов
______________________________________________________________
Всего по
Мурманской
области      9920,4  8322,3 3723,8 2208,9 2256,0 133,6 - 1598,1

В процен-
тах
                100    83,9   37,6   22,3   22,7   1,3 -   16,1
______________________________________________________________



     Из общей  площади  лесного  фонда - 1598,1 тыс.га устроено в 50-х
годах аэротаксационным способом.  В связи со значительными изменениями
в   лесном   фонде  эти  материалы  не  могут  быть  использованы  как
обязательные  нормативно-технические  документы  для  ведения  лесного
хозяйства,  пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного
и текущего планирования.
     Намечено провести  очередное лесоустройство на общей площади 7857
тыс.га (приложение N 1).

                          Мониторинг лесов.

     Мониторинг лесов  осуществляется  в  целях  организации   системы
наблюдений,  оценки,  прогноза  состояния и динамики лесного фонда для
осуществления государственного  управления  в  области  использования,
охраны,  защиты  лесного  фонда и усиления их экологических функций на
Кольском полуострове.
     В состав  работ  по  развитию мониторинга лесов входит проведение
рекогносцировочных обследований, проектирование и начало закладки сети
пунктов наблюдений, установка и отладка технических средств.
     Реализация предлагаемой    программы   работ   позволит   достичь
следующих результатов:
     - создать  комплекс  программно-методического обеспечения ведения
лесного мониторинга на всех уровнях управления лесным хозяйством;
     - провести опытно-производственную  проверку  и  создать  систему
мониторинга лесов на региональном и на локальном уровнях;
     - внедрить  мониторинг лесов на участках лесного фонда с наиболее
ценными и подверженными негативным воздействиям насаждениями.

                         Лесовосстановление.

     Основным принципом  в воспроизводстве лесов остается обязательное
лесовосстановление вырубок и  регулируемое,  с  применением  различных
способов  содействия,  естественное  возобновление лесов на непокрытых
лесом землях.
     Основными объектами  работ  по  лесовосстановлению будут сплошные
вырубки,  ежегодный  объем  которых  ожидается  в  пределах  2000  га.
Учитывая необходимость восстановления лесов на гарях, вырубках прошлых
лет,  на площади погибших лесных культур и в целях ускорения  процесса
воспроизводства  лесов,  лесовосстановление  по  Мурманской области на
1998-2000 г.г.  проектируется в объемах 15,0 тыс.га, в том числе посев
и   посадка   леса   на   площади   4500  га  (30%  от  общего  объема
лесовосстановления).
     Лесные культуры в  области  создаются  преимущественно  семенами,
заготовленными за ее пределами.  Семена эти хотя и районированные,  но
созданные из них лесные культуры зачастую отстают в росте,  гибнут,  а
перевод  в  покрытые  лесной  растительностью земли производят за счет
естественного возобновления.
     Из-за практически полного отсутствия почвообразующих орудий посев
леса   производится   вручную,   что   удлиняет    сроки    выполнения
лесокультурных работ,  а это,  в свою очередь, сказывается на качестве
лесовосстановления в целом.
     Содействие естественному    возобновлению    выполняется    путем
сохранения подроста (85%) и путем минерализации почвы (15%) от  общего
объема  этого  вида  лесовосстановления.  Эффективность  минерализации
почвы  низка,  ввиду  крайне  редкой  повторяемости  семенных  лет   и
отсутствия по этой причине обсеменения подготовленных площадей.
     За последнее время посев лесных культур выполняется семенами ели,
а вырубаются в основном сосновые насаждения  (72%).  Поэтому  сосновые
вырубки,  при  незначительном  количестве  подроста  и  даже  при  его
отсутствии лесхозы вынуждены оставлять под естественное заращивание.
     В результате намеченных мероприятий к 2000 году не покрытые лесом
земли должны уменьшиться до 110,0 тыс.га.
     В 9 лесхозах Мурманской области  выращивают  посадочный  материал
хвойных   пород   в   условиях  контролируемой  среды,  в  теплицах  с
полиэтиленовым покрытием.  Для этого сооружено 27  теплиц  на  площади
около 1,5 га.
     Ввиду отсутствия  в  больших  количествах   семенного   материала
хвойных  пород  необходимо  расширять  тепличное  хозяйство и частично
переходить на выращивание посадочного материала  с  закрытой  корневой
системой.
     За последнее время основным способом создания лесных  культур  на
вырубках  является  посадка  2-летних  сеянцев  сосны и ели.  При этом
испытывается  крайняя  потребность  в  лесохозяйственной   технике   и
оборудовании .
     Объемы работ по лесовосстановлению,  исходя из наличия непокрытых
лесом земель, приведены в приложении N 2.
     Расчет объемов лесовосстановления произведен,  исходя из  наличия
непокрытых лесом площадей по состоянию на 01.01.97 - 151,7 тыс.га.  На
вырубках,  гарях  и   прогалинах   уже   проведены   меры   содействия
естественному возобновлению на площади 47,0 тыс.га, но они не переведы
в  покрытые  лесной  растительностью  земли  в  связи   с   тем,   что
возобновление не закончено.
     По рекомендациям   лесоустройства   лесовосстановление    следует
проводить на 25%  не покрытых лесной растительностью землях, остальные
- 75%  в  условиях  Кольского  Заполярья  оставлять  под  естественное
заращивание.
     Под лесовосстановление на период Программы приходится 15,0 тыс.га
или в среднем по 5,0 тыс.га ежегодно.


                Рубки ухода за лесом и выборочные
                         санитарные рубки

     В период  с 1997 года по 2000 годы ежегодный объем рубок ухода за
молодняками предусматривается в размере около 700 га.
     На 1997-2000г.г.    средний    ежегодный   объем   промежуточного
пользования проектируется в размере 30 тыс.куб.м.
     Прогноз динамики  рубок ухода и санитарных рубок на 1997-2000г.г.
приводится в приложении N 2.





                                                  Таблица  2

             Объемы работ по основным направлениям
               лесохозяйственной деятельности и
                  производственные затраты.

______________________________________________________________
     Показатели         Един.  1997г.  1998г.  1999г.  2000г.
                        изм.
______________________________________________________________
Авиационные меры
борьбы                  га       -       -       -       -
   в том числе:
биометодом              га       -       -       -       -

Наземные меры
борьбы                  га       30      30      30      30

Лесопатологический
мониторинг              га     3700    3700    3700    3700

Экспедиционное лесо-
патологическое обсле-
дование                 га        -       -       -       -

Производственные     млн.руб.
затраты - всего      (в ценах     -      95      95      95
   в том числе:      1997г.)
биотехнические
мероприятия          млн.руб.     -       -       -       -
______________________________________________________________



                     Защита лесов от вредителей,
                 болезней и воздействия промвыбросов

     Рост антропогенного воздействия на природную среду сопровождается
ослаблением и усыханием лесов.
     Особенно это касается лесов поврежденных промвыбросами комбинатов
"Печенганикель"   и   "Североникель".   В   настоящее   время  площадь
поврежденных лесов составляет 133590 га, из которых на площади 7469 га
насаждения полностью погибли.
     Для уточнения границ поврежденных насаждений,  а  также  с  целью
выявления  очагов  вредителей  и  болезней  леса  необходимо  ежегодно
проводить лесопатологическое обследование как собственными силами, так
и экспедиционно.
     Необходимые объемы работ по защите лесов от вредителей,  болезней
леса и воздействия промвыбросов приведены в таблице.

                    Дорожное строительство

     Ведение интенсивного лесного хозяйства, организация рационального
использования невозможны без развития путей транспорта в лесном фонде.
     В настоящее время сеть путей  транспорта  крайне  недостаточна  и
составляет всего 0,08 км на 100 га земель лесного фонда.
     Недостаточная густота   дорожной  сети,  преобладание  (более  80
процентов)  дорог  в  плохом  техническом   состоянии   не   позволяют
обеспечить  проведение работ по лесовосстановлению и уходу за молодыми
лесами.
     Объем строительства   дорог   за   последние   годы   практически
прекратился.

                 4. Организация государственной
                  лесной охраны.

     В целях     усиления    контроля    за    состоянием,    охраной,
воспроизводством и использованием лесов Программой предусматривается:
     - довести численность работников гослесоохраны в лесах

     Мурманского управления лесами до 489 человек;
     - построить  в  лесхозах  Мурманского управления лесами 13 единиц
контор и кордонов;
     - обеспечить  работников лесоохраны служебным оружием (120 ед.) и
форменной одеждой (628 комплектов);
     - приобрести  в  лесхозы не менее 44 автомобилей,  129 мотоциклов
класса "Урал", 24 лодочных мотора "Вихрь";
     - для  обеспечения  оперативной связи лесоохраны во время несения
дежурства  необходимо  направить  в  хозяйство  36  радиостанций  типа
"Кактус",  "Карат"(Таблица  N  3),  приобрести  и обеспечить сервисное
обслуживание программно-аппаратного комплекса  по  обнаружению  лесных
пожаров с помощью искусственных спутников земли.

               5. Научно-техническое обеспечение

     Реализация Программы базируется на оперативном внедрении в лесном
хозяйстве      результатов      фундаментальных      и      прикладных
научно-исследовательских работ,  выполненных отраслевыми и  проектными
учреждениями.
     Недостаточное финансирование проводимых исследований не позволяет
своевременно  и  качественно  решать  задачи  по  научному обеспечению
отрасли в Мурманском регионе.
     В лесном   хозяйстве   используется  вычислительная  техника  для
государственного   учета   лесного   фонда,   решения   многочисленных
лесоустроительных и лесохозяйственным задач.  На 1997 год оснащенность
лесного хозяйства Мурманского  управления  лесами  составила  лишь  32
процента от необходимого уровня.
     Затраты на  информатизацию  отрасли   на   1998-2000г.г.   должны
составить   0,3   млр.руб.,   в  том  числе  капитальные  вложения  на
приобретение компьютерной техники 0,2 млрд.руб.
     Кроме того, Мурманское управление лесами испытывает необходимость
финансирования проведения договорных научно-исследовательских работ по
проблемам создания семенной базы хвойных пород на селекционной основе,
внедрения    прогрессивных    технологий     в     лесовосстановлении,
лесоводственных  мер  повышения качества лесовосстановительных работ и
научного обеспечения повышения эффективности лесовосстановления.
     В целях повышения  эффекта  лесовосстановительных  работ  в  зоне
лесов,     поврежденных    промвыбросами,    необходимо    осуществить
научно-исследовательские работы, которые были бы направлены на решение
вопросов   выживаемости  культивируемых  древесных  пород  в  условиях
аэротехногенного загрязнения окружающей среды.
     Затраты на проведение НИОКР к 2000г. составляют 0,9 млрд.рублей.


                                            Таблица  3

                          Основные показатели
                     по организации государственной
                             лесной охраны
______________________________________________________________
      Показатели        Един.  1997г.  1998г.  1999г.  2000г.
                        изм.
______________________________________________________________
Численность работников
государственной лесной
охраны                  чел.    316     450     489     489
Потребность в служеб-
ных помещениях
конторах лесхозов и
лесничеств               шт       -       3       3       4
кордонов                 шт       -       3       -       -
Потребность в слу-
жебном оружии            "        -      40      40      40
Потребность в тран-
спортных средствах:
автомобили "УАЗ"         "        -      14      15      15
мотоциклы "Урал"         "        -      46      42      41
снегоходы                "        -       1       2       2
лодки моторные
"Казанка","Прогресс"     "        -       -       -       -
лодочные моторы
"Вихрь"                  "        -       6       8      10
Потребность в формен-
ной одежде для работ-
ников государственной
лесной охраны           комп.   118     206     209     213
Потребность в радио-
станциях типа "Кактус"    шт.      -     36      -       -
_____________________________________________________________




                     6. Ресурсное обеспечение.

           Потребность в финансировании расходов на
              выполнение программных мероприятий.
          _________________________________________
     Общая минимально  необходимая потребность в операционных расходах
на выполнение мероприятий на период  1997-2000г.  в  ценах  1997  года
составляет 58,5 млрд.рублей.

                                           Таблица  4

          Общая потребность в расходах и источниках
          их покрытия по Мурманскому управлению лесами
                  по программе "Леса России"

--------------------------------------------------------------
     Расходы и источники     1997   1998   1999   2000   1997-
         их покрытия          год    год    год    год   2000г.
--------------------------------------------------------------
Затраты на операционные
расходы  - ВСЕГО             6,5    15,5   5,8    11,4   49,2
из них:
- федеральный бюджет         4,3    11,7   11,1   5,6    32,7
- бюджет субъектов РФ         -      1,2    1,9   3,0     6,1
- собственные средства       2,2     2,6    2,8   2,8    10,4

Капитальные вложения
           - ВСЕГО           0,1     3,1    2,4   2,8     8,4
из них:
- федеральный бюджет         0,1     3,1    2,4   2,8     8,4
- бюджет субъектовв РФ        -       -      -     -       -
- собственные средства        -       -      -     -       -

НИОКР       - ВСЕГО           -      0,3    0,3   0,3     0,9
- федеральный бюджет          -      0,3    0,3   0,3     0,9
- бюджеты субъектов РФ        -       -      -     -       -
- собственные средства        -       -      -     -       -


ВСЕГО  расходов              6,6    18,9   18,5   14,5   58,5
из них:
- федеральный бюджет         4,4    15,1   13,8    8,7   42,0
- бюджет субъектов РФ         -      1,2    1,9    3,0    6,1
- собственные средства       2,2     2,6    2,8    2,8   10,4
--------------------------------------------------------------



     В перечень  объектов  строительства  на  период  1997-2000   годы
включено   минимально   необходимое   количество   производственных  и
административных зданий.
     Общие затраты   на   лесное   хозяйство   Мурманской  области  по
источникам  финансирования  в  1997  году   сформировались   следующим
образом:
     - средства федерального бюджета   - 7,8 млрд.руб. - 63,4%;
     - целевые средства бюджетов субъ-
       ектов Российской Федерации и
       местных бюджетов                - 0,1 млрд.руб. - 0,1%;
     - собственные средства лесхозов - 4,4 млрд.руб. - 36,5%.
     Таким образом,   основным   источником   финансирования   лесного
хозяйства региона является федеральный бюджет и собственные средства -
99,9%.
     Общая сумма  платежей  за  пользование  лесным   фондом   (отпуск
древесины  на  корню) в 1997 году составили 2,38 млрд.рублей или 14000
рублей за 1 куб.м. древесины, отпускаемой на корню.



                                          Таблица 5

       Необходимая потребность в операционных расходах
       по Мурманскому управлению лесами по видам лесо-
       хозяйственной деятельности на 1997-2000 годы.

                                                     млрд.руб.
--------------------------------------------------------------
                                1997  1998  1999  2000 1997-
                                                       2000
--------------------------------------------------------------
Лесоустройство                    -    4,2   4,4    -    8,6

Мониторинг                        -    -     -     -     -

Рубки ухода и другие лесохозяй-
ственные работы (кроме строи-
тельства лесохозяйственных
   дорог)                        0,6   1,1   1,1  1,1   3,9

Лесовосстановление               0,85  1,8   1,7   1,7  6,05

Лесозащитные работы              -      -     -     -    -

Гидромелиоративные работы,
строительство и ремонт
лесохозяйственных дорог          -      -     -     -    -

Проектно-изыскательские
работы                           0,08   0,08  0,08  0,08  0,32

Производственные затраты         1,5    7,2   7,3   2,9  18,9

Общепроизводственные
расходы                          0,6    2,9   2,9   2,8   9,2

ИТОГО производственных
      расходов                   2,1   10,1  10,2   5,7  28,1




Содержание органов и органи-
заций лесного хозяйства,
включая лесхозы                 4,4    5,0   5,3   5,3  19,9

Прочие расходы                   -     0,4   0,4   0,4   1,2

ВСЕГО расходов                  6,5   15,5  15,8  11,4  49,2
--------------------------------------------------------------


     В общих затратах на операционные расходы производственные затраты
составляют  57,0  процентов,  из  них  35,4  процента  направляются на
воспроизводство лесов (включающие лесовосстановление,  рубки  ухода  и
другие  лесохозяйственные  работы),  затраты  на содержание лесхозов и
управления лесами составляют 43,0 процента.
     Износ производственной базы лесхозов составляет 50,1 процента.
     Такое положение создалось  в  результате  политики  прежных  лет,
когда    приоритетными    направлениями    развития    были    объекты
лесопромышленного производства.
     На счета  лесхозов  в  1996 году поступило 41,1 процента от общей
суммы взимаемых арендной платы и лесных податей.




                                           Таблица  6

             Потребность в расходах по источникам
                        финансирования
                                  в ценах 1997 года, млрд.руб.
--------------------------------------------------------------
                            1997    1998   1999   2000   1997-
                            год     год    год    год    2000
                                                         годы
--------------------------------------------------------------
Общая потребность в
расходах - всего            6,6     18,9   18,5   14,5   58,5

из них:

Федеральный бюджет          4,4     15,1   13,8   8,7    42,0

Ассигнования из бюджетов
субъектов Российской
Федерации, местных бюдже-
тов и собственных средств   2,2      3,8    4,7   5,8    16,5
--------------------------------------------------------------

              Механизм финансового обеспечения и
              анализ доходности лесного хозяйства.
              ___________________________________
     В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в Программе
учтен новый порядок распределения и использования средств,  получаемых
при  взимании  платежей  за пользование лесным фондом и финансирования
лесного  хозяйства.  Расходы  на  содержание  территориальных  органов
управления  лесным  хозяйством,  осуществление мероприятий по борьбе с
вредителями  и  болезнями  леса,  выполнение  работ  по  строительству
лесохозяйственных  дорог,  семеноводство,  ведение  мониторинга лесов,
ведение государственного лесного  кадастра  и  государственного  учета
лесного  фонда,  лесоустройство,  научно-исследовательские и проектные
работы  в  области  лесного  хозяйства,  подготовку   кадров   лесного
хозяйства,  обеспечение  форменным  обмундированием работников лесного
хозяйства,  развитие социальной сферы лесного хозяйства  предусмотрено
финансировать из федерального бюджета.
     Расходы на  воспроизводство  лесов предусмотрено финансировать из
средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
     Федеральной службой    лесного   хозяйства   России   разработаны
нормативы затрат на  мероприятия  по  лесовосстановлению  и  уходу  за
лесом,  на  основе  которых  в  области будут определяться необходимые
расходы на воспроизводство лесов (утверждены 18.04.1997г. М.Ю.Клинов).
     В соответствии  со  статьтей  106  Лесного   кодекса   Российской
Федерации  суммы лесных податей и арендной платы в размере минимальных
ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, полностью поступают в
бюджет области.
     За счет этих средств осуществляется  финансирование  расходов  на
воспроизводство лесов в области.
     Плата за древесину,  отпускаемую  на  корню  в  настоящее  время,
низка,  ее  удельный вес в цене заготовленной древесины в круглом виде
составляет 7,9% по области.
     Причины низкого  уровня  платежей  за  пользованые  лесным фондом
следующие:
     спад производства   в   лесной   промышленности,  что  привело  к
сокращению объемов заготовки древесины в 3,8 раза;
     пониженный спрос  на  древесину  и продукцию ее переработки из-за
низкой покупательной способности предприятий и населения;
     большая удаленность лесосечного фонда от магистральных путей;
     высокие транспортные расходы по доставке лесоматериалов в  районы
потребления;
     недостаточная подготовленность специалистов на местах для  работы
в условиях рынка;
     незаинтересованность органов государственного  управления  лесным
хозяйством в сборе лесных податей, по закону им не принадлежащих.
     В соответствии   с   Федеральной   целевой   программой  развития
лесопромышленного  комплекса  Российской  Федерации  (1996-2000  годы)
отпуск древесины на корню должен возрасти по сравнению с 1997 годом на
65 процентов,  однако на территории Кольского полуострова  возрождение
лесопромышленного   комплекса   на   ближайшие   годы  такими  темпами
нереально.

                                            Таблица  7

         Прогноз отпуска древесины  на  корню  и  ставок
         лесных податей по Мурманскому управлению лесами
--------------------------------------------------------------
ПОКАЗАТЕЛИ                Един.  1997    1998    1999    2000
                          изм.   год     год     год     год
--------------------------------------------------------------
Отпуск древесины на       млн.
корню                     руб.   0,12    0,19    0,20    0,21

Средняя минимальная
ставка лесных податей
на древесину на корню     руб.   13200   6250    9375    14400

Фактическая (проектиру-
емая) ставка лесных по-
датей на древесину на
корню                     руб.   14000   15000   15500   16000
Процент превышения кон-
кретных ставок над ми-
нимальными                 -    +10,6    +240    +165    +11,1
--------------------------------------------------------------
     Примечание:
1.1997г. - в действующих условиях взимания, распределения
           и перечисления лесных податей (по Основам лесного
           законодательства).
2.1998-2000г.г. - в условиях фактического действия Лесного
           кодекса.


     Отчисления в  бюджет области возрастут в 1,4 раза.  Поступление в
лесхозы от разницы платежей за пользование древесиной по минимальным и
фактическим  ставкам  значительно уменьшится - в 3,5 раза (таблица 7),
т.к. реальной возможности повышения конкретных ставок лесных податей в
регионе нет.

                                         Таблица  8

         Поступление платежей за отпуск леса на корню
               по Мурманскому управлению лесами
--------------------------------------------------------------
     Показатели                    1997   1998   1999   2000
                                   год    год    год    год
--------------------------------------------------------------
Объемы платежей за древесину,
отпускаемую на корню по мини-
мальным ставкам                     -     1,19   1,88   3,0

в том числе поступает:
- в федеральный бюджет              -      -      -      -
- в бюджет субъектов РФ            1,19   1,19   1,88   3,0

Поступает лесхозам от разницы
стоимости древесины, отпуска-
емой на корню по конкретным
ставкам                            1,19   1,66   1,22   0,34

Общая сумма платежей за поль-
зование лесным фондом              2,38   2,85   3,10   3,34
--------------------------------------------------------------


                                          Таблица  9

         Поступление финансовых средств и доходность
            лесного хозяйства Мурманской области

                                               млрд.руб.
--------------------------------------------------------------
     Показатели             1997   1998   1999   2000   1997-
                            год    год    год    год    2000
                                                        годы
--------------------------------------------------------------
Потребность в затратах
на реализацию Программы
     - всего                6,6    18,9   18,5   14,5   58,5

Поступления от платежей за
пользование древесиной
     - всего                2,38    2,85   3,10   3,34  11,67

в том числе:
- в федеральный бюджет       -      -      -      -      -
- в бюджет субъектов
  федерации                 1,19    1,19   1,88   3,00   7,26
- лесхозам для нужд
  лесного хозяйства         1,19    1,66   1,22   0,34   4,41
--------------------------------------------------------------

     В ближайшие три  года  не  намечается  существенных  изменений  в
повышении  доходности  лесного  хозяйства Мурманской области,  расходы
которого и в предыдущие десятилетия не покрывались суммами поступлений
от лесных податей, поступавших в бюджеты районов области.
     На ближайшие три года (1998-2000) намечается повышение доходности
лесного хозяйства до 19,9 процентов.


                       Трудовые ресурсы.
                       
     Потребность в   работниках    государственной    лесной    охраны
составляет:  лесников  360  человек,  мастеров  леса  -  83  человека,
лесничих - 48 человек.
     Фактическая численность  ниже  потребности  по  лесникам  на  187
человек, мастерам - 36 человек.
     На выполнение  требуемых  объемов работ в лесном хозяйстве должно
быть занято 144  человека  рабочих,  фактическая  численность  рабочих
составляет 109 рабочих, что на 35 процентов ниже потребности.
     Недостаток рабочей  силы  отрицательно  сказывается  на  качестве
работ.
     Программой предусматривается    доведение    общей    численности
работающих в лесном хозяйстве до 721 человек (увеличение на  37,3%),из
них  лесохозяйственного  аппарата на 41,0%(таблица N10),  что позволит
увеличить качество ведения лесного хозяйства в области.
                                                  Таблица  10

           Численность работников лесного хозяйства
                                                       чел.
--------------------------------------------------------------
    ПОКАЗАТЕЛИ                  1997   1998   1999   2000
                                год    год    год    год
--------------------------------------------------------------
Среднесписочная численность
работников  -  всего            614    645    692    721
в том числе:
рабочие                         144    144    152    164
лесники                         222    231    267    289
руководители и специалисты      234    256    259    259
из них:
мастера                          51     66     66     66
лесничие                         29     29     29     29
--------------------------------------------------------------



     Выполнение Программы   обеспечивается   действующим   в   системе
Федеральной  службы  лесного  хозяйства  России  системой   подготовки
кадров.
     Затраты средств на подготовку кадров в 1997-2000 годах составляет
0,24  млрд.рублей,  в  том  числе  на  профессиональную  ориентацию  в
школьных лесничествах - 0.03 млрд.рублей;  на подготовку  и  повышение
квалификации  рабочих  -  0,06 млрд.рублей;  на подготовку и повышение
квалификации специалистов в вузах и техникумах - 0,15 млрд.рублей.


     Главный лесничий          А.Ф.Зимин






                                              Приложение N 1

            Сводная ведомость затрат на выполнение
           лесоустроительных работ в 1998-2000 года

                                       В ценах 1997 года
                                               млрд.рублей
--------------------------------------------------------------
                                  1998г.   1999г.   2000г.
--------------------------------------------------------------

Мурманское управление лесами       4,2       4,4       -


-------------------------------------------------------------



     Главный лесничий          А.Ф.Зимин





                                               Приложение N 2


                Объемы работ по основным направлениям
                    лесохозяйственной деятельности

-------------------------------------------------------------------
                     Един. 1997  1998     Предусматривается  Итого
                     изм.  отчет проект      программой      1997-
                                         -----------------   2000
                                         1998  1999  2000    г.г.
------------------------------------------------------------------
1.Лесоустройство    т.га    -   3851,0 3851,0  4006,0   -   7857,0
2.Лесовосстанов-
  ление - всего      "     7,0     5,5    5,5     5,0   4,5   22,0
  в том числе:
 -посев и посадка
  леса              "      1,612   1,5    1,5     1,5   1,5    6,1
3.Рубки ухода за
  лесом в молод-
  няках-всего       "      0,3     0,7    0,7     0,7   0,7    2,4
4.Рубки ухода за
  лесом и санитар-
  но-выборочные
  рубки(ликвидная
  древесина)       т.м3   25,0    30,0   30,0    30,0  30,0  115,0
5.Ввод молодня-
  ков в катего-
  рию ценных
  насаждений      "        -        -    19,0    18,0  17,0   54,0
6.Лесопатологи-
  ческий мони-
  торинг           т.га    3,7      -     3,7     3,7   3,7   14,8
7.Экспедицион-
  но-лесопато-
  логическое
  обследование  млн.га     -         -      -      -     -      -
8.Биотехничес-
  кие меропри-
  ятия          т.руб.     -         -      -      -     -      -
9.Строитель-
  ство дорог
  лесохозяй-
  ственного
  назначения      км       -         -       -      -     -     -
10.Ремонт дорог
   лесохозяйст-
   венного наз-
   начения       км        -         -       -       -     -    -
-----------------------------------------------------------------

     Главный лесничий          А.Ф.Зимин





                                               Приложение N 3

                    Внедрение прогрессивных технологий                                                 
                           в лесовосстановлении                                                        
 ----------------------------------------------------------------                                                         -----------------------
                      Един.           Предусмотрено программой                                         
                      измер.            на лесовосстановление                                                              1999    2000   Итого
                                 --------------------------------                                                                                1998-
                                 1998   1999   2000    Итого
                                                       1998-
                                                       2000
-----------------------------------------------------------------

1. Заготовка лесных
   семян местного      кг         50     70   100    220
   происхождения

2. Механизация рубок
   ухода в молодняках
   с применением ку-
   сторезов            т.га       0,49   0,49  0.49    1,47

---------------------------------------------------------------

     Главный лесничий          А.Ф.Зимин



Информация по документу
Читайте также